Здесь он много беседовал с Евфимием о пользе душевной; по беседе же они вознесли Господу всенощную молитву, чтобы Он послал им в помощь ангела, наставника верного. Когда занялась заря, святой Иоанн, совершив обычные утренние песнопения и преподав мир, облобызал Евфимия и отпустил его. На другой день, в воскресенье, по окончании утрени и Божественной литургии, епископ Иоанн снова позвал Евфимия для духовной беседы. Узнав о прибытии великого князя Бориса Константиновича в Суздаль, Евфимий пошел к нему. Князь был весьма рад его посещению, принял его с великой честью и сказал ему, что желал его прихода, «как лань желает к потокам воды» ( Пс.41:2 ). После долгой беседы пошли они к преосвященному епископу Иоанну и вкусили хлеба на трапезе его. Князь Борис Константинович поведал блаженному Иоанну все по ряду о преподобном Дионисии Печерском, о житии его, великих трудах и подвигах. Иоанн сказал на сие: – О, князь, без колебания и сомнений исполняй то, что начал, по слову апостола: «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией» ( 1Тим.3:5 ). Благому началу должно ожидать от Бога и благопотребного конца. Ты ведь уже принял благословение и молитву от честного и святолепного старца, преподобного Дионисия, и ныне он послал к тебе благопослушливого своего ученика, трудоположника и постника, сего Евфимия, который, по благодати Божией, может дело твое начать и совершить и быть в сих подвигах о Христе образцом для других людей. Тогда князь встал с места своего и поклонился епископу до земли, прося его пойти с ним и Евфимием на место будущего монастыря, где им укажет Господь: И пошли они на изыскание места сего, со всем священным собором и клиром, с крестами и иконами, воспевая молебные песни. С ними пошли сановники, князья и бояре, и множество народа, мужи, жены и дети. На пути полагали пред Иоанном расслабленных, прося у него исцеления. Святой возносил о исцелении их тайную молитву к Богу, возлагал на них крест и руки свои и окроплял их святою водою – и с того часа прекращалась болезнь их, и целовали они ноги святого, благодаря Бога. Весь народ был объят великой радостью, все изумлялись и говорили, что святитель подобен святому Григорию епископу Акрагантийской церкви 6724 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вера во Христа Спасителя – научила человечество послушанию Богу – по вере, а затем, когда вера в Сына Божия вернула людям потерянное блаженство и единение с Богом, то в человечестве восстановилось истинное послушание к Богу – по любви. Под словом «послушание» надо разуметь отречение от своей воли, сотворенной Богом и зависимой от Него, для предания себя всецело в волю Самого Творца и Вседержителя. Ошибаются те, которые сомневаются в возможности каждую минуту знать волю Божию; она познается чрез нашу совесть и еще полнее из священных книг, в св. церкви и из примеров святых. Приходит благополучие, мы знаем, что воля Божия требует благодарения; почему же нам сомневаться, когда приходит бедствие, что та же воля Божия возвещает нам о необходимости терпения. Вспомните, какими словами встретила Богоматерь благовестие Архангела: Буди Мне по глаголу твоему! Христос при виде креста произнес: Не якоже Аз хощу, но якоже Ты, Отче! Вот исполнение воли Божией, братья и сестры. Спасайтесь же, возлюбленные, совершенным послушанием святой Христовой церкви. Поступайте не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы и обстоятельства тяжелые. Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. Повинуйтесь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь . Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость ( Еф.6:1 ). Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога ( Рим.13:1 ). Повинуйтесь наставникам вашим ( Евр. 13:17 ). Итак, мир и любовь вам, братья и сестры, с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Аминь. Читать далее Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Преподобный Евфимий родился от благочестивых родителей Местом его рождения и воспитания был Нижний Новгород. Когда он пришел в возраст, то родители отдали его в научение Божественных Писаний, и блаженный отрок вместе со сверстниками своими изучал их с большим прилежанием, причем совершенно чуждался детских игр. Имея склонность к молчанию и повинуясь во всем своим родителям, он часто посещал храмы Божии, где любил