Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВФРОСИНИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Евфросиния Суздальская. Икона Евфросиния Суздальская ( 1212 - 1250 ), княжна, преподобная Память 18 сентября в день прославления, 25 сентября , в Соборах Брянских и Владимирских святых В миру Феодулия, родилась в 1212 году, была старшей дочерью святого мученика Михаила , великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель , где молились Господу о даровании им чад. Благоверная княжна Евфросиния была их первой дочерью, испрошенной у Господа в молитвах. Трижды являвшаяся им Пресвятая Богородица сообщала, что их молитва услышана и Господь дарует им дочь. Феодулия воспитывалась в глубокой вере и благочестии. На ее воспитание большое влияние оказывал образованный боярин Феодор (память 20 сентября). Разностороннее образование и редкая красота княжны привлекали многих. Княжна была сосватана за святого благоверного князя Феодора (+ 1233), брата святого Александра Невского , но жених ее скончался в самый день свадьбы. Княжна осталась в Суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Божией Матери , где вскоре приняла постриг с именем Евфросиния, в честь Евфросинии Александрийской . Совсем еще юная инокиня с удивительной ревностью исполняла правила монашеской жизни, заметно превосходя остальных насельниц обители твердостью разума, духовной зрелостью и крайней воздержанностью. Подвижницу посетил Сам Господь, заповедав ей бодрствовать и утверждаться в подвиге. Преподобная Евфросиния до конца земной жизни соблюдала наставления Спасителя, преодолев бесчисленное множество коварных искушений. О редкой подвижнической жизни преподобной Евфросинии вскоре узнали в Суздале и за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед многие принимали иноческий образ и начинали более ревностное служение Богу. Сама игумения монастыря прибегала к советам преподобной. По просьбе подвижницы сестры обители были разделены на две половины: инокинь-девственниц и инокинь-вдовиц. Это способствовало духовному возрастанию и утверждению в чистоте сестер монастыря. Евфросиния не занимала начальственной должности в монастыре , но своей жизнью и подвигами так возвысила его значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси.

http://drevo-info.ru/articles/7345.html

Мощи под арестом Спор вокруг мощей преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских близок к завершению. Мощи могут быть изъяты у раскольников до конца года. 24 сентября, 2013 Спор вокруг мощей преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских близок к завершению. Мощи могут быть изъяты у раскольников до конца года. Спор вокруг мощей преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских близок к завершению. Мощи могут быть изъяты у раскольников до конца года. Раки с  мощами святых, опечатанные судебными приставами. Эта ситуация может показаться парадоксальной. Но именно так происходит сегодня в Суздале, где представители Владимирской митрополии и Росимущество пытаются вернуть мощи у «автономщиков», отделившихся от Православной Церкви. Очередное заседание по иску об изъятии святыни пройдет 1 октября. В августе решением суда на мощи преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских наложили арест. Сейчас они находятся в одном из суздальских храмов, принадлежащих РПАЦ — «российской православной автономной церкви», как называют себя отделившиеся. Во Владимирской митрополии надеются, что раки со святыми мощами вернутся к ним до конца года. Одновременно представители РПАЦ заявляют, что не станут передавать останки святых в руки приставов, даже если сделать это постановит суд. Изъятие «Мощи арестовали, потому что была опасность, что их вывезут», — говорит протоиерей Евгений (Липатов), секретарь Владимирской епархии по внешнецерковным связям. По его словам, подобные прецеденты в долгом судебном разбирательстве Росимущества с РПАЦ уже имели место. «Когда шли еще первые суды, „автономщики“ сначала признали, что мощи у них, а потом сделали попытку поменять показания — сказали, что у них только пустые раки», — вспоминает отец Евгений. Сегодня останки святых Евфросинии и Евфимия Суздальских находятся в Иверском Синодальном храме РПАЦ. Это здание построено в 90-х годах и сегодня является единственной храмовой постройкой, принадлежащей «автономщикам» в историческом центре Суздаля. Двери храма открыты для всех, заявляют в автономной церкви, прийти и помолиться мощам может любой. Но фактически, поясняет отец Евгений, для верующих они остаются недоступны: «Существует каноническое ограничение для православного человека. И оно воспрещает молитву с отделившимися от единства церковного и впавшими в раскол. Это отражено в 33-м правиле Лаодикийского Собора».

