Оба обвиняемых были подвергнуты ссылке. Свой авторитет в гла­зах Аркадия Евтропий укрепил тем, что, поставленный во гла­ве армии с титулом патриция, которого ранее не удостаивался ни один евнух, он в 398 г. одержал победу над гуннами, вторг­шимися из южнорусских степей в Армению через один из кав­казских перевалов. После триумфального возвращения в Кон­стантинополь Евтропий был удостоен консульского титула. В ту пору консулат не был сопряжен с властными полномочиями, но обозначал высшее отличие. Это звание носили императоры, обыкновенно в течение нескольких сроков, лица, принадлежа­щие к их семьям с титулами цезарей или августов; для санов­ников, не принадлежавших императорской фамилии, консуль­ское звание составляло вершину служебной карьеры. Имена консулов, как и в республиканскую старину, лежали в основа­нии летосчисления. Всевластие Евтропия сопровождалось чудовищным разгулом коррупции. – Поэт Клавдиан писал о продажности правитель­ства: «Один отдает свою виллу за то, чтобы его назначили править Азией, другой использует драгоценные украшения жены, чтобы купить на них Сирию, третий покупает Вифинию... В приемной Евтропия висит такса с указанием цен провинций... Евнух стре­мится потопить свой личный позор во всеобщем бесстыдстве, и подобно тому, как он некогда продавал себя, он хочет теперь продавать все остальное» 479 . Продажность правительства, падение нравов, общественный разврат стали темой обличительных про­поведей, которые произносил архиепископ столицы святой Иоанн Златоуст , уроженец Антиохии, рукоположенный там в пресвите­ра и прославившийся своим проповедническим даром. В 398 г. он был хиротонисан на Константинопольскую кафедру, причем инициатива его перемещения в столицу принадлежала как раз Евтропию, но это обстоятельство не удерживало нелицеприят­ного проповедника от обличений могущественного временщи­ка, возненавидевшего того, кого он считал своим протеже и уже замышлявшего его низложение. Для Гайны консулат Евтропия был знаком, что ему пора дей­ствовать против всесильного фаворита.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Собор 381 г. (т.е. второй Вселенский Собор) состоял исключительно из восточных епископов. В следующем году состоялся собор в Аквилее, состоявший исключительно из западных епископов, решавший, однако, также и вопросы, касавшиеся Восточной церкви, а Амвросий Медиоланский писал Феодосию о том, что в церкви есть правило спрашивать мнение Римской церкви в делах, касающихся церкви как таковой. Письмо, разумеется, осталось без ответа, и еще не сам раскол по демаркационной линии Восток-Запад, но некая трещина закралась в единую пока еще имперскую церковь . Итак, варварофильство, нетерпимость относительно старой греко-римской религии и своих же еретиков из граждан и стремление провозгласить суверенитет Константинопольской церкви – вот основные грани религиозно-политической деятельности Феодосия. После его смерти в 395 г. престол Востока перешел к его восемнадцатилетнему сыну Аркадию (воспитаннику главы языческой партии в Константинополе Фемистия Пафлагонского и христианина Арсения, получившего затем в Скитской пустыне имя Великого). Этот слабосильный государь не был рожден властвовать, а потому власть перешла к старому соратнику Феодосия, префекту претория галлу Руфину. Этот самый Руфин был убит в том же 395 г. на глазах Аркадия готскими солдатами главнокомандующего армией Восточной Римской Империи гота Гайны. Здесь нужно также иметь в виду, что главнокомандующим Запада в этот момент был гот Стилихон, действовавший в союзе со своим земляком, а главнокомандующим в Иллирике был гот Аларих (будущий разоритель Рима). Таким образом, с самого начала царствования Аркадия готская партия занимает наиболее влиятельное положение в империи. Противниками готской партии в Константинополе были, во-первых, люди, принадлежавшие к кругу евнуха Евтропия – опытного придворного дипломата, сумевшего женить Аркадия в том же 395 г. на своей ставленнице красавице Евдокии (будущей гонительнице Иоанна Златоуста ). В 398 г. Евтропий возглавляет легионы, воюющие на Кавказе против