§ 170. Деятельность в звании архиепископа Константинопольского: а) до 402 года. В 397 году, скончался в Константинополе Нектарий, преемник Григория Богослова . Обер-камергер Евтропий, лично знавший достоинства Иоанна, предложил императору Аркадию избрать Златоуста на кафедру столицы; император и клир согласились. Но так, как известно было Евтропию, что антиохийцы легко не расстанутся с наставником своим, то положено было употребить хитрость при вызове Иоанна в столицу, и употребили: Правитель Востока Астерий пригласил Златоуста посетить вместе с ним загородные места мучеников. Златоуст явился, и готовая колесница понесла его по константинопольской дороге 1037 . Назначение св. Иоанна на кафедру Константинопольскую было не по душе одному Феофилу Александрийскому и еще самому Златоусту 1038 . Но Евтропий дал знать Феофилу, что предаст его суду за его происки, и Иоанн рукоположен был февраля 28 дня 398 г. 1039 . Обширное поле открылось теперь для деятельности св. Иоанна, и почти необозримы дела, какие совершил он в немногие годы пастырского служения. Первая проповедь, сказанная в Константинополе, уже возбудила любовь в народе к Златоусту 1040 . Кроткая ревность его и здесь обратилась всего прежде против хулителей Сына Божия – против аномеев 1041 ; и третью проповедь свою, он начал так: «Благословен Бог ! В каждое собрание вижу, как собрание жатвы растет, поля красивые цветут, гумно наполняется, хотя не много дней прошло, как мы бросили семена» 1042 . Но теперь Златоуст архипастырь, уже не мог так часто проповедовать, как проповедовал он в Антиохии 1043 . Теперь надлежало ему заниматься множеством других дел, и он со всею ревностью занялся улучшением духовенства, которое должно и поведением своим учить других. – Святый пастырь словом любви, а иногда и строгостью, старался преобразовать состояние избранной части Христовой 1044 ; избирал лучших наставников для училища константинопольского 1045 ; расходы, какие употреблялись прежде для дома пастырского, он обратил на вспоможение бедным и больным, построил и содержал несколько больниц и два дома для странников 1046 ; сам же довольствовался скудною трапезою и не ездил на обеды, также как и у себя почти ни когда не делал 1047 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Иоанн Златоуст Феодосии II Малый, или Младший (408-450) А.А.Васильев. История Византийской империи Иоанн Златоуст На фоне германских осложнений выступает выдающаяся личность константинопольского патриарха Иоанна Златоуста. Будучи родом из Антиохии и учеником знаменитого ритора Либания, Иоанн, готовившийся к светской карьере, отказался от нее и, приняв крещение, отдался всей душой проповеднической деятельности в родной Антиохии, где он был пресвитером. Временщик Евтропий, после смерти патриарха Нектария, остановил свой выбор на знаменитом уже антиохийском проповеднике Иоанне, который и был тайно увезен в столицу из боязни, чтобы антиохийское население, очень любившее своего проповедника, не воспротивилось его отъезду. Несмотря на происки Феофила, епископа Александрийского, Иоанн был посвящен в епископы, и ему вверена была столичная кафедра (398 г.). Столица получила в его лице замечательного, бесстрашного оратора и одного из тех убежденных людей, у которых принципы не расходились с делом. Проповедник строгой нравственности и противник излишней роскоши, не отступавший от своего никейского мировоззрения, Иоанн встретил среди своей паствы немало врагов. Среди последних находилась императрица Евдоксия, любившая роскошь и удовольствия, которую он в своих публичных проповедях осыпал упреками, а в одной из них, подлинность которой некоторыми учеными, без больших оснований, оспаривается, сравнивал с Иезавелью и Иродиадой. Твердой политики он держался по отношению к арианам-готам, которые, как уже было сказано выше, в лице Гайны требовали уступки им для совершения арианского богослужения одной из столичных церквей. Иоанн отказал в просьбе, и готы примирились с этим и продолжали довольствоваться отведенной им церковью за городскими стенами. Но к меньшинству готов, которые были православными, Иоанн относился очень внимательно, он отвел им церковь в городе, часто бывал в ней и через переводчика вел с ними беседы.

