Этим еще раз и с полной наглядностью подтверждается тожество чина 12-ти псалмов с «ночными часами». А совпадение «чина ночных часов» с находящимся в Син. 12 и Спб. 57 «великим мефимоном» заставляет и в последнем видеть все тот же «чин 12-ти псалмов». В близком родстве с предыдущими чинами находится также «навечерница», совершавшаяся в великий пост по нашему древнему, так называемому, Студийскому или Алексиевскому Уставу. Древнейший славяно-русский Типикон дает следующее предписание «о навечерници в великий пост». – Ведети есть, яко весь пост, егда великая навечерница поеться, по скончании ея и по 6 псалм и по Св. Боже абие начинают Блажени непорочни, – не в глас, ни в стихи разделяют, но всем единогласно глаголющем; посем поеться Св. Боже, тажь Слава в вышних, и тропарь Оком милосердым, и друг. троп. Век мой коньч., и богор. Рожейся нас ради; посем глаголет молитву Манасии, ейже нач. Господи Вседержителю, и другую молитву сию: Дажь нам Владыко, – мол. св. Евстратия: Величая величаю Тя, посем 3(-жды): Господи помилуй оскверншююся страс., и Господи помилуй 50, и молитве от попа бывши, бывает отпуст 286 . Эта служба, представляя нечто среднее между повечерием, полунощницей и чином 12-ти псалмов, устанавливает тем самым взаимную близость чина 12-ти псалмов не только с повечерием, но и с полунощницей. 4. Полунощница Наша полунощница, можно сказать, самым существованием своим обязана келейной практике. Ее тяготение к келейно-скитским последованиям заметно уже в Синайском Часослове 864 (IX в.). В этом Часослове, после 12-ти ночных псалмов, примыкающих к 9-му часу, приводятся два богородичных тропаря, а непосредственно за ними идут два полунощных канона, являющихся, по-видимому, продолжением одного и того же последования. – За недостатком данных, нельзя пока установить подлинное отношение этих канонов к известным нам последованиям ночи, или ночным часам, иначе – «канону псалмопения»; но связь между ними несомненно существует. – Тропари полунощных канонов сопровождаются припевами и по содержанию своему приурочены к полночному времени; после канонов положены стихиры, по смыслу соответствующие молитвословиям перед отходом ко сну. Далее следует особая полунощница. Начинается она молитвами царей Езекии (Исаии 38:9–20) и Манассии (2 Паралип., в конце) и псалмом 90-м, более свойственными повечерию; затем полагается Аллилуиа, с нынешними утренними стихами из Исаии (26:9, 11, 15), и «троичный гимн»: «Се жених градет»; потом – псалом 118 (17-я кафизма), и после него – особые седальны, богородичны и иные тропари покаянно-умилительного содержания. Таким образом, начиная псалмами 9-го часа и кончая заключительными тропарями полунощницы, идет как бы одно непрерывное последование ночи, находящееся в связи с известными «канонами ночных псалмов» (Афин. 7), которым вполне соответствует и состав 12-ти псалмов данного последования.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Эти две полунощницы стоят в начале Часослова. Каждая из них «Слава» ми кафизмы делится на четыре части, имеющие по три тропаря и по две, а во второй полунощнице – по одной молитве; кроме того, в начале той и другой службы положено по три тропаря. Таким образом, обе полунощницы содержат в себе 30 тропарей, из которых только два повторяются, и 12 молитв. Подобного обилия молитвословий не имеют даже самые сложные последования ночных часов. А потому надо полагать, рассматриваемые полунощницы являются в сущности особыми последованиями ночных часов, и что самое подразделение их на два вида допущено, прежде всего, с целью возможно полнее использовать молитвенное содержание ночных часов; по крайней мере, большая часть тропарей и молитв, входящих в состав этих полунощниц, входит и в состав ночных часов (Син. 868). – В конце Часослова, после повечерия, положено особое «почасие ночи (μεσριον τς νυκτς), поемое в третий час ночи». По-видимому, это один из тех часов, тропари и молитвы которых вошли в состав вышеуказанных полунощниц; его тропари встречаются в начале второй полунощницы. Итак, оба Часослова – Ватоп. 