Силою Божественною, всеблагославнии, укрепльшеся, страстотерпцы,/беззаконных ополчения победиша крепко, поюще и глаголюще:/благословите, вся дела Господня, Господа,/пойте и превозносите во вся веки. Троичен: Яко Единицу естеством, Тя пою, Божество Всесвятое,/Треми же Ипостасьми несечно разделяя, зову, радуяся:/благословите, вся дела Господня, Господа,/пойте и превозносите во вся веки. Богородичен: Храм явилася еси Еммануила и дверь,/Еюже Един вниде и изыде,/якоже Сам весть, Чистая, спасая зовущия:/благословите, вся дела Господня, Господа,/пойте и превозносите во вся веки. Песнь 9 Ирмос: Образ чистаго Рождества Твоего/огнепалимая купина показа неопальная,/и ныне на нас напастей свирепеющую угасити, молимся, пещь,/да Тя, Богородице,/непрестанно величаем. Да Иисуса приобрящете, насущаго жития вся вменисте уметы,/якоже Павел Божественный научи;/сего ради добре пострадавше, на Небесех обитаете,/венценосцы великоименитии. Явися, якоже столп треугольный, священных мученик Божественное собрание,/стены лукаваго безбожия низложиша благодатию,/и ныне живут во граде Бога Живаго, первородных в скиниих. Венец нетления, святии, от Христа приемше,/багряницу же омочивше от мученических ваших кровей,/предстоите Царю веков, осияеми светлыми светолитии/и всебогатными раздаянии. Уже Богу приближившеся и со Безплотными соборы празднующе,/на земли вас присно блажащия и память вашу празднующия, мученицы,/Небесную получити светлость испросите. Богородичен: Ужасаются Ангельстии чини от Твоих ложесн Возсиявшаго,/Егоже о нас, Дево Мати, моли,/яко да страшныя вся избавит муки и тьмы кромешныя, поющия Тя. Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск Святые мученики Евтропий, Клеоник пострадали в городе Амасии, а Василиск – в г. Команы около 308 года. Братья Евтропий и Клеоник и племянник святого великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля) Василиск были друзьями. После мученической кончины святого Феодора они оставались заключенными в Амасийской темнице, где обратили многих язычников к истинной вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так обстоит дело и с нашим познанием Отца через Сына. Не ведущий Сына не может знать об Отце. Знающий Сына знает и Отца. Видящий Сына видит и Отца. Бог не может познаваться без Своего Света, снисшедшего к людям. Свет Отца – Сын. Я свет, – сказал Христос. И свет во тьме светит . Если бы не солнечный свет, то физический был бы всецело тьмой. же духовный и нравственный и вся человеческая жизнь тоже [погрязали] бы во мраке, если бы не Свет, Который от Отца. А Свет этот есть Владыка Христос. Воистину, братья, нет [иного] подлинного света, освещающего Божие существо, чем Христос Господь. Видящий Его видит Бога. Не видящий Его пребывает во тьме. Господи, Сыне Божий, не переставай помогать нашему духу видеть Тебя и в Тебе – Твоего Небесного Отца и Святого Духа Утешителя, Троицу единосущную и нераздельную, Которой да будет слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 3 марта 1. Свв. мученики Евтропий, Клеоник и Василиск . Были друзьями святого великомученика Феодора Тирона. Когда сей дивный Феодор славно скончался, они и далее оставались в темнице и, вследствие смены царского наместника в Амесии, еще долго не были осуждены. Когда прибыл новый наместник, еще более бесчеловечный, чем его предшественник, то повелел он привести к нему на суд всех троих. Все трое были юношами, причем Евтропий и Клеоник родными братьями, а Василиск – родственник святому Феодору Тирону. Но по братской любви все трое были, как родные братья. Так и перед наместником объявили они: «Как нераздельна Святая Троица, так и мы неделимы по вере и неразлучны по любви». Напрасны были все ласки со стороны тирана, и тщетны его попытки подкупить Евтропия. Сначала он пригласил его к себе на ужин, но Евтропий отверг это словами из псалма: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых . Потом предложил ему [наместник] огромное богатство: сто пятьдесят литр серебра, – от чего Евтропий также отказался, напомнив наместнику, что Иуда за серебро погубил свою душу. После всех дальнейших попыток [отвратить страдальцев от Христа], истязаний и мук первые два [брата] были осуждены на распятие, а Василиск – на усечение мечом. И все отошли они в Царство радости, где их ожидал их воевода, святой Феодор, прежде них прославленный Христом, Господом и Победителем. [Благо]честно пострадали они в 308 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Услышав это, правитель осудил святых Евтропия и Клеоника на распятие, издав такое