15-го числа Св. Апостола Онисима, единого от 70 Имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих. Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его. Ты же прими его, как мое сердце. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе твое дело было не вынужденно, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти, и в Господе. «Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай сие на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. «Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе. Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю». (Посл. к Фuлuм. I, 8–21 .) Так писал св. Апостол Павел Филимону, богатому и знатному человеку, уверовавшему в учение Христово во время проповеди Павла во Фригии, в Малой Азии. Писал он это ему о рабе его Онисиме, который, провинившись перед господином своим и убоясь наказания, бежал от него в Рим, где проповедовал тогда Апостол Павел. Множество людей, слыша Апостола, просвещались верою. Раб Онисим также пленился учением св. Павла и не отступал от него, ненасытно вслушиваясь в слова жизни и истинной свободы. Он открыл Павлу душу свою, выразил раскаяние в грехе своем и, приняв от Павла св. крещение, желал служить ему. Но не желая пользоваться служением чужого раба, св. Павел послал с ним к Филимону письмо с выше-приведенным содержанием. Филимон, бывший уже христианином, отозвался не только прощением, но и отпущением на свободу раба своего, так что Онисим мог возвратиться в Рим к Павлу и служил ему, ревностно исполняя поручения его. Сам он, со временем, сделался одним из 70-ти Апостолов, и по смерти Павла проповедовал слово Божие во многих странах Греции и Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вот что рассказывал почитаемый многими авва Кассиан: – Некогда мы пришли из Палестины в Египет к одному из отцов. Он принял нас с любовью, и мы спросили его: «Почему, когда кто-нибудь гостит у вас, вы не соблюдаете правило поста вашего, как принято это у нас в Палестине?» И старец в ответ сказал: «Пост всегда со мною; а вас я не могу иметь всегда при себе. Пост хотя дело полезное и необходимое, однако же он в нашей воле, а заповедь любви мы исполняем по воле Господа. Итак, принимая одного из вас, – Христа принимаю, и буду служить со всяким усердием. Когда же отпущу вас, могу восстановить правило поста. Ибо могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 19—20). Жил некогда в сирийской пустыне великий подвижник. Через пустыню ту был проложен торговый путь, и немало странников останавливалось у христолюбивого старца передохнуть. В какой бы час ни приходили к нему, он угощал путников всем, что только было в его скромном жилище. Однажды к старцу заглянул отшельник, и подвижник по обыкновению предложил ему поесть. Тот отказался: – Благодарю тебя, отче, мне не нужно пищи, ибо я пощусь. Такой ответ сильно опечалил пустынника. – Не пройди мимо раба твоего (Быт. 18: 3). Взгляни на это древо. Прошу тебя, преклоним колена перед Господом. Кому из молящихся древо поклонится, того обычай исполним. Отшельник согласился, первым встал на молитву – и ничего не произошло. Воздел руки к Небу старец – и тотчас дерево поклонилось ему. Видя такое, гостю ничего не оставалось, как вместе со странноприимцем возблагодарить Бога, творящего чудесное. Пришли два брата к некоему старцу. Они просили о мудром совете, но прежде, чем дать духовное наставление, авва предложил гостям разделить с ним его трапезу Зная, что подвижник несет строгий пост и не принимает пищу каждый день, иноки смутились: не стало ли их посещение для старца соблазном? Прозорливый авва разрешил их сомнения:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

