И. П. также приписывают (Каухчишвили) перевод комментария Михаила Пселла на нек-рые места из гомилий свт. Григория Богослова ( Каухчишвили. Georgica. 1966. Т. 6. С. 260-263; Rayfield. 2000. P. 90) и перевод «Катехизиса» патриарха Антиохийского свт. Анастасия I Синаита ( Rayfield. 2000. P. 25). Исторические произведения И. П. принадлежит перевод первых 15 книг «Иудейских древностей» Иосифа Флавия. Все рукописи XV-XVI вв., содержащие этот текст (Кут. 10; НЦРГ. A 675, S 315-319), восходят к экземпляру католикоса-патриарха Зап. Грузии Евфимия I (Сакварелидзе) (НЦРГ. S 332), в к-ром переписчик Давид (Инанашвили) указывает на авторство И. П. ( Tarchnischvili. 1955. S. 212). Лолашвили на основе филологического анализа анонимного произведения «Жизнь царя царей Давида», посвященного груз. царю св. Давиду IV Строителю, приписывает его И. П. (Лествица добродетелей. 1968. С. 62-63); Панцхава считает И. П. также автором памятника церковного груз. канонического права «Уложение Руис-Урбнисского Собора» ( Панцхава. 1982. С. 58). Агиографические и литургические произведения Груз. историк прав. Евфимий Такаишвили ( Такаишвили. 1909. Т. 1. Вып. 3. С. 14) считает, что И. П. перевел Жития св. Феодоры Александрийской ( Цагарели. 1894. Т. 1. Вып. 3. С. 158) и метафрастическую редакцию Житий св. Меркурия и вмц. Варвары ( Кекелидзе. 1918. Вып. 1. С. XXIV). И. П. также приписывают сокращенное ямбическое переложение 1-6 песней (сент.-март) «Календаря» гимнографа Христофора Митилинского (XI в.) (7-9 песни (апр.-авг.), согласно рукописи НЦРГ. A 290, составил «его брат Павел», о к-ром больше ничего не известно), а также ямбические прологи в честь каждого святого, упоминаемого в Синаксаре (сент.-янв.), к-рые написаны по образцу аналогичных прологов гимнографа Христофора Митилинского (НЦРГ. A 85. Л. 196-212; A 67. Л. 92-105; A 415. Л. 26; S 379; Tarchnischvili. 1955. S. 213-214). Католикос-патриарх Антоний I считает И. П. автором нек-рых ямбических песнопений, к-рые он выписал из различных сборников гулани, содержащих тексты Минеи и Постной и Цветной Триодей (не сохр.), и поместил в свою Минею (НЦРГ. Н 1339, 1340): это стихиры на «И ныне», к-рые поются на утрене в праздники Воздвижения Креста Господня, Введения во храм Пресв. Богородицы, Крещения Господня, в день памяти прп. Антония Марткопского (19 янв.); богородичен, исполняемый в день памяти прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов (7 мая); стихира на «Слава» на утрене в день памяти сщмч. Киприана и мц. Иустины (2 окт.). Все песнопения внесены в совр. богослужебные книги Грузинской Православной Церкви. Экзегетические произведения

