Весьма существенную часть этой главы представляют те несколько страниц, которые посвящены чиновной иерархии. Г-н Скабалланович отделил чины от должностей и первый представил нам византийскую табель о рангах, в которую он включил 15 чинов, начав с высшего – «кесаря» и окончив низшим – «кандидатом». При этом автор не обратил внимания на генезис чинов, которые, по его собственному признанию, имели в прежнее время иное, не титулярное значение, на генезис, без которого едва ли можно дойти до полного и надлежащего понимания чиновной иерархии; обстоятельство это, конечно, не может быть поставлено в вину автора, так как подобная задача отвлекла бы его слишком далеко за пределы намеченной им себе эпохи. При каждом чине автор сообщает список тех лиц, которые носили его в XI в., что представляет довольно обильный материал для выяснения дела. Но читатель вынес бы гораздо больше, если бы автор несколько обработал этот сырой материал, сообщил бы, какие должности занимали все эти лица, наглядно представил бы карьеру нескольких чиновников, которую теперь приходится воссоздавать с трудом, теряясь среди массы имен, встречающихся по разу. Думаем, что несколько примеров могли бы быть поучительнее множества имен, тем более что список автора не совершенно полон. Так, например, много спафариев, спафарокандидатов и протоспафариев (автор пишет «спафарь») не упомянуто г-ном Скабаллановичем, потому что он не пользовался сборником Тринкеры: 3154 опущены патриций Лев Хиросфакт при Романе III (Cedr., II, 492), вестархи: судья Македонской фемы Хасанис (Psell., V, 439) и Андроник, упоминаемый Иоанном Евхаитским ( Joh. Euch. ed. De-Lagarde, 22), протопроедр Роман (Attal., 286), протопроедр Константин ( Zacharia. Jus Graeco-Rom. Ill, 327), магистр Поф (Tafel. Eustathii op., 358). Но при ближайшем рассмотрении упомянутой табели о рангах появляются и более существенные вопросы и недоумения. Все ли чины, которые попадаются у византийцев того времени, помещены у автора? К сожалению, на этот вопрос нельзя отвечать утвердительно. Автор говорит о новеллисимах, но, по-видимому, ему осталось неизвестным, что еще раньше царствования Алексея Комнина существовал чин протоновеллисима. До нас дошел хрисовул от апреля 1079 г., которым эмир Сицилийский Христодул возводился именно в этот чин протоновеллисима. 3155 Далее, пропущен чин ипата, а между тем Пселл упоминает ипата Феодора (Psell., V, 209), и неизвестный боярин XI в. говорит: «Роман Аргиропул не возводил франка или варяга в достоинство патриция, но делал его ипатом...» («Журнал Министерства Народного Просвещения». 1881. Август. С. 319). В разбираемой книге мы не найдем ответа и на то, что такое дисипат, о котором говорится в хрисовуле Вотаниата ( Sathas. Bibl. Gr. I, 62), что означает название Ксифилина ιλλοστριος в новелле Мономаха, что такое βεστιοιρτης, титул ли это или, может быть, должность 3156 (Psell., V, 197)?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Очень любопытный срез психологии визант. аристократии представлен в соч. «Советы и рассказы» («Стратегикон») Кекавмена . Это сборник советов своим детям высокопоставленного визант. вельможи 2-й пол. XI в. Советы, относящиеся к самым разным областям жизни, богато иллюстрируются наглядными примерами, нек-рые представляют собой законченные новеллы. Трезвость и практичность автора, отсутствие ложного пафоса, соединенные с наблюдательностью и острым критическим умом, делают трактат Кекавмена поучительным и занимательным чтением. Плеяду к-польских интеллектуалов XI в. открывает Иоанн Мавропод , митр. Евхаитский. В 1-й период творчества он создавал политические речи, к-рые предназначались для конкретных целей. Это отразилось и на их художественной форме, лишенной чрезмерной витиеватости и банальных топосов. После вынужденного пострига Мавропод сосредоточился на сочинении канонов и похвальных слов святым (в частности, вмч. Феодору Тирону). Сохранились также его письма и эпиграммы (в т. ч. много экфрасисов и эпитафий). Стиль Мавропода отличается сочетанием живой образности и ученых аллюзий. Он был последовательным поклонником и защитником античного наследия. Самым плодовитым и разносторонним писателем в Византии XI в. был ученик Мавропода Михаил Пселл . Его перу принадлежат богословские и философские трактаты, исторические сочинения, многочисленные речи (энкомии, эпитафии, монодии и т. д.), эпиграммы, письма. Как ритор Пселл старался строго соблюдать законы жанра, из-за чего его иногда упрекают в