Голубинский разумеет „все науки“ возможно, не принадлежит автору жития, а есть позднейшая случайная поправка слова „грамоты“. По крайней мере, в древнейшем списке жития Феодосия, принадлежащем XII веку, вместо выражения „вся грамматикия“, стоит „вся грамоты“ 947 . Одна из отрицательных инстанций сознавалась самим проф. Голубинским. Это именно то обстоятельство, что нельзя положительно сказать, что разумеется в житии под словом „грамматикия“. Утверждение, что здесь должно разуметь весь круг наук, есть утверждение в сущности произвольное. Ссылка на греческое словоупотребление 948 дает право на понимание слова „грамматикия“ лишь в смысле грамотности и умения с пониманием чи- житийном рассказе находится одно случайное замечание, важное для характеристики русского школьного образования того времени. Поселившись при церкви св. Спаса, Евфросиния посылает ко отцу своему, князю Полоцкому, сказать: „пусти ко мне сестру мою Гордиславу; да научится, рече, грамоте. Он же пусти ю к ней. И по малех днех, – продолжает биограф, – присла отец к ней, глаголя: пусти уже сестру свою ко мне. Она же отвеща: еще не извыче всей грамоте“. В связи с указанным ранним окончанием учения, приведенное место, как будто, свидетельствует, что даже для княжеского семейства XII века считалось достаточным школьное образование, ограничивавшееся одним научением грамотности. Но в сущности по отношению к таким лицам, как члены княжеского семейства, и не может идти речи о школьном образовании в собственном смысле, понимая школу в смысле общественного института. Члены княжеского дома обучались, конечно, отдельно от всех других, у своих домашних учителей, как и показывает пример Гордиславы. Именно, в виду этого-то обстоятельства нельзя сделать никаких обобщений из тех интересных данных, которые мы имеем в житии другой русской женщины, принадлежащей концу монгольского периода – Евфросинии Суздальской. Выше было уже приведено наиболее интересное место из этого жития. Так как, наверное, перечисление наук, которым обучалась, будто бы, Евфросиния, списано с какой-либо греческой характеристики, то несомненно исторический факт, кроющийся под этим описанием состоит, надо полагать, в том, что Евфросиния получила выдающееся образование по иностранной греческой системе, которая для автора жития представлялась как нечто мало достижимое, как „вся премудрости“. Но такое образование Евфросиния получила не от школьного какого-либо учителя, а исключительным образом. При дворе отца ее был боярин Феодор. По утверждению биографа, он был „мудр зело“, потому что получил образование, „учибося от философов“. Что это за философы? Так как о существовании своих философов, т.е. ученых людей мы не имеем сведений, то значит, это были люди иностранного происхождения. Очевидно, боярин Федор был одной из тех

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К 1 апр. 1925 г. в Николаеве имелось 5 правосл. общин, насчитывавших 3750 чел. В 1925 г. представители правосл. общины пытались получить не действовавшую с 1915 г. часовню в Николаевском торговом морском порту, но власти ее закрыли. К кон. 1925 г. в Николаевском округе насчитывалось 38 правосл. общин, к-рым принадлежало более 30 храмов. В Николаеве «тихоновскому» течению принадлежали церкви: кладбищенская Всехсвятская (391 чел.), Александро-Невская полковая (982 чел.), греч. Николаевская (572 чел.), Леонидо-Феодосиевская (165 чел., в 1926 перешла к обновленцам). В Новоодесском р-не действовала Архангело-Михайловская ц. в с. Себине (877 чел.). В Варваровском р-не «тихоновское» течение имело Екатерининскую ц. в с. Трихаты (1839 чел.), Преображенскую ц. в с. Нечаянном (645 чел.), Петропавловскую ц. в с. Петровском (610 чел.). Во Владимировском р-не имелись 4 правосл. церкви: Архангело-Михайловская в с. Дрентелево, Покровская в с. Ново-Владимировка, Троицкая в с. Софонове (Троицком), Николаевская в с. Владимировка. Самой многолюдной была община в Софонове - 1340 чел. Правосл. общины в Николаевском р-не действовали при церквах: Богоявленской и Духовской в пос. Богоявленск, Покровской в пос. Воскресенск, Духовской в с. Водопой (ныне в черте Николаева), Рождество-Богородичной и Успенской в с. Калиновка, Петропавловской в с. Матвеевка, Архангело-Михайловской в с. Пересадовка, Георгиевской в с. Широкая Балка, Рождество-Богородичной в с. Валовском, Петропавловской в с. Балабановка. Самыми многочисленными были общины сел Пересадовка и Валовское - 1500 и 1457 чел. соответственно. В Очаковском р-не правосл. общины действовали в Николаевской ц. в с. Куцуруб (1433 чел.), Николаевской ц. в с. Аджисполь (1870 чел.) и в ц. св. Евфросинии Суздальской в с. Парутине (815 чел.). В Вознесенском р-не имелась 1 «тихоновская» община - при Покровской ц. в с. Белоусовка. В Привольнянском р-не также действовала одна Покровская ц. в с. Привольном. В Новобугском р-не православные объединились вокруг 3 церквей: Успенской и Покровской в с. Явкине и Димитриевской в дер. Новодмитровка. Самым многолюдным был Успенский приход в Явкине - 1128 чел.

