Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Дечани. Ок. 1350.] Мчч. Евтропий, Клеоник, Василиск. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года. Файл 7829.jpg:   Размер: 446x1200, 0.54 MPix, 74 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (205) , (0) . Описание: Православный монастырь Святого Креста, один из старейших в Иерусалиме, согласно преданию, построен там, где Лот посадил древо Креста — на фреске при входе в храм изображено дерево с тремя сросшимися стволами, и поливающий его Лот (три древа — кедр, кипарис и певг (сосна) срослись в одно, в единый ствол с тремя делениями наверху – триединое дерево) Файл 33958.jpg:   Размер: 750x1050, 0.79 MPix, 369 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (83) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2290-photo

Первопечатный греч. (Венеция, 1545) и рус. (М., 1610) Типиконы также назначают В. аллилуйную службу. В совр. рус. Типиконе в день памяти В. присутствует указание: «Аллилуия или тропарь», предполагающее возможность выбора между службой с пением «Аллилуия» на утрене и службой с «Бог Господь» и тропарем В. (указан общий тропарь мученику      ), хотя совр. греч. Типикон, а также совр. греч. и рус. Минеи не содержат такого указания. Последование Е. по совр. греч. и рус. Минеям включает кондак 8-го гласа      (только в слав.); канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа (указан уже в Евергетидском Типиконе), с акростихом Τν παμμγιστον Βασιλσκον ανσω (      ), ирмос: Αισμα ναπμψωμεν (    ), нач.: Τατην τν φαιδρν σου ορτην (        ); цикл стихир-подобнов, седален. По рукописям известен др. канон В., составленный гимнографом Георгием, 3-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ υσαμν τν Ισραλ (    ), нач.: Τς βασιλεας τν ορανν (Царства Небесного) (AHG. T. 9. P. 240-246). Е. Е. Макаров Иконография Е., К. и В. изображаются в соответствии с чином святости как мученики: в хитонах и гиматиях или в воинских одеждах (иногда с таблионом - знаком воинского отличия), в правой руке крест. Е. обычно молодой, с темными волосами и короткой бородой, К. и В. юные, темноволосые, без бороды или с едва проступающей бородой. Одно из ранних изображений Е., К. и В. представлено в Минологии 2-й четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. 183. Fol. 149r), происходящем из К-поля; в этой же рукописи помещено отдельное изображение Е. (Fol. 202v). Образы 3 мучеников встречаются в минейных циклах в росписи ряда храмов: Успения мон-ря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343); Благовещения Пресв. Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320); Вознесения в Дечанах, Сербия (1348-1350); св. Апостолов (Св. Спаса) Печской епархии, Косово и Метохия (1561),- везде в мучении; Е. и В. в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост. Изображение Е. и В.

http://pravenc.ru/text/187611.html

По рукописям известны и др. песнопения в честь Е., К. и В., отсутствующие в совр. изданиях богослужебных книг: канон 3-го гласа, без акростиха, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Αισωμεν τ Κυρ τ δοξσαντι τν φωτοφρον σμερον τν θλοφρων μνμην (Воспеваем Господу, прославившему днесь светоносную память страстотерпцев), канон имеет 2-ю песнь (AHG. T. 7. P. 31-41; этот же канон указан в рукописной слав. Минее ГИМ. Син. 172, кон. XIV - нач. XV в.- Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 89); канон авторства Георгия, 4-го гласа, с акростихом Ο νικοποις Χριστς ανεσθω πθ (Победотворец Христос да воспоется желанно), ирмос: Θαλσσης τ Ερυθραον πλαγος (      ), нач.: Ο πντα τ καθ μς ς εσπλαγχνος (Все то, что с нами, яко милосердный) (Ταμεον. Σ. 172); седален (AHG. T. 7. P. 38). В слав. мартовской Минее (РГБ. Троиц. 541) кон. XVI в., выделяющейся среди сходных рукописей наличием множества дополнительных песнопений, 3 марта помещены 2 самогласна на «Господи, воззвах» и на стиховне утрени, др. седален, светилен. Память В. также празднуется отдельно от Е. и К. 22 мая. Типикон Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 298) упоминает В. под 22 мая без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память В. не отмечена, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 166 - Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 64) приводится последование В., содержащее минимальный набор песнопений (канон, цикл стихир, седален). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 456) под 22 мая перечисляются посвященные В. канон авторства Иосифа, 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 153) под 22 мая упоминается только имя В. без богослужебных указаний. Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 153), в день памяти В. совершается служба с «Аллилуия».

