Они не сумели представить эти истины в логически правильной схеме и органической связи, но здесь не недостаток веры, а слабость мысли» 324 . Примечательно, что, в отличие от Евсевия Кесарийского , своего учителя и тезки, которого он почитал и называл «блаженным мужем», Евсевий Емесский остался практически незатронутым влиянием Оригена 325 . Далее, хотя он и полемизировал против различных еретических заблуждений прошлого (манихейства, учения Павла Самосатского и пр.), в догматической борьбе своего времени Емесский епископ стремился занять положение «над схваткой» – старался не затрагивать спорных вопросов и избегать инвектив против представителей враждующих догматических «партий». Его credo выражалось словами: «Я решил не говорить ничего, что выходило бы за пределы Священного Писания или природы». Поэтому в творениях этого сирийского архиерея отсутствуют всякие попытки анализа спорных понятий «сущность» и «ипостась» («мы не должны любопытствующе исследовать, как Отец рождает Сына, ибо даже не знаем, как мы сами порождены»). Не высказывался Евсевий и о сотворении Сына (тем более – о создании Его «из ничего»), признавая, что «Бог рожден Богом» и что естество Сына произошло от Отца, вследствие чего Господь есть Сын Божий по природе, в отличие от нас – сынов по благодати. В христологии Евсевий также избегал резких формулировок: признавал человеческую душу Христа, утверждал, что на Кресте страдало и претерпевало только человеческое тело Воплощенного Слова, но отнюдь не божество Его и т. д. И вообще, в своих проповедях он затрагивал преимущественно проблемы христианской нравственности и конкретной церковной жизни. В целом же можно сказать, что Евсевий Емесский, конечно, не был «богословским светилом первой величины» наподобие святителя Афанасия Великого и каппадокийских отцов, но, проникнутый благоговейным трепетом перед тайной Богословия, предпочитал лучше обойти молчанием спорные догматические вопросы, чем неточно выразиться насчет них или дать какое-либо неверное определение. По натуре своей Евсевий не был «бойцом первой линии», являясь скорее «интендантом»: духовно окормляя и просвещая свою паству, он ждал, делая свое дело, когда сражение окончится и соборный разум Церкви решит наболевшие вопросы, – и решение этого соборного разума он (если бы дожил до Второго Вселенского Собора), безусловно, с полной искренностью принял, подобно св. Кириллу Иерусалимскому . Значение его в истории Церкви и церковной письменности отнюдь не умаляется такой «нерешительностью», ибо «рати Христовой» нужны не только «бойцы», но и «интенданты».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

VII 32). После завершения военных действий оба христианина, видимо, решили оставить свой город. Евсевий переселился в Л., а Анатолий - в Кесарию Палестинскую. Евсевий занял кафедру Л. и прославился своим благочестием; он также состоял в переписке со свт. Дионисием Александрийским. После низложения еп. Павла Самосатского на Антиохийском Соборе в 268 г. (см. Антиохийские Соборы ) община Самосаты уговорила Евсевия поселиться в этом городе (Ibidem). На кафедре Л. его сменил свт. Анатолий, переехавший из Кесарии. Он был широко образованным ученым. Евсевий сообщает, что Анатолий знал в совершенстве арифметику, астрономию, геометрию, диалектику, физику, риторику. Во времена Евсевия (нач. IV в.) было известно много сочинений свт. Анатолия. Все они утрачены, кроме фрагментов трактатов «Введение в арифметику» и «О Пасхе»; последний цитировал Евсевий. Спустя некоторое время свт. Анатолий вернулся в Александрию, где возглавил школу перипатетиков (Ibidem). Преемник Анатолия еп. Стефан также славился познаниями в философии и в др. науках, однако с началом великого гонения имп. Диоклетиана ок. 303 г. отрекся от веры, за что Евсевий называет его лицемером и трусом (Ibidem). Следующий за ним свт. Феодот был известен своим искусством врача. Он сумел сохранить общину во времена гонений и стал участником Вселенского I Собора в Никее в 325 г. К еп. Феодоту обращено одно из сохранившихся писем равноап. имп. Константина , написанное вскоре после Собора ( Athanas. Alex. De decret. Nic. Syn. 42; Gelas. Cyzic. Hist. eccl. III. App. 2; PG. 85. Col. 1357). Преемником еп. Георгия стал свт. Пелагий , к-рый был рукоположен еп. Акакием Кесарийским и в первые годы своего епископства примкнул к партии омиусиан. В 363 г. он участвовал в Антиохийском Соборе, на котором было объявлено о восстановлении Никейского Символа веры, который трактовался в терминах омиусианства ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 25; Sozom. Hist. eccl. VI 4). Ок. 365 г. стараниями арианина еп. Евдоксия К-польского Пелагий был изгнан с кафедры наряду с неск.

