Т.Р. Руди Жития Новгородских святых в Прологе Папского Восточного института А.Г. Бобров Стишной Пролог за март-август, хранящийся в Папском Восточном институте в Риме под шифром Slavo 5, был лишь сравнительно недавно введён в научный оборот. Описание собрания рукописей Папского Восточного института было опубликовано А. Джуровой и К. Станчевым только в 1997 г. 1754 , хотя сама рукопись Slavo 5 начала XVI в 1755 . была куплена Папским Восточным институтом на аукционе «Международная книга» в Ленинграде ещё в 1934 г 1756 . В 2002 г. А.А. Турилов напечатал в журнале «Славяноведение» рецензию на это описание, причём он пришёл к принципиальным выводам, что все находящиеся в Прологе Slavo 5 краткие жития русских святых уникальны, неизвестны по другим спискам, и что сама рукопись имеет псковское происхождение 1757 . Об интересующем нас манускрипте речь идёт также в новейшей статье А.А. Турилова и М.А. Шибаева об архиепископе Евфимии, опубликованной в «Православной энциклопедии». Авторы осторожно датируют рукопись 1-й четвертью XVI в. и говорят о Житии Евфимия Новгородского, что «подобно большинству других русских житий в составе этой рукописи (свт. Василия Калики, прп. Евфимия Суздальского и др.) текст его уникален», а «факт его создания свидетельствует о распространении почитания Евфимия в ранний период (между 1479 и 10-ми гг. XVI в.) за пределами Новгородской земли». Поскольку Евфимий в заглавии назван «великим Новоградьским новым чюдотворьцем, архиепископом Пыжова Великаго», авторы подтверждают сделанный ранее А.А. Туриловым вывод о псковском происхождении рукописи, а также затрагивают вопрос об источниках текста Жития Евфимия (см. подробнее ниже) 1758 . Всего в Стишном Прологе находится 23 текста, посвящённых памяти русских святых или событий: Евфимия Новгородского (10 марта, л. 3 об.−4); Ионы митрополита (30 марта, л. 34 об.); Евфимия Суздальского (1 апреля, л. 36 об.−37); Перенесения мощей Бориса и Глеба (2 мая, л. 79−79 об.); Феодосия Печерского (3 мая, л. 80 об.−82); Освящения Десятинной церкви князем Владимиром (12 мая, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нижний Новгород. Печёрский Вознесенский монастырь. Церковь Евфимия Суздальского. Церковь. Действует.   Престолы: Евфимия Суздальского Год постройки:1645. Архитектор:Антипа Константинов (Возоулин) Адрес: г. Нижний Новгород, Приволжская слобода Координаты: 56.323241, 44.048863 Проезд:по Набережной Гребного канала или по Печерскому съезду, что за автостанцией " Сенная " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Одним из немногих сохранившихся шатровых надвратных храмов в древнерусском зодчестве является надвратная Евфимиевская церковь (1645 г.). Первоначальная деревянная церковь на этом месте была построена по храмозданной грамоте Патриарха Филарета в 1629 году. Однако 4 мая 1640 года она сгорела. С благословения Патриарха Иосифа временно, взамен сгоревшей Евфимиевской церкви, перенесли рубленую Никольскую церковь, стоявшую на берегу Волги под старым монастырем. Начиная с 1642 года монастырем закупался в Балахне кирпич для строительства нового каменного храма. На исходе 1644 года настоятелем Печерского монастыря был назначен дьякон Герман из Успенского собора Московского Кремля, возведённый в сан архимандрита, который взял с собой в Печерскую обитель зодчего Антипу Константинова. Церковь в честь св. прп. Евфимия Суздальского была построена в 1645 году. Она является ярким примером строительства «по образцу». Прообразом служил ранее возведенный Антипой Константиновым Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля (1629–1631 гг.). Но надвратная церковь Печерского монастыря имела некоторые особенности. Она была без притворов и колокольни, с прямоугольной алтарной частью. Габаритные горизонтальные размеры здания в верхней части были заметно меньшими, чем у основания, что зрительно подчеркивало высоту строения. Низ храма занимали святые ворота и узкий сводчатый проход для пешеходов с примыкающей монастырской сторожкой. К моленному залу под открытым во внутрь шатром с внутренней монастырской территории ведет каменное крыльцо. Тщательно промоделировано декоративно-художественное убранство, выразителен силуэт здания. Церковь служит одной из доминант монастырского ансамбля.

