Икона " Воспоминание чуда вмц. Евфимии Всехвальной, имже Православие утвердися (451 г) " . Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога, Которому поклонялась Евфимия. Объявив себя христианами Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел. Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона . Мощи св. великомученицы Евфимии Всехвальной. Патриарший кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца Константинопольского Патриархата Мощи и почитание Полтора столетия спустя, когда Христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения. В 451 году в городе Халкидоне , в церкви, где почивали прославленные чудесами мощи святой великомученицы Евфимии, происходили заседания IV Вселенского Собора . Собор был созван для определения точной формулировки догмата Православной Церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов , которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа - Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу - Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры.

http://drevo-info.ru/articles/1767.html

Ч. 2. С. 71, 158), образ свт. Николая Чудотворца с др. святыми (традиционно он относился к 1500 г.; после раскрытия реставраторами датировка изменена на XIII в.; ныне в ГРМ: Смирнова Э. С. Живопись Вел. Новгорода: Сер. XIII - нач. XV в. М., 1976. Кат. 1), сребропозлащенный крест 1627 г. с частицами мощей свт. Николая Чудотворца, вмч. Димитрия Солунского и «трости» прп. Антония Римлянина (крест пожертвован игум. Леонидом), сребропозлащенный крест 1664 г. (вклад архим. Киприана), деревянный посох Новгородского свт. Моисея с железным наконечником. В соборе находились частицы мощей свт. Моисея (принесены в мон-рь 12 мая 1693, при архим. Никодиме) и вмц. Евфимии Всехвальной (принесены в обитель в апр. 1788 из Евфимиева мон-ря в Плотниках). Имелись колокола 1568, 1588 и 1589 гг. и 2 колокола 1678 г. ( Макарий (Миролюбов). 2003. Ч. 2. С. 282-283, 288-289). Известно также, что до 1917 г. в храме свт. Василия Великого в дер. Чернавино (ныне дер. Б. Чернавино Волховского р-на Ленинградской обл.) хранился серебряный вызолоченный напрестольный крест с частицами «трости» прп. Антония Римлянина и гроба прп. Александра Свирского. Согласно надписи на его лицевой стороне, крест был «сделан» 21 июня «лета 7172», т. е. в 1664 г., «в Ладогу, в Васильевской монастырь, повелением Духова монастыря архимандрита Киприана по своих родителех». По указу Новгородской духовной консистории в 1888 г. Свято-Духов собор был разобран и на его месте возведен одноименный храм (1892) - большая 2-этажная 4-столпная 3-нефная 3-апсидная постройка. На 2-м этаже имелись приделы в честь Рождества Христова и в честь Казанской иконы Божией Матери, на 1-м этаже - свт. Митрофана Воронежского и вмц. Евфимии Всехвальной. Собор был перекрыт многоскатной кровлей и увенчан 8-гранным световым барабаном со сферическим куполом. С зап. стороны к храму примыкал настоятельский корпус сер. XIX в. В 1910 г. к юж. фасаду трапезной Свято-Троицкого храма на пожертвования потомственного почетного гражданина В. Л. Морозова был пристроен трапезный корпус с приделом во имя св.

http://pravenc.ru/text/2577781.html

Чудо вмц. Евфимии Всехвальной на IV Вселенском Соборе. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. Артель Д. Г. Плеханова Чудо вмц. Евфимии Всехвальной на IV Вселенском Соборе. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. Артель Д. Г. Плеханова Однако четкой богословской доктрины о М. в трудах отцов Церкви так и не было сформулировано. Можно найти даже нек-рые противоречия во взглядах отцов, особенно это касается перенесения и перезахоронения останков. Так, свт. Иоанн Златоуст в «Слове о сщмч. Вавиле» писал: «Не на то гляди, что лежит пред тобой нагое тело мученика, лишенное душевной деятельности, а рассмотри то, что в нем присутствует иная, высшая самой души сила, благодать Святого Духа, которая через свои чудотворения всем говорит в защиту воскресения» ( Ioan. Crysost. De st. Bab.//PG. 50 Col. 529). Однако в том же «Слове...» святитель так обозначает свое отношение к погребению и перезахоронению тел: «Кто слыхал, чтобы мертвые были когда-нибудь изгоняемы? Кто видал, чтобы приказывалось переносить с одного места на другое бездушные тела... Общие законы природы у всех людей - покрывать умершего землей, предавать погребению и хоронить в недрах матери всех - земли» (Ibid. Col. 351). Вопрос богословского обоснования почитания М. особенно остро встал в период иконоборчества , когда было отвергнуто почитание не только изображений Бога и святых, но и М.; кроме того, происходило их осквернение и в некоторых случаях уничтожение. Почитание М., как и св. икон, было утверждено на Вселенском VII Соборе : «Как спасительные источники Господь Христос даровал нам останки святых, источающие немощным многообразные благодеяния, изливающие благовонное миро и прогоняющие демонов» (ДВС. Т. 4. С. 410). В Деяниях Собора было записано: «Итак, мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено церкви, будет ли то Евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или святые останки мученика, а равно [дерзающие] с хитростию и коварно выдумывать что-либо для того, чтобы ниспровергнуть хотя какое-либо из находящихся в кафолической церкви законных преданий, и наконец [дерзающие] давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям,- определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы» (ДВС.

