Житие пр. Евфросинии Суздальской по списку XVII века c лицевыми изображениями, хранящиеся в библиотеке Суздальского Ризположенского монастыря Предисловие Предания о жизни и подвигах пр. Евфросинии, в мире Феодулии, дочери св. Великого Князя Черниговского Михаила, подвизавшейся в XIII веке, в Суздальском Ризположенском монастыре, долгое время после Её смерти не были записаны, а жили в памяти монахинь Ризположенского монастыря и устно передавались ими друг другу. С развитием просвещения в XV и нач. XVI в. в северной Руси, когда в различных местностях начинается появление целого ряда житий русских подвижников, появляется в Суздале и житие пр. Евфросинии, принадлежащее перу «творца канонов» и житий Суздальских святых «смиренного инока» Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Григория. Время жизни и деятельности Григория после целого ряда учёных разногласий, точно установлено В. О. Ключевским , в известном труде его о древнерусских житиях святых 110 . На основании тщательного анализа сочинений Григория, В. О. Ключевский относит литературную деятельность его, ко второй четверти XVI столетия. Инок Григорий написал целый ряд житий святых, служб и канонов угодников Суздальских. Так, кроме жития, службы и канона пр. Евфросинии, инок Григорий написал житие пр. Евфимия, Суздальского чудотворца и канон ему, житие еп. Иоанна Суздальского с каноном, канон еп. Феодору и житие с каноном же пр. Козьмы, Яхромского чудотворца. Им же написаны похвальное слово и служба «новым чудотворцам», канонизованным на соборах 1547–1549 г. Таким образом, литературная деятельность его стоит в тесной связи с тем оживлением агиобиографической литературы, которая замечается в половине XVI в., одновременно с животрепещущими вопросами того времени о канонизации русских святых, издавна местно чтимых в разных областях Русского Государства, собранного к тому времени под власть единого самодержца Царя Московского и всея Руси. Время написания жития пр. Евфросинии довольно точно определяется составом самого жития. Кроме жития пр. Евфросинии во всех дошедших до нас списках его заключаются две добавочные статьи: – чудо 1558 г. и повесть, написанная епископом Суздальским Варлаамом «О изобретении стихир и канона и жития пр. княжны Евфросинии, без вести бывше много лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Предисловие Суздальский Ризположенский монастырь принадлежит к числу древнейших русских монастырей и замечателен, прежде всего, тем, что он был местом иноческих подвигов преп. Евфросинии, дочери князя Черниговского Михаила, замученного в орде. К сожалению, время и пожары истребили почти все источники для многовековой истории этого монастыря. С точностью даже неизвестно время первоначального основания этого монастыря; единственные сведения о первоначальной его истории заключаются в житии пр. Евфросинии, написанном лишь в половине XVI ст. и передающем одни смутные предания, хранившиеся в монастыре, о его первоначальной истории. О дальнейшей жизни монастыря также имеется чрезвычайно мало точных данных. В архиве Владимирской Духовной Консистории, в архиве упразднённого Суздальского Духовного Правления и Суздальской Духовной Консистории, а также в Московском Архиве Министерства Юстиции и Иностранных Дел и Синодальном найдены нами только очень не многие акты, касающиеся этого монастыря. В самом же монастыре, в скудном монастырском архиве найдены нами лишь разрозненные общие указы разного рода и разных учреждений после 1769 г., приходорасходные книги, заведённые для отчётности о казённых суммах, выдаваемых из казны, да две описи 1739–1741 г. и 1771 г. Таким образом, благодаря недостатку данных, историческая часть в силу необходимости должна быть краткой. Что касается до церковных и иных древних зданий обители и её ризницы, то в этом отношении Ризположенский монастырь представляет более благодарный материал для исследователя. Храмы Ризположенский XVI–XVII в. и Троицкий XVII в., колокольня, башни и св. ворота монастыря XVII в., украшенные разноцветными изразцами, представляют немало особенностей, важных для археолога, занимающегося изучением древнерусской архитектуры. Некоторые же предметы церковной утвари, шитые пелены, иконы и, в особенности, рукописное житие пр. Евфросинии, украшенное мастерскими миниатюрами, в списках XVII и в двух списках XVIII в., – представляют весьма ценные памятники древнерусского искусства. Входные ворота монастыря уже обратили внимание академика В. В. Суслова и изданы им в его академическом издании: «Памятники древнерусского зодчества». Прочие же памятники древнерусского искусства являются в печати впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXIII. Епархия Владимирская Владимирская епархия учреждена в 1215 г. Пятая из третьеклассных. I. Епископы Владимирские и Суздальские 1. Симон хирот. в 1215, из игум. Владимиро-Рождественского монастыря; † 22 мая 1226. Святой. Мощи в Владимирском Успенском соборе. 