И увидал их Захария издали, когда они шли, и сказал отцу нашему Евстафию, что возвращаются ученики его. И тот обрадовался и прославил Бога. А они пришли к нему и застали его стоящим на молитве, причем оковы железные были в теле его, слезы его лились, как вода и увлажняли одежду его. И когда увидали они отца своего, скорбящим духом ради них, воскликнули и заплакали и зарыдали великим рыданием, и сказали: «разреши свои узы, чтобы отдохнуть немного». И отвечал им святой: «дети мои, поблагодарим Бога, возвратившего нас из рассеяния и ради всех благ, которые он сотворил нам. Я же не разрешу уз моих, пока не докончу блаженства моего». И он стоял со связанными руками и ногами и шеей, закованной узами железными. И он пребывал 40 дней и 40 ночей, молясь стоя, не вкушая хлеба и не пия воды. И он переносил голод и жажду и носил заключенные вериги, помня слово Павла апостола: «аз юзник Иисус Христов ( Ефес. 3,1 ) и проповедник имени Его и носитель язв Его на теле моем». f.42. И хотел отец наш Евстафий поселиться в пустыне Скитской, но явилась ему Владычица ваша Мария и беседовала с ним, говоря: «эту скитскую пустыню я отдала Марку и Иоанну Кама, ты же, возлюбленный мой и возлюбленный Сына моего, ступай в страну Армению к церкви, воздвигнутой во имя мое». И сказав это, она сокрылась от него. И услышали весть о благости и подвигах отца нашего Евстафия во всей земле Египетской, в Александрии и Ските. И он встал и пошел оттуда, и идя по пути наставлял чад своих словами пророков и апостолов. И прибыл во град Иерусалим, и пошел там к епископу и облобызал его, рассказал ему о деяниях своих и получил от него благословение. И ходил он ко гробу Господню и поклонялся и лобызал его, ходил и в Вифлеем, где Он родился и в землю Назаретскую, где был воспитан. И ходил на реку Иордан, где крестился Господь наш, и погрузился в него с чадами своими. И когда увидели чада отца нашего Евстафия в то время, как он погружался в воду нагим, причем плоть его была суха с костями его и сморщилась кожа чрева.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

И отвечал святой Евстафий: «нет у меня имущества и достояния, ни золота, ни серебра, ибо ученик я Иисуса Христа, и иду, чтобы взыскать и сотворить волю Бога моего». И он упрашивал начальника корабля, и тот не пускал его и не позволял взойти на корабль. И взял тогда отец наш Евстафий свою одежду и трижды свернул ее. И осенил ее крестным знамением, и распростер ее на море и взошел на нее с учениками своими. И явились два ангела, чтобы направлять его вместо моряков: один на право, другой на лево, а Господь наш, как кормчий вел его по морю, ибо Он не удаляется от рабов своих и всегда пребывает с ними. И когда увидели моряки и начальник корабля авву Евстафия, взошедшего на свою одежду и бегущего по морю на лево от корабля, сказали ему: «кто ты, и какова вера твоя и какова благость твоя, которые дали тебе такую власть? и ты едешь по морю без корабля и не тонешь?» И отвечал отец наш Евстафий и сказал им: «вера моя и благость моя – Христос со Отцом его и Духом Святым, это надежда моя». И все это видел и слышал Захария эфиоплянин, который шел, чтобы проводить его из пустыни Скитской. На отце нашем Евстафии исполнилось слово Спасителя нашего Христа. памяти Коего подобает поклонение. Он сказал во святом Евангелии своем, «веруяй в мя, дела, яже Аз творю, той сотворит, и больше сих сотворит». Подобно ему сей mär Евстафий ходил по морю без корабля, причем направляли его Ангелы, как Андрея Апостола в страну людоедов. Когда он шел, Господь был его помощником и покровителем и путеводил, как кормчий, творящего волю его. И после этого они пребывали 19 дней и ночей, причем от Бога был благополучен путь их. И было две горы, окруженные морем. Когда они увидели отца нашего Евстафия, подняли вверх вершины свои, и стали говорить друг другу: «я предварю тебя, встретив его» и «я прежде тебя выйду к этому рабу Божию». И когда он увидал, что две горы говорят друг другу таким образом, осенил их рукой своей и приказал им еловом уст своих, чтобы они не шли к нему, и сказал им: «стойте на месте, где вы стоите и только опустите ваши вершины».