3145 Впервые опубликовано в «Журнале Министерства Народного Просвещения» за 1884 г. Ноябрь. С. 155–174. 3146 κα υπσο. μοι στοροντι κατ μνμην συνθροισται (Bd. IV. S. 136), говорит Пселл, и мог бы это сказать и при жизни Мономаха. 3147 Мы никак не можем из заявления Пселла, что он избегал подробностей, для описания которых потребовалось бы много времени, заключать вместе с автором, что он выполнил свой труд в короткое время (С. IV), тем более что когда Пселл написал эти слова (в царствование Мономаха), труд его был еще далеко не закончен. 3151 В этом отделе автор говорит и об эпиграммах Иоанна Евхаитского, но неверно, будто в новом издании де-Лагарда есть одна лишняя эпиграмма против прежних изданий (С. LV1II). 69 εις τ λομα τν Βλαχερνν была напечатана раньше, но под заглавием εις ρουσαν υδωρ. 3152 Leo Diac. P. 177: πρς τν το πατρικου Ρωμανο και τ του σεβαστοφρου διαπρποντος ξιματι εσταν κατγετο. Также см.: Советы и рассказы византийского боярина XI в. (Ж. М. Η. П. 1881. Июль. С. 147): μεγαλοδοξτατος σεβαστοφρος κρ Νικφορος κριτς Πελοποννσου. В главе о чинах и должностях ничего не находим о севастофоре. 3153 τηνικατα γρ ωετο (Склирена) κα τν γμον ατος επιτελ εσεσθαι κα τλλα γενσεσθαι πσα βολοιντο, τυραννσαντος τος νμους το βασιλεου σκοπο. См.: Psell. IV, 126. 3154 Trinchera. Syllabus. См., например, P. 14, 17, 19, 23–24 и т. д. Почти на каждой странице появляется какой-нибудь чин. 3155 σ χριστδουλον τον μραν τιμ κ θεο βασιλεα μν τ μεγαλεπιφανεσττω τν προτονοβελισσμων ξιματι. το εναι σε εις τ ξης πρωτονοβελσσιμον και συντιμασθαι τοις ουτετιμνοις και της βασιλεας μν περεχεσθαι. См.: Cusa J. Diplomi Greci. Vol. I. Par. 1. P. 58. 3157 Точный смысл слов историка не позволяет переводить «был произведен в патриции, а из патрициев в весты». 3160 Trinchera. Syllabus. P. 32 (1033 г.): νομσματα πρς τος δουλεοντας τη μονη βδομκοντα δο καταβλωμαι και πρς τ βσιλικν βεστιριος λλα τοσατα ετα; Ρ. 41 (1042 г.): κα πρς τ βσιλικν βεστιαρ ετερα νομσματα εκοσι: Ρ. 42 (1045 г.): κα πρς τ βσιλικν βεστιριον ετερα τοσατα. См. еще P. 27, 43, 45, 52, 59. Βεστιριον является иногда однозначащим с βσιλικν ταμιεον. См.: Ducangii In Alexiadem notae. P. 503.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Есть праздники Сретение, Благовещение, а Рождество Христово и Крещение не показаны. Вообще месяцеслов не полный и в отношении к праздникам.     Из славянских древнейшая праздничная минея находится в импер. публ. библиотеке и относится к XI-XII веку. Замечательно, что в ней находится 28 окт. служба великомуч. Параскеве, которой мы не нашли ни в древнейших греческих рукописных минеях, ни в греч. печатных, ни в древнейших славянских XI-XV в., но в позднейших славянских рукописных минеях иерусалимского устава XVI века служба ей есть. Замечательна праздничная славянская минея в московской синод. типографии 1211), относимая к XII-XIII веку на месяцы декабрь, январь и февраль. В ней есть служба на обретение мощей св. Климента римского 30 января (славянский праздник), с особою службою, чего нет во всех известных нам минеях.     И впоследствии, когда явились уже минеи повседневные, праздничные минеи оставались в употреблении по разным причинам: 1) ради большей удобности употребления одной книги, 2) не во всех церквах была ежедневная служба и потому не было надобности приобретать дорого стоившие рукописные повседневные минеи. Замечательна Хлудовская минея на бомбицыне XIV-XV в. 144 сентябрь-декабрь, со стишным синаксарем (прологом). Она есть нечто среднее между праздничными и повседневными минеями; имеет службы и синаксарь на многие, но не на все дни. Перевод синаксаря отличен от нашего общепринятого и в памятях несколько различествует, 13 сент. в нем есть сказание о Петре в Атрое весьма редкое. В софийской праздничной минее XV в. 383 помещен месяцеслов по студийскому уставу.     