Суздальские чудотворцы: святители Феодор, Симон, Дионисий, прп. Евфимий, свт. Иоанн, прп. Евфросиния. Фрагмент иконы " Все святые, в земле Русской просиявшие " . 50-е гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница ТСЛ) Суздальские чудотворцы: святители Феодор, Симон, Дионисий, прп. Евфимий, свт. Иоанн, прп. Евфросиния. Фрагмент иконы " Все святые, в земле Русской просиявшие " . 50-е гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница ТСЛ) Сцены с участием Д. присутствуют и в цикле Жития др. его ученика - прп. Евфимия Суздальского, в частности в росписи Евфимиевского придела Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (1689, поновления - 1867). Они могли быть представлены и на житийных иконах прп. Евфимия, упомянутых в описи Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г. (Описная книга Спасского мон-ря 1660 г./Публ. К. Тихонравова//Ежегодник Владимирского губ. стат. ком-та. Владимир, 1878. Т. 2. Прил. С. 22, 40). Хотя Д. не принадлежал к числу наиболее почитаемых Суздальских святых (в опубл. описях крупнейших суздальских храмов XVII в. его иконы не упом.), во 2-й пол. XVII-XIX в. его изображения среди местных чудотворцев встречались в храмах Суздальской епархии. Один из ранних примеров - образ из иконостаса собора Покровского мон-ря, заказанный в 1674 г. в числе проч. икон местного ряда вязниковскому иконописцу М. И. Пономарёву. Кроме Д. на иконе были изображены Суздальские святители Иоанн, Феодор и Симон, в состав местного ряда также входили иконы Суздальских преподобных Евфимия, Евфросинии и Софии ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 495). В 1756 г. Суздальский митр. Сильвестр приказал изобразить Д. и свт. Симона на иконе Суздальских чудотворцев ( Федоров. 1855. С. 22, 29). Эти сведения указывают на стремление Суздальских архиереев расширить круг местных святых, включив в него подвижников, погребенных за пределами Суздаля, но тесно связанных с этим городом. При этом Д. часто сопоставлялся со свт. Симоном, к-рый, согласно распространенному преданию, тоже был погребен в Киево-Печерской лавре. Вероятно, подобные произведения первоначально были связаны с Рождественским собором и архиерейским домом, позднее они получили распространение в др. храмах епархии.

