Святого первомученика Стефана мощи егда из Иерусалима к Царюграду преносимы быша, глас Ангелов славословия Божия поющих над мощьми на воздусе слышашеся, и благоухание велие от ковчега исхождаше. Слышаны же быша и бесовстии гласи издалече взывающии: горе нам яко Стефан грядет, и биет ны. Нощию же свет над мощьми святого являшеся 261 . При гробе святого великомученика Димитриа Селунского вндены бяху два Ангела Божии с мучеником беседующии 262 . У гроба святителя Христова Петра митрополита Всероссийскаго, свеща сама о себ возжжеся всем зрящим, еже бе знамением благодати Божией, над гробом угодника своего осиявшей. Обретенным бывшим мощам преподобного Феодосиа Печерского , видена бысть в полунощи заря над пещерою возсиявшая, и свещы многия горящия 263 . Толь прославляет Бог мощи угодников своих! Елико убо разнствие недостойного от честного, адского жителя от небесного гражданина, беса темна от Ангела света: толико разнствие гробов и мощей грешничих от гробов и мощей святых угодников Божиих. Еще и в сем тех разнствие велие: гробы грешничи полны суть костей смердящих и всякия нечистоты: гробы же святых чисты, нетление содержании, благоуханье издающии, иныи же и миро источающии, якоже древле святого великомученика Димитрия Мироточнвого и святой великомученицы Евфимии всехвальной 264 ; и в России в царственном граде Казани мощи святителя Христова Гурия миро источиша; и в святых пещерах Киевских видети есть мироточивые главы 265 . Кости грешничи никияже в себе имеют целебные силы: кости же святых подают цельбы верующим, якоже то видети есть в житиях святых на многих местах; и что дивно? Аще бо не точию живые руце святого апостола Павла, но и убрусцы его, и главотяжи от пота тела его, на недужных полагаемые, недуги целяху 266 ; кольми паче по смерти мощи его, и коегождо угодника Божия, сильны суть подавати цельбы. Не вемы ли в Божественном Писании, яко егда труп некоего мертвеца ввержен бе в гроб святого пророка Елиссея, и прикоснуся костем Елиссеовым, абие мертвец оный вверженный оживе, и ста на ногу своею 267 , и пойде жив в дом свой? О костех же грешничих что таково где слышится? Несть ли убо разнствия превелика между гробищами и костьми грешных, и между мощьми святых? Крайнее же тех разнствие есть, яко в последний день, егда Архангельския трубы глас всех от века мертвых от сна смертного возбудить, тогда праведных телеса оживше, нзыдут в воскресение живота, грешных же телеса изыдут в воскресение суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Изволяяй да чтет от многих некая: о чудотворных мощах святителя Христова Николая 275 , о целебных мощах святого мученика Мины 276 , и честных мощах святого великомученика Димитрия 277 , и святой великомученицы Евфимии всехвальной, к нимже от вселенной собирахуся верные на поклонение 278 ; и о прочих мощах святых, издавна благочестно верными почитаемых, везде в книгах церковных обрящеши. Лжет убо кривотолк оный, иже святого Златоустого словеса, о гробах и трупиях грешничих реченные, наносит на хуление мощей святых, и на досаду почитающим я, демонами тех нарицая, сам сый демон в плоти и демонов единомысленник. Глава 16. О времени последнем Донесеся слуху нашему и сие, яко Брынские лжеучители, словеса учительская неправо толкующие, нынешнее настоящее время самым последним временем быть сказующе, проповедуют тайными проповедями своими меж простым народом, яко в нынешнее время не возможно уже кому спастись живущему в градах и в селах, разве в их токмо Брынских пустынях. Проповедь же их та лжеучительная уведася нам сице: Некий волк от пустынь Брынских, вниде во одежде овчей в Ростов, хотя по обычаю своему тайно похищати словесные овцы Христовы. И приходя к некоему лицу духовну, честну, чая тамо деньгам многим быть, и к своим жилищам