350 и Син. 865 – вполне подтверждают – и при том с разных точек зрения – близкое родство полунощницы с ночными часами, развившимися на основе чина 12-ти псалмов. По свидетельству Часословов, взаимообщение между ними иной раз доходит до того, что различать их можно только по имени, так как состав оказывается почти тожественным. Однако, усвоение целой келейной системы в виде повечерия («великий мефимон» в Син. 12 и Спб. 57) или полунощницы (в Син. 865) являлось слишком обременительным для церковного обихода. И вот мы видим, что чин 12-ти псалмов, занявший было видное положение в ряду церковных служб, постепенно теряет свое значение. Сначала он лишается такого преимущества, как наименование «великий мефимон», а затем и совершенно исключается из церковно-богослужебного употребления и возвращается в свое первоначальное келейное состояние. 5. Междочасия Тем не менее связь келейных и церковных служб и после этого не прекращается.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В числе сонаследников чина тритекти, кроме литургии, оказались также и часы. На их долю досталось чтение пророчеств с тропарями и прокимнами, а также временное пользование титулом «тритекти» (в применении к 3-му и 6-му часу) и вообще более видное положение в великопостном богослужении. 7. Устав службы тритекти «Чин тритекти в посты», как показывает и самое название, предназначался исключительно для постового и, главным образом, для великопостного богослужения. В частности, по уставу, великой к-польской церкви, тритекти совершалось в среду и пяток сырной седмицы, в течение всего великого поста ежедневно, кроме суббот и воскресений, и на страстной седмице, до великой пятницы включительно 136 . Служба, по уставу, должна была начинаться после утрени или первого часа 137 ; но в виду предварявших ее огласительных чтений, начало ее обычно отодвигалось до 5–6-го часа, т. е. до полудня 138 . Славянские рукописи о времени совершения тритекти обычно выражаются так: «на заутрени пение в тритекти» 139 , – как будто тритекти соединялось с утреней: или же: «чес ã пение в тритекти» 140 , как будто первый час и тритекти совершались вместе. Встречается еще и такое выражение: «на заут(рени) на литургии в среду сропустьную пение в тритекти глас Г » 141 . Подобное выражение может означать как то, что тритекти совершалось утром, пред литургией, так и то, что положенное на тритекти «пение» (тропарь пророчества) с прокимнами и пророчеством одинаково исполнялось и на утрене, и пред литургией на 6-м часе. Напр., тропарь «Кресту Твоему» в крестопоклонную среду полагалось петь и на тритекти, и на утренней службе 50-го псалма 142 ; а теперь он поется на 6-м часе пред литургией. Тропари на тритекти каждый раз меняются. Чтения тоже бывают разные; так, в среду сырную читается пророчество Иоиля, в пятницу – Захарии, в течение всего поста – Исаии, в понедельник, вторник и среду страстной седмицы – Иезекииля, в великий четверг – Иеремии, наконец, в в. пятницу – Захарии. Чтения предваряются и заключаются особыми прокимнами 143 . Все эти тропари, прокимны и чтения положены теперь на 6-м часе, а в великий четверг и пятницу – на 1-м. В страстную седмицу на тритекти полагалось иногда и чтение Евангелия. По крайней мере такое чтение положено по чину, открытому проф. А. А. Дмитриевским в одном Евангелии X в. и представляющему собою не что иное, как сокращенный чин тритекти. – Чин этот излагается так.