6 Смирение в дониконовском списке, смиренномудрие – в новом. Сложносоставное слово ταπεινοφροσνη означает «скромность», «признание собственной малости, незначительности». В античном понимании такая «скромность» – характеристика отрицательная, нечто вроде «малодушия». В христианском смирение – одна из высших добродетелей, противоположность гордыни . Прот. Александр Шмеман в своем толковании «Великопостной молитвы» замечает, что одно из главных проявлений смиренномудрия – готовность принять правду. 7 «Терпение» , πομον, стойкость, постоянство. Терпети в славянском, как и в греческом, включает в себя значение «ожидать», «ожидать с надеждой». Ср. «сии вси бяху терпящее единодушно в молитве и молении» ( Деян.1:14 ). 8 Буквально «спотыкания», неудачи, ошибки, πτασμα. В русском и в других славянских языках сохранились образования с корнем грех – , которые не несут религиозной коннотации и означают «ошибку», «промах». Ср. русск. огрех. 9 κατακρνειν – осуждать в смысле «выносить приговор». Высказывать критические замечания, даже злословить – это еще не осуждать. Наоборот, можно относиться к кому-то «терпимо», именно исходя из осуждения в этом смысле: дескать, что с такого взять! Вот здесь человеку выносится приговор. 10 О поэзии и духовном облике Ефрема Сирина есть прекрасная работа С.С. Аверинцева : Между «изъяснением» и «прикровением»: ситуация образа в поэзии Ефрема Сирина. – С.С. Аверинцев. Поэты. Школа «языки русской культуры» М., 1996. СС. 97–121. И в этой работе, и в своем общем очерке сирийской литературы («От берегов Ефрата до берегов Босфора» – Многоценная жемчужина. Переводы С.С. Аверинцева. Дух и лimepa, Киев, 2003) Аверинцев – впервые в отечественной и мировой науке — говорит об особом месте, которое принадлежит сирийской духовности в русской культуре. Гипотезы о том, что Великопостная молитва, сирийский текст которой неизвестен, представляет собой псевдэпиграф, Аверинцев не обсуждает. 11 Пушкин чутко подхватил эту «парность» во вступлении к переложению молитвы: «Отцы пустынники и жены непорочны Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв…».

http://azbyka.ru/molitva-efrema-sirina-s...

Пустынник 1. Македония, по прозвищу «Критофаг» (его он получил от рода своей пищи), знают все: и финикийцы, и сирийцы, и киликийцы; известен он и сопредельным с ними народам. Одни из них сами были очевидцами его чудес, другие же слышали распространившуюся о них громкую молву. Впрочем, не все знают о нем все, но одни знают одно, другие — другое, и каждый справедливо восхищается тем, что знает. Я же, зная точнее других то, что касается этого Божественного моего наставника (потому что многое побуждало меня часто посещать его), расскажу, как сумею, о разных событиях жития его. В своих повествованиях я излагаю его историю только сейчас не потому, что он был ниже других по добродетели (по ним он равен тем, о которых я рассказывал вначале), но потому, что он, прожив долго, скончался после тех, о которых я упомянул. 2. Местом и поприщем своих подвигов Македоний избрал вершины гор, не оставаясь на одном месте, но переходя от одного обиталища к другому. Делал он это не потому, что ему не нравились избранные им места, но чтобы избежать множества народа, собиравшегося и стекавшегося отовсюду к нему. 45 лет он прожил таким образом, не имея ни хижины, ни палатки, но избирая своим местопребыванием какую-нибудь глубокую пещеру. Поэтому некоторые прозвали его Гувван — словом, которое в переводе с сирийского языка на греческий означает «пещерное озеро». Впоследствии, достигнув уже глубокой старости, он уступил просьбам многих и построил себе жилище, а потом, по просьбе друзей, жил и в разных домиках — конечно, не своих, но чужих. В своем жилище и в этих домиках Македоний прожил еще 25 лет. Таким образом, его подвижническая жизнь протекала на протяжении 70 лет. 45 лет он прожил, не имея ни хижины, ни палатки 3. В пищу он не употреблял ни хлеба, ни бобов, но лишь ячмень, смоченный одной водой. Эту пищу долгое время доставляла ему моя мать, которая была с ним знакома. Однажды Македоний, придя к ней во время ее болезни и узнав, что она не соглашается принимать пищу, необходимую в ее состоянии (ибо и она тогда стала вести жизнь подвижническую), убеждал ее послушаться врачей и считать эту пищу лекарством, ибо она принимает ее не для удовольствия, а по необходимости.

