Пелена шитая в шёлку, на ней вышит образ благоверной княжны Евфросинии Суздальской, венец шит золотом, около венца подпись, низано жемчугом крупным, а вкруг та пелена обложена камкою зелёною, на той камке слова шиты золотом, в руке её крест обнизан по краям жемчугом. На мощах преподобной княжны Евфросинии покров вышит шёлком, на том покрове образ её вышит шёлком же, а венец вышит золотом, около венца подпись, низано жемчугом крупным, крест позументовый золотой, вкруг того покрова подпись, слова шиты по зелёной камке золотом. Покров по алой объяри шитый серебром и золотом, вкруг её крест позументовый золотой. Пелена по золотой парче обложена бархатом малиновым, кружево золотое с городами по краям, в середине крест, низан крупным жемчугом, копие, трость, слова значат Иисус Христос , при кресте глава адамова и две кости низаны жемчугом мелким. Пелена перюснева серебряная, по ней крест золотой вкруг обложена гасом золотым. Пелена штоф по жёлтой земле, по ней травы серебряные и зелёные крест серебряный, а около обложена кружевом серебряным с городами. Пелена кафеиная пукетовая по ней травы золотые, крест сетка серебряная и обложена сеткой серебряной. Пелена пукетовая, крест золотой. Пелена чёрная бархатная, по ней крест золотой, обложена пукетом кафеиным да кружевом серебром золотом. Пелена жёлтая атласная, на ней крест шит серебром. Пелена люстриновая белая, по ней крест и по краям мишурной 47 . Пелена тафтяная алая, на ней сетка серебряная, обложена штофом цветным 48 . Пелена полу-объяринная алая, по ней крест и по краям кружева мишурного. Малые пелены Две пелены тафтяные обложены по краям зелёною тафтою, на них кресты шиты серебром, а по краям слова вышиты золотом. Пелена объяринная насыпная малиновая, обложена атласом зелёным, по ней крест сетка серебряная с золотом. Две пелены ходовые: первая бархатная малиновая, на ней крест позумента серебряного, по краям кружево золотое, при ней семь кистей серебро с шёлком; вторая, чёрная, бархатная, на ней крест мишурной. Под евангелие

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

   Так не ослабевайте в трудах иноческого жития! Сами шевелите и тревожьте душу свою, чтоб не предалась дреманию и не дала врагу случая посмеяться над вами. Все делайте, чтоб не ослабела сия крепость духа, ибо в ней вся сила.    Именно: чаще поминайте о первом воодушевлении, с каким вы, оставя свое семейство, родство, надежды свои, пришли сюда. Помните, как горела тогда душа наша, как помышляли вы, что, вступив в обитель, будете только молиться и в келлии и в церкви, только заниматься богомыслием, душеспасительными беседами или чтением духовных книг, что будете жить в уединении, не вдаваться в суетливость, быть в мире со всеми, в беспрекословном послушании настоятельнице и старицам. Конечно, искренно было такое желание ваше. Приводите же чаще себе на память сие первое воодушевление, и оно будет обновляться в вас и теперь, подобно тому, как освежаете воздух в комнатах чрез впущение туда нового воздуха совне.    К сему возбудительному помышлению присоедините другое: обновите в памяти вашей как можно более примеров ревности, представляемых в житиях святых. Читайте Четь-Минею и собирайте в памяти, как неутомимо трудились святые Божии, мужи и жены, не жалея ни сил, ни даже живота. А потом во всякую свободную минуту поминайте Евдокию, Пелагею, Синклитикию, Сарру, Феодору, Евфросинию Египетскую, Марию Египетскую, Евпраксию, Февронию, Евфросинию Суздальскую и Полоцкую и других, со всеми трудами их неутомимого подвижничества. Не праздно о сем помышляйте, а прилагайте к тому обязательное убеждение, что и вам всем должно быть таковыми же, какими явили себя те ублажаемые девы, и каждое такое помышление будет остен, бодущий и подгоняющий. Как на перегонках бег одного возбуждает напряжение в другом или как вы сами, работая вместе, друг перед дружкою заботитесь не отстать, так будут разжигать ревность вашу помышления о великих трудах, ревностно подъятых святыми подвижницами.    А между вами разве нет ревностных, так ревностных, чтоб их ревность была более заметна среди всех? Но и без того одна другую подгоняйте советами и примерами. О чем идут беседы у вас, когда бываете вместе? Не говорите ни о чем, кроме главного вашего дела, на которое выступили вы. Как торгующие, встречаясь друг с другом, толкуют все о том, как лучше и успешнее вести торг, так и вы, сходясь, не позволяйте себе пустых речей, а всячески склоняйте беседу на главное — на то, как вам быть, как кончить начатое, как бы не поткнуться и не стать посмешищем врагу. Замечаете ли, как одно слово рождает ряд других слов, каждое же слово — ряд мыслей; ряды мыслей переходят в ряды начинаний и дел добрых или худых. Кто о пустом говорит, у того пусто в голове и сердце, пусто и в жизни… Кто говорит о добром, тот все более и более разгорается на добро и богатится им.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Любовь, которая может согреть всех Образы монахинь в картинах художников Оксана Головко   03:59 09.11.2020 582 Время на чтение 7 минут Преподобная Евфросиния Суздальская, преподобная Евфросиния Полоцкая, игумения Арсения (Себрякова), монахиня Людмила (Ольга Николаевна Пряшникова), – это лишь небольшой список монахинь, причисленных к лику святых. Если же перечислять всех, кто шел по монашескому пути и был прославлен Церковью, эта статья займет слишком много страниц. Художники в разные времена пытались запечатлеть образы монахинь – известных или тех, чьи имена нам еще только предстоит узнать. Попробуем посмотреть на несколько картин – от XVIII до ХХ века. Портрет схимонахини Нектарии (Натальи Борисовны Долгорукой, урожденной графини Шереметевой), выполненный неизвестным художником XVIII века.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/09/lyubov...