http://sobory.ru/article/?object=05374

Закладка прп. Евфимием Суздальским храма и обители в честь Преображения Господня. Роспись трапезной части Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. Закладка прп. Евфимием Суздальским храма и обители в честь Преображения Господня. Роспись трапезной части Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. Др. крайняя дата (1363/64) связана с сюжетом пространной редакции Жития об основании настоятелем Е. м. прп. Евфимием и кн. Андреем Константиновичем († 1365) суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря . Настоятельницей последнего стала племянница матери прп. Евфимия, старица суздальского во имя мч. Александра Перского мон-ря . Согласно Житию прп. Евфимия, еп. Суздальский Иоанн при большом стечении народа благословил и освятил на высоком берегу р. Каменки место будущей обители и поставил крест. Кн. Борис ископал ров в основание монастырского храма. Преподобный обтесал 3 камня и заложил себе гроб у сев. церковных врат, у жертвенника, в знак своего желания неисходно подвизаться в мон-ре. Вскоре была возведена 1-я монастырская ц. в честь Преображения Господня. По окончании строительства храма еп. Иоанн рукоположил инока Евфимия во диакона, затем во иерея и архимандрита. Основатель ввел в монастыре общежительный устав, иноки не имели личного имущества, не могли выходить из своих келий, кроме посещения церковной службы и «великыа нужа». Прп. Евфимий целый год носил лишь жесткий овчинный тулуп, зимой терпя стужу, а летом - зной, принимал и кормил странников, т. к. Е. м. стоял «на распутиях мнозих», прощал долги, выкупал несостоятельных должников «и от насилия от злых судеи бедою одержимых токмо словом своим избавляя». Прп. Евфимий был погребен близ Преображенского собора обители зимой 1404/05 г. Имя прп. Евфимия появилось в наименовании монастыря не позднее 30-40-х гг. XV в. Вероятно, в 1514 г. при копании рвов для возведения нового Преображенского собора был обретен гроб с нетленными мощами основателя (пространная редакция Жития прп. Евфимия ошибочно датирует это событие 1507 или 1508 (РГБ. Троиц. 696. Л. 39 об.; 337. Л. 532)). После окончания строительства собора ок. 1517-1518 гг. мощи прп. Евфимия были положены в раку, поставленную в храме.

http://pravenc.ru/text/187637.html

Следовательно, Троицкая летопись относила смерть Евфимия к времени между 13 февраля и 1 марта 1405 г. Тем самым фиксируется существование по крайней мере двух версий о дате смерти Евфимия, при этом Троицкая летопись несомненно древнее Краткой редакции Жития Евфимия. Если говорить о реальном времени возникновения Спасо-Евфимьева монастыря и связывать его с личностью Бориса Константиновича, то наиболее подходящим оказывается 1383 г., когда князь Борис получил великое княжение Нижегородское. В этом случае приходится допустить, что в определении количества лет жизни Евфимия переписчики спутали буквенное написание чисел 50 и 80, в действительности очень похожих, и тогда Евфимий прожил не 88 лет, а 58, родился в 1347 г. и основал монастырь в 36 лет, т. е. в 1383 г. Хотя Суздаль в тот момент не принадлежал Борису Константиновичу, но умер князь Борис в 1394 г. уже в «своей отчине» – в Суздале, и поэтому благодеяния, оказанные князем Спасо-Евфимьеву монастырю даже в этот период, могли в сознании последующих поколений связываться с начальным этапом существования Спасского монастыря. Местное почитание Евфимия Суздальского началось тогда же, когда было написано его Житие (1511 г.); Служба Евфимию существовала уже в конце 10-х – начале 20-х годов XVI в. (Нижегородский список). Труднее определить, когда было установлено общерусское почитание Евфимия Суздальского. История церковных соборов конца 1540-х годов по-настоящему еще не разработана. Определенно известно о соборе, состоявшемся 26 февраля 1547 г. 647 , но списки канонизированных на соборе святых разнятся между собой, и их происхождение не выяснено. О соборе 1549 г. и его решениях известно еще меньше 648 : о времени заседания канонизационного собора можно говорить лишь условно, так как, по воспоминаниям царя на Стоглавом соборе, он состоялся в «19-е лето возраста моего», т. е. в 7057 г., а последний формально охватывал период с 1 сентября 1548 г. до 31 августа 1549 г. В этом промежутке иерархи собирались в Москве в середине ноября 1548 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие преподобного Евфимия священно–архимандрита суздальского чудотворца. Составил настоятель Спасо–Евфимиевского монастыря Архимандрит Серафим (Чичагов) ко дню 500–летия кончины преподобного