Мелочный и упорный император Аркадий пришел в бешенство; но патриархом Константинопольским даже была сказана защитительная речь но делу консула Евтропия. Когда обо всем этом было доложено императору, то патриарх среди двойного ряда копий и мечей приведен был прямо во дворец к императору. Слабодушный Аркадий конечно не устоял против красноречивого защитника и повелел, чтобы право убежища не было нарушено. Другой пример: Гайна, начальник готов, однажды стал просить у Аркадия, чтобы он уступил арианам одну церковь в Константинополе. Царь был готов согласиться на это требование, потому что боялся, как бы Гайна не возмутил всех подвластных ему готов; Иоанн же явил при этом непоколебимую твердость и решительно отказался предать церковь Божию хулителям Христа. Гайна сделался непримиримым врагом Иоанна. Но впоследствии, при возмущении готов, когда вождь их требовал от императора казни двух консулов, Иоанн решился просить за этих несчастных. Движимый горячею любовью к ближним, он без страха отправился в стан сурового гота, чтобы спасти осужденных. Гайна, тронутый христианским мужеством епископа, принял его с почетом в шатре своем и поверг детей своих к его ногам, прося его благословения. Глава IV Доселе мы говорили о беспримерных, славных подвигах в Антиохии и Константинополе св. Иоанна Златоустог о, старались познакомить читателя с силою и глубиной его ораторского слова, видели величайшую любовь народа к святителю... Одним словом, мы видели св. Иоанна Златоустог о в дни его славы и величия, когда пастырское слово его воспитывало миллионы людей и давало направление всему православному Востоку. Теперь перейдем мы к тем злополучным дням его жизни, когда святитель Иоанн за свои личные преимущества, за свою святую ревность о славе имени Божия врагами правды Христовой был обречен на заточение. Нам весьма полезно будет последовать за святым страдальцем по пустынным местам его заточения. Пойдем всюду за изгнанником и из его чаши страданий будем почерпать и для себя силы и пример к перенесению гонений за правду Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Св. Златоуст , сын главного начальника, привык в юности к тому же образу жизни, как и Нектарий, но скоро предпочел ему суровые подвиги аскетизма, продал ценные предметы, казавшиеся ему бесполезными, и запер дверь своего дома для празднолюбцев. Не домогаясь милости сильных, он не посещал вельмож, не звал их к себе на пиры, а был постоянно занят или делами паствы, или молитвою, или изучением Св. Писания. К крайнему своему огорчению он и в духовенстве нашел себе мало сподвижников достойных; большинство было равнодушно к святым своим обязанностям и заражено любовью к земным благам, к роскоши и почестям. Видя все это, св. Златоуст при первом же обзоре своей епархии многих подверг монастырскому испытанию, а иных заместил другими. При таком испытующем, строгом отношении к пастве в изнеженном духовенстве Златоуст мало нашел себе сторонников, а скорее нажил себе на первых же порах непримиримых врагов и зложелателей. Ко всему этому даже из числа епископов оказалось много таких, которые не могли простить ему того, что он при своих гениальных способностях превосходил их во всем. Во главе недовольных епископов стал богатый африканский епископ Феофил; затем Севериан Габальский , Акакий Берийский и Антиох Птолемаидский тоже были в числе врагов святителя Иоанна. Евтропий, первый министр императора, преследовал Златоуста за то, что тот не мирился с его неправдами и безбоязненно возвышал свой обличительный голос против злоупотреблений временщика. Но самым сильным, опасным и могущественнейшим врагом, в руках которого были все средства вредить Златоусту, была царица Евдоксия – супруга императора Аркадия. После падения Евтропия императрица Евдоксия вполне овладела слабым Аркадием. Она была женщина крайне сребролюбивая; чтобы обогатить казну свою, она не гнушалась никакими средствами для достижения своей цели: делала ложные доносы, забирала чужое имущество. Иоанну часто приходилось защищать обижаемых ею и ходатайствовать за них, что чрезвычайно оскорбляло Евдоксию. Она возненавидела смелого защитника и не скрывала чувств своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«В качестве следствия церковного верховенства, продолжает рассуждать г. Грибовский, императорам принадлежало право назначения патриархов на кафедры» (стр. 358). В доказательство этого положения приводятся случаи возведения на столичную кафедру Иоанна Златоуста по желанию Евтропия, Иоанна Схоластика Юстинианом и т. д. (стр. 356–360). Мы могли бы указать гораздо