Прот. Михаил Хелашвили, побывавший в Н. в 80-х гг. XIX в., составил небольшое описание Н. и особое внимание уделил церковной утвари, древним иконам и рукописям обители. Главным храмовым образом была икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи», украшенная золотом и камнями (18 яхонтов и 21 камень бирюзы). В надписи на иконе указано, что ее пожертвовали в мон-рь царь Кахети Александр II и царица Тинатин. В какой-то момент икона была утрачена и затем найдена 2 пастухами и возвращена в мон-рь. Среди проч. святынь Н. прот. Михаил упоминал следующие иконы: другую икону «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи», также пожертвованную царем Александром; икону Божией Матери, «сравнительно меньших размеров», которую украсил и пожертвовал мон-рю Ростом Каитмазашвили. Также он описал манускрипт, созданный «на 2 пергаментах на 41 бумажном листе». В 1889 г. нек-рые святыни (иконы, рукописи, архиерейские облачения, вышитые золотом и разноцветными шелковыми нитками) были доставлены в Тифлис в Церковный музей. Перевозкой рукописей занимались председатель Совета Церковного музея историк Д. З. Бакрадзе и секретарь прот. Каллистрат Цинцадзе (впосл. католикос-патриарх Грузии Калистрат (Цинцадзе) (Иверия. 1889. 68. С. 1). В 1906 г. по постановлению Церковного комитета прот. исп. Полиевкт Карбелашвили, историки прав. Евфимий Такаишвили, М. Джанашвили , Д. Каричашвили и С. Горгадзе занимались изданием грамот (гуджаров) из коллекции Церковного музея. В целях ознакомления со святынями, хранившимися в Н. и лавре Давидгареджи, исп. Полиевкт посетил Гареджи. Он также описал икону «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи», добавив сведения о том, что образ был утерян «во время переселения» (т. е. после разгрома мон-ря войском шаха Аббаса I в нач. XVII в.) и найден в Гомбори в XVIII в. По его сведениям, «в пустыни Натлисмцемели осталось немного из древних пожертвованных вещей. Остальные предметы были пожертвованы в XVIII в. и позднее. Много трапезных (напрестольных.- Авт.) крестов; также потиры и дискосы и другая необходимая утварь. Здесь же иконы с надписями» ( Схиртладзе. 2000. С. 4).

http://pravenc.ru/text/2564744.html

Пархальский Многоглав. XI в. (НЦРГ. А 95. Л. 110 об.) (ПМ; НЦРГ. А 95, XI в.) был переписан Гавриилом Малым (Патара) в мон-ре Пархали. Ранее датировался X в. По объему (655 л., 43,5×33,5 см) самый большой М., не издавался. Содержит 108 сочинений, среди к-рых - агиографические, гомилетические, экзегетические произведения, гомилии свт. Иоанна Златоуста, свт. Прокла, архиеп. К-польского, свт. Епифания Кипрского, свт. Мелетия I, патриарха Антиохийского, свт. Афанасия Александрийского, свт. Григория Богослова. В рукописи сохранилась единственная древняя редакция Мученичества вмц. Шушаник (без окончания), остальные версии к-рого представлены рукописями XVIII в. Также ПМ содержит переводные Мученичества вмц. Варвары, вмц. Евгении, мц. Голиндухи Персидской, мц. Христины. Шатбердский сборник (НЦРГ. S 1143, 973-976 гг.- Шатбердский сборник. Тб., 1979) был составлен мон. Иоанном-Бераи и, согласно последним исследованиям, не является М. Рукопись содержит 14 экзегетических, агиографическо-исторических, гомилетических сочинений, среди них - «О сотворении человека» свт. Григория Нисского, «О двенадцати драгоценных камнях» свт. Епифания Кипрского, «Физиолог» свт. Василия Великого, неск. сочинений свт. Ипполита Римского, груз. хроника «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), Житие Иакова, еп. Нисибинского, толкование свт. Епифания на Псалтирь. Сборник изучали Марр (1888), прав. Евфимий Такаишвили, Ф. Д. Жордания ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 1). Изд.: Le Synaxaire géorgien: Rédaction ancienne de l " Union arméno-géorgienne/Publ. et trad. d " apres le manuscrit de couvent Iviron du Mont Athos par N. Marr//PO. 1926. Vol. 19. Fasc. 5. P. 629-741; Шанидзе А. Ханметный Многоглав//Моамбе (Вестник)/ТГУ. Тб., 1926. Вып. 7. С. 98-159 (на груз. яз.); Сванский Многоглав/Сост.: С. Горгадзе. Тифлис, 1927 (на груз. яз.); Грузинский Ханметный Лекционарий/Фототип. изд. осуществил и симфонией снабдил А. Шанидзе. Тб., 1944 (на рус. и груз. языках); Груз. версии апокрифов об апостолах/Сост.: Ц. Курцикидзе. Тб., 1959 (на груз. яз.); Синайский Многоглав/Сост.: А. Шанидзе. Тб., 1959 (на груз. яз.); Шатбердский сборник/Сост.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тб., 1979 (на груз. яз.); Кларджетский Многоглав/Сост.: Т. Мгалоблишвили. Тб., 1991 (на груз. яз.); Многоглав пустыни/Сост.: А. Шанидзе, Л. Барамидзе и др. Тб., 1994 (на груз. яз.); Афонский Многоглав/Сост.: М. Мамулашвили и др. Тб., 1999 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2563866.html

