Этот принцип отсутствует у архидиак. Павла Алеппского, поэтому его список может отражать реальное место моквели в церковной иерархии княжества Одиши. Моквские архиереи принимали деятельное участие в культурной и церковно-политической жизни Грузии. Архиеп. Филипп (Чхетидзе) (XV-XVI вв.) упомянут в приписках к Моквскому Четвероевангелию (Л. 161; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 174; Такаишвили. 1914. Т. 2. С. 108; Описание груз. рукописей. 1958. Т. 2. С. 315). В 1-й пол. XVI в. представители рода Чхетидзе занимали высшие церковные должности в Зап. Грузии, они были Абхазскими католикосами, Кутаисскими митрополитами. Возможно, архиеп. Филипп и есть тот неизвестный моквели, к-рый в 40-х гг. XVI в. вместе с католикосами Мцхетским и Абхазским и др. архиереями Зап. Грузии принимал участие в Церковном Соборе против «изгнания жен, убийства людей и скрытой работорговли». Подпись архиепископа моквели стоит между подписями митрополитов Бедийского и Драндского (Право католикосов//ПГП. 1963. Т. 1 С. 393-397; Вахушти Багратиони. 1973. С. 824). Архиеп. Моквский Евфимий (Сакварелидзе) (1560-1578) был заказчиком т. н. Мартвильского метафраса (НЦРГ. Q 39. Л. 488 об.), в рукописи которого его имя упоминается 11 раз. Будучи в сане Абхазского католикоса-патриарха Евфимий I (1578-1616) преподнес в дар Моквской Божией Матери (т. е. мон-рю Мокви) икону и выносной крест ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 435-436; Такаишвили. 1914. Т. 2. С. 84, 198-199, 233-234; Описание груз. рукописей. 1957. Т. 1. С. 52). В 1615 г. в Мегрелию прибыл французский иезуит-миссионер Луи Гранже. Его встречал епископ, к-рого Гранже называет то Mochavario, то Mauri. Имя Mochavario, этого епископа, славившегося своим умом и влиянием, одни исследователи (М. Тамарашвили) интерпретируют как имя Макарий, другие (В. Бабэ) - как географическое название Мухури. Поскольку Мухурской епархии не существовало, Mochavario можно реконструировать как Мокви или Моквели. Неясно также, был ли этот епископ племянником католикоса (Бабэ) или католич.

http://pravenc.ru/text/2564016.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Грузинской Православной Церкви ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ЕВАГРИЙ МГВИМЕЛИ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв.- в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр.) - см. Евагрий Шиомгвимский ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/122334_2.html

Апостолы. Фрагмент росписи апсиды ц. Мацхвариши. XII в. Апостолы. Фрагмент росписи апсиды ц. Мацхвариши. XII в. Роспись стен основного пространства включает 3 регистра. В верхней части расположены композиции вертикального построения, в нижнем регистре - ориентированные горизонтально, что подчеркнуто обрамлением сцен, к-рое касается нимбов святых. Такое решение вносит ощущение разнообразия и динамичности, что отличает его от симметричной структуры настенной живописи предшествующего периода. В 2 верхних регистрах (своды) помещены композиции «Преображение Господне» (вся высота сев. склона свода), «Сретение Господне» (напротив), «Благовещение Пресв. Богородицы», «Воскрешение Лазаря» (сев. отрезок свода), «Рождество Христово», ниже «Крещение Господне» и «Распятие Господне». В люнете зап. стены - «Вознесение Господне» и «Вход Господень во Иерусалим» (нижний фриз, по обе стороны окна). В нижнем регистре, занимающем стены, изображены святые и ктиторы. На зап. стене находятся изображенные в виде всадников вмч. Георгий, пронзающий копьем Диоклетиана, и вмч. Феодор, пронзающий дракона. Между ними - святой в позе моления. На юж. стене также в виде всадника изображен вмч. Димитрий Солунский, конь к-рого попирает одетого в царские одеяния человека. Регистры отделены друг от друга красными полосами, однако нимбы нек-рых фигур в ряде случаев соприкасаются с ними, а порой пересекают элементы выше находящихся композиций, что позволяет стереть грань между сценами и воспринимать живопись зап. стены как единое динамичное целое ( Вирсаладзе. 2007. С. 176). Коронование царя Димитрия I. Роспись ц. Мацхвариши. XII в. Коронование царя Димитрия I. Роспись ц. Мацхвариши. XII в. Зап. участок сев. стены отведен под групповой портрет ктиторов. В зап. нише сев. стены помещено уникальное изображение венчания на царство Димитрия I, не имеющее аналогов в груз. живописи. Прав. Евфимий Такаишвили описал фреску и зафиксировал не сохранившиеся ныне надписи ( Такаишвили. 1937. С. 350). В центре композиции находится монументальная фигура царя Димитрия I (с нимбом) в позе моления перед благословляющим Христом в правом верхнем углу.