более фактов более доказательных, чем те, на которые ссылается г. Грибовский, и, однако, мы не решимся утверждать, чтобы «императорам принадлежало право назначения патриархов на кафедры». Так как патриархи были ближайшими сотрудниками императоров, то, конечно, последние употребляли все усилия, чтобы видеть на столичной кафедре людей, им преданных. Но отсюда далеко ещё до права назначать и смещать патриархов по своему только желанию. Тот самый Феодосии II, который послал, по словам г. Грибовского, чиновников и войско в Ефес на собор 449 г., «который объявил ничтожными деяния» 3 всел. собора, этот самовольный Феодосий по смерти Флавиана не решился возвести на столичную кафедру иерарха по своему только желанию. Выбор был предоставлен духовенству Константинополя. Так как первые выборы не дали результатов, потому что произошли сильные несогласия между избирателями, то были назначены вторые: иерархом оказался Анатолий 56 . Автору также, вероятно, не безызвестен скандальный, но очень характерный случай с Фравитно в 489 г., записанный в истории Никифора Каллиста и свидетельствующий об обычае полного невмешательства императора в дело назначения столичного иерарха 57 . Описав обстановку избрания и наречения патриарха, г. Грибовский заключает: «таким образом, и в этом случае божественность верховной императорской власти выдвигалась на первый план» (стр. 361). Сомнительно. В 715 г. при назначении Германа патриархом Константинопольским в эдикте говорилось: «по избранию и утверждению благочестивейших пресвитеров, диаконов, всего честного клира, священного синклита и христолюбивого народа сего Богом хранимого града божественная благодать, всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая, перемещает Германа, святейшего предстоятеля митрополии Кизической, во епископа сего Богом хранимого царствующего града 58 . Эта фраза составом своим заставляет видеть в ней обычную формулу официальных бумаг при назначении нового патриарха. Как видно, об участии императора в этом назначении нет ни слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/o...

Из этого уединения его вызвал святитель Мелетий и в 380 г., после его десятилетнего служения чтецом, рукоположил его в дьякона. Тогдашние дьяконы — это тоже не нынешние дьяконы. Нынешние дьяконы только участвуют особым образом в богослужении: произносят ектенью и приглашают к молитве. Тогдашние же дьяконы были еще и ближайшими помощниками епископа и пресвитеров по заведованию делами общины. В то время каждый приход был общиной. На содержании у общины были все бедные, больные, несчастные, старые, сироты — все те, кто не мог заработать себе на пропитание и содержать себя. И вот одна из обязанностей дьяконов была заведовать этим: посещать этих несчастных, помогать им, организовывать больницы, странноприимные дома, дома сирот, дома старцев, заниматься, одним словом, помощью нуждающимся. Шесть лет Иоанн Златоуст прослужил Церкви в этом дьяконском звании, неся помощь и утешение всем несчастным, после чего в 386 г. святитель Флавиан рукоположил его во священника. Десять лет Иоанн Златоуст был священником в Антиохии и прославился там как проповедник и учитель, как великий богослов, как отец и покровитель своего народа. В это время в Антиохии произошло страшное возмущение народа, и правительство призвало в Антиохию армию — с тем, чтобы разгромить этот город. И вот тогда Иоанн Златоуст не оставил свою паству. Не только в церкви, но и на улицах, на площадях, на базарах он ходил, проповедовал, утешал, наставлял, разделял судьбу своих верующих. И в конце концов он смог своим влиянием, своей силой и успокоить народ, и отвести от него эту великую беду, это несчастье. Слава об Иоанне Златоустом (тогда его еще, правда, не называли Златоустым) распространилась по всей империи. И когда в Константинополе, в столице умер епископ Нектарий, тогда в императорском дворце у могущественного временщика правителя того времени — Евтропия, который возглавлял правительство императора Аркадия, возникла мысль призвать на эту кафедру Иоанна из Антиохии. Но все знали, что Иоанн очень скромный и не пожелает быть епископом в столице, потому что это противно его характеру. Тогда были посланы воины, которые ночью похитили, арестовали его, под конвоем привезли в столицу и там его поставили епископом, по-нынешнему — патриархом Константинопольским.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