http://pravoslavie.ru/100750.html

Он был отшельником, но в 386 г. его призвал епископ Эдессы, посвятил его в пресвитеры и направил миссионерствовать в полностью языческую деревню Кайдун. Свое дело он начал с возведения очень красивого храма – тактика, которой придерживались тогда многие монахи и которая затем была тщательно продолжена византийскими и русскими миссионерами. Затем он проник в местное языческое капище и низверг идолов. Это вызвало сильное противодействие, и разными способами язычники пытались ему отомстить. Но терпение, проявленное святым в гонениях, и весь благолепный образ его жизни произвели неизгладимое впечатление на идолопоклонников, помогли им лучше понять его действия и, наконец, пожелать самим стать христианами. Он крестил их и в течение года наставлял в христианской истине. Когда же понял, что возложенная на него миссия завершена, то тайно удалился и вернулся к пустынножительству 90 . 2.5. Дистанция между подвижничеством и миссионерством С сочетанием монашества и апостольской деятельности не все пустынники были согласны, и было бы ошибкой слишком сильно акцентировать сочетание этих двух служений в желании исправить однобокость полного их противопоставления, которое время от времени утверждалось. В то же время небезынтересно, что даже при различии взглядов проявляется содействие монахов тому, «чтобы слово Господне распространялось и прославлялось» ( 2Фес.3:1 ). Характерен случай с иеромонахами Евлогием († ок. 387) и Протогеном († ок. 390) из Эдессы Сирийской. В правление арианского императора Валентиниана они удалились в Египет и там «узнали, что жители города – эллины (т.е. язычники)». Они сильно огорчились «и стали оплакивать их неверие». Однако они не остановились на пассивном оплакивании, «но деятельно занялись их уврачеванием». Евлогий, «запершись в домике, вседневно и всенощно молил Бога всяческих», а Протоген открыл школу, чтобы туда ходили дети язычников. «Обученный грамоте по Евномию и обладающий навыком скорописца, он нашел подходящее место, объявил его училищем и воспитателищем, сделался детским учителем и стал учить их скорописи по своей методе и преподавать им божественное учение» 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Не веря в возможность спасения в миру, они старались уйти подальше от него, в глушь лесов, где перед ними не было вечного соблазна светской жизни. Заволжье всегда было благодатной областью для монахов-пустынников, стремившихся спасти свою душу и найти спокойствие в бесконечных лесах Севера. Но, уходя от мира, эти монахи не осуждали его и не считали жизнь в мирском обществе за погибель. Лесные же старцы середины XVII века, наоборот, не только видят соблазн в жизни с миром, но, видимо, и совершенно исключают возможность спасения в нем. Эти аскетические крайности были присущи христианству с самых ранних времен его развития. Желание достичь духовного совершенства и отказаться от всех забот и соблазнов мирского общества особенно ясно проявилось в развитии христианского монашества, которое приняло особенно суровые формы на родине монастырской традиции, в Египте. Там монахи, уходя в пустыню, отрывались от общества, чтобы добиться полного торжества над желаниями тела и соблазнами мирской жизни 237 . Русское православие продолжало восточную и византийскую монашескую традицию, но, наряду с жесткими примерами египетского пустынничества и умерщвления плоти, оно также руководилось и более мягкими социальными примерами южно-сирийской и палестинской монастырской традиции. Там, в Сирии, господствовал общежительный тип монастырей, монахи которых отдавали немало времени заботам о больных в миру 238 . Русское православие, конечно, не исключало возможности спасения в миру, и первые русские святые – Борис и Глеб, Владимир и Ольга – были представителями мира, достигшими, по мнению русской церкви, высокого совершенства именно своей жизнью или мученичеством в светском обществе. Тем не менее, убеждение, что уход от мира, само пострижение в монахи облегчает, если не предопределяет спасение души, крепко укоренилось в умах русских людей Средневековья. Эта уверенность в преимуществе монашеской жизни для духовного спасения особенно ярко отражается в обычае пострижения в монахи и даже в схиму незадолго до смерти, когда человек уже не был в состоянии грешить и уйти обратно в мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Рисселя, уменьшить элемент чудесного,-напротив