http://pravenc.ru/text/2562732.html

Тао), «явился к нему зоравар (военачальник, доместик.- Авт.) Востока Григорий, сын Бакуриана, владетель Олтиси, Карну-Калаки (груз. название Эрзурума.- Авт.) и Кари... Передал он [Григорий] царю город-крепость Кари и прилегающую к нему землю» (цит. по: Жизнь царя царей Давида//Картлис Цховреба. 2008. С. 181; То же//КЦ. 1955. Т. 1. С. 318). Взятие Кари датируется 1074 г. Здесь был расквартирован груз. гарнизон, состоявший из шавшетских азнауров (дворян). К этому времени относится несохранившаяся 2-строчная строительная надпись, исполненная асомтаврули и вырезанная на одной из башен цитадели города: «† Господи, восславь, по милости Георгия, царя апхазов; построил я, Иване, эту башню». В 1881 г. надпись списал груз. историк Д. Бакрадзе , к-рый датировал ее X-XI вв.; он считал, что надпись свидетельствует о существовании в Кари церкви, кафедры кариели (Карийского архиерея). Воспользовавшись данными Бакрадзе (к нач. XX в. эта часть крепости была разобрана, надпись утрачена), текст надписи в составе других документов издал груз. историк прав. Евфимий Такаишвили ( Такаишвили. 1909. С. XI); затем, частично восстановленную,- В. Силогава ( Силогава. 2001. С. 26-27, 48). Очевидно, с появлением груз. гарнизона в Кари возникла и груз. церковь. Однако мн. историки сомневаются в существовании К. е. в данный период. Груз. присутствие в Кари продолжалось недолго: ок. 1080 г. город был взят сельджуками, впосл. здесь был Карсский эмират. Отдельный эмират возник и в Кечроре (гавар бывш. Карсского царства, груз. Гагчевани). Груз. царь Димитрий I ( Дамиан-Димитрий ) в 1154 г. захватил Кари и разбил войско эрзрумского эмира, но позже уступил город мусульманам. Карсский эмират оказался под властью эрзурумских салтукидов, позднее - хлатских шах-арменов. На рубеже XII и XIII вв. груз. войска, отвоевав у сельджуков юж. области Тао, заняли провинции Вананд и Кечрор и взяли Карс (цит. по: Летопись времен Лаша Георгия//Картлис Цховреба. 2008. С. 215; То же//КЦ. 1955. Т. 1. С. 368). Осада цитадели города продолжалась неск.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

