– Нехорошо, чтобы эти мерзавцы получили возмездие от Других, когда перед вами стоит потерпевший. Кто понес Ущерб, у того и право негодовать. Выдайте их мне, я беспощадно накажу их, так, что они скоро умрут от мук, голода и жажды.    Горожане рассудили, что он говорит правильно. Когда народ разошелся, святой отвел воров к себе домой. Там он отнесся к ним радушно, дал им все необходимое, освободил от оков и отпустил на все четыре стороны. 2. В другой раз во время полнолуния, когда по земле разлился холодный свет, великий святой, как обычно, после славословия Богу делал обход своего хозяйства, как вдруг увидел двоих людей, воровавших муку из подвала. Один через подкоп пролез вниз и оттуда подавал мешки наверх, а другой принимал и относил в сторонку, надеясь, что никто не заметит. Он был настороже и как только заметил святого, бросился наутек, оставив товарища.   Божественный Евфимий считал большим злом лишать бедных муки, особенно когда хлеба не хватало, и он ценился чуть ли не на вес золота. И он решил заменить беглеца и помочь его товарищу. Тот, не зная, что произошло наверху, продолжал подавать мешки, а святой принимал их и складывал.    Когда вор извлек достаточно количество мешков и собирался вылезать, святой шепнул ему на ухо:    – А чего мы пойдем, не забрав сыр? — пальцем показал, где лежат головки сыра. Со страху тот не догадался, с кем разговаривает, и спросил:    – А ты откуда знаешь?    – Епископ об этом недавно говорил, я слышал, — ответил Евфимий.    Вор начал ощупывать указанное ему место и добрался до сыра. Он взял головки и подал их святому. Но как только несчастный увидел его руку, сразу понял, кто это, от страха и стыда рухнул на землю и стал просить прощения, ползая у него в ногах.    Святой почтительно взял его за руку, поднял с земли, обнял и сказал:    – Не бойся, чадо, и не думай, что совершил что-то ужасное. Взятые тобой вещи принадлежат Богу и тебе. Если ты возьмешь часть, знай, что берешь свое, а не чужое. Если тебе понадобится еще, приходи и бери все, что нужно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Весте яко подданнии наши казацы, именуемии черкасы, живущие в благопорученных нам градах малыя и белыя России, поползновении и удобо преложни суть ко иному ярму, якоже и прежде слышали есте о них, ныне же наипаче познавше их, мы зело удобо поползновенны быти к соседствующим их папистов ереси и повиновению, отвергайся бо нас, и изменивый нам сущий паствы твоея митрополит киевский и галицкий и всея белые и малые России Дионисий Балабан отшед к неприятелю нашему королю польскому, и увещан от него быв, прииде паки к ним и увеща от них многих под рукою его быти и с паписты соединитися, и яко готовы уже отпасти, убоявшеся да непогибнут душами своими, попекохомся же болезненно о их спасении, и усмотрихом сего мужа Мефодия тамошних стран суща и могуща направити их на истину, понудихом рукоположити его, яко да не увязнут абие в диявольстей сети и будут живы уловлены от него в свою его волю. И сие по смотрению словесе снизшедше сотворихом, а не по обдержному. О сем бо и ваше преблаженство не невесть, яко иде же по смотрению что бывает, тамо и закон закону по нужди подпадает: якоже и Павел учитель языков по смотрению снизшед образа в Листрех Тимофея, подобне и во Иерусалиме сотвори обещавшим себе по закону иудейску снизшед острищи главы им. Или якоже и великий Василий по смотрению же в 1-м своем правиле, на ватиан и воздержники отрече крестити: точию миром повеле помазати, в 47-м же уставляя обдержное в тех же сущих ересях крестити повеле. Сице и мы смотривше рассудихом меншую вещь большей уступати [лучше бо аще и правило презреся еже не рукополагати в чужем пределе епископу иного предала сущу, и душам в целости быти, нежели сохранитися правилу, душам же в погибель пасти] аще убо бы закоснели временем послания к вам о сей вещи, удобно бы весьма отпали и была бы им последняя