прельстить и отвести желая, глаголаше: несть вам, зде в градах живущим, спасения, уже бо последнее есть время, и уже антихрист царствует в мире, и страшный день судный уже настоит, и уже церкви суть яко хлевы, а попы яко волки, ваши же молитвы суть яко мерзость пред Богом; ибо отвратил есть уже Бог от вас лице свое, ни слушает молитв ваших, ни пощения вашего приемлет; и аще бы вы и на уды себе раздробляли, проходяще острое житие и подвизающеся всячески, то не можете Богу угодити, вся бо ваша уже неприятна ему суть. В единых токмо пустынях и скитах наших Бог живет, тамо обратил есть лице свое, и тамо токмо слушает молящихся ему и спасает я. Тако той прельщаше, прельщаемое же лице, хранимо Богом, пребысть непрельщенно; и потом нашему смирению то донесено, но уже волк оный сотворися безвестен.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Говорено было о печатании Апостола и Евангелия в том виде и в таком порядке, в каком обыкновенно печатаются греческие богослужебные Евангелия, в которых чтения расположены не по историческому порядку происшествий, а по порядку праздников и недель, начиная с первого дня Пасхи. На вопрос его святейшества, – есть ли в России подобные Евангелия на славянском языке, – я отвечал, что видел такое Евангелие в Вильне в православном Святодуховском монастыре и что если его святейшеству угодно будет иметь такое Евангелие для образца при печатании, то, без всякого сомнения, можно достать оное из России. Патриарх не сказал на это ничего решительного. После этого разговора преосвященный Иерофей поднялся и распрощался с патриархом. Вслед за ним и я принял благословение его святейшества и приглашение побывать у него еще раз. Продолжению наших разговоров помешал какой-то светский человек, пришедший к патриарху. Проходя мимо патриаршей церкви во имя Св. Георгия, я не мог ослушаться повеления души моей, влекшей меня в эту церковь , не смотря на позднее время и крайнюю усталость тела, изморенного жаром и голодом. Церковь не мала, не богата, но чиста и прилична. В ней почивают мощи Св. Феофании, супруги греческого царя Льва Премудрого, всехвальной Евфимии и мученицы Саломии, пострадавшей с 7 детьми во время Маккавеев. Мощи лежат в простых сундуках, обитых черной кожей и железными полосами, и облачены весьма бедно. В этом же храме, в левой стене подле иконостаса придела, вставлена часть столпа, к которому привязан был Спаситель. Облобызав сии мощи и столп, я с особенным умилением смотрел на кафедру, с которой проповедовал Св. Иоанн Златоустый . Кафедра очень проста и узка; несколько ступеней ведут к самому седалищу; а, верх устроен в виде балдахина, по карнизам которого есть надпись эллинская, но я не мог ее разобрать. Постараюсь еще раз посетить сей храм и обозреть его внимательнее. Во всех трех отделениях его по сторонам устроены простые седалища для богомольцев и хоры с густыми решетками для женского пола. При виде этих седалищ и хор мне стало досадно, что в России вывели их из употребления в храмах. Богослужение христианское требует известной чистоты сердца и целомудрия; посему необходимо должно скрывать в церквах женский пол от похотливых взоров мужчин, особенно, в наше время, когда по слабости или недостатку веры и страха Божия люди готовы грешить и в самом святилище Господнем. Во храме мы таинственно изображаем собою херувимов; следовательно, должны устремлять все свои мысли и чувствования к единому Богу и Господу нашему Иисусу Христу. Но наша плоть так немощна, не надобно же подавать ей случая к поползновению и искушениям от близкой наглядности на женственную прелесть. Надобно предохранять и слабый пол от подобных же искушений. Богослужение наше приспособлено к сидению: зачем же стоять в церкви? И не спокойнее ли слушать проповедь сидя, нежели стоя?