подобострастии, цинизме и проч., поскольку предполагается, что его сочинения не отражают его истинных воззрений. В определенном смысле герой всех риторических произведений Пселла - он сам, любующийся своей ученостью, словесным мастерством и компетенцией в самых разных областях знаний. То же самое можно отчасти сказать и о самом известном его соч. «Хронография», подспудная идея к-рой состоит в том, что Пселл как раз знал, как надо было управлять гос-вом, но его об этом не спросили. В то же время «Хронография» - одна из вершин визант. исторической прозы. Ее основные особенности - психологизм, стремление проникнуть во внутренние мотивы поступков, многомерность и неоднозначность персонажей, а также обобщающая концепция исторического развития империи в описываемый период, образующая своего рода сквозной сюжет повествования. Пселл проявил себя и как лит. критик, нек-рые высказанные им идеи чрезвычайно важны. Так, при полном осознании преемственности и единства греч. культуры от античности до своего времени Пселл высоко ценит самостоятельность, самобытность творчества и потому, в частности, считает своих современников вполне сопоставимыми с древними классиками, но иногда художественная форма становится для Пселла самодостаточной.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Можно говорить о слабости историзма у энциклопедистов, но не имеет смысла констатировать отсутствие историзма в рационализме аристотелевского типа, настолько полно это отсутствие. Характерно, что Вольтер резко возражал Паскалю, а Жозеф де Местр — Вольтеру по вопросу о том, свойственно ли этике Эпиктета и Марка Аврелия требование любить Бога . После Паскаля (с христианской стороны следует упомянуть также Боссэ) и после Вольтера ни христианская апологетика, ни антихристианская полемика уже не могли обойтись без обсуждения представлений о духовной атмосфере целых эпох — такая постановка вопроса, которую просто не смогли бы понять мыслители более ранних эпох. АНТИЧНЫЙ РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ И КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ В знаменитом антиаверроистеком памфлете 1367 г. «О невежестве своем собственном и многих других» Петрарка обсуждает вопрос, в какой мере христианину позволено быть «цицеронианцем». На слово «Cicero- nianus» падала тень от укоризненных слов Христа, услышанных во сне блаженным Иеронимом за тысячелетие без малого ранее: «Ciceronianus es, поп Christianus» . «Конечно, — заявляет Петрарка, — я не цицеронианец и не платоник, но христианин, ибо нимало не сомневаюсь, что сам Цицерон стал бы христианином, если бы смог увидеть Христа, либо узнать Христово учение» . Условный модус ирреального допущения (если бы только языческий классик мог узнать Христово учение, он стал бы христианином) побуждает вспомнить слова позднесредневековой мантуанской секвенции об апостоле Павле: «Быв отведен к гробнице Марона, он излил над ней росу сострадательных слез: «Каким, — сказал он, — сделал бы я тебя, если бы застал тебя в живых, о величайший из поэтов»» . Вообще потребность как бы посмертно крестить античных авторов —· характерно средневековая . Византийский поэт середины XI в. Иоанн Мавро- под, митрополит Евхаитский, форменным образом молился в стихах о упокоении душ Платона и Плутарха: «Если бы Ты, Христе мой, соблаговолил изъять каких-либо язычников из Твоего осуждения, — гласит в дословном переводе его эпиграмма, — изыми по моей просьбе Платона и Плутарха! Ведь оба они и словом и нравом ближе всех подошли к Твоим законам» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

1218 Например, во время нашествия россов Мономах отправился на берег nolpav xiva xf)c аиуку.г тои Зо(Лпс xfjv eiocpiiov це0» savtou ё%ш (в сопровождении группы избранных членов синклита). Psell., IV, 145. 1219 Attal., 275: Kai та (жерлА-еа (он измыслил новые титулы – я имею в виду напыщенные и чрезмерные) (Glyc., 620). Какие титулы были придуманы Исааком Комнином, с досто-верностью сказать нельзя, может быть, это были титулы протопроедра и ипер-тима. 1249 Psell., V, 205. Следовательно, она составляла ровно 5% на капитал в 20 литр, так как номисма, называемая еще в актах солидом, а позднее иперпиром, была золотая монета, равнявшаяся 1/72 литры золота (на наши деньги около четырех рублей). См.: Sabatier. Description generale des monnaies byzantines. Par., 1862. 1250 Так, например, поступил Диоген, имевший большую нужду в наличных деньгах для своих походов против турок. См.: Scyl., 688–689. 