30 сент. 1913 г. еп. Псковский и Изборский Евсевий (Гроздов) рукоположил Г. во иерея псковского храма Вознесения с приписными к нему Анастасиевской и Сергиевской церквами, оставив за ним преподавание в ДС. Г. продолжил дирижировать и хором певч. об-ва. После революции Г. служил в подотделе внешкольного образования Псковского гороно. 12 янв. 1919 г. на съезде учителей Псковского у. прочитал доклад «О музыкальном образовании». Местный ж. «Единая школа» напечатал его статью на эту тему, а ж. «Вольное искусство. Вольный Псков» - заметку «О народной песне». Летом 1919 г. он выехал в г. Печоры (эст. Петсери) Псковской губ., после чего не смог вернуться в Псков, потому что Печоры вошли в состав Эстонии. Нек-рое время он был регентом таллинского Александро-Невского собора, затем состоял священником Троицкой ц. в погосте Залесье, а в 1922 г. организовал Залесское культурно-просветительское об-во, руководил его певч. и муз. кружками, давал уроки пения в школах, в 1925 и 1927 гг. руководил курсами пения, организованными Русским учительским союзом. Его ст. «Певческие праздники» в газ. «День русского просвещения» от 3 июня 1928 г. стала толчком к их возрождению. В кон. 1927 г. переехал в Ригу. Г. участвовал в работе комитета по подготовке этих праздников, состоявшихся в Нарве (1935) и в Петсери (1937). С возобновлением в 1929 г. рус. певч. об-ва «Баян» был избран в его правление, руководил хором и возглавлял курсы грамоты с регентским отд-нием, а также был регентом приходского хора рижской кладбищенской правосл. Покровской ц. Рус. певч. праздник в Печорах 1 июля 1939 г. начался с чествования Г. Арх.: ГА Псковской обл. Ф. 39. Оп. 1. Д. 1241. Л. 131. Соч.: 1-й Всероссийский съезд регентов церк. хоров и деятелей на поприще церк. пения//Псковские ЕВ. 1908. 16; Нужды церк. пения в нашей епархии//Там же. 1909. 1; Средства к улучшению церковного пения в нашей епархии//Там же. 2; Духовное и церк. пение//Там же. 6, 9, 11; Годичный акт в Псковской епарх. Арсениевской псаломщической школе//Там же. 15; Муз. образование в духовной школе//Там же. 1910. 2; Организация скрипичного класса в духовных училищах//Там же. 3; О недостатках совр. церк. пения//Гусельки яровчатые. 1914. 7-11; Задачи муз. образования//Единая школа. 1919. 5; О народной песне//Вольное искусство. Вольный Псков. 1919. 6; Певческие праздники//День рус. просвещения. 1928. 3 июня; Школьный хор: Муз. хрестоматия из рус. нар. песен. Рига, 1928; Рус. хоровое пение//Рус. песня в Риге: К 75-летию рус. певч. об-ва «Баян» в Риге: Сб. ст./Ред.: А. Перов. Рига, 1939.