http://pravenc.ru/text/178313.html

Указания на разрешение масла в память того или иного святого находятся в богослужебной книге, именуемой Великий Часослов. Святой Никодим Святогорец в одном из своих трудов жалуется на то, что некоторые «переполнили новопечатные Часословы разрешениями вина и масла, назначенными не только на памяти великоименитых святых, но и ради святых малоизвестных, или, попросту сказать, не имеющих славословия, которым не положено разрешения в сохранившихся древних рукописных и печатных Часословах». Согласно использующимся в наше время Часословам, вино и растительное масло разрешаются в следующие праз­дники (В список внесены также русские святые и праздники – прим, пер.): ЯНВАРЬ 9 Святителя Филиппа, митрополита Московского. Преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника. Святителя Саввы, архиепископа Сербского. Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Поклонение веригам Апостола Петра. Святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Преподобного Евфимия Великого. Апостола Тимофея и преподобномученика Анастасия Персянина. Собор Трех Святителей. Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского. ФЕВРАЛЬ 4 Благоверного великого князя Георгия Новгородского. Великомученика Феодора Стратилата. Священномученика Харалампия. Священномученика Власия. Святителя Алексия, митрополита Московского. Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. 1-е и 2-е обретение честной главы Иоанна Предтечи. Святителя Арсения, епископа Тверского. Благоверного князя Даниила Московского. Святых Сорока мучеников Севастийских. Святителя Евфимия, архиепископа Новгородского. Преподобного Алексия, человека Божия; преподобного Макария Калязинского. Собор Архангела Гавриила. АПРЕЛЬ 1 Преподобного Евфимия Суздальского. Равноапостольного Мефодия, учтителя Словенского. Преподобного Зосимы Соловецкого. Великомученика Георгия Победоносца. Апостола и евангелиста Марка. Святителя Стефана, епископа Великопермского. Апостола Иакова Зеведеева. Преподобного Пафнутия Боровского. Преподобного Феодосия Киево-Печерского.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Когда благочестивый князь Борис Константинович пожелал устроить обитель в Суздале, то блаженный святитель Иоанн не только назначил прп. Евфимия в исполнителя доброй воли князя, но сам освящал место для обители (это было в 1352 г.) и Евфимия поставил в архимандрита. Раз, в праздник Преображения Господня, служил он литургию в Евфимивой обители. Князь Борис видел, что со святым служит кто–то, облеченный светом и славой. По настоятельной просьбе князя святитель сказал: «Если Бог открыл тебе видение, я ли могу сие утаить? То был Ангел Господень, который не только ныне, но и всегда, посещением Божиим, сослужит мне, недостойному. Но не рассказывай никому о виденном тобою, пока я жив». Так говорил святой, ибо не любил он, смиренный, чтобы дела его добрые и мзды, принимаемые им от Бога, были ведомы другим людям. И когда его вопрошали, какая добродетель высшая, он отвечал: «Творимая тайно». Однажды к святому Иоанну пришел благоверный князь Андрей, брат великого князя Бориса Константиновича. После обычного благословения и молитвы князь сказал епископу: «Желаю я, чтобы ты дал мне благословение на создание монастыря инокиням, ибо чудо случилось со мною. Плыли мы однажды по Волге от Нижнего Новгорода, и вот на реке поднялся такой сильный ветер, что от множества великих волн ладьи начали сокрушаться, и всем угрожала смерть. Тогда плаватели стали молить Бога; с ними и я молился, чтобы Господь избавил нас от угрожающего несчастья. И дал я обет Богу построить церковь во имя Пресвятой Богородицы, в честь и славу Ее Покрова, и устроить монастырь на жилище и покой инокиням. Тотчас прекратилось на реке волнение и настала тишина. Ныне время исполнить обет мой». Святитель благословил добрые желания князя, назначил место для новой обители и настоятельницей поставил племянницу прп. Евфимия, жившую дотоле в Суздальском Александровом монастыре. Это было в 1364 году. Вскоре после того святитель похоронил благочестивого князя Андрея, а вслед за тем открылись сильные споры между братьями князьями — Борисом и Димитрием. Первосвятитель Алексий на том основании, что при митрополите Максиме к Владимирской кафедре его принадлежал не один Владимир, а и города Суздальского княжества, причислил к митрополичьей кафедре Суздаль, Нижгород и Городец. С того времени блаженный Иоанн, отказавшись от дел правления, стал проводить жизнь в уединении. В Боголюбской обители Пресвятой Богородицы, где постригся в схиму, совершал он подвиги молитвы и поста безмолвником.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

И с других двух сторон - восточной и южной - обложена медною посеребряною латунью. На тех сторонах тоже наложены четыре клейма медных, чеканных, позолоченных, из коих в среднем вычеканены в молитвенном положении пред Св. Троицей преподобные Евфимий Суздальский и Сергий Радонежский чудотворцы, а в сторонних вырезаны с чернью тропари Преображения Господня и преподобнаго Евфимия... В раке весу серебра один пуд двадцать семь фунтов и три четверти. Внутри раки и крышка обиты малиновым бархатом... На крышке по бархату лик преподобного Евфимия в схиме, вышит серебром и проложен разноцветными камнями... Самый балдахин устроен из четырех колонн резной работы, вызолоченных... вверху на северную и западную сторону к колоннам прикреплена арка, украшенная резьбою, вызолоченною... в средине же на лицевой северной стороне в раме на кругообразной дске - лик преподобного Евфимия по золотому фону, а кругом онаго резныя вызолоченные слова: «Преподобне отче Евфимие, моли Бога о нас», а внутри изображение Спасителя и сверху крест четвероконечный вызолоченный» (РГАДА. Ф. 1203. Оп. 1. Вязка 350. 1. Л. 18 об.- 19 об.). При раке находились принадлежавшие Е., по монастырскому преданию, вериги, митра, железный посох, медный крест, а также напрестольное Евангелие, по которому служил святой. Архим. Спасо-Евфимиева мон-ря сщмч. Серафим (Чичагов) после осмотра мощей Е. доложил 11 нояб. 1899 г. Владимирскому и Суздальскому архиеп. Сергию (Спасскому) о ветхости одеяния и неподобающем для архимандрита и схимника характере одежд на мощах святого. В ответном письме владыка благословил переоблачить св. мощи. На просьбу архим. Серафима об отделении от мощей частицы для ношения в крестных ходах архиерей ответил отказом. 12 февр. 1919 г. гробница святого была вскрыта и опечатана представителями уездного исполнительного комитета. До 1922 г. рака оставалась в мон-ре. 4 мая 1922 г. она была конфискована и поступила в Суздальский уездный финансовый отдел, мощи Е. были переданы в музей, до нач. 40-х гг. XX в. они были выставлены в экспозиции антирелиг.