http://pravenc.ru/text/2565630.html

47 миниатюра . Подаяние богатым ризы пр. Евфросинии. Палаты и одноглавый храм. Пр. Евфросиния не принимает ризы (красной), подаваемой богатым (средовек). В списках XVIII в. – то же. 48 миниатюра . Пр. Евфросиния поучает богатого. Те же палаты в несколько иной комбинации; тот же богатый, что и в предыдущей миниатюре, только без ризы в руках – во всех списках жития. 49 миниатюра . Изгнание пр. Евфросинией из девицы беса. Палатное письмо тоже, что и в предыдущей миниат. Две боярыни (в шубах и белых платках) привели отроковицу (в красном платье); пр. Евфросиния при игуменьи (обе в нимбах) и монахинях изгоняет беса из девицы. Бес (мохнатый, весь зелёный с крыльями, волосы дыбом в один вихор) вылетает изо рта девицы. В копиях Общ. Люб. Др. Письм. и 1785 г. – то же; в сп. Д-ща чудо иллюстрировано ближе к тексту жития. Преп. Евфросиния поднимает за руку девицу, поверженную бесом, который тут же и вылетает изо рта девицы; боярыня-мать одна (как и в тексте) благодарит, кланяясь ниц преподобной за исцеление дочери. 50 миниатюра . Пр. Евфросиния научает некую жену, упавшую ей в ноги, добродетели. Интересно палатное письмо в этой миниатюре. Ср. у Султанова: «Образцы древ.-русск. зодчества» 19 стр., т. VI, ч. 30 и др.). Архитектор найдёт в этой и других миниатюрах этой рукописи драгоценный материал для истории древнерусского зодчества, и может заимствовать многие из архитектурных мотивов палатного письма для построек в русском стиле. В позднейших списках – то же; но палатное письмо беднее. 51 миниатюра . Пр. Евфросиния избавляет Суздаль от труса. «Град Суждаль» (то же, что и в миниат. 34). Пр. Евфросиния с инокинями молится. В верхнем правом углу миниатюры за отчёркнутой линией небо; зелёные кучевые облака с завитками внутрь сегмента и сияние; в сиянии Спаситель, Божия Матерь и святые. В левом углу миниатюры, в куче густых облаков, изображена обнажённая фигура летящего ангела с трубой в руках; из трубы исходят лучи – трус. Изображение труса в этом виде ведёт своё начало от отдалённой древности и выработано апокалипсической иконографией (см. у Ф. Буслаева . Русский лицевой апокалипсис. М. 1884 г., стр. 240, 295 и др.) В копии 1785 г. ангел одет; в экз. же Д-ща ангела – труса и грома – нет; на облаках изображены только Спаситель, Божия Матерь и святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Несомненно, с понятием «божественного писания» у древнерусского книжника соединялось представление о всей совокупности древнерусской письменности, глубоко проникнутой религиозной точкой зрения, религиозным складом мышления и религиозными сюжетами 1388 . Мы не имеем сколько-нибудь твердых свидетельств древнерусской житийной литературы о пользовании книгами научного и общеобразовательного характера. Можно утверждать лишь, что древнерусские книжники имели некоторое представление о более совершенном, греческом способе образования. Кроме уже ранее приведенного места 1389 из жития Евфросинии Суздальской, об этом свидетельствует характеристика самого себя автором жития преп. Иоасафа Каменского: «поселянин есмь, говорит он, извития словес не ведущий, ни решения притчам не навыкший, ни от философ учившийся, грамотикии и риторикии никогда же прочитавший» 1390 . В. Виноградов (Окончание следует) Иоасаф [Шишковский], иером. Преп. Исидор Пелусиот как толкователь Св. Писания 1391 //Богословский вестник 1915. Т. 1. 