http://pravenc.ru/text/471437.html

Его преемником стал Николай (Манвелашвили; 40-е гг. XVII в.), далее Джуматскими епископами были Малахия II, сын гурийского кн. Кайхосро I Гуриели (50-е гг. XVII в.); Максим I (Мачутадзе; 60-е гг. XVII в.- 1676), впосл. занявший Болнисскую кафедру; Максим II (Шарвашидзе; 1677-1685); Иоанн (Беридзе; 80-е гг. XVII в.); Гавриил (Чиковани; нач. XVIII в.), одновременно занимавший также Чкондидскую и Гелатскую кафедры; Максим III (Шарвашидзе; 40-50-е гг. XVIII в.), восстановивший храм Эркети; Евфимий (Шарвашидзе; 50-60-е гг. XVIII в.) ( Бакрадзе. 1878. С. 152; Такаишвили. 1909. Т. 2. С. 522). В результате русско-тур. войны 1768-1774 гг. епархии на территории Гурии были упразднены, в т. ч. и Д. е. В 1777 г. Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх Максим II (Абашидзе ; 1776-1795) с согласия гурийского кн. Георгия V Гуриели (1776-1788) восстановил Д. е. и поставил епископом Симеона II (Абашидзе; 1777-1778). В 1780 г., после захвата турками территорий Хиноцминдской епархии, еп. Хиноцминдский Иоанн (Цуцунава) перешел на Джуматскую кафедру (ПГП. Т. 6. С. 722), в 1788 г. Д. е. возглавил также преследуемый турками митр. Шемокмедский Иосиф (Такаишвили), именовавшийся митрополитом Шемокмедско-Джуматским ( Бакрадзе. 1878. С. 318, 321). Впосл. эта титулатура закрепилась и за остальными архиереями Д. е. В 1794 г. митр. Иосифа сменил митр. Максим IV (Нижарадзе), в 1811 г.- митр. Николай II (Шарвашидзе), после смерти к-рого с 1827 г. кафедрой управлял архим. мон-ря Шемокмеди Арсений (Мгалоблишвили) (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1854. Л. 17). В 1833 г. Д. е. была упразднена и ее территории вошли в состав Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ . В 1844 г. епархия была восстановлена как Гурийская с кафедрой в Джумати. В 1878 г. Гурийской епархии были подчинены территории, перешедшие от Турции России по Берлинскому миру. 12 июня 1885 г. Гурийская и Мингрельская епархии были объединены в Гурийско-Мингрельскую . После восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (1917) территории Д. е. вошли в состав Батумской, а в 1920 г.- Батумско-Шемокмедской епархии. С 1995 г. территории исторической Д. е. находятся в юрисдикции Шемокмедской епархии.

http://pravenc.ru/text/171877.html

Груз. историк Вахушти Багратиони описывает состояние И. в сер. XVIII в.: «Выше него (Сурами.- Авт.) есть монастырь Итриа, Пресвятой Богоматери, бескупольный, большой, ныне оставленный на произвол судьбы» ( Вахути Багратиони. 1973. С. 377). В 1819 г. И. посетил грузинский путешественник Г. Авалишвили, указавший, что значительная часть монастырского комплекса повреждена; сохранившееся здание церкви, выполненной с высоким мастерством, «говорит о былой красоте» ( Авалишвили. 1967. С. 13). В 1889 г. И. изучал груз. историк прав. Евфимий Такаишвили ; в соч. «Три исторические хроники» он подробно описал бездействующий мон-рь ( Такаишвили. 1890. С. 21). В советские годы по церковным праздникам и иногда по воскресеньям в церкви совершалась литургия. В 1969 г. Об-во охраны памятников культуры Грузии под рук. проф. И. Цицишвили провело в И. научно-реставрационные работы. 25 дек. 1997 г. с благословения архиеп. Руисско-Урбнисского Иова (Акиашвили) в И. был восстановлен жен. мон-рь, настоятельницей назначена игум. Пелагия (Тварадзе). В 2000 г. выстроили 2-этажное здание, где разместились кельи монахинь, гостиная, трапезная и др. И. владеет неск. окрестными земельными участками, на к-рых выращивают томаты, картофель, фасоль и зелень; в мон-ре имеются скотный и птичий дворы. Монахини занимаются рукоделием (эти изделия передают в детские дома), пекут просфоры для нужд епархии. В марте 2011 г. здесь подвизались 2 схимонахини, 5 монахинь и послушница, в мон-ре воспитывается девочка-сирота. Архитектурный ансамбль Кафоликон И. в честь Успения Пресв. Богородицы (XVI в.) представляет собой 3-нефную базилику (19,95×13,3 кв. м) и выстроен из тесаных квадров песчаника и кирпича. Церковь стоит на цоколе. Средний, более высокий неф перекрыт двускатной кровлей. Портал зап. фасада обрамлен широкой аркой, средний неф с 2 сторон выделен лопатками. Вост. фасад по центру украшен рельефно оформленным крестом, ниже располагается орнаментированное окно; в боковых нефах 2 углубленные арки с тайниками на верхнем уровне и окнами на нижнем. В интерьере церкви 2 столпа, в сечении образующие квадрат, с капителями; средний неф перекрыт полукруглым сводом, опирающимся на 3 арки.