http://pravenc.ru/text/187611.html

Меня мои родные часто возили, начиная с пятилетнего возраста, по монастырям: особенно в Киев, Почаев. Мне это нравилось, там я для себя открывал какие-то очень интересные стороны церковной жизни. Потом в семь лет под Успение меня наш знакомый священник отец Клеоник Вакулович ввел в алтарь. На следующий день я выходил в стихаре со свечой. Это был день моего алтарного воцерковления. Дальше жизнь моя складывалась так, что я постоянно бывал на службах, читал, помогал в алтаре, – пока не вышло распоряжение, чтобы дети не участвовали в службах. Тогда уже нельзя было алтарничать, стихарь одевать, читать тоже почти запретили. – Сколько Вам примерно лет тогда было, когда вышел этот запрет? Сколько лет успели поалтарничать? В алтарь меня ввели в семь лет в 1949 году, года три–четыре была относительная свобода, а потом начались притеснения. Вот с 10–11 лет алтарничать уже точно нельзя было, но оставалась возможность с Трисвятого по Отче наш , Шестопсалмие, Часы перед Литургией читать на клиросе – тем самым участвовать в богослужении. Я собственно этим активно пользовался. – Что запомнилось из паломничеств? Помню, еще совсем мальчишкой был в Киево-Печерской лавре . Жара там летом стояла невероятная. А я всегда засучал рукава рубашки так, чтобы немножко легче было переносить жару. Подходит ко мне в храме иеродиакон, молча эти рукавчики опустил (отец Геннадий показывает, как тот их методично раскручивает. – Прим. авт.), поклонился и отошел. Я на всю жизнь запомнил, что в церкви с голыми руками не стоят. Так и другие устои того поколения, которое просто жило богослужением, формировали меня. Все тогда в моей жизни осмыслялось через богослужение. – Как воспринималась окружающая Вас в те годы действительность через богослужение? Наверно, как Божий мир, который нуждается в спасении. – В предисловии одной из своих книг Вы писали о «тайночувствии» участия Бога в своей жизни – о своем опыте такового можете рассказать? – Я еще был юношей, школьником, увлекался коньками и в какой-то момент мне захотелось играть в хоккей, я стал какие-то пробные шаги делать, пошел на какой-то стадион, уже даже форму получил, потом с этой формой за плечом возвращаюсь домой, иду и думаю: «Как же я буду играть в хоккей, когда в это время богослужение идет: в субботу, по праздникам?» Не могу понять: как?! Повернулся, пошел сдал форму. На этом мое увлечение хоккеем закончилось. Бог в тот момент довольно жестко восстановил в моей душе Свое звание – полюбить служение Богу и Церкви и сделать его содержанием моей жизни.

http://azbyka.ru/way/protoierej-gennadij...

Дневник храма “Знамения” Божией Матери Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 7 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 Протоиерей Клеоник Фёдорович Вакулович марта 1891–†29 декабря 1972) родился на Волыни в семье клирика, окончил Волынскую Духовную семинарию и в 1917 году — Казанскую Духовную академию. Работал преподавателем в различных школах. В 1944 году в городе Ульяновске он был рукоположен Святейшим Патриархом Сергием в сан священника. Отец Клеоник служил в храме Воскресения Христова, что в Сокольниках в Москве, и исполнял послушание благочинного. С 1954 по 1971 год протоиерей Клеоник был настоятелем храма “Знамения” иконы Божией Матери, что в Переяславской слободе. Знаменский храм — один из немногих никогда не закрывавшихся московских храмов. Здесь хранятся многие чтимые святыни, в том числе чудотворный образ святого мученика Трифона с частицами его мощей, резное распятие из Страстного монастыря и старинный крест, сооружённый по случаю встречи мощей святителя Филиппа в 1652 году и давший название Крестовской заставе. Скончался отец Клеоник после тяжёлой продолжительной болезни. Отпевание в Знаменском храме совершил архиепископ Волоколамский Питирим в сослужении собора клириков. Погребён митрофорный протоиерей Клеоник Вакулович на Пятницком кладбище. Богослужебный журнал, который вёл отец Клеоник, будучи настоятелем Знаменского храма, охватывает период с 1954 по начало 1962 г. В это время в храме служили такие известные священники, как протоиерей Александр Державин и профессор-протоиерей Александр Ветелев. Отец Клеоник назвал свой журнал дневником, и это истинная правда. Кроме сведений о богослужении, в своём дневнике отец Клеоник описывает множество больших и малых событий, так или иначе связанных с храмом. Из его заметок вырастает живая и яркая картина жизни православной Москвы второй половины 1950-х годов. Сидят слева направо: протоиерей Клеоник Вакулович, протоиерей Александр Державин. Стоит первая слева Мария Владимировна Михайловская. 1955