http://sedmitza.ru/lib/text/434259/

IX. Свт. Иоанн Златоуст Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Мейендорф, Введение; Meyendorff, The Orthodox Church; Карташев; Chadwick; Ostrogorsky? History of the Byzantine State; Vasiliev; Quasten; Флоровский, Восточные отцы. 1. После смерти Феодосия Великого власть в Империи получили два его сына - Аркадий (18 лет) над Востоком и Гонорий (11 лет) над Западом. Оба императора были весьма ограниченными и слабыми юнцами, и власть при них переходила от одного временщика к другому. Один из них, евнух Евтропий, женивший Аркадия на своей ставленнице Евдоксии, посоветовал Аркадию по смерти в 397 г. Нектария, поставленного еще II Вселенским Собором, украсить столицу фигурой знаменитого по всему Востоку своим красноречием антиохийского проповедника Иоанна. Сам Нектарий не был ни богословом, ни проповедником. А тут было решено привлечь в блестящую столицу артиста слова, чтобы таким образом она получила должное украшение. Сказано - сделано. Талант слова нового архиепископа после рыбьего молчания Нектария создал шум в столице. Однако совсем не такой, как хотелось бы. Прежде чем перейти к личности самого Иоанна и его трагической истории, следует сказать несколько слов о соперничестве Александрии и Антиохии. На II Вселенском Соборе (3-й канон) Константинопольская кафедра была объявлена второй, после Римской, кафедрой Империи. Для александрийцев Константинополь был просто выскочкой. Антиохия, в свою очередь, недолюбливала Александрию. На II Вселенском Соборе это трехстороннее соперничество выявилось достаточно открыто. Следовательно, приглашение антиохийского проповедника в столицу было политическим шагом. Церковь в Константинополе нуждалась в обновлении: там, после 15 лет правления Нектария (он умер 85 лет от роду), царили беспорядок, растраты и распущенность нравов. Пилюлю для александрийцев постарались подсластить. Иоанна, который был увезен из своего города обманом (так как антиохийцы не хотели расставаться с популярным проповедником), рукоположил епископ александрийский Феофил, гостивший тогда в столице. Казалось, что епископство Иоанна в новой столице открывает период церковного мира.

http://sedmitza.ru/lib/text/434730/

Глава 4.Развитие высшей церковно-правительственной власти на востоке в царствование Аркадия и Феодосия Младшего и осуществление Маркианом и Пульхерией церковно-политической программы Феодосия Великого на халкидонском соборе 451 года I. Церковная деятельность Иоанна Златоуста и первая церковная борьба между Константинополем и Александрией из-за первенства в восточно-римской империи 17 января 394 года скончался Феодосий Великий. Преемником его в восточно-римской империи был Аркадий. Коренными чертами характера этого государя, от природы мягкого и кроткого 2830 , были полное отсутствие энергии и умственная ограниченность 2831 . Это было видно даже из его внешнего, апатичного вида «Аркадий, говорит Филосторгий 2832 , рост имел малый, тело сухощавое, силы слабые, лицо смуглое. Вялость его души обличалась речью и свойством глаз, которые у него сонливо и болезненно закрывались». До конца своей жизни он был безвольной игрушкой в руках тех, которые пользовались его доверием 2833 . Первое время после вступления на престол таким неограниченным руководителем государства был Praefectus Praetoric orientalis Rufinus 2834 , приставленный к нему Феодосием Великим. После смерти Руфина, место его занял евнух Евтропий, именем монарха прикрывавший свои гнусные преступления 2835 и в своем лице объединивший все высшие должности империи. Рядом с ним выступало влияние его жены Евдоксий, прекрасной дочери варварского военачальника Вавдона (Bauto). Алчная и сомнительной верности, поверженная церкви и ее служителям, но отражавшая их нападки, где это ее лично касалось, она самовластно царила над слабым императором 2836 . При таких обстоятельствах нет ничего удивительного, что политика зависела не от него, а от его советников 2837 . Публичной жизнью государства он совершенно не интересовался. Все внимание императора целиком ушло в исполненную пышности и церемоний дворцовую жизнь 2838 . Византийская империя с этого времени приобретает тот восточный характер, который отличает ее и в последующее время 2839 . Благочестие Аркадия было искреннее и соответствовало по духу и по форме благочестию греческой ортодоксии 2840 . С великим благоговением он почитал мощи мучеников и святых и не раз это выражал публично, участвуя лично в религиозных процессиях, напр. при открытии мощей Самуила 2841 и перенесении их в церковь св. Фомы близ Константинополя 2842 . Это благочестие окружило его ореолом святости. Незадолго до своей смерти Аркадий посетил в Константинополе очень большое здание, называемое Карией. При этом все живущие около молитвенного дома, сбежались посмотреть царя, причем многие вошли в Карию, но затем вслед за царем вышли. «Тотчас после сего целое огромное здание, окружавшее молитвенный