2. Митрофан хирот. 14 мар. 1227 из игум. Владимиро-Рождественского монастыря; убит 7 февр. 1237. Погребён в Владимирском Успенском соборе. (Ипат., 176). 3. Серапион хирот. 1274 из архим. Киево-Печерских; † 12 июня 1275. Погребён в Владимирском Успенском соборе. 4. Феодор хирот. 1276; † 1286. Погребён в Владимирском Успенском соборе. 5. Иаков хирот. 1288; в 1295 митрополитом сведён с епархии. 6. Симеон хирот. 1295, а в 1299 перев. в Ростов. II. Епископы Суздальские 7. Иоанн † 1314. 8. Нафанаил хирот. 1347. 9. Даниил упом. 1351; † 1362. Митрополит Феогност, 6 дек. 1352, хирот. в епископа Алексия Плещеева и сделан наместником в Владимире; в 1354 он был возведён на митрополию. Святой. 10. Алексий , 1363–65, (лишён епархии); † ... III. Архиепископы Суздальские, Нижегородские и Городецкие 11. Дионисий хирот. 1374 из архим. Печерского Нижегородского монастыря; в 1384 в Царьграде посвящён в митрополита Всероссийского; † 15 окт. 1385, в Киеве. 12. Евфросин хирот. в 1390 из архим. Нижегородского Печерского монастыря; † 25 мар. 1407. IV. Епископы Суздальские и Торусские 13. Митрофан хирот. 9 сент. 1406; упом. 22 мар. 1416. 14. Авраамий упом. в 1436–49. 15. Филипп упом. с 1455, а 11 нояб. 1464 возведён в митрополита Всероссийского. 16. Евфимий , бывший епископ Брянский, определён в нояб. 1464; † 1483. 17. Феодор , бывший епископ Брянский, определён 1483, а 1484 отрёкся и вскоре †. 18. Нифонт хирот. 9 дек. 1484 из архим. Симонова монастыря; † 8 мар. 1508. Погребён в Суздальском соборе. 19. Симеон Стремоухов хирот. 21 авг. 1509 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; 21 нояб. 1515. Погребён в Суздальском соборе. 20. Геннадий хирот. 10 февр. 1517 из архим. Владимиро-Рождественского монастыря; † 23 мар. 1531. Погребён в Суздальском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Суздаль. Ризоположенский женский монастырь. Колокольня Евфросинии Суздальской. Преподобенская колокольня Колокольня. Действует.   Престолы: Евфросинии Суздальской Год постройки:Между 1813 и 1819. Архитектор:Е.Я. Петров Адрес: Владимирская обл., г. Суздаль, Красная площадь Координаты: 56.42432, 40.44662 Проезд:Центр, самое высокое здание в городе Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Трёхъярусная колокольня монастыря была построена в 1813-1819 годах под руководством суздальского каменщика Кузьмина в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Достигающая в высоту 72 метров, она стала самым высоким строением в городе. Колокольня выполнена в стиле классицизма. Сквозные ярусы колокольни оформлены повторяющимся и уменьшающимся мотивом портика с парными колоннами. В начале XX века колокольня была отделана цементной штукатуркой, что отяготило её ярусы. При реставрации не позднее 1960-х годов была восстановлена первоначальная двухцветная окраска колокольни: стены желтые, детали - белые. http://drevo-info.ru/articles/13678727.html В памяти суздальцев также живёт легенда о том, что Преподобенскую колокольню Свято-Ризположенского монастыря начали строить во время Отечественной войны 1812 г. В книге Варганова А.Д. «Суздаль» есть сведения о том, что во время Отечественной войны, после окончания Бородинского сражения, в Суздале оказался один из полков русской армии и жители города, видя страдания и смерть офицеров и солдат, дали обет в случае победоносного завершения войны построить в городе самую высокую колокольню. По мнению суздальского краеведа Ю.В. Белова, её начали строить ещё до войны. «Вопрос о строительстве колокольни впервые был поднят в 1803 г. ...игуменьей Апполинарией», которая обратилась с ходатайством в духовную консисторию. Ходатайство было вызвано тем, что старая шатровая колокольня XVII века, построенная И. Маминым, И. Грязновым и А. Шмаковым... во многих местах треснула и грозила падением. Разрешение было получено. С самого начала игуменья Апполинария, посоветовавшись с руководством других суздальских монастырей, с духовными властями, решила сделать колокольню «грандиозной», так как Ризположенский монастырь располагался в самом центре древней столицы княжества и был древнейшим из сохранившихся в Суздале. Для строительства колокольни была образована специальная комиссия из представителен суздальского духовенства, настоятелей Спасо-Евфимиева, Покровского и Ризположенского монастырей. В этой же статье он приводит данные о том, кто строил колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=05100

