Для примера приведём здесь один или два отрывка из тех „открытых писем”, опубликование которых, как сказали мы выше, особенно желательно среди наших пасомых. Открытое письмо крестьянина Бойко православным христианам о том, как он совратился в баптизм и познал потом ложь этого учения. Я – крестьянин Алексеево-Орловской волости, Таганрогского округа, Евфимий Данилов Бойко. В 1906 г., когда мне исполнилось 18 лет, я переехал из своей деревни в Ростов-на-Дону и вскоре поступил кучером к одному зажиточному хозяину. Прожил я на месте около двух недель и вижу, что хозяева жалеют меня, как своего сына. Одно меня смущало: хозяева говорят по-русски, вспоминают часто имя Господа нашего Иисуса Христа, а сами не крестятся, в доме не имеют икон и, несмотря на Великий пост , едят мясо. Подходит праздник Пасхи. Хозяин и говорит мне: „Евфим! Сегодня – пятница: пойдём в баню”. Я согласился. Когда мы разделись, хозяин увидел у меня на шее крест и говорит: „Скажи, пожалуйста, Евфим, какую он тебе приносит пользу? – только шею трёт”. – А почему же крест носят все православные христиане? – ответил я. „Они люди тёмные и не знают Писание, а в Писаниях запрещено поклоняться кресту”. После этого снял с меня крест и бросил его в отхожее место, а меня начал водить в собрания баптистов, где он был старшим – пресвитером. По своей юности и темноте, я увлёкся сладкими речами и жалобными напевами баптистов и принял их крещение. Такими хорошими и добрыми показались мне новые мои братья! И целых пять лет пребывал я в их среде. Но благодарность Господу! Постепенно стал я замечать, что благочестие и набожность баптистов – лицемерные. Они, по слову апостола, „имели только вид благочестия, силы же отверглись” ( 2Тим. 3:5 ). Обвиняя православное духовенство в том, что оно за свой труд получает вознаграждение, сами на своих собраниях обременяли членов всякими общинными взносами, и своим пресвитерам и проповедникам выдавали большое жалованье. Изображая из себя людей трезвых, баптисты не прочь были покутить в ресторанах и прокатиться на автомобилях, как это делал регент хора ростовской общины, Антонов, на занятые у брата Марченко деньги. Проповедуя целомудрие и воздержание, баптисты в то же время бросали своих законных жён и вступали в связь с посторонними женщинами. И кто же это делал? Не рядовые братья, а сам пресвитер ростовских баптистов, – отец 7-х детей, которого братья в час ночи поймали с одной девушкой возле тюрьмы. – Вот до чего доходит двуличие и фарисейство баптистов, так жалобно распевающих свои псалмы!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

(1) Потому то и божеств. Василий говорит: Не возможно нам, не изгнав овладевших душами нашими злых страстей, быть вместилищами божественной благодати. Видел я, что и врачи не дают спасительных лекарств, не очистив прежде чрез рвоту от причиняющего болезнь того вещества, которое накопили в себе невоздержные чрез неумеренное насыщение. Итак, наперед должно истощить в себе то, что уже есть, чтоб можно было поместить доставляемое вновь. Слова Феодорита: Излейте сердца ваши – значит то же, что: посвятите Ему все помышления. И не допускайте никакой двойственности, зная хорошо, что человек двоедушный непостоянен во всех путях своих, и то, что двум господам работать никто не может. Оригена : Кто отвергнул всякое худое помышление и до такой степени покаялся, что и не помнит худого, тот излил пред Богом свое сердце. Афанасия: Он говорит, что сими словами более в пророческом духе предвозвещает о призвании всех народов. Неизвестного: излить пред Ним сердце – есть одно и то же, что любить Его от всей души и от всего сердца. Посему он как бы так говорит: не приступай к Нему с сердцем раздвоившимся ( Сир.1:28 ). Пс.61:10 .  Обаче суетни сынове человечестии Речение: обаче, поставлено вместо: истинно, потому что, дав людям совет касательно их обязанности и вдруг помыслив, что злые люди сими советами не убедятся, Давид говорит, что действительно суетны люди, как трудящиеся и томящиеся напрасно. Ибо что безрассудно и бесполезно, то и суетно. Лживи сынове человечестии в мерилех, еже неправдовати Люди, говорит, лживы и погрешительны в составляемых ими суждениях, которые называет здесь весами, и суждение человеческого рассудка не здраво, потому что вещам постоянным и вечным они предпочитают непостоянные и временные и добру зло, как говорит великий Василий: лживы сыны человеческие в причинение обиды другим, то есть, они не причиняют им обиды, ибо желая обидеть других, они прежде всех прочих обижают самих себя; так как они лишают себя правды и добродетели. Хотя это слово относится и ко всем злым людям, но особенно к жестокому правителю Антиоху и сообщникам его, которые из любостяжания обижали иудеев (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