N. Y., 2009. P. 121-132. Грузинская традиция. Изд.: Такаишвили Э. Из археол. путешествия по Мингрелии// Он же. Древняя Грузия. 1913/1914. Т. 3. С. 81 (на груз. яз.); Доборджгинидзе Н. Слова на псалмы, сокращенно избранные из толкований мн. книг. Тбилиси, 1996. Т. 1-2; 2007. Т. 3 (на груз. яз.); Кочламазашвили Э., ред. Толкования Апостола: Избр. из соч. Иоанна Златоуста и др. св. Отцов, переведенные Ефремом Мцире (Каричисдзе). Тбилиси, 2000. Т. 1; 2006. Т. 2 (на груз. яз.); он же. Толкования Посланий Павла: Избр. из соч. Иоанна Златоуста и др. св. Отцов/Пер.: Евфимий Мтацминдели; изд. Э. Кочламазашвили. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Гелатские катены на пророчество Михея. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Джугели В. Блж. Феодорит Кирский: Жизнь, деятельность, взгляды, соч. и их груз. переводы/Под. ред. Д. Меликишвили. Тбилиси, 2008. Т. 1; 2011. Т. 2 (на груз. яз.); Катены Гелатской Библии/Подгот.: Б. Гигинеишвили, Г. Тодуа; ред.: Э. Челидзе. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.). Лит.: Шанидзе М. Вступление Ефрема Мцире к толкованиям Псалтири//Тр. кафедры древнегруз. языка/ТГУ. Тбилиси, 1968. 11. С. 77-122 (на груз. яз.); Джугели В. О структуре и источниках Гелатской Библии//Журнал Гелатской академии наук. Гелати, 2002. 4. С. 26-31 (на груз. яз.); она же. Об определении источников Гелатской Библии//Логос. Тбилиси, 2004. 2. С. 370-387 (на груз. яз.); она же. Феодорит Кирский в сборниках груз. катен//Первый национальный симп. «Совр. проблемы литературоведения»: Тез. Тбилиси, 2007. С. 102-105 (на груз. яз.); Габидзашвили Е. Переводные памятники древнегруз. письменности: Библиография. Тбилиси, 2009. Т. 4: Библиология. Экзегетика. Апокрифы (на груз. яз.); [Рец. на:] Jugeli V. The Blessed Theodoret of Cyrus: The Life, Activities, Creed, Writings and their Georgian Translations. Tbilisi, 2008. Т. 1//Phasis: Greek and Roman Studies. Тбилиси, 2009. Vol. 12. P. 348-370. Коптская традиция. Изд.: Lagarde P., ed. Catenae in Evangelia aegypticae quae supersunt. Gött., 1886. Лит.: Achelis H. Hippolytstudien. Lpz., 1897. S. 163-169. (ТИ; 16/4); Bellet P. Excerpts of Titus of Bostra in the Coptic Catena on the Gospels//StPatr. B., 1957. Vol. 1. P. 10-14. (ТИ; 63); Yossef Y. N. The Coptic Catena on the Four Gospels according to Severus of Antioch. 1: The Gospel of Matthew//Bull. de la Soc. d " archéologie copte. Le Caire, 2004. Vol. 43. P. 95-120.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