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

Примечание. В 1726 г. строитель Белобережской пустыни, блаженный старец Серапион (в схиме Симеон), отрешенный от настоятельства и закованный в цепи, отправлен был в Андроньев монастырь для прохождения самого трудного послушания он проходил послушание хлебопека. Но провидение Божие не попустило долго страдать избранному своему и посрамило врагов его. Начальник Андрониева монастыря архимандрит Герасим, с братией, вскоре убедился в невинности его и 15 июня донес об этом духовной дикастерии. Ровно месяц страдалец носил цепи на себе. Начальств признало его невинным и правым... (Сборник мой, ч. III, стр. 32–33). Иларион (1726–29), бывший иеромонахом Синодального дома, построенного (в 1654 г.) патриархом Никоном в Москве, назначен в настоятели Андроньева монастыря 5 декабря 1726 г., посвящен в архимандрита управлявшим московской синодальной областью (епархией) преосв. Леонидом 16 января 1727 г. (Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода, т. 6, стр. 515–16). Он присутствовал при короновании Императора Петра II, 25 февраля 1728 г. (Там же, т. 7, стр. 327); упоминается в январе 1729 г. (Там же, т. 7, стр. 7). Клеоник (в 1730–32), бывший в сане иеромонаха духовником в Москве, в Георгиевском и Страстном девичьих монастырях, в феврале 1723 г., по распоряжению св. Синода, отправлен «для священнослужения и духовности» в Староладожский Успенский девичий монастырь, в котором содержалась бывшая царица Евдокия Феодоровна (супруга Петра I), в иночестве старица Елена, из рода Лопухиных (Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода, т. 3, стр. 2). Ему было приказано: «по званию своему поступать воздержно и трезвенно, со всяким благоговением и подобающим искусством». В марте 1725 г. царица-инокиня переведена из монастыря в Шлиссельбургскую крепость, где для священнослужения освятили престол (в июне 1726 г.) и на содержание ее с иеромонахом и прислугой велено отпускать 1000 р. (в ноябре). В 1727 г., с воцарением внука ее Петра II, она приехала в Москву 2 сентября и, по своему высокому достоинству, была содержана в Новодевичьем монастыре во всяком довольстве, пользуясь почтительным вниманием Императора (Русские Достопамятности, т. 1, М. 1877, статья 6, стр. 27–28, 31), а духовник ее – иеромонах Клеоник со временем произведен в архимандрита Андрониева монастыря, в котором погребена мать царицы-болярыня Устинья († 11 мая 1691) и усердием, той же царицы († 27 августа 1731) построена трехъярусная церковь . Он присутствовал в Архангельском соборе при погребении Петра II († 19 января 1730 г.) и получил 20 р. (Чтения в Обществе любящих духовное просвещение. 1879, август, отд. III, стр. 49), а в октябре 1732 г., по имянному указу, лишен в то несчастное время монашества и сослан в Соловки.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Приписные: 1) церковь во имя Преображения Господня в колонии Рында , построена в 1878 г., освящена в 1879 г., в церковь ежегодно с апреля по ноябрь командировался ловозерский причт; 2) церковь во имя прор. Илии в колонии Харловка , построенная на деньги купца из г. Можайска Г. Пономарева, освящена 10.7.1894. Жертвователи: вдова майора Леонтьева пожертвовала капитал в 550 руб. - половина на нужды храма, другая половина - причту. Священники: Клеоник Семенов Митрофанов 1862-1873 г.г.; Петр Иоаннов Ручьев 1873-1874 г.г.; Георгий Кириллов Терентиев 1875-1883 г.г.; Михаил Алексеев Почезерский 1884-1892 г.г. Церковный староста: Семен Галкин с 1887 г. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3. - Архангельск, 1896. С. 214-218. Строилась в 1866–1867 на средства Святейшего Синода после открытия в 1862 самостоятельного прихода (до этого прихожане окормлялись священниками Кольского собора). Подряд на постройку взяли крестьяне Евтихий Жидких из Кандалакши и Петр Дементьев из Маслозера. Освящение церкви состоялось 10.12.1873. Священником назначен Георгий Терентиев, который отмечал, что лопари с усердием посещают богослужение. В ночь на 25.03.1896 церковь сгорела. На другой год на средства жителей села построили новую. К ней была приписана построенная в 1899 Семиостровская Васильевская церковь. В 1900 в приходе состояло 4 погоста: Ловозерский, Воронинский, Лявозерский и Семиостровский, в которых насчитывалось 71 лопарский двор (387 чел.) и 15 чумов (126 ижемцев и 36 самоедов). В Ловозерском приходе священниками служили: Клеоник Митрофанов (1862–1873), Петр Ручьев (1873–1874), Георгий Терентиев (1875–1882), Михаил Почезерский (1884–1892), Николай Николаевич Шмаков (с 1893), Михаил Распутин (1910–1932). В 1916 в приходе числилось 110 домохозяйств: в Ловозеро — 68 (630 жителей), в Лявозеро — 7 (49 жителей), в Семиостровье — 20 (122 жителя) и в Воронинском погосте — 15 (123 чел.). В 1938 церковь отдана под клуб. Ныне храм не существует, но имеется небольшая церковь с тем же названием.

