НОЯБРЬ 3 Николай Мнатоби, прп., +1308 4 Иоанн, Стефан и Исаия Грузины (Иерусалимские), прп., + 846 10 Колесование вмч. Георгия Победоносца, + 303 Константи-Кахи, кн., вмч., + 852 17 Гоброн-Михаил и 133 воина, пострадавшие с ним, + 914 г. 19 Иларион Грузин (Картвели), прп., + 875 г. 23 Григорий (Перадзе), сщмч. архим., теолог, + 1942 г. 29 Авив Некресели (Некресский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 30 Вахтанг Горгасали, св. царь Картли, +502 Петр I, свт., 1-й католикос Картли (Мцхетский), V в. Самуил I, свт. католикос Картли (Мцхетский), V в. ДЕКАБРЬ 2 Иессей (Иесе) Цилкнели, свт., еп. Цилканский, один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 10 Вахтанг III Тавдадебули (Самопожертвователь) царь-мч., + 1302/08 11 Собор святых ГПЦ 12 Иоанн Зедазнели, прпмч., IX в. 19 Георгий и Савва Хахулели (Хахульские), братья, прпп., сер. XI в. 21 Макарий Хахулели (Постник), прп., настоятель мон-ря Хахули, XI в. 27 Стефан Хирсели (Хирсский), один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, прп., VI в. 31 Сабиана, прп., игумения, воспитательница вмч. Георгия и его сестры Феклы ЯНВАРЬ 2 Георгий Ивериели, мч. + 1770/1777 3 Иоанн Чкондидели, архиеп. Чкондидский, + XI в. Евфимий Такаишвили, прав., историк + 1953 4 Шио Мгвимели и его ученики и сподвижники Евагрий Шиомгвимский и Илия Диакон, прпп., VI в. 8 Або Тбилели, мч., VIII в. 14 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии, + 335 15 Саломея Уджармская и Перожавра Сивнийская, прав., IV в. 18 Алексий (Шушания), прп., иером. + 1923 Ефрем Мцире (Малый, Философ), прп., игум. Кастанского мон-ря, богослов, филолог, XI в. 19 Антоний Марткопели (Марткопский), прп., столпник, один из Сирийских отцов, сер. VI в. 20 Евфимий (Кереселидзе), исп., игум., (в святцах РПЦ - 19 янв.), + 1944 25 Гавриил (Кикодзе), свт., еп. Имеретинский, + 1896 26 Давид (III) IV Строитель (Возобновитель, Агмашенебели), св. царь единой Грузии, + 1125 29 Ашот Куропалат, св. царь, + 829 31 Тамара (Тамар), св. царица единой Грузии, + 1213

http://pravoslavie.ru/41585.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История. Исторические науки ДРОЙЗЕН Иоганн Густав (1808 - 1884), нем. историк, создатель концепции эпохи эллинизма в античной истории ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф ДУХНОВИЧ Александр Васильевич (1803 - 1865), униат. свящ., историк, поэт, педагог, деятель русинского движения в Закарпатье ДЮКАНЖ Шарль дю Френ (1610 - 1688), франц. историк, филолог, лексикограф, византинист, представитель эрудитской школы во Франции ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположен на вершине Елеонской горы, примерно в 200 м от места Вознесения Господня ЕЛИШЕ [Егише] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков ЕРАЗГАВОРС [позднее Ширакаван], уничтоженное в сер. ХХ в. городище к северо-востоку от древнего Ани (иль Карс, Турция), на правом берегу пограничной с Арменией р. Арпачай (Ахурян) ЕРНШТЕДТ Виктор Карлович (1854 - 1902), рус. ученый-эллинист, филолог-классик, проф. С.-Петербургского ун-та, акад.