1855, 1667 г. (?); 40×15 см), вышитый золотыми ниттями, с изображениями Христа Еммануила в центре и архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила по углам, с греческими (сверху и справа от изображения Христа) и грузинскими (снизу и слева) надписями; воздух (Кут. 1856, 1667 г. (?); 41×42 см) с вышитыми золотыми нитками фигурами Христа Еммануила (в центре) и символами евангелистов (по углам), с грузинской и греческой надписями. По мнению Бочоридзе, воздухи Кут. 1857, 1855 и 1856 были созданы одним мастером и являются образцами местного искусства. В музее также хранятся происходившие из Н. 3 покрова с изображением свт. Николая (Кут. 1858, 1859 и 1860), 3 воздуха сравнительно раннего периода, 4 антиминса 1822 г. (3 из них повреждены). А. Кутателадзе и прав. Евфимий Такаишвили упоминают вязанный гарусными нитками покров с большой иконы свт. Николая, преподнесенный монастырю кнг. Марией Эристави (урожденная Цулукидзе) в 1845 г. Среди происходивших из Н. предметов облачения можно назвать митру, украшенную камнями и серебряными иконками (утрачена); пояс, вышитый золотыми нитками (Кут. 1854, поврежден); пару поручей, вышитых серебряными и золотыми нитками (Кут. 1862); палицу (Кут. 1861, сильно повреждена). Рукописи и книги Во время 1-й экспедиции прав. Евфимия Такаишвили в Рачу (1919) он обнаружил рукописные книги Н., сваленные в беспорядке, многие были повреждены. Самой древней из найденных им рукописей оказался агиографическо-гомилетический сборник (XI в.; 175 л.; 22×14 см) в кожаном переплете на деревянной основе, содержавший Житие свт. Николая (Л. 1-79 об.), Похвалу свт. Николаю прп. Андрея Критского (Л. 79 об.- 122) и Житие прп. Марии Египетской (Л. 122 об.- 175). Текст основной части (Л. 1-154 об.) был выполнен письмом нусхури на пергамене; др. часть (Л. 155-175) написана на синей бумаге. Заказчиком рукописи являлся эристав эриставов Иоване Дадиани (Л. 1, 122), крупный сановник и приближенный царя Грузии Баграта IV; рукопись была поновлена еп. Никорцминдским Сильвестром ( Кутателадзе.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

В зап. части храма заметен контраст среднего и боковых пространств, здесь нет хоров и, возможно, нартекса. Юж. церковь представляла собой единое помещение; на востоке завершалась апсидой. Сев. церковь делилась на 3 части: небольшая комната с апсидой с востока и дверью, ведущей в центральную апсиду, прямоугольная комната посередине и связанное с ней квадратное помещение в сев.-зап. углу здания. Средняя церковь сильно вытянута в длину, как в памятниках переходного периода (напр., церковь мон-ря Недзви , воздвигнутая учениками прп. Григория Хандзтийского в IX в.); стены зала разделены 3 парами сильно выступающих двухступенчатых пилястр с перекинутыми на них пристенными арками, имеющих параллели в архитектуре VIII-IX и X вв. (Цвимоети, Эредви). Вост. окна храма окружены глубокими поверхностями, такой декор засвидетельствован в церкви Лыхны и в связанных с ней памятниках. Киачский храм был облицован туфом ширими ( Рчеулишвили. 1988. С. 75-76). По сведениям Арканджело Ламберти, Киачи в нач. XVII в. был «первейшим» мон-рем Самегрело и некогда служил даже епархиальным центром ( Арканджело Ламберти. 1938. С. 120-121). Святыни Из Киачи происходит чеканная сребропозлащенная рипида (35×35 см, ныне в Зугдидском историко-этнографическом музее). На лицевой стороне (центральном квадрате с 4 примыкающими к нему кругами) помещено изображение апокалиптической группы: шестикрылый серафим, лев, телец, орел; сверху в боковых нимбах изображены солнце и луна (снабжены надписями). На обратной стороне рельефными буквами вычеканены имена: св. Рафаил, св. Михаил, херувим, св. Гавриил и предположительно св. Мариам. В 4 углах рипиды помещена пространная груз. надпись о пожертвовании рипиды Киачской церкви царем Георгием. Прав. Евфимий Такаишвили идентифицировал его как царя Грузии Георгия V (1318-1346) или царя Имерети Георгия I (1389-1392) ( Такаишвили. 1914. Т. 2. С. 238-240). Однако художественно-стилистический анализ позволил Г. Н. Чубинашвили датировать икону не позднее X в., а царя Георгия отождествить с абх.