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Если великий князь говорит правду, то эту необыкновенную и торжественнейшую всеобщность избрания Ионы нужно будет понимать двояко – или так, что в Москве опасались отказа со стороны патриарха поставить в митрополиты природного Русского и торжественной всеобщностью приговора хотели на него подействовать; или так, что приняли намерение избирать на будущее время митрополитов непременно из природных Русских (только с поставлением их от патриарха) и что поэтому хотели сделать из нашего избрания как бы эпоху в этом отношении 826 . Так или иначе, но епископу Ионе, избранному в митрополиты спустя непродолжительное время после смерти Фотия, удалось занять кафедру митрополии весьма не скоро и только после того, как её занимали другие. В том же 1432 году, как на Москве избран был Иона, великий князь литовский Свидригайло, преемник Витовтов (брат Ягайлы), послал в Константинополь ставиться в митрополиты епископа смоленского Герасима, который и был поставлен патриархом 827 . В какие митрополиты был поставлен Герасим – всея ли России или только литовские, остаётся достоверно неизвестным. Само по себе представлялось бы вероятнейшим последнее; но есть свидетельства, которые выдают его за митрополита всея России, и знаем его дела, которых он не вправе был совершать, будучи митрополитом литовским. 2 Псковская летопись, которая говорит о путешествии Герасима в Константинополь для поставления в митрополиты, утверждает, что он возвратился от патриарха, будучи поставлен «митрополитом на русскую землю», и что если он не поехал в Москву, а остановился в своём Смоленске, то потому только, что в Москве происходили тогда замешательства в князьях 828 ; 3 Новгородская летопись, говоря о посвящении Герасимом новгородского архиепископа Евфимия, называет его два раза митрополитом московским и один раз митрополитом всея России 829 ; житие Евфимия, посвящённого Герасимом, говорит, что он – Евфимий «отходит (для посвящения) в град Смоленск, митрополиту тамо тогда сущу, и тамо съвершенный сан архиепископства приемлет рукой преосвященного Герасима, митрополита киевского и всея Росии» 830 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Упрочение (пусть временное) республиканского строя в Новгороде было в условиях надвигавшегося на Русь единодержавия анахронизмом, результатом своекорыстной политической линии, настойчиво проводившейся Евфимисм и новгородским боярством. И все же годы, когда архиепископский престол занимал Евфимий, для Новгорода были отмечены подъемом во всех областях его жизни. Об этом говорит уже «Евфимьевское возрождение», давшее шедевры архитектуры и живописи, овеянные тоской по ушедшему в далекое прошлое величию Новгорода, успешно противостоявшего в XII в. натиску великих князей Северо-Восточной Руси. Пусть в этом было что-то от «пира во время чумы», но плоды, взращенные Евфимием, позднее войдут в сокровищницу общерусской культуры. И кто знает, не навеяно ли было обращение к древнерусской традиции в Москве конца XV в. в какой-то мере опытом Новгорода середины того же столетия? Мертвые уходят в вечность, но живые остаются. Уже через девять дней после смерти Евфимия новгородцы 19 марта 1458 г. избирают его преемника — Иону. В том же году они совершают опрометчивый шаг, посылая посадника Ивана Лукинича к Казимиру IV с просьбой дать им князя-служебника на новгородские пригороды. Великий князь литовский охотно откликнулся на это приглашение, и в ноябре 1458 г. в Новгород прибыл «королевич» с его послом полоцким наместником Андреем Саковичем. Прибывшему князю Юрию Семеновичу даны были новгородские пригороды (Руса, Ладога, Орешек, Ям и половина Копорья) в кормление. Это в Москве, конечно, должно было восприниматься если не как нарушение буквы Яжелбицкого договора, то во всяком случае как шаг, противоречащий его духу. Новгородцы считали докончание 1456 г. подтверждением их «старины» (в частности, и права приглашать князей-служебников). Великий князь рассматривал его как свидетельство наступления новой эры, знаменующейся подчинением Новгорода великокняжеской воле. Повод для разъяснения своей позиции у Новгорода нашелся. В Москву отправился на поставление в архиепископы Иона. С Ионой в столице побывало представительное новгородское посольство во главе с посадником Федором Яковлевичем и тысяцким Василием Казимиром.

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