1254 Attal., 143 (Scyl., 188–189; Glyc., 608). Руга присвоена была не только сенаторскому рангу, но и низшим чинам, как показывает следующее выражение грамоты Вотаниата от 1079 г.: бюрцетш 5i5oo6ai тг тош.итг povfj ev тф кшрф poyac xtov arcaGapomvSiScacov, ao/.e iviou ю(лар.ата бсобека (Этому монастырю предписывается платить подать в двенадцать номисм по праву солемния в то время, когда выплачивается руга спафарокандидатам). Sathas. Bibl. gr., I, 65. 1262 Например, при Мономахе один «попавший в сановники, что называется, с перепутья» (Psell., IV, 139) был отправлен в Италию, другой, «взятый, можно сказать, с улицы» (Psell., IV, 171) поставлен во главе телохранителей. 1265 Cedr., 541 (Glyc., 592): уращдатюу anavtaxou Kai 6штау даш> у еклерлоцёусоу, anpiairiv те Tat; ap v 0r caupd> v. 1281 В одном слове Иоанн Евхаитский говорил по этому поводу: oi apxovxei; r)(id> v avo ioGai цех» eEpucsiat;, xo ei)0eq Siaoxpe(pooot, xo Sitcaiov Kaniy.euouaiv, йуак&ах Swpa, 5id)Kouciv avxanoSo(xa. oi npaKxopeq lpcov каХацйухси гцдас, Kai ха яро:; xo îf v oiKxpa A.eiv/ava npoaaipe/.eaGai (MCoviai (наши архонты, пользуясь властью, чинят беззакония, правду искажают, справедливостью торгуют, любят подношения, жаждут вознаграждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Поэтому он с радостью принял эти условия [росов], заключил с ними союз и соглашение и дал им хлеба – по два медимна на каждого. Говорят, что из шестидесятитысячного войска росов хлеб получили только двадцать две тысячи человек, а остальные тридцать восемь тысяч погибли от оружия ромеев. После утверждения мирного договора Сфендослав попросил у императора позволения -встретиться с ним для беседы. Государь не уклонился и, покрытый вызолоченными доспехами, подъехал верхом к берегу Истра, ведя за собой многочисленный отряд сверкавших золотом вооруженных всадников. Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами» с. 81, сл.]. Епископ Феофил Евхаитский по поручению императора отправился с посольством к печенегам, требуя беспрепятственно пропустить Святослава, возвращавшегося с добычей (Цимисхий оставил князю все взятое русскими в Болгарии) на ладьях через днепровские пороги. Однако Куря, князь печенежский, не захотел слушать василевса ромеев, напал на шедшего с небольшой дружиной Святослава, всех перебил, богатства забрал себе, а из черепа победителя болгар приказал сделать чашу. Большая часть русских войск дошла до Киева сухим путем. Бытует легенда, что именно ромеи посоветовали Куре напасть на Святослава, но это, скорее всего, вымысел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

новеллу императора Льва мудрого у Цахарие в Jus Graeco – Romanum, III, 185. [В Греции обручения утверждались посредством мены енколпием между женихом и невестой (или их родителями?), см. у Дюканжа в Gloss. Graecit. под словом γκλπιον, также Миклошича Acta Patriarchat. Constantinop. I, 485, 496; II, 49, 50, 115, 212.– Браки князей и, вероятно, людей богатых у нас, как было и в Греции, венчали епископы.– Относительно языческого венчания, которое более или менее долгое время оставалось и в христианстве (у некоторых), в одном обличительном слове читается не вполне вразумительное: «благоуханья воня, имже в лесе или в поли венчаются человеци и по удесом тычються»,– в Летописи занятий Археографической Комиссии, выпуск 1, статья Пыпина: «Для объяснения статьи о ложных книгах», стр. 31. О чествовании Славянами язычниками (и двоеверцами) на пирах свадебных фаллоса см. у Тихонравова в Летописях т. IV, Смесь, стр. 92.] 897 Живот светога Симеуна и светога Саве написао Дoмehmujah, издано Даничичем. Белград 1865, стр. 244. Cfr нашу книгу Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской, стр. 453. 898 В Греции император Лев философ установил, чтобы юноши вступали в брак не ранее 15 лет возраста, а девицы – 13 (у Ралли и П. I, 285), что потом подтвердил император Алексей Комнин, ibid. V, 285, cfr Вальсамона ibid. IV, 484, ρ τ.– π κρ. 50). А обычай, как дают знать примеры, считал брачным возрастом для юношей 12-летний, см. житие Дорофея нового, принадлежащее Иоанну Евхаитскому, в Патрологии Миня t. 120, р. 1053, § 3. 899 В Греции полагалось, что τν πταετ γυνακα δεκτν ρωτος ε ναι,– у Ралли и П. I Ι, 485 начало. Но там девицы, как и вообще на юге, развиваются гораздо скорее наших. 901 Кимитирии при церквах или отдельно от них первоначально явились для хранения костей мучеников (которые в древнейшее время не полагались в церквах) и можно думать, что обычай явился вследствие желания людей, чтобы их кости лежали при костях мучеников. В западной церкви если не везде, то в некоторых местах, в частности в Италии, обычай так же существует, как и у Греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