Евфимия (1404 г. 1–го апреля 1904 г.) Память о преподобном Евфимии, суздальском чудотворце, названном современниками «великим», почти исчезла. Житие его, составленное иноком Григорием и, по преданию, тем самым Отрепьевым – самозванцем, жившим послушником в суздальском Спасо – Евфимиевском монастыре, весьма кратко и далеко не напоминает русским людям всех подвигов и заслуг преподобного – друга, собеседника и сподвижника, великого молитвенника за землю Русскую преподобного Сергия и, несомненно, заслуживающего быть причисленным также к печальникам земли Русской. Рукописное житие инока Григория хранится в архиве монастырском. Хотя, действительно, источников для составления более подробного жизнеописания Евфимия не сохранилось, но, однако, существует, кроме предания суздальского, несколько исторических указаний на участие преподобного в событиях того времени и в судьбе суздальских и нижегородских князей. Преп. Сергий и Евфимий одновременно основали две знаменитые лавры и при том последний на северном конце древней и обширной столицы, которая служила одновременно крепостью, для защиты Суздаля от врагов. Евфимиева лавра быстро разрослась, украсилась и возвеличилась, потому что она была сердечною заботою суздальского князя Бориса, всех знаменитейших бояр и жителей обширного, богатого города. Уже на основании всего этого можно понять, какое значение имели в истории Суздальского края Евфимиева лавра и сам преподобный, который приобрел всеобщую любовь строгою жизнью, подвижничеством, даром прозорливости и совета. Влияние его на современников было громадно. Но падение Суздаля, возвеличение Владимира и Москвы, перенесение центров торговли, а за наше время обход Суздаля всеми путями сообщения, окончательно разорили город, заставив жителей и купечество искать убежища и деятельности в иных городах, а развивавшееся, к прискорбию, в современных людях равнодушие к отечественной истории довело знаменитый Суздаль с его святынями до положительного забвения и запустения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН († 15.10.1373?), свт. (пам. 15 окт.), еп. Суздальский. Житие И. является единственным источником сведений о святителе. Несохранившаяся первоначальная редакция текста была написана Григорием , иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря , предположительно в 50-60-х гг. XVI в. (см. ниже). Ряд известий, приведенных в Житии И., сходным образом читается в Житии прп. Евфимия Суздальского, пространная редакция которого также была создана иноком Григорием (краткая редакция Жития прп. Евфимия была написана в кон. 10-х гг. XVI в.). Житие И. сохранилось в 2 редакциях: пространной («Житие святого отца нашего Иоанна, архиепископа Суждальскаго. Списано Григорием, смиреноиноком лавры преподобнаго отца архимандрита Еуфимиа»; старший список - РГБ ОР. Ф. 242. 60, посл. четв. (возможно, нач. 90-х гг.) XVI в.) и краткой («Повесть о житии иже во святых отца нашего Иоана, епископа Суждальскаго, чудотворца. Списано Григорием, смиренным иноком лавры великаго Еуфимия того же града Суждаля»; старший список - ГВСМЗ. 5636/194, 2-я четв. XVII в.). В обеих редакциях излагаются схожие известия об И. В краткой редакции отсутствует рассказ о попытке суздальцев оклеветать святителя, а также описание некоего «первого у князя в болярех», к-рый часто приходил к И. за духовным советом. В большинстве списков краткой редакции И. назван епископом, в то время как в пространной редакции он имеет титул архиепископа. Свт. Иоанн, еп. Суздальский. Фрагмент 2-сторонней иконы «Казанская икона Божией Матери. Суздальские святые». 1-я треть XVIII в. (ГВСМЗ) Свт. Иоанн, еп. Суздальский. Фрагмент 2-сторонней иконы «Казанская икона Божией Матери. Суздальские святые». 1-я треть XVIII в. (ГВСМЗ) Свт. Иоанн, еп. Суздальский. Шитый покров. 1581 г. (ГВСМЗ) Начало изучению Жития И. положил В. О. Ключевский ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 284, 286). Специальное исследование текста провел В. А. Колобанов, выявивший 2 редакции и считавший, что краткая редакция восходит к пространной. Исследователь отметил ряд параллелей с Житием прп. Евфимия Суздальского, которое было написано ранее Жития И., и на этом основании отнес Житие прп. Евфимия к числу источников жизнеописания И. Научную публикацию обеих редакций Жития И. по всем известным спискам осуществил А. С. Усачёв. Исследователь считает, что краткая редакция не может быть возведена к пространной, обе эти редакции восходят к общему источнику - несохранившейся первоначальной редакции, автором к-рой был суздальский инок Григорий.