http://pravmir.ru/moshhi-pod-arestom/

Мнози же страждущие во граде Суждале, и во окрестных местах града того, призывающе имя преподобной, и молящеся глаголаху: Христе Боже, рабы своей ради преподобной Евфросинии помилуй мя: и милость получаху, исцелевахуся и в домах своих. Изыде же слух о святой Евфросинии повсюду, и приношаху к ней все зле страждущие от различных недугов, исцеляше их преподобная, во имя Господа нашего Иисуса Христа 521 . Некто от богатых града прииде к преподобной Евфросинии пользы ради душевные, и видех ю в раздранной ризе и ветхой, и зело драхлуя лицем, и моляще ю той богатый, прияти от него ризу нову с милотарем, но святая та душа не рачаше прияти от него, и отвеща ему глаголющи: рыба на студени сущи, и снегу на неё сыплему, не смердит никакоже, и червей не творит, но сладко 522 вкушения творит 523 , тако убо и мы черноризицы, мужеска полу и женска, аще зимою страждуще терпим, сладость будем Христови, в нетленней жизни, и сия рек 524 блаженная: еже 525 к тамо сущим в том же образе пребывая, в ризах раздранных и ветхих согреваемая и украшаема божественною благодатию 526 . Той же богатый моляше преподобную Евфросинию, да речет ему слово спасения. Она же рече: слыши убо человече христолюбче, блажен всякий дом от благочестивых господей зиждем, и корабль от искусных кормник направляем, и монастырь строим от воздержных 527 инок, горе дому бывшу благочестиву, от нечестих зиждему, и кораблю от неискусных кормник направляем, и монастырю от невоздержных строиму, дом убо обнищает, а корабль разбиется, а монастырь запустеет, ты же человече Боголюбезне, твори милостыню домашним си 528 , к нам же аще хочешь творить милостыню, принеси в кадило 529 масла древяного, и свещи и фимиама благовонна, сие довлеет благодати духовной, он же со тщанием паче и сотвори тако, бе же той богатый преже бысть немилостив, о отоле 530 на милость приложился 531 532 . Жена же етера 533 от старейших града вдовою сущи, благоверне строящи дом свой, имея дщерь единочаду благовейну воспитану, сия же благоверная жена с дщерию своею, велию веру стяжа ко Пресвятой Богородице, часто прихождаше в монастырь той, имеяше любовь непременну к преподобной Евфросинии, случися тоя дщери бояричне лютым демоном зело мучиме быти, яко составом её сокрушатися, жена же неуклонно упование имея, обеща ю вдати в монастырь Пресвятой Богородицы, и абие, поимше дщерь свою, со благоговением вниде в монастырь Пресвятой Богородицы, и притече в монастырь к Преподобной Евфросинии, и поклонися ей до земли глаголющи: помози ми возлюбленница Христова рабе своей дщери моей единочадей, лютым страждущей от духа нечистого, вем бо агнице Христова, не презрит Бог молитвы твои святые, аще помолишися о ней, помилует ю Бог, и Пресвятая Богородица поможет ей, понеже обещах ю вдати Пресвятой Богородице.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