http://pravenc.ru/text/187661.html

47. Слово в Спасо–Евфимиевском Суздальском монастыре в день памяти Преподобного Евфимия. О поминании наставников Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, говорит св. Апостол, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их, т.е. поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их, Такова заповедь апостольская. Не указывает и не учит св. Апостол, чтобы христиане чествовали своих наставников, несомненно в надежде, что и так люди находят в себе признательность к тем, которые молились за них и способствовали их спасению, но повелевает поминать их, подражать вере наставников, смотря на их мирную и поучительную кончину. Кроме того св. Апостол, как бы провидя, что впоследствии люди не будут находить в современных наставниках тот же дух, те же силы, подвиги и добродетели, какие были у древних учителей и старцев, заботится о поминании нами уже умерших наставников, тех, которых более нет. Не приходим ли мы сами к этой необходимости теперь и к тому же убеждению? Как часто приходится видеть, что народ ищет опытных, мудрых наставников, но не находит их и жалуется будто мир оскудел преподобными. Однако, такой великий и мудрый святитель, как Митрополит Филарет Московский , увещевает не преувеличивать сего мнения, ибо много или мало святых, но они должны быть, так как без святых мир не был бы достоин хранения Божия и не мог бы стоять. Если мы говорим, что нет ныне в Мире святых, то это подобно родителю Алексия, человека Божия, который считал, что у него нет сына и не знал, что сын живет в его доме в образе нищего. Справедливее нам скорбеть, что Богопросвещенные наставники и святые ныне слишком редки, живут в тайне, их не видно, что они скрыты Господом и, как выражается тот же святитель, что в людях духовных примечается незрелость духа. Как же нам утешиться в этой скорби? Поминайте наставники ваша, говорит св. Апостол, иже глаголаша вам слово Божие прежде. Святой Апостол заповедует нам поминать умерших наставников еще потому, что каждый человек, живущий в теле, кто бы он не был, подвергается искушениям, преткновениям, и, падая, может увлечь за собою и тех, которые руководствовались его наставлениями. А наставник умерший, которого жизнь и кончина ознаменованы присутствием в нем благодати Божией, которого чистое учение оправдано святою жизнью, тот напротив того есть достоверный руководитель ко спасению и помощник тем более сильный и неизнемогающий, что, отложив тленность и немощь земной жизни, живет в беспрепятственном причастии света и силы Божией: преимущество высокое и несравненное! Так объясняет преимущества поминания почивших наставников святитель Филарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Конституционный суд РФ отклонил жалобу лидера РПАЦ на изъятие святых мощей 17.07.2014 Конституционный суд России отклонил жалобу лидера т.н. " Российской православной автономной церкви " (РПАЦ) архиеп. Феодора (Гинеевского) на изъятие у этой структуры мощей святых Евфросинии и Евфимия . Ранее решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, был удовлетворен иск, предъявленный в том числе к Гинеевскому, об истребовании мощей из чужого незаконного владения. В своей жалобе в Конституционный суд Гинеевский просил признать противоречащей Конституции статью 128 Гражданского кодекса, согласно которой святые мощи при рассмотрении дела были отнесены к объектам гражданских прав, сообщает пресс-служба КС. Конституционный суд постановил отказать в принятии к рассмотрению жалобы " поскольку она не отвечает требованиям федерального конституционного закона " О Конституционном суде Российской Федерации " , сказано в определении суда, которое окончательно и обжалованию не подлежит. Мощи святых находились в распоряжении Суздальской епархии РПАЦ. До 1988 года они хранились во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, а впоследствии были переданы на хранение в Цареконстантиновский собор Владимиро-Суздальской епархии Русской православной церкви в Суздале. Позже Цареконстантиновский собор стал использоваться раскольниками из РПАЦ. В 2009 году Арбитражный суд Владимирской области обязал РПАЦ освободить здание храма, после чего представители раскола перенесли мощи в здание Иверского синодального храма. 23 октября 2013 года Суздальский районный суд обязал РПАЦ передать мощи святых Евфросинии и Евфимия в распоряжение управления Росимущества по Владимирской области. Это решение было обжаловано в суде высшей инстанции, однако областной суд постановил оставить апелляцию РПАЦ без удовлетворения. " Российская православная автономная церковь " была образована в 1994 году. В январе 2012 года РПАЦ возглавил стал Владимир Гинеевский, именующий себя архиепископом Борисовским и Отрадненским Феодором. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 17.07.2014 16:54:34