постановление: — Учитель волхвов Евтропий и другой волхв, Клеоник, не послушавшие повелений вечных царей, но исповедующие христианскую веру, по приговору всечестнейшего суда да будут распяты. Василиск же да будет заключен в темнице с прочими узниками. Услышав это, святой Василиск возопил к правителю: — Осуди и меня на смерть; я не хочу отстать от моих друзей, но стремлюсь вместе с ними предстать пред Христом, Богом нашим. — Нет, — сказал правитель, — мне так внушили боги: вы дали обет не покидать друг друга; но я не погублю вас всех вместе, чтобы обет был нарушен и желание ваше не было исполнено. — Воистину, — воскликнул Евтропий, — ты свирепее всех зверей, из всех животных самый лютый! Ты разделяешь дружину, нераздельную по вере и любви. Но скоро Бог тебе отомстит, процветут цветы Божией благодати и дадут плод церквам Божиим. После этих слов святой Евтропий был выведен с святым Клеоником за город, где стояли кресты. Весь город пошел за ними: не только христиане, но и язычники. Увидев свои кресты, святые мученики сказали: — Господи Боже наш, Иисусе Христе! Хвалим и благодарим Тебя, что сделал нас достойными смерти на кресте подобно Твоему вольному страданию. Сподоби нас венца правды, чтобы, страдая с Тобой, мы прославились в Царствии Твоем. Молим Тебя о святой Церкви; смири восстающих на рабов Твоих и даруй мир роду христианскому. Во время этой молитвы воины пригвоздили мучеников к крестам. И вот послышался глас с неба, призывающий святых к вечному покою. Святые Евтропий и Клеоник предали души свои Господу с молитвою: «В руки твои, Владыко, предаем души наши». Так скончались они марта в 3-й день. Два благочестивых мужа, граждане города Амасии, Коинт и Велоник, просили правителя, чтобы он позволил им взять тела мучеников. Правитель не отказал в просьбе. Тогда Велоник взял тело святого Евтропия и, помазав его миром, с честию похоронил его в своем селе, отстоящем на 18 стадий от города. Тело Клеоника взял Коинт и с такою же честию положил в селе Киме. В этих местах при гробах мучеников во славу Божию совершались многочисленные исцеления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Услышав это, правитель осудил святых Евтропия и Клеоника на распятие, издав такое постановление: — Учитель волхвов Евтропий и другой волхв, Клеоник, не послушавшие повелений вечных царей, но исповедующие христианскую веру, по приговору всечестнейшего суда да будут распяты. Василиск же да будет заключен в темнице с прочими узниками. Услышав это, святой Василиск возопил к правителю: — Осуди и меня на смерть; я не хочу отстать от моих друзей, но стремлюсь вместе с ними предстать пред Христом, Богом нашим. — Нет, — сказал правитель, — мне так внушили боги: вы дали обет не покидать друг друга; но я не погублю вас всех вместе, чтобы обет был нарушен и желание ваше не было исполнено. — Воистину, — воскликнул Евтропий, — ты свирепее всех зверей, из всех животных самый лютый! Ты разделяешь дружину, нераздельную по вере и любви. Но скоро Бог тебе отомстит, процветут цветы Божией благодати и дадут плод церквам Божиим. После этих слов святой Евтропий был выведен с святым Клеоником за город, где стояли кресты. Весь город пошел за ними: не только христиане, но и язычники. Увидев свои кресты, святые мученики сказали: — Господи Боже наш, Иисусе Христе! Хвалим и благодарим Тебя, что сделал нас достойными смерти на кресте подобно Твоему вольному страданию. Сподоби нас венца правды, чтобы, страдая с Тобой, мы прославились в Царствии Твоем. Молим Тебя о святой Церкви; смири восстающих на рабов Твоих и даруй мир роду христианскому. Во время этой молитвы воины пригвоздили мучеников к крестам. И вот послышался глас с неба, призывающий святых к вечному покою. Святые Евтропий и Клеоник предали души свои Господу с молитвою: «В руки твои, Владыко, предаем души наши». Так скончались они марта в 3-й день. Два благочестивых мужа, граждане города Амасии, Коинт и Велоник, просили правителя, чтобы он позволил им взять тела мучеников. Правитель не отказал в просьбе. Тогда Велоник взял тело святого Евтропия и, помазав его миром, с честию похоронил его в своем селе, отстоящем на 18 стадий [ 5 ] от города. Тело Клеоника взял Коинт и с такою же честию положил в селе Киме. В этих местах при гробах мучеников во славу Божию совершались многочисленные исцеления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Так сказав, он вышел. Когда он пришел в темницу, то нашел святых Клеоника и Василиска горячо молящимися: всю ночь они за него молились. На следующее утро правитель пожелал