прелесть горши первыя. Прочее же о сем попущаем разсуждати вашему благоразсудию, аще истинно сотворихом, аще же ни, во обою сущу прощения просим и в лучшее наставления. И се настоящею нашею грамотою святыни твоей повелихом изобразите: дойде в наша царская слуха от таковых, им же лепо есть веру яти: како патриарх Никон тай от нашея державы посылаше бывшего архидьякона Евфимия с письмены своими к вашему преблаженству, и яко той Евфимий прелагатай, быв у вашея святыни, возвратися к Никону патриарху с вашего преблаженства посланми: убо пастырю честнейший, волим чрез святыню твою и о сем познати, каковая писмена оный Евфимий вашему преблаженству дерзну вручити и коего ответа от вашея святыни прият словесы и посланми.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Праведник аще постигнет скончатися, в покои будет./Старость бо честна не многолетна,/ниже в числе лет исчитается./Седина же есть мудрость человеком,/и возраст старости житие нескверное./Благоугоден Богови быв, возлюблен бысть/и живый посреде грешных преставлен бысть./Восхищен бысть, да не злоба изменит разума его/или лесть прельстит душу его./Рачение бо злобы помрачает добрая/и парение похоти пременяет ум незлобив./Скончався вмале, исполни лета долга,/угодна бо бе Господеви душа его,/сего ради потщася от среды лукавствия./Людие же видевше и не разумевше,/ниже положше в помышлении таковое,/яко благодать и милость в преподобных Его/и посещение во избранных Его. На литии стихиры самогласны, глас 1: Преподобия похвала и слава мученичества/показастеся, чуднии:/Крест бо Христов подвижнически восприявше,/поприще мучения проидосте всеславное/и, со славою очищение самих себе/мученически совершивше,/яко чистии Чистому предстоите Христу,/венценосцы всеславнии,/три новомученицы,/Евфимие великий, Игнатие твердомудренный и Акакие светлейший,/с мученики и преподобными веселящеся/и молящеся о нас ко Господу. Глас 2: Яко весна веселая,/возсия днесь трезарное новомучеников торжество./Приидите убо, празднолюбцы, светло празднуем,/наслаждающеся духовно подвиги и борении их за Христа,/яко, естество понудивше,/превзыдоша всех святостию,/и, рачением Господним палими,/волею потекоша к мучению,/и, славную чашу смерти испивше с радостию,/прияша венец победы,/яко победителие и победоносцы всеславнии,/Евфимий, Игнатий и Акакий,/и ныне со Ангелы на Небесех ликующе/непрестающим ликованием,/просят вселенней мира/и душам нашим велией милости. Слава, глас 5: Воспойте Господеви песнь нову,/пойте Ему, вся земля,/ днесь бо трие Его новомученицы,/Евфимий, Игнатий и Акакий,/новый праздник составивши,/любомудренно приемлют сошедшихся своих рачителей,/невещественную трапезу представляюще,/за Христа свои подвиги,/яко брашна различная, предлагают./Приидите убо, умно вкусивше,/возвеселимся духом/и Владыце Христу от сердца рцем:/буди благословен во веки, Господи,/Иже и сих рачителей Твоих/победители греха показавый/и венцем славы их украсивый./Сподоби убо и нас подражатели быти добродетелей их/и равную славу улучити,/Многомилостиве Господи, слава Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Первый. Сарторий и Маллет пишут 96 , что Новгородцы на товары свои у купцов Ганзейских преимущественно выменивали Фландрские, Немецкие и Английские сукна, разные материи, шелковые и другие изделия. Они, по примеру Азиатов, любили пышно одеваться и носить блистательные украшения. Еще в походах Олеговых, Игоревых и Святославовых вывозили они от Греков богатых паволоки, то есть парчи, и ими, как монетою, оценивали рабов, пленников, беглецов и разные свои товары 97 . Они даже преимущественно любили Азиатское обнизное одеяние и наряды. Герберштейн свидетельствует, что сверх материй выменивали они у Европейских и Азиатских народов много пряденого золота, жемчугу и дорогих каменьев 98 . Третий. Всё это значит одно частное, домашнее богатство Новгородцев; а общественный оборот богатства доказывают