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Ольга Васильевна Орлова Книга первая (398 – 401 гг.) События, предшествующие борьбе Иоанна Златоуста с императрицей Евдоксией. – Испорченность императорского двора. – Евдоксия желает поклонения своей статуе на всем Востоке. – Строгость и сила Златоуста. – Происки двора против него. – Его проповедь против женских уборов. – Марса, Кастриция и Евграфия. – Враждебный союз в доме Евграфии. – Уединенная жизнь Златоуста. – Пороки константинопольского клира. – Сестры Агапиты. – Жадность: клирики ведут жизнь прихлебателей. – Сребролюбие: они обирают бедных. – Златоуст предпринимает действия для искоренения этих пороков. – Окружающие архиепископа в его Церкви; Серапион и Тигрий. – Дьякониссы: Сальвина, Ампрукта, Пентадия и Олимпиада. – Происхождение и состояние Олимпиады; ее преданность Иоанну Златоусту . I В то время, с которого начинается наш рассказ, Евдоксия, уже в продолжение четырех лет императрица, еще цвела блеском молодости. Она еще не утратила красоты, которая увлекла сердце Аркадия в тот далекий день, когда молодой Император увидел ее портрет на восковой дощечке, намеренно подброшенной Евтропием, первым министром императора, в его комнате, но в Евдоксии произошли многие другие перемены. Дочь Франка Бауто не была уже той скромной и сдержанной сиротой, которую Евтропий отыскал в глухом уголке Константинополя как клад, сокрытый ото всех взоров, и которую ему пришлось оторвать от важных философских уроков Пансофия, ее учителя, чтобы возвести на императорский престол. Не знавшая дотоле света сирота стала горда, смела, ненасытна в наслаждениях и роскоши; бедная молодая девушка стала женщиной, жадной к деньгам. Привычка повелевать двором, рабским и льстивым, развила в этом семени франков даже что-то грубое и дикое и, употребляя выражение одного современника, какую-то «варварскую лютость», которая вместе с кровью текла в ее жилах. Недовольство своим замужеством, или скорее – мужем, шло в ней рука об руку с ненасытным честолюбием. Из обоих сыновей Феодосия, этого великого Государя, старший, Аркадий, был более честный и менее умный. Чуждый пороков и жестокости брата своего Гонория, он не имел его энергии, жизнь его протекала в каком-то болезненном полусне. Казалось, его организм был создан исключительно для подчинения царедворцам, министрам и жене, которые за него и думали и желали. В Аркадии, едва достигшем 30-летнего возраста, уже проявлялись признаки преждевременной дряхлости, – можно сказать, что, миновав зрелый возраст, он из одного детства непосредственно вступил в другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Беседы, слова и письма Во вторую книгу третьего тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошли различные беседы, слова и письма. Главное в этом томе — знаменитые письма Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде. Святая диакониса Олимпиада была другом и духовной дочерью свт. Иоанна Златоуста, одной из его ближайших сотрудниц (в обязанности диаконисы входили: забота о страждущих, катехизация женщин, услужении при совершении над женщинами св. Таинств». «Лавсаик» сообщает о св. Олимпиаде: «она раздала все свое, чрезвычайно большое, богатство, и помогала просто всем без различия. Ни город, ни деревня, ни пустыни, ни остров, ни отдаленные страны не были лишены щедрот этой славной девы… рассылала милостыни по всей вселенной». Когда на Иоанна Златоуста за его дерзновенную проповедь евангельской истины обрушилось гонение, его соратники тоже пострадали: св. Олимпиаду оклеветали, таскали по судам, наконец изгнали. Так и появились эти письма: гонимый Иоанн Златоуст утешал и наставлял гонимую Олимпиаду. Эти письма — великий памятник истинной святости, свидетельство драматических событий в истории Церкви, бесценные размышления свт. Иоанна Златоуста о зле и страдании. ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОМ ТРЕТИЙ КНИГА ВТОРАЯ Набор и обработка текста Колосковой Натальи, Москва, монахини Хариессы, Барнаул, Ольги Филиной.   