Но в особенности, это стремление к натурализму миниатюриста XVIII в. видно в палатном письме, пейзажах и др. аксессуарах миниатюр. В рукописи Древлехранилища и в монастырской 1785 г. художник до очевидности копирует храмы, стены и святые ворота Ризположенского монастыря так, как они есть, но делает эго крайне неудачно и вызывает одно неприятное чувство в зрителе, благодаря неумелой технике; тогда, как миниатюрист XVII века, изображая стилизованный храм, идеализируя его формы, вполне достигает своей цели, вызывая в зрителе известное нужное ему настроение. Изображая рождение Феодулии (Евфросинии) в виде реальной бытовой картины, миниатюрист XVIII в. сразу лишает это событие его священной торжественности, которое мы видим в миниатюре XVII в. Даже наивная манера древнего иконописца представлять сразу и наружный фасад здания и внутренний разрез его, допущенная миниатюристом XVIII в., при стремлении его в тоже время к реальности порождает в зрителе лишь одно убеждение в полной технической неопытности художника. Стилизации неба, облаков, земли, рек, и вообще ландшафта в миниатюрах списков 1785 г. и Древлехранилища нет. При изображении всего этого видно стремление к натуральности, что лишает изображаемые предметы их чудесности и вызывает в зрителе не то настроение, какое получается при рассматривании миниатюр XVII века. Что касается технической стороны миниатюр XVIII в., то во всех трёх списках жития XVIII в., не исключая и списка Общ. Люб. Др. Письм. техническое исполнение рисунков гораздо ниже по своим художественным достоинствам техники миниатюр древнего списка жития XVII века. Очерк в экземпляре Общ. Люб. Др. 1 Письм. сделан чернилами хотя и тонкими штрихами, но неуверенной рукой, не везде правильно, вероятно сведён с шаблона: в миниатюрах же экземпляра Древлехранилища и 1785 года очерк сделан грубо: толстыми чертами выцветшими серовато-грязными чернилами. Во всех трёх экземплярах жития XVIII в. раскраска сделана наскоро, небрежно и хотя везде есть растушёвка, но она исполнена неумело. Фигуры людей в экз. 1785 г. и Древлехр. коротки, лица одутловатые с претензией на верность природе; в экз. же Общ. Люб. Др. Письм. встречаются фигуры слишком длинные и нескладные. Мастера XVIII в., иллюстрировавшие эти рукописи, весьма мало разнообразили и краски. Они употребляли более всего ярко красную краску, затем зелёную, синюю и жёлтую – комбинирования красок у них не замечается и у них нет такого тонкого вкуса, каким обладал иллюстратор жития XVII в. Все краски, за исключением красной, мутны, не ярки и наложены часто на манер лубочных картин.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Так как иконопись имела предметом большею частью мир идеальный, превыспренний, горний, небесный, то художник, обыкновенно, поступал так, как поступал творец канонов и служб и составитель житий русских святых. Как последний, изображая земную житейскую обстановку святочтимого святого, идеализировал её, заимствуя образы и даже сам слог и выражения из библии и византийской житийной литературы, так и иконописец, иллюстрируя житие святого и вообще изображая священные сюжеты, не находил возможным передавать натурально в красках на миниатюре, или на иконе черты будничной земной действительности, а всячески старался отвлечь фантазию от этой действительности и нарисовать образы идеальные, заимствуя для того формы или из древнехристианских и византийских памятников искусства, или идеально перерабатывая черты этой земной обычной обстановки особым способом. При рассматривании древних икон и иллюстрации древнерусских рукописей нас, воспитанных на произведениях современного натуралистического искусства, неприятно поражают эти фантастические деревья, здания, одежда и вообще вся бытовая обстановка изображений, полная условности и нередко далёкая от действительности. Многие ошибочно приписывают эту условность неумелости древних художников, несовершенству их художественной техники. Между тем, это – требование иконописного стиля, который имея дело с