http://sobory.ru/article/?object=49010

Иконографический тип Богоматери Царицы Небесной, который получит широкое распространение в раннесредневек. искусстве Рима (особенно в нач. VIII в., при папе Иоанне VII), а затем приобретет большую популярность также за пределами И., возник под влиянием визант. имп. иконографии. В сравнении с образами предшествующего периода те, что представлены на фреске, выглядят более графичными и застывшими, взгляды персонажей - отстраненными; нек-рое упрощение художественных приемов привело к большему сходству образов друг с другом, к их типизации. Г. Маттье отметил стилистическое сходство этих фресок с мозаикой триумфальной арки ц. Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме времени папы Пелагия II (579-590). На ней по сторонам восседающего на сфере Иисуса Христа стоят апостолы Петр и Павел, а также сщмч. Лаврентий и папа Пелагий II с моделью базилики (оба слева), архидиак. первомч. Стефан и пресв. св. Ипполит с мученическим венцом на покровенных руках (оба справа); под окнами, расположенными по краям этой композиции, изображены города Иерусалим и Вифлеем. В замке арки - хризма, к которой поднимаются снизу гирлянды с цветами и плодами. Здесь в ликах и особенно в драпировках светотеневая моделировка частично уступает место линейной, однако ощущение объемности и весомости фигур сохраняется. Иисус Христос, апостолы Петр и Павел, мученики Феодор и Клеоник. Мозаика апсиды ц. Сан-Теодоро в Риме. 590–600 гг. Иисус Христос, апостолы Петр и Павел, мученики Феодор и Клеоник. Мозаика апсиды ц. Сан-Теодоро в Риме. 590–600 гг. Еще большее усиление роли линии, силуэта, цветового пятна заметно во фресках кон. VI в. в катакомбах Коммодилы в Риме. На одной из них представлена Богоматерь с Младенцем, восседающая на украшенном драгоценными камнями троне, со святыми Феликсом и Адавктом и с вдовой Туртурой. Торжественный характер композиции, ее симметричность и застылость фигур создают ощущение пребывания персонажей в вечности. На др. фреске, вероятно относящейся к тому же времени, изображен евангелист Лука со свитком и с небольшой сумкой с медицинскими инструментами.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Ольга Орлова Скачать epub pdf Часть 1 Часть 2 28 июля 2017 г. отошел ко Господу благочинный церквей Иверского округа Москвы, настоятель храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря в Китай-городе, основатель, ректор, преподаватель Московской регентско-певческой семинарии, глубоко чтимый и любимый москвичами духовник митрофорный протоиерей Геннадий Нефедов . В этом году отцу Геннадию исполнилось 75 лет. Это последнее интервью, данное пастырем незадолго до кончины.   Часть 1 – Отец Геннадий, как в Вашей жизни воплощается, переживается благая весть? – Меня моя мать оставила в шестимесячном возрасте на руках у бабушки. Раза два-три она приходила, а потом исчезла совсем. Бабушка и дедушка были из крестьян. Когда разорялась деревня, переехали в Москву. Нашли здесь работу. Но жили немного не так, как все в городе. Все у нас дома было как-то по-другому. Дедушка и бабушка держались за православный уклад жизни. Были религиозны. Меня водили в церковь . На праздник Успения Пресвятой Богородицы, когда мне было семь лет, настоятель нашего храма Воскресения Христова в Сокольниках отец Клеоник Вакулович ввел меня в алтарь. К этому моменту внутри меня нечто