Иак. 4:6 ). Тот, кто имеет это и тому подобное в себе, тот плотской и сын неприязненного. Ведьрожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух… а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли( Ин. 3:6, 31 ), потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут ( Рим. 8:7 ), и в таковых не обитает Дух Божий. Ибо не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [Col. 1844] сими, потому что они плоть ( Быт. 6:3 ). Если же кто Духа Божия не имеет, тот и не Его ( Рим. 8:9 ). Так как имеющий Духа Божия с Духом Божиим и сообразуется и Духом Божиим умерщвляет деяния телесные и живет для Бога, подавляя и порабощая плоть, чтобы в него вселился Святой Дух мирный. И сохраняемый Им, он сотворит плод веры, добродетели, мудрости, чистоты, воздержания, любви, доброты, терпения, надежды, единомыслия, целомудрия, хвалы, освящения. Это и тому подобное вводит в Царство Небесное. Все же, что было упомянуто прежде, [есть] плотские помышления, которые к Царству Небесному и не приближаются. Но прежде чем достичь конца предложенного слова о Царстве Небесном, мне представляется необходимым ясно передать тебе, честный отче Евстафий, пришедшую мне в настоящий момент мысль, возможно, также полезную для рассуждения о Царстве, а сверх всего прочего, как кажется мне, и благотворную и выгодную. Поскольку беззакония наши умножились и превзошли главы наши, а мы не вразумлялись халдейским бичом и не укротило жестоковыйность нашу ярмо их, но еще более в пороках мы храбримся, то из-за этого по попущению Божию навел на нас сатана рану, могущую охватить и внутренность, и мозги, и кости. Мы слыхали, что на востоке пришел предтеча антихриста, желающий получить престол антиохийцев, Афанасий по имени 199 , а скорее же – смерть неумирающая 200 , проповедующий учения Аполлинария, Евтихия, Севира и Иакова. И этот слух немало взволновал обитателей Святого Града и монастыри вокруг него. Посему, поскольку, как я уже написал, вам придется проходить многие страны, места и острова и случаются многие ереси в различных местах, то, чтобы по неведению вы не впали в какие-нибудь из них, я описал вам все ереси от пришествия Христова до нынешнего времени, чтобы вы и спутники ваши хранили себя от них, как от змей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

История его, всем известная, повествует о том подробно и ясно, а потому я не буду замедлять свое слово рассказом о ней. Известные всем вещи не требуют долгого сказания о них, достаточно лишь помнить их и поучаться всегда к пользе нашей. Поэтому, взяв слова Евангелия, ныне читаемого на Литургии, и пример многотерпеливого жития святого великомученика, я намерен побеседовать с благочестием вашим о том, сколь полезно каждому христианину «в терпении своем спасать душу свою». Терпение – не простое терпение, ибо многие страдают за дело по вине своей, а терпение в скорбях, случающихся без вины и принимаемых ради любви Божией, – такое терпение приятно и похвально в очах Божиих, как говорит святой апостол Петр: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны» ( 1Пет. 2:19–21 ). Это именно терпение, терпение, не из-за какой-либо своей вины, а ради любви Божией кротко принимаемое, и будет предметом нашей беседы. В особенности же надлежит побеседовать нам о том терпении, которое проистекает из неприязни лжебратий наших, враждующих против нас без причины, гонящих нас неправедно и враждой своей вызывающих нас ко взаимной неприязни, гневу и ярости. Ибо редко кто имеет такое терпение, чтобы с кротостью переносить вражду своего недруга и самому не отвечать взаимной враждой, не гневаться, не озлобляться. А сколько пользы приносит христианину такое терпение, это невозможно и исчислить: не хватит нам, повествующим, времени. Укажем же немногое, что потребно нынешнему времени, предлагая вопросы. Во-первых, спрошу: кто в поднебесной самый крепкий, сильный, храбрый? Думаю, что некоторые здесь вспомнят разговор трех постельничих царя Дария: один из них написал, что сильнее всего вино, другой указал на царя, как сильнейшего, а третий возвысил над всем женский пол. Я же, как христианин, не присоединяюсь ни к одному из них, как к ветхозаконным, ибо они не знали нашей христианской жизни, которая была после них. О, если бы они знали ее, то рассуждали бы иначе! Думается, что они забыли спросить премудрого Соломона, он сказал бы им, кто сильнее. А на их умствование можно ответить: не сильно само по себе вино, если человек не захочет упиться им, не страшна и царская власть, если человек не сделает никакого зла, и женщина не осилит человека, если сам человек не возжелает ее. Иного ответа я желаю на мой вопрос: кто в поднебесной самый сильный и крепкий?