стоять, уединившись в темное место, чтобы никто не мог развлекать его беседами о тленных предметах мира сего и чтобы ему можно было с полным вниманием слушать пение и чтение церковное. Однажды он пришел в святой храм и услышал в Евангелии слова: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною и прочее ( Лк.9 и след.). Услышав эти слова, блаженный Евфимий решил отречься от благ мира сего и ушел в находившийся вблизи Нижнего Новгорода печорский монастырь Вознесения Господня 2347 , где от настоятеля этого монастыря, по имени Дионисия, и принял иноческое пострижение. Поступив в монастырь, Евфимий стал предаваться великим подвигам. При постоянном пении псалмов Давида день он обычно проводил в трудах, усердно исполняя различные монастырские работы, а ночью удалялся в пещеру и там со слезами возносил Богу всенощные моления. Эти подвиги блаженный инок совершал, повинуясь во всем наставнику своему, преподобному Дионисию. В дальнейшей жизни своей он дошел до такой степени подвижничества, что иногда всю ночь проводил без сна в молитве и подвергал себя такому подвигу часто. При этом он был настолько воздержен в пище, что употреблял ее в таком количестве, какое необходимо было для того, чтобы не изнемочь от голода, и не пил ничего другого, кроме воды, да и то только тогда, когда чувствовал сильную жажду. После сего наставником его ему было назначено послушание служить при пекарне. Здесь он еще более увеличил свои подвиги, так как постоянно носил воду и рубил дрова. Вскоре ему велено было служить в самой пекарне. Работая здесь, преподобный всегда приводил себе на память вечные мучения от неугасимого огня и язвительного червя. Часто, смотря на огонь, он говорил самому себе: «Терпи, Евфимий, чтобы чрез этот огонь ты мог избежать огня вечного».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– около семидесяти. Основную группу (около ста единиц) составляют памятники XVII – начала XVIII в. Более ста произведений удалось связать с определенными художественными центрами или отдельными мастерскими (выявлено двадцать четыре мастерские). Так, к наиболее крупным светлицам – московским дворцовым (великокняжеским и царицыным) – отнесено более шестидесяти произведений. Значительную группу из пятнадцати предметов представляют произведения мастерской, возглавляемой Акулиной Петровной Бутурлиной. Тринадцать произведений вышли из светлиц в доме Дмитрия Ивановича Годунова; семь – принадлежат «именитым людям» Строгановым; три – «московскому гостю» Ивану Гурьеву; по два произведения вышли из княжеских светлиц Старицких и Одоевских; по одному – из мастерских «великого князя тверского» Симеона Бекбулатовича, бояр Овиновых, Сицких, Колычевых, Стрешневых, Мстиславских, Траханиотовых. Несколько произведений было вышито по заказу духовных лиц: архиепископов – новгородского Евфимия, суздальского Геннадия, астраханского Саввы, соловецкого старца Исаака Шахова в основном монахинями женских монастырей (московских Вознесенского и Новодевичьего, суздальского Покровского). В полном объеме кремлевское собрание древнерусского шитья никогда не публиковалось. Более всего повезло Патриаршей ризнице, «Указатель» для обозрения которой был издан еще в 1863 г. 58 Отдельные произведения шитья из Патриаршей ризницы и соборов были опубликованы в связи с празднованием 300-летия дома Романовых и устройством посвященных этому событию выставок 59 . Краткие упоминания памятников, нередко с ошибочной датировкой, встречаются также в дореволюционных описаниях кремлевских монастырей и соборов. В 1920-х гг., как уже говорилось, в связи с передачей церковных ценностей проводилась инвентаризация всего собрания Оружейной палаты. Описанием тканей занимался крупнейший специалист того времени В.К. Клейн 60 . В этих описаниях сообщаются основные данные о произведениях, приведены вкладные, а иногда и литургические надписи, даты поступления в музей.