http://pravenc.ru/text/2463115.html

Гурий, мученик – см. Деяния Гурия и Шамуны Дада, монах из Амиды (V в.) Дадишо I, 24 католикос Востока (421−456) Дадишо из Бет-Катрайе Дадишо, монах Амиды Дадишо, настоятель мон. на горе Изла Даду, св. Дамиан, коптский патриарх Даниил Салахский, еп. Теллы (VII – VIII вв.) Даниил Скитский Даниил, св. воин Даниил, ученик Иакова Эдесского Декий, император Денха Тагритский, мафриан (660) Дидим Александрийский Димитриан Антиохийский Диоген, en. Эдессы (V в.) Диодор Тарсийский Дионисий Ареопагит (Афинский), Псевдо Дионисий (Иаков) бар Саливи, еп. Амида (1171) Дионисий Телл-Махрский (в т. ч. псевдо), сир. патриарх (818−845) Дионисий Фракийский, грамматик Диоскор, патриарх Александрийский Днахишо – см. Ишоднах Дометай, мученик Домн, друг Ефрема Сирина Дроса, Ирина и Евфимия, св. Ева Евагрий Понтийский Евагрий Схоластик Евгения, св. Евдоксий, мученик Евдоксий, Ромул, Зинон и Макарий, св. Евлогий и Герасим, св. Евномий Евпраксия, св. Евсевий Александрийский Евсевий Кесарийский – см. также Евсевиевы каноны Евсевий Самосатский Евсевий Халкидский Евсевий Эмесский Евстафий Антиохийский Евстафий из Дары (VII в.) Евтих (Евтихий), ересиарх Евфимия Евфросиния, св. Ездра, книжник – см. Апокалипсис Ездры Елена, мать Константина Великого , св. Елизавета, св. Епифаний Кипрский Епифаний, Псевдо Ефрем сын Аппиана, патриарх Антиохийский (527−545) Ефрем Сирин (Map Афрем) Захария Ритор, еп. Митилинский (VI в.) Захария Ритор, Псевдо Зиновий Гезиртский, ученик Ефрема Сирина Зинон, византийский император Зхаишо (Ишозха) – см. Мшихазха Иаков Афраат – см. Афраат Иаков бар Салйви – см. Дионисий бар Салйви, еп. Амида Иаков Бурдеана (Барадей, Занзал) (VI в.) Иаков из Бет-Аве – см. Иаков Лашомский Иаков, еп. Дары Иаков, Египтянин, отшельник (ум. 421) Иаков Лашомский, основатель мон. Бет-Аве – в.) Иаков Нисибинский (IVb.) Иаков Перс, Рассеченный Иаков Серугский Иаков Эдесский, еп. (708) Иаков, брат Господень, апостол, см. также Первоевангелие Иакова Иаков, нотарий Ибн Абу Йакуб ан-Надим – см. Абу-ль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак Ибн Абу Йакуб ан-Надим, Абу-ль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак аль-Варрак аль-Багдади Ибн аль-Ибри – см.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Из последней Евсевий приводил довольно значительную выдержку, которая оканчивается следующими словами: «нам удалось достать это самое Евангелие... Мы прочитали его и нашли, что, хотя многое в нём согласно с истиным учением однако есть нечто и несогласное, на что и указываем вам» 155 . Сообщение блаженного Иеоронима 156 о литературной деятельности Серапиона, покоится на данных Евсевия. Напротив, замечания Сократа 157 : «Серапион в своих сочинениях учил, что Иисус Христос обладал не только телом, но и душой (µψυχον) человеческой, идёт на другой, неизвестный нам источник. Малхион Малхион, пресвитер Антиохийский, отличался широким образованием и руководил софистической школой в Антиохии. Громадный ораторский талант, редкая нравственная чистота и диалектические способности – таковы те черты, которые сделали имя его историческим. Малхион охранял чистоту веры и хранил её не ложно. Как представитель ортодоксального образа мыслей, он блестяще выступил на III Соборе в Антиохии против Павла Самосатского. Ни один епископ не превзошёл ересиарха в диалектике во время первых двух Соборов. Малхион раскрыл его заблуждения 158 . Диспут Павла Самосатского и Малхиона был записан тахиграфами. Отцы Антиохийского Собора, осудившие Павла Самосатского, отправили ко всей Кафолической Церкви послание, в котором «они выставили перед всеми свою ревность и возвестили о безобразном иномыслии Павла, об обличениях и предложенных ему вопросах, также о всей его жизни и поведении» 