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Что касается порядка вынимания этих девяти чинов частиц в честь отдельных святых, то следует указать на некоторые различия в славянских и греческих служебниках. B славянских служебниках первая частица вынимается в честь " Честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна " , а вторая — в честь " Святых славных пророков: Моисеа и Аарона, Илии и Елиссеа, Давида и Иессеа; святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков " . По греческому чину первая частица вынимается в память " Всевеликих Чиноначальников Михаила и Гавриила и всех Небесных Сил " , тогда как вторая соединяет в себе поминовение Предтечи Иоанна и всех пророков поименно, как и в наших служебниках. Третья частица вынимается в честь " Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов " . У греков после Петра и Павла указано " двоюнадесяти и семидесяти " , а иерусалимский чин добавляет еще и " святого славного и всехвального апостола Иакова, брата Божия и первого иерарха Иерусалимскаго " . Таким образом, закончено полагание частиц в первом вертикальном ряду. Четвертая начинает сверху второй ряд и вынимается в честь святителей, т.е. святых епископов, вселенских учителей и местно чтимых святителей. Поэтому в разных изданиях находятся варианты отдельных редакций. Так например: Русское издание поминает: " Иже во святых отец наших святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийского; Петра и Алексия, и Ионы, и Филиппа, и Ермогена Московских; Никиты епископа Новгородского, Леонтия епископа Ростовского, и всех святых святителей " . Венецианское издание греческого чина останавливается на имени святого Николая; иерусалимское добавляет святого Иоанна Милостивого. Сербский служебник (издание 1928 г.), опуская имена русских святителей, добавляет, однако, свои сербские, а именно, " святых сербских просветителей и научителей Симеона Мироточивого, святителей Саввы, Арсения и Максима " . Пятая частица вынимается в честь святых мучеников и мучениц, и также не во всех изданиях совпадает порядок и число имен. Русское издание содержит поминовение: " Святого апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, — и всех святых мученик, и мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии, и Параскевы, Екатерины, — и всех святых мучениц " . Сербское издание тождественно с русским. Венецианское не имеет поминовения мучениц, и упоминает только одного Феодора (Тирона); иерусалимское после имен мучеников содержит общее поминовение мучениц, а не поименное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Главная святыня обители — Тихвинская икона Божией Матери. По благословению архиепископа Иринея каждую пятницу пред св. образом Богородицы читается акафист. Дата основания: 1867. Адрес: 49006, г. Днепропетровск, ул. Чичерина,171 Телефоны: 8 (0562) 34-24-33 , 8 (056)770-35-14 Храмы [ править править код ] Свято-Троицкий кафедральный собор (Днепр) [ править править код ] Свято-Троицкий кафедральный собор Свято-Троицкий кафедральный собор заложен в 1837 г. на месте деревянной Свято-Духовской церкви 1791 г. Строился храм на средства купцов Федора Дупленко и Андрея Кирпичникова и имел боковые престолы: правый – Казанской иконы Божией Матери, левый – св. ап. Андрея Первозванного. В 1860-х гг. к храму пристроена колокольня. После закрытия Спасо-Преображенского собора, Свято-Троицкий стал кафедральным. В 1934 г. его также закрыли и превратили в склад. В 1941 г. храм вновь стал действующим, в статусе кафедрального. В 1943 г. его настоятель протоиерей Владимир Капустинский был расстрелян во дворе и похоронен у стен собора. Часть росписей храма выполнена художником Иваном Ижакевичем при реконструкции на стыке XIX-XX вв. Другая часть создана в 1950-х гг. на месте утраченных композиций. Рядом с собором, в новом здании, с 2006 г. размещается Епархиальное управление. Адрес: г. Днепропетровск, Красная площадь, 7 Телефоны: (+38 056) 744-76-46 , 375-32-59 Спасо-Преображенский кафедральный собор (Днепр) [ править править код ] Спасо-Преображенский кафедральный собор Официальная церемония закладки основания Преображенского собора и вместе с ним нового города Екатеринослава на правом берегу Днепра состоялась 9 (22) мая 1787 года во время путешествия Екатерины II на юг империи. Одной из главных реликвий собора является Крест-мощевик, преподнесенный, по благочестивой легенде, в дар соборному храму императрицей Екатериной II и князем Г. Потемкиным. Внутри святыни находятся мощи святых: первоверховных апостолов Петра и Павла, первомученицы Феклы, священномученика Игнатия Богоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, мученицы Евфимии Всехвальной, святителя Митрофана, епископа Воронежского, мученика Меркурия, преподобного мученика Акакия. 21 декабря 2008 года Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир освятил самый большой в епархии колокол для Спасо-Преображенского кафедрального собора, который дополнил окончательно всю гармонию колокольного звона соборной звонницы. Вес могучего гиганта — шесть тонн.