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Он имеет небольшой объем, поэтому его легко копировать, к тому же существенная часть акафистов написана на русифицированном варианте церковнославянского языка и их легко воспринимать на слух. Если в дореволюционную эпоху появление новых акафистов несколько сдерживала цензура, то в XX в. акафисты создаются и распространяются в машинописных копиях очень активно. Возобновление церковного книгоиздания 1. Введение После того, как Московская патриархия получила возможность (пусть и ограниченную) осуществлять издательскую деятельность, тексты, которые прежде распространялись в машинописных копиях, получили шанс быть напечатанными. В первые послевоенные годы архиереям иногда удавалось печатать какие-то тексты в местных типографиях. В 1948 г. под давлением властей Синод постановил «не печатать на местах воззваний, акафистов и других изданий без предварительного представления Священному Синоду» 28 . Из указа Синода вроде бы следует, что где-то предпринимались попытки напечатать какие-то акафисты. Но нам известна лишь одна церковная служба, изданная таким образом. Это служба святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому (причислен к лику святых в 1916 году), напечатанная в 1947 году Новосибирске. 2. Первый минейный текст, изданный Московской патриархией Первым богослужебным текстом, изданным Московской патриархией после изменения церковно-государственных отношений, стала «Служба всем святым в Земле Российской просиявшим» Первый вариант этой службы был составлен в начале XVI века иноком Григорием из суздальского Спасо-Евфимиева монатыря. Напечатана она была в Гродно в 1786 году. Широкого распространения эта служба не получила и к началу XX Служба на этот день была списана смиренным иноком Григорием в обители Евфимия Суздальского. Известны два издания этой службы: Ставропигии Гродненской, второе с прежде печатанной в Кракове року 7294 и в Ставропигии Супрасльской. Таким образом, составленная в Великороссии служба нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной ее окраине и даже за пределами ее в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Князь Димитрий Константинович бежал в Суздаль, где поднял тревогу, а жители спасались, плывя на лодках вверх по Волге. Неприятель умертвил всех, кого мог захватить, сжег город и таким образом наказал за убиение своих послов. Области Рязанская и Нижегородская был усыпаны пеплом. Чтобы довершить бедствия, мордовские хищники явились по следам татар, но князь Борис Константинович настиг и потопил их в реке Пьяне, где еще плавали трупы русских воинов; а на следующую зиму опустошил без битвы всю землю Мордовскую. Эта месть снова возбудила гнев Мамая, ибо земля Мордовская находилась под властью хана. В 1378 году Нижний Новгород, едва возникнув из пепла вторично был взять татарами и сожжен, а также и весь уезд. Московский князь, узнав заблаговременно о замыслах Мамая, имел время собрать полки встретил татар в области Рязанской, на берегах Вожи. Монголы обратили тыл, бросая копья. Русские кололи, рубили и топили их в Воже целыми тысячами. Довольный столь блестящим успехом, великий князь Димитрий возвратился в Москву. Мамай затрепетал от гнева и, собрав новое войско, быстро двинулся к Рязани. Тамошний князь Олег не приготовленный к отпору, бежал и предал отечество в жертву варварам. Но Мамай, удовлетворенный кровопролитием, не пожелал идти далее Рязани и возвратился к берегам Волги, отложив решительный удар до иного времени. Тем временем великий князь Димитрий Московский успел смирить Литву. Ольгерд умер в 1377 году не только христианином, но и схимонахом, приняв крещение. Ни одного года не проходило без войны, бедствия или тяжелого испытания, так что русская земля не знала мира и покоя. Только спасавшиеся в глубоких лесах и дебрях имели возможность не участвовать в ежедневных тревогах и страхах народа. Поэтому положение обители преподобного Евфимия, находившейся под большим городом, было трудное, опасное и тревожное. Ежедневно являлись гонцы и послы великому Евфимию с разными просьбами о молитвах за князе и бояр и войско, или убитых, утопленных и без вести пропавших в плену. Великий подвижник и молитвенник целые ночи напролет молился со своими единомышленниками – иноками о спасении России, о избавлении от испытаний и бедствий и о ниспослании любви и мира земле русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Новый ряд житий – Макарьевскаго периода 81 , начинается оригинальным сообщением писателя жития Евфросина Псковского. Повторяя дословно заметку автора жития Варлаама Хутынского об этом новгородском святом: «и по времени вдан бывает родительми своими учитися божественным книгам, вскоре некако ясно извыче божественныя писания, елико мощи ему и