гуннов, и оказывается удачливым полководцем. В 399 году он становится консулом и получает чин патриция. В этом же году – стараниями Гайны и вставшей на его сторону императрицы – он попадает в опалу. Иоанн Златоуст спасает его от немедленной расправы прямо в церкви, где он искал убежища; ему удается отправить опального евнуха в ссылку на Кипр, но в конце года тот уже казнен по обвинению в покушении на верховную власть. Сам Евтропий и его приверженцы не были людьми идеи: это были прагматичные политики, стремившиеся к влиянию и власти ради самих власти и влияния, поэтому никто не оплакивал ни убийства евнуха, ни рассеяния его сторонников. Однако фактический захват власти в 399 г. Тайной и его готами, бывший следствием падения Евтропия, был бедой никоим образом не меньшей, чем пребывание у власти беспринципного временщика.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Сражение предполагалось в Италии. Феофил отправил Исидора в Италию, чтобы тот от его имени приветствовал победившего, как императора. Исидор приготовил два послания и взялся выполнить это деликатное поручение, которое могло стоить ему головы. Его секрет был открыт и Исидор спасся постыдным бегством. Тем не менее, Феофил не мог не оценить преданности этого человека и в свое время думал отблагодарить. В 397 г. сделалась вакантною кафедра константинопольская. При дворе решили не избирать из местных кандидатов, а последовать совету евнуха Евтропия, который указывал на пользовавшегося известностью Иоанна Златоуста. Иоанна тайно похитили и привезли в Константинополь и здесь решили посвятить во епископы в присутствии целого сонма епископов, в числе которых был приглашен и Феофил. Но он хотел предоставить это место Исидору, имея более широкие виды. Он хотел иметь на константинопольской кафедре людей преданных себе, и таким образом ослабить возрастающее влияние константинопольского епископа. Но тут столкнулся с волей Евтропия, который дал ему понять, что он должен согласиться с избранием нового епископа. Феофил подчинился, и Иоанн, пресвитер антиохийский. сделался епископом константинопольским (398).    Прекрасные отношения между Исидором и Феофилом, наконец, прервались и, как всегда бывает в подобных случаях, – из-за пустяков. Феофил вспомнил, что 18 лет тому назад Исидор взял у одной женщины 1000 червонцев, не заявив об этом Феофилу. Исидор открыто заявил, что он взял 1000 червонцев, но не сказал Феофилу потому, что давшая их женщина закляла его не говорить о них Феофилу, чтобы он не истратил деньги на церковные нужды, не давая ничего нищим. Открылось следствие, на котором обнаружились такие грязные .дела, что Исидор принужден был бежать в Нитрию, к четырем знаменитым монахам, известным за свой высокий рост αδελφοι μακροι: Диоскору, Евсевию, Евфимию и Аммонию.    Отношение к ним Феофила видно из следующего. Монахи вообще больше всего боялись женщин и епископов, потому что ни те, ни другие не давали им покоя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   388 г.    Своим выбором антиохийский пресвитер Иоанн Иоанн Златоуст, кандидатура которого сначала не привлекла большого внимания, был обязан препозиту Евтропию, фактическому правителю Империи после убийства Руфина. По свидетельству Палладия, Иоанн произвел большое впечатление на Евтропия во время их первой встречи в Антиохии незадолго до описываемых событий. Кроме того, Евтропий, предпочтя антиохийского кандидата, действовал в пику честолюбивому александрийскому папе.    Иоанн Златоуст стал константинопольским епископом 26 февраля 398 г.    Около 354 г. Его отец Секунд занимал важный военный пост в Сирии.    Речь идет о Евагрии Понтийском, знаменитом монахе и христианском писателе. См. IV.23.    В восемнадцатилетнем возрасте.    Это не Василий Великий, а какой-то другой Василий из Каппадокии.    Антиохийским епископом.    Иоанн Златоуст вызвал недовольство клира прежде всего тем, что он провел реформу епархиальной администрации Константинополя. Он лишил некоторых клириков постов из-за их аморального поведения или преступлений, прекратил все траты на нецерковные цели, сократил бюджет епископской резиденции, уничтожил официальные епископские обеды. Сэкономленные средства Иоанн использовал для строительства больниц и приютов для бедных, а также гостиниц для прибывающих в столицу паломников.    