И когда я недоумевал относительно видения и его значения и молил Бога поведать мне причину, я услышал с неба голос, говоривший: это душа великого Евфимия, принимаемая на небо. И вот, явившийся столп света понемногу поднимался от земли с гласом пения многих и затем вошел на небо; отсюда я ясно узнал, что скончался великий Евфимий». И придя, мы узнали, что это было так, и поклонившись и погребя честные останки святого отца, вернулись, прославляя Бога».    6. Так богоносный Герасим, прияв благодать великого Антония, который видел духовными очами, как была принимаема на небо душа Аммуна Нитрийскаго, видел прозорливыми очами душу великого Евфимия, принимаемую на небо: соделавшись обиталищем Всесвятого Духа и храмом Единородного Бога-Слова, и жилищем Вседержителя Бога, он внутри имел единое и нераздельное Божество, открывавшее ему то, что совершается вдалеке и в будущем. Так добре подвизавшись, руководив и просветив многих, посеяв семена благочестия во всей Иорданской пустыне и явившись пустынным «сосудом избрания» (Деян. 9:15), предал дух в руце Господни.    7. Ученики сего святого отца нашего Герасима, когда мы пришли к ним, рассказывали — как мы обрели в писании лиц слышавших, что, «ходя однажды по берегу святого Иордана, он встретил льва, у которого весьма болела нога: в нее вонзился сук от тростника, так что нога распухла и наполнилась гноем. Когда лев увидел старца, то показал ему ногу, раненную вследствие вонзившегося в ней сучка, жалуясь некоторым образом и прося получить от него исцеление. Когда же старец увидел его в такой нужде, то сел и, взяв его за ногу, вырезал место и вынул тростник с большим количеством мокрого гноя и, тщательно очистив рану и перевязав место лоскутом, отпустил льва. Он же, получив исцеление, с тех пор не оставлял старца, но следовал за ним, куда бы он его ни вел, так что старец удивлялся толикому благодушию зверя. И затем, с той поры старец кормил его, бросая ему хлеб и моченые овощи. Лавра и пещеры имели одного осла, который доставлял воду на потребу старцев, ибо они пьют воду из святого Иордана, отстоящего от лавры на одну милю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А лице лука есть стрела пускаемая с передней стороны лука. Или лицем лука назвал пространнее самый лук, выражая луком и всякое другое оружие, как частью целое и видом род. (1) Другой говорит (быть может Максим): Слова: ты дал знамение боящимся Тебя, взяты в переносном значений от тех, которые часто, смешиваясь на брани со врагами, дают друг другу знак или признаки свойства, чтобы вместо врагов не убивали друг друга. А в высшем смысле дает боящимся Его знак, когда научает их всегда носить в теле мертвость Иисуса, который сотворил совершенное бездействие греха. Ибо крестная сила, умерщвляющая мудрование плоти, есть истинное знамение, по которому могут убежать от лица лука, то есть, от видимой в существах обманчивой поверхности их. Ибо лице лука, то есть каждой демонской страсти, есть наружность тел, раздражающая чувства, подобно тому как острие стрелы уязвляет чувство, и неприметно вовлекающая душу в страсти, ибо лук греха без лица, быть может, ничего не сделает против боящихся Господа. И Великий Василий: Моисей овечью кровию назнаменал израильские пороги: а Ты дал нам знамение – самую кровь непорочного Агнца, закланного на грех мира. Ибо употребив сие знамение, нашли спасение от лица лука, по словам Евсевия, так что никакой мысленный и невидимый враг при виде находящегося на них знамения не дерзает уязвлять их. Пс.59:7 .  Яко да избавятся возлюбленнии Твои. Спаси десницею Твоею и услыши мя этом заключается причина, по которой возлюбленные друзья Божии и праведники получили на челе знамение, то есть, чтоб избавились от смерти. А десницею здесь называет силу, которою просит Давид спасти пленный народ. Пс.59:8 .  