Повседневные минеи, как сказано выше, не могли составиться ранее конца IX века. Самое большее число канонов, в них содержащихся, написано св. Иосифом песнописцем, урожденцем сицилийским, монахом селунским, пресвитером, сосудохранителем и духовником константинопольской церкви, скончавшимся в 883 году; весьма многие каноны написаны св. Феофаном палестинским, скончавшимся ок. 850 года. Кроме того немалое число стихир и часть канонов наших миней составлены писателями X века.     Естественно, что состав миней X и XI веков был разнороден и не могло быть еще в них единства по свободе, какую имели тогда составители песнопений и предстоятели церквей в деле устроения церковного богослужения. В конце XI века Никон Черногорец жаловался, что уставы иерусалимские не согласовались с иерусалимскими, а студийские со студийскими. Повседневные минеи того времени также уже требовали исправления. Это дело совершено современником Никона Иоанном, митрополитом евхаитским ( ок. 1100 г.). Так говорит надпись стихами в минеям, им самим исправленным:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3. Так как Никифор не надеялся более договориться с таврами и знал, что нелегко будет подчинить своей воле окончательно уклонившегося от истинного пути патрикия Калокира, который вышел из-под его власти и возымел большое влияние на Сфендослава, он предпочел отправить посольство к единоверцам мисянам назначив послами патрикия Никифора, прозванного Эротиком и проедра Евхаитского Филофея [Никифор] напомнил мисянам об их вере (ведь мисяне без всяких отклонений исповедуют христианскую религию и попросил у них девиц царского рода чтобы выдать их замуж за сыновей василевса Романа укрепив посредством родства неразрывный мир и дружбу между ромеями и мисянами. Мисяне с радостью приняли посольство посадили девиц царской крови на повозки (женщины у мисян обычно разъезжают на повозках и отправили их к василевсу Никифору, умоляя его как можно скорее прийти к ним на помощь, отвратить повисшую над их головами секиру тавров и обезвредить ее. И если бы [Никифор] пошел защищать мисян, он одержал бы победу над таврами, как и над другими племенами, против которых он выступал с ромейским войском, но небольшой толчок может поколебать [судьбу] человека; она, я бы сказал, висит на тонкой нити и часто обращается в противоположное. Справедливо полагают некоторые, что какой-то гнев божества и людская зависть противостоят знаменитейшим и сильнейшим мужам, вводя их в заблуждение, сокрушают и обращают в ничто. То же самое случилось тогда и с василевсом Никифором, хотя все совершалось согласно его желанию и достиг он большего, нежели кто-либо из тех, которые правили до него. Я утверждаю, что Всемогущий с удивительной предусмотрительностью обращает благополучие людей в противную сторону, тем самым напоминая им, что они смертны, недолговечны и не должны возноситься выше положенного Ведь были уже люди, которые, достигнув успеха и отличившись в битвах, оскорбляли провидение тем, что осмеливались провозглашать себя богами. Примерами могут служить сыновья Алоэя от и Эфиальт, которые, согласно мифу, пытались взойти на небо Навуходоносор Вавилонский, воздвигший сам себе статую, а также сын Филиппа Александр, повелевший, чтобы его называли сыном Аммона Итак, деяния людей по справедливости непрочны и превратны Это испытали тогда и ромеи, которые вскоре лишились такого предводителя, какого прежде не было в ромейской державе. Если бы рок со смертью [Никифора] не обернул судьбу ромеев вспять, то ничто не помешало бы им при его жизни расширить границы своего владычества на востоке до Индии, а на западе до самых пределов обитаемого мира Но возвратимся снова к тому месту, где мы уклонились от нити повествования.