Падение Евтропия было делом рук военачальника Гайны. Однако свою роль в этом сыграла и императрица Евдоксия, раздраженная непочтительным отношением к ней евнуха, хотя она была обязана ему всем своим высоким положением.    Влияние Гайны резко усилилось после падения Евтропия в 399 г.    Гайна вернулся в Константинополь в начале 400 г. Однако враждебные ему группы не позволили варварскому военачальнику приобрести такую же власть, которую имели до него Руфин и Евтропий. Попытка Гайны скрытно захватить императорский дворец не удалась, и он приказал своим войскам отступить из столицы. Но в этот момент готы стали объектом нападения восставших жителей Константинополя. Часть готов бежала, другая же часть была истреблена на улицах или сожжена в церкви рядом с императорским дворцом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

744 О пытках, которым был подвергнут чтец Евтропий, рассказывает и Созомен. «Некто Евтропий, чтец, – говорит он, – от которого требовали показания, кто подложил огонь (в храм св. Софии. – А.Б.), был терзаем бичами, палками и ногтями по ребрам и щекам, и, кроме того, переносил жжение тела посредством горящего факела, но при всей молодости и нежности свидетельствовал, что ничего не знает. После таких мучеиий он был заключен в темницу, где и скончался». (См.: Созомен. Указ. соч. С. 595.) О страданиях Евтропия говорит также Псевдо-Мартирий Антиохийский. (См.: Псевдо-Мартирий Антиохийский. Житие.../Наст. изд. С. 237.) 747 Продолжение повествования, прерванного в 4 главе. Вероятно, имеется в виду одно из писем, которые были вверены епископам в Риме для передачи константинопольским властям. (См.: Палладий Еленопольский . Диалог../Наст. изд. С. 69.) 748 Кто в это время был епископом Тарса, не известно. Епископ Антиохии – Порфирий. (См. прим. 53.) 749 Епископ Евлогий находился в евхаристическом общении с Феофилом. Несмотря на это, св. Иоанн Златоуст пишет ему из ссылки приветственное нисьмо. Св. Иоанн надеялся опереться на Евлогия, чтобы вокруг него объединились палестинские епископы; Он, в частности, писал: «Хотя бы нас удалили на самые крайние пределы вселенной, и тогда мы не могли бы забыть любви твоей и унесли бы всюду твой образ с собою; до такой степени ты увлек и пленил нас, честнейший и благоговейнейший мой владыко!» (См.: Св. Иоанн Златоуст , Письмо к епископу Евлогию/Творения. Т. 3. Кн. 2. С. 692.) 750 Вероятно, здесь идет речь о Леонтии, епископе Анкиры Галатийской, и Аммонии, епископе Лаодикии Кекавменской, о союзе которых говорится в 9 гл. «Диалога». (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 94.) Непонятно, однако, почему Аммоний называется епископом Пелузы. 751 О Феодоре Тианском рассказывается в 9 гл. «Диалога». (См.: Палладий Еленопольский. Диалог.../Наст. изд. С. 93.) Тианы – город Второй Каппадокии, провинции, образовавшейся в результате административной реформы при Диоклетиане, когда провинция Каппадокия была разделена на две. Сголицей Первой Каппадокии была Кесария Каппадокийская, а Второй Каппадокии – Тианы. (См.: Терновский С. А. Указ. соч, С. 250–251; Jones A. Н. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces. P. 184.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Однако, Промысел Божий судил иное. И для Златоуста и для Антиохиян это было неожиданностью. Как же это случилось? В Константинополе не знали, как увезти св. Иоанна из Антиохии, ибо были справедливо уверены, что народ добровольно не пустит своего любимого пастыря. Боялись и того, что Златоуст, узнав об избрании, снова скроется, как было уже раз, когда его избрали во епископа, ибо смирение его не покинуло на вершине ораторской славы. Но изворотливый Евтропий нашелся. Он указал восточному правителю Астерию средство тайным образом доставить новоизбранного в Константинополь, посоветовав лишь действовать осторожно. Астерий, выбрав время и людей, пригласил