1. БЕСЕДА на Евтропия евнуха, патриция и консула. 2. БЕСЕДА когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен, и о садах и писаниях, и на слова: «Стала царица одесную Тебя» (Пс. 44:10). 3. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии. 4. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь. 5. СЛОВО о принятии Севериана. 6. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским. 7. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Краткое сведение о Астерии, епископе Амазийском в Понте Астерий, епископ Амазийский, жил в последней половине четвёртого и в начале пятого столетия по Р.Х. Сие видно из оставшихся сочинений его. В беседе о корыстолюбии и порочном желании иметь собственность ближнего он говорит о гонении на христиан, воздвигнутом от императора Юлиана, как очевидный свидетель оного. А сие гонение было в 362 и 363 годах по Р.Х. В беседе в день Нового года о том, что христиане должны оставить языческие обыкновения в праздновании сего дня, он говорит, что Евтропий был консулом в предыдущем году, то есть в 399. История жизни Астерия мало известна. В юношестве он занимался науками под руководством некоторого скифа, который был рабом у одного антиохийского гражданина, и, несмотря на рабское состояние, при пособии своего господина приобрёл великие познания в науках и прославился своей учёностью между греками и римлянами. Сие рассказывает о себе сам Астерий 1 . Он не говорит, каким наукам обучался у скифа; но красноречие, которое видно в беседах Астерия, не оставляет сомнения в том, что он тщательно занимался изучением правил оного. В беседе о богатом и Лазаре он говорит о себе, что некогда ходил в судебное место. Из сих слов с вероятностью можно заключать, что он в молодых летах упражнялся в судопроизводстве и для сего предварительно занимался правоведением. Епископом Амазийской Церкви он поставлен, вероятно, по смерти Евлалия, который был Амазийским епископом в продолжение и после гонения, воздвигнутого арианами против правоверных в царствование императора Валента в 364 году и продолжавшегося до 378 года 2 . Астерий жил до глубокой старости 3 . Год смерти его неизвестен. Только известно, что он умер ранее 431 года по Р.Х., потому что в сем году епископом Амазийским был уже Палладий, присутствовавший на Ефесском, Третьем Вселенском Соборе. Из сочинений Астерия сохранились до нашего времени 12 бесед, которые он говорил к народу, на разные места Святого Писания и в похвалу некоторым святым. Комбефизий собрал и издал сии беседы в Париже в 1648 году в первом Прибавлении к Библиотеке отцов, и присоединил к ним извлечения, сделанные Фотием, Патриархом Константинопольским , из бесед Астерия 4 , из которых некоторые дошли до нашего времени, а другие утрачены. Котелерий издал с рукописи Парижской королевской библиотеки семь слов на пятый, шестой и седьмой псалом 5 и усвоил их Астерию. Но, по мнению Дюпеня 6 и Тиллемонта 7 , подлинность их весьма сомнительна.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

22-е число Святого мученика Василиска воина Василиск был племянник св. Феодора Тирона; он пострадал вместе с Евтропием и Клеоником (пам. их 3-го марта), но принял смерть от меча после них. Мучения, которым он был подвергнут, сопровождались поразительнейшими чудесами, о чём свидетельствует очевидец их – св. муч. Евсигний (пам. его 5-го авг.). Этот мученик Василиск, как свидетельствуют многие историки, явился св. Иоанну Златоустом у перед кончиной его и сказал: «завтра будем вместе». Василиск пострадал в царствование Максимиана, в 308 году от Агриппы, который впоследствии, получив исцеление от болезни на месте погребения Василиска, источавшем чудеса, сам уверовал во Христа. В Команах, где пострадал св. Василиск, была сооружена церковь во имя его, и в неё перенесены его мощи. Воспоминание Второго Вселенского собора Происходил в Константинополе, в царствование Феодосия Великого, в 381 году, для утверждения истинного учения о Святом Духе, против ереси Македония, Константинопольского патриарха, и его единомышленников, отвергавших Божество Духа Святого. На сём соборе собравшиеся в числе ста пятидесяти отцы дополнили Символ веры Никейский учением о Божестве Духа. Страдание св. Владимира, князя Сербского Князь Владимир – Иоанн 349 во всю жизнь свою старался жить по воле Божией для блага подданных. Но и порча души нашей требует горького