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЯЧКОВСКИЙ ЕВФИМИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Прп. Евфимий выбрал место для ц. свт. Василия Великого близ Городца. Миниатюра из рукописи «Жития Евфимия и Евфросинии Суздальских». XVII–XVIII вв. (РГБ. Ф. 37. 7. Л. 18) Прп. Евфимий выбрал место для ц. свт. Василия Великого близ Городца. Миниатюра из рукописи «Жития Евфимия и Евфросинии Суздальских». XVII–XVIII вв. (РГБ. Ф. 37. 7. Л. 18) Находился близ совр. с. Мячкова Володарского р-на Нижегородской обл. Являлся приписным к Евфимиеву суздальскому в честь Преображения Господня монастырю . Основан на левом берегу р. Клязьмы при озерах Мячковском и Долгом, в 7 верстах к северо-востоку от г. Гороховца. Впервые обитель упоминается в жалованной грамоте, выданной ок. 1418-1419 гг. вел. кн. Нижегородским Александром Иоанновичем архимандриту суздальского Евфимиева мон-ря Авраамию: «И что у них в моей вотчине, Ноугородском княжении, в Гороховце, монастырь святый Василий на Клязме» (АИ. Т. 1. 25. С. 51; АСЭИ. Т. 2. 435. С. 479). Позднейшее монастырское предание связывало начало М. м. с путешествием прп. Евфимия Суздальского из Н. Новгорода в Суздаль. В Пространной редакции Жития рассказывалось, что по дороге прп. Евфимий, «недошедыи града Гороховца 8 поприщ, и обрете место бор бяше велïи чаща при езере, но зело красно всюду, яко стеною окружено водами, и возлюбил е. И абие помысли составити обитель в том месте, а церковь поставити во имя святого отца нашего Bacuлia Кесариа Каппадокеискиа, и общее житие устрои» (РГБ. Вол. 628. Л. 44 об.- 45). Степень достоверности этого рассказа, однако, ослабляется тем, что он отсутствовал в первоначальной Краткой редакции Жития прп. Евфимия Суздальского, составленной, вероятно, не позднее 10-х гг. XVI в. ( Черторицкая Т. В. Новый список Жития Евфимия Суздальского: (Старые проблемы)//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 232-237; Клосс. 2001. С. 363-364), и появился только в Пространной редакции, старший список к-рой (РГБ.

http://pravenc.ru/text/2564560.html

Великая княгиня Евдокия, во иночестве преподобная Евфросиния, основательница Вознесенского девичьего монастыря в Московском Кремле Источник Великая княгиня Евдокия 1 , супруга в. к. Димитрия Иоанновича Донского, была дочь Димитрия Константиновича, князя суздальского 2 , и супруги его, княгини Анны. О детстве и воспитании Евдокии, и вообще о жизни ее до вступления ее в брак с Димитрием Иоанновичем, до нас не дошло никаких сведений. Об отце ее, Димитрия Константиновиче, известно, что он отличался благочестием и любовью к духовному просвещению 3 . Нет сомнения, что в таких же правилах он воспитал и дочь свою Евдокию. Последующая благочестивая жизнь ее – в супружестве за Димитрием Иоанновичем и после его кончины – доказывает, что семена благочестия в ее сердце посеяны были еще в юных летах. Летописцы, восхваляя добродетели и богоугодную жизнь Димитрия Иоанновича, всюду вместе с этим восхваляют благочестие и добродетели его супруги Евдокии. «После брака – говорит неизвестный составитель жития Димитрия Иоанновича Донского – они жили целомудренно, как златоперсистый голубь и сладкоглаголивая ластовица, и с ревностию заботились о своем спасении» 4 . «Святая и христолюбивая великая княгиня Евдокия – говорит ее жизнеописатель – во всем усердно подражала жизни державного и благонравного своего супруга, с которым, живя единомысленно в заповедях Господних, родила ему сынов и дщерей и в благочестии воспитала их» 5 . Говоря о любви святой Евдокии к благолепию храмов Божиих и ее ревности к устроению и украшению их, летописцы сравнивают ее в этом отношении с Мариею, супругой Всеволода Великого 6 , а по святости жизни ее и добродетелям, поставляют на ряду с святою Ольгою, Владимиром и другими святыми князьями и княгинями, просиявшими своим благочестием в земле Русской 7 . Жизнь святой Евдокии, естественно, разделяется на две, почти равные, половины. Первая половина – от вступления ее в брак с Димитрием Иоанновичем до его смерти; вторая – от смерти ее супруга до собственной ее кончины. В первую половину своей жизни Евдокия является любящею супругой, чадолюбивою матерью, и отчасти принимает некоторое участие в жизни государственной. Последнюю половину она преимущественно посвящает себя подвигам благочестия, устроению и украшению храмов Божиих, и в особенности Вознесенского монастыря, и только заботы о воспитании сыновей и возложенные на нее, в отношении к ним, ее супругом обязанности отвлекают ее от совершенного посвящения себя служению единому Богу. I