однажды за город св. Иоанна помолиться, как он писал, св. мученикам и переговорить о важном деле. Удивленный необычностью приглашения, Златоуст не замедлил явиться в назначенное место. Астерий и Златоуст уселись в коляску, которая доставила их до первой станции, а там почетного пленного уже ждали посланные от императора, которые, по перемене лошадей, отправились с ним в Константинополь. Златоусту не суждено было более видеть ни родной Антиохии, ни Сингонской улицы, ни великого храма, а антиохийской пастве – своего любимого оратора. Глава третья. Служение св. Иоанна в звании Константинопольского Архиепископа и Патриарха Востока «Мой обычай таков, чтобы терпеть гонение, а не гнать, быть утесняему, а не утеснять». Златоуст Во все время приятного пути до Константинополя св. Иоанн мучился неизвестностью: зачем он понадобился в шумной столице? Разгадка скоро последовала. В Константинополе он был торжественно встречен народом и властями. Император Аркадий, которому представил св. Иоанна Евтропий, назначил днем посвящению 26 февраля (398 года). Для посвящения Златоуста вызваны были наиболее старейшие епископы, почему оно отличалось особой торжественностью. По посвящении св. Златоуст произнес первую беседу, до нас не дошедшую, которая произвела сильное впечатление на народ. Надобно заметить, что Нектарий, преемник великого Богослова и предшественник Златоустого оратора по кафедре, не отличался даром слова. До принятия кафедры Нектарий был мирянином, даже не был крещен, что тогда часто случалось, к епископству не имел призвания, выбор его был случаен и неожидан. Нектарий был честный человек, но слишком бесхарактерный вельможа. В жизнь епископа он ввел привычки вельможи, приучил вельмож посещать епископские пиршества, до которых и сам был большой охотник. Мало понимая сущность управления церковью и будучи весьма не деятелен, Нектарий не сумел остановить быстро увеличивавшейся распущенности нравов в клире и мирянах, чем и создал трудную задачу своему преемнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Около Аркадия временщики свергали и убивали один другого. Руфина сгубил Евтропий. A его сменили один за другим готские генералы: Гайна, потом Фравита, за ними комит Иоанн и т. д. Временная сила Евтропия сказалась в том, что именно он нашел невесту и жену для Аркадия в лице Евдоксии, родившейся во франкской семье германской крови. Тот же Евтропий, желая украшать столицу для собственного прославления, посоветовал Аркадию по смерти в 397 г. Нектария, поставленного еще Константинопольским собором 381 г., украсить столицу фигурой красноречивого антиохийского проповедника Иоанна. Нектарий был ни богослов, ни проповедник. A тут тщеславию столицы льстило привлечение артиста слова. Сказано — сделано. Риторический провинциал оказывается в столице. Талант слова, после рыбьего молчания Нектария, сразу создал специфический шум в столице. B Нектариево время никому и в голову не приходило обличать «сильных мира сего.» A теперь масса услышала из уст провинциального проповедника нечто новое. Он призывал богатых уделить из их имений что-нибудь на свою бедную братию во Христе. Болезненно было появление святого начальника и для клира. При глубоко светском Нектарии никто не беспокоился ο дисциплинарных недостатках клириков. Иоанн стал налагать канонические запрещения. Приказал удалять из домов целибатных клириков их подозрительных «сестер.» Потребовал от богатых диаконис и клириков скромной жизни и отказа от бросающейся в глаза роскоши. Из своего архиепископского жилища и его обстановки тоже изгнал барскую роскошь. Монахам запретил свободно гулять по городу. Обличения в проповедях богатых и придворных нравов заставили высший слой общества враждебно настроиться. Отказ Иоанна ходить по обедам y богатых граждан, чтобы есть всегда дома одному, тоже дал повод озлобляться на него за эту якобы гордыню. Между тем Иоанн не в силах был питаться обычно. Он так испортил себе желудок жестоким питанием y сирских пустынников, что уже не в силах был переваривать общепринятые виды пищи. Большей частью довольствовался рисовой кашкой.