И внезапно в ту же ночь весь город подвергся землетрясению, так что должен был разрушиться. Молитвенный же дом тех еретиков охватила беспросветная тьма и разрушила его вплоть до основания. И умерли все находящиеся там, и многие дома их обрушились и убили живущих в них, и дома их стали для них могилами, согласно слову пророка 1163 , в то время как никто из православных не претерпел вреда, и ни дома их, ни кладбище не были разрушены таковым ниспосланным Богом гневом. Верный же народ, увидев это знамение, весьма убоялся страхом великим, прославляя милостивого Бога, оправдавшего святого Иоанна в том, в чем обвиняли его еретики. Спасшиеся же от гнева сего маркиониты отказались от своей веры и присоединились к православию. И была великая радость во всем городе, поскольку народ умножался каждый день. Вот рассказ о том, что было с блаженным Иоанном в Антиохии.  20. Призванный в Константинополь императором Аркадием, Иоанн рукополагается во епископа. Спустя немного времени, в консульство Кесария и Аттика, двадцать второго сентября 1164 , умирает Нектарий, епископ Константинопольский 1165 . Тотчас все устремились к епископской хиротонии, и в то время, когда от иных требовали инот, сбежались некоторые нежелательные (люди), домогающиеся предстоятельства, евнухи, не являющиеся мужами, по чину – пресвитеры, но недостойные священнослужения. Одни – проводящие время в претории, получая взятки, другие склоняющие колени перед народом. При этих обстоятельствах начинает волноваться православный народ, доставляя неприятности императору, требуя опытного в священстве. Поскольку по этому поводу часто собирался совет, было принято решение прислать из Антиохии Иоанна, пресвитера церкви, ибо о нем господствовала молва, что там он является знаменитым учителем. Поэтому и евнух Евтропий 1166 , в то время начальник царских спален, желая предложить его городу и будучи сведущ в его добродетели, поскольку поручение императора увело его на более отдаленный Восток, приготовляет императора Аркадия, как я сказал, по общему решению всех вместе клириков и мирян начертать письмо Флавиану, епископу Антиохии, чтобы он послал к нему блаженного Иоанна тихо, чтобы не взволновать Антиохию 1167 , разослав таковые письма через клириков и некоторых облеченных властью из царского дворца, содержащие следующий приказ: «Аркадий и Гонорий, победители, обращающие врагов в бегство, верные во Христе Иисусе Господе нашем императоры ромеев, возлюбленному отцу нашему епископу Флавиану – радоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Имея такое поручение и достигнув Рима, Исидор стал ждать победы. Но произошедшее находилось втайне не долго, поскольку бывший с ним чтец выкрал письма, и поэтому Исидор, будучи охвачен страхом, бежал в Александрию. По этой причине Феофил проявлял заботу об Исидоре. Однако император предпочел Иоанна. Поскольку же против Феофила было выдвинуто множество обвинений, и жалобы предоставляют присутствующим епископам против него одно обвинение за другим, упомянутый Евтропий, царский постельничий, взяв список обвинений, передал их Феофилу, сказав, что [это] закончится или хиротонией Иоанна, или приведет к возбуждению против него по этим обвинениям судебного разбирательства. Испугавшись этого, Феофил рукоположил его. Сразу же после хиротонии он стал думать, как построить против него козни и кому из присутствующих тайно об этом рассказать, ибо многим, даже находящимся далеко от дома, он сообщил свой замысел, поскольку после [хиротонии] его опечалило дерзновение Иоанна. Рукополагается же он в епископский сан 1174  и возводится на престол двадцать шестого февраля. В Риме правление совершал по порядку император Гонорий, а в Константинополе в то время – Евтихиан, императорский префект.   21. Беседа нового епископа с императором. На следующий день приходит император вместе с синклитом в святую церковь получить благословение Иоанна 1175 . Он же вышел навстречу императору, и с ним весь клир, и поклонились ему. Подобным же образом и тот, и все пришедшие с ним склонили колени перед Иоанном, прося благословить их. Он же пожелал императору и императрице, а также всему народу блага и после обычного «аминь» сел. И, отверзши уста свои, сказал императору: «Тяжело для меня епископское достоинство, о благочестивый государь, ибо это было установлено сверх меры моей и сверх дел моих, поскольку я – наименьший из всех», Отвечая ему, император сказал: «Господь Иисус Христос , Который избрал Себе учеников и апостолов, послав их в мир просвещать помраченных и наставлять на путь заблудших, избрал и тебя, чтобы ты был для нас священником и пастырем, будучи достоин таковой чести, подражая доброму и истинному пастырю, душу Свою положившему за словесных овец» 