толкованием глаголати.... яко и многолетным разуму его дивитися и похвалити», писатель жития Евфросина вставляет от себя после фразы «и толкованием глаголати» следующия выражения: «и иными писаньми, и философскую мудрость извыче» 82 . Но было бы преждевременно заключать отсюда о каком- либо научном образовании Евфросина. Как видно из последующей характеристики инока Иова Стояна 83 , под понятием философской «мудрости» биограф Евфросина мыслил ни что другое, как «протолкование всякого писания, ветхого и нового завета, способность «много повествовати от писания и много протолковывать силу книжную» 84 . За исключением этой оригинальной прибавки, приведенная характеристика повторяется почти буквально и в житии Нифонта еп. Новгородского: «и вдан бывает родительми своими учитися божественным книгам. И абие вскоре некако извыкшу книжное учение»... 85 По памятнику половины XVI века 86 , Александр Свирский отдается родителями «в научение божественного Писания» 87 , а по другому списку «в научение грамоте святым книгам» 88 . Не успевая в учении, отрок, будущий подвижник, молится Богу, так определяя высшую, задачу своего школьного учения: «да просветит (Господь) мне ум и очи сердечные светом Божества своего, разумети учение Божественного писания, еже учитель ми сказует» 89 . Результатом молитвы является то, что он, «вскоре без труда изучися божественного писания и превзыде всех сверстников своих» 90 , Около того же времени второй редактор жития Авраамия Ростовского вставляет скудную фразу: «бе бо... и... книжному учению наказан бысть» 91 . В житии Евфимия Суздальского читается пометка; «и вдаста его на учение святых и Божиих душеполезных писаний. Блаженный же отрок, с сердечною радостию послушан родителей своих, с великим прилежанием уча божественная писания с сверстники своими» 92 . В житии Макария Калязинского в том же роде: «вдаху его родителя в научение грамоте, отрок же добрее навыче от божественных писаний» 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Новый ряд житий — Макарьевского периода 78 , начинается оригинальным сообщением писателя жития преподобного Евфросина Псковского. Повторяя дословно заметку автора жития Варлаама Хутынского об этом новгородском святом: “и по времени вдан бывает родительми своими учитися Божественным книгам, вскоре некако ясно извыче божественныя Писания, елико мощи ему и толкованием глаголати яко и многолетным разуму его дивитися и похвалити”, писатель жития Евфросина вставляет от себя после фразы “и толкованием глаголати” следующие выражения: “и инеми писаньми 79 , и философскую мудрость извыче” 80 . Но было бы преждевременно заключать отсюда о каком-либо научном образовании Евфросина. Как видно из последующей характеристики инока Иова Стояна (Столпа — Ред.), под понятием философской “мудрости” биограф Евфросина мыслил ничто другое как “протолкование всякого Писания, Ветхого и Нового Завета”, способность “много повествовати от Писания и много протолковывать силу книжную” 81 . За исключением этой оригинальной прибавки, приведенная характеристика повторяется почти буквально и в житии Нифонта, епископа Новгородского: “и вдан бывает родительми своими учитися Божественным книгам. И абие вскоре некако извыкшу книжное учение” 82 . По памятнику половины XVI века 83 , Александр Свирский отдается родителями “в научение божественного Писания” 84 , а по другому списку “в научение грамоте святым книгам” 85 . Не успевая в учении, отрок, будущий подвижник, молится Богу, так определяя высшую задачу своего школьного учения: “да просветит (Господь — В. В.) мне ум и очи сердечнии светом Божества своего 86 , разумети учение божественного Писания, еже учитель ми сказует” 87 . Результатом молитвы является то, что он “вскоре без труда изучися божественного Писания и превзыде всех сверстников своих” 88 . Около того же времени второй редактор жития Авраамия Ростовского вставляет скудную фразу: “бе бо и книжному учению наказан бысть” 89 . В житии Евфимия Суздальского читается пометка: “и вдаста его на учение святых и Божиих душеполезных Писаний. Блаженный же отрок, с сердечною радостию послушая родителей своих, с великим прилежанием уча божественная Писания с сверстники своими” 90 . В житии Макария Калязинского в том же роде: “вдаху его родителя в научение грамоте, отрок же добрее навыче от божественных Писаний”.