http://azbyka.ru/palomnik/Днепр

Восседая на Новгородской святительской кафедре, не забыл блаженный Мартирий и своей Старорусской обители, им основанной. Вместо сгоревшего в ней деревянного храма Преображения Господня, в 1196 г. он вооружил каменный однопрестольный храм, который и был освящен им в том же году, на праздник Успения Пресвятая Богородицы. При освящении этого храма святитель Мартирий радовался того же, свыше вдохновенною радостью и молился Господу так пламенно, как некогда равноапостольный князь Владимир, по освящении храма Тождества Пресвятая Богородицы в Киеве, или как Соломон по освящении храма Иерусалимского. Летопись сохранила до наших времен ту самую молитву, которую произнес при освящении храма блаженный Мартирий, она начинается так: «Господи Боже, призри с небесе и виждь, и посети виноград свой, и соверши, его же насади десница Твоя, и призри на церковь сию, юже создах раб Твой, архиепископ Мартирий, во имя святаго Твоего Преображения, да аще кто помолится в церкви сей с верою, то услыши молитву его и отпусти грехи ему молитвами Пресвятая Богородицы и всех святых Твоих. Аминь». «И веселяшеся блаженный душею и телом», говорить современный летописец, «устроив себе память вечную и всем крестьянам (христианам) честный монастырь». В том же 1196 году, с помощью двух посадников, блаженный архиепископ Мартирий построил церковь во имя свв. Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских в монастыре, на острове Селезневе, а по летописи Нелезине, в 4-х верстах от Новгорода. В 1197 году святитель Мартирий имел утешение заложить в Новгороде, в Плотницком конце, храм во имя св. великомученицы Евфимии Всехвальных с девичьим монастырем, а постройку приняла на себя благочестивая боярыня Полгода, жительница Рюрикова Городища. В 1198 году было необыкновенное происшествие: один набожный Новгородец каждый день посещал храм Божий и с благоговением принимал антидор или просфору. Однажды нес он Богородичную просфору в дом и, по немощи, заснул на дороге. Псы, почуяв хлеб, подошли и хотели схватить просфору, но отражаемые невидимою силой отходили прочь. Это было в виду многих. Когда узнал об этом блаженный Мартирий, он тотчас же благословил на месте происшествия основать храм в честь Пресвятыя Богородицы. Супруга князя Ярослава Владимировича Елена издержки по построению храма приняла на себя. В следующем году храм был освящен самим блаженным архиепископом Мартирием в честь Рождества Пресвятыя Богородицы и основан при нем женский монастырь, называвшийся впоследствии Богородицким на Молоткове.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

Свт. Лев послал на собор свое святительское послание, в котором говорится: «Я желал, возлюбленнейшие, чтобы по любви к нашему собранию, все священники Господа стояли в одном благоговеинстве кафолической веры и чтобы никто не поддавался или ласкательствам, или угрозам мирских властей, так, чтобы отступить от пути истины...Поэтому, возлюбленнейшие братия, совершенно отложив дерзость спорить против веры, от Бога нам внушенной, пусть умолкнет суетное неверие заблуждающих. И не следует защищать то, чему не должно веровать; потому что, на основании евангельского авторитета, пророческих внушений и апостольского учения, весьма ясно и полно изложено было в наших посланиях, которые мы послали к блаженной памяти Флавиану, каково должно быть благочестие и искреннее исповедание относительно таинства воплощения Господа нашего Иисуса Христа...» 