К. стремился сохранить родной язык и называл его «благословенным Богом священным храмом». По его мнению, «право на жизнь и деятельность на поприще истории имеет только тот народ, который постоянно защищает свой язык, нравы и обычай» (ЦГИАГ. Ф. 1458. Д. 77. Л. 4). Во время службы в разных районах Грузии К. собрал богатый лексический материал; впосл. его использовал прав. Евфимий Такаишвили во 2-м т. сб. «Дзвели Сакартвело» (Древняя Грузия). Как исследователь церковной истории, К. особо интересовался изучением вопросов истории ГПЦ в XIX в., этому он посвятил монографию «Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата в XIX в.» (1901), к-рая не утратила своей актуальности и по сей день, поскольку остается единственной обобщающей работой этого периода. Вызывают интерес труды К. о значении ГПЦ для Православия, об истории противостояния в Грузии Православия и ислама, о роли груз. монашества в истории ГПЦ, о груз. общинах в св. местах Востока, о присоединении Грузии к России, а также об истории Тифлисской ДС, Горийского ДУ, Осетинской духовной комиссии. Актуальностью выделяются статьи К., посвященные Абхазии. Особо следует отметить сочинения К. об истории армян и об Армянской Апостольской Церкви в Грузии и России. Наиболее примечательным и известным среди трудов К. является его объемное, изданное на рус. языке соч. «Культурная роль Иверии в истории Руси» (1910), написанное в ссылке. Посредством изучения и сличения рус. и груз. источников автор пришел к заключению, что рус. летописцам были известны груз. источники. Труд имел большой резонанс: акад. А. А. Шахматов и польск. ученый проф. И. Козловский поставили в РАН вопрос о необходимости изучить и исследовать груз. источники и взгляды К. Интересен также труд, посвященный жизни отцов Киево-Печерской лавры (не изд.), в котором К. сравнивал Киево-Печерский патерик с аналогичным произведением, созданным в стенах мон-ря Шиомгвиме (ЦГИАГ. Ф. 1458. Д. 17. Л. 9). Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОКОНСКАЯ ИКОНА [груз. ], историческая святыня Грузинской Православной Церкви. Согласно груз. историческим источникам, в 1030 г. визант. имп. Роман III Аргир (1028-1034) выдал замуж за груз. царя Баграта IV свою племянницу Елену, в приданое которой дал святыни - гвоздь Креста Христова и О. и. ( Георгий Кедрин. 1963. С. 55; Вахушти Багратиони. 1973. С. 144). О. и. заняла важное место в жизни груз. царей: они приносили перед иконой клятвы и обеты, поручались ею в грамотах (кровопролития, купли-продажи, жалованных и т. д.) (документы XVII-XVIII вв.: НЦРГ. Hd 5303, 5305, 5306, 6107, Sd 546; Алимбарашвили. 2012. С. 135-136). Поскольку ни в одном из исторических источников нет сведений относительно изображения на иконе, ученые по-разному идентифицировали ее. Триптих с композицией Деисус (слоновая кость, X-XI вв.) до 1924 г. хранился в Оконской церкви во Фронском ущелье, затем перенесен в Гос. музей г. Цхинвали. В 1992 г. образ был украден, вывезен за границу. В 2001-2004 гг. находился в Женеве, в 2004 г. правительство Грузии приобрело его на аукционе Christie " s, в наст. время хранится в ГМИГ ( Хускивадзе. 2004. С. 47). Оконское Распятие (чеканка, XIV в.; включены частицы мощей и гвоздь Креста Христова; украшено драгоценными камнями). В 1724 г. Распятие было вывезено царем Картли Вахтангом VI в Россию, в кон. XIX в. потомок царя графиня Толстая передала Распятие своей родственнице, игумении мцхетского монастыря Самтавро Нине. После ее смерти Распятие было передано груз. историко-этнографическому об-ву. В 1921 г. ученый прав. Евфимий Такаишвили вместе с др. груз. ценностями вывез его в Париж, в 1945 г. Распятие было возвращено и помещено в ГМИГ. Деисус (чеканка, 2-я пол. XVI в.), вклад в Оконскую церковь сына царя Имерети Баграта III Константина († 1587), ныне хранится в ГМИГ. Создан под влиянием триптиха из слоновой кости ( Месхи. 2015. С. 37). Деисус (живопись, XVI-XVII вв.), из Оконской церкви г. Гори, ныне в Историко-этнографическом музее г. Гори. Икона Божией Матери (живопись, XIX в.; хранилась в Спасо-Преображенском соборе г. Лысково Нижегородской епархии, ныне утрачена) ( Алимбарашвили. 2012. С. 29).