Бог возглагола во святем своем Выше изложенные слова Давид произнес от лица пленных евреев, а следующие говорит от лица своего, называя святым или самого себя, как посвященного Богу, или Святого Духа. Он показывает, что Бог изрек ему то, что имел сказать. А что именно: послушай (1). (1) По другому истолкователю (кажется Божеств. Максиму), это: во святом, поставлено вместо: в Сыне, сообразно с сим: в последние сии дни глаголал нам в Сыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Особенное же, всеми признанное значение музыкального искусства в жизни людей есть то, что оно смягчает нравы народные и умеряет резкое проявление личного чувства. Такое действие этого искусства весьма ясно обрисовывается во многих древнеэллинских сказаниях, по которым певцы приводили в движение скалы и деревья, останавливали стремление рек, укрощали зверей, склоняли неумолимых властителей преисподней к милости. Эти аллегорические сказания должно разуметь о смягчении разных грубых склонностей людских. Более поздние предания того же народа, подтверждаемые и христианскими писателями, сообщают о разных случаях из жизни, в которых музыка и пение мгновенно утишали вспышки гнева, возбуждали воинскую отвагу, располагали людей к дружбе и состраданию, к веселому расположению духа или же к религиозным чувствованиям… «Пение, – говорит греческий монах Евфимий Зигабен , – имеет огромное влияние на образование характера человека, на его изменение и упорядочение» (Предисловие к Толковой псалтыри). Поэтому-то у древних народов музыка и пение имели важное значение в деле воспитания юношества и непременно входили в круг наук, преподаваемых в школах. В руках же правителей народных музыка и пение были вспомогательным средством для достижения политических и социальных целей. В греческих школах эти искусства содействовали облагораживанию юношества, образованию характеров и склонностей; в гражданской же жизни – к возбуждению в народе тех или иных расположений духа и доблестей, почему руководители народа и назначали во время народных праздников тот или иной род распевного чтения, пения и музыки. Так же смотрели на пение и музыку в средние века. Карл Великий (768–814 г.), желая смягчить грубые нравы своего народа, ввел общенародное пение в церквах Галлии и Германии и дозволил в них употребление органа. Но и современные нам педагоги вполне признают благотворное действие музыки и пения на смягчение чувств. Таково искусство художественного сочетания и произведения звуков и его благотворное действие в жизни людей. Но предмет нашей беседы есть собственно церковное пение, которое и по содержанию песнопений, и по мотивам, и по действию на людей гораздо выше, достойнее и благотворнее всякого мирского пения и музыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

306 Воспроизведение таблицы, помещенной у Géhin 1999, 147· Ссылки по франц. переводу Amélineau 1894, в скобках указан (при наличии) перевод Е. Амелино в редакции А. Гийомона, изданный у Regnault 1976 (сокращение: SPT). 308 В греческой рукописи они называются не посланиями, как в сирийском собрании, но словами. Надписания характерны лишь для Athen. gr. 2492. 309 Géhin 1999, 96. Согласно исследователю, некоторые языковые особенности, присущие всему корпусу писем, в т. ч. посланиям 1 и 2, объясняются редактированием одного и того же компилятора. 318 См. русский перевод жития св. Евфимия в переводе прот. Иосифа Зетеишвили: «Ибо перевел книги божественные Книгу святого Макария » (Символ 34, с. 370). Нинуа 1984, 19 пишет, что согласно биографу и отцу Евфимия Евфимий перевел «книгу Макария полностью» (биографом, однако, это утверждение Нинуа не поддерживается), так что второй тип CM более позднего происхождения. Этот вывод подтверждается и тем, что и арабские и сирийские кодексы, содержащие Великое послание (Staats 1984, 56), и выборка (150 глав) Метафраста также восходят к IV типу. 322 Такая транскрипция имени (вместо формы «Аполлос» с одним «п» и двумя «лл») принята в русском переводе Достопамятных сказаний. 326 Г. Нинуа отрицает грузинское происхождение вставки в апофтегму Апполона (Нинуа 1984, 10–11), однако не может привести убедительных аргументов, которые исключали бы другую позицию. Цитата из «первого послания» в арабской рукописи после жития обоих Макариев, на которую указывает У. Дзанетти, более убедительна, нежели доводы Нинуа, но и она не решает проблемы источника грузинского добавления в апофтегму Апполона. 327 Представляет определенный интерес в связи с дальнейшим изложением проблем CM возможная связь второй апофтегмы Апполона (PG 65, 136 A), говорящая о значении непрерывной молитвы и употребляющая слово πληροφορα, с мессалианскими кругами (Stewart 1991, p. 51, n. 94). 