4. С. 797–834 (2-я пагин.). (Окончание) —797— III. Экзегетика преп. Исидора Пелусиота Самое главное в Писании, по Исидору, – это его смысл, и кто ищет смысла в Писании, тот уподобляется купцу, ищущему дорогого бисера 1392 в то же время Исидор требует от экзегета особых нравственных качеств. Высота Священного Писания, рассуждает Исидор, его божественное достоинство и душеспасительная польза требуют от приступающего к объяснению его нравственной чистоты. Толкующий Слово Божие без должной нравственной высоты и чистоты уподобляется человеку, пометающему бисер пред свиньями, или тем безумцам, которые раз ушедши от ереси и обратившись к истинному учению, опять предаются прежнему безумию и тем делаются подобными псам, возвращающимся на свою блевотину ( 2Пет.2:22 ) 1393 . Поэтому, приступающий к изъяснению Священного Писания должен приготовиться к сему, очистив сердце свое и изгнав из себя страсти и пороки 1394 . Как «слабый глаз не может пристально смотреть на солнечный круг», так точно и «нечестивый ум не в состоянии уловить себе что-нибудь на пользу» из Слова Божия 1395 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ЕВФРОСИН СУЗДАЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Киприан утверждает на кафедрах русских архиереев, в т.ч. архиеп. Евфросина. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е годы (БАН. 31.7.30-2.Л.352 об.) Евфросин (+ 1407 ), архиепископ б. Суздальский, Нижегородский и Городецкий Сведений о происхождении Евфросина и начальном периоде его биографии в источниках нет. Мнение А. А. Титова , что Евфросин мог быть греком, несостоятельно. Читающееся под 1390 годом в Лицевом летописном своде XVI века сообщение о том, что был поставлен " на Суздале Евфросин епископ, гречин " , появилось в результате порчи текста. В непосредственном источнике Лицевого свода - Никоновской летописи - в этом месте сказано: " А на Суждаль Ефросин епископ, а на Рязань Еремей епископ, гречин " . Евфросин был насельником нижегородского Печерского Вознесенского монастыря и учеником основателя обители свт. Дионисия (впосл. архиепископ Суздальский), который в грамотах 1393 года Константинопольского патриарха Антония IV называется по отношению к Евфросину καλϒηρος . В данном контексте это слово может означать " духовный отец " , " наставник " . В 1386 году Евфросин упоминается в летописях как " архимандрит Дионисиев " , т. е. к этому времени он уже стал настоятелем нижегородского Печерского монастыря. В 1386 году, очевидно, после того как стало известно о смерти в Киеве Суздальского архиеп. св. Дионисия (15 октября 1385), поставленного патриархом Нилом на общерусскую митрополичью кафедру в 1383/84 г., Евфросин отправился в Константинополь " на поставление своея епископьи Суздальскиа " . Необходимость ехать для получения епископской хиротонии в столицу Византии определялась отсутствием в то время митрополита на Руси: оба претендента на митрополичью кафедру - свт. Киприан и Пимен - с 1385 года находились в Константинополе. По-видимому, Евфросин предполагал получить поставление непосредственно от патриарха или от Пимена. Поставление от свт. Киприана было для Евфросина тогда неприемлемым, поскольку Киприан незадолго до того являлся соперником свт. Дионисия, духовного наставника Евфросина, в отношении возглавления Русской Церкви.

http://drevo-info.ru/articles/13677996.h...