сирийское повествование, при отсутствии в нем исторических данных, отличается особенною любовью к чудесному и явно усиливает его, когда говорит о посольстве ангела в качестве посредника между митрополитом и пустынником Григорием, о появившихся на стене буквах, о часто слышимом голосе с неба, о воскрешении умершего иудея, об осушении озера перед глазами всех, о демоне, который из мести возбуждает преследование против христиан, о божественном повелении, по которому епископ с диаконом убегают и чудесно спасаются. В. Риссель, утверждая первоначальность сирийского жития, как будто исходит из того воззрения, что сказание должно считаться тем первоначальнее, чем больше в нем чудесных черт, П. Кёчау (S. 233) в противоположность этому указывает, что сказания, связанные с личностью св. Григория, ни в каком случае нельзя рассматривать, как только образы фантазии или как данное в форме сказания выражение мнения современников и потомков о Чудотворце,-нет, они предполагают фактическое событие, но присоединяют чудесные мотивы или небесное воздействие, объясняют естественные происшествия сверхъестественным образом и этим удовлетворяют ищущей чудесного и суеверной толпе. В самом существе легенды дано, что она, переходя с течением времени из уст в уста, изменяется, что отдельные исторические черты опускаются, как ненужные или уже более непонятные, и присоединяются другие частью из фантазии рассказчика, частью заимствованные из других историй. Таким образом, чем менее историчною является легенда и чем более она содержит чудесных и сверхъестественных деталей, тем далее она должна стоять повремени, а также иногда и но месту от события, которому она обязана своим происхождением. Кроме того, можно отметить в сирийском житии целый ряд черт, которые лучше всего могут быть объяснены, как произведение позднейшей рефлексии 177 Так, вариант, что Григорий половину своего плаща (вместо целого плаща у Григория Нисского ) бросил на иудея, произошел из того соображения, что епископ должен удержать по крайней мере половину своего плаща, чтобы не лишиться Совершенно этой необходимой части одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Молитва апостолу Петру О святый Петре, великий апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего из вод волнующихся приятый и от конечнаго потопления свободивыйся! Не забуди и нас, убогих, в тине греховней погрязших и волнами житейскаго моря обуреваемых; подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и удержи нас от потопления во страстех, похотех, лжах и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении и маловерии изгибнем. Научи нас, учителю наш, проливати слезы покаяния, да плачем горько о деяниих наших в веце сем. И аще твоя слезы, в покаянии излиянныя, милостию своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, со дерзновением апостольским, прощения во гресе ежечаснаго, от Христа отреченным злыми помыслы и делы нашими, да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, воньже имать призвати нас века Господь наш, Судия нелицеприятный. Ты же, о всехвальный апостоле, не отвержи вопля нашего и стенаний к тебе, но заступи нас пред Христом, твоим Учителем, да непрестанно славим Его милосердие к нам, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь. Молитва преподобному МАРОНУ, пустыннику Сирийскому О возлюбленная и священная главо, преподобне и богоносне отче наш Мароне! Назирай свыше милостивно нас, грешных, и молися всещедрому Владыце и всех благ подателю Богу о соблюдении христоименитаго народа Божия, буди молебник о нас, недостойных. Ко всеблагому Господу честнеи твои руце простри и от Него милость и щедроты испроси, имиже от всяких бед и лютых болезней нас сохрани и от всяких страстей свободи, такожде от нестерпимыя огневицы и трясавицы молитвами твоими избави нас, и от нападения бесов, от видимых и неведимых врагов соблюди, и согрешением нашим прощение испроси, и спасены о Христе нас представи, во еже, в день Страшнаго суда, с радостию предстати нам пред лицем неизреченныя славы Его, и милостивное призвание в Царство Небесное от Него услышати, и в неизреченней радости преславную Его лица доброту узрети, благодатию и человеколюбием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, яко дер жава Его благословенна и препрославленна, со безначальным Его Отцем и с Пресвятым, благим и животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-mama...