http://pravenc.ru/text/2564016.html

В научной лит-ре хорошо известна т. н. Агарская икона вмч. Георгия (Кут. 1926, XI в.), которую принесли из М. в рачинское с. Агара. Икона (126,5 ´ 75,5 см) написана на дереве и покрыта позолоченным серебром, сильно повреждена. Сохранилось устное предание, которое в 1902-1903 гг. записал настоятель Челиши архим. исп. Амвросий (Хелая ; католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) со слов 80-летнего жителя с. Агара Г. Момцемлидзе. В древности икона вмч. Георгия находилась в с. Хорга в Мегрелии. Царь Баграт III подарил ее одному из представителей рода Момцемлидзе (жалованная грамота хранилась в семье потомков), мусульманину, к-рый позже крестился с именем Георгий. Он перевез икону в Рачу, сперва на гору Св. Георгия (к-рая, по легенде, была названа в честь иконы, а не в честь мон-ря). В XVII в. икона находилась уже в Агаре. В XIX в. во время засухи ее поднимали из села на гору Св. Георгия, к развалинам М., и молились о ниспослании дождя. Икону изучали Бочоридзе и прав. Евфимий Такаишвили , к-рые считали, что она связана не только с М., но и с Мегрелией, т. к. до сер. XX в. на Мариамоба в М. приезжали мегрелы ( Такаишвили. 1963. С. 43-44; Бочоридзе. 1994. С. 146; Амвросий (Хелая). 2011. С. 204-205). Сохранилась поврежденная икона вмч. Георгия (Кут. 144; приблизительно XVI-XVII вв.), деревянная, покрытая позолоченным серебром, отличается редкой иконографией. Восседающий на коне вмч. Георгий поражает змея, контуры на туловище и шее которого образуют муж. профиль (очевидно, имп. Диоклетиана). Также в М. находились чеканные серебряные иконы (не датированы): вмч. Георгия («неумелой работы», обновлена в 90-х гг. XIX в.); икона великомучеников Георгия, Феодора, Прокопия, Меркурия «прекрасной работы»; выполненная, очевидно, тем же мастером, что и предыдущая икона великомучеников Димитрия, Феодора Тирона, Нестора и Евстафия; поврежденная икона Спасителя; икона вмч. Георгия, к-рую Бочоридзе назвал ценнейшей, содержавшая фрагмент др. иконы (очевидно, обе иконы были частями либо большой иконы, либо креста); икона вмч. Георгия, украшенная драгоценными камнями (6 крупных жемчужин с нее хранятся в Кутаисском гос. историко-этнографическом музее, Кут. 145), в надписи письмом мтаврули упомянуты имена заказчика Куцны Мхеидзе и представителей его семьи ( Бочоридзе. 1995. С. 90-95, 99-102).