только деньги и повсеместное изобилие дорогих металлов, либо других прочных драгоценностей. Первый. Есть доказательства и сего богатства Новгородцев. Герберштейн пишет, что за сто лет до него, то есть с начала XV века, иностранцы стали уже ввозить в Россию серебро слитками 99 . В 1428 году, то есть вскоре после начатия бить монету в Новгороде, когда Литовский Великий Князь Витовт осадил Новгородский город Порхов, то за снятие осады Порховцы и Новгородцы заплатили ему 10 000 рублей Новгородских; да за освобождение пленных Архиепископ Евфимий дал 3 000 рублей Новгородских же 100 . В 1456 году, когда Великий Князь Московский Василий Васильевич подходил к Новгороду с войском, то Новгородцы и ему подарили 10 000 гривен Новгородских сребряных, опричь братий и бояр его 101 . Всё сие, по-тогдашнему, довольно великая сумма. По свидетельству Герберштейна, Великий Князь Иван Васильевич в 1480 году вывез из Новгорода в Москву одного только золота, сребра и драгоценных каменьев 300 возов, или, как уверяли его Москвичи, еще де более того 102 . В 1494 году сей же Великий Князь велел взять под стражу в Новгороде 49 Немецких Ганзейских купцов, и товаров у них отобрано на 300 000 гульденов 103 . После того Царь Иван Васильевич в 1569 году, по свидетельству Гванина, несметное количество золота и сребра собрал в Новгороде из церквей и купеческих домов, не считая разных материй, которые в добычу предоставил он своим войскам. В сие также время, говорит Гванин, у Новгородцев премногие поклажи с воском, запасенным к отпуску за море, и сверх того все их поклажи в Нарве также заготовленных, по приказанию Царя сожжены 104 . Гванин также свидетельствует, что Царь сей у одного только Новгородского купца Федора Сыркова вынудил 30 тысяч талеров серебряною монетою 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Радуйся, Арсение, великий угодниче Божий. Кондак 6. Проповедник монашескаго делания был еси, преподобне, не словесы и речами, а великими подвиги твоими. Сего ради не оставил ни письменных книг, ни посланий, разве малыя изречения, в нихже отобразися твой лучезарный ум, яко в зерцале. Темже и вопием просвещему тя Богу: Аллилуиа. Икос 6. Возсиял еси великими добродетельми не токмо в пустыни Скитстей, но и далече за пределы ея и подражаху твоему богоугодному житию мнози отцы, якоже и Евфимий Великий в Палестине подвизавыйся. Прославляя болезни и труды твоя, вопием ти: Радуйся, нищету духовную и телесную стяжавый; радуйся, от наследия и дани отказавыйся. Радуйся, худою одеждою своею всех иноков превосшедый; радуйся, нужду и в срачице имевый. Радуйся, вместо одра рогозину постилавый; радуйся, гнилую воду, яко ароматы обонявый. Радуйся, Арсение, великий угодниче Божий. Кондак 7. Хотя Господь явити отцам пустынным, отче Арсение, твоего безмолвнаго жития совершенство, показа единому от них в видении, како корабль твой в велицем безмолвии не человеки и не ангелы, а Самим Господом управляется: и тако всем ведомо сотворися, яко бегая от человек с Богом соединился еси, зовый Ему: Аллилуиа. Икос 7. Ново и дивно бысть житие твое, преподобие отче Арсение, яко никто же от иноческаго сословия восходил на столь дивную степень безстрастия, на кую восшел еси ты, достигнув ангельския чистоты. Зряща тя во плоти, небеснаго человека, глаголим ти: Радуйся, целомудрие души и тела невредимо сохранивый; радуйся, огнь похоти плотския погасивый. Радуйся, взора жен избегавый; радуйся, образы их в ум николиже державый. Радуйся, кроткое и незлобивое сердце имевый; радуйся, пустынное озлобление сладце претерпевый. Радуйся, Арсение, великий угодниче Божий. Кондак 8. Странником и пришельцем на земли, по слову святаго апостола, рекшаго: «не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем», – ты, преподобие, почитал еси себе, преходя от места на место, да ближае станеши ко Господу, взывая Ему: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Самое