небесным, сверхчувственным, в целях назидания возводил фантазию читателя в идеальный мир посредством этих фантастических образов, иногда просто иконописных символов. В данной рукописи древнерусский художник – иллюстратор жития пр. Евфросинии, когда ему нужно было изобразить напр. монастырскую келью, где жила святая подвижница или монастырский храм, где она молилась, никогда не изображает той кельи, образец который он мог видеть в современных кельях, – или того современного ему монастырского храма, который мог существовать без реставрации, и в тех же формах, как и при жизни святой, – но непременно идеализировал их: бревенчатая келья превращалась в воображении художника и на иллюстрации в фантастическое каменное здание (палату) восточной архитектуры, иногда даже с плоской кровлей, с круглыми окнами (см. таблицу 3 и др.): монастырский храм лишь кой-где удерживал свои типические признаки, согласные с действительностью, в деталях же разукрашивался и видоизменялся в фантазии и на иллюстрации художника-иконописца часто до неузнаваемости. Так же поступал иконописец и при изображении ландшафта, изображая в окрестностях г. Суздаля причудливые гребни фантастических гор и деревьев, формы которых заимствованы им из чуждой художнику восточной природы, а иногда и прямо созданы идеально настроенной фантазией иконописца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Артемию веркольскому, 628. Борису и Глебу, 22, 116, 348, 462, 548, 551, 558, 559, 562–565, 568–571, 577, 580, 582–585, 597, 599, 600, 611–616, 620, 623, 646, 653. Варлааму хутынскому, 264, 275, 494–497, 500, 501, 604, 617, 618, 620, 621, 623, 631, 640, 645. Василию Блаженному, 275, 338, 461, 624, 797. Василию и Константину, князьям, 628. Владимиру в. князю, 462, 568–571, 577–580, 583–585, 597, 599, 600, 613–615, 620, 623, 624. Всеволоду-Гавриилу кн. псковскому, 624, 626, (стихиры на преставл. и обретение мощей), 442. Георгию Всеволодовичу в. кн., 628. Григорию пелышемскому, 478, 479, 624. Григорию и Кассиану авнежским, 624, 635. Гурию и Варсонофию казанским, 659, 661. Димитрию прилуцкому, 263, 315, 321, 525, 528, 606, 607, 617, 618, 620, 623, 624, 642, 643, 651, 765. Димитрию царевичу угличскому, 625, (стихиры под 19 окт. две), 443. Дионисию глушицкому, 263, 321, 564, 603, 619, 623, 624, 626, 790, 791. Дионисию радонежскому (канон), 662, 700. Евфросину псковскому, 624, 626. Евфросинии полоцкой, 565. Евфросинии суздальской, 337. Евфимию суздальскому, 337, 626. Евфимию новгородскому, 541, 542, 620, 621, 623, 624, 626. Ефрему новоторжскому, 275, 628. Ефрему перекопскому, 619, 626. Зосиме соловецкому, 556, 622, 624, 626, 633, 634, 788. Зосиме и Савватию соловецким, 611, 619, 623, 627, 629, 634. Игнатию ростовскому, 551, 564, 611, 616, 618, 620, 621, 623, 626, 630. Игнатию прилуцкому, 628, 657. Исаии ростовскому, 564, 611, 616–618, 623, 626, 630. Исидору ростовскому, 611, 616, 618, 624, 626, 630. Иакову ростовскому, 623, 624, 626, 630. Иакову галичскому, 625. Иакову боровицкому (стихиры), 443. Иоанну архиеп. новгородскому, 329, 341, 478, 479, 541, 604, 622–624, 626, 629. Иоанну еп. суздальскому, 337. Иоанну устюжскому, 565, 628. Иоасафу каменскому, 658. Ионе митр. киевскому, 539–541, 512, 611, 620, 621, 622, 623, 624, 626. Ионе архиеп.новгородскому, 604, 623, 625. Иосифу водоколамскому (стихиры), 427. Кириллу белоезерскому, 263, 268, 269, 275, 276, 564, 568, 569, 570, 572–575, 597, 600, 612, 613, 614, 619, 620, 623, 627, 645, 646, 764, 771, 796.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