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

Радуйся, Евфимие, скорый помощниче и преславный чудотворче! Кондак 9 Всякое духовное утешение почерпал еси, преподобне, от содружества с великим Сергием, словом спасения в беседах назидаяся, подвиги иноческия с ним разделяя и купно воспевая Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витийствующий язык не может по достоянию восхвалити труды твоя, подвиги и всякую добродетель твою: от юности бо до маститыя старости неустанно Богу работал еси, труды ко трудом прилагая и восходя от силы в силу, да вообразится в тебе Христос, Егоже ради подвизался еси, Егоже возлюбил еси, Егоже вожделе душа твоя. Настави убо на путь Христовых заповедей и нас, взывающих к тебе сице: Радуйся, от младых ногтей до престарения всю жизнь твою Богу посвятивый; Радуйся, делая в вертограде Христове, тяготу и вар дне понесый. Радуйся, в жизни присно о смерти помышлявый; Радуйся, выну предстати Страшному Судищу Христову готовивыйся. Радуйся, умерый миру и плоти прежде успения своего; Радуйся, воскресый духом прежде преития в райская селения. Радуйся, подвигом добрым подвизавыйся; Радуйся, честне земное течение скончавый. Радуйся, рабе верный, в радость Господа своего вшедый; Радуйся, доблий воине Царя Небеснаго, венец славы вечныя приявый. Радуйся, яко Престолу Царя Славы предстоиши; Радуйся, яко Христу Царю молитвы о нас приносиши. Радуйся, Евфимие, скорый помощниче и преславный чудотворче! Кондак 10 Спасти хотя всех, твоего наставления требующих, грешных призывал еси к покаянию, болящим подавал еси исцеления молитвою твоею, братии имети любовь между собою заповедал еси, и в час смертный, всех благословляя и прощение коемуждо подавая, неотступен от обители твоея обещался еси пребыти духом твоим, егоже с миром предал еси Богу, вопия Ему: Аллилуиа. Икос 10 Стена был еси и ограждение и по преставлении обители твоей и добрых уставов иноческаго жития: небрегуща бо об обители архимандрита Евфимия огневицею поразил еси, келаря же Киприана, устава, даннаго тобою, несоблюдша, разслаблением вразумил еси; темже мы, прославляя тя, яко неусыпнаго стража обители, взываем ти таковая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

25 мая Синод назначил в состав имеющей быть конференции с Сенатом, кроме присутствующих членов, епископов Леонида сарского, Питирима нижегородского и Иоакима суздальского; архимандритов: троицкого Варлаама, 339 новоспасского Евфимия Колети, саввина сторожевского Досифея, высокопетровского Сергия и горицкого Илариона; из белого духовенства – никого. Некоторых членов не было в Москве – к ним послали указы. Наконец, 8 июня, Феофан обявил в Синоде высочайший указ, чтобы лица, назначенные в состав имеющей быть конференциии (доколе не придет это дело к окончанию), приезжали в синодальные собрания на правах синодальных членов и, слушая дела, полагали общую с прежними членами резолюцию и подписывали приговоры. На другой день, 9 июня, открылись конференции с Сенатом. «Государственный канцлер, граф Головкин, предложил, чтоб синодальным членам быть переменным: четырем архиереям, двум российским, двум других наций; четырем архимандритам и двум протопопам – всего 10 персонам. Конференция утвердила быть только шести архиереям, да пяти архимандритам; а протопопам не быть и игуменам не быть. Числу быть одиннадцати местными. Оставить чередных по два архимандрита. Князь А. М. Черкасский предложил с своей стороны, что если архиереям быть переменным, тоб меньше четырех; а ежели непеременным, то и больше. Преосвященный новгородский говорил, что ежели переменять, то по одному на год отпускать. Граф Головкин и князь Д. М. Голицын также говорили, чтобы всех вдруг не переменять. Генерал-фельдмаршал Трубецкой предлагал, чтобы переменять не вдруг и не по одному, но по третям. Ежели быть архиереям шести, то переменять по два в отпуск. Хотя и переменным быть, да обратными Сенат предлагал переменять через два года». На этот раз однакож ничем не кончили и положили принесть на конференцию проект для общего рассмотрения; но в назначенный день, 11 июня, конференция не состоялась. 16 июня Синод посылал в Сенат своего секретаря, В. Тишина, с обявлением, что от Синода сочиняется мнение, но только за некоторым малым исправлением не окончено; чтоб и Сенат также предложил на конференции проект с мнением. Тишину обявили в Сенате, «что от Сената никакого проекта предложено не будет, а чтоб на будущей конференции надлежащее мнение предложено было от Синода».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010