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Веруйте, возлюбленные, что Господь «не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» ( 1Кор.10:13 ) и «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь« ( Евр.2:18 ), – «только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраните до конца» (см.: Евр.3:6 ) и «не ожесточите сердец ваших в день искушения« ( Евр.3:8 ). В этом «увещавайте друг друга и назидайте один другого... Утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем». Не воздавайте «злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем« ( 1Фес. 5:11, 14–15 ). «Терпением и утешением из Писаний» сохраняйте «надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса« ( Рим.15:4–5 ), и «братство любить» (см.: 1Петр.2:17 ), как заповедовали нам апостолы. «Стойте в вере« ( 1Кор.16:13 ) на недвижимом камени Православия, по заветам святоотеческим, и легко для вас будет бремя испытания вашего, и будет «надежда наша о вас тверда» ( 2Кор.1:7 ). Чада мои. Ведомо вам, что не впервые Литовскую Церковь постигает испытание веры под чужеземной властью и проповедью «иного упования». Но, верные заповедям Христа Спасителя, заве- там апостольским и наставлениям святых отцов и учителей Церкви Православной, предки ваши «во всеоружии Божием» смогли «противостать всем козням вражиим« (см.: Еф.6:11 ) и сохранили вам в драгоценное наследие веру святую. В крепком стоянии за истину Православия как святыню народа русского они не щадили своей жизни и сияют ныне немеркнущими и путеводными для вас звездами исповедников и мучеников – на небе Церкви Литовской. Во дни испытания вашего «горе имейте сердца», возведите духовные взоры ваши к этому небу, и вы узрите путь ко спасению: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Поминайте святых мучеников, первенцев Антония, Иоанна и Евстафия. Воодушевляемые их святым примером, предки ваши оставили вам в святое наследие и крепости веры, под кров и во ограде коих вы можете укрыться в дни испытания и найти надежные средства обороны от козней диавольских: это братства Церкви Литовской – древнее виленское Свято-Духовское и позднейшие ковенское Свято-Николаевское, гродненское Софийское и иные западнорусские братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Поведал авва Евстафий: «Живя в мире, я никогда не вкушал пищи прежде захождения солнца. Когда я сидел в лавке, книга не выходила из рук моих; рабы мои продавали и принимали товар, а я непрестанно упражнялся в чтении. По средам и пятницам я раздавал милостыню нищим. Когда начинался звон, я спешил в церковь , и никто прежде меня не приходил в нее. Когда я выходил из церкви, то приглашал с собой бывших тут убогих в дом мой, и они разделяли со мной трапезу. Когда я стоял в церкви, на всенощном бдении, никогда не вздремнулось мне, и признавал я себя великим подвижником. Все прославляли и почитали меня. Но когда умер мой сын, вельможи города пришли ко мне, чтобы утешить меня, но я не мог утешиться. От великой скорби я впал в болезнь и был близок к смерти. По прошествии семи месяцев едва поправился. Провел я в доме моем после этого еще четыре года, подвизался по силе моей и не прикасался к жене моей: я жил с ней, как с сестрой. Когда же случалось мне видеть монаха из Скита, я приглашал его в дом мой вкусить со мной хлеба. У этих монахов я расспрашивал о чудесах, совершаемых святыми отцами, и мало-помалу пришло ко мне желание монашества. Жену мою я отвел в женский монастырь, а сам пошел в Скит к авве Иоанну, с которым был знаком. Он постриг меня в монашество. Кроме меня было у него еще двое учеников. Все, видя меня особенно усердным к церкви, уважали меня. Провел я в Ските около пяти месяцев, и начал очень беспокоить меня блудный бес, принося мне воспоминания не только жены моей, но и рабынь, которых я имел в доме моем. Не было мне отдыха от брани ни на час. На святого старца я смотрел, как на диавола, и святые слова его казались мне уязвляющими меня стрелами. Когда я стоял в церкви на бдении, то не мог открыть глаз от сна, овладевавшего мной, так что не однажды приходил я в отчаяние. Борол меня и бес чревоугодия, борол до того, что я часто крал остатки хлеба, ел и пил тайно. Что говорить много! Помышления мои настраивали меня выйти из Скита и бежать на восток, поселиться в городе, в котором никто не знает меня, там предаться любодеянию или жениться.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