седьмой – образ Успения Пресвятой Богородицы, на нём три венца и поля серебряны вызолочены; восьмой – образ Казанской Пресвятой Богородицы, на нём венец и поля серебряны вызолочены; девятый – образ Смоленской Пресвятой Богородицы, на нём венец и поля медные; десятый – образ Положения Ризы Пресвятой Богородицы и преподобной Евфросинии, на нём три венца да на преподобной Евфросинии венец с цатой серебряные и поля серебряны вызолочены; первый-надесять – образ Владимирской Пресвятой Богородицы, венец и поля серебряны вызолочены; второй-надесять – образ воскресения Христова, на нём четыре венца, в том числе три с цатами и поля вызолочены. третий-надесять – образ Иоакима и Анны и прочих святых, четырнадцать воинов серебряные поля медные; четвертый-надесять – образ Пресвятой Богородицы Неутолимые Печали, на нём венец с короною ризы и поля серебряны позолочены; пятый-надесять – образ Пресвятой Богородицы да Николая Чудотворца в середине, Воскресение Христово и прочих святых, на том образе венцов двадцать два, те венцы и поля серебряны позолочены; шестой-надесять – образ Владимирской Пресвятой Богородицы, на нём венец с короною серебряною ризы и поля серебряные вызолочены; седьмой-надесять – образ преподобной княжны Евфросинии, на нём два венца и две цаты, средник и поля серебряные позолочены; восьмой-надесять – образ Сретения Господня, на нём пять венцов, и поля серебряны вызолочены; девятый-надесять – образ Знамения Пресвятой Богородицы над жертвенником, на нём два венца, один с короною серебряный и поля серебряные ж, вызолочены; двадесятый – образ Пресвятой Богородицы Казанской, небольшой, весь в окладе серебряном вызолочен; двадесять первый – образ преподобной княжны Евфросинии, на нём два венца и поля позолочены. На раке мощей преподобной благоверной княжны Евфросинии образ её, на нём венец, средники поля серебряные и вызолочены. Пелены Пелена бархатная красная обложена парчею полосатою с травочками золотыми да кружевом серебряным, с золотом, с городами широким; на ней крест изображён дробницами серебряными литыми, по счёту тех дробниц сорок пять, слов четыре – значит Иисус Христос , Ника, копие и трость, высподи адамова Глава и две кости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

сцен: князь, изображаемый как юноша или как средовек, похожий на М. В., но без нимба, заболев, посылает боярина (возможно, Феодора) к Никите; Никита вручает боярину посох; князь получает посох и исцеляется от болезни; князь благодарит преподобного за исцеление; князь ставит крест на месте получения посоха (см. также: Сукина. 2013. С. 100-101). Большое распространение получил сформировавшийся во 2-й пол. XVII в. цикл иллюстраций Жития прп. Евфросинии Суздальской, дочери М. В. Он известен по 10 лицевым рукописям посл. четв. XVII в. (ГВСМЗ. 29600/1482; РНБ. ОЛДП. F233; ЯМЗ. ГИМ. Увар. РГБ. Смоленск. Ф. 733. 16; РГАДА. Ф. 201. Собр. Оболенского. 18; ГИМ. Муз. 3437; РНБ. Ф. 487. 228; РГБ. Ф. 733. 12; ГИМ. Щук. 416) и 20 более поздним кодексам (об иконографии миниатюр см.: Грибов. 1998. С. 78-141; миниатюры списка из ГВСМЗ полностью описаны и частично опубликованы: Георгиевский. 1900. Прил. II. С. 1-100; публикация одной из рукописей XVIII в.: Житие и жизнь блгв. кнж. Евфросинии Суздальской/Списано иноком Григорием; ОЛДП. 91. СПб., 1888. (ПДП)). Цикл включает сцены раздачи М. В. милостыни, путешествия князя, княгини и бояр в Киево-Печерский мон-рь для моления о чадородии, прибытия в обитель, явления Пресв. Богородицы «о зачатии Феодулии девицы» (буд. Евфросинии), явления Пресв. Богородицы с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими (иногда к ним добавляются композиции «Возвращение княжеской четы из монастыря» и «Михаил с княгиней слушают чтение Повести о положении ризы Пресв. Богородицы»), обучения Феодулии грамоте и приема М. В. посольства суздальского кн. Мины; кроме того, в рукописях присутствует сюжет «Искушение Евфросинии дьяволом, приявшим облик ее отца». М. В. изображен как юноша, затем - как средовек с небольшой бородой; в некоторые из этих композиций включен образ боярина Феодора, часто он и князь отмечены нимбами. Следующая серия миниатюр показывает вошедшие в Житие прп. Евфросинии эпизоды Сказания о М. В. и Феодоре: приход к М. В. татар. послов и их избиение, обличение М.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Неверным является предположение Спасского о том, что Григорий, названный в акростихе службы блгв. кн. Всеволоду (Гавриилу) (составлена в кон. XVI - нач. XVII в.), и Г.- одно лицо ( Спасский. Рус. литург. творчество. С. 143). Автором службы св. кн. Всеволоду является Григорий Топинский . Изд.: Житие и жизнь блгв. вел. кнж. Евфросинии Суздальской/Списано иноком Григорием. СПб., 1888. (ПДП; Вып. 71); Житие прп. Евфросинии Суздальской по списку XVII в.//Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1899. Кн. 1. С. 73-172; Георгиевский В. Т. Суздальский Ризположенский жен. мон-рь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900. Прил. 2. С. 9-70 [Житие прп. Евфросинии]; Служба на прославление святых чудотворцев Российских, прославленных свт. Макарием, митр. Московским и всея Руси//Минея (МП). Июль. Ч. 2. С. 209-227; Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2(13). С. 132-144; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 377-404 [Житие прп. Евфросинии], 351, 374-377. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 283-286; Строев. Словарь. С. 70-72; Фёдоров А. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд. 2. С. 130; Спасский И. Св. Иоанн, еп. Суздальский//ЖМП. 1947. 9. С. 47-55; он же. Первая служба Всем русским святым и ее автор//Там же. 1949. 8. С. 50-55; Колобанов В. А. К вопросу об изучении владимиро-суздальской лит-ры XIV-XVI вв.//УЗ Владимирского пед. ин-та. Сер. лит. 1967. Вып. 2. С. 59-72; он же. Суздальская агиография: (Традиционность и эволюция)//Лит-ра Др. Руси: Сб. Л., 1981. С. 77-84; он же. Владимиро-суздальские лит. памятники XIV-XVI вв.: (Учеб. пособие). М., 1982. С. 48-167; Илиева А. «Слово за преподобните отци в Сирна събота» от Григорий Цамблак в руската ръкописна традиция//Старобългарска лит-ра. София, 1982. Кн. 12. С. 54-63; Дмитриева Р. П. Григорий//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 169-172; Макарий (Веретенников), игум. Митр. Московский Макарий и церк.-лит. деятельность его времени//Тысячелетие Крещения Руси: [Мат-лы междунар. конф.]. М., 1989. С. 281-283; Грибов Ю. А. О неизвестном комплексе лицевых рукописей 70-80-х гг. XVII в.//Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1993. С. 140-164. (Тр. ГИМ; Вып. 78); он же. Лицевые списки Жития Евфросинии Суздальской XVII в.//Русская книжность: Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 78-141. (Тр. ГИМ; Вып. 95); Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник//УЗ РПУ. 1995. Вып. 1. С. 91-101.