http://pravenc.ru/text/2564308.html

Публ.: Афонский Иверский мон-рь 1074 г.: Описание ркп. Тифлис, 1901 (на рус. и груз. яз.; совм. с: А. Хаханашвили); Вахушти Батонишвили. География Грузии//Зап. Кавк. отдела РГО. 1904. Кн. 24. Вып. 5; Груз. лит-ра: [Хрестоматия]. Тифлис, 1909. 2 т. (на рус. и груз. яз.); Иоанн Болнисский, еп. Проповеди. Тифлис, 1911 (на груз. яз.); Осада К-поля скифами, кой суть русские//СМОМПК. 1912. Вып. 27. Кн. 1; Иоанн Шавтели. Абдул-Мессия. Тифлис, 1915, 19202 (на груз. яз.). Кат.: Устав. История. Каталог книг. Реестр сигелей и гуджар/Тифлисское церк. древлехранилище. Тифлис, 1898; Каталог Церковного музея Груз. Экзархата. Тифлис, 1899 (на рус. и груз. яз.); Описание рукописей Тифлисского церк. музея Карталино-Кахетинского духовенства: Кат./Ред.: Ф. Жордания. Тифлис, 1902-1908. 3 т.; Каталог предметов Церковного Музея груз. духовенства. Тифлис, 1914; Церковный музей духовенства Груз. епархий (1888-1916): Кр. отчет. Тифлис, 1916. Лит.: Такаишвили Е. Три хроники: Источники груз. летописей//СМОМПК. 1900. Вып. 28; Григолиа К. Моисей Джанашвили как исследователь истории Грузии//Моисей Джанашвили: Жизнь и деятельность. Тбилиси, 1956. С. 14-25 (на груз. яз.); Кекелидзе К. История худ. лит-ры и Моисей Джанашвили//Там же. С. 41-60 (на груз. яз.); Топурия В. Моисей Джанашвили: Жизнь и науч. деятельность//Там же. С. 3-13 (на груз. яз.); Энаколопашвили И. К. Мтацминдский пантеон. Тбилиси, 1968. С. 58-59; Ахвледиани Г. Груз. историки XIX в. и фольклор. Тбилиси, 1990. С. 59-107 (на груз. яз.). С . Андгуладзе Рубрики: Ключевые слова: ДЖАВАХИШВИЛИ [Джавахов] Иван Александрович (1876 - 1940), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЖОРДАНИЯ Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (1853 - 1916), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель

http://pravenc.ru/text/171813.html

на рус. яз.: прот. Иосиф Зетеишвили//Символ. П., 1999. 42. Дек. С. 253-324; Марр Н. Я. Дневник поездки в Шавшетию и Кларджетию// Георгий Мерчуле. Житие Григола Ханцтели. СПб., 1911. С. 189-201. (ТРАГФ; 7); Каталог выставки древнегруз. архитектуры/Сост.: Е. Такаишвили. Тбилиси, 1920 (на груз. яз.); Указатель выставки древнегрузинской архитектуры/Сост.: Д. П. Гордеев. Тбилиси, 1920; Такаишвили Е. Археол. экспедиция в Лечхуми-Сванетию в 1910 г. П., 1937 (на груз. яз.); он же. Археол. экспедиция 1917 г. в южные провинции Грузии. Тбилиси, 1952; он же. То же. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); История и восхваление венценосцев: Опыт восстановления текста/Сост., исслед.: прот. К. Кекелидзе. Тбилиси, 1941 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Колл. Q/Сост.: Е. Метревели, К. Шарашидзе, И. Абуладзе. Тбилиси, 1957. Т. 1; 1958. Т. 2 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей бывшего Об-ва распространения грамотности среди груз. населения: Колл. S/Сост.: Е. Метревели и др. Тбилиси, 1959. Т. 1 (на груз. яз.); ПГП. 1965. Т. 2: Светские законодательные памятники, X-XIX вв. С. 49, 51, 53; 1970. Т. 3: Церк. законодательные памятники, XI-XIX вв. С. 242-245; Древнегруз. переводы средневек. новелл. Тбилиси, 1966. Т. 1: Евфимий Святогорец, прп. Перевод Евфимия Атонели одной древней редакции груз. патерика: По рукописи XI в./Сост., исслед., словарь: М. Двали (на груз. яз.); Документы груз. права: Распорядок царского двора. Дастурламали/Сост., исслед., словарь, указ.: И. Сургуладзе. Тбилиси, 1970 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. т. 4; Описание груз. рукописей церк. музея: Колл. А/Сост.: Е. Метревели, Т. Брегадзе, М. Кавтария и др. Тбилиси, 1973. Т. 1. Ч. 1; 1976. Т. 1. Ч. 2 (на груз. яз.); Шатбердский сб. X в./Сост.: Б. Гигинеишвили, Э. Гиунашвили. Тбилиси, 1979. С. 20, 249 (на груз. яз.); Арсений Сапарели. О разделении Грузии и Армении/Сост., исслед., коммент.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1980. С. 9-14, 18, 68, 91, 194 (на груз. яз.); Корпус груз.

http://pravenc.ru/text/ИШХАНСКАЯ ...