http://sedmitza.ru/lib/text/433425/

Пишешь, что тебя беспокоит мысль безнадежия о спасении, что имея деньги будто не можешь спастись: это явное коварство вражие и сеть его, не дающая тебе мира и спокойствия. Оставя пристрастие к сребролюбию, скажи мне: можешь ли проходить жизнь совершенно нестяжательную и нищенскую ? Ни силы твои, ни образование, ни состояние твоего здоровья, не позволят тебе сего исполнить, а того, что выше силы твоей, Бог, от тебя не потребует; но избегай пристрастия к богатству, и надежды на него; также излишества в пространстве и роскоши; но живи сообразуясь со своими немощами, благодари Бога, даровавшего тебе обеспечение жизни, и смиряй свои помыслы, подобно как Симеон Евхаитский писал к иноку Иоанну, не могшему положить основания своего, на совершенном отречении всего, и жить между братьями в послушании, терпении и проч. (209 стр. далее до 213 с половины страницы «а понеже сие небысть» и так далее); это он пишет к проходящему безмолвный путь; но и тебе можно применить к себе, не у исправившей совершенного нестяжания, и также укорять себя, понуждать на показанные им там добродетели, а паче на самоукорение и смирение, яко ничтоже благо сотворшую; и будет довлети тебе во спасение. А паче, при благом твоем произволени и стремлении к исполнению заповедей Божиих, Он поможет тебе, и не попустит врагу низложить вас своими кознями, который он конечно не преминет на вас воздвигать; но при вашем противлении обрящете помощь Божию. Чего усердно тебе желаю, остаюсь многогрешный Иеромонах Макарий. 10-е ноября 1856 года. 279 Слана Богу, что совершилось облечение в малый монашеский образ ваших сестер; я их уже и поздравлял с сим, а теперь паки поздравляю, и желаю им иметь чувство спасительного сего на них благодатного действия, и благодарить Бога, удостоившего их сего обручения ангельскому образу. Я не дивлюсь, что N N приняла мой тебе совет на свой счет, за политический будто отказ в её ходе к вам. Будто враг хочет добра и пользы душевной? Сердце её смутилось, уж это и значит – приняла вражеский прилог к лишению её пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Однако этот иерусалимский литургический строй вообще и строй чтений в частности в момент заимствования не был вполне именно тем, какой описан в наличном литературном памятнике, известном под именем Иерусалимского Устава. Некоторые детали несомненно не были тогда, так как они появились позднее начала XI века и при том под обратным влиянием константинопольской практики: таково слово Иоанна Евхаитского на трех святителей, составленное в конце XI века на праздник, установленный в Константинополе в 1084 году 1047 , но не приобретший там прав гражданства даже в средине XII века, как это показывает отсутствие его в Евергетидском Типиконе. Наличность этого слова показывает, что первооригинал настоящего литературного памятника – Иерусалимского Устава (если только, конечно, в нем данное слово находилось) описывает церковную практику второй половины XII века, с чем, кстати сказать, как нельзя более, согласуется тот литературный факт, что самые ранние датированные списки Иерусалимского Устава мы имеем от 1201 и 1214 гг., т.-е. самого начала XIII века 1048 , а из недатированных древнейший (Синайский 1094) принадлежит XII веку 1049 . Но эта практика XII века, описанная в Иерусалимском Уставе, все же не была практикой сколько-нибудь серьезно и непосредственно реформированной по образцу практики студийской. Самое очевиднее доказательство этого факта дает опять-таки состав чтений Иерусалимского Устава: этот состав сохраняет свою бедность при наличии в студийской практике самого разнообразного четьего материала, сохраняет свою бедность даже в тех случаях, когда, именно в отношении некоторых двунадесятых и других важнейших праздников, была прямая и неотложная нужда позаимствовать из студийской практики. Мало того, в Иерусалимском Уставе есть небольшое число произведений лишних, сравнительно со студийской практикой; но если бы Иерусалимский Устав был составлен под влиянием студийской практики, то первый обогатился бы не этими чуждыми студийской практике произведениями, а