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Смотри также Апост. 5:51. Правило 2 Если кто-то будет осуждать вкушающего с благоговением и верой мясо (без крови, не идоложертвенное и не удавленину) как не имеющего из-за этого вкушения надежды, да будет анафема. (Апост. 51, 63; VI Всел. 67, Анкир. 14; Василия Велик. 86.) Толкование Апостол пророчествовал, что и об этом скажут приверженцы Евстафия, осуждающего тех, кто ест мясо. Ведь далее в вышеприведенном апостольском изречении сказано: Запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением ( 1Тим.4:3 ). Поэтому настоящее правило предает анафеме осуждающих того, кто с благодарением и верой вкушает мясо (исключая кровь, идоложертвенное и удавленину), и утверждающих, что у него нет надежды на спасение из-за того, что он ест мясное. Смотри также Апост. 51, 63. Правило 3 Если кто-то будет под предлогом благочестия учить раба презирать господина, уклоняться от служения ему и не прислуживать своему господину с добрым расположением и всяким почтением, да будет анафема. (Апост. 82; IV Всел. 4; VI Всел. 85; Карфаг. 73; Василия Велик. 40, 42.) Толкование Апостол говорит, обращаясь и к Тимофею: Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести... Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им ( 1Тим.6:1–2 ), и к Титу: Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем ( Тит.2:9 ). Поскольку апостол, повторяю, говорит так, а евстафиане учили противоположному, то настоящее правило, следуя апостольскому учению, анафематствует тех, которые учили рабов презирать своих хозяев и уклоняться от того, чтобы служить им со всякой любовью и уважением. Прочти также Апост. 82. Правило 4 Если кто-то не решается причащаться Святых Таин от женатого священника, потому что ему якобы не должно литургисать, да будет анафема. (Апост. 5; VI Всел. 13, 48; Карфаг. 4, 33) Толкование Настоящее правило анафематствует евстафиан и всех прочих, которые не решаются причащаться Божественных Таин из рук женатого иерея и уклоняются от этого, утверждая, что из-за того, что он состоит в браке, ему не следует совершать литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Люди шли для того, чтобы почтить тех, кто за Христа переносил тяжкие, несказанные страдания; тех, которые испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Евр. 11:36–38 ). Это те, кто прошел путь, указанный Господом Иисусом: тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь вечную ( Мф. 7:14 ); тот путь, о котором Он говорил: В мире скорбны будете, но мужайтесь, ибо Я победил мир ( Ин. 16:33 ). К великому сонму древних мучеников Христовых приложились святые имена двенадцати мучеников российских, среди которых особенно ярко сияют перед Богом св. Михаил, князь Черниговский и его боярин Феодор и Роман, князь Рязанский, замученный в Золотой Орде за отказ переменить веру христианскую на веру мусульманскую, а также три мученика Виленских: Антоний, Иоанн, Евстафий. Не могу умолчать о такой яркой черте русского благочестия, как подвиг юродства, явленный великими людьми, которые взяли на себя этот тягчайший из всех крестов. Двенадцать великих имен юродивых находим мы в святцах Церкви Российской, только два-три имени в Православной Церкви Греческой, и ни одного в церкви римско-католической. Великой прозорливостью и чудесами Сам Бог засвидетельствовал святость юродивых, и весь православный русский народ глубоко чтит страдальцев и чудотворцев, добровольных мучеников, блаженных Василия и Максима Московских, Прокопия Устюжского и остальных. Трудно нам, нынешним христианам, стоять и держаться против буйных ветров безбожия, но нас укрепляет Всемилостивый Господь памятью о жизни и подвигах множества наших святых предков, увещевает и святой апостол Павел, говоря: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр. 13:7 ). Воздадим же от всего сердца славу и честь, хвалу и благодарение в Троице славимому Богу нашему, излившему на землю Русскую Свой истинный свет, которого не может угасить никакая тьма. Ведь перед нами – огромное сверкающее облако свидетелей о Господе Иисусе. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамлением, и воссел одесную Престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими ( Евр. 12:1–3 ) и пойти вслед за Христом. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Мудрость (σοφα; (хахэмот) – евр.) – правильное понимание, познание воли Божией; это особый дар Святого Духа, а так же определение средств к исполнению воли Божией. «Говорит не о человеческой мудрости, но о духовной, ибо в ней указывает причину совершенного действия, а причина эта – небесная мудрость, укрепляясь которою мы можем совершить доброе вполне» (блаженный Феофил Болгарский). О даровании от Господа именно такой мудрости и должен молиться христианин. Просит (ατετω) – здесь речь идет о молитвенном прошении; глагол «ατετω» предполагает прошение низшего к высшему; причем, прошение долгое, упорное, умоляющее. 27 Возникает образ нищего, который вымаливает у богатого милостыню. Просто (πλς – чистосердечно, искренне, простодушно, без всякой для себя выгоды) и без упреков (νειδζοντος – ругать, оскорблять, поносить): Бог не поступает с нами, как часто мы с Ним: по принципу «Ты – мне, я – Тебе»; Бог не торгуется, не ищет Своего, 28 не сопровождает Свои благодеяния упреками («не попрекает каждым куском хлеба»). Бог – это не отчим, а любящий Отец, подобный отцу из притчи о блудном сыне. 29 1:6 6 ατετω δ ν πστει μηδν διακρινμενος γρ διακρινμενος οικεν κλδωνι θαλσσης νεμιζομνω κα ριπιζομν 6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. С в е р о ю (ν πστει – букв.: в вере) – т.е. такой человек обладает верой в то, что Бог – это любящий Отец, Который даст ему все, о чем он просит; все, что ему нужно. А такая вера возможна лишь в том случае, если человек полностью отдает свою жизнь Богу. Половинчатая жизнь, когда человек пытается служить и Богу и миру, 30 несовместима с подлинной верой. Такой человек всегда будет колебаться в вере. Сомневающийся (διακρινμενος) – т.е. человек, который постоянно колеблется, сомневается, не может определиться с выбором. Причем, речь идет не о каких-то случайных сомнениях, вызванных обстоятельствами и т.п., а о постоянной внутренней установке на сомнение, недоверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Спрошу еще: сильнее ли нетерпеливая гневная ярость, чем крепость телесная? Воистину так, ибо она одна из тех трудно преодолеваемых природных или естественных страстей, которые упоминает апостол: «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Ин. 2:16 ). В этой гордости заключается и яростная гневная страсть, ибо гордость нетерпелива, гневна, злобна. А что гневная ярость прирожденна человеку, это явствует из слов любомудрствующих, которые на вопрос: что такое человек? – отвечают: человек – это животное, гневное, похотное, разумное. Но для того, чтобы человек мог одолеть какую-либо прирожденную человеческому естеству страсть, необходима несравненно большая сила, чем телесная крепость. Что это истина, убедимся из рассуждения. Телесная крепость и сила живут в человеке временно, а не всегда. Ибо человек родился бессильным младенцем и, возрастая летами, растет и в силе; и только тогда, когда приходит в совершенный возраст, становится сильным и, если ничем не повредится его здоровье, обладает крепостью телесной. Болезненный же бывает бессильным. Затем, когда наступает старость, человек опять теряет телесную крепость, и чем он старее летами, тем слабее телом. Прирожденные же человеку страсти, вложенные в его естество со дня зачатия и рождения, растут вместе с ним и живут в нем неотступно, ибо и в малых детях случается видеть яростное и похотное. Хорошо говорится в церковном песнопении: «От юности моея мнози борют мя страсти». Точно так же бывает и у старых, как некто говорит в Отечнике: «Я видел старца, достигшего столетнего возраста, а греха плотского не оставившего». Человек, сильный телом, борется со своим супостатом только иногда, когда имеет его, не имея же супостата, пребывает в спокойствии. В борьбе же с природными страстями не бывает мира. Непрестанно, днем и ночью человек борется с ними, ибо, как говорит апостол: «Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал. 5:17 ); и в другом месте: «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего» ( Рим. 7:23 ). Борьба со страстями идет постоянно, а одоление их бывает редко. Хорошо говорит Давид: «Если они не возобладают мною, тогда я буду непорочен и очищусь от великого греха» ( Пс. 18:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