1176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   Спустя немного времени, при консулах Кесаре и Аттике, в двадцатый день месяца сентября скончался константинопольский епископ Нектарий. Вслед за ним тотчас родилась забота о рукоположении нового епископа. Одни требовали одного, другие другого, и после многократных по сему случаю совещаний, наконец, согласились вызвать из Антиохии антиохийского пресвитера Иоанна, ибо о нем распространилась молва, как о человеке учительном и красноречивом. Итак, через некоторое время царь Аркадий, по общему определению всех, то есть клира и народа, признал его. А чтобы рукоположению Иоанна придать более важности, при нем, по повелению царя, присутствовали многие епископы и, между прочими, Феофил александрийский, старавшийся помрачить славу Иоанна и в епископское достоинство возвести пресвитера своего Исидора, которого очень любил, потому что тот принял на себя одно опасное его поручение. Скажем, в чем оно состояло. Когда царь Феодосий вел войну против тирана Максима, тогда Феофил, посылая царю дары через Исидора, вручил ему два письма и приказал дары и письмо поднести победителю. Повинуясь ему, Исидор прибыл в Рим и ожидал конца войны, но это дело недолго оставалось в неизвестности — бывший при нем чтец похитил упомянутые письма. Исидор поражен был страхом и тотчас убежал в Александрию. Это-то было причиной Феофиловой заботливости об Исидоре. Но царедворцы предпочли ему Иоанна. Притом, так как многие обвиняли Феофила и к присутствовавшим тогда епископам поступило довольно жалоб, указывавших на разные его преступления, то царский постельничий Евтропий, взяв список сих обвинений, показал его Феофилу и сказал ему, что от его воли зависит — или рукоположить Иоанна, или подвергнуть суду за приписываемые ему преступления. Устрашенный этим, Феофил рукоположил Иоанна. Таким образом рукоположенный в сан епископа, Иоанн взошел на епископский престол. Это произошло в двадцать шестой день месяца февраля, в следующее консульство, которое в Риме праздновал царь Гонорий, а в Константинополе — тогдашний царский префект Евтихиан. Но об Иоанне, так как он, по своим сочинениям и по многим претерпенным несчастиям, был муж знаменитый, умолчать не следует. Мы, сколько можно короче, скажем о нем все, о чем можно бы рассказывать довольно долго, то есть откуда он был, от кого произошел, каким образом получил сан священства, как лишился его, и как, наконец, по смерти получил больше почестей, чем при жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

За такие, будто бы недостойные служителя Божия речь, говорил он, Амвросий приказал ему до времени оставаться при себе и очиститься покаянием; но он, как отличный врач и человек имеющий дар говорить и убеждать, и способный приобретать себе друзей, посмеявшись над Амвросием, отправился в Константинополь и там, в короткое время снискав дружбу некоторых сильных при дворе людей, скоро получил епископство никомидийское. Рукоположил его епископ Кесарии каппадокийской, Элладий, платя ему за то, что он выхлапотал его сыну славную при дворе военную должность. Узнав об этом, Амвросий написал предстоятелю константинопольской Церкви Нектарию, чтобы он отнял у Геронтия священство и не позволял ему оскорблять себя и церковное чиноначалие. Но для Нектария, сколько ни старался он, это было неисполнимо; потому что Никомидийцы сообща сильно противостояли ему. Иоанн же, низложив его, рукоположил Пансофия, бывшего наставником супруги царя, человека благочестивого, нравом скромного и кроткого, который однакож не нравился Никомидийцам. Поэтому они, часто возмущаясь все вместе и каждый порознь, исчисляли благодеяния Геронтия и великую пользу от врачебного его исскуства, описывали его готовность и способность служить одинаково всем богатым и бедным, и к этому присоединяли другие добродетели, как обыкновенно делают приверженцы. Рассказывают, будто во время землетресения, засухи, или других каких-либо Божиих посещений, они ходили по площадям своего отечественного города и Константинополя, пели гимны и молились Богу, чтобы снова иметь его своим епископом. Наконец, вынужденные необходимостию, одного они отпустили с плачем и воплями, а другого приняли со страхом и ненавистию. С этого времени низложенные и друзья их стали обвинять Иоанна, будто он есть причина нововведений в Церквах и будто, вопреки законам отеческим, отменены их хиротонии справедливые. Быв огорчены, они порицали и те поступки его, которые по мнению многих, были достойны похвалы, как например случившееся тогда с Евтропием. Глава 7 О главном евнухе Евтропие, об изданном им законе и о том, что извлеченный из церкви, он был убит, также о ропоте на Иоанна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Число городов в этих областях, почти каждый из которых имел своего епископа, было значительно: Иерокл в VI в. насчитывал их 466, то есть примерно половину от общего количества городов всей Восточной империи. В одной нотиции (перечне епископий) начала царствования Ираклия указаны 455 епископских кафедр. Сила, которую черпал патриархат от расширения своей юрисдикции, стала ощутима на втором Константинопольском соборе 553 г. [Chrysos. 