http://pravenc.ru/text/2578253.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @1481@ Подпись к иллюстрации: Прав. Евфимий Такаишвили Размер файла: 18.91 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 16.01.2008 07:21:25 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/1481.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @19648@ Подпись к иллюстрации: Прав. Евфимий (Такаишвили) Тбилисский с Хахульской иконой Божией Матери. (Грузинская икона) Размер файла: 191.85 Кб Кто разместил: Илич Нина Дата размещения 03.01.2021 17:48:18 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/19648.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖУАНШЕР груз. историк XI в., автор соч. «Жизнь Вахтанга Горгасали», включенного в сб. груз. летописей Картлис Цховреба . Произведение охватывает период груз. истории от правления св. царя Вахтанга Горгасали до царствования Арчила (сына Степаноза) включительно (V-VIII вв.). Язык сочинения позволяет установить, что Д. владел персид., сир. и, возможно, греч. языками. См. также в ст. Картлис Цховреба . Ист.: Джуаншер. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. Т. 1. С. 139-244. Лит.: Богверадзе А. А. Первая летопись «Картлис Цховреба» и ее автор//Груз. историография. Тбилиси, 1968. Т. 1 (на груз. яз.); Джавахишвили И. А. Древнегруз. историческая лит-ра//Собр. соч. Тбилиси, 1977. Т. 8 (на груз. яз.). Р. Метревели Рубрики: Ключевые слова: ДЖАВАХИШВИЛИ [Джавахов] Иван Александрович (1876 - 1940), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/text/171871.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии зарубежных археологов БЕЛЛ Гертруда Маргарет Лоудиан (1868-1926), англ. ориенталист, путешественница, историк архитектуры и археолог БЕНЦИНГЕР Иммануил (1865-1935), нем. протестант. теолог, один из основателей археологии библейской в Германии ВЕЙЛЬ Раймон (1874 - 1950), франц. археолог-египтолог, соучредитель Французского египтологического об-ва ВО Ролан де (1903 - 1971), католич. историк, археолог, один из выдающихся исследователей древностей Св. Земли ДЕВЕР Уильям Джордж (род. 1933), один из ведущих амер. специалистов в области археологии библейской, сиро-палестинской археологии, истории Др. Израиля ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) КЕКЕЛИДЗЕ Корнелий Самсонович (1879-1962), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог КЕМПИНСКИЙ Аарон (1939-1994), израильский археолог, один из ведущих специалистов в области библейской археологии и археологии Ближ. Востока КЛЕРМОН-ГАННО Шарль Симон (1846-1923), франц. археолог, ориенталист, специалист по древней палестинской эпиграфике, дипломат МИЛЛЕ [Мийе] Габриэль (1867-1953), франц. археолог, историк, византинист, исследователь христ. иконографии и архитектуры, эпиграфист НЕЦЕР Эхуд (1934-2010), израильский археолог и архитектор, ведущий специалист по археологии иродианского периода и рим. архитектурному наследию ОЛБРАЙТ Уильям Фоксуэлл (1891 - 1971), амер. востоковед, эпиграфист, филолог, один из основоположников археологии библейской и археологического направления географии библейской

http://pravenc.ru/rubrics/133621.html

Эквтиме Такаишвили В 2018 году вышел фильм «Эквтиме – человек Божий», который снимался два года и посвящен жизни и подвигу святого Эквтиме Такаишвили. В главной роли – Резо Чхиквишвили. Первые кадры показывают гурийскую деревню Лихаури – родовое имение дворян Такаишвили. Вся деревня с факелами ищет маленького Эквтиме. Ребенок бесследно пропал. Затем бабушка зовет одного из мужчин: – Смотри, Нино дышит. Все присутствующие подходят к покойнице, покрытой саваном, – он ритмично еле заметно поднимается и опускается. Отодвигают саван и видят мирно спящего мальчика, обнявшего умершую мать. Таковы первые впечатления маленького Эквтиме о детстве. Он рано осиротел, и его воспитывала бабушка. Детство мальчика было омрачено травмой: в трехлетнем возрасте он упал с дерева, сломал ногу и навсегда остался хромым. Начало жизни мальчика было типичным для дворянина того времени. После кутаисской гимназии и Петербургского университета Эквтиме вернулся в Грузию и стал преподавать латынь, греческий и естественные науки в тифлисской гимназии. Всё свое свободное время он посвящал поездкам по Грузии и собиранию древних рукописей по монастырям. Понимал, как это важно – сохранить для будущих поколений историю, не искаженную политикой. Хромота и неизменная спутница-палка не мешали ему постоянно путешествовать и выезжать в бывшие грузинские земли, которые давно стали турецкими. Он собирал все, что имело историческую ценность, и тратил на это свои деньги. 1893 год. Сагурамо. В имении Ильи Чавчавадзе уже известный историк и археолог Эквтиме Такаишвили знакомится с дочерью тифлисского адвоката Ниной Полторацкой и влюбляется в нее с первого взгляда. В 1894 году на развалинах крепости Гонио Эквтиме делает Нине предложение и получает согласие. С Ниной ему повезло. Она никогда не устраивала сцен, если муж возвращался домой пешком, отдав за редкую рукопись карету или лошадей. И всё это – лишь бы собрать по крупицам великое прошлое, не дать уплыть в руки зарубежных частных коллекционеров. В 1907 году Эквтиме основал Историческое и Этнографическое общества. Его наградили золотой медалью Петербургской академии наук.

http://pravoslavie.ru/136715.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010