48 В Евр.4:15 мы читаем «но, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» – здесь говорится о том, что если Господь Иисус Христос и мог искушаться (напр., искушения в пустыне – Мф.4:1–11 ), то лишь для того, чтобы победить, доказав верность Отцу, и эту победу даровать нам – показать нам путь, образ правильной жизни, борьбы с грехом. 50 В молитве «Отче наш» мы просим избавления именно от такого дьявольского искушения; о том, чтобы Бог не попустил нам искушения сверх нашей меры. Об этом хорошо говорит апостол Павел: «Вас постигло искушение не иное как человеческое; и верен Бог , Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:11 ). 57 Некоторые исследователи поэтически сравнивают Бога с Небесным Пастухом, Который пасет созвездия, как своих овец. Ср.: «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» ( Ис.40:2 ). «[Господь] исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» ( Пс.146:4 ). Именно поэтому Бог – не только Творец, но и Отец светов. 63 Это, кстати, к вопросу о ропоте на Бога некоторых, доведенных до отчаяния тяжелыми житейскими обстоятельствами, людей. 64 Ср.: текст заамвонной молитвы священника в Божественной Литургии святителя Иоанна Златоустог о: «...всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у Него же несть пременение или преложения стень». В греческом оригинале этот стих написан гекзаметром (шестистопным размером с одним ударным и двумя безударными слогами); очевидно, это цитата из какого-то греческого поэта. 65 Слово «ποκειν» означает вынашивать и производить на свет. «Хотя этот глагол обычно относится к родам женщины, в данном случае он используется по отношению к Богу, рождающему на свет» (НЛЭК. С. 846). 73 К этой теме (одной из основных во всем послании) апостол Иаков будет возвращаться еще не раз: см. 1:26; 2:12, 14–18; 3:1–10, 13–17; 4:11, 13–16; 5:12–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. 17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Не обманывайтесь (Μ πλανσθε) – букв.: не обольщайтесь, не прельщайтесь. Апостол Иаков имеет в виду, что есть «злые дары», дары от дьявола – страсти, похоти, греховные наслаждения в виде наживки, а под наживкой – страдание, смерть… Настоящее добро исходит только от Бога. Всякое даяние (πσα δσις) – это блага временные и вечные; материальные и, главное, духовные, служащие ко спасению души. Такой дар – дар совершенный (δρημα τλειον), сходящий свыше (νωθν) 55 , от Отца светов (светил) (π το πατρς τν φτων). Отец, т.е. Бог , есть источник всякого света (из доброго источника может исходить только доброе 56 ): 1) чувственного: Солнца, Луны, др. звезд и планет 57 ; 2) духовного, интеллектуального 58 . Свет – символ добра, как тьма – символ зла 59 . Бог пребывает во свете 60 ; 3) также это могут быть ангельские силы, окружающие престол Божий – термин, близкий к «Господь Саваоф» (Господин воинств (небесных)) 61 . Таким образом, от Бога по самой природе Его происходит только доброе и совершенное, следовательно, Он не может быть виновником или причиной искушений, ведущих человека ко греху и гибели: это противоречило бы свойствам неизменяемого существа Божия 62 . Изменения (παραλλαγ)… тени перемены (τροπς πο- σκασμα) – это выражение означает наступающее затмение в результате изменения положения небесных светил. Употребляется этот почти астрономический термин для выражения противопоставления: у простых «светов», у неба, может случиться помрачение: небо может как бы уйти в тень, в результате изменения-затмения солнца или луны, изменения положения небесных светил. Но у «Отца светов» ничего этого нет – никаких изменений! Акцент здесь на неизменяемости Бога в плане Его добра, Его благости 63 . Итак, Бог – только добро и только свет, без всяких колебаний, без тени в Себе, в Своей благости, т.к. Благость, Добро – одно из свойств Божиих 64 . 1:18