4 . Если же [выходит, что] следует верить беснующемуся Саулу, словно обладающему истинным ведением, или бесу, похваляющемуся и объявляющему, будто может вывести из ада души праведников, то давай рассудим между собой, дражайший из мужей Евтропий, какой хулы должен быть исполнен тот, кто мыслит таким и подобным этому образом. Ибо многим, как представляется, Ориген погрешил против истины, между тем как владыка наш Иисус ясно сказал о диаволе: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он – лжец и отец лжи 19 . Итак, что ты говоришь, Ориген ? Надобно вопросить тебя, истинно ли то, что изрек Спаситель, или в ответ ты будешь утверждать обратное? Если истинны слова Господни, стало быть, наглый бес солгал по обыкновению. Если же ты определяешь речения бесовские как неложные, то представляешь Господа лжецом. Видишь, в какую нелепость впало провозглашаемое тобой утверждение? Ведь когда бесы принуждаются говорить правду, они делают это против своей воли, терзаемые муками: не стали бы они говорить что бы то ни было неложное добровольно. Если же кто-то решительно утверждает, будто бы этот [бес] выводит из ада праведников, не становится ли ясно, что таковой [человек] обманом вводит ложь, желая привести кого-нибудь к погибели? Конечно, говорит [ Ориген ], не бес это изрек, но повествовательный глас автора; мы же верим, что автор этих слов есть Дух Святой, а не человек 20 . Неужели он не понимает, как противоположно смыслу повествования то, что он утверждает? Ведь тем, кто провели большее время в различного рода литературных занятиях, лучше известно, что повествовательная речь автора выразила то, что будто бы делает и говорит вопрошающему предсказание Саулу чревовещательница. Разумеется, автор, повествующий о ней и приводящий дословно ее слова, говорит: И сказала женщина: кого вывести тебе? 21 Кто же выставляет себя в столь нелепом виде, прикидываясь, будто не понимает, что слова эти принадлежат не автору, а бесноватой женщине, о которой прежде упомянуто? При этом нигде нет подтверждения истинности ее слов, и никто вообще не мог бы этого показать.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Antio...

Трижды молил я Господа о том. Но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”» ( 2Кор.12:7–9 ). Знаю, что некоторые считают это немощью телесной; но это не так, не так, – а называет он ангелом сатаны людей, противодействовавших ему, потому что это сатана есть слово еврейское; сатана значит: противник. Таким образом орудия диавола и людей, служащих ему, Павел называет ангелами его. Почему же, скажут, прибавлено: плоти? Потому, что плоть подвергалась бичеваниям, но душа была легка, возбуждаясь надеждой будущих благ; козни врагов не касались души его и не сокрушали внутренних помыслов, но достигали только плоти, и эта война не могла проникнуть внутрь. Так как плоть была раздираема, бичуема, связываема – связать же душу невозможно было, – то он и говорит «дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня», намекая на искушения, скорби, гонения. Потом что? «Трижды молил я, – говорит, – Господа о том», то есть, часто я молился, говорит, чтобы хотя немного отдохнуть от искушений. Но вы помните причину, о которой я сказал, что Бог попускает рабам Своим терпеть бичевания, быть гонимыми и испытывать бесчисленные бедствия, именно для того, чтобы показать Свою силу. Вот и здесь апостол, молившийся о том, чтобы отступили от него бесчисленные бедствия и противники, не получил просимого; приводит и причину, почему он не получил просимого. Какая же это причина? Ничто не препятствует опять напомнить ее. «Довольно для тебя, – говорит Он, – благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». 4. Видишь ли, что Бог для того попускает ангелам сатаны нападать на рабов Его и причинять им бесчисленные бедствия, чтобы проявилась сила Его? Поистине, с язычниками ли или с жалкими иудеями мы станем рассуждать, для нас достаточно будет для доказательства божественной силы то, что вера, подвергаясь бесчисленным войнам, одержала верх, и тогда как вся вселенная противоборствовала и все с великим жаром гнали тех двенадцать человек, т. е. апостолов, они, бичуемые, гонимые и терпевшие бесчисленные бедствия, были в состоянии в короткое время с полным превосходством победить причинявших им это.