http://pravenc.ru/text/468953.html

с трех сторон три карниза сребреные, не золочены, на длинной стороне два столбца сребряные... В раке обито бархатом золотым. Около раки решетка железная, золочена. Над тою ракою крышка, внутрь обита бархатом золотым. На той крышке в средине лист сребреной, золочен, на ним изображение образов Распятия Господня, Пресвятыя Богородици, Иоанна Богослова. Оная крышка сверху обложена вся сребром» (РГАДА. Ф. 1203. Оп. 1. Вязка 233. 139. Л. 7-7 об.). К 1763 г. над ракой установлен резной балдахин. В 1822-1823 гг. московский серебряных дел мастер И. Г. Завьялов изготовил новую деревянную, обложенную серебром раку. 23 июня 1823 г. в присутствии еп. Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова) и духовенства Суздаля состоялись освящение новой гробницы и переложение мощей святого, в память о чем был учрежден крестный ход. К нач. XX в. украшенная балдахином рака с мощами стояла в Преображенском соборе при входе в алтарь у южной. двери. Рака была обложена серебром и посеребренной латунью, украшена чеканными клеймами Преображения Господня, Св. Троицы с предстоящими преподобными Евфимием и Сергием Радонежским, архимандритскими регалиями. При раке находились принадлежавшие, по преданию, прп. Евфимию вериги, митра, железный посох, медный крест и напрестольное Евангелие. Рисунок раки для мощей прп. Евфимия Суздальского. 1822 г. (РГАДА. Ф. 1203. Вязка 279. 188. Л. 49) Рисунок раки для мощей прп. Евфимия Суздальского. 1822 г. (РГАДА. Ф. 1203. Вязка 279. 188. Л. 49) К нач. XX в. в соборе Е. м. хранилось немало др. святынь и древностей: чтимые икона прп. Евфимия Суздальского, украшенная сребро-позолоченным венцом с эмалью (XV в.), древний список Корсунской иконы Божией Матери с золотой чеканной ризой, с окладом на полях, украшенный драгоценными камнями, а также икона Распятия Господня (кон. XVI - нач. XVII в.), Владимирский образ Божией Матери (кон. XVI - нач. XVII в.), икона Преображения Господня с серебряным чеканным окладом на полях (кон. XVII - нач. XVIII в.), неск. икон - вклады князей Пожарских.

http://pravenc.ru/text/187637.html

46. Слово в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре в день памяти Преподобного Евфимия. О послушании Древняя наша обитель сегодня празднует и чествует память Преподобного и богоносного отца, Священноархимандрита Евфимия, ибо ныне 496 – ая годовщина его кончины. Знаменателен этот день не только для нас – монашествующих в основанной им обители, но и для всех жителей богоспасаемого града Суздаля, в котором великий подвижник, прозорливец и чудотворец был незаменимым наставником и руководителем в духовной жизни, а теперь сохраняет всех нас своими всесильными молитвами. Поминайте наставники ваша! – повелевает нам святой Апостол ( Евр.13:7 ). Для тех, которые были ближайшими учениками Преподобного, эта заповедь апостольская была более чем понятна и естественна, но как же она относится и до нас? Поминать или вспоминать и поэтому стремиться к подражанию добродетелям и мудрости наставников можно только по смерти их, но как же поминать тем, которые их не знали, не видели и не слышали? Святой Апостол объясняет, так: взирая на кончину их жизни, подражайте вере их, т.е. вспоминая их жизнь, подвиги, наставления, как они исполняли заповеди Божии, шли в смирении, послушании и трудолюбии за Христом, в полном подчинены своей воли воле Божией и видя, какого совершенства они достигли, – подражайте вере их. Для верующих понятно, что каждому дается по вере во Христа Иисуса, Господа нашего. Возлюбленные! Вы собрались в обители Преподобного Евфимия, как послушные заповеди апостольской, и взирая ныне на кончину его, на нетленные святые мощи угодника Божия, свидетельствующие о блаженной жизни Преподобного, говорить ли мне с вами о неизбежности смерти для каждого, или постараться извлечь наставление к жизни, пока у нас не отнята возможность заслужить себе прощение покаянием и борьбой с страстями? Жизнь Преподобного Евфимия многопоучительна. Не знаешь, чему больше удивляться: святости ли его с младенчества, силе ли веры, отречению ли от воли, подвижничеству ли или послушанию, трудолюбию, любви к ближним или постничеству? Когда его отдали в учение, то он выказал особую любовь к духовному чтению и младенческая душа его услаждалась не детскими играми, а словом Божиим и безмолвием.