159 . Сообщение Иеронима, что это послание составил Малхион, заслуживает всякого вероятия. От стенографической записи диспута, равно и от окружного послания до настоящего времени сохранились только незначительные фрагменты 160 , которые показывают, что в истолковании Священного Писания Малхион держался историко-грамматического метода. Первый период в развитии Антиохийской школы. Общая характеристика его В течении рассматриваемого первого периода в истории развития Антиохийской школы ее догматическое и экзегетическое направление получило более яркое, устойчивое и определённое выражение. Период этот открывается именами пресвитеров Лукиана и Дорофея, которых склонны считать «родоначальниками Антиохийской школы 161 . Лукиан и его современник Дорофей, это – мужи широкой учёности, всестороннего образования и глубокого понимания Священного Писания. Обоим им, несомненно, принадлежали толкования на книги Ветхого и Нового Завета, хотя от этих коментарий до нашего времени ничего не сохранилось. В истории критики Священного Писания Лукиан славен своей рецензией Библии. Всё что нам известно о методе писателей, которые считаются непосредственными или через посредство учениками Лукиана, и о чём мы можем заключать на основании фрагментов их произведений, с несомненностью говорит за то, что эти писатели широко воспользовались историко-грамматическим методом истолкования Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Что касается отношения системы воссоединившегося с церковью Лукиана к системе его бывшего учителя Павла —148— самосатского, то одна подробность в письме Евсевия никомидийского (различие цели, с какой приводятся слова Исаии I, 2: «сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене» у Евсевия и у других ариан по сообщению Александра александрийского ) говорит за то, что разрыв Лукиана с Павлом был более решительный, чем допускает Гарнак. Ариане приводили эти слова Исаии для доказательства нравственной изменяемости Сына. И Гарнак справедливо видел в этом след зависимости арианской системы от учения Павла самосатского. Павел ведь признавал Сына Божия простым человеком, и учение о Его нравственной изменяемости было для него простым логическим выводом из того его основного положения. Приведёнными словами Исаии он и мог пользоваться для доказательства того, что название Сын Божий вовсе не доказывает, что Христос не был человеком изменяемым нравственно. Но Евсевий приводит эти же слова Исаии с другой целью, только для доказательства того, что название γεννητς не доказывает, что Сын родился из существа Отца. И притом же и Евсевий, и Арий, и символ Лукиана называет Сына Божия «неизменным и непреложным», τρεπτον κα ναλλοωτον. Следовательно, Лукиан, воссоединившийся с церковью, и мог приводить упомянутые слова Исаии только с той целью, с какой приводит их Евсевий. Но до этого воссоединения он мог пользоваться ими и для доказательств изменяемости Сына, и из его сочинений, писанных им в это время, этот аргумент могли взять и ариане, чем и объясняется, может быть, странная непоследовательность ариан в отношении к вопросу о том, каким Бог Отец создал Сына: изменяемым или неизменяемым. Но если даже и сам Лукиан был в существе дела оригенистом в богословии, то ясно, что система Оригена играла далеко не побочную, а вероятно первостепенную роль в возникновении арианского мира. Но каким же образом из учения Оригена могла быть выведена арианская система? Неандер 843 видевший корень арианства в системе Ори-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Алекс. – Зачем нам обращаться к внешним свидетелям. Едва ли эти свидетели скажут в пользу старообрядцев. Притом, если верить профессору Субботину, то придётся верить и тем, которые пишут, что Амвросий, бывший митрополит Босносараевский, был