http://drevo-info.ru/news/17447.html

Эксперты ЮНЕСКО рассматривают возможность включения исторического центра Нижнего Новгорода в список Всемирного наследия 5 марта 2007 г. 19:36 Первый шаг по включению части исторического центра города в список Всемирного наследия ЮНЕСКО сделан в Нижнем Новгороде. В город по приглашению нижегородского оргкомитета приехал эксперт московской кафедры ЮНЕСКО Владимир Крогиус. Он проанализировал документы по охране исторического наследия и осмотрел номинируемый объект — Волжский откос, в который входят Верхне-Волжская набережная, Нижегородский Кремль и Печерский Вознесенский монастырь. Всего в России в список памятников всемирного наследия занесены 19 объектов. Среди них Московский Кремль, Троице-Сергиева лавра, Соловецкий и Новодевичий монастыри, Кижи. По словам Владимира Крогиуса, у международной организации всего шесть основных критериев отбора. В их числе: объект должен быть уникальным, оказывать огромное влияние в определенный период времени или являться образцом традиционного поселения, которому угрожает исчезновение. В ближайшее время нижегородским специалистам придется доказывать, насколько Волжский откос соответствует международным требованиям. Справка. Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь основан между 1328 и 1330 годами святителем Дионисем, архиепископом Суздальским. Первоначально располагался на версту дальше от города. С монастырем связана деятельность преподобных Евфимия Суздальского и Макария Желтоводского. В 1597 году монастырь был разрушен оползнем. В 1640-50-х годах известным нижегородским архитектором Антипой Константиновым (Возоулиным) выстроен ныне существующий монастырский ансамбль, включающий пятиглавый Вознесенский собор с галереей, шатровую колокольню, шатровую Успенскую церковь с трапезной палатой, шатровую надвратную церковь преподобного Евфимия Суздальского, настоятельские покои и корпуса келий с храмом преподобного Макария. Каменная ограда и небольшой надвратный храм Покрова Богородицы построены позже, в 1765 году. Решением НКВД по Нижегородской губернии монастырь был закрыт в 1924 году. Возобновлен в 1993 году. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/208690.htm...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 28 октября 2024 года 15. Понедельник. Прп. Евфимия Нового, Солунского. Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского. Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского. Свт. Иоанна, еп. Суздальского. Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних пещерах. Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского. Служба прп. Евфимия Нового и прмч. Лукиана не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Афанасия исп., еп. Ковровского (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и преподобномученика, глас тот же – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Архангельски воспоим…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Страшно, и преславно…». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспитавшейся во храме…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспитавшейся во храме…». Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), преподобного на 4 и преподобномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученика). По 3-й песни – кондак преподобномученика, глас 2-й: «В пощении первее…»; седален преподобного, глас 8-й. «Слава» – седален преподобномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке преподобномученика, глас 4-й: «Яко святитель…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 133 об.) этот кондак также отсутствует.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Спасо–Евфимиевская обитель, лишенная при утверждении монастырских штатов, в начале царствования Императрицы Екатерины II, всех своих земельных богатств и средств к существованию, не могла уже вновь оправится и заработать себе обеспечение. Теперь редко в России, кто знает об открытых св. мощах преподобного Евфимия, так же, как и о том, что в суздальском Богородичном соборе почивает первый русский епископ Феодор, грек, привезенный сюда св. равноапостольным князем Владимиром, просветитель Ростовского и Суздальского края, крестивший русский народ. Справедливо называют Суздаль митрополией Москвы. В Спасо–Евфимиевском монастыре погребены князь Димитрий Михайлович Пожарский и весь его род. Не ошибся один из археологов, написавший несколько лет тому назад в распространенном журнале, что о преподобном Евфимии мы теперь слышим только со сцены театра: «Прошусь в монахи я к Евфимию в Суздаль», говорит Андрей Колычев Малюте в «Василисе Мелентьевой» (Р. Вести. 1900 г. июль). Необходимость в более подробном житии преподобного Евфимия, написанном современным языком, ощущалась, конечно, давно, и в виду приближающегося 500 – летия кончины этого великого молитвенника за Русскую землю, мы сделали попытку составить настоящее жизнеописание в связи с историческими событиями и церковными делами того времени 13 . С восшествием Иоанна Данииловича на престол великого княжения, в северной России воцарились мир и тишина. Монголы перестали опустошать ее страны и превращать селения и города в пепелища, орошенные кровью. Значение города Владимира, как столицы, начало падать. Иоанн Даниилович поселился в любимой Москве, куда переехал из Владимира и св. митрополит Петр, которому полюбились красивое местоположение города и, в особенности, сам добрый князь. Во исполнение просьбы митрополита Петра, великий князь заложил в 1326 году на Кремлевской площади первую каменную церковь во имя Успения Богоматери при огромном стечении народа. При этом митрополит устроил себе собственными руками в церковной стене каменный гроб.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