таинственное, ибо действия, в которых выражается жизнь христианская, суть действия благодати. Следовательно, если при изложении какой науки должно говорить «не в наученых человеческий премудрости словесех, но в наученых Духа Святаго» (1Кор.2:13), то особенно это нужно при изложении сей важнейшей науки. Но скажем с апостолом: «к сим кто доволен»? (2Кор. 2:16) Кто способен к этому не только из учителей обыкновенных, но и необыкновенных? Важно это дело, наконец, «по своему действию в вас», которые предназначаетесь быть учителями веры, и в других, коих вы некогда будете учить. Нравственность христианская не есть такой предмет, которого можно не знать. Блажен, кто знает, «что есть воля Божия» (Еф. 5:17), но несчастен тот, кто, зная, не делает. Надобно передать нравственность христианскую так, чтобы она перешла в существо духа, в жизнь; но «к сим кто доволен?» Еще важнее нравственные воздействия через вас на многих других. Если вы осуществите в сердце своем и в жизни правила нравственности, то сколько благословений распространится через вас в разных краях мира!.. Каждый из вас может сделаться розгою живой. Для преподания сей науки во всей ее полноте и совершенстве нужны люди, ублажаемые Церковью — Антоний Великий, Пахомий Великий, Евфимий Великий, Феодосии Великий и подобные. Эти люди, будучи богаты духовными опытами, могли бы раскрыть жизнь христианскую во всей ее полноте и привлекательности: они не прибегали бы к внешним свидетельствам, к чужим опытам; они сказали бы: мы сами это чувствовали, сами испытали, и слова их были бы сильнее всех доказательств. От полноты духа их оживились бы и мертвые сердца: огнь Божественный, пылавший в них, мог бы разогреть и самые хладные умы. Но с другой стороны, желать, чтобы таковые великие светила сияли в этих наших стенах, значит то же, что желать, чтобы великие светила, повешенные на тверди небесной, были повешены под сводом здания рукотворенного. Эти учители были всемирные: их кафедрами были горы, леса, пещеры; но жизнь их, их действия относятся и к нам; их опытами и наставлениями можем пользоваться и мы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пс.46:3 .  Яко Господь вышний, страшен (Он) Царь велий по всей земли. Потому, говорит, я сказал вам выше – радуйтесь, что Христос, по Божеству, есть высочайший. Он страшен по страшным знамениям и чудесам, производимым Им, так что самое имя Его бьет и прогоняет демонов и врачует болезни. Он и великий Царь над всею землею, потому что Христос во всех земных странах посредством вас – Апостолов своих – приобрел в наследие народ; а назван Христос великим Царем в сравнении с смертными царями мира, которые малы и ничтожны и над ничтожными царствуют (1). (1) Слова Златословесного: Как не велик тот Царь, Который послал бедных рыбарей, неученых простолюдинов, только двенадцать, незначительных, несведущих в городской жизни, более рыб безгласных, в одной нижней одежде и без обуви ходивших, нагих (послал) повсюду – во всю вселенную и как бы повелительно взял всех. По истине потому Он великий Царь, что Он очистил от заблуждения вселенную и уничтожил жестокую власть диавола, что заключил силу власти своей не в рабах, не в украшении и одеждах, но в самой природе: Я, говорит, на сие родился. Потому Он Царь великий, что не чужою честью пользовался, что ни в чем не нуждался, чтоб быть царем, что делал все, что хотел: идите, сказал, научите все народы, – и слово стало делом. Пс.46:4 .  