произведениями, указанными в уставах студийских: этот лишек мог войти лишь при независимости от студийской практики XI–XII века и в условиях места и времени, несравненно менее богатых учительным материалом, чем Константинополь XI–XII века – периода появления Алексеевского и Евергетидского Уставов. Правда, в Иерусалимском Уставе есть несколько произведений, тождественных лишь с Евергетидским Типиконом, но, во-первых, это еще не дает права признавать их появление, как непременно плод заимствования из студийской практики XII века, так как они могли быть плодом простого совпадения в выборе, а во-вторых, и самое главное, если бы они были плодом заимствования, то самая ничтожность числа этих произведений и их нехарактерность для Студийского Устава показывала бы, что это заимствование было плодом знакомства со студийской практикой не прямого, непосредственного, а отрывочного, случайного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

72 . He тело посприятое 486 Бога Слова, якоже некто рече от Святых с небесе сходящо жрется; но самый той хлеб и вино прелагается в Тело и Кровь Христову, верою, и страхом, и любовию, и благоговением от сподоблшихся Божественнаго Священства священнотаинствуем, и от сего в сие пременение приемля, действом и наитием Пресвятаго Духа, не бывая ино тело паче онаго Владычняго, во в сие прелагаяся, обезтленяяся нетлеемо. Коликия убо требует чистоты и святыни Священник, Божественнаго касаяся тела! И какова дерзновения ходатай 487 Богу и человеком бывая, и смолитвенники объемля, с Пречистою и Богоматерию, вся небесныя Ангелов Силы и иже от века Снятыя. Мне мнится Ангельскаго, или Архангельскаго требовати тому 488 яко же убо достоинства тако и усвоения 489 . 73 . Назнаменовати тебе подобает, о верный 490 , яко сего ради откровенна предлежат Святая, по символе веры , на святей трапезе, имущая освящатися, акибы требовали образом некиим от приносящих 491 , и звали неглагольными гласы к Живущему на небесех. Зря бо Той не презирает, и видя не мимо ходит, видением воспоминая еже о грешницех вольное истощание, и неизреченно снизхождение, и человеколюбнозаколение. He бо оправданным сущим нам избавление цену дарова страстию и спасение, благий же и незлобивый, но приразившихся 492 помилова в воззва. 74 . Аще, о чистый прилежа молитве, соединяющей Богу невещественно невещественный ум, и достигл еси, яко в зерцале, увидети имущее преемствовати 493 тя достояние по конце здешния жизни, яко обручение Духа прием, и царствия небесное внутрь стяжав во всяком чувствии ( Флп.1:9 ) в извествовании: да не претерпиши разрешитися от плоти без проведения смерти; но и молися прилежно о сем, в буди благонадежен сие получити близ исхода, аще есть полезно: к немуже готовися всегда, боязнь всяку отмеща, яко да воздух прешед, и духов лукавствия взбег, дерзновенно и безбоязненно внутрь будеши небесных кругов, чином ангельским сочиняем, и прилог 494 иже от века избранным и праведником быв, и Бога зря, елико достигнути мощно; аще ли же ни, то яже у Него благая, и Слово Божие смотряя, лучесветоозаряющее небесная, служимо единем поклонением с Пречистою плотию Его, купно с Отцем, и Духом, от всего небеснаго воинства и всех Святых. Аминь. Преподобнаго и Богоноснаго отца пашего Симеона, Митрополита Евхаитскаго 495 , послание ко Иоанну иноку и затворнику

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой» . Таков начертанный пером Льва Диакона, как видно, искусного художника слова, колоритный портрет героического русского князя. «Сидя в ладье на скамье для гребцов, – завершает свой рассказ о встрече двух правителей и полководцев Лев, – он поговорил немного с Государем об условиях мира и уехал» . Путь на родину, в Киев, лежал через степи, занятые печенегами Выполняя договор, Святослав ушел из Болгарии. Император Иоанн разрешил ему забрать с собой добычу, захваченную в этой стране. Путь на родину, в Киев, лежал через степи, занятые печенегами. Часть войска возвращалась по суше, а Святослав со своей дружиной двигался на ладьях вверх по Днепру. По одной версии, Император направил епископа Евхаитского Феофила послом к правителю печенежской