Рис. 52. Таблица 14. Исцеление расслабленного Чудо преподобной Евфросинии о расслабленном Непотребно есть и се забвение глубине предати, но на свещник 561 сердец наших поставити подобает убо везде и повсюду всяко с высоким проповеданием и извещением сия проповедати, и ничто же от них скрыти, или забвению дати 562 , но во общую пользу и спасение всем Христоименитым, имущим уши слышати да слышит душеполезных сих воображений и приложивше ум со всяким поспешением и помощию и молитвою, преподобной и чудотворной благоверной княжны Евфросинии, иже от раки её сущия в ней благодати Божия кипящия, всякими чудотворении, явными же и неявными, и ныне же по многих её древних прежде бывших чудесем 563 . Слово о чудесах преподобной и благоверной княжны Евфросинии, Суждальской чудотворной, како уставися праздник сей праздновати Должно убо нам к вашей любви сия известити ми, яко олень ко источнику желает, сице имы благая и полезная всегда поучатися, днесь убо видена быша нами преславная, иже творяше Бог святыми своими, не точию в животе, но и по смерти чудодействовати, праведницы бо яко же рече писание во веки живут, от Господа мзда их, и примышление их от вышнего, обаче постиже мя повествующее время, о чудесах преподобной и целомудренной княжны Евфросинии, мало что от сих написати дерзнух вкратце, да не под спудом тяжести покровени будут, но на свещницех разумных уяснятся. В лета самодержца великой России государя царя и великого князя Иоанна Василиевича всея России, быша знамения и чудеса, от гроба благоверной княжны Евфросинии преподобной, даже и до сего дня, мнози же различными недуги одержимые здравие почерпающе, яко же от источника живых вод, и с веселием в дома свои возвращающеся, тем же и славе прошедши род бываемых чудес от раки её, не токмо во окрестных странах и ту живущих, но и повсюду имя преподобной Евфросинии, яко же некое священие ношашеся. Человек некий именем Симеон, приведе сына своего именем Михаил, глух и нем 7 лет, во обитель Пресвятой Богородицы, и приложи его ко гробу преподобной Евфросинии, и в том часе бысть здрав, и нача глаголати и слышати.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

А. К вопросу о происхождении Евфросинии Суздальской//Памятники истории и культуры. Ярославль, 1976. Вып. 1. С. 56-61; он же. Владимиро-Суздальские литературные памятники XIV-XVI вв. М., 1982. С. 54-92; Дмитриева Р. П. Варлаам//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 105-107 [Библиогр.]; она же. Григорий//Там же. С. 169-172 [Библиогр.]; Огурцов В. Исследуя древнее предание//Суздальская новь: Газ. 1989. 11. С. 3; 12. С. 3; 13. С. 3; 14. С. 3; Грибов Ю. А. О неизвестном комплексе лицевых рукописей 70-80-х гг. XVII в.//Рус. книжность: Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1993. С. 140-164. (Тр. ГИМ; 78); он же. Классификация лицевых списков жития Евфросинии Суздальской XVII в.//Ист. музей - энциклопедия отеч. истории и культуры. М., 1995. С. 155-157. (Тр. ГИМ; 87); он же. Лицевые списки жития Евфросинии Суздальской XVII в.: Сравн. анализ миниатюр//Рус. книжность: Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 78-141. (Тр. ГИМ; 95); Послание архиеп. Евлогия... по случаю 300-летия прославления св. мощей прп. Евфросинии Суздальской//Правосл. Суздаль: Газ. 1998. 1. С. 1; Быкова М. А. Иконографический образ св. Евфросинии Суздальской в произведениях искусства XVI-XIX вв. из собр. Владимиро-Суздальского музея-заповедника//ГВСМЗ: Мат-лы и исслед. Владимир, 1999. Сб. 5. С. 122-128; Житие св. блгв. кнж. Евфросинии Суждальской. Акафист. Суздаль, 2004; Святые града Суздаля. Суздаль, 2004. С. 64-86; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв. М., 2006. С. 619-620; Шиман Н. Б. Евфросиния Суздальская: Легенда или судьба?//Мат-лы обл. краевед. конф., 14 апр. 2007 г. Владимир, 2007. Т. 2. С. 80-84. Б. М. Клосс, А. В. Маштафаров Иконография Прп. Евфросиния Суздальская с 20 клеймами жития. Икона. Посл. четв. XIX в. (частное собрание) Прп. Евфросиния Суздальская с 20 клеймами жития. Икона. Посл. четв. XIX в. (частное собрание) Сохранилось немало икон, монументальных росписей, миниатюр, произведений декоративно-прикладного искусства, на к-рых представлена Е. Их создание и бытование в основном связаны с Суздалем и главным центром почитания святой - суздальским Ризоположенским мон-рем, хотя ее изображения встречаются и в др.