331 Ninua 1982, 109–136. Впервые о грузинской версии письма (в рукописи X в. из собрания Birmingham (GB), Selly Oak Colleges Library, Mingana georg. 3) было сообщено в работе Garitte 1960, 246–249.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Закрыть itemscope itemtype="" > Братство, служение и жизнь мимо денег Беседа с режиссером фильма «Житие старца Паисия» Александром Куприным 27.04.2015 482 Время на чтение 14 минут Александр Куприн вместе с игуменом Киприаном (Ященко) снял «Житие старца Паисия » - фильм не только о преподобном Паисии Святогорце, но и о монашестве, как понимал его великий старец. О молитве, братстве, подвиге, Афоне, современном кинематографе и последних временах - наша беседа с режиссером. Монашеский фильм - Приходилось слышать от монахов, что мало найдется фильмов, где так точно передано, что главное монашеское делание - это молитва. Как вам это удалось? - Это очень простой вопрос. Духовником фильма был игумен из Троице-Сергиевой Лавры батюшка Киприан, он и проследил за тем, чтобы фильм начинался, длился и закончился правильно, полностью по-монашески. Всё началось с того, что монаху Киприану при посещении Афона было дано закрытым старцем Евфимием послушание: сделать фильм о старце Паисии. Отец Киприан занимается фестивалем «Лучезарный ангел», и, видимо, старцу сказали, что он связан с кинематографом, вот он ему и поручил. Сказал: «Сделай фильм о старце Паисии». - Правильно ли я понимаю, что старец, о котором вы говорите, как-то связан с иеромонахом Исааком, написавшим «Житие старца Паисия»? - Они были друзьями, жили в одном месте. На мой взгляд, это житие не Исаак написал, а Евфимий, но по своей скромности указал, что Исаак. Когда житие вышло, иеромонаха Исаака уже не было в живых. А может, они вместе его писали - Господь Бог знает, как было, но тем не менее старец он закрытый, по-английски, по-русски не разговаривает, а если к нему и ходят, то только греки, да и то не все. Говорят, он знает, что будет потом. Он и так знал, что этот фильм снимут. И знал, что Киприан к нему придет. Знал и то, что я буду этот фильм делать, и, может, знал, что мы с вами будем это обсуждать. Отец Киприан сразу обратился ко мне, мы с ним работали раньше. Я удивился: для меня это была не очень понятная работа, - и я был готов отказаться, но батюшка пошел на всё, чтобы всё-таки я ее сделал.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Но поскольку этот великий епископ уже был в преклонных летах и его тяготило большое число прожитых лет, он решил – тем более что и его ученики склоняли его к тому, – мудро опасаясь за свой слабый возраст, сотворить себе опору в многотрудном служении и из малой общины учеников выбрать верного мужа, который мог бы управлять большим народом. Для этого он призвал нашего раба Божия и увещевал его назидательными речами восприять епископское служение, чтобы помогать ему в окормлении народа Божия. Но тот в глубоком смирении тотчас уклонился и, сказав, что он отнюдь не достоин епископства, просил, чтобы его не удостаивали столь высокой чести, так как он не достиг еще надлежащего возраста; он свидетельствовал, что еще не достиг пятидесятилетия, чтобы, по предписаниям церковных канонов 236 , иметь право быть рукоположенным во епископа, и, приводя все возможные извинения и отказы, всячески пытался избежать этого высокого сана. Упомянутый святой проповедник и священник укорял его кроткими словами увещания, неустанно пытаясь склонить его к принятию предложенного сана, особенно представляя ему великую нужду вверенного ему народа. И поскольку он даже после подобных увещаний не дал своего согласия на принятие столь высокого сана, в этом долгом словесном препирательстве между ними возникла духовная борьба и некое доброе разделение, которое, впрочем, ничуть не мешало их единомыслию. А именно: один с большой решительностью отвергал честь высокого сана, другой же, побуждаемый стремлением к благочестивой цели, желал спасения душ. Когда же они, обмениваясь речами, уже привели друг другу множество оснований, наш раб Божий, как бы состязаясь на ристалище духа, начал держать следующую извинительную речь: «О, Преосвященный епископ! О, наставник в духовной брани! Я имею от блаженной памяти папы Григория задание для народов Германии, я посланник Апостольского престола к варварским народам Запада. Свободным произволением я подчинился твоему руководству и по собственному смышлению и воле связал себя с тобой, не