орды Куре с требованием не чинить препятствий остаткам войска Святослава, но в «Повести временных лет» можно вычитать, что жители Преславца, близкие которых были убиты по приказу Святослава, сообщили печенежскому князю о том, что русский князь возвращается в Киев с богатой добычей и с малыми силами . Весной 972 г. печенеги напали на дружину Святослава вблизи порогов, где ладьи приходилось тащить волоком, всех перебили и забрали себе добычу. Из черепа Святослава Куря велел сделать себе чашу, обложив ее серебром, и пил из нее вино. И, как сказано в «Повести», «всех лет княжения Святославля лет 20 и 8» . Русские воины во главе с воеводой Свенельдом, возвращавшиеся на родину сухим путем, дошли до Киева. Рейтинг: 10 Голосов: 88 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/156429.html

Но тавры стремительно выпрыгнули из челнов, выставили вперед щиты, обнажили мечи и стали направо и налево поражать мисян. Те не вытерпели первого же натиска, обратились в бегство и постыдным образом заперлись в безопасной крепости своей Дористоле 711 . Тогда, говорят, предводителя мисян Петра 712 , мужа боголюбивого и благочестивого, сильно огорченного неожиданным бегством его войска, постиг эпилептический припадок, и спустя недолгое время он переселился в иной мир. Но это произошло в Мисии позднее. А самодержец ромеев Никифор, который вообще был на протяжении всей своей жизни деятелен, бдителен и предусмотрителен, никогда не становился рабом наслаждений и о котором никто не мог сказать, что видел его хотя бы в юности предававшимся разврату, узнав о происходящем у тавров, занялся в одно и то же время множеством дел 713 . Он снаряжал пешее войско, вооружал отряды, [приучал] конницу к глубинным построениям, одел всадников полностью в железо, изготовлял метательные орудия и расставлял их на башнях городской стены. Затем он выковал тяжелую железную цепь и протянул ее на огромных столбах, расставленных в Босфоре, прикрепив одним концом к башне, которую обычно называли Кентинарий, а другим к башне Кастеллий, находящейся на противоположном берегу 714 . Будучи наиболее предприимчивым и предусмотрительным изо всех известных нам людей, он считал, что невыгодно было бы начинать войну против обоих народов. Ему показалось, полезно склонить один из этих народов на свою сторону. Он решил, что таким образом легко будет одержать верх над другим и быстрее его победить. 3. Так как Никифор не надеялся более договориться с таврами и знал, что нелегко будет подчинить своей воле окончательно уклонившегося от истинного пути патрикия Калокира, который вышел из–под его власти и возымел большое влияние на Сфендослава, он предпочел отправить посольство к единоверцам мисянам 715 , назначив послами патрикия Никифора, прозванного Эротиком, и проедра Евхаитского Филофея 716 . [Никифор] напомнил мисянам об их вере (ведь мисяне без всяких отклонений исповедуют христианскую религию) и попросил у них девиц царского рода, чтобы выдать их замуж за сыновей василевса Романа 717 , укрепил посредством родства неразрывный мир и дружбу между ромеями и мисянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отцы говорят, что у нашей разумной души три части: ум, который называют и рассудительной [частью], возделывающее и волевое [начала] 479 . В этих трёх [частях] естественно содержатся добродетели, а пороки возникают в результате утраты добродетелей. Добродетели разумной [части души]: правая вера, знание, разумение, смирение, постоянное устремление и направление к Богу благими мыслями, чистыми помыслами и боголепными созерцаниями; пороки же её суть неверие, неведение, неразумие, забвение, тщеславие, гордыня, блуждание помыслов и тому подобное. Добродетели волевой [части]: целомудрие, отвращение от всего тленного (каковы пища, деньги, имущество, преходящая слава), всегда направлять к Богу все желание и простирать к Нему все стремление; пороки же её – невоздержанность, любовь к миру и мирскому, осквернение этим любочестия души, предпочтение преходящего и гибнущего великой славе Божией и Его благам. Возделывающей части [души] пороки суть ярость, гнев, раздражение, злопамятство, зависть, злословие, убийство