http://pravenc.ru/text/187882.html

228. Л. 59) иной: Е. в молитвенном обращении к небесам, где в окружении облаков виден ростовой Деисус со святыми. Прп. Евфросиния Суздальская. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) Прп. Евфросиния Суздальская. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) Неск. сюжетов связано с Житием отца преподобной, блгв. кн. Михаила Черниговского, в т. ч. миниатюры «Прп. Евфросиния послала «книги» своему отцу и «укрепи его на мучение от царя Батыя»» (святая подает письмо мужчинам), «Явление прп. Евфросинии блгв. кн. Михаила и боярина Феодора после смерти» (Е. на ложе, за к-рым двое мужчин, в богатых одеждах и венцах, с нимбами, обращаются к преподобной). В списке из собрания Михайловского (F. 228. Л. 50 об.) есть миниатюра «Явление прп. Евфросинии отца и его боярина «во облацех»»: Е. возле группы монахинь протягивает руки в сторону небесного сегмента, где на фоне райских кущ стоят, склонившись, блгв. кн. Михаил и боярин его Феодор. В рукописях также содержатся миниатюры «Прп. Евфросиния исцеляет страждущих от различных недуг», «Богатый человек приносит прп. Евфросинии новую ризу, но святая отказывается ее принять» (на миниатюре в списке из собрания Титова 3112. Л. 74 об.) мужчина держит 2 «ризы» - черную и белую), «Прп. Евфросиния поучает богатого» (на миниатюре в списке из собрания Михайловского (F. 228. Л. 55) в руках у мужчины ящик «сребра на подание нищим»), «Жена старейшины града у прп. Евфросинии», «Прп. Евфросиния исцеляет девицу от нечистого беса» (на миниатюре в списке из собрания Михайловского (F. 228. Л. 56 об.) девочка изображена дважды - с вылетающим бесом и в коленопреклоненном поклоне Е.). Последний ряд миниатюр иллюстрирует «Видение прп. Евфросинии отца и боярина его Феодора «в славе велицей и светлости»», к-рые обращаются к преподобной («Гряди, чадо, Христос зовет тебя»), «Преставление прп. Евфросинии» (возле ложа Е. священник или монах с книгой, диакон, скорбящие инокини), «Погребение прп. Евфросинии» (на 1-м плане гроб с Е., за к-рым духовенство и монахини, мужчина держит крышку гроба). На миниатюре в рукописи из собрания Титова 3112. Л. 83) гроб установлен на фоне храма с раскрытыми дверями, в к-рых видны царские врата с иконами, в рукописи ОСРК (F. I. 146. Л. 81) в центре помещена икона Деисуса со Спасом Еммануилом. Чудо от гроба Е.- сцена «Исцеление расслабленного» - обычно помещается в конце текста рукописи, на фоне 3-главого храма. Однако в одном из списков (Тит. 3112. Л. 5) эта миниатюра находится в начале рукописи. Как правило, гроб преподобной закрыт, но в списке из собрания Михайловского (F. 228. Л. 64) видна жен. фигура в монашеском облачении, двое мужчин держат под руки расслабленного, за ними - симметрично расположенные группы монахинь.