http://pravenc.ru/text/1237727.html

По сведениям 80-х гг. XIX в., М. оставался единственным действующим жен. мон-рем в Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ ( Церетели И., свящ. 1886. С. 4-5; Беридзе. 2014. С. 90). К западу от старой часовни была построена 2-этажная часовня. По сведениям «управлявшего делами женского монастыря Мгвимеви благочинного священника» Авессалома Чачанидзе, в обители в тот период подвизались 30 монахинь и послушниц, в монастырском дворе были возведены неск. деревянных домов для монахинь ( Чачанидзе. 1894. С. 3). Эти постройки сфотографировал груз. историк прав. Евфимий Такаишвили в 1919 г. (НЦРГ. Ф. прав. Евфимия Такаишвили. Д. 495). Благочиние, в к-рое входил М., окормлял прот. Иоанн Абашидзе (Иверия. 1889. 170. С. 2-3). В тот же период в обители настоятельницей мон-ря (до 1895 или 1898) игум. Еленой было основано 3-летнее учебное заведение, просуществовавшее 4 года ( Вашадзе. 1898. С. 12-14). Кроме духовных и общеобразовательных предметов здесь преподавали также вышивание, шитье и т. п. В кон. XIX в. в регионе были обнаружены залежи руды, что благотворно сказалось на развитии мон-ря (Внешняя хроника. 1885. С. 2; Церетели С. Н. 1894. С. 3-4; Иверия. 1897. 196. С. 2). Последней настоятельницей мон-ря до его закрытия была мон. Христина ( Гуния. Груз. мон-ри. 2005. С. 152). М. опустел предположительно в 1921 г., когда в Грузии была установлена власть большевиков, и вскоре упразднен ( Гордеев. 1927. С. 197). В 1923/24 г. все святыни обители, имевшие ценность как предметы искусства, были перенесены в ГМИГ. Монастырская жизнь в М. была восстановлена в 1992 г. по благословению митр. Маргветского Константина (Меликидзе). Настоятельницей монастыря назначили мон. Прасковию (Пачуашвили). М. был заново обустроен: очищен двор, отремонтированы и выстроены новые бытовые здания. Позже проложили новую дорогу к М., серым камнем были облицованы двор, пещера и тоннель. В пещере была возведена солея, камень, по к-рому течет родник, был окружен стеклянной перегородкой. В пещере совершаются богослужения. В 2009-2010 гг. и в последующие годы восстановительные работы проводили сотрудники фак-та реставрации, истории и теории искусства Тбилисской академии художеств (руководитель проекта Н. Купрашвили, реставраторы О. Хачидзе, Н. Китовани, Г. Чеишвили). Были перекрыты кафоликон и малая церковь, очищены и укреплены фрески в интерьере кафоликона и на фасаде малой церкви, проведена консервация икон иконостаса. В 2013-2016 гг. во дворе М. были построены 2-этажная церковь, трапезная и жилой корпус для монахинь. Ремонтные работы продолжаются.