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

157 Ср.: РВ: «Но, предположим, кто-то скажет: «У тебя есть вера, а у меня – дела». Покажи мне свою веру без дел – и я покажу тебе свою веру через дела!». 175 Веру Раав приводит в пример апостол Павел в Евр.11:31 . Интересно пишет о Раав и святитель Иоанн Златоуст : «Послушай, что о [Рааав] говорит Писание, свидетельствуя о ее добрых делах. В блудилище она была словно бы жемчужина, в грязь замешанная, золото, в нечистоты брошенное, цвет благочестия, терниями засыпанный, благочестивая душа, в стране бесчестия запертая» (Библейские комментарии отцов Церкви. С.41). 177 «Братия мои!» – кстати, обращение в начале этого отрывка говорит, что апостол Иаков переходит от спора-диатрибы, характерной для 2 главы (см.: 2:14; 16: 18–22, 24), к поучению всем «братиям». 178 Баркли, У. Толкование соборных посланий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soteria.ru/barclay-06/. – Дата доступа: 1.06.2016. 181 Ср.: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:17–24 ). 183 Ср.: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» ( 2Тим.4:3–4 ). 184 Баркли, У. Толкование соборных посланий [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://soteria.ru/barclay-06/. – Дата доступа: 1.06.2016. 187 В с е т е л о (λον τ σμα) коней – в греч. используется то же словосочетание, что и в предыдущем стихе: все тело человека. 188 Букв.: под наименьшим (очень маленьким) рулем. Между прочим, у кораблей во времена апостола Иакова, было обычно два руля (широкие весла по обе стороны кормы), которыми управлял один кормчий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

228 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу… 229 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по своим собственным похотям… 231 Ср.: у блаженного Феофилакта Болгарского : «Нужно, впрочем, знать, что здесь говорится не о плотском убийстве и вражде. Ибо это тяжело слышать даже о разбойниках, тем более о верующих (хотя некоторых) и приходящих к Господу. Кажется, убийцами называет тех, которые убивают свои души такими предприятиями, за которые у них и вражда против благочестия» (Блаженный Феофилакт Болгарский . Апостол с толкованием. С. 190). 233 Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. 235 Так же: расточать, издерживать расходовать. В притче о блудном сыне используется это же слово: «Когда же он прожил (δαπανσαντος – букв.: растратившего) все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться» ( Лк.15:14 ) 240 О значении слова «мир» прекрасно говорит преподобный Исаак Сирин : «Слово мир есть имя собирательное, обнимающее собою то, что называется страстями. Если человек не узнал прежде, что такое мир, то не достигнет он до познания, какими членами далек от мира и какими связан с ним» (Преподобный Исаак СирИн .Слова подвижнические/Слово 2-е. С. 31). 242 «Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел…». См.: толкование притчи Самим Спасителем далее в ст. 39: «враг, посеявший их (плевелы), есть диавол…». Так же: «Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью (букв. – силу врага)…» ( Лк.10:19 ). 243 В общепринятом тексте (Textus Receptus) слово «Πνεμα» с заглав- ной буквы – т.е. имеется в виду Дух Святой. У. Баркли считает, что «цитату можно перевести двояко, смысл же обоих вариантов в большой степени одинаков. «Он (то есть Бог) ревностно жаждет преданности духа, который Он создал, дабы он пребывал в нас» или «Дух, который Бог создал, чтобы он пребывал в нас, ревностно жаждет полной преданности в наших сердцах». И в том и в другом случае смысл сводится к тому, что Бог любит ревностно и не потерпит соперников. Авторы Ветхого Завета никогда не боялись употребить определениеревностныйпоотношениюк Богу " (Баркли У. Толкование соборных посланий). Ср.: Втор.32:16 ; Исх.20:5, 34:14 ; Зах.8:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