запрещён патриархом и последнее время до перехода в Белую Криницу находился у своего сына Георгия, содержавшего грязный трактир в Константинополе, и раскуривал трубки туркам. Но всем подобного рода свидетельствам мы особенно верить не станем, а лучше обратимся к своим старообрядческим свидетельствам, из которых заслуживает большого доверия, особенно у вас австрийских, свидетельство Климента Перетрухина. Он в своём «Мече» сообщает, что «блаженной памяти митрополит Амвросий, после того, как Павел Великодворский уговорил его перейти в старообрядчество, емлется в дальний путь, презирая все опасности своей жизни, и облекается в воинское платье». Из этого видно, что Амвросию понадобилось зачем-то из подрясника архиерейского переодеться в кафтан донского казака. П. Д. Г-в. – Отец! разве вы не знаете из истории, как св. Евсевий Самосатский, укрываясь от еретиков, также переодевался в воинскую одежду? – Так и ждал, – сказал смеясь поп Александр, что вы приведёте мне в пример священно-мученика Евсевия Самосатского. Но, други! ведь пример св. Евсевия нисколько не подходит к вашему Амвросию: св. Евсевий Самосатский переодевался в воинское платье для того, чтобы его, как великого столпа церковного, не познали еретики ариане и тем не воспрепятствовали порученному ему от собора епископов архипастырскому наблюдению за верующими. При этом следует не забывать и того, что св. Евсевий был известен еретикам как борец за истину, поэтому еретики ариане строго следили за ним. Вашему Амвросию не было нужды укрываться от кого-либо, ибо его никто ни за что не преследовал. А если никто Амвросия не преследовал, то почему, спрашивается, ему понадобилось переоблачаться из подрясника в казацкий кафтан?.. – Да потому, что Амвросий ехал в Белую Криницу без всякого письменного вида из Константинополя, как бродяга, а бродяг всюду преследуют.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ибо так говорит 4-е правило Вселенского Собора: «Епископ от всех Епископ, сущих во области, поставляется, аще ли же ни, обаче от трех» 547 . Это правило вполне читается так: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области Епископам. Аще же сие не удобно, или по належащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся» 548 . Следовательно если бы какой Епископ поставил кого-либо в Епископа один, то поставленный им должен бы был, по означенному толкованию на сказанное первое апостольское правило, быть извержен. 5. Некоторые из ваших наставников ныне нам говорят: «Может и один Епископ поставить Епископа, якоже св. Евсевий Епископ Самосатский поставляше» 549 . – Отвечаем. Св. Евсевий Епископ Самосатский действовал, без сомнения, благонамеренно; однакоже его поступок ни для кого не должен быть примером; его поступок был прямо противен 1 Апостольскому правилу, и следовательно – неправилен. Поступок св. Евсевия тем более не может быть принят в пример, что второй вселенский Собор, может быть, именно по тому самому, что св. Евсевий поступил неправильно, восстановил означенное Апостольское Правило, обнародовал его во всей Соборной Церкви, и строго сделал обязательным для всей вселенской Церкви 550 . Итак никакой Епископ, кроме совершенно своевольного и следовательно недостойно носящего свое имя, не может поставить вам Епископа. А если б он и поставил, то поставленный им, как мы выше показали, ничего не получил бы от своего поставления, кроме тяжкого греха. 7. Наконец в настоящее время некоторые из ваших наставников стараются по всем местам распространить следующее известие: «Доныне мечтаемы были мы, староверцы, за духовенство свое, яко безплодныя смоковницы, а ныне, оле чудо! паче всякого всем чаяния, обретеся у нас недостойных, по не изреченному благоволению Божию, Архиерейское хиротоние, Митрополит и Епископ (в Буковине), священство у нас яко Финик процвете, и яко кедр, иже в Ливане, умножися» 557 . – Отвечаем. Митрополит, какого имеете в Буковине, и Епископы, каких получаете от него, не Епископы, а похитители епископской власти, подобные крайне срамящим вас, гнусным лжеепископам, Епифанию, Анфиногену и Анфиму, каких некогда имели ваши предки.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