уже происходило. Я очень сильно грустил о том, что у меня нет мамы. Однажды в Церкви в ответ на эту боль я слышу голос Господа, словами Священного писания обращенный ко мне: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя ( Ис. 49:15 ). Бог не оставлял. Кто, как не Сам Господь, надоумил священника, исполняющего обязанности настоятеля, ввести в алтарь мальчишку – одного из многих, который просто бывает в храме, стоит на службах, сидит на ступеньках солеи... И вдруг меня вводят в алтарь! Отец Клеоник и сам как-то к этому не совсем просто отнесся. Видимо, у него была какая-то молитва обо мне и вразумление. Я ввожусь в алтарь, и начинается откровение тайны веры. Когда все вышли на «Хвалите...», я остался один в алтаре, я и проникновенная тишина – особое состояние. Меня охватил детский восторг. Мне стало необычайно хорошо. Потом я пытался понять, что же произошло? В моей душе возникла ассоциация с послами князя Владимира, которые были в Константинополе и выбирали веру. Почему – не знаю. Сказать, что мальчугану это пришло на ум в силу каких-то ранее полученных знаний, я не могу. Я открывал тогда для себя дар веры, который мне Сам Бог передавал как некое наследие. На литургии следующего утра я уже был в стихаре, нес свечу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Два раза он отказывал в позволении на месте сгоревших церквей построить часовню, когда, с согласия приходского духовенства, в 1832 и 1884 году просил о том крестьянин Иван Никитин, и старосты разных вотчин и все окрестные жители подпискою обязывались жертвовать на построение, на месте бывшего монастыря, каменной церкви с колокольнею, и как скоро получил репорт от благочинного, вызвал Карачуновских священноцерковнослужителей в консистории и обязал подпискою никаких молебных пений, ни панихид по Онуфрии ни по чьей просьбе не совершать при упраздненном Катромском монастыре, а благочинного Ржаницына отрешил от должности с запрещением священнослужения и отдал под суд. А так как крестьянин Никитин не смотря на то, что не получил дозволения, все таки на месте сгоревших церквей часовню поставил, (маленькую с тремя стопками) то и началась переписка о ней с губернатором. Епархиальное начальство требовало, чтобы не только часовня была уничтожена, но и место то было зарыто так, чтобы и знаку никакого не было. Но часовня осталась неприкосновенною и в следующем 1835 году народ стал собираться ко гробу преподобного еще в большем количестве. Новый благочинный священник Клеоник Яблоков от 2 июля 1835 года доносил преосвященному: «Оная часовня и по сие время не снята, и народ в бесчисленном количестве повседневно стекается на оное место для богомоления так, что в 12 число истекшего июня, на память преподобного Онуфрия великого, народу было около 4000, и что хотя и снята будет часовня в оном монастыре, но сия мера не будет достаточна к прекращению стечения народа на то место; да едва ли кто и будет послушен самому начальству в снятии часовеньки и зарытии места. Ибо народ столько привержен к оному месту, и столько благоговест пред ним, что непрестанно толпами стекается на оное, с коленопреклонением и слезами покланяется тут лежащим четырем камням, лобызает их, трет об них члены свои, особенно немощные, мажется песком из под оных и уносить оный с собой в надежде исцеления недугов своих».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010