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Житие и жизнь препбны мтре нше блговрны кнжьны 113 Писано смиренно иноком Григорием. Тогож Града Суждаля. Обители Боголепного Преображения Гда Бга и Спса ншего Хрта 114 Благословен Бог Отец щедротам, Безначальный вседержитель, благословен Единочадый Сын Слово Отчее, благословен Параклит, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: благословен Бог , иже в Троице от ангел на небесах благочудно 115 певаемый: и от всех творительств своих со страхом покланяемый. Всещедрый, преблагий Бог наш, благословен Бог неначальный 116 и нескончаемый ни меримый ни до ведомый, безначальный, несозданный, присносущный, неописанный, невидимый, неизменный, не оставленный, неисследованный, ни умом постижимый, ни словом изреченный, Едино Божество в Трёх составех едино естество в 3-х лицех, не трие бзи, но Един, Бог . Едино есть Святой Троицы Божество, Едино существо, едино действо, едина власть, едино господство, едино царство и едина сила, свет во Отце, и Сыне, и Святом Духе, Един аки 117 в трёх солнцах 118 присносветел, неприступен отнюдь, и умом непостижим, ни словом изглаголан, Егоже богатство есть едина вещь, едино Божество 119 . Благословен и преблагословен Той Истинный Бог наш, иже вся человеки хотя спасти, и в познание истине прийти и вся на пользу подаваяй, и многообразно немощи человеческие посещаяй, на Того бо истинного Бога нашего надежду свою положим, наипаче же на Того благодать надеющееся слово вкратце предложим: о житии благоверной и всеблаженной Евфросинии преподобной, памяти достойной, ей же несть точно всего мира богатство, сия убо преподобная сияет и по смерти аки 120 жива во граде Суждале, чудес множество источающи и различными знамениями, её житие подобно ангелом, ибо тех имеяше поспешники 121 , разум ибо есть наш не ухищрением писаний пекущеся, но истину написующе простыми словесы, боголюбцем 122 вкратце: и во общую пользу и спасение христоименитым людям, послушающим послушником 123 в славу Сына Божия, избравшего свою рабу, сподобихся 124 достоверно слышати от поведавших ми не ложно черноризиц обители 125 преподобные, иже во граде Суждале, обаче начнём повесть, от онудуже начати подобно 126 подобно же настоящее да глаголется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Православная семья: агиография и реальность К сожалению, наша агиография, на которой воспитывались поколения русских православных христиан, не дает нам идеала семьи. Понятно, что большая часть наших святых - это святители, преподобные, мученики, канонизация которых связана отнюдь не с их семейной жизнью. Протоиерей Георгий Митрофанов магистр богословия, профессор СПбПДА, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при АППО Ищите женщину Если обратиться к нашим святым женам, то здесь мы обнаруживаем очень выразительные особенности. Прежде всего, можно констатировать, что святых христианок в наших святцах ничтожно мало, и это не случайно. В определенные эпохи канонизовали очень много, в другие - мало (как в синодальный период, когда почти за два века произошло всего лишь пять канонизаций до царствования Императора Николая II), и, тем не менее, святым женам места практически не находилось. А когда их все-таки канонизовали, то мы обнаруживаем тенденции, свидетельствующие, что даже среди прославленных святых христианок, женщин, которые посвятили себя семейной жизни, у нас в святцах нет. И это притом, что тема семьи для женщины более значима, чем для мужчины, поскольку в традиционной патриархальной семье вплоть до XX века женщина играла определяющую роль. Для нее жизнь сводилась, прежде всего, к семейной жизни, если она не была монахиней. Услышав имена Евфросинии Полоцкой, Евфросинии Суздальской, мы сразу вспомним святых монахинь. В их житиях подчеркивается их нежелание вступать в брак, их отторжение от семьи. Что касается блаженной Ксении Петербургской, то ее святость, вроде бы отчасти связанная с браком, начинается только со смертью мужа. Кончина супруга стимулирует ее духовное служение. Складывается впечатление, что в семье она не могла проявить себя должным образом.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/38...