и подобное; добродетели же её – кротость, мужество, долготерпение, незлобивость, милость, любовь, благость. Из-за этих пороков и добродетелей бывают отречения и подчинения; из-за них мы переносим исповеди, подвизания, уединения и всякий телесный труд, всяческий пост, бодрствование и терпение зол, дабы исторгнуть пороки словно волчцы, терния и сорняки души и насадить, и возделать в нас добродетели, как прекрасное семя. Тот, кто смог содействием свыше и благодатью прогнать душевный порок и вселить добродетель, – блажен в нынешнем веке и в будущем; а захотевший, но не смогший то ли по небрежению и беспечности, то ли по неведению, как нужно делать добро, – сей глубоко несчастен, как я, сластолюбивый, обманываемый сладострастием, над кем глумятся зависть и тщеславие и кого умерщвляет злопамятность. Потому и Христос повелел желающим следовать за Ним отказываться от всякого имущества 480 ; потому и святые отцы наши обитали в пустынях, горах, пещерах и ущельях земли 481 , в лаврах, монастырях, кельях, затворах и на столпах, дабы, освободившись от всего остального или через подчинение, терпение и отсечение воли в киновиях, очиститься от порока и стяжать добродетель либо воспитать нравы и чувства отшельничеством и совершенной непочтительностью о внешнем, соблюсти ум и помыслы неколебимыми и не отвлекаемыми от благих мыслей и обрести Бога, из-за Которого 482 они все делают и стараются. Так [обстоит дело] с этим.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Если кто-то исповедуется другим старцам 534 , не принимай таких в повиновение себе, отче, ради зависти и соблазнов; лучше учи их слушаться своих отцов и преуспевать благодаря научениям оных [руководителей] ( τας κε νων διδασκαλ αις τυχεν). Если же имеют какой-то вопрос, относительно которого те [наставники] недоумевают, а Христос просветит тебя, сообщи им решение вопроса, не возбуждая зависти. Совершенно несообразно и опасно, особенно для молодых монахов, принимать кающихся женщин и беседовать с ними, поскольку те [монахи] не будут бесстрастно внимать словам женщин и голосу их, и лицезрение их не пройдёт безвредно. Итак, подобает полностью отвращаться их, если можно, и отсылать их к добродетельным монахиням, если они есть там, чтобы через тех ты услышал, что те не могут уврачевать. Если же когда-нибудь стесняет тебя нужда увидеть женщин, принимай их не часто, но по прошествии многих дней, не видя лица их и сам не будучи видимым ими. Скажи им немногое и ещё меньше выслушай от них. Быстро отошли их из твоей кельи, чтобы не стали они источником вреда и для тех, кто с тобой. Если же ты уразумеешь, что от таковых лиц возникает некий вред, пусть даже малый, для тебя или для тех, кто с тобой, совершенно удали их от пути, ведущего к тебе. Одержимых бесами [женщин] – будь то на самом деле или притворно – вообще отвращайся, и прогоняй, и не позволяй приближаться к келье, потому что многие из них [монахов] (которых, и мы знаем) склонились [к просьбам] 535 и погибли. Совершенно отвергай сновидения, пророчества, предречения, мечтания и тому подобное, ибо они стали причиной многой прелести и порицаний для поверивших им монахов. От таковых предсказаний произошли тысячи смущений, беспорядков, многие распри и раны; итак, остерегайся этого ради Господа, сколько есть сил. Сиди в келье своей, как сказано, втайне и наедине соделывай, словно пчела Христова, улей добродетели. Из чьих-либо христолюбивых подаяний, если не имеешь пропитания и одежды, согласно апостолу 536 , бери не больше необходимого и нужного тебе и тем, кто с тобой; если же имеешь [необходимое], не бери, если возможно, но будь безвозмездным трудником добродетели; если же возьмёшь, то трать это не на украшенные и большие строения, не на земельные приобретения или что-либо иное тленное, не на друзей или родичей, ни в чем не нуждающихся ( μηδν λειπομνου < ς> ) 537 , не на долгие и роскошные застолья, дабы не стать тебе виновником соблазна и клеветы со стороны тех, кто судят о вещах без должной рассудительности, и не строить вновь то, что ты разрушил.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010