http://pravenc.ru/text/166479.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИТОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ , офиц. издание Литовской епархии, выходило с 15 янв. 1863 г. в Вильне по инициативе Литовского и Виленского митр. Иосифа (Семашко) . «Будучи органом начальственных распоряжений», «Л. е. в.», по мнению редакции, «другими своими статьями» должны были «воскрешать в памяти родное минувшее, делать общеизвестным древнее уцелевшее… служить по возможности полнозвучным отголоском пастырских надежд, радости, скорби о затруднениях, неудачах - общественным полем для обмена мыслей духовенства о долге своего звания» (От редакции//Литовские ЕВ. 1863. 1. С. 1-5). Журнал выходил в 1863-1872 и 1906-1915 гг. 2 раза в месяц, в 1873 г.- 4 раза в месяц 1-48), в 1874-1905 гг.- еженедельно по воскресным дням (по 52-53 номера в год). В 1906-1914 гг. выходило по 24 номера в год. В июле 1915 г. из-за эвакуации издание прервалось на 13/14 и возобновилось 10 апр. 1916 г. в Москве (редакция располагалась в Данилове во имя прп. Даниила Столпника московском монастыре ), последний, 16/17 вышел 31 дек. 1916 г. В каждом номере за 1863-1905 гг. печатались офиц. и неофиц. материалы, но в отличие от большинства епархиальных изданий «Л. е. в.» имели общую годовую пагинацию, без к.-л. маркировки офиц. части, лишь с 1871 (1870?) г. появилась разделительная рубрика «Неофициальный отдел». В 1906 г. выходила только офиц. часть, в 1907-1916 гг. вместо неофиц. части издавался «Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства», причем не он именовался прибавлением к «Л. е. в.», а они с подзаголовком «Официальная часть» выходили как приложение к «Вестнику» (в 1907-1908 этот журнал должны были выписывать также клирики Гродненской епархии вместо не выходившей в эти годы неофиц. части «Гродненских ЕВ»). Редакторы в номерах за 1863-1868 гг. не указывались, но из «Адрес-календаря должностных лиц Литовской епархии на 1863 г.» (Литовские ЕВ. 1863. 3. С. 77-82; 4. С. 104-112) видно, что 1-м редактором был назначен архим. Иосиф (Дроздов), после него журнал редактировал архим. Модест (Стрельбицкий) при участии прот. Виктора Гомолицкого и свящ. Антония Пщолко; в 1869 г. редактором был ректор семинарии архим. Евгений (Шерешилов) , в 1870-1902 гг. свящ. И. А. Котович (назначен 20 дек. 1869 по представлению архиеп. Макария (Булгакова) , в 1873-1902 его имя указывалось на обложке), в 1903 г. ректор семинарии архим. Леонид (Скобеев) (его помощниками и заместителями указывались иером. Евсевий (Гроздов) , инспектор семинарии иером. Антоний (Егоров) и надзиратель И. А. Нещеретов), в 1904 г. ректор архим. Алексий (Дородницын) , в 1905 г. ставший ректором архим. Антоний (Егоров) при помощнике А. И. Шестове.

http://pravenc.ru/text/2110581.html

Великие Луки. Собор Воскресения Христова. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1692 году внутри крепости на месте ветхого главного собора был построен новый каменный на каменном фундаменте собор. По преданию, в его закладке мальчиком принимал участие будущий первый император Российский Пётр I Алексеевич. Считалось, что на этом месте некогда стоял шатёр Великой княгини Российской Ольги. В соборе было три престола. Кроме главного, как и в старом соборе, в 1816 году был построен престол Рождества Пресвятой Богородицы, в 1826 году построен северный престол Владимирской иконы Божией Матери. Престолы построены на пожертвованные доброхотами деньги протоиереем Кириллом Беляевым с братией. В приделах были скульптурные изображения ангелов и апостолов. В документах середины XIX века указывалось, что во Владимирском приделе в стене появились трещины. В клировой ведомости 1915 года о церкви сказано «крепка». Колокольня была также каменная, пристроенная к собору. 7 июля 1916 года в соборе с пастырским визитом был епископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов). В ведомости 1857 года указана приписанная к собору кладбищенская церковь Казанской иконы Божией Матери. В ведомости 1910 года приписанной указана церковь Двенадцати Апостолов в городской тюрьме. Издавна причт собора был следующим: протоиерей, два священника, дьякон, четыре причетника. По указу Псковской духовной консистории от 26 сентября 1830 года предписано сократить одного священника и двух причетников. По указу от 24 ноября 1855 года установлено, что в соборе нужно быть двум причетникам, а третьему необходимо служить в приписной Казанской кладбищенской церкви. По штатам 1876 года в соборе служили протоиерей, священник, дьякон и два псаломщика. В ведомости 1915 года указаны два священника и два псаломщика. Кроме горожан приход собора составляли населённые пункты в деревнях Аленкино, Антоново, Ариглодово, Асатово, Астратово, Батолиха, Боровицы, Василенита, Возгрино, Волково, Городовицы, Гречухино, Ерохино, Каменка, Клепиково, Козлово, Курьяниха, Лопастино, Лукьянцево, Лычево, Милово, Монино, Мыленки, Новоселье, Плетеньково, Подберезье, Понелыгино,Пошивалово, Ретково, Решетково, Рогово, Романцево, Смольяниново, Собакино, Цевилево, Шедяково, Шутово. Находились они от церкви на расстоянии от 3 до 6 вёрст. В 1915 году было 1856 прихожан-мужчин и 1817 женщин.