http://pravenc.ru/text/187882.html

52 миниатюра . Явление Михаила и Феодора пр. Евфросинии перед кончиной. Одноглавый храм с двухскатной кровлей; пр. Евфросиния молится; вверху в облаках мученики Михаил и Феодор в коронах с тремя городами. В копиях Общ. Люб. Др. Письм. и 1785 г. – то же; в списке Д-ща святые мученики являются Евфросинии спящей. 53 миниатюра . Преставление пр. Евфросинии. Обычная палата (троечастная); усопшую на одре Евфросинию отпевает епископ с диаконом и клириками; в головах у преподобной инокини. В копиях то же; в сп. Д-ща два ангела принимают на руки душу усопшей пр. Евфросинии (ср. миниат. 30). 54 миниатюра . (Табл. XIII). Погребение пр. Евфросинии. Трёхглавый храм с тремя щипцами. Епископ в митре древней формы отпевает преподобную и совершает каждение; игуменья приникла к гробу (каменный, с резьбой), диакон закрывает крышкой гроб; много народа. В копиях 1785 г. и Общ. Люб. Др. Письм. то же; в сп. Д-ща есть несколько отличий. Гроб с мощами преподобной на носилках, инокини дают целование усопшей, две инокини (служанки) лежат у гроба в горести. Епископ в митре нового образца, без кадила. 55 миниатюра . (Табл. XIV). Исцеление расслабленного. Трёхглавый храм. К гробу преподобной двое под руки подводят расслабленного; священник читает молитву в присутствии инокинь и народа. В копиях то же; в сп. Д-ща расслабленный стоит, держась за священника, который воздев руки, молится у гроба преподобной. 56 миниатюра . Епископ Варлаам вручает инокиням житие пр. Евфросинии. Тот же трёхглавый храм; епископ в кукуле и мантии с источниками передаёт книгу игуменье; сзади епископа посоходержец с епископским жезлом (древней формы) в руках. Много иноков и инокинь. В копиях – то же: в сп. Д-ща епископ в очках без посоходержца. 57 миниатюра . (Табл. XV). Епископ Варлаам представляет житие и канон пр. Евфросинии царю Иоанну Грозному. Палата (светло-розовая), а в ней золотой трон с высокой стенкой и колонками по бокам, увенчанный двуглавым орлом. Иоанн Грозный стоит на подножии трона, в зубчатой короне, в шубе, крытой пурпурным бархатом и принимает книгу жития преподобной от еп. Варлаама (в мантии с источниками и кукуле); сзади царя бояре, а за епископом иноки. В копии 1785 г. трон без орла. Царь держит скипетр в руке. В сп. Д-ща царь сидит на троне, в короне-митре, в красном царском наряде, бармы и подол, и нарукавья обложены парчой с драгоценными камнями (кружечки). Епископ Варлаам в клобуке новой формы (плоскодонном) – инок один и боярин один; палата, как у Михаила Черниговского и у хана Батыя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Суздаля, написанные с польских гравюр и западных картин. На южной и западной паперти в 40-х годах на стенах в особых четырёхугольных клеймах написаны, вкратце, главные моменты из жития преподобной Евфросинии. Особенно важно сообщение о времени обретения мощей в клейме у западной стены: «Мощи её святые в земле были сокровены 442 года, обретены нетленны в 1700 году сентября 18 день и по благословению Святейшего Кир Андриана патриарха Московского Преосвященным Илларионом митрополитом Суздальским прославлены святыми, от коих тогда были многие чудотворения». В настоящее время мощи преподобной Евфросинии находятся в арке, высеченной в северной стене Ризположенского храма и покоятся в серебряной раке. Рака эта со всех сторон обложена серебром. На двух сторонах изображён герб гор. Чернигова, а в клеймах тексты из жития преподобной Евфросинии. Крышка на раке серебряная 28 ф. 36 зол. Рака эта сделана в нынешнем столетии. – В прошлом столетии мощи преподобной Евфросинии находились с 1701 по 1791 г. в деревянной гробнице, которая доселе хранится на паперти в южной её части. Постамент и роскошный столярный вызолоченный балдахин над ракой сделан в недавнее время, в 1886 году, известной благотворительницей и украсительницей церквей в г. Суздале и во Владимире, московской купчихой, уроженкой г. Суздаля, А. А. Шишкиной. Рядом с этой аркой пробитые в той же стене двери ведут в северную придельную церковь во имя пр. Евфросинии. Придел во имя преподобной Евфросинии в том месте, в каком он находится ныне, выстроен в 1720 году. В этом году игуменья Екатерина с сёстрами и причтом била челом преосвященному Варлааму, Епископу Суздальскому, о том, что в пожар 1719 года, бывший в Суздале 10 сентября каменная придельная церковь во имя преподобной Евфросинии, бывшая с южной стороны тёплой церкви, сгорела, и они просили дозволения построить эту церковь вновь, на новом месте с левой (северной) стороны при настоящей (т. е. Ризположенской) церкви. Из этого челобитья и благословенной грамоты преосвященного Варлаама видно, что придел преподобной Евфросинии был с южной стороны тёплой церкви, но какой тёплой церкви – не видно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010