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Работа закипела дружно при множестве свободных рук и когда клали фундамент, то блаженный Евфимий испросил благословения святителя Иоанна, по обычаю того времени, теперь же скласть себе могилу у северной стены, близ будущего св. жертвенника. Для этого он сам обтесал своими руками три больших камня. Молитвами святителя Иоанна и подвигами преподобного Евфимия храм соорудился поспешно, так как материал весь был давно заготовлен великим князем Борисом. Затем благочестивый князь украсил церковь богатыми иконами, дорогою утварью и приготовил его к освящению. «Когда храм был довершен», говорит летописец, «то явился, как земное небо на радость и веселие всем живущим в граде Суздале». К великому утешению великого князя святитель Иоанн со всем освященным собором освятил храм и за литургией рукоположил инока Евфимия во пресвитеры, поставив его архимандритом новой обители. Первая братия собралась тотчас, как только построили келлии, для чего князь Борис пожертвовал не мало золота и серебра. IV. Труды и подвиги преподобных Сергия и Евфимия. Междоусобия в Российском государстве. Мятежи и неустройство церковное. Поездки митрополита Алексия в Орду. Краткое княжение Иоанна Кроткого и действия великого князя Димитрия Иоанновича. Построение Суздальского мужского и Покровского женского монастырей. Чудо епископа Суздальского Иоанна Трудами, молитвами и слезами блаженных иноков Сергия и Евфимия почти одновременно устроились их знаменитые лавры. Тяжелые времена, наставшие для многострадальной России, и моровая язва побуждали многих искать спасения в иноческих обителях и недолго пожил в одиночестве преподобный Сергий, а Евфимий должен был с поспешностью строить келлии, чтобы удовлетворить желания благочестивых людей, умолявших их причислить к общежитию Спасо–Преображенского монастыря. Слух о подвижнической жизни Сергия и Ефвимия быстро пронесся по всем селениям и городам соседних областей. Одни рассказывали о их строгом воздержании, о их трудолюбии и других подвигах; иные прославляли их за простоту, смирение и кротость; многие свидетельствовали о дарованной им Господом власти над духами злобы.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Б. М. Клосс Скачать epub pdf Глава VII. Суздальская агиография XVI в. § 1. Житие Евфимия Суздальского Древнейшим памятником суздальской агиографии является Житие преподобного Евфимия, основателя знаменитого Спасо-Евфимьева монастыря. Наиболее полный перечень списков произведения составил В. А. Колобанов 598 , но их палеографическое описание уже не соответствует современным требованиям, да и сам перечень ныне может быть пополнен новыми находками. Все списки В. А. Колобанов разделил на две редакции – Краткую и Пространную. Данную классификацию необходимо уточнить: из 8 рукописей Краткой редакции список РГБ, собр. А. Н. Овчинникова, 557 следует признать сокращением Пространной редакции, а списки РГБ, собр. В. М. Ундольского, 310 и собр. А. Н. Овчинникова, 273 (к которым я добавляю рукопись из Ярославского музея-заповедника, 14966) образуют особую, Проложную, редакцию. В историографии создание Жития Евфимия традиционно связывается с именем суздальского агиографа Григория, инока Спасо-Евфимьева монастыря 599 . Но следует оговориться, что в Краткой и Проложной редакциях имя автора не проставлено, а из 19 списков (с учетом Овч., 557) Пространной редакции имя Григория читается только в двух, причем не в самых старших. В. О. Ключевский бездоказательно полагал, что Краткая редакция является сокращением Пространной 600 . Краткая же редакция была известна историку уже в списке 1543 г. (Вол., 490), поэтому литературную деятельность монаха Григория он отнес ко второй четверти XVI в., связывая ее с канонизационной деятельностью соборов 1547–1549 гг. 601 Кстати, аналогичную догадку высказывал митрополит Макарий (Булгаков) 602 . В. А. Колобанов, также не приводя аргументов, считал, что Григорий сначала создал Краткий вариант (около 1540 г.), а вскоре после собора 1549 г. переработал его в Пространное житие 603 . Все эти гипотетические построения были основательно подорваны открытием Т. В. Черторицкой, которая обнаружила рукопись Краткой редакции Жития Евфимия, датирующуюся (по мнению исследовательницы) началом XVI в. 604 Следовательно, появились весомые аргументы в пользу более раннего происхождения Краткой редакции по сравнению с Пространной и принадлежности обеих редакций разным авторам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010