Ризоположенский женский монастырь (Суздаль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Ризоположенский монастырь — один из древнейших монастырей Руси, основанный в 1207 году и расположенный в северной части Суздаля недалеко от древнего кремля и реки Каменки. При обители имеется гостиница. Первые каменные постройки появились в монастыре в XVI веке, более старые сооружения до наших дней не дошли. Монастырь известен духовными подвигами монахини Евфросинии, дочери князя Михаила Черниговского, замученного в орде. Содержание История [ править править код ] Ризоположенский монастырь основан в начале XIII века епископом Иоанном Ростово-Суздальским. Получил известность благодаря духовным подвигам преподобной Евфросинии Суздальской (1212 - 1250 ), в миру Феодулии, старшей дочери святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Евфросиния не занимала начальственной должности в монастыре, но своей жизнью и подвигами так возвысила его значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Подвижнице было открыто грядущее на Русь нашествие Батыя и разорение Суздаля. По ее молитвам о спасении обители монастырь не пострадал. Каменные постройки появились в монастыре в XVI веке. Первые постройки XIII века не сохранились, самой ранней считается постройка Ризоположенского трехглавого собора датированного первой половиной XVI века. Святые врата, которые служили торжественным входом в монастырь, возведены в 1688 году, являются творением трёх суздальских мастеров — И.Мамина, А.Шмакова, И.Грязнова. В честь победы над французами в Отечественной войне 1812 г. на территории монастыря под руководством суздальского каменщика Кузьмина возведена 72-метровая монастырская Преподобенская колокольня (1813-1819). В XVIII веке Ризоположенский монастырь приходит в упадок, чему способствовали церковная реформа 1764 года, лишившая монастырь вотчины, и сильный пожар 1769 года. Монастырь был зачислен в штат по 2-му классу и получал 500 рублей в год от государства. Расцвет Ризоположенского монастыря относится к 70-м годам XIX века, связан с именем игумении Серафимы. При ней в монастыре начались большие строительные работы. По проекту владимирского архитектора Артлебена в 1879-1881 гг. была построена новая каменная зимняя Сретенская церковь. Прежняя была разобрана в 1878 году. В 1901 году в монастыре произошел сильный пожар, сгорели все деревянные постройки, пострадали каменные. После пожара производятся частичные перестройки каменных зданий. Вместо прежних деревянных были выстроены из красного кирпича настоятельская келья, церковно-приходская школа и два келейных корпуса, территория монастырского двора выстлана булыжным камнем.

http://azbyka.ru/palomnik/Ризоположенски...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Мудрая жена. Святая Евфросиния Московская, основательница Кремлевского Вознесенского монастыря 5 мин., 29.08.2014 Великие правительственные мужи собираются восстановить в Кремле Чудов и Вознесенский Стародевичий монастыри. Добрые вести! В самый раз припомнить, какой исток у судеб этих двух обителей, что за люди стоят при их основании. Про Чудову обитель и ее основателя, святого Алексия, митрополита Московского, речь пойдет в другой статье. Даст Бог, она появится в самом скором времени. Жизнь и духовные подвиги мудрой жены, чьими трудами воздвигся Вознесенский монастырь, известны не столь широко. С них и стоит начать. Будущая супруга Дмитрия Донского родилась в семье одного из крупнейших политиков Руси того времени — суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Большая, но непрочная, можно сказать, эфемерная держава, которой он правил, оказывалась то врагом, то союзником Московского княжества. И брак его дочери Евдокии с 16-летним московским князем Дмитрием Ивановичем имел все признаки политического альянса. Предположительно, сам преподобный Сергий Радонежский, желая мира на Руси, помог договориться о его заключении. К тому времени княжне исполнилось 13 лет — она появилась на свет около 1353 года. У ее супруга все главные деяния были еще впереди: и строительство белокаменного Кремля, и победа на Куликовом поле. Пока что он немногим проявил себя в большой державной работе. Несмотря на политическую подоплеку, брак двух молодых людей удался. Евдокия Дмитриевна осчастливила мужа двенадцатью детьми. Двое из них, Василий и Юрий, впоследствии займут Московский великокняжеский престол. Супружество не омрачалось ничем, помимо тяжелой вооруженной борьбы, которую приходилось вести Дмитрию Ивановичу с литвой и Ордой. Изнемогая в этом противостоянии, князь находил отдохновение и поддержку в своей жене. До наших дней дошло завещание Дмитрия Донского от 1389 года. По его тексту видно и большую любовь князя к жене, и огромное доверие к ней.

http://foma.ru/mudraya-zhena-svyataya-ev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010