http://pravenc.ru/text/2562748.html

К востоку, западу и югу от церкви сооружена платформа. Возможно, в какой-то ее части находилась гробница ксанских эриставов. Другие строения Крепостная стена мон-ря укреплена контрфорсами и неравномерна по высоте, что вызвано неоднородным рельефом местности. Наибольшие ширину и высоту она имеет с запада, в этой части на уровне 2-го яруса расположены бойницы, со стороны двора к ним ведет широкая ступень, т. н. тропа воинов. В ключевых для обороны местах возведены башни. В самой низкой точке комплекса близ слияния рек находится квадратная в плане башня-ворота; ее внешний фасад однороден с кладкой стены. По мнению прав. Евфимия Такаишвили , над 2-м этажом башни была надстроена колокольня; по мнению П. П. Закараи, она могла размещаться над 3-м этажом ( Закарая. 1956. С. 59; Он же. 1973. С. 113). Цитадель, построенная из сланцевого камня в сев.-зап. части комплекса, с внешней стороны примыкает к крепостной стене. Ее юж. фасад, выходящий во двор, является продолжением ограды. С внешней стороны башня имеет квадратную форму, центральное пространство ее интерьера - форму равностороннего креста; угловые комнаты - различные формы и размеры. Сохранились 3 этажа с карманами для балок межэтажных перекрытий. Юго-зап. комната 2-го этажа, по-видимому, предназначалась для знати; она крупнее остальных и имеет зальное перекрытие - уступчато-венчатый купол, т. н. гвиргвини. Широкие в интерьере 4-угольные окна сужаются к внешней стороне и превращаются в узкие бойницы. Их расположение, кажущееся бессистемным на фасаде, в интерьере свидетельствует о хорошо продуманном распределении. В сев.-вост. части внутренней крепости находится одноэтажное жилое строение продолговатой формы, к которому примыкает небольшая цилиндрическая башня. Снаружи крепостных стен, к юго-западу от центральных врат, у слияния рек, возведена квадратная башня, от которой сохранились 2 этажа. Очевидно, она имела функцию защиты врат и дозорное назначение. Святыни Единственный ряд деревянного иконостаса (не сохр.) был представлен 4 большими иконами с погрудным изображением святых, написанными одной рукой. Справа от царских врат были помещены иконы Спасителя и св. Иоанна Предтечи, слева - Пресв. Богородицы с Младенцем и св. ап. Иоанна Богослова. Под фигурой Богоматери - пространная надпись, выполненная нусхури, в к-рой упоминались дата создания иконы (1762) и имена ктиторов (по инициативе архимандрита Л. эристав Давид (III) и его мать Кетеван пожертвовали этот образ во спасение души сына эристава Шалвы) и иконописца Иоанна ( Евфимий Такаишвили. 1915. С. 89-91. Ил. 36-39). Царские врата украшала меньшая икона Спасителя (XIX в.) с выполненной мхедрули ктиторской надписью, указывающей имя жертвователя - Тамар Амилахвари (Там же. С. 91-92). Иконы живописные