http://pravenc.ru/text/2564262.html

Клирик, выслушав его с большим вниманием, просил его подождать на том месте, а сам с радостью пошел доложить об этом преосвященному митрополиту Андрею. Митрополит очень обрадовался, и тотчас призвав к себе этого достопочтенного мужа Анастасия, расспрашивал его о мощах святой, и тот в подробности рассказал ему все, что рассказывали о честных мощах мученицы Евфимии всехвальной живущие на том острове, равно сказал и о словах, начертанных на каменной плите двумя братьями, извлекшими эти мощи из моря. Митрополит тотчас пошел к святейшему патриарху Тарасию, и сказал ему об этом. Патриарх и митрополит пошли к царю и к матери его, ведя с собой и Анастасия, и тот опять рассказал все о мощах мученицы Христовой. Все были очень рады и благодарили Бога; а Анастасий награжден были многими дарами и возведен в прежнее достоинство. Немедленно приготовлено было нарочитое судно, и на остров Лемнос посланы были благочестивые и доспочтенные мужи из духовного сана и из царского двора с означенным комитом Анастасием, для перенесения оттуда мощей Мученицы в Царьград. После благополучного плавания, они пристали к желанному острову. Когда жители его узнали, что пришли цареградцы и хотят взять у них мощи всехвальной мученицы Евфимии, то собрались во множестве к пристани с гневом на царских посланников, и не хотели отдать им этого бесценного сокровища; особенно же кричали на комита Анастасия, называя его предателем. В народе начинался мятеж, так что епископ Лемноский едва унял народ, говоря: «не противьтесь, братия, воле Божией и не возбуждайте царского гнева; ибо ярость царева, якоже ярость львова» ( Притч.19:12 ). Когда мятеж утих, тогда открыли гроб святой и вынули из недр земных нетленные мощи Невесты Христовой, как прекрасный цвет; воздух наполнился благоуханием; их понесли к судну с псалмопением, свечами и каждением. Народ провожал мученицу со слезами, плача о том, что лишается такого дражайшего богатства, и долго стоял на морском берегу, провожая судно глазами дотоле, пока оно не скрылось с глаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елиссея, Давида и Иессея, святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков. Также произносит: Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея, святых трех отроков и Даниила пророка, и всех святых пророков. [Греч.: Святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных пророков: ] И взем частицу, полагает ю доле первыя благочинно. Таже паки глаголет: Святых славных и всехвальных Апостол Петра и Павла, и прочих всех святых апостолов. И, изъяв частицу, помещает ее ниже первой, по порядку. Затем продолжает: Святых славных и всехвальных апостолов: Петра и Павла, [Двенадцати, Семидесяти] и всех (прочих) святых апостолов. И тако полагает третию частицу доле вторыя, скончавая первый чин. И помещает третью частицу ниже второй, оканчивая первый ряд. Таже глаголет: Иже во святых отец наших святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Петра и Алексия, и Ионы, и Филиппа, и Ермогена, Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей. Затем произносит: Святых отцов наших [великих] иерархов и вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийского, (Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена Московских, Никиты епископа Новгородского, Леонтия епископа Ростовского,) и всех святых святителей. И взем четвертую частицу, полагает ю близ первыя частицы, творя второе начало. И, взяв четвертую частицу, помещает ее рядом с первой, начиная второй ряд. Таже паки глаголет: Святаго Апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, и всех святых мученик. И мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц. И продолжает: Святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора (Тирона, Феодора Стратилата,) и всех святых мучеников и (мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии, Параскевы, Екатерины и всех святых) мучениц.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/proskomid...