http://sobory.ru/article/?object=27716

Тюмень. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь была построена на этом месте ещё в 1616 г. Затем на её месте в 1789 г. возвели каменную. При ней в 1892 г. открыли первую в Тюмени смешанную церковно-приходскую школу. 10 декабря 1929 г. храм был закрыт. В 1934 г. разобрали колокольню, сняли купола. Сейчас восстанавливается. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Первое упоминание о храме во имя Архангела Михаила относится к 1616 г. Храм был деревянным, в 1697 г. он был уничтожен огнем. В 1781 г. на месте деревянной церкви Михаила Архангела по благословению епископа Тобольского и Сибирского Варлаама I была заложена каменная двухъярусная церковь. Первоначально предполагалось, что вновь возводимая церковь будет одноэтажной с приделом во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, однако в процессе строительства было решено возвести двухэтажное здание, с размещением на 1-ом этаже теплой церкви во имя Архистратига Божия Михаила (освящена в 1791 г.), а на втором – холодной церкви во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (освящена в 1824 г.). В 1898-1899 гг. был выстроен одноэтажный северный придел, освященный во имя святого праведного Симеона Верхотурского, чудотворца и покровителя Сибири. В 1911 г. церковь дважды посещал епископ Тобольский и Сибирский Евсевий (Гроздов). В 1920 г. храм был закрыт для службы. В 1922 г. по декрету ВЦИК из храма было конфисковано более 5 пудов серебряной утвари и ценных камней. С 1930-х гг. помещения храма реконструировались под клуб, контору, гараж, склады. В 1934 г. сняты купола, разобрана колокольня. В 1940-60-х гг. были разобраны портик главного входа и лестница на 2-ой этаж. В 1941 г. храм преобразован под гарнизонную прачечную, в 1945 г. - под столовую и общежитие. Позднее в нем располагались завод административные помещения различных организаций. С 1976 г. церковь взята под охрану государства как памятник истории и культуры регионального значения. В 1991 г. в храме начались ремонтно-реставрационные работы, началось поэтапное возвращение храма Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00958

Дьяконом в церкви с 1913 года служил Александр Владимирович Орлов (2 марта 1885 - 14 декабря 1937), уроженец г. Торопца, сын надворного советника. Учился в Псковской духовной семинарии, но уволен из 2 класса за неимением средств. Служил псаломщиком в Михайло-Архангельской церкви г. Торопца. 25 августа 1913 года епископ Евсевий (Гроздов) за литургией в Псковском кафедральном соборе рукоположил его в сан дьякона Вознесенской церкви погоста Бельское Устье. До какого времени он служил в Вознесенской церкви, неизвестно. Арестован он был в сане священника в д. Жарок Дедовичского района 6 ноября 1937 года, расстрелян 14 декабря 1937 года. Реабилитирован в 1966 году. Обязанности псаломщика исполнял Павел Николаев (12 декабря 1891-?), сын крестьянина Псковского уезда. В 1911 году окончил курс Арсениевской псаломщической школы и определен в церковь села Бельское Устье. Судьба его неизвестна. В 1924 году в селе жили дьякон Феодор Ильинский, 46 лет, «церковный служитель» Павел Востоков, 30 лет. Они были лишены избирательных прав. Церковным старостой с 1895 года был тайный советник сенатор Николай Иванович Новосильцев. Поскольку он постоянно в имении не жил, в том же году был назначен доверенный от церковного старосты крестьянин деревни Турово Иван Неофитов. Приход составляли следующие населенные пункты: в 1 версте от церкви поселение на церковно-усадебной земле Бараново; сёла Бельское Устье, Жар; деревни Бредно, Бунятино, Большой Вировик, Горный Вировик, Малый Вировик, Воротницы, Голова, Земские Горки, Демьяново, Залужье, Захонье, Исаково, Коковкино, Клинок, Кшоты, Любастицы, Молодошково, Федотино, Опаркино, Ново-Петровское, Пирожок, Турово, Рисково, Углы, Тимоново. Всего числилось 1302 мужчины и 1347 женщин. Церковь закрыта в 60-е годы XX века. До недавнего времени она являла собой печальное зрелище. В настоящее время она восстанавливается. В здании бывшей церковно-приходской школы на территории психоневрологического интерната открыта церковь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