707 ...Алексй Федоров сынъ Адашев да Игнатей Вешняков... – Об Алексее Адашеве см. выше коммент. к с. 28 и 46. Игнатий Михайлович Вешняков – постельничий в 1552–1561 гг. 708 И оттоле бысть вражда межи бояр и Селиверстомъ и его съвтники. – О протопопе Благовещенского собора Сильвестре см. выше. Характеристика Сильвестра в приписке носит такой же враждебный характер, как и в посланиях царя, но отличается рядом своеобразных черт. Здесь Сильвестр никак не связывается с Алексеем Адашевым, о котором в приписке сообщается только, что он в первый же вечер присягнул царю; в Первом послании Курбскому царь утверждал, что во время его болезни «возшаташася яко пиянии» и Сильвестр, и Адашев. Сильвестру и его безымянным «советникам» в приписке противопоставляются столь же анонимные «бояре». Для доказательства связи Сильвестра со Старицким здесь указывается, что они были «из нятства выпущены» по ходатайству Сильвестра. Между тем Евфросиния и Владимир были освобождены из заточения в 1540 г.; Сильвестр появился в Москве и при царском дворе не ранее 1547 г. 709 Иван Михайлович Шюйской... – Князь И. М. Шуйский-Плетень из рода Суздальских князей. Один из старейших бояр Ивана IV (в думе с 1538 г.), попадавший в опалу еще при Василии III, участник борьбы за власть в период «боярского правления». Умер в 1560 г. 710 А околничей Федор Григорьевич Адашев... владти нами Захарьиным, Данилу з братьею. – Ф. Г. Адашев, отец Алексея Адашева, окольничий с 1549–50-х гг. Опасения по поводу возможного господства Захарьиных – Даниила Романовича и Василия Михайловича, естественно, могли быть связаны с воспоминанием о роли родичей малолетнего Ивана IV (Глинских) в годы «боярского правления». 711 ...Иван Иванович Пронской-Турунтай... приводиши ко кресту! – Князь (из князей рязанских), боярин с 1549 г., умер в 1569 г.; по известиям Курбского и Таубе и Крузе был умерщвлен, несмотря на то что был к этому времени пострижен в монахи. Владимир Воротынский, как и его отец Иван, был связан с С. Ф. Бельским, бежавшим в Литву в 1534 г. после смерти Василия III, и был заточен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На миниатюрах: (рис. 114) фантастическое же представление Ада в виде чудовищного животного, со связанным сатаною посредине, и с Адамом и Еввою по обе стороны. Все вместе ласкает взор, как Помпеянская арабеска. К Пс. 4 . (рис. 115) Три 112. Миниатюра из старопечатной Псалтыри 1633 г. 113. Из Псалтыри 1633 г. Отрока в пещи, вполне согласно с изображениями на лучших миниатюрах древнейшего Византийского стиля. К 7-й песне св. Отроков. (рис. 116) Авраам, Исаак и Иаков восседают на лавице, с душами праведных в лоне и позади их, тоже согласно с древнейшими представлениями. К Пс. 22 . (рис. 117) Враги ведут в плен пленников. Идущий напоминает Татарина, но в идеализированном костюме. К Пс. 77 . 114–117. Из Псалтыри 1633 г. Далее, (рис. 118), а) Давид, попирающий врагов. К Пс. 17 . Иконописной симметрии придано здесь некоторое изящество, как это можно видеть из сравнения с изображением того же предмета, приложенным из рукописи 1485 г. в статье о Визанийской и древнерусской Символике. б) (рис. 119) Замечательна по своему 118–120. Изъ Псалтыри 1633 г. изяществу группа низвергаемых ангелом в пропасть. К Пс. 72 . в) (рис. 120). Миниатюра, к Пс. 9 , с ангелом хранителем вверху, с двумя фигурами внизу, которых наущают бесенята, и со зданием в середине, из которого бесы тянут людей крюками, по своей смелости и изяществу ясно свидетельствует о влиянии западном на иллюминатора, украшавшего миниатюрами Псалтырь 1633 г. На рис. 121, для сравнения с миниатюрой под лит. в, на 2-м листе, прилагается подобное же изображение из видения Феодоры по рукописному житию Василия Нового XVII, в библиотеке г. Забелина, в 4-ку. Ангел приносит душу Феодоры к самому Аврааму. На рис. 122, для сравнения с миниатюрой под лит. г, на 2-м листе, прилагается подобная же сцена пленения, из рукописного Сборника XVII в., принадлежащего мне, в 4-ку. На рис. 123, для сравнения с этими обеими миниатюрами предлагается изображение того, как «Христиане начаша дань даяти поганым Татарам» из Жития Евфросинии Суздальской, по рук. XVIII в. в лист, в библиотеке графа Уварова, 106 (Царск. 95), лист 54.