http://sedmitza.ru/lib/text/435125/

«Тогда, как он лежал пред жертвенником и трепетал от страха, епископ сошел на амвон, откуда обыкновенно проповедовал и прежде, чтобы лучше быть слышимым, и произнес против него обличительное слово» 976 . Но наш главный историк церквей Антиохийской и Константинопольской сам Св. Златоуст, главный исторический документ его веро- и правоучительные творения. Собственно же историки, коими мы пользуемся, каковы: Созомен, Сократ, Феодорит, Евсевий, Евагрий и др., употребляются нами, в свидетельствах их, лишь для подтверждения или уяснения показаний нашего историка. На сей раз, в видах более быстрого ознакомления с предметом – устройством храма, поставлено нами обратное построение речи. Но, думаем, это обстоятельство не изменяет характера нашего исследования. «Слово» Святителя на Евтропия «евнуха, патриция и консула» 977 , хотя не особенно ясно, указывает и на существование амвона среди храма и на устройство алтаря в базилике столицы за время Златоуста. «Вчера, когда пришли за ним, – Евтропием, – из царского дворца, с тем, чтобы насильно извлечь его и когда он прибежал к святилищу, лицо его было нисколько не лучше, чем у мертвеца. И это я говорю», присовокупляет проповедник, «не порицая и не издеваясь над его несчастием, но желая смягчить ваши души... Так как есть у вас многие столь бесчеловечные, что даже и нас укоряют за то, что мы приняли его в святилище. Почему, скажи мне, возлюбленный, ты негодуешь? Потому, говоришь ты, что убежал в церковь тот, который постоянно враждовал против нее. Но потому-то особенно и нужно прославлять Бога. Церковь , испытавшая гонение от него, покрывает его теперь щитом, открыв ему свои недра с великою любовью. Это блистательнее всякого трофея. Это украшение для алтаря. Этот алтарь изливает великий свет, оказываясь теперь особенно страшным потому, что держит связанным льва. Славный и знатный оказывается теперь ничтожнейшим всех. Войдет ли сюда богач, он получить великую пользу; ибо видя упавшим с такой высоты того, кто потрясал всю вселенную, сокрушенным и сделавшимся трусливее зайца или лягушки, без цепей прикованным к этому столбу и вместо оков связанным от страха, боящимся и трепещущим, он укротит свой пыл» 978 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Иоанн был знаменит тем и другим: он отличался строгими правилами жизни и точностью в своих действиях; выражение его речи было ясно и блистательно, сильною убедительностью цвело слово Иоанново. И так, сделавшись знаменитым между знающими – чрез свои опыты, а между не знающими – через молву и но всей Римской империи прославившись словами и делами, он признан был достойным епископства над Константинопольскою церковью. Когда же клир и народ решил это, согласился и царь и послал привести Иоанна». Возможный отказ избранника и нежелание Антиохии потерять великого оратора были искусно и деликатно предупреждены. Областеначальник Антиохии – Астерий, – по указанию Евтропия, пригласил ничего не подозревавшего пресвитера Иоанна посетить вместе с ним часовню одного мученика за стенами города и когда Златоуст прибыл туда, то его схватили и отвезли в Пагры, первую станцию по дороге в Константинополь. Там он, несмотря на все возражения, посажен был в императорскую колесницу, оказавшуюся уже наготове под охраной солдат дворцового конвоя и уполномоченных, с возможною скоростью перевозим был от станции к станции, пока не был доставлен в столицу Востока 554 и здесь с седалища пресвитерского возведен на престол патриарха Царя-Града, столицы императоров, преемников Константина Великого . Последуем и мы за Святителем, чтобы видеть в его живом слове бесед, в его творениях нравственно-религиозное состояние церкви Константинопольской. 