188 Букв.: под наименьшим (очень маленьким) рулем. Между прочим, у кораблей во времена апостола Иакова, было обычно два руля (широкие весла по обе стороны кормы), которыми управлял один кормчий. 191 Ср.: РВ: «Или возьмем огонь: сколько дерева он сжигает!». NIV: «Consider what a great forest is set on fire by a small spark». 193 «Круг жизни – поэтическое обозначение всей жизни человека, которая с самого рождения его вертится непрестанно, как колесо, доколе смертию не прекратится верчение этого колеса» ( Михаил (Лузин) , епископ. Толковый Апостол. С. 102. 201 Это обычай иудейских книжников: приводить для доказательства своей точки зрения две цитаты из Св. Писания или два примера житейской мудрости. 202 «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их» ( Мф.7:16–20 ). 205 « Иак.3:13 действительно содержит неожиданность: христианских мудрецов узнают по их поведению. Одновременно это значит: их узнают не по их интеллигентности, не по их риторике, не по их современности!» (Майер, Г. Послание Иакова. С. 184). 206 Горькая – в переносном значении: суровая, жесткая, злобная. Так же: рвение, сильное чувство зависти и ревности. 207 Так же: любопрение (любовь к прениям: т.е. спорам), ссора, соперничество; это слово характеризует амбициозного вождя, который плетет интриги, использует раздоры своих соперников. 219 Ср.: РВ: «А те, которые созидают мир вокруг себя, мирно сеют, чтобы пожать мир праведности». NIV: «Peacemakers who sow in peace raise a harvest of righteousness». 222 «Первое слово обозначает хроническое состояние военных действий, военную кампанию, а второе – отдельные конфликты или столкновения в ходе войны» (НЛЭК. С. 855). 224 Ср.: «Часто тщеславие враждует против объедения; и сии две страсти понуждает разрешать [пост – и.Е.], а тщеславие внушает показывать свою добродетель…» Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица/14:9. С. 115–116).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

(Очнувшись же, придя в чувства, стражи убежали скорее от гроба) и пришедши в город (Иерусалим), некоторые из стражей донесли первосвященникам о всем случившемся» 27 . " А Мария Магдалина, и Мария Иаковлева, и Соломия, и вместе с ними некоторые другие женщины в первый же день недели очень рано, на рассвете, неся (ко гробу Христову) приготовленные ароматы, говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? Приходят ко гробу и, взглянув, видят, что камень отвален. И, вошедши (в пещеру, где был гроб), не нашли тела Господа Иисуса, а увидели юношу (ангела), сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись, и недоумевали. Он же (ангел) говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищите Назарянина, распятого. Его нет здесь: Он воскрес! как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее, там Его увидите» 28 . И, вышедши поспешно из гроба, они (жены мироносицы) со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они (от гроба к Иерусалиму) возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их (вероятно еще в саду) и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его, и поклонились Ему… 29 . Сперва же, воскресши рано в первый день недели, Иисус явился у гроба (вне скалы, но близь нее), Марии Магдалине», (сначала) думавшей, что это садовник 30 . На основании всех, приведенных здесь, Евангельских сказаний, возможно вернейшее иконописное изображение, которое наглядно напоминало бы обстоятельства таинственного Воскресения Христова, должно быть представлено так: Вдали, в самом заду, с одной стороны часть города Иерусалима, а над ним, на горизонте, должны виднеться первые проблески утренней зари. Остальное небо вверху, над всем рисунком, еще не освещено. Вне стен Иерусалима, ближе к зрителю, должна быть представлена в отдалении же гора Голгофа с тремя крестами, из коих средний, на котором был распят Христос, должен быть представлен несколько большим, чтобы выделялся пред остальными. Большую часть главного фона рисунка должен занимать богатый сад, каким был сад Иосифа Аримафейского, – «человека богатого и знаменитого, члена народного совета», видного общественного деятеля, – в весеннюю, цветущую, на востоке пору года, и пред самым велики народным праздником Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010