врачевства для её исцеления. И Господь, зная, кому из нас что нужно, посылает иным как дар любви долю не только веровать, но и страдать. Кн. Владимир перенёс много скорбей в жизни своей и умер страдальцем. Дед его кн. Хвалимир поручал во владение старшему сыну Петриславу Зету (Черногорье), Хвалимиру – Требинье и Хлевну, а младшему сыну Мирославу – Подгорье (Захлумье); но Петрислав остался единственным владетелем всех областей наследственных. В таком виде владел Ссрбией сын Петрислава кн. Владимир 350 . Между Славянами Сербами были христиане с первых времён христианства, были даже мученики за св. веру; это между оставшимися под властью Римо-Греческой 351 . Племена их, вытеснявшиеся бурей времён на левый берег Дуная, при имп. Ираклии возвратились в свою древнюю родину и большей частью своей приняли растерянное христианство, или, как выражается имп. Константин, «приняли древнюю веру», т. е. ту, которую и прежде принимали, но потеряли среди Гуннов Аваров. При Василии Македонянине, около 868 г., остальные приняли христианство, а все вообще Сербы усвоили себе Славянскую службу, дар св. Кирилла и Мефодия, подчинившись надзору восточного патриарха 352 . Имп. Василий, сам Славянин, которому отдались Сербы под защиту от Немцев и папы, «постановил так, что в Сербии будут начальствовать избираемые самими Сербами начальники; люди лучшие, которые должны охранять целость всего отечественного» 353 . Так и управлял Сербией кн. Владимир, не домогаясь чужого и оберегая всё родное, особенно же православную св. веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Икона Евтропий Константинопольский, мч. - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Евтропий Константинопольский, мч. - обсуждение в форуме Notice : Undefined variable: what in on line 65 Эта страничка относится к разделу Евтропий Константинопольский, мч. Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-1725] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Евтропий Константинопольский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-1725-forum

Статистика Созомен Саламанский Созомен (греч. Σωζομενς, также Эрмий Созомен Саламанский, ок. 400—450 гг.) — византийский адвокат, раннехристианский писатель-историк, автор «Церковной истории». Биография Созомен родился в Палестине, селении Вифелия близ Газы. Год его рождения не известен и оценивается, лишь исходя из продолжительности жизни. В кн.5 своёй «Истории» он упомянул, что его дед обратился к христианской вере после чудесного исцеления одного своего родственника Алафиана неким монахом Иларионом. Созомен получил начальное образование в христианской традиции под руководством своих родственников, затем изучал судебное законоведение в училище правоведения в финикийском Берите (совр. Бейрут). Познания он применил в Константинополе, работая по словам Фотия схоластиком (адвокатом в совр. понимании). По словам самого Созомена первым его литературным сочинением сокращение Церковной Истории от Рождества Христова до низвержения императора Лициния в 324 году. Этот труд не дошёл до нашего времени. Продолжением «Сокращения» стал его главный труд, «Церковная история» (Εκκλησιαστικ Ιστορα) в 9 книгах. По замыслу автора она должна охватывать события от 3-го консульства кесарей Криспа и Константина до 17-го консульства Феодосия Младшего, то есть период 324—439 гг. Однако «История» оканчивается 423 годом. Предположительно завершить замысел писателю не позволила смерть. В кн.9.4 Созомен упоминает константинопольского патриарха Прокла как уже умершего. Также в введении Созомен обращается к императору Феодосию как правящему монарху. Так как Прокл скончался в 446 году, а Феодосий в 450, то отсюда довольно точно оценивают время написания труда и очень приблизительно год смерти Созомена. «Церковная история» Константинопольский патриарх Фотий (IX век) оставил краткий отзыв о сочинении Созомена, заметив, что его литературный стиль лучше, чем у более раннего Сократа Схоластика. Созомен, создавая свою «Историю», многое заимствовал из «Церковной Истории» Сократа, однако передал содержание своими словами, не копируя буквально. Также Созомен в отличие от Сократа не сочувствовал учению Оригена и не разделял интереса к эллинской поэзии и философии. В качестве других источников Созомена исследователи отмечают Руфина, Евсевия, Евтропия, Евнапия. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/1153

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010