http://pravenc.ru/text/2463127.html

Сохранилось неск. рукописей из хотевской церкви. Триодь (НЦРГ. H 1718, XIII в.; 23×17,5 см; 189 л.; дефектна) в кожаном переплете на деревянной основе с тиснением была выполнена на пергамене письмом нусхури, начальные буквы - письмом асомтаврули с применением киновари. В колофоне (нусхури) на л. 162 об. указано, что рукопись подарил церкви канделаки (ключарь) Гавриил. В более поздних приписках упомянуты некий Насхида, свящ. Иоанн, свящ. Гавриил (Л. 115 об.- 116 об.), генатели (Гелатский архиерей) Николай (либо Николай (Лорткипанидзе; 1683-1691)), либо другой архиерей с этим именем, управлявший епархией в 1701-1720 гг.) (Л. 170 об.- 171). Некоторое время владельцем Триоди, согласно одной из приписок, был житель Хотеви Михаил Чичинадзе. Большой Требник (НЦРГ. H 1719, 1667 г.; 24,5×20 см; 298 л.; без переплета; дефектен) был выполнен на бумаге письмом нусхури (начальные буквы асомтаврули, с применением киновари); рукопись переписана по заказу еп. Цаленджихского Илариона свящ. Гавриилом Бокучавой в мон-ре Цаленджиха (Л. 298-298 об.). Неизвестно точно, как она попала в Хотеви. Требник (НЦРГ. H 1720, XVIII в.; 22×16 см; 137 л.; дефектен) в кожаном на деревянной основе с тиснением переплете был выполнен на бумаге письмом нусхури (начальные буквы асомтаврули, с применением киновари) переписчиком Свимоном Кучашвили (Л. 21 об., 112). Часослов (НЦРГ. H 1715, XVIII в.; 15,8×12,5 см; 367 л.; имеет сильные повреждениями после л. 226) в кожаном на деревянной основе с тиснением переплете был также выполнен на бумаге письмом нусхури (начальные буквы асомтаврули, с применением киновари). Минея (XVII-XVIII вв.; 1221 л.) была выполнена на бумаге письмом нусхури и имела многочисленные колофоны. Из них известно, что составление Минеи началось во 2-й пол. XVII в. при активной поддержке Анны Чиджавадзе, супруги кн. Мераба I (Л. 223 об., 495 об.); на л. 366 упомянут ее современник, митр. Гелатский Давид (Немсадзе; ок. 1673). Известны имена переписчиков: Николай (Л. 164 об., 326 об.), Зебеде (Л. 328 об.), Асатиани (Л. 366), Феодор (Л. 593 об.), священник Махаробели (Л. 986 об.), архидиак. Давид (Л. 1086). Переписывание рукописи и переплет были закончены в 1736 г.; заказчик, рачинский кн. Мераб II Цулукидзе, преподнес ее в дар «Хотевскому Спасу» (Л. 1096 об., 1216 об.). В самом конце книги стоит приписка о том, что Минею заново переплел иером. Симеон в 1862 г.- очевидно, он подвизался в мон-ре Саирме, поскольку указал на переплете: «Это Священное Писание принадлежит монастырю Саирме». В 1902-1903 гг. исп. Амвросий (Хелая) видел Минею в церкви в Хотеви, в 1913 г. груз. историк прав. Евфимий Такаишвили обнаружил ее в мон-ре Мартвили ( Brosset. 1851. P. 59-61; Описание рукописей. 1950. С. 148-149, 151-154; Такаишвили. 1963. С. 39-43, 47-48; Бочоридзе. 1994. С. 142-145; Амвросий (Хелая). 2011. С. 206-221).

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Чему я научился от мамы? Мама — она печалилась иногда: когда заболела, родственники и друзья немножко забыли о ней. И она вздыхала: «Если человек станет немощным и слабым — он никому не нужен. Никому — кроме Бога». Как бы говорила нам: «Будьте сильными». В Псалтири ещё сказано: Не надейтесь на князи, на сыны человеческие, в них же несть спасения (Пс. 145,3). Сейчас я часто вспоминаю глаза мамы — что-то таинственное передавалось в её взгляде, в спокойном и кротком нраве, молитвенном состоянии духа. Воспитанник святых старцев Были и другие обстоятельства. Двоюродный брат моего дедушки, отец Григорий, подвизался монахом на Афоне, в Иверском монастыре, который грузины основали в 980 году. Иверон занимает в святогорской иерархии третье место среди 20 монастырей и имеет множество святых мощей, больше, чем любой другой монастырь на Афоне. В 1924 году греки выгнали грузин с Афона, обвинили их в шпионаже в пользу русских. Эти грузинские отцы потом жили в монастыре в Бетании, среди них были и знаменитые бетанские старцы: архимандрит Георгий (Мхеидзе, в схиме — Иоанн) и архимандрит Иоанн (Мейсурадзе), духовники преподобного Гавриила (Ургебадзе). Моего двоюродного деда, отца Григория, хорошо знали в Грузии, он окормлялся у святого Алексия Шушании, архимандрита Грузинской Церкви, почившего о Господе в 1923 году. Отец Григорий часто приходил в наш дом, и мой папа его хорошо знал. Он мне рассказывал об этом подвижнике, о том, каким отец Григорий был светлым и благодатным человеком, исихастом, делателем Иисусовой молитвы. Мой дед числился в списке мертвых Второй мой дедушка Андрей (старший брат его застал живым, а я нет, но мне о нем много рассказывали) воспитывался в семинарии при монастыре в городе Хоби. В этом монастыре хранилась риза Пресвятой Богородицы (сейчас она в историческом музее в городе Зугдиди, рядом с Влахернским храмом).      В монастыре подвизались известные отцы, сюда приезжал святой праведный Евфимий, человек Божий. Евфимий (Такаишвили), историк, археолог, основоположник музейного дела в Грузии, спрятал от Советской власти иконы и другие святыни, увез во Францию. Во Франции он жил в тяжелейших условиях. В 1931 году от голода умерла его жена, и сам Евфимий нередко был на краю смерти от голода и холода, но не продал ничего из национального достояния и вернул все спасенное на Родину в 1945 году.