В. представлен в ц. Вознесения мон-ря Сучевица, Румыния (80-е гг. XVI в.), в соборе в Каламбаке, Греция (XVI в.). В западноевроп. искусстве Е. В. изображали как юную деву в плаще, нередко с диадемой на голове, с лилией (символом чистоты и непорочности) или пальмовой ветвью (символом мученичества) в руке. Ей сопутствовало изображение льва (иногда и медведя). Атрибутами служили также орудия пыток: меч (картина Дж. Сементи, XVII в., Национальная пинакотека, Болонья) и колесо. С посохом Е. В. представлена на фреске в ц. вмц. Евфимии в Сполето (ок. 1400); с пальмовой ветвью, лилией, мечом и возлежащим у ног львом - на картине А. Мантеньи (1454, Национальные музей и галереи Каподимонте, Неаполь). Статуя Е. В. (с колесом у ног) 1758 г. работы братьев Винченцо и Джованни Баттисты Валлани да Маньяго увенчивает колокольню ц. великомучеников Георгия и Евфимии в г. Ровинь. В древнерус. искусстве изображения Е. В. известны с раннего времени. По предположению Ф. Г. Солнцева (Древности Рос. гос-ва. СПб., 1849. Отд. 1. Рис. 8, 13), Е. В. была изображена в ц. Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.). Облик Е. В. следует визант. иконографии; иногда плат, покрывающий ее голову, изображали белым. Образ святой включен в декорацию ц. св. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). Со свитком Е. В. представлена на 2-сторонней иконе-таблетке «Рождество Христово. Зачатие св. Иоанна Предтечи и вмц. Евфимия Всехвальная» (1-я пол. XVI в., Вел. Новгород; ЦАК МДА). Изображение Е. В. в гробнице со свитком в руке могло быть включено в композицию «IV Вселенский Собор» (роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом мон-ре, 1502). Е. В. нередко изображали на полях заказных икон и на минеях: на иконе «Рождество Богоматери» 1783 г., на минейной иконе 1802 г. (обе из музея «Невьянская икона», Екатеринбург). Лит.: Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1950. P. 327; Sotiriou G. A. et M. G. Icônes du Mont Sinai. Athènes, 1958. Vol. 2. Fig. 183; Naumann R., Belting H.

http://pravenc.ru/text/187812.html

14) Пертинакс – (прежде военачальник и ипат Римского сената) епископствовал 19 лет при самодержцах: от Коммода и до Септимия Севера. Он основал третий молитвенный дом или храм на приморском месте, называемом Сики (ныне Галац), посвятив его Ирине. 201 г. 15) Олимпиан – при Септимие Севере и Каракалле епископствовал 11 лет. 212 г. 16) Марк – 13 лет при Макрине, Гелиогабале и Александре Севере. 225 г. 17) Кириак ( по другим Кириллиан) – 16 лет при Александре Севере. 241 г. 18) Кастим или Кистин (по Никифору Каллисту – Константин) при Гордиане епископствовал 7 лет. В Петрие (селении византийском, которое и ныне носит это имя) он воздвиг храм во имя всехвальной мученицы Евфимии, пострадавшей тогда же в Халкидоне. Примеч. 1. Источающие благодать, мощи великомученицы Евфимии сохраняются и ныне в святейшем патриаршем храме константинопольском. Кажется, что многострадальное тело ее, при иконоборных и мощеборных гонителях Церкви, верующие скрывали на острове Лемносе, перенеся его туда или из Халкидона (где почивало оно во время четвертого вселенского собора) или из Константинополя, куда перенесено из Халкидона. При Константине и Ирине (782 г.) оно опять перенесено в Константинополь. Примеч. 2. В списке епископов константинопольских, известном под именем Дорофея, сооружение храма св. Евфимии относится к преемнику Кистина Титу или Трату. 248 г. 19) Тит или Трат епископствовал 35 лет при Филиппе и прочих самодержцах, даже до Проба. 283 г. 20) Дометиан или Дометий (по другим – Димитрий) брат или, лучше, сын самодержца Проба (умершего около 282 г.), – епископствовал 24 года и 6 месяцев при Каре, Диоклитиане и прочих императорах даже до Константина Великого , обративший многих к благочестию сперва в Риме, а потом в своей епископии. 308 г. 21) Проб, сын и преемник святый святого отца своего Дометиана, – епископствовал 12 лет при Константине Великом , получившем самодержавность около 306 г. 320 г. 22) Митрофан – первый святейший патриарх константинопольский, сын Проба, о котором выше сказано, и внук Дометиана (или, по другим, – сын Дометиана и, следовательно, брат Проба), – блистательнейшее светило православия. При нем собран в Никее первый вселенский собор (325 г) на Ария, на который блаженный Митрофан, по причине глубокой старости, остававшийся в Византии, послал вместо себя Александра, бывшего тогда пресвитером и потом сделавшегося преемником патриаршего престола. При Митрофане же св. Елена, мать Великого Константина, отправившись в Иерусалим, обрела Всесвятый Гроб Христов и Честный Крест Его (326 г.). Святейший Митрофан пас церковь Божию около 10 лет, скончавшись 330 года. Память его Церковь празднует 4 июня 2 . 330 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению. Тогда святой Патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому, чрез Его несомненную носительницу святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом, в присутствии императора Маркиана (450-457), участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня Патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с Православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли Православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению. В VII столетии после нашествия персов мощи святой Евфимии были перенесены из Халкидона в Константинополь, во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра (716-741) был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборчеекая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Когда иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом Седьмом Вселенском Соборе (787 г.), при святителе Тарасии, Патриархе Константинопольском (784-806), и при императоре Константине VI (780-797) и матери его святой Ирине (797-802) мощи святой великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно перенесены в Константинополь.