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Если должно, говорил он, творить молитвы за вселенскую церковь , от концов до концов вселенной, то тем более должно проявлять и попечение об ней о всей, равно заботиться о всех (церквах) и пещись о всех. И что было со Стефаном, это случилось и с ним. Как иудеи не в силах будучи противиться мудрости Стефана, побили того святого камнями ( Деян.7:58 ), – так и эти, не в силах будучи противиться мудрости Евстафия и видя, что укрепления охраняются, изгоняют наконец проповедника из города. Но голос его не замолк; человек был изгнан, а слово учения не было изгнано. Так и Павел был связан, а слово Божие не было связано ( 2Тим.2:9 ); и этот был в чужой стране, а учение его с нами. Итак, изгнавши его, они стремительно напали, подобно сильному потоку, но ни растений не исторгли, ни семян не залили, ни возделанной нивы не повредили: так укоренилось хорошо и искусно возделанное его мудростью! Впрочем нужно сказать, для чего Бог попустил ему быть изгнанным отсюда. Эта церковь только что передохнула; имела не малое утешение в управлении Евстафия; он со всех сторон ограждал ее и отражал нападения врагов. Для чего же он был изгнан, для чего Бог попустил гонителям его? Для чего? Не подумайте, что слова мои послужат к разрешению одного только этого недоумения; нет, если случится вам говорить о подобном и с язычниками, или еретиками, то, что будет сказано, будет достаточно к разрешению без всякого недоумения. Бог попускает истинной и апостольской вере Своей подвергаться многим нападениям, а ересям и язычеству попускает наслаждаться спокойствием; для чего? Для того, чтобы ты познал слабость их, когда они, и не тревожимые, сами собой разрушаются, и чтобы ты убедился в силе веры, которая терпит нападения, и через самих противников умножается. А что это не моя догадка, но божественный ответ, данный свыше, послушаем, что говорит об этом Павел, – и он ведь некогда испытывал нечто человеческое, потому что, хотя он был и Павел, но причастен был нашего естества. Что же он испытывал? Он был гоним, подвергался нападениям, терпел бичевания, подвергался бесчисленным козням отвне и извнутри, от казавшихся своими, от чужих; и нужно ли исчислять, сколько он перенес бедствий? Итак, изнемогая и уже не перенося нападений врагов, которые всегда разрушали его учение и противились его слову, он припадает к Господу, призывает Его и говорит: «дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Преследует Саул Давида, и Давид, спасаясь от гневной ярости Сауловой и его убийственных рук, скрылся в попавшейся где-то на пути глубокой пещере. Саул, идущий за ним неподалеку, утрудившись в пути, и желая скрыться от солнечного зноя и отдохнуть, вошел в ту же пещеру, не зная, что там находится Давид, и уснул в ней. И вот, когда один из бывших с Давидом прошептал ему: «Вот предал Господь в руки твои врага твоего, убей его» ( 1Цар. 26:8 ), – Давид, отвергая его совет, отвечал: «Не подниму руку мою на Христа Господня» (см. 1Цар. 26:10 ). Сказав это, он подошел к спящему Саулу, отрезал только край его одежды и снова скрылся в пещере. Когда Саул, проснувшись и не зная ничего о Давиде, вышел, чтобы продолжать свой путь, Давид также вышел из пещеры и закричал вслед ему: «Господин царь!» Царь обернулся, а Давид поклонился ему до земли и, показав край одежды его, сказал: «Сегодня предал тебя Господь в руки мои в пещере, и не подумал поднять руки мои на тебя, господина моего; посмотри на край одежды твоей в руке моей и убедись, что нет во мне злобы против тебя; почему гонишь меня, неповинного?» ( 1Цар. 24:11–12 ). И сказал ему еще много умилительных слов, как пишется в книге Царств, от которых прошел гнев у Саула, согревшегося от холода, как бы углем огненным, терпеливым незлобием Давидовым и его благодетельством, то есть тем, что он не убил его. Согревшись, говорю, от холода нелюбви и несправедливой вражды, умиленный он сказал: «Твой ли это голос, сын мой Давид? И возвысил Саул голос свой, и плакал» ( 1Цар. 24:17 ). Мы видим здесь, как терпение Давидово и его благодеяние, то есть то, что он не убил своего врага, привело Саула к умилению и раскаянию, и превратило его из врага в друга. Ибо он назвал того, кого гнал, своим чадом и заплакал, видя его неповинность и свою несправедливую вражду. Рассуждая об этом, святой Златоуст говорит: «Сколь внезапна такая перемена! Прежде не хотел Саул называть Давида и по имени, так как само имя его было ненавистно Саулу. Теперь же и в сродство привел Давида, чадом нарек его. Кто может быть блаженнее Давида? Он сделал отцом своим мужа убийцу, превратил волка в овцу, печь гнева исполнил росой многой и угасил пламя ярости» (Слово о Давиде и Сауле). Отсюда мы видим, что незлобивое терпение, соединенное с благодетельством, как уголь огненный, согревает врага и из недруга делает его другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010