http://pravoslavie.ru/101592.html

царем Давидом IV Строителем при мон-ре Гелати и широко известная еще в средневековье. Членами новой академии стали видные груз. ученые. Духовные учебные заведения открылись в Кутаиси, Ахалцихе, Батуми (ДС); в Поти, Кварели, Кобулети, Гори, Зугдиди, Цхалтубо (духовные гимназии). В 2007-2008 гг. при Грузинской Патриархии начали работу курсы сестер милосердия, высшее муз. уч-ще для регентов церковных хоров, колледж экологии и озеленения, курсы пчеловодства, школы иконописи, перегородчатой эмали, резьбы по камню и дереву, рукоделия. В 2008 г. при Грузинской Патриархии был основан светский Грузинский ун-т им. св. ап. Андрея Первозванного. С 1999 г. радиостанция Патриархии Грузии «Иверия» ведет передачи на все крупные города страны, к-рые также транслируются по спутнику и Интернету. В 2007 г. Патриархия приступила к вещанию на собственном телеканале «Иверия» (с 2009 «Эртсуловнеба» (Единодушие)). По инициативе И. в годы его предстоятельства были канонизированы мн. святые, прославившиеся как в древности, так и в XIX-XX вв., среди них - прав. Илия Чавчавадзе (канонизирован 20 июля 1987); Католикос-Патриарх Грузии сщмч. Амвросий (Хелая) , сщмч. Назарий (Лежава) и пострадавшие с ним, святители Гавриил (Кикодзе) и Александр (Окропиридзе) , сщмч. Григорий (Перадзе) , прп. Алексий (Шушания), сщмч. Феодор Квелтели (18-19 сент. 1995); родители св. равноап. Нины преподобные Завулон и Сосанна (23 дек. 1996); мч. Цотне Дадиани (26 окт. 1999); сщмч. Кирион III (Садзаглишвили), свт. Зосим Кумурдойский , сщмч. Феодор Ачарели , прп. Иларион Грузин (Канчавели), Кларджетские преподобные отцы и жены , праведные Тбели Абусердидзе и Евфимий Такаишвили (18 окт. 2002); Лазские мученики, исп. Евфимий (Кереселидзе) , Бетанийские преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе) (18 авг. 2003); свт. Георгий Чкондидели , митрополиты священномученики Досифей (Церетели) и Евфимий (Шервашидзе) , сщмч. Димитрий Кипиани , царь Имерети св. Соломон II (27 июня 2005); царь мч. Вахтанг III (23 дек. 2005) и др.