http://pravicon.com/info-2275

Скачать epub pdf Воспоминание о чуде святой великомученицы Евфимии Всехвальной Память 11 июля Святая великомученица Евфимия родилась, воспитывалась и увенчалась мученичеством в Халкидоне, Вифинском городе, который лежит при заливе Черного моря, против Царьграда, по другую сторону разделяющего их пролива Босфора фракийского: пострадала она в царствование Диоклетиана 4605 , шестнадцатого сентября, когда и празднуется ее память. Сегодня же вспоминается то чудо, которое было от честных ее мощей во время четвертого вселенского собора святых отцов, происходившего в Халкидоне, и которым было явлено и утверждено православное исповедание веры; чудо и это явилось знамением для святых отцов, чтобы не приступать к общению со зловерными и произошло следующим образом. Патриарх александрийский Диоскор и Евтихий, архимандрит цареградский, еще при жизни правоверного царя Феодосия 4606 , воздвигли богохульную ересь на Господа нашего Иисуса Христа, сливая два Его естества, божеское и человеческое, в одно естество 4607 ; они прельстили многих духовных и мирян своим зловерием, совратили в свою ересь многих знатных придворных и широко пользовались их вескою поддержкою. Когда собрался поместный собор в Ефесе 4608 (через несколько лет после бывшего там же вселенского третьего 4609 ), или, лучше сказать, разбойническое сборище, на котором святейший Флавиан патриарх цареградский 4610 , исповедник благочестия, был убит единомышленниками Диоскора и Евтихия, – тогда еще больше укрепилась та ересь и стала приниматься за правоверие, истинная же вера православная стала отвергаться, как какое-нибудь зловерие. Нужно было собрать четвертый вселенский собор святых отцов для истребления этой ереси и для утверждения православной веры. В это время благочестивый царь Феодосий перешел из этой жизни к Господу, а после него принял царство добродетельный и богоугодный Маркиан 4611 со святою Пульхериею. Эти ревнители правоверия и благочестия, видя, как ереси смущают Церковь , и какие царят в ней раздоры, повелели святым отцам со всей вселенной собраться в славный город Халкидон, дабы рассмотреть и обсудить здесь вопросы веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Радуйся, яко Вышняго положила еси прибежище себе. Радуйся, яко зло и рана не приближися тебе. Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная. Кондак 5 Боготечней звезде уподобилася еси, всехвальная Евфимие, егда ангельский свет освети тя и ангел Божий сокруши колесо и снем тя, раны исцели твоя. С ним же радостно воспела еси Богу, Его силу прославляя: Аллилуиа. Икос 5 Видевши сие чудо мучитель и вси бывшии тамо, в недоумение приидоша и много чуду сему дивляхуся, обаче не возмогоша познати крепкую руку истиннаго Бога: видяще бо не видеша и слышаще не уразумеша, окамене бо сердце их. Мы же, силу Божию на тебе зряще, Богом возлюбленная Евфимие, с радостию воспеваем ти: Радуйся, силою Божиею чудеса творяяй. Радуйся, неверующых исцелением своим удивляяй. Радуйся, ангелом незримо охраняемая. Радуйся, крепкой мышцею Господней укрепляемая. Радуйся, яко во славу Христа подвизалася еси. Радуйся, яко исповеданием своим Господа прославляла еси. Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная. Кондак 6 Проповедницею славы Божией явилася еси, богомудрая Евфимие, к пещи бо огненней приведенная, огня вещественнаго не убоялася еси, огнем любви ко Богу пламенея. На небо очи возведя, молитву Господу творила: Аллилуиа. Икос 6 Возсия свет чудный воином Виктору и Сосфену, во огни бо дивное видение узреша: пред ними ангели Божии предсташа, огнь разметая и воспящая невесты Христовой касатися. Увидев чудо сие, мучителю глаголаша: «Не посмеем мы коснутися к сей святей деве и ввергнути ю в огнь, аще бо и повелиши главы нам усекнути, ибо зрим мы чудо велие, еже ты не зриши. И не терпети нам ярость твою, нежели гнев светоносных мужей, в пламене огненнем стоящих». Купно с благоразумными воины, воспеваем ти, мужественная Евфимие: Радуйся, яко пламени огненнаго не убоялася еси. Радуйся, яко паки ангельским заступлением сохранилася еси. Радуйся, яко к свету истинному Виктора и Сосфена привела еси. Радуйся, яко им в Бога уверовати помогла еси. Радуйся, силою молитвы своея огнь в пещи угасившая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010