46 Слов. т. III, стр. 115–117; 118–120; 180–181; 203–205. Бесед. к Ант. народ. т. I, стр. 75–76; Беседы на разн. м. Св. Пис. стр. 18; Бесед. на псалмы т. I, стр. 100, Бесед. на Мат. т. I, стр. 13, 151–152, 421; т. II, стр. 83; т. III, стр. 44; Бесед. на 1 Кор. т. I, стр. 99. 59 Единственное свидетельство об этом у современников только и есть у Златоуста и именно в этом месте его беседы. 344 Шесть слов о священ. стр. 93–95; Бесед. на Ев. Мато. т. II, стр. 420; Иоан т. II, стр. 448 и м. др. 352 Это место надлежало бы с искренним вниманием прочесть и заметить г. Болотову, проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Евдокия (в инокинях Евфросиния) Московская , при., вел. княгиня, супруга св. Димитрия Донского (17/30 мая; 7/20 июля) Евдокия Илиопольская , игумения, прмц. (1/14 марта) Евлампий Никомидийский , мч. (10/23 октября) Евлампия Никомидийская , мц. (10/23 октября) Евмений Гортинский , еп., чудотворец (18/31 сентября) Евникиан Критский , мч. (23 декабря/5 января) Евпл Катанский (Сицилийский), архидиакон, сщмч. (11/24 августа) Евпор Критский , мч. (23 декабря/5 января) Евпсихий Кесарийский (Каппадокийский), мч. (9/22 апреля) Евсевий Самосатский , еп., сщмч. (22 июня/5 июля) Евсевон Маккавей , мч. (1/14 августа) Евстафий Виленский (Литовский), мч. (14/27 апреля) Евстафий Плакида , Римский, полководец, вмч. (20 сентября/3 октября) Евстафий I, Сербский, архиеп. (4/17 января) Евстратий Печерский , прмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (28 марта/10 апреля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Евстратий Севастийский , военачальник, мч. (13/26 декабря) Евтихий Константинопольский , архиеп. (6/19 апреля) Евтихий , епископ, сщмч., ученик ап. Иоанна Богослова (24 августа/6 сентября) Евтропий Амасийский , мч. (3/16 марта) Евфимий Архангелогородский , прп. (20 января/2 февраля) Евфимий Афонский , прмч. (1/14 мая) Евфимий Великий , иеромонах (20 января/2 февраля) Евфимий Константинопольский , прмч. (22 марта/4 апреля) Евфимий Новгородский , архиеп., чудотворец (11/24 марта) Евфимий Новый , Солунский (Фессалоникийский), иеродиакон (15/28 октября) Евфимий Печерский , иеросхимонах, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (20 января/2 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Евфимий Суздальский , архим., чудотворец (1/14 апреля; 4/17 июля) Евфимий Сянжемский , прп. (11/24 апреля) Евфимий Терновский , Болгарский, свт. (20 января/2 февраля) Евфимия Всехвальная , Халкидонская, вмц. (11/24 июля; 16/29 сентября) Евфросин Псковский , Спасо-Елеазаровский, прп. (15/28 мая) Евфросин Синозерский , Новгородский, прмч. (20 марта/2 апреля) Евфросиния (в миру Феодулия) Суздальская , княжна, прп. (25 сентября/8 октября; 18 сентября 1 октября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010