http://pravenc.ru/text/166628.html

С этого времени в Колюпанове ежегодно в Духов День совершается торжественный ход «к матушкину колодцу». Воздвигнутая над источником старицы-подвижницы деревянная часовенка-навес со временем обветшала и потому в 1909 году была снесена, а на ее месте на средства благотворителей была сооружена деревянная, крытая железом часовня и при ней деревянная же купальня, которые и были торжественно освящены 4 июля того же года. Тогда же почитателями памяти блаженной старицы Евфросинии было выражено желание, чтобы впредь в воспоминание этого радостного события в Колюпанове в день 4 июля ежегодно совершалась божественная литургия, а после нее крестный ход к источнику «матушки Евфросинии». Таково происхождение второго ежегодно совершаемого крестного хода на колодезь блаженной. Помимо Духова дня и 4 июля, Колюпановская церковь свято чтит день преставления 3 июля и день Ангела блаженной старицы Евфросинии - 25 сентября (память преп. Евфросинии Суздальской), выделяя их из ряда обычных дней совершением заупокойной литургии и великой панихиды по старице. Впрочем, всякая панихида на могиле блаженной с августа 1884 года обыкновенно совершается и перед каждой божественной литургией. Происхождение этого обычая таково. В ночь на 2 июля 1884 года священник с. Колюпанова о. Петр Соколов, зять и преемник духовника блаженной старицы Евфросинии о. Павла Просперова, видит сон. Длинный темный коридор; лишь, вдали, в самом конце коридора, виден свет. Оттуда по коридору идет мужчина в черном, как будто монашеском платье, подходит к о. Петру и говорит: «Пойдемте отрывать. На аршин углубимся, будет благоухание». «На эти слова, - рассказывает в своей записке о. Петр, - я не мог даже одного слова промолвить: меня с головы до ног охватило морозом, испугался до невозможности». Незнакомец между тем повторил свое предложение. На этот раз о. Петр осмелился спросить: «Кого?» Тот отвечал: «Евфросинию», - и в это время с того же светлого конца коридора к ним подошла женщина вся в черном и, обращаясь к о. Петру, проговорила: «Отрой меня. На аршин углубишься, будет благоухание».