При 3-м настоятеле, Георгии, в О. подвизались возобновитель груз. монашества прп. Григорий Хандзтийский (Ханцтели) и его ученики (ок. 780). О. в Тао-Кларджети того времени был единственным «обстроенным монастырем» с малой ц. св. Иоанна Предтечи. Монахи О. принимали деятельное участие в основании обителей Кларджетской пуст. Хандзта , Берта, Мидзнадзори , Цкаростави и др., к-рые считались «крыльями» () О. В VIII-IX вв. О., как и другие монастыри Кларджетской пуст., подчинялся архимандриту 12 кларджетских монастырей прп. Григорию Хандзтийскому, к-рый выделял О. как основанный раньше других. Из диалога о еретиках между прп. Григорием и прп. Макарием Опизели , помещенного в Житии прп. Григория, известно, что монахи О. занимались прозелитизмом «неверных». Возможно, речь идет об армянах-монофизитах, переселявшихся в юж. провинции Грузии из-за притеснений со стороны арабов ( Георгий Мерчуле. 1911. С. 81, 87, 91, 115, 136, 144-146; Он же. 1963. С. 253, 257, 282, 303, 312-313). План кафоликона мон-ря Опиза План кафоликона мон-ря Опиза Обители Кларджетской пуст., в т. ч. и О., считались царскими и пользовались особым покровительством правящего дома Багратиони (ПГП. 1965. Т. 2. С. 8; Груз. док-ты. 1982. С. 36; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 33). На известном 3-фигурном рельефе с юж. фасада кафоликона О. (в XIX в. перевезен в Тифлис, ныне в Национальном музее Грузии) изображены Христос на троне, Ашот (справа) и Давид (слева). Большинство исследователей (прав. Евфимий Такаишвили , Н. Аладашвили, В. Беридзе, Д. Хоштария) идентифицируют их со св. Ашотом I Великим (809-826/9), основоположником груз. царской династии Багратиони, и царем-пророком Давидом, от к-рого, согласно легенде, происходили груз. Багратиони ( Такаишвили. 1905. С. 56-59; Хоштария. 2005. С. 89). По мнению Н. Шошиашвили и В. Джобадзе, на рельефе изображены Ашот IV Куропалат († 954) и его брат царь картвелов Давид II (923-937) (КГН. 1980. Т. 1. С. 285-287; Джобадзе. 2007. С. 28-30). Сыновья Ашота I цари Баграт I Куропалат (826-876), Адарнасе I († 867/9) и Гуарам Мампали ( 882; похоронен в О.) вносили щедрые пожертвования в О., особенно Гуарам, восстановивший кафоликон О. и обеспечивший мон-рь обширными землями. Однако из-за того, что дарительная грамота Гуарама не была подтверждена последующими царями и архиереями, владения О. оспаривались, и между 1054 и 1072 гг. царь Грузии Баграт IV решал спор о границах между О. и мон-рем Мидзнадзори. Этот документ позволяет определить территории, принадлежавшие О. в то время ( Георгий Мерчуле. 1911. С. 108; Он же. 1963. С. 275; Матиане Картлиса//КЦ. 1955. Т. 1. С. 260; То же//Картлис Цховреба. Тб., 2008. С. 142; ПГП. 1965. Т. 2. С. 8-9; Груз. док-ты. 1982. С. 36-37; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 33).

http://pravenc.ru/text/2581431.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010