http://pravenc.ru/rubrics/122904_10.html

яз.); idem. The Harmonisation of Neoplatonism and Christianity in the Gelati Monastic School//Annual of Medieval Studies of the Central European University. Bdpst, 1994/1995. P. 124-139; idem. Soul in Ioane Petritsi " s Ontology//OCP. 2000. Vol. 66. N 1. P. 119-146; idem. The One, the Limit and Infiniti in Philosophy of Ioane Petritsi//Phasis. Tbilisi, 2000. N 2/3. P. 141-146; idem. Ioane Petritsi: A Witness of Proclus " Works in the School of Psellus//Proclus et la théologie platonicienne: Actes du Colloque Intern. de Louvain (13-16 mai 1998). Leuven, 2000. P. 571-587; idem. The Doctrine of «Logos» and Intellect in the Philosophy of Ioane Petritsi//Origen and the Alexandrian Tradition: Papers of the 8th Intern. Origen Congress, Pisa, 27-31 Agosto 2001. Leuven, 2003. P. 1139-1148; idem. The Platonic Theology of Ioane Petritsi. Piscataway, 2007; Browne G. M. Notes on the Georgian Proclus//Le Muséon. Louvain, 1999. Vol. 112. P. 73-78; G ü nther H.-C. Zu Ioane Petrizis Proklosübersetzung//Georgica. Jena, 1999. Bd. 22. S. 46-54; idem. Die Übersetzungen der Elementatio Theologica des Proklos und ihre Bedeutung für den Proklostext. Leiden; Boston, 2007; Рапава М. К идентификации Амелахоса-Петрици//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1999. Вып. 18. С. 274-279 (на груз. яз.); Rayfield D. The Literature of Georgia: A History. Surrey, 20002; Bezarashvili K. The Data Concerning Ioane Petritsi and Petritsoni (Bachkovo) Monastery//Caucasica. Tbilisi, 2003. N 6. P. 21-36; Iremadze T. Konzeptionen des Denkens im Neuplatonismus: Zur Rezeption der proklischen Philosophie im deutschen und georgischen Mittelalter. Amst.; Phil., 2004; Tkachev E. Jean Petritsi, philosophe et théologien: «Étude comparative de l " Échelle des vertus» et du «Commentaire sur les «Eléments de Théologie» de Proclos»: (Diss.). P., 2009. Е. В. Ткачёв Рубрики: Ключевые слова: ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДЖАВАХИШВИЛИ [Джавахов] Иван Александрович (1876 - 1940), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/471437.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вспомогательные исторические дисциплины ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ главный храм христ. мира, где заключены 2 святыни и свидетельства Воскресения Христова - Голгофа и Гроб Господень, а также др. св. места ДАНИИЛ ЛЕВООКИЙ (не позднее 70-х гг. XIV в.- не ранее 20-х гг. XV в.), серб. летописец, книгописец (возможно, нотарий) ДЕВЕР Уильям Джордж (род. 1933), один из ведущих амер. специалистов в области археологии библейской, сиро-палестинской археологии, истории Др. Израиля ДЕРЕАГЗЫ руины архитектурного комплекса (епископского, монастырского или паломнического?) в М. Азии, к северу от древних Мир Ликийских (совр. Турция, иль Анталья) ДИНОГЕЦИЯ древнее поселение и крепость в составе укрепленной границы (лимеса) Римской империи на нижнем Дунае ДИОНИСИЯ ТЕЛЛЬ-МАХРСКОГО ХРОНИКА [Хроника Псевдо-Дионисия Телль-Махрского; Хроника Зукнина], всемирная хроника на сир. языке, охватывающая события от Сотворения мира до 774 г. по Р. Х. ДМИТРИЕВ Лев Александрович (1921 - 1993), литературовед, археограф, исследователь средневек. рус. книжности, издатель и переводчик древнерус. памятников ДОЛИДЗЕ Исидор Самсонович (1915 - 1982), груз. юрист, историк права, археограф, общественный деятель, акад. АН ГССР (1960), заслуженный деятель науки ГССР (1963) ДОНЧЕВА-ПАНАЙОТОВА Невяна (род. 1945), болг. палеограф, исследователь средневек. болг. книжности и русско-болг. связей ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ ПУШКИНСКОГО ДОМА им. В. И. Малышева, собрание рукописей, в основном русских, хранящихся при Ин-те рус. лит-ры РАН (Пушкинском Доме) в С.-Петербурге ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/122910_7.html