После этого Печерский монастырь пришлось возвести заново, уже на иной просторной береговой площадке, на версту ближе к городу, а рубленая церковь Николы так и осталась стоять пустующей на прежнем месте. 4 мая 1640 года в Печерском монастыре случился пожар, уничтоживший бревенчатую ограду и надвратный храм во имя святого Евфимия Суздальского. Тогда же монастырские власти решили отстроить святые ворота каменными, а временно из Старых Печер " …тот пустой храм перенесть в монастырь и поставить на святых воротех и освятить с новым антиминсом во имя преподобнаго Евфимия Суздальского " . Так и было сделано. Место же, где стоял в Старых Печерах Никольский храм, подсыпали землей и огородили, а по центру поставили памятный крест. После того как основные здания Печерского монастыря к середине XVII столетия отстроили кирпичными, в Старых Печерах срубили новый Никольский храм, а земли возле него заселили двумя монастырскими слободками, в которых к 1686 году уже насчитывалось в одной 37, а в другой 23 жилых двора крестьян, ставших основными поставщиками в монастырь, а затем и на торги Нижнего Новгорода овощей и прежде всего огурцов. Рубленая церковь Старых Печер простояла до 1782 года, когда во время пожара слободы сгорела. Власти Печерского монастыря сразу же обратились в Синод, во-первых, за разрешением возвести на прежнем месте церковь уже каменную, а во-вторых, с просьбой хотя бы отчасти профинансировать работы. Разрешение на каменное строительство было получено, как и 500 рублей, положенных к выдаче из казны в подобных случаях. Проект храма был составлен первым нижегородским губернским архитектором Яковом Ананьевичем Ананьиным в традиционных для того времени формах: со стройным пятиглавием над щипцовой восьмискатной кровлей, с просторной трапезной и шатровой колокольней над главным западным входом. В 1785 году кирпичный храм был вчерне построен и тогда же епископ Дамаскин (1783-1794) освятил в трапезной первый теплый придел в честь апостола Иоанна Богослова, а спустя пять лет – другой придел в честь святителя Николая. Иконостас же и иконы главного престола выполнялись еще несколько лет.

http://sobory.ru/article/?object=00921

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010