всенародно принести богам жертву и приказал глашатаям кричать на улицах, чтобы все собрались с жертвами в храм Артемиды. Когда там собрался народ и пришел правитель, то, по его повелению, были приведены и святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск. Все покланялись идолам и приносили в жертву кто ладан, кто животных. — Евтропий, — сказал правитель, — иди и ты со своей братией и принеси жертву богам, а то умрешь злой смертью. Святой Евтропий и его друзья стали так говорить: — Господи, Боже Вседержителю, вечный, нескверный, пречистый, неизменный, живущий на небе, славимый на земле! Ты утвердил небо, поставил землю на основания, устроил горы, сосчитал бесчисленные звезды и всем им дал названия, дивно проливаешь на нас Свой свет. Ты некогда избавил трех святых отроков из печи Вавилонской, спас святого Даниила от пасти льва, освободил от смерти рабу Твою Сусанну, святую Феклу сохранил от огня и зверей, был с святым Феодором при его страданиях. Будь и с нами и, пришедши на место сие, покажи силу Свою и уничтожь все языческое беснование. Даруй, чтобы на сем месте христиане приносили Тебе, Истинному Богу, бескровные жертвы, ибо Ты Отец Господа нашего Иисуса Христа. Слава Тебе, единородному Твоему Сыну и Святому Твоему Духу ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Когда святые произнесли эти слова, загремел гром и поколебалась земля, так что сотряслось капище, и правитель со всеми присутствовавшими выбежал из храма, боясь, чтобы не погибнуть. Идол Артемиды упал и разбился на мелкие части. Среди шума землетрясения раздался глас свыше: — Молитва ваша услышана, и на этом месте будет дом для молитвы христиан. Святые возрадовались о Господе. Когда землетрясение прекратилось и все понемногу оправились от страха, правитель воссел на судилище и, скрежеща зубами от ярости на святых, приказал принести серу и смолу, растопить их в трех котлах и поливать на тела святых. Правитель приказал также вбить в землю крепкие колья, между ними поставить святых нагими и распять их, привязавши руки к разным кольям. Когда это было исполнено и смола в котлах стала сильно кипеть, святой Клеоник обратился к святому Евтропию:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

После бесславной гибели Публия, истязавшего святого Феодора, правителем Амасии Понтийской был назначен Асклипиодот, который не уступал в жестокости своему предшественнику. Узнав, что друзья мученика Феодора Тирона все еще находятся в темнице, правитель велел привести их. Перед новым правителем святые Евтропий, Клеоник и Василиск твердо исповедали веру во Христа. За это они были преданы беспощадному избиению. Во время пыток святой Евтропий громко молился Спасителю: «Дай, Господи, нам терпения совершенного в ранах сих ради венца мученического, и приди на помощь к нам, как и к рабу Твоему Феодору пришел». И молитва эта была услышана. Страдальцы увидели Господа с сонмом Ангелов и предстоящим Ему святым Феодором Тироном. Святой Феодор ободрил их: «Вот на помощь вашу Спаситель пришел, чтобы вы известны стали в вечной жизни». Воины и многие из стоявших поблизости людей также видели Спасителя. Они испугались и стали просить Асклипиодота прекратить пытки. Увидев, что народ волнуется и готов уверовать в Истинного Бога, правитель велел увести мучеников. Он пригласил святого Евтропия к себе на обед и предложил ему публично принести жертвы языческим богам, а в душе оставаться христианином, если он того желает. Но святой Евтропий отверг это предложение. На следующий день мучеников привели в языческий храм, чтобы склонить их к участию в ритуальном жертвоприношении. Святой Евтропий стал просить Спасителя: «Господи, будь с нами и все языческое беснование истреби. Подай милость, чтобы на месте этом христиане приносили Тебе, Истинному Богу, Бескровные Жертвы». Едва прозвучало последнее слово молитвы, как началось землетрясение, стали рушиться стены храма, и изображение богини Артемиды разбилось. В то же время явственно прозвучали слова свыше, что молитва мучеников услышана и впоследствии на этом месте будет воздвигнут христианский храм. После землетрясения едва опомнившийся от страха правитель Асклипиодот велел врыть в землю высокие деревянные колья, привязать к ним мучеников и поливать их кипящей смолой. Святые стали молиться Богу, а мученик Евтропий воскликнул, обращаясь к мучителям: «Да обратит Господь дело ваше против вас!» И вместо того, чтобы жечь мучеников, смола стала обжигать тех, кто лил ее, а с мучеников смола стекала, «как вода по мрамору». Видевшие это пришли в ужас, но