33 Собор проходил в храме святой влмч. Евфимии Всехвальной, и как пишет известный российский церковный историк В. В. Болотов , главная задача самого собора состояла не в осуждении Диоскора патриарха Александрийского и его разбойничьих деяний, а «в изъяснении православной веры православному миру». И именно заседания собора, проходившие 10, 17 и 22 октября, были посвящены раскрытию православной веры о Богочеловеке, об образе соединения двух естеств в лице Бога Слова. На соборе был соблюден порядок прочтения важных вероучительных текстов, которые рассматривались, вероятно, в качестве символических вероучительных текстов. Состав текстов и порядок их прочтения был таков: Символ Никейский и Константинопольский (наш Символ веры ), 2 послания свт. Кирилла Александрийского (послание к Несторию, которое носит характер чисто догматический, а также примирительное послание к Иоанну Антиохийскому). По прочтении этих вероучительных документов было прочитано послание свт. Льва, папы римского к архиепископу Константинопольскому Флавиану, т.е. Томос свт. Льва. 34 Наиболее значительным местом в этом послании свт. Льва является следующее: «Плодотворность Деве дарована Духом Святым; а истинное тело заимствовано от ея тела. И когда таким образом Премудрость созидала себе дом, Слово плоть бысть, и вселися в ны (Иоанн 1, 14), т.е. в той плоти, которую Оно заимствовало от человека, и которую одушевило духом жизни разумной.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Находясь в пристани называемой Авидова, они открыли ковчег и увидели там нетленные мощи; от них неслось великое благоухание, и порадовались они этому духовному сокровищу, особенно, когда в видении узнали святость тех мощей; а именно, в наступившую ночь они увидели в видении над мощами великую славу, горящие светильники и свечи, и мужей светлых, поющих и восхваляющих Бога. Получив это видение, они стали молить Бога открыть их, какого святого эти мощи; плыли они дальше и подплыли к острову, называемому Лимнос. На это острове тоже находились чудотворные и мироточивые мощи, святой мученицы Гликерии проводя ночь около этого острова, они увидели в видении святую мученицу Гликерию, идущую к их кораблю, а из корабля вышедшую ей навстречу прекрасную девицу; они обе нежно обнялись. И сказала девица, пришедшая к девице, вышедшей из корабля: — Будь здрава, мученица Христова, Евфимия всехвальная! Та же сказала ей в ответ: — Будь здрава, мученица Христова, Гликерия блаженная! И, приветствовав друг друга, разошлись: святая Гликерия пошла к себе, а святая Евфимия возвратилась на корабль. Это видение одно и то же было обоим братьям; они очень обрадовались, что узнали, чьи это мощи, и в теплой молитве усердно припадали к святой великомученице Евфимии, обнимали ковчег, целовали его, проливая от радости слезы. Они хотели это бесценное сокровище везти в свое отечество, но Богу и Его святой угоднице не было это угодно. Корабельщики поставили паруса и пустились в путь в свою сторону; когда они были далеко уже от этого острова, внезапно поднялась буря и сильное волнение, и корабль прибило волнами опять к тому же острову. Опять корабельщики, как утихнет море, пускались плыть, но опять, по Божию повелению, внезапно поднимались волны и приносили корабль к острову. И это делалось не два, не три раза, но много раз; и были все на корабле в большом недоумении. Наступила ночь, и явилась им Христова мученица и сказала: — Зачем стараетесь вы носить меня туда и сюда? Я не уйду отсюда, не хочу идти туда, куда вы хотите меня везти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Донский Ставропигиальный, мужеский, 1-го класса степенью 6, в Москве за Калужскими воротами; построен в Царствование Феодора Иоанновича в воспоминание победы над Крымским Царевичем Нурадином, одержанной в 1591 г. помощью образа Пресвятой Богородицы Донские, подаренного Великому Князю Димитрию Иоанновичу Донскими Казаками; после чего в том же году на сем месте построена, что ныне трапезная, малая церковь с кельями, а потом тщанием и усердием В. Княжны Екатерины Алексеевны построена Соборная церковь  и каменная ограда, которая была окончена в 1692 году. В нем: 1) Соборная церковь во имя Пресвятой Богородицы Донские, освященная