http://pravicon.com/info-2282

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Суздальские свв. Описания иконы Суздальские свв. - житие группа святых Русской православной церкви, чья жизнь была связана с территорией нынешней Владимиро-Суздальскиой епархией, а также название праздника в их честь. Совершается 23 июня по старому стилю, что приходится на 6 июля по новому стилю. Праздник установлен в 1982 году по благословению Патриарха Пимена в день празднования Владимирской иконы Божией Матери. Святители Митрополиты: Максим Киевский (+1305) Алексий (Бяконт) (+1378) Иона Московский (+1461) Иларион Суздальский (+1707) Архиепископы: Дионисий Суздальский (+1385) Арсений Элассонский (+1627) Епископы: Феодор Ростовский (+1023) Симон Печерский (+первая пол. XII в.) Иоанн Ростовский (+1214) Симон Печерский (+1226) Серапион Владимирский (+1275) Феодор Ростовский (+1286) Василий Рязанский (+1295) Кирилл Ростовский (+1384) Софроний Суздальский (+1654) Митрофан Воронежский (+1703). Благоверные Князья: Глеб Муромский (+1015), Константин Муромский (+1129), Михаил и Феодор Му­ром­ские (XII в.) Борис Туровский ([...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Суздаль. Ок. 2003.] Собор Суздальских святых. Инокиня Елена. Икона. Суздаль. Около 2003 года. Суздальский Покровский женский монастырь. Файл 10367.jpg:   Размер: 910x1200, 1.09 MPix, 191 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (194) , (6) . Описание: [Россия. XIX.] Собор Суздальских святых (слева направо: прп. Евфимий свтт. Феодор, Иоанн, прп. Евфросиния). Икона. Россия. Конец XIX - начало XX века. Файл 10369.jpg:   Размер: 760x1200, 0.91 MPix, 243 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (123) , (2) . Описание: [Россия. XIX.] Свтт. Феодор, Иоанн, Дионисий, Симон, прпп. Евфимий и Евфросиния Суздальские. Икона. Россия. Середина XIX в. 26 х 57. Из Рождественского собора в Суздале. Файл 10370.jpg:   Размер: 1200x556, 0.67 MPix, 172 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (121) , (1) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 10371.jpg:   Размер: 658x1066, 0.7 MPix, 119 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (105) , (0) . Описание: [Россия. 1791.] Суздальские святые (слева на право: прп. Евфимий, свтт. Иоанн и Феодор, прп. Евфросиния). Андрей Иванов Татаринов. Икона. Россия. 1791 г. 34.5 х 31.8. Частное собрание. Файл 10372.jpg:   Размер: 1097x1200, 1.32 MPix, 283 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (126) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2970