одержимый неистовством Асклипиодот приказал усилить пытки. Тела святых терзали железными крючьями, их раны поливали уксусом и посыпали солью. С дивной твердостью перенесли святые и эти муки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Услышав это, правитель исполнился гнева и приказал бить святого по лицу, говоря: — Негодный! Ты призван сюда, чтобы принести жертву богам, а не укорять нас! Но когда начали сильно бить святого, то руки бьющих высохли. По приказу правителя все, что делалось и говорилось на суде, подробно записывалось. И вот когда писцы увидали, что руки истязателей высохли, то в ужасе бросили писать. Однако один христианин, стоявший среди народа, записал происходившее. Правитель обратился к мученику с такими словами: — Поклонишься ли ты наконец богам, чтобы сохранить свою жизнь, или хочешь, чтобы я предал тебя смерти? — Нет, — отвечал святой Евтропий, — не поклонюсь богам бесчувственным. Ты и сам бесчувственный, если так поступаешь. Но поклонюсь я Богу моему и Ему принесу в жертву свою хвалебную песнь. Так говорит блаженный Давид, и его устами Сам Христос: «А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят» (Пс.113:12–13). И прибавляет к этому: «Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них» (Пс.113:16) Ты глух и слеп, и не хочешь ли и меня сделать таким же! Но я не отступлю от Господа моего Иисуса Христа. Тогда правитель обратился к святым Клеонику и Василиску: — А вы что скажете: принесете ли вы жертвы богам, чтобы сохранить свою жизнь или, как Евтропий, будете упорствовать и тогда подвергнетесь таким же мукам? Святые Клеоник и Василиск отвечали: — Как верует наш брат и господин Евтропий в Иисуса Христа, так и мы веруем в Бога Отца, Сына и Святого Духа. Как страдает Евтропий за Христа, так и мы хотим страдать, и диавол не может разлучить нас, соединенных святой верой во Христа и взаимною любовью. Как трижды сплетенная веревка не разорвется, так и мы трое будем крепки, и как Пресвятая Троица нераздельна, так и мы соединены верой и любовью. Так мучай нас еще более жестоко, мы пойдем на эти муки во славу Господа нашего Иисуса Христа, Которому ты враг. Когда они это сказали, правитель приказал, чтобы четыре воина растянули каждого и били крепкими жилами без всякой пощады. Святых били так сильно, что на землю падали куски тела, обагренные кровью. Но они мужественно терпели и молились Богу. Жестоко было мучение, но при помощи Божией страстотерпцы, казалось, совершенно не страдали. Святой Евтропий молился такими словами:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

— Где друзья Феодора, упоминаемые в книге? Евласий отвечал: — Они содержатся в темнице с прочими узниками. Видя сожженное Тироном капище скверной их богини Юноны, именуемой матерью богов, правитель зарычал, как лев, и тотчас повелел послать воинов в темницу, чтобы привести к нему святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска. Евтропий и Клеоник были родными братьями, родом из Каппадокии, а Василиск, племянник святого Феодора, родился в Амасии, но все трое, вследствие взаимной любви, называли друг друга братьями. Пришедши к темнице, воины сказали темничному сторожу: — Выдай нам друзей Феодора. Тогда сторож вошел к святым и сказал: — Вставайте! Пришло время, которого вы ждали с нетерпением день и ночь; вас зовет правитель. Но умоляю вас, помяните и меня в своих молитвах. Так говорил темничный сторож, так как видел их день и ночь на молитве и происходившие с ними чудеса: необыкновенный свет сиял среди них, темница много раз сама собою отверзалась. Поэтому он и уверовал, что Господь пребывает с ними. На призыв правителя святые пошли с радостью, а оставшиеся узники печалились, что лишались дружеского общения со святыми мучениками. Тогда святой Евтропий сказал им: — Не плачьте, друзья, ибо мы снова увидимся, но молитесь ко Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он даровал нам страдание и кончину за Него и чтобы прекратилось бесовское язычество, а вселенная исполнилась Божией благодати. Утешивши такими словами узников, святые вышли с воинами. Святой Евтропий пел: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс.132:1) И вот раздался глас с неба: — Не разлучу тебя с твоей братией, пока не придете все к Феодору и не почиете на лоне патриархов, живущих в Божественном свете. Евтропий был очень красив и премудр. Когда святые были приведены и стали перед правителем, то он спросил их: — Почему лица ваши не сумрачны от долгого пребывания в темнице, а радостны, как будто от постоянного веселия? Блаженный