И тот не считался в Византии учёным, мудрецом ( σοφς) или философом, кто не был знаком с богословием, не знал системы христианского веро- и нравоучения, не умел вести полемических бесед с латинянами, иудеями и мусульманами, не мог защитить Православие от нападок лжеименного и еретического знания. Высшая и божественная философия только и венчала полный образовательный цикл, она лишь и завершала сложную систему обучения в византийских школах. Наконец, в некоторых средних школах преподавалось и законоведение, или политическое искусство ( πολιτικ τχνη πιστμη). Задача этой науки состояла в систематическом изложении законов применительно к современному состоянию права в Византии и жизненным потребностям общества. Ввиду того что законодательство Византии было весьма сложно и регламентировалось в разнообразных и многочисленных памятниках права, изучение юриспруденции было делом трудным, но вместе и необходимым. Оно требовало и философской подготовки. Поэтому к изучению законов обыкновенно приступали после достаточного ознакомления с философией. А так как византийское гражданское право весьма тесно переплеталось с церковным, то наряду с изучением государственных законов происходило изучение и священных канонов ( ερν καννων, ερατικν θεσμν). Главным же образом юриспруденция преподавалась в высшей византийской школе – Академии. Курс средней школы проходился учащимися в Византии в возрасте от 16 до 22 лет. О порядке и методах обучения в средних школах Византии могут дать некоторое представление и конкретные примеры отдельных лиц, бывших учителями или учениками. Так, Иоанн Мавропод, Евхаитский митрополит XI b., прошёл полный и систематический курс обучения, начиная с элементов и оканчивая высшими и более трудными науками. Его обучали лучшие дидаскалы, из которых один был Клавдиопольским епископом, а другой – миссионером у болгар. Сделавшись потом дидаскалом, Мавропод скоро перешёл от низшей школы к средней, где обучение начиналось преподаванием риторики, потом приступал к философии и завершал курс политическим знанием, или юриспруденцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Избыток – это продолжительный пост, бдение, нагота, ношение вериг и подобное; недостаток – обжорство, отдых, безразличие и подобное; середина – есть каждодневно и не пресыщаться, соразмерный сон, труд и исполнение всего согласно с церковным преданием и монашеским устроением. Ведь кто-то из отцов сказал, что крайности свойственны бесам 499 . А если некоторые подвижники возмогли достичь крайнего и превосходящего Евангелие жительства благодаря надежде на Бога, вере и любви, то это бывало редко и не одобрено отцами как несообразное с заповедью и правилом, как опасное и рискованное и часто причиняющее вред желающим подражать. Превосходный же путь 500 а и вершина добродетели, и уподобление Богу – в том, если любишь врагов 501 , дружествен к ненавидящим 502 , благотворишь делающим [тебе] зло, носишь тяготы всех 503 , благословляешь бранящих и хулящих 504 , любишь всех людей, как самого себя 505 , а лучше – паче себя, «как Христос возлюбил нас« 506 , »радуешься с радующимися, плачешь с плачущими« 507 , всегда во всем благодаришь 508 , »непрестанно молишься " 509 , любишь Бога от всего сердца и души 510 . Такие [добродетели] приходят сверхприродно, это плоды Духа 511 , которыми мы становимся подобными Богу 512 ; а все прочие [добродетели], в которых мы упражняемся через воздержание и терпение зол, суть пути, корни, орудия и дела, ведущие и направляющие к ним [сверхприродным добродетелям]. Ибо что пользы земледельцу в посеве и уходе за виноградной лозой и деревьями, если он не получит плодов – хлеба, винограда и вина? И что [проку] строителю в топоре или рыбакам – в вёслах, судне и удилищах, если все [инструменты] не приводят к своей цели? И если так обстоит дело, и мы трудимся, взирая на цель, то есть прибыток и пользу, то и монахам, конечно, нет никакой выгоды, если не устремляются к самому благу и при помощи самого блага; а благо – это Господь Бог и ведущие к Нему добродетели: любовь, радость, мир, благость и прочие, перечисленные апостолом 513 . Итак, должно, отче, все делать ради Бога и по Богу, не ради чего-то преходящего или человеческого, ибо таковые »получают уже мзду свою«, говорит Господь 514 , и с помощью телесных добродетелей устроить души.