Пс.33:22 .  Смерть грешников люта Смерть грешников, говорит, люта, то есть, болезненна; ибо достигнув конца, при смерти грешники скорбят чрезмерно, чувствуя, какое постигнет их наказание за сделанные ими грехи. А смерть праведных легка и радостна, потому что они чувствуют радость, ожидающую их на небесах (1). (1) Великий Василий: Смерть грешников люта. Ибо их постигает наказание, как оного богача, одевавшегося в порфиру и виссон и веселившегося каждый день блистательно. И Феодорит: Живущие во зле получат кончину свойственную жизни: худой жизни худой будет и конец. Также Великий Афанасий сказал: Говорит о душевной смерти, за которою последует вечный огонь, отдельнейший мрак, неумирающий червь, плач и скрежет зубов; к чему присовокупляет Божеств. Василий: Смерть праведных не зла по природе, но добра; ибо умершие для греха, умирают благою и спасительною смертью. И ненавидящие праведнаго прегрешат Праведного человека не видят те, которые находятся во грехах; потому что, если каждый любит подобного себе, как сказал Сирах: «всякое животное любит подобное себе» ( Сир. 13:19 ); то явно, что и все неподобное ненавидит то, что не имеет сходства с ним: а у тех людей, которых жизнь не имеет сходства, и мысли несходны и противоположны (1). Грешники грешат, потому что ненавидят праведного человека; ибо к прочим грехам сии несчастные прибавляют еще грех ненависти, не только не подражая добродетели праведника, но еще и ненавидя оную. Итак, под словом – согрешать, должно или с Божественным Кириллом разуметь грех, или что они подвергнутся бедствию; так как ненавидящим праведника попускается от Бога подвергаться смертоносным бедствиям. (1) Тот же Бож. Василий: Живущие во грехах ненавидят праведника, потому что правом праведника как мерою прямоты, они изобличаются чрез сравнение с лучшим. И Божественный Кирилл говорит: Итак, ненависть их к праведнику есть доказательство того, что они имеют грехолюбивый разум. Пс.33:23 .  Избавит Господь души раб своих Бог, говорит, избавит души рабов своих от злоумышлений людей и демонов, которые будут побеждены терпением их.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Напившись ее, Савва пришел в себя, и с сего времени получил божественную силу к перенесению трудностей пустынной жизни. Спустя несколько времени, в пятнадцатый год патриаршества Анастасиева в Иерусалиме, великий отец наш Евфимий в мире уснул и почил, яко Господь на уповании вселил его ( Пс.4:9 ). Тогда великий Савва, будучи 35 лет от роду, увидел, что в киновии образ жизни переменился, когда отцы обители скончались; поэтому он удалился в ту восточную Иорданскую пустыню, в которой тогда сиял святой Герасим на подобие светила и сеял семена благочестия. Пребывая в пустыне, Савва самой жизнью своей пел сие Давидово изречение: се удалихся бегая и водворихся в пустыни ( Пс.54:8 ). Там он проводил время в тишине, посте и непрестанных молитвах и, соответственно словам писания упраздните и разумейте, яко аз есмь Бог ( Пс.45:11 ), соделывал ум свой чистым зеркалом Бога и божественных предметов. Диавол, желая отвлечь его от такой жизни, по зависти своей вымышлял для него многие искушения. Так, однажды в полночь Савва лежал на песке, и диавол, преобразившись в змей и скорпионов, старался устрашить его. Хотя Савва сначала сильно устрашился, но скоро понял, что это хитрость диавола. Посему он, оградившись крестным знамением и отогнавши страх, смело встал и сказал: «хотя ты и стараешься устрашить меня, но сам остаешься побежденным, потому что со мною Господь Бог. Он дал нам власть над тобою сими словами: се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию» ( Лк.10:19 ). Как скоро он произнес это, то исчезли эти ядовитые животные. Также однажды явился ему сатана в виде самого страшного льва, который шел против него и свирепым своим видом угрожал ему. Савва, увидавши страшное приближение к нему зверя, сказал: «если ты получил надо мною власть, то что медлишь? если же не получил, то для чего напрасно трудишься? Ты не можешь отвлечь меня от Бога; ибо он Сам научил меня мужеству сими словами: на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия» ( Пс.90:13 ). Как скоро Савва произнес эти слова, то зверь стал невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Видел