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Алтарь, благодаря такому устройству, довольно просторен. Восточная часть его оканчивается тремя полукружиями; северное (левое) полукружие служить помещением для жертвенника, правое для диаконника. Престол устроен на четырёх дубовых столбах, верхняя дека также дубовая, покрыта холщёвой срачицей. Антиминс на престоле холщёвый, священнодействован преосвященным Сильвестром, Митрополитом Суздальским в 1757 году, октября 31 дня. Жертвенник также дубовый и покрыт холщёвой срачицей. Запрестольный крест с живописным изображением Распятия и образ Тихвинской Божией Матери за жертвенником не древние. К сожалению, в Ризположенской церкви время и пожары уничтожили все древнее, и иконостас и иконы. – Нынешний иконостас, устроенный в 40-х годах, четырёхъярусный с колоннами и крупной резьбой, выкрашенный красной краской и вызолоченный, не представляет из себя ничего стильного, тяжёл, довольно посредственной столярной работы. Иконы в первом ярусе, не древние, писаны не ранее второй половины XVIII ст., несколько раз исправлялись и обновлялись; все они закрыты сплошными серебряными ризами. На иконе Спасителя около царских врат и Положения Ризы Божией Матери серебряные ризы чеканены в 1798 году. Другие две иконы, Боголюбской Божией Матери по правую руку царских дверей с небольшим образом вверху Каменецкой Божией Матери и преподобной Евфросинии Суздальской с деяньем также не древние. Серебряные оклады на иконах позднейшие, даже с пробами. – На Каменецкой Божией Матери венец и риза шиты по белому атласу золотом и серебром – работа нынешнего столетия. На дверях северной и южной написаны ангелы, один с ветвью, другой с крестом. В иконостасе соблюдены обычные позднейшие правила размещения икон, хотя во второй ярус попали праздничные иконы окладные наряду с двунадесятыми праздниками, вытеснив последние. Они, вероятно, в древности составляли целый пояс в особом тябле над местными иконами, как это было обычно в древних церквах 30 , и немногие уцелевшие от пожара 1769 г. иконы этого яруса заняли приблизительно старые места.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Обитель считать надобно домом Божией Матери; всех сестер – святыми, одну себя грешною. Эта мысль одна быть в вас долженствует. Если же мысль противная придет надобно воображать, как живут на небесах: там зависти, подозрения, или чего сему подобного – нет! – Там нет никаких противностей, никакого противоречия; там все повинуются манию Создателя! Настоятельницу надобно почитать. Которые почитают ее, тех сердца касается благодать Божия; а которые пренебрегают этой обязанностью; от тех благодать Божия отступает, и враг берет таковых во власть свою. Пренебрежение значит гордость, а гордым Бог противится. Ежели хотите в обители жить, как должно: то надобно соблюдать скромность, благопристойность, почтение к старшим. Кто с разумом живет, тому многое будет воздаяние. Вот у нас в России и игуменьи есть Святые например, две Евфросинии: Суздальская и Полоцкая. – А кто не исполняет Его волю, – какое прещение, какая казнь того ожидают? Угодить Господу Богу легко и удобно: слушай начальницу и исполняй всякое послушание с усердием. Сын Божий образ нам дал: Сам послушлив был, даже до смерти. Ни в чем к себе снисходительною быть не должно, ни в чем себе не надобно верить. Если какая-нибудь мысль начнет вас беспокоить, смущать, скажите ей: не верю тебе окаянной, не верю: анафема тебе и лживому мудрованию твоему. Не теряйте времени в празднословии и не принимайте мыслей, противных образу жизни монашеской, а ежели приняли, то тут же сознайтесь: Господи! согрешила, – прости! За укорение не сетуйте, а будьте благодарны, что вас предостерегают; а если и побранят, – не сердитесь. Зачем терять время в неудовольствиях? Вместо того, чтобы время посвящать Богу, мы посвящаем его своим страстям. После будем сожалеть, – но потерянного времени не возвратим. Благодать Божия печется об нас, а мы пребываем как пни нечувствительные; враг ослепляет нас и делает подручными себе, и мы непрестанно грехи ко грехам прибавляем и тем прогневляем Всещедрого Отца нашего, столь много возлюбившего нас. Должно всегда просить Господа Бога, чтобы Он просветил наши очи телесные и душевныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010