В конце жизни Дионисий отклонил приглашение на синод 268 г., где намечалось предать проклятию взгляды Павла Самосатского, возглавлявшего церковь в Антиохии и нередко причисляемого к оригенистам. Несмотря на официальное обвинение в ереси, епископ оставался на своем посту благодаря покровительству царицы Зиновии, захватившей власть в Пальмире в 261 г. Лишь когда император Аврелий сверг мятежницу в 272 г., Павел был изгнан (Евсевий, «Церковная история», 7.30). Не исключено, что осудивший его синод руководствовался политическими мотивами. Отчет о взглядах Павла готовила группа восточных епископов, связанных с Оригеном (в частности, каппадокийцы Григорий Чудотворец и Фирмилиан Кесарийский), однако нет достаточных оснований подозревать оригенистов в заговоре. Евсевий приводит наиболее скандальные части их письма, рассказывающие о возмутительном самомнении Павла. Остается гадать, что же на самом деле повлекло за собой суровый вердикт — личные качества епископа Антиохийского или его еретические взгляды. По крайней мере, из сирийских протоколов синода это неясно. По–видимому, Павел утверждал, что «Иисус Христос происходит с земли»; «Христос означает помазанник, а помазанниками бывают лишь люди, Слово помазать невозможно… Слово выше, чем помазанник». Каппадокийцы в своем отчете свидетельствуют: он не желает вместе с нами признать, что Сын Божий сошел с небес» (Евсевий, «Церковная история», 7.30). Обвинение было настолько серьезным, что восточные церкви отказывались признавать крещение его последователей именно по причине их отступления от правоверия. Некоторые исследователи предполагают, что разделение Христа на «человека с земли» и «Слово с небес» сочеталось с разновидностью савеллианства или отрицанием учения о Троице. Действительно, во время споров вокруг природы Христа столетие спустя противники слова «единосущный» (homoousios) утверждали, что Павла Самосатского синод осудил как раз за изобретение этого термина. Защитники данного слова (Афанасий, Иларий и Василий) предъявляли убедительные объяснения того, как оно на самом деле появилось. Если оно встречается у Павла и если его противники считают данное словоупотребление ересью, возможно, причина в том, что, подобно Бериллию и Гераклиду, он отрицал вечное различие между Отцом и Сыном, рассматривая Слово как часть Отца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Евсевий, муч. Финикийский. 31 сент. Евсевий, еписк. Самосатский, муч. в 379 году. 22 июня. Евсевий, пустынник Сирийский, ум. ок. 440. 15 февр. Евсевий преп., из числа убиенных в Синае и Раифе в 5 веке. 14 янв. Евсевия, иначе Ксения, преп. Миласская в Карии 5 в. 24 янв. Евсигний Антиохианин, муч. при Иулиане. 5 авг. Евстафий Плакида с женою и чадами, великомуч. Римский, при Адриане. 20 сент. Евстафий, Феспесий и Анатолий, мучч. Никейские около 312 года. 20 ноября. Евстафий воин, муч. Анкирский. ок. 316 года. 28 июля. Евстафий, архиеп. Антиохийский, член 1-го Никейского собора и исповедник, ум. ок. 360. 21 февр. Евстафий, еписк. Кийский в Вифинии, исповедник при иконоборцах. 29 марта. Евстафий, муч. Виленский 1347 г., с Антонием и Иоанном. 14 апр. Евстолия и Сосипатра, препп. Цареградские 6 в. 9 ноября. Евстохий, Гаий, Провий, Лолий и Урван, мучч. при Максимиане. 23 июня. Евстохий, муч. при Иулиане, с Елпидием и Маркеллом. 15 ноября. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, мучч. Севастийские при Ликинии. 13 дек. Евстратий, преп. из Авгаровой обители, прест. позже 820 года. 9 янв. Евстратий, преп. Печерский, муч. Корсунский ок. 1100 года. 28 марта. Евсхимон, еп. Лампсакийский, исповедник, прест. при Феофиле. 14 марта. Евтихиан, муч. Никомидийский, со Стратоном и др. 17 авг. Евтихиан, муч. Вифинский при Диоклетиане, с Анастасией. 22 дек. Евтихий, муч. Никомидийский, 303 г., с Вассом и др. 20 янв. Евтихий, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Евтихий, муч. Мелитинский. 28 мая. Евтихий, муч. Путеольский ок. 305 г., с еп. Ианнуарием и др. 21 апр. Евтихий, из 40 муч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Евтихий и Флорентий, препп. Нурсийские. 23 авг. Евтихий, патриарх Цареградский, ум. 582. 6 апр. Евтих, ученик Иоанна Богослова, муч. Севастопольский. 24 авг. Евтропий, муч. Киликийский при Диоклетиане, с Космою и Дамианом. 17 окт. Евтропий, Клеоник и Василиск мучч., из дружины Феодора Тирона, ок. 308 года. 3 марта. Евтропий чтец, из клира Иоанна Златоустог о, муч. Цареградский 5 в., с Тигрием пресв. 16 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В самом конце своего служения знаменитый александрийский епископ получил, как было сказано выше, приглашение на первый собор, съехавшийся в Антиохии, – судить Павла Самосатского. Он уже не был в силах совершить такое далекое путешествие, но принял участие в деле посредством своих посланий. Может быть, его представителем на одном из первых соборов был александрийский диакон Евсевий. Евсевия очень уважали за его доблестное поведение во время гонения Деция: вернувшись в Александрию очень рано, он нес важные обязанности по управлению гонимой паствой. В царствование Валериана он имел случай выказать свою преданность вере, исповедуя ее перед префектом Эмилианом вместе со своим епископом, с которым отправился и в изгнание. Во время одной из войн, опустошавших Александрию, – вероятно, во время той, которую описывает Дионисий в письме к Гиераксу, – Евсевию выпало на долю оказать важные услуги. Мятежники засели в квартале Брухионе. Среди вождей восстания находился христианин, по имени Анатолий, замечательный математик. Когда он увидел, что хлеб у осажденных на исходе, ему пришло в голову обратиться к Диакону Евсевию, оставшемуся в той части города, которая не подверглась осаде, и послать его к римскому военачальнику с просьбой выпустить из Брухиона перебежчиков. Евсевий пользовался большим уважением даже в официальном мире; его просьба была удовлетворена. Тогда Анатолий собрал мятежный сенат и, после тщетных убеждений согласиться на капитуляцию, решил выслать бесполезных едоков. Их ушло много, так как римлян смотрели сквозь пальцы на пол и возраст беглецов. Евсевий принял их и снабдил всем неотложно необходимым. Впоследствии Евсевий поехал на собор в Антиохию и не вернулся больше в Александрию: на возвратном пути его задержали лаодикийские христиане, лишившиеся своего епископа, и избрали Евсевия в преемники ему. Анатолий, как видно, замешанный в недавнем восстании, счел за лучшее удалиться из Александрии, где он пользовался лестной славой; он был силен во всех науках, – арифметике, геометрии, астрономии, физике, диалектике, риторике. Его сограждане не нашли никого достойнее его управлять их школой аристотелевской философии. Он нашел радушный прием в Кесарии Палестинской у епископа Феотекна, который посвятил его во епископы и готовил себе в преемники. Но когда Анатолий прибыл на последний антиохийский собор (268 г.), с ним случилось то же, что с его земляком Евсевием. Так как этот последний как раз перед собором умер, то лаодикийцы настойчиво приступили к посвященному уже Анатолию и убедили его остаться у них епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010