он также и место дивной красоты, в котором полное славы множество прекраснейших людей радовались дивной радостью, и они приглашали его (если бы это ему было позволено) прийти радоваться вместе с ними. Оттуда доносилось благоухание дивной сладости, ибо это было дыхание блаженных духов, совместно радующихся там. И святые ангелы утверждали, что это и есть прославленный Божий рай. Еще видел он реку из огня и смолы, кипящую и горящую, несказанно страшную и мрачную на вид. Над ней было положено дерево наподобие моста. К нему спешили святые и полные славы души, идущие от того собрания и желающие перейти на другой берег. И некоторые переходили твердо и неколебимо, но некоторые соскальзывали и падали с дерева в Тартарову реку. При этом одни погружались почти всем телом, другие только частью, некоторые по колена, некоторые по пояс, а некоторые по плечи. Однако каждая из упавших выходила из реки на другой берег много светлее и краше, чем была прежде падения в смоляную реку. И один из блаженных ангелов сказал об этих падающих душах: «Это души, которые по исходе из смертной жизни – так как некоторые их легкие прегрешения не были очищены вполне – нуждались в мягком исправлении и очищении от милосердного Бога, чтобы достойно предстать перед Ним». И по другую сторону той реки видел он ясным сиянием блистающие стены удивительной длины и высоты безмерной. И святые ангелы сказали: «Это святой и прославленный град Небесный Иерусалим, в котором будут непрестанно радоваться эти святые души». И он сказал, что сами те души и стены славного града, к которым они спешили после переправы через реку, сияли столь великой и ясной светлостью и сверканием, что зеницы очей его были поражены чрезвычайным сиянием и он никак не мог на них смотреть. Он рассказал еще, что в судное собрание среди прочих пришла душа некоего человека, который преставился в сане аббата, и она была прекрасна и весьма хороша на вид. Злые духи схватили ее и стали притязать на то, что она находится в их власти и ведении. Тогда один из лика ангелов ответил: «Скоро я покажу вам, окаяннейшие духи, что эта душа подлинно не может быть вашей». При этих словах вступил великий сонм убеленных душ, которые говорили: «Он был наш наставник и учитель и своим учением приобрел нас всех Богу, и этой ценой он искуплен и не может принадлежать вам». И они словно бы вступили в борьбу против демонов и, вырвав с помощью ангелов эту душу из власти злых духов, освободили ее. И тогда ангел грозно сказал демонам: «Знайте теперь и разумейте, что эту душу вы захватили беззаконно, и уйдите, окаяннейшие духи, в вечный огонь». Когда же ангел сказал это, окаянные духи тотчас подняли плач и великий вопль; в одно мгновение они стремительным лётом бросились в упомянутые колодцы с горящим огнем и, показавшись оттуда спустя некоторое время, снова принялись на том собрании спорить о заслугах душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пригласил святой Давид кротких к сорадованию и совокупному возвеличению Господа, — и пригласил не ради одного того, что он сам сподобился великой милости — спасения жизни, бывшей в такой крайней опасности; но ради того, что и им всегда готова всякая потребная милость и помощь, если приступят к Богу должным образом. Почему, вслед за означенным приглашением, спешит воодушевить их к тому, чтоб, все минуя, они искали спасения себе в едином Боге, удостоверяя, что не тщетно будет такое искание, во–первых, примером своим, во–вторых, указанием закона милостей Божиих. Он как бы так говорит им: вот я взыскал Бога и получил милость; получите и вы, если приступите к Нему, стихи 5—7; ибо таков закон у Бога всеблагого, что Он всегда спасает приступающих к Нему богобоязненников, стих 8, — коль скоро они приступают с должными расположениями, стихи 9—11. а) Святой Давид воодушевляет кротких к благонадежию примером собственного спасения (стихи 5—7) Стих 5. «Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя». Святой Давид как бы так говорит: находился я в самых тесных обстоятельствах; но прибег к Богу