Житие Евфросинии Суздальской известно в двух редакциях: одна принадлежит иноку Спасо-Евфимьева монастыря Григорию, другая – Суздальскому епископу Варлааму. В редакции инока Григория в легендарных чертах описана биография княжны Феодулии, жившей в XIII столетии и являвшейся дочерью князя Михаила Черниговского. В Суздаль княжна приехала, чтобы выйти замуж за суздальского князя Мину Ивановича, но неожиданная кончина жениха заставляет Феодулию постричься в суздальском Ризположенском монастыре под именем Евфросинии, где она и провела остаток дней в добродетельном житии. В кратком виде легенда о Евфросинии, как мы видели, отразилась уже в Уставе церковном 1548 г. Но Житие, составленное Григорием, возникло позже: к «древним» прижизненным чудесам Евфросинии добавлены два рассказа о посмертных чудесах, которые автор видел «своима очима», – первое чудо случилось 1 мая 1558 г., второе чудо «О иступившем ума» хронологической привязки не содержит. Судя по тому, что чудеса, происшедшие в 1576 г. (описанные епископом Варлаамом), в сочинении Григория не отразились, агиограф работал между 1558 и 1576 г. Если же вспомнить, что Житие Евфимия Суздальского Григорий писал после 1572 г., то приходим к выводу, что Житие Евфросинии Суздальской создано в конце 60-х – начале 70-х годов XVI в. (в любом случае – до 1576 г.). Литературные источники Григория многообразны. Фрагмент «Егда же случашеся доилице ея вкусити мяс . доилицы его не причаститися мясъ» (Прянишн., 60, л. 81) заимствован из Жития Сергия Радонежского Пространной редакции 670 . Тем же источником навеян образ преподобной, выраженный в словах: «И видя ю в раздраннеи ризе и ветсе, зело дряхлу лицем» (л. 113) 671 . Оба посмертных чуда написаны под влиянием Жития митрополита Алексия, причем чудо «О иступившем ума» целиком построено на чуде того же названия из Жития митрополита Алексия. Два фрагмента заимствованы из Повести о Темир-Аксаке: «Многы победы учини и многы сеча показа, и многим полком рузскым одоле, многы грады раскопа и многы люди помучи» (л. 105), «И вся грады, Госпоже, и страны христианьскыя избави … от всякого зла избави, Госпоже» (л. 112–112 об.). Нашествие на Русь Батыя и подвиг Михаила Черниговского описаны по Житию Михаила, читающемуся в Воскресенской летописи, включая известие об убиении Батыя от «краля Угорского» (л. 105 об., 106, 106 об., 111 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

регионах России. В текстах иконописных подлинников XVII-XVIII вв. об изображении Е. сказано под 25 сент.: «...подобием аки преподобная жена» (БАН. Дружин. 975. Л. 36 об., посл. четв. XVII в.); «около главы клобук, риза преподобническая, дичь санкирь, испод лазорь дикая» (БАН. Строг. 64. Л. 69 об., кон. XVIII в.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 159); «подобием аки Евфросиния Александрийская, риза лазорь, ряска дымчата, около главы клобук дичь» (БАН. Двинск. 51. Л. 91, кон. XVIII в.; ср.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 33). В соответствии с указаниями подлинников она изображалась, как правило, в монашеском облачении. Эта традиция отразилась и в руководстве для иконописцев 1910 г., где Е. описана как «очень худая от поста, лицом красивая; одежда ее - подрясник, мантия, на голове - куколь с апостольником; в левой руке лестовка и хартия со словами Пресвятой Богородицы к ней: Скверна не примесится телеси твоему» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 26). Наиболее ранним изображением Е. принято считать шитый покров на гробницу преподобной 2-й четв. XVI в., созданный, вероятно, в мастерской вел. кнг. Соломонии Сабуровой. Е. представлена прямолично в рост, в монашеской мантии, рясе и клобуке, с крестом в деснице и со свитком в левой руке (ГВСМЗ, см.: Георгиевский. 1900. С. 96-98; Рус. прикладное искусство. 1982. С. 150-151. Ил. 37). Подобную иконографию имеет и др. покров, датированный кон. XVII в., также происходящий из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ, см.: Георгиевский. 1900. С. 98. Ил. на форзаце; Рус. прикладное искусство. 1982. С. 164. Ил. 49). Образ Е. вышит на пелене 70-х - 80-х гг. XVI в. (?) с иконой Божией Матери «Моление о народе» и припадающими святыми (ГВСМЗ, см.: Спасо-Евфимиев мон-рь в Суздале: Путев./Сост.: С. П. Гордеев. М., 2007. С. 83. Ил.), к-рая находилась в погребении свт. Арсения Элассонского в суздальском соборе Рождества Пресв. Богородицы. Прп. Евфросиния Суздальская. Икона. 1692 г. (ГИМ) Прп. Евфросиния Суздальская. Икона. 1692 г.

http://pravenc.ru/text/187882.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010