Можно радоваться, что прошли те дни, когда почтенные историки, вроде Gwatkin " a, могли говорить о " великом отшельнике Антонии, которого никогда не существовало " . Зато личность святого Афанасия была для нас слишком бесспорной, чтобы без колебаний решить, в какой мере Житие представляет собой портрет реального Антония, в какой мере это создание художника. К счастью, существует немало свидетельств в других источниках - в жизнеописаниях Пахомия, Словах отцов пустынников, у Евагрия, Кассиана и других, которые подтверждают этот образ; да и качества самого Афанасия-историка (допустим, и предвзятого) в других его трудах склоняют в пользу точности того исторического очерка, который он дает нам. Больше того, мы можем теперь с достаточной уверенностью утверждать, что и семь посланий, которые еще блаженный Иероним считал принадлежащими святому Антонию, дошли до наших дней: одно послание и несколько фрагментов на коптском языке, еще одно - на сирийском, очевидно, непосредственно основанное на коптском оригинале; и все семь - в латинской и грузинской версиях пропавшего греческого перевода. Несмотря на некоторые темные места в переводах, - а если верить святому Афанасию, сам коптский оригинал должен был быть записан под диктовку, - мы чувствуем, что в посланиях с нами на самом деле говорит Антоний Жития. Год " Миланского эдикта " , 313-й, - может считаться рубежным годом " прихода эпохи " христианской Церкви. В Египте это был, вероятно, год трех знаменательных событий: вступления юного Афанасия на службу к епископу Александрийскому; крещения Пахомия и начала его подвижничества; удаления Антония во " внутреннюю пустыню " к Красному морю. Два последних события отмечают " приход эпохи " христианского монашества, хотя и не рождение его. Учитель Пахомия, Паламон, передал ему правило жизни, которому сам был обучен, и облачил его в особую монашескую одежду ( " схиму " ), что воспринималось уже как нечто само собой разумеющееся И Антоний, которому было за шестьдесят, так же провел сорок лет, вырабатывая тот образ жизни, в котором вначале не видели чего-то уникального, и чей пионерский характер только теперь раскрылся вполне. У него также были наставники в третьем столетии. Его жизнь представляет собой мост между двумя эпохами - временем мучеников и временем христианской империи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/50/f...

13. Там же. 67 (Творения... С. 107). 14. Монах. 59 (Творения... С. 106). 15. Умозритель. 37 (Творения... С. 117). 16. Греческая философская школа стоиков возникла в III в. до. Р.Х. Ее идеалом был мудрец-философ, подчинивший страсти разумному началу и следующий естественной необходимости («судьбе», «фа­туму»). – Примеч. пер. 17. Монах. Пролог (Творения... С. 95). 18. Там же. 84 (Творения... С. 109). 19. К монахам. 3 (Творения... С. 129). 20. Ер 27:4. 21. Ер 27:2. 22. Logos – слово; положение; учение; разум; разумное основание; причина; рассуждение; понятие; смысл (греч.) – одно из важней¬ших понятий греческой философии, вошедшее и в христианскую традицию. Под логосами (причинами) вещей Евагрий в платонически-стоическом ключе мыслит те идеи, согласно которым было осуществлено творение и которые как бы рассеяны в сотворенных вещах. – Примеч. пер. 23. 7 in Ps 29, 8. 24. Ер 64. 25. Прем 13:5; Рим 1:20. См. также: 7 In Ps 17, 12; Послание о вере. XII, 39 (Творения... С. 156). 26. In Eccl 1, 2: Géhin, 2. 27. Монах. 48 (Творения... С. 104). 28. Мысли. 17 (Творения... С. 124). 29. 1 in Ps 126,2. 30. Слово о молитве. 52 (Творения... С. 82). 31. Там же. 3 (Творения... С. 78). 32. Там же. 55 (Творения... С. 82). 33. Там же. 51 (Творения... С. 82). 34. О различных порочных помыслах. 25 (Добротолюбие. Т. 1. С. 635). 35. Блез Паскаль (1623–1662) – французский математик и ралигиозный мыслитель. 36. 72 in Ps 118, 159. 37. Монах. 83 (Творения... С. 109). 38. Монах. 51 (Творения... С. 105). 39. Там же. 50 (Творения... С. 104). 40. Умозрительные главы. I, 79 (Творения... С. 120). 41. См.: Bunge G. Geistliche Vaterschaft. Berlin, 2010 (Eremos 1). 42. Монах. 6 (Творения... С. 96). 43. Изречения. 25 (Добротолюбие. Т. 1. С. 602). 44. У аввы Дорофея – «беснование о чреве» (см.: Авва Дорофей. Ду­шеполезные поучения. 15–0 святой Четыредесятнице). – Примеч. пер. 45. Antirrhetikos – противоречащий (греч.). Эта книга сохранилась только в армянском и сирийском переводах. Схиарх. Гавриил (Бунге) цитирует сочинение Евагрия по сирийскому тексту. – Примеч. пер.

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010