1966]: из 166 членов, поставивших подписи, 70 находились в юрисдикционной зависимости от Константинополя (15 полноправных митрополитов, 9 автокефальных митрополитов и 46 епископов, избиранных митрополитом). Центральные органы Константинопольский патриархат обладал эффективными органами центрального управления. В них входили: сам патриарх, который в законодательстве Юстиниана именуется «архиепископом Константинопольским и вселенским патриархом», а также собор и клир, его окружавшие. Епископ Константинополя, как и всякий епископ, избирался вначале клиром и народом своего города. В его избрании немаловажную роль играл особый институт, постоянный собор, или синод (σνοδος νδημοσα), и, с раннего времени, вмешательство императора имело решающее значение. Митрополит Гераклейский – в юрисдикции которого некогда находился Константинополь – посвятил нового епископа. Историки Церкви Сократ и Созомен так описывают избрание Иоанна Златоуста в 398 г.: Иоанн избирался клиром и народом. Предложение, которое читал всесильный евнух Евтропий, одобрил император Аркадий и утвердил собор. В 449 г. для того, чтобы заменить Флавиана, который был недавно изгнан, Феодосий II попросил у клира столицы предложить кандидатов, среди которых он мог бы выбрать. Клир не согласился, и император сам назначил Анатолия, клирика Александрийской Церкви, который в послании папе Льву напишет, что был избран епископом Константинополя «постоянным синодом». В VI в. сложилась процедура избрания епископов, которую узаконил Юстиниан: клир и «народ» предлагали трех кандидатов, но в действительности решающий выбор совершал император.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Когда же он легко победил их, не столько трудами, сколько разумом, то удаляется в пещеру, стремясь к неизвестности 298 , и, проведя там трижды по восемь месяцев, пребывал по большей части без сна, изучая Заветы Христа 299 для изгнания неведения. Не ложась в течение двух лет ни днем, ни ночью, он умерщвляет находящееся под чревом, поразив холодом деятельность органов, соседних с почками. Но будучи больше в состоянии приносить пользу самому себе, он вновь возвращается в церковную гавань. И это дело Промысла Спасителя, оторвавшего его от монашеских трудов через болезнь, чтобы, связанный бессилием, он вышел из пещеры 300 . Тогда он рукополагается в диаконы Мелетием 301 , прослужив у жертвенника два, а затем еще три года. Поскольку тотчас воссиявает добродетель его учительства 302 и народ, встретившись с ним, услаждается от соли его жизни 303 , он рукополагается во пресвитеры епископом Флавианом 304 , блистая в Антиохийской Церкви трижды по четыре года, прославляя ее священство строгостью жизни, одним предлагая соль целомудрия, других просвещая учением, иных напояя от источников Святого Духа. Когда это все двигалось попутным ветром под водительством Христа, умирает блаженный Нектарий, епископ Константинопольской Церкви 305 . Тогда сбегаются некие нежелательные люди, домогающиеся предстоятельства, какие-то мужи, не являющиеся мужами, по достоинству пресвитеры, но не достойные священнослужения, одни – стучащиеся в двери претории, другие – берущие взятки, иные же – склоняющие колени перед народом. При этих обстоятельствах православный народ возмущается, не давая покоя императору и требуя того, кто опытен в священнослужении. Всеми же делами управлял евнух Евтропий 306 , императорский постельничий. Желая, чтобы Иоанн был отдан городу, ибо он по опыту знал o его добродетели, поскольку поручение императора привело его на более отдаленный Восток, он настраивает императора 307 , чтобы тот начертал письмо к комиту Антиохии незаметно послать Иоанна, не взволновав Антиохию. Комит, получив письмо, сразу же просит его быть вне города, вблизи ворот, называемых Романскими, около церкви Мучеников 308 и, посадив его на почтовую колесницу 309 , передает его посланному евнуху в сопровождении и солдата магистра 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010