http://pravenc.ru/text/389389.html

В 1891 г. Накашидзе познакомил Е. и Шарадзе с груз. певчим и музыкантом Ф. Коридзе , к-рый обучил их европ. 5-линейной системе нотации. Е., обнаруживший блестящие муз. и каллиграфические способности, копировал нотные рукописи груз. песнопений, записанных Коридзе. В 1884 г. под рук. еп. Имеретинского св. Гавриила (Кикодзе) в Кутаисе был основан Комитет по восстановлению груз. духовного пения, занимавшийся преимущественно сбором и записью западногруз. песнопений. Коридзе переложил на 5-линейную нотацию неск. тысяч древнегруз. песнопений, к-рые Е. и Шарадзе издали на собственные средства в 6 сборниках («Литургия св. Иоанна Златоуста» (1895), «Песнопения чина Погребения» (1899), «Песнопения на Литургию Преждеосвященную, на Литургию св. Василия Великого, чина Венчания» (1901), «Песнопения Пасхи» (1904), «Праздничные причастны» (1908), «Праздничные песнопения литургии» (1911)); в 1899 г. священники братья Василий и Полиевкт Карбелашвили выпустили в типографии Е. и Шарадзе сборники картлийско-кахетинских песнопений («Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Рождественские песнопения»). В 1893 и 1902 гг. Коридзе на средства Е. и Шарадзе посетил Гурию, где записал песнопения, исполненные знатоками древнегруз. церковнопевч. искусства братьями Антонием и прот. Давидом Думбадзе (изд. в сборниках: Литургия св. Иоанна Златоуста/Перелож. на ноты: Ф. Коридзе. Тифлис, 1895; Праздничные песнопения литургии/Перелож. на ноты: Ф. Коридзе. Тифлис, 1911). В 1908 г. Шарадзе скончался от туберкулеза, Е. тяжело переживал его смерть. Один из типографских рабочих забрал свою долю из типографии и имущества покойного, в перечень вошли ценные рукописи Коридзе. Лишь спустя неск. лет Е. смог отыскать их в б-ке основанного в 1907 г. Историко-этнографического об-ва Грузии, 1-м председателем которого был прав. Евфимий Такаишвили, разрешивший Е. скопировать рукописи. В 1909 г. Е. при содействии редактора ж. «Шинаури сакмееби» (груз.- Домашние дела) сщмч. Симеона (Мчедлидзе) перевез типографию в Кутаис. Постоянного помещения не было, и типография с готовой продукцией была разграблена (НЦРГ. Q 840). В 1911 г. в Бахмаро скончался Коридзе, и ответственность за сохранность его архива взял на себя Е. В этот переломный момент своей жизни Е. окончательно избрал монашеский путь. Его духовником стал груз. подвижник того времени прп. Алексий (Шушания; 1852-1923). В 1912 г. по благословению еп. Имеретинского Георгия (Аладашвили) Е. поступил послушником в мон-рь Гелати , где 23 дек. игум. Антимоз (Робакидзе) постриг его в монахи с именем Евфимий в честь прп. Евфимия Святогорца . В мае 1913 г. Е. был рукоположен во диакона, в 1917 г. еп. Георгием - во иерея. В 1920 г. братия мон-ря избрала Е. своим представителем в Имеретинское епархиальное собрание.

http://pravenc.ru/text/187685.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии археографов и палеографов АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель ВОСТОКОВ [Остенек] Александр Христофорович (1781 - 1864), археограф, исследователь церковнослав. языка, поэт ДМИТРИЕВ Лев Александрович (1921 - 1993), литературовед, археограф, исследователь средневек. рус. книжности, издатель и переводчик древнерус. памятников ДОЛИДЗЕ Исидор Самсонович (1915 - 1982), груз. юрист, историк права, археограф, общественный деятель, акад. АН ГССР (1960), заслуженный деятель науки ГССР (1963) ДОНЧЕВА-ПАНАЙОТОВА Невяна (род. 1945), болг. палеограф, исследователь средневек. болг. книжности и русско-болг. связей ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕРНШТЕДТ Петр Викторович (1890 - 1966), российский коптолог, занимавшийся в основном изучением грамматики и лексики копт. языка, папирологией, изданием копт. текстов ЖОРДАНИЯ Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (1853 - 1916), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель ЖУКОВСКАЯ Лидия Петровна (1920 - 1994), палеограф, лингвист, исследовательница церковнослав. памятников, член бюро Археографической комиссии АН СССР КЛОСС Борис Михайлович (род. 1932), историк, источниковед, исследователь древнерус. летописания и агиографии, палеограф КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед МАИ [Май] Анджело (1782-1854), выдающийся итальянский филолог и палеограф, хранитель б-ки Амброзиана и Ватиканской библиотеки, член об-ва иезуитов, кардинал Римско-католической Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122936.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010