с крепким упованием, и Он избавил меня от беды. Прибегайте и вы к Богу: и вам будет даровано то же, что и мне. «Вот что (Василий Великий), говорит, услышьте, кроткие, — что я взыскал Господа и был услышан. В это тяжелое время, когда на меня подвигся весь гнев памятозлобных и руки всех на меня вооружились, а я, ничем не защищенный, готов был принять на себя все удары врагов, и в это время не смутился я помыслами от страха, не оставил мысли о Боге, не отчаялся в своем спасении, но взыскал Господа — и, потому что взыскал, избавлен был от беды. Научитесь из сего, где безопасное в бедах прибежище, и возблагодушествуйте ». Отчего иные ищут Господа и не находят помощи у Него? Оттого, что не от всей души взыскивают, взывают как бы только концом языка. Пророк же говорит о себе, что он не просто только искал, но «взысках». «Речение: «взысках» — выражает более, нежели искал, подобно как испытание — более, нежели пытание» (Василий Великий). Как дитя, почувствовав беду, с плачем и воплем ищет отца или мать, минуя все другие лица: так я, говорит, в крайности, минуя все человеческие средства спасения, взыскал единого Господа, взыскал из глубины души, с болезненным сердцем (см.: Евфимий Зигабен), ничем не развлекаясь, а единого Господа имея в мысли. Почему — «и услыша мя». Ибо Бог есть Бог сердца, или сущий близ всякого сердца и уразумевающий все помышления его и устремления. Взыскание сердечное, без всякого посредства и промежутка, прямо приемлется Господом и привлекает милость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Войдя в церковное употребление как составная часть повечерия, чин 12-ти псалмов приобретает затем самостоятельное значение в ряду церковных служб и является как бы заместителем повечерия, при чем усвояет себе иногда и его название. В таком виде чин 12-ти псалмов представляется в древнеславянских Часословах, которые вместе с тем наиболее наглядно раскрывают и его подлинную природу. Древнеславянские Часословы – Синайский 12 в.) и Спб. Публичной б-ки 57 (XII–XIII в.) в ряду суточных служб помещают два повечерия – «чин малого мефимонца» (Син. 12) и «чин великого мефимона». Взятые вместе оба эти чина соответствуют последованию, изложенному выше по Ватик. 1877; «малый мефимонец» заключает в себе первую часть обычного повечерия с небольшим прибавлением, состоящим из псалма 6-го, Трисвятого – Отче наш, Господи помилуй 12 и двух молитв, и «великий мефимон» содержит 12-типсалмие с последующими молитвословиями. Последование великого мефимона начинается, как и все вообще последования рассматриваемых Часословов, возгласом «Господи И. Христе Боже наш, помилуй нас» и молитвой («Боже святый»); затем произносится Приидите поклонимся 3, и исполняются 12 псалмов. Это 12-типсалмие делится на четыре трипсалмных антифона. После каждых трех псалмов положено Слава и ныне, Аллилуиа 3, Трисвятое и – по Отче наш – три тропаря; «таж Господи помилуй 30, – а в великий пост 50, а в Филипов и Петров 40», – и молитва. Далее снова – Приидите поклонимся 3, – и начинается следующий антифон. На 4-м антифоне [после молитвы, следует «Слава в вышних Богу» и] 283 пятъ тропарей «наставшего гласа»: три «покаянных», со стихами «Призри на мя и помилуй мя» ( Пс. 118:132 ) и «Стопы моя направи» ( Пс. 118:133 ), один «за упокой», со стихами (поочередно) «Покой, Господи, души» и «Души их во благих» ( Пс. 24:13 ), и богородичен со «Слава и ныне». После этих тропарей – молитва св. Евстратия «Величая величаю Тя» (ныне на субботней полунощнице), троекратный молитвенный «стих»: «Господи, помилуй оскверншуюся страстьми жития сего душу мою»; затем – Слава и ныне, Трисвятое, и по Отче наш – 20 отпустительных тропарей (Кресту, Преображению и 16 друг., Слава – заупокойный, И ныне – богородичен). Далее – молитва «о умилении души» (Душе моя, почто жалуеши на Господа) и отпуст. В заключение приводится еще молитва «спати хотяще»: «Дажь нам, Владыко» (ныне на повечерии), молитва ангелу-хранителю и особое запрещение диаволу 284 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010