в 1698 г.; 2) над алтарем во имя Сретения Господня; 3) трапезная во имя Донские же Пресвятой Богородицы, построенная в 1592 году; 4) во имя Преподобного Сергия Радонежского; 5) во имя Св. Великомученика Тихвинской Пресвятой Богородицы; 6) больничная во имя Преподобного Евфимия; 7) под колокольней во имя Праведных Захарии и Елисаветы. Архимандричьи и братские кельи о двух этажах, также ограда кругом монастыря с огромными башнями каменные. Архимандрит здешний священнослужение отправляет по примеру Нежинского Благовещенского монастыря. Дорофеева Югская мужеская пустыня, Ярославской Епархии в 15 верстах от города Рыбинска при реках: Юге Черном и Юге Белом, построена в 1615 году старцем Дорофеем, принесшим из Псково-Печерского монастыря Чудотворный образ Божией Матери, именуемые Одигитрии, а ныне Югской. В ней две церкви: 1) Соборная каменная во имя Живоначальной Троицы, где находится вышеупомянутая Чудотворная икона; празднество ей бывает июля 28 дня; 2) во имя Успения Божией Матери над святыми воротами. Духов Новогородский преждебывший мужеский, а ныне девичий, 2-го класса, степенью 1) находится близ Новгорода; построен в 1357 году Св. Моисеем; Архиепископом Новгородским. В нем Соборная церковь двухэтажная; вверху во имя Сошествия Святого Духа, а в низу во имя Рождества Христова; 2) церковь двухэтажная во имя Св. Троицы с трапезой. Из примечательных вещей находится здесь часть мощей Св. Моисея, Архиепископа Новгородского, основателя сея обители; часть мощей Святой Евфимии Всехвальные и посох деревянный Святителя Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В приходе сей церкви находилось шесть часовен: 1) в деревне Городке, Святого Пророка Илии, деревянная; 2) в деревне Варвариной-Горке, Святого Пророка Илии, деревянная; 3) в деревне Мартышеве, Рождества Пресвятой Богородицы, деревянная; 4) в деревне Спирове, Святителя Николая, деревянная; 5) в деревне Кедрове, Святой Троицы, деревянная и 6) в деревне Трубине, Великомученицы Параскевы, деревянная. По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 год. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914. В советское время здание использовалось как гараж пожарной части и до половины разрушено. В таком виде, в каком сохранилась нижная часть церкви в Лесном, оно производит сильное впечатление. Главным образом потому, что на его площади, где долгое время находился цементный пол, плохо принимается растительность. Сохранился полностью периметр стен, о завершении сказать сейчас ничего нельзя. Вероятно, это была традиционная ротонда на четверике, в трапезной были, скорее всего, деревянные перекрытия. На западной стене трапезной - остатки разобранных печей. Сохранились незначительные фрагменты наружного фасадного декора, характерного для 2-ой четверти XIX века, на трапезной - с полочками над окнами, клинчатыми замками и остатками руста по штукатурке, а на храме - полукруглые окна первого яруса. Основной храм по сравнению с трапезной очень невелик, завершается вытянутой, очень необычной для своего времени трехчастной апсидой (сильно разрушена). Здание брошено и продолжает быстро разрушаться. В 2009 году на его стенах еще были видны остатки росписи 2-ой половины XIX века. По материалам сайта Тверские своды Л. 1. Церковь каменная… Стены всей церкви как изнутри, так и снаружи оштукатурены, покрашены снаружи желтою краскою. В этой церкви три престола, из коих главный во имя знамения Божией Матери. В трапезе по правую сторону во имя Святителя и Чудотворца Николая. По левую во имя Святыя Великомученицы Евфимии Всехвальныя. Олтарь в настоящем храме устроен овалом с кирпичным сводом с двумя по бокам для ризницы и казнохранилища палатками, отделенными от олтаря простенками, имеющими двери.

http://sobory.ru/article/?object=39618

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010