поставив о том в известность великих господ 237 , хотя я и по сей день подчинен им по обету служения и послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иноки были самыми лучшими духовными руководителями мирян. Слово Божье, которым они занимались день и ночь, а более всего благодать Св. Духа, храмом которого они были, постоянная бдительность над собою, борьба с искушениями, всегдашнее наблюдение над своей совестью, над помыслами самыми тонкими, изучение святоотеческих творений, постоянные молитвы – все это делало иноков самыми опытными наставниками в духовной жизни. К тому же многие из них сподоблялись благодатных даров прозрения в сердца людей и предсказания будущих событий, иные обладали даром чудес и исцеляли молитвой и словом многих больных. Знамения же и чудеса и для неверующих были свидетельством, что Бог живет в них и действует ими. Наставлениями монахов пользовались лица всяких званий и состояний. Известно, какое сильное нравственное влияние оказывал на императора Льва Философа монах Евфимий, поучения и советы которого имели для царя безусловное значение. Никифор Фока и его брат Лев высоко ценили духовное руководительство св. Афанасия Афонского и всецело вверяли ему попечение о своих душах. Когда великий подвижник жил еще отшельником на горе Кимине, они часто навещали его. Слушая мудрые и приятные его беседы, вельможи испытывали великое духовное утешение и радость; при первой же встрече возгорелись такою любовью к подвижнику, что навсегда сохранили к нему самое искреннее почтение, уважение и даже благоговение. Вслед за ними и многие другие знатные вельможи приходили к Афанасию на Кимин за наставлениями. Никифор Фока не прерывал своих сношений с Афанасием и после того, как сделался императором, и высоко ценил его руководительство. 1988 Если советы и наставления монахов имели очень сильное влияние на лиц знатных и высокопоставленных, то тем выше они ценились простым народом. Душеспасительные беседы монахов не только сопровождались добрыми примерами, которые сильнее действовали на народ, чем одни слова, но и отличались вразумительностью, так как в Византии почти каждый монах был грамотен. К тому же монахи, следуя наставлениям своих законодателей, смотрели на народное учительство как на одну из своих обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

И препитати я в глад Сию-то, говорит, цель имел Господь в виду в отношении к приверженцам Езекии, – чтоб их прокормить во время голода, который они испытывали по причине осады ассириан, как повествует 4-я кн. Царств. Пс.32:20 .  Душа же наша чает Господа ЗДЕСЬ Давид возбуждает и ободряет нас к тому, чтобы мы во время искушений надеялись на Господа, ожидая Его помощи; потому что по причине любви нашей к Нему ненавидят нас неверные иноверцы. Далее высказывает самую причину ожидания. Яко помощник и защитник наш есть Потому, говорит, мы должны ожидать Господа и искушений ради Господа, что мы из многого удостоверились, что Он не оставляет до конца беспомощными, но подает нам защиту и помощь. Пс.32:21 .  Яко о Нем возвеселится сердце наше Не только, говорит, мы должны ожидать Господа, потому что Он вспомоществует нам, но и потому, что сердце наше будет утешено Им, когда по скорби победим врагов и искушения (1). (1) Великий Василий говорит: Сказав, что души ваши будут ожидать Господа, Псалмопевец, чтобы показать, что он не насильственно и не по нужде показывает терпение в скорбях, но с радостью принимает страдания за имя Господа, говорит: не только ожидаем, но и будет веселиться в нем сердце наше. И во имя Его святое уповахом По описанию – на имя Его – (мы уповали) – поставлено вместо – на Него. Или же: уповали на призвание имени Его; ибо самое произношение одного имени Божия может победить врагов. Слова сии могут относиться и к христианам, которые надеются победить видимых и невидимых врагов даже тем, что именуются спасительным именем Христовым, так как по имени Христа именуются христианами. Ибо сие святое и страшное имя Христово, будучи одно именуемо устами с верою, производило и производит многие чудеса; именем Христовым, сказал Петр хромому, встань и ходи ( Деян. 3:6 ). Пс.32:22 .  Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя Как, говорит, мы уповали на Тебя, Господи; так да будет милость Твоя на нас. Поелику же мы пламенно и много надеялись на Тебя, то должна быть и великая Твоя милость к нам (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010