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Спор этот решили наконец те, из-за кого он произошел. Они втроем явились епископу Евхаитскому Иоанну и велели ему объявить всем, что они имеют одинаковое достоинство пред Богом. Таким образом три вселенских святителя оказались праведными судиями в спорном деле и своими устами изрекли суд о них Самого Господа, как подобает всякому судье. В память этого суда и установлен праздник в честь трех святителей. – Та же паримия читается во дни памяти Вселенских Соборов потому, что эти Соборы были верховными судилищами для решения важнейших церковных дел, особенно для суда над еретиками, и отцы Соборов были на них самыми беспристрастными судьями. Ни о ком, как только о них, можно со всею точностью сказать, что они творили суд Божий, ибо Самим Богом и Духом Святым научаемы были истине и правде. – В неделю св. Отец пред Рождеством Христовым рассмотренная паримия читается в соответствие положенному в этот день чтению из Апостола о спасении верою во Христа ветхозаветных праведников ( Евр. 11 ). Этою верою они доселе осуждают неверный Христу мир и преимущественно на страшном суде явятся обличителями и строгими судьями его. Неверие во Христа пришедшего поистине непростительно и достойно осуждения после того, как могли спастись люди веровавшие во Христа грядущего. Последнее труднее, чем первое. Да будет благословен праведный суд над неверующими людей верующих – ибо это суд Божий. II. Паримия на праздник, в 16 день августа, перенесения из Едессы в Царь-град нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Второзак. IV, 1, 6–15 Оправдания и суды. Существенного различия между теми и другими нет. Это подобозначащие термины, тот и другой означают вообще законы в обширном смысле, определяющие поведение Евреев в жизни церковной, семейной и гражданской. Оправданиями эти законы называются потому, что служат выражением правой воли Господа и руководствуют к праведности. Судами те же законы называются, как правила, по которым можно судить о правильности или неправильности человеческих действий и с которыми надлежало подзаконному человеку строго сообразовать свою жизнь, – Моисей внушает сынам Израиля, чтобы они послушали, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Переведено из Anal, sacra; заимствовано Питрою из Тавринского кодекса (f 35), с следующим надписанием Τς γας κα θαυματουργο βασιλιας Θεοφανιας. Творение неизвестного подражателя св. Роману Сладкопевцу. Акростиха нет – Св. Феофания – супруга греч. благочестивая императора Льва Мудрого , царствовавшого от 886 до 912 г. Несмотря на царственное благолепие и богатство, которым святая была окружена, она как повествуется, препровождала жизнь постническую, суровую свойственную инокам: – подвижникам: телом своим не прилижаше к царскому украшенью, аще же и бываше извни малым никим благолипием одияна, но внутрь отай на теле бяху рубы остры власяны, ими же плоть томима умерщвлятеся. Житье ея бе постническое, питашеся бо простым хлибом и сухим зельем, а многопищныя трапезы весьма у нея бяху отвержены. Входящая же в руки ея богатства и стяжанья честная раздаваема бяху требующим нищим и убогим, сиротам и вдовицам, и многоценныя одежды и утвари в руци тих влагахуся иночествующих же худая пребывалища и монастыри обновляхуся от нея, иминьями же и всеми потребными обогащахуся... Слуги своя и рабыни имияше яко братью и сестры, и не звание никогоже простым именем, но всех о Господи славяше званием, почитая коегождо имя и сан и служенье. (Славян. Ч.-Мин.). По злобе и наветам Евхаитского епископа – волхва, Феодора Сантаварина, которого благочестивый Лев отвращался, он безвинно претерпел от отца своего, императора Василия Македонянина, вместе со св. супругою своею. более чем трехлитнее закаючение в темном никоем затвори, от которого, Божием промышлением, они были освобождены по гласу птицы попугая, возглашавшей нисколько раз человеческим голосом: «Увы, увы! Господине Льве!» Это было во время царского торжественного обеда, на котором, по убеждению присутствовавших вельмож, царь умилился сердцем, и, подвигнувшись жалости и состраданием к сыну, повелел вывести его из темницы, и представить к себе, вместе с супругою его, в подобающем царскому величию благолепии. – В Афонском кодакарие Москов. Синод. Библетеке сих кондака и икосов нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010