Евтропий ответил: — Воистину, правитель, наш Христос всегда нам дает радость, посещая нас Своей благодатью, и сбываются на нас слова Писания: «Веселое сердце делает лицо веселым» (Притч.15:13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— Где друзья Феодора, упоминаемые в книге? Евласий отвечал: — Они содержатся в темнице с прочими узниками. Видя сожженное Тироном капище скверной их богини Юноны, именуемой матерью богов, правитель зарычал, как лев, и тотчас повелел послать воинов в темницу, чтобы привести к нему святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска. Евтропий и Клеоник были родными братьями, родом из Каппадокии, а Василиск, племянник святого Феодора, родился в Амасии, но все трое, вследствие взаимной любви, называли друг друга братьями. Пришедши к темнице, воины сказали темничному сторожу: — Выдай нам друзей Феодора. Тогда сторож вошел к святым и сказал: — Вставайте! Пришло время, которого вы ждали с нетерпением день и ночь; вас зовет правитель. Но умоляю вас, помяните и меня в своих молитвах. Так говорил темничный сторож, так как видел их день и ночь на молитве и происходившие с ними чудеса: необыкновенный свет сиял среди них, темница много раз сама собою отверзалась. Поэтому он и уверовал, что Господь пребывает с ними. На призыв правителя святые пошли с радостью, а оставшиеся узники печалились, что лишались дружеского общения со святыми мучениками. Тогда святой Евтропий сказал им: — Не плачьте, друзья, ибо мы снова увидимся, но молитесь ко Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он даровал нам страдание и кончину за Него и чтобы прекратилось бесовское язычество, а вселенная исполнилась Божией благодати. Утешивши такими словами узников, святые вышли с воинами. Святой Евтропий пел: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс.132:1) И вот раздался глас с неба: — Не разлучу тебя с твоей братией, пока не придете все к Феодору и не почиете на лоне патриархов, живущих в Божественном свете. Евтропий был очень красив и премудр. Когда святые были приведены и стали перед правителем, то он спросил их: — Почему лица ваши не сумрачны от долгого пребывания в темнице, а радостны, как будто от постоянного веселия? Блаженный Евтропий ответил: — Воистину, правитель, наш Христос всегда нам дает радость, посещая нас Своей благодатью, и сбываются на нас слова Писания: «Веселое сердце делает лицо веселым» (Притч.15:13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Март 3/16 Муч. Евтропия, Клеоника (родные братья) и Василиска (Все трое римские воины. Евтропий и Клеоник друзья и соратники в.-муч. Феодора Тирона, Василиск племянник его. Пострадали при Максимиане в г. Амасия в 308 г.; Евтропий и Клеоник были распяты. Василиск усечен мечом). Сохранилась молитва «Евтропия Воина в ранах и страданиях». 4/17 Бл. кн. Василия (Василька) Ростовского (он храбро и мужественно бился с татарами на реке Сити в 1238 г., но весь израненный был взят в плен. За отказ служить хану Батыю и принять его веру был убит татарами). 6/19 Память 42 муч. Амморийских (из них: Константин и Каллист были начальниками морских судов, а Феодор, Аэтий, Феофил, Мелиссин и Васей начальниками сухопутного войска. Несмотря на их мужественную оборону, г. Аммария был взят сарацинами, и св. страстотерпцы после семилетнего томления в темнице были обезглавлены в 847 г. за неприятие магометанства). 9/22 Св. 40 муч. Севастийских см. гл. 5. 10/23 Ильинской иконы Божией Матери(находится в Троицкой обители близ Чернигова; на ней, между прочим, надпись: «В 1662 г. было нашествие татар на град Чернигов, но к сему чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых»). 14/27 Бл. кн. Ростислава-Михаила Киевского (ум. 1168 г., отличился как храбростью и подвигами мужества, так и высокими христианскими добродетелями). 18/31 Муч. Трофима и Евкарпия (были воинам и гонителями христиан, но остановленные однажды на пути огненным облаком, из которого исходил глас Божий, сами уверовалии, претерпев мучения, были сожжены в Никомидии около 300 г.). 23/5 Прп.-муч. Пикона (из мужественных римских военачальников, пострадавших уже в сане епископа) и 200 учеников его (Никон был знатным храбрым воином из Неаполя. Однажды в страшном бою он осенил себы крестом и не только не погиб, но и перебил 180 храбрейших нприятельских воинов. После этого он оставил воинскую службу и мир. Никое и 200 учеников его пострадали в царство жестокого гонителя христиан лекия, все они были обезглавлены в 250 гю на реке асиное).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010