2011. Т. 2. С. 777). В 1780 г. по распоряжению царя Ираклия II митр. Савва передал в управление земли мон-рей Кацарети и св. Додо в Гареджи настоятелю Давидгареджийской лавры архим. Герману и настоятелю Натлисмцемели архим. Евфимию (Там же. 2008. С. 518-519). Грамотой от 30 июня 1798 г. царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800) подтвердил права настоятеля Натлисмцемели на земли Кацарети и повелел ему учредить в церкви свою резиденцию (Там же. 2011. С. 681-684). В грамотах от 1791 и 1800 гг. архим. Евфимий назван управляющим () церкви Кацарети (Там же. С. 824; Жордания. 1903. С. 161). В грамоте 1791 г. указано, что архим. Евфимий отказался от спорных земель, принадлежавших К. е., кроме земель близ Хашми ( Жордания. 1903. С. 160-161). После вхождения Вост. Грузии в состав России и упразднения автокефалии ГПЦ (30 июня 1811) территории К. е. вошли в состав Алавердско-Кахетинской (Алавердско-Телавской) епархии Грузинского Экзархата РПЦ , с 30 авг. 1814 г.- Сигнахской и Кизикской, находившимися в юрисдикции архиеп. Иоанна (Макашвили) , 28 дек. 1818 г.- Карталино-Кахетинской епархии , к-рой управлял экзарх Грузии. В настоящее время территории К. е. находятся в юрисдикции Сагареджойско-Ниноцминдской епархии ГПЦ. Архиереи К. е. епископы Захария (нач. VI в.), Василий Чкондидели-Уджармели (?) (сер. XIII в.), Феодор (1502-1536), Игнатий (до 1560), Филипп (до 1584), Иаков (Чолокашвили) (20-30-е гг. XVII в.), Захария (40-60-е гг. XVII в.), Николай (Чолокашвили) (кон. 80-х гг. XVII в.- 1695), Николай (Мдивнишвили) (1695-1710; не позднее 1701 архиепископ), Иосиф (Квабулидзе) (Кобулашвили) (ок. 1711 - кон. 20-х гг. XVIII в., с 1723 архиепископ), Иоанн (30-60-е гг. XVIII в.). Ист.: Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Вып. 1; Жордания Ф. Ист. док-ты мон-рей и церквей Картли и Кахети. Поти, 1903 (на груз. яз.); Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 5 (на груз. яз.); Мокцеваи Картлисай//ПДГАЛ. 1963. Т. 1; То же [Обращение Грузии]/Пер. с древнегруз.: Е. Такаишвили; ред., исслед., коммент.: М.

http://pravenc.ru/text/1683957.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии историков ДРОЙЗЕН Иоганн Густав (1808 - 1884), нем. историк, создатель концепции эпохи эллинизма в античной истории ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон ДУХНОВИЧ Александр Васильевич (1803 - 1865), униат. свящ., историк, поэт, педагог, деятель русинского движения в Закарпатье ДЮКАНЖ Шарль дю Френ (1610 - 1688), франц. историк, филолог, лексикограф, византинист, представитель эрудитской школы во Франции ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕЛИШЕ [Егише] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков ЖАК ДЕ ВИТРИ († 1.05.1240, Рим), еп. Акры (ныне Акко, Израиль), кард. (с 1228), автор агиографических и исторических сочинений ЖАНЕН (мирское имя Жюль Эмильен) (1882 - 1972), франц. историк-византинист, мон. католич. ордена ассумпционистов ЖОРДАНИЯ Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (1853 - 1916), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1908), историк, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей) ИБН ГЕБИРОЛЬ Соломон (1021/22 - 1052 (1058?)), средневек. евр. философ-неоплатоник и поэт, живший в арабо-мусульм. Испании ИЕШУ СТИЛИТ [Иисус Столпник], предполагаемое имя автора сир. хроники нач. VI в., посвященной истории Эдессы (сир. Урхой, ныне Урфа, Турция) и др. городов визант. Месопотамии на рубеже V и VI вв. по Р. Х. ИОАНН АНАГНОСТ визант. писатель сер. XV в., автор «Повествования об окончательном взятии Фессалоники» турками-османами 29 марта 1430 г.