Покори люди нам Апостолы здесь называют людьми пришедших от иудеев, потому что они первые уверовали во Христа, сначала три тысячи, потом пять тысяч, как показывают Деяния, которые, отложив вражду против Христа, прибегнули к Апостолам и крещены тотчас по сошествии Св. Духа, до первого выхода их из Иерусалима и удаления к другим народам (1). (1) Того же: О чудо! и распинателей заставил покланяться, и ругавшихся, злословивших, пристрастных к камням научил и души свои предавать, когда Ему это угодно. Ибо это было не дело Апостолов, но того, кто пролагал им путь и двигал их души. Феодорита: Можно даже глазами видеть истину сего пророчества, ибо можно видеть уверовавших из всех народов, покланяющихся пред апостольскими ранами и с великою любовью почитающих малость праха, так что по словам его и видят и поют сие: покорил нам племена, и народы под ноги наши. А Симмах – вместо: племена – перевел – царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Газа расположен на восточном берегу Средиземного моря, в самой южной оконечности Палестины, недалеко от Египта; некогда он был южным пределом Хананеев. Во время могущества Римлян Газа был значительный торговый город Палестины; это значение поддерживалось за нею некоторое время и позднее во времена Византийской империи. Но с течением времени этот цветущий город потерял всё свое значение, и теперь только песчаные холмы и жалкие развалины служат свидетельством, что здесь существовал великий город. палестинский город, на северной дороге от Иерусалима к Иоппии (Яффе). по-видимому, пустыня, находившаяся около города Порфириона, что в Финикии, близ Кармильской горы (к югу от Птолемаиды). Пустыня эта и в особенности Кармильская гора были наполнены иноками. небольшая гористая, но плодородная провинция Малой Азии, лежавшая между Вифинией, Понтом и Каппадокией. Название получила от Галатов — воинственных племен Гальского или Кельтического происхождения. область в северной части Малой Армении, недалеко от р. Евфрата. При императоре Траяне (98–117 г.) здесь разрослось до размеров значительного города селение того же имени, что и область. Евфимий Великий был родом также из Мелетины. Подвизался он в Палестине, где основал две обители: одну — в пределах Иерихонских, в 14 верстах от Иерусалима на северо-восток, а другую — в 4-х верстах от первой, на горе. Он собрал вокруг себя много славных подвижников, из которых некоторые положили начало многим обителям. Скончался на 97 году от рождения, в 473 году. Память его — 20 января. мера расстояния; оно равнялось нашим 690 саженям. Два поприща, таким образом, составляют 1,380 саженсй или 2 версты. Синайской горы находились под ведением одного общего начальника — аввы Синайской горы. была главным городом Египта и северо-африканских провинций. Основана была Александром Македонским в Нижнем (Северном) Египте, при устье Нила. После Рима Александрия считалась первым городом в мире и служила центром торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а в первые века христианства рассадником христианского просвещения. С V b. епископ Александрии пользовался титулом патриарха и ему были подчинены все церкви Египта, Ливии и Северной Африки. Синайский полуостров, с его монастырями, также находился в ведении Александрийского патриарха. В настоящее время Александрия (по-турецки и арабски Искандеры) принадлежит к числу важнейших торговых пунктов при Средиземном море, с населением до 230,000 жителей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Правым подобаешь похвала Давид, сказав прежде: радуйтесь, в то же время употребил и выражение – хвалите. Ибо тот, который о какой-либо вещи радуется, от радости хвалит сию вещь. Поелику же он сказал, что одни добродетельные могут радоваться и хвалить; то посему здесь говорит о причине, то есть (хвалите) потому, что имеющим правую жизнь прилично и правое хваление Бога, так как, по словам Сираха, некрасива похвала в устах грешника ( Сир.15:9 ) и, как говорит Василий Великий , кривая нога не идет в прямой сапог, ибо – прав Господь Бог наш ( Псал.91:16 ) и – правоты видит лице Его ( Псал.10:7 ); тогда как диавол, будучи извивающимся змеем и ходя не прямо, радуется и успокаивается в тех людях, у которых намерения изворотливы и коварны. Пс.32:2 .  Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятострунным пойте Ему У древних иудеев был закон петь Богу посредством употребления гуслей, псалтири и других музыкальных орудий, как мы сказали прежде – в 6й главе предисловия, где изъяснили и то, какое различие имеет псалтирь от других орудий. Теперь мы должны знать и высший смысл оных (орудий). Под гуслями ты должен разуметь тело. Ибо оно устроено долу из земли: и Василий Великий , также и Дидим говорят, что в гуслях медь издает голос с нижней стороны, смотря по ударению в них орудием. Итак, исповедайте, говорит, то есть, благодарите Бога во первых гуслями, то есть, посредством тела – все те, которые освободились чудесно от мысленного Ассирианина – диавола; например: поститесь, плачьте, ложитесь на голой земле, пойте устами и другие дела деятельной телесной добродетели, какие только есть, приносите Богу в дар благодарения. Далее под псалтирею можем понимать ум. Ибо как на музыкальной оной чувственной псалтири полагалось десять струн и в верхней части ее заключалось то, что производило ее голоса, как мы сказали в предисловии: так и уму даны десять заповедей, кои внушены свыше – от Бога. Сохраняя их, поем Богу умственную песнь. Итак, говорит, вы – праведники, возблагодарив Бога гуслями тела – посредством деятельной добродетели, пойте Ему и на псалтири, то есть умом посредством созерцания (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Пс.28:4 .  Глас Господень в крепости Глас, говорит, Господа бывает в том муже, который крепок против страстей. Сей голос укрепляет его и подает советы, что делать ему(1). (1) Василий Великий говорит: Как в колесе бывает голос, так в крепости состоит голос Господа. Ибо кто может все в укрепляющем Христе, тот слышит заповеди Господа и исполняет (их). Итак голос Господа не в слабой и изнеженной души, но в производящей с силою и крепостию добро. Глас Господень в великолепИи Глас Господа, говорит, бывает в великолепном муже, то есть, презирающем земное и мудрствующем о небесном. Посему крепостью, о которой сказал выше, изображается упражняющийся в деятельной добродетели, а великолепием, о котором говорит здесь, указывается занимающиеся добродетелью созерцательною(1). (1) Тот же Василий: Величие есть добродетель, производящая великое прекрасно. Пс.28:5 .  Глас Господа, сокрушающаго кедры Кедровое дерево иногда принимается в хорошую сторону по негниению, всегдашней живости и благовонию, согласно с сими словами: праведник процветет как финик, и как кедр на Ливане умножится,( Пс.91:13 ). А иногда принимается в худую сторону, по причине бесплодности и неудобной наклоняемости, согласно с сими словами: я видел нечестивого превозносящегося и поднимающегося, как кедры ливанские ( Пс.36:35 ). А здесь Давид кедрами называет демонов, по причине высоты и гордости (их); так как гордость низринула их с неба. Голос, говорит, Господа, бывает – когда? Когда Он сокрушает или смущает демонов. Ибо после Господа надобно поставить черту, чтобы подразумевать бывает. Например: глас Господа бывает, потом читать следующее: когда Он сокрушает кедры. Сей образ выражения употребил псалмопевец ниже сего(1). (1) Василий Великий под сокрушаемыми кедрами разумеет полагающихся на тленные вещи мира, по причине гордости и возношения ума, которые и называются кедрами Ливана по той причине, что радуются о чужой высоте. И стрыет (сокрушит) Господь кедры ливанския. Гора Ливан есть высокая палестинская гора, лежащая между Иудеей и Финикией и питающая многие кедры, которая была посвящена храмам идолов. Посему Давид кедрами Ливана здесь называет идольские жертвенники, находившееся на нем, означая содержащим содержимое. Кедрами называет идольские жертвенники по той причине, что они сходны с кедрами, как по высоким вершинам, так и по множеству и бесплодности. Итак, Давид пророчествует о разрушении и сокрушении сей горы, и сим самым загадочно открывает и сокрушение находившихся на ней идольских жертвенников.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010