http://pravenc.ru/rubrics/122908_4.html

     Остались ли какие-то поучения древних грузинских отцов? Есть, но немного, потому что, как я уже сказал, Грузия постоянно претерпевала нападения, и завоеватели, враждебно относившиеся к христианству, без жалости уничтожали церкви и монастыри а, соответственно, письменные памятники, в которых хранились исторические сведения, свидетельства духовной культуры. Расцвет монашества пришелся на XII–XIII столетия, царствование Давида IV Возродителя, затем царицы Тамары. Но впоследствии вновь были века войн, разорений, раздела страны. В XVII веке, при шахе Аббасе приняли мученическую смерть шесть тысяч монахов в Гареджийской пустыне, теперь они пребывают в лике святых. Конечно не щадились при этом ни рукописи, ни книжные собрания… К сожалению, и правительство Российской империи в XIX веке руками своих чиновников, от которых трудно было ожидать понимания чужой национальной культуры, нанесло большой урон памятникам грузинской письменности, а также, например, церковной живописи – уничтожались фрески; из богослужения вытеснялся грузинский язык и т. п. Это известные факты. В 1917 году была восстановлена автокефалия Грузинской Церкви, но уже через несколько лет Грузия снова была окуппирована Советским Союзом и начались новые масштабные гонения…      Потери наших национальных ценностей, в том числе и церковных, были бы еще больше, если бы в 1921 году большая их часть не была вывезена за границу эмигрировавшим меньшевистским правительством Грузии. И если бы не самоотверженность одного человека – Евфимия Такаишвили, назначенного хранителем этого национального достояния. Сейчас он причислен к лику святых. В очень тяжелых условиях эмиграции он спас весь этот огромный бесценный материал – это были целые вагоны. Уже после Второй мировой войны, по договоренности между СССР и Францией, при личном участии Сталина, это наследие вернулось в Грузию, стало основой коллекций многих музеев, а рукописи поступили в Институт рукописей (с 2009 года – Грузинский национальный центр рукописей. – Ред.). Там хранятся переводы на грузинский Священного Писания, агиографические, литургические, гимнографические и другие труды разных авторов и переводчиков, среди них немало святых, подвижников. Например, преподобный Евфимий Афонский, Святогорец, настоятель Иверского монастыря на Афоне в конце X – начале XI века, и другие. Собственно грузинские богослужебные тексты, песнопения тоже сохранились, но в малом количестве. Слава Богу, существуют еще источники в Греции на Святой Горе, на Синае и в других местах, где были большие центры грузинского монашества.

http://pravoslavie.ru/114028.html

После бракосочетания З. и С. уехали в Каппадокию, где род. равноап. Нина. Мать воспитала дочь «под кровом своим в беспрестанном служении нищим и днем и ночью». Когда девочке исполнилось 12 лет, родители вновь переселились в Иерусалим, где раздали нищим все сбережения от продажи имущества. Взяв благословение у Иерусалимского архиепископа, З. простился с женой, напутствовал дочь на путь служения Богу и ушел к отшельникам. С. и равноап. Нина остались в Иерусалиме, где заботились о нищих и больных женщинах. Решением Свящ. Синода 23 дек. 1996 г. Грузинской Православной Церкви З. и С. были причислены к лику святых; в диптих святых РПЦ внесены определением Свящ. Синода РПЦ от 17 апр. 1997 г. Ист.: Житие св. Нины//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 106-110; Обращение Грузии/Пер. с древнегруз. яз. Е. С. Такаишвили. Тбилиси, 1989. С. 31-34; Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1997. 6. С. 4. Лит.: Кекелидзе К. Классификация народов и вопросы их геогр. расположения в древнегруз. лит-ре// Он же. Этюды. 1941. Т. 1. С. 168-182; он же. Главные ист.-хронол. вопросы обращения Грузии//Там же. 1957. Т. 4. С. 252-292; он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 523-532; Гоиладзе В. И. Рассказ о бранджах в «Житии св. Нины»//Мнатоби (Светоч). 1986. 9. С. 145-151 (на груз. яз.); Цулая Г. В. «Житие св. Нины» как источник по истории народов Кавказа//Изв. АН ГССР: Сер. истории, археологии, этнографии и истории искусства. 1979. 3. С. 102. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи

http://pravenc.ru/text/182451.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Мацхвариши [Груз. , от сванского - Спаситель], ц. во имя Спасителя (X-XI вв.) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви. Принадлежит общине Латали, расположена на высоте 1347 м в центре с. Мацхвариши (муниципалитет Местиа, В. Сванети), в ущелье р. Мулхра (Мулхура), правого притока р. Ингури. Является памятником культуры Грузии. История Нек-рые сведения о заказчиках и об исполнителях М. дают фресковые надписи церкви. Согласно ктиторской надписи (в треугольном отрезке вост. части вост. арки сев. стены, возле алтаря), роспись была выполнена «рукою Микаела Маглакели» в 15-й год (1140) царствования в Грузии Димитрия I ( Вирсаладзе. 2007. С. 148). На юж. стене под изображением монаха с воздетыми вверх руками сохранилась 17-строчная надпись асомтаврули, в середине к-рой можно прочитать: «Это Квирике мамасахлиси (груз. «отец дома»; «старейшина» - Авт.), который много потрудился, руководя расписыванием этой церкви, аминь!» (Там же. С. 162). Также в сооружении и росписи М., очевидно, участвовал эристав Сванети Варданисдзе: его изображение сохранилось в сцене венчания на царство Димитрия I (зап. часть сев. стены). На сев. стене М. сохранилась надпись, очевидно принадлежавшая Квирике, завещавшему потомкам беречь живопись: «Вы, кто будет мамасахлиси сей церкви, оберегайте роспись от дыма, чтобы она не утратила цвета» ( Силогава. 1977. С. 80-81; Вирсаладзе. 2007. С. 163). Церковь привлекла внимание ученых на рубеже XIX и XX вв.: в 1895 г. ее посетила археолог графиня П. С. Уварова , отметившая значительную закопченность фресок. В 1910 г. роспись и эпиграфику М. изучал груз. историк прав. Евфимий Такаишвили . В 1931 г. М. посетила экспедиция Музея Грузии, была произведена фотосъемка наиболее интересных фресок (негативы хранятся в ГМИГ), П. И. Ингороква изучил эпиграфику храма (Отчет экспедиции. 1931. С. 344-350; Каухчишвили. 1951. С. 37; Вирсаладзе. 2007. С. 147). Летом 1946 и в 1947 г. М. была обследована экспедицией Ин-та истории грузинского искусства АН Грузинской ССР, роспись была зафиксирована (фотосъемку произвел В. Цинцадзе, копии росписи - Т. С. Шевякова , зарисовки - Т. Б. Вирсаладзе), обмеры храма выполнил Л. Д. Рчеулишвили. Вирсаладзе изучала роспись М. также осенью 1948 и летом 1952 г. Церковь была вновь освящена 18 янв. 2004 г. Архитектура

http://pravenc.ru/text/2562732.html

Истории крещения грузин посвящена 86-я гл. «О блаженной Нунэ и о том, как она стала причиной спасения иверов в христианство» сочинения арм. историка V в. Мовсеса Хоренаци «История Армении». В конце главы Хоренаци ссылается на соч. «Агафангел» . Очевидно, он имеет в виду не главу целиком (ни в одной из редакций этого сочинения сведений о Н. нет), а только заключительную фразу, в к-рой указаны регионы, где проповедовал свт. Григорий Просветитель . Основываясь на сведениях, указанных в сочинении о маршруте свт. Григория, Хоренаци идентифицировал места проповеди Н. методом исключения - указал те, в к-рых не проповедовал свт. Григорий. Что же касается сведений, представленных в основной части этой главы, то они заимствованы из архетипной редакции «Мокцеваи Картлисай» ( Чхартишвили. 1980; Она же. 1987). В своем сочинении он особое внимание уделил сведениям, к-рые могли бы быть интересны арм. читателю: напр., довольно подробно коснулся истории воздвижения мцхетского креста (см. в ст. Джвари ), к-рый был святыней, почитаемой до разделения Грузинской и Армянской Церквей не только грузинами, но и армянами. Деятельности Н., разным аспектам ее биографии, агиографическому циклу о ней, истории обращения Картли посвящены исследования мн. ученых. Было издано неск. тематических сборников, в к-рых должным образом представлена история вопроса (Santa Nino. 2000; Святая Нино. 2008. Т. 1; «Житие св. Нино» и «Обращение Картли». 2009). Тему изучали и изучают мн. специалисты, в т. ч. З. Абашидзе, Н. Акинян, З. Алексидзе, Г. Алибегашвили, Г. Амиранашвили, К. Безарашвили, Е. Вардошвили, В. Гоиладзе, К. Горн, П. Грего, И. Джавахишвили , П. Иоселиани , К. Кекелидзе , З. Кикнадзе, Д. Колбаиа, Ц. Курцикидзе, Г. Кучухидзе, К. Лернер, Н. Ломоури , Ш. Матиташвили, Т. Мгалоблишвили, Н. Николозишвили, Г. Парулава, Л. Патаридзе, П. Петерс, С. Репп, С. Салуашвили, Р. Сирадзе, М. Сургуладзе, прав. Евфимий Такаишвили, М. Тархнишвили, М. Чхартишвили, Г. Шургаиа и др. Житие Равноап. Нина. Икона из иконостаса ц. во имя равноап. Нины мон-ря Бодбе. Ок. 1820 г.

http://pravenc.ru/text/2577665.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010