http://sobory.ru/article/?object=11420

Сам владыка вел упорнейшую борьбу со своим недугом, не сдаваясь ни на шаг, вверив себя воле Божией, и на каждый пытливый вопрос обыкновенно отвечал: – «это как Богу будет угодно». Летний отдых в живительном климате Кисловодска приносил только временное облегчение и владыка с каждым годом в течение трех последних лет все более и более таял. 2-го ноября 1912-го года, в 5-м часу утра, после продолжительных, мучительных страданий, владыка о Господе почил. Лаврский колокол унылыми ударами разнес печальную весть по всей столице, и ему скорбным эхом ответил перезвон колоколов всех Петербургских церквей. Никогда еще не было на Руси, от дней святого Владимира Равноапостольного, – говорил в своей речи в Славянском Благотворительном Обществе высокопреосвященный архиепископ Волынский Антоний, – чтобы в погребении кого-либо принимало участие такое множество архиереев, как это было при погребении владыки-митрополита Антония. Господь судил ему скончаться в такое время, когда съехались члены зимней сессии Святейшего Синода и еще не успели уехать члены летней сессии, так что в Петербурге оказалось 2 состава Святейшего Синода. Прибыли члены Государственного Совета и Государственной Думы. Подъехали некоторые ученики почившего владыки. Всего участвовало в отпевании владыки 22 архиерея: митрополиты Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископы Карталинский, экзарх Грузии Иннокентий (Беляев), Финляндский Сергий (Страгородский) , Волынский Антоний (Храповицкий) , Новгородски Арсений (Стадницкий) , Гродненский Михаил (Ермаков), епископы – член Святейшего Синода и Государственного Совета Никон (Рождественский) , Олонецкий Никанор (Надежин), Могилевский Константин (Булычев), Тамбовский Кирилл (Смирнов), Екатеринославский Агапит (Вишневский), Псковский Евсевий (Гроздов), Смоленский Феодосий (Феодосиев), Пермский Палладий (Добронравов), Орловский Григорий (Вахнин), викарные епископы Нарвский Никандр (Феноменов), Ямбургский Георгий (Ярошевский), Гдовский Вениамин (Казанский), пребывающе на покое епископы Антонин (Грановский) и Владимир (Благоразумов). В средине Богослужения прибыл с вокзала архиепископ Варшавский Николай (Зиоров) , ставший в мантии среди богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Народ горестно переживал кончину почитаемого и любимого архипастыря. На могилу его стекались богомольцы со всей православной верующей Сибири. Совершались многочисленные чудеса. Начата была запись этих проявлений небесного предстательства праведного Святителя. Давно возникал вопрос о прославлении митрополита Иоанна. Во второй половине XVIII века об этом усиленно говорилось в связи с явлением Святителя во сне митрополитам Тобольским Антонию II (Нарожницкому) и Сильвестру (Головатскому). В начале XX века Преосвященный Алексий (Опоцкий), впоследствии экзарх Грузии, убитый грузинскими революционерами в 1905 г., всенародно молился, да сподобит Господь Тобольск и Россию петь не «Вечную память», а «Величаем тя, святителю отче Иоанне». Позднее епископ Евсевий (Гроздов), прощаясь с паствой при переводе во Псков, выражал надежду увидеться с нею в ближайшем будущем, при открытии мощей Святителя. Святейший Синод, с благоговением и радостью отнесшийся к ходатайству епархиального съезда духовенства и церковных старост Тобольской епархии о прославлении митрополита Иоанна, постановил в декабре 1913 г. приступить к обследованию чудес, совершенных по его небесному предстательству. В середине 1915 г. новый епископ Тобольский Варнава (Накропин) в полусне видел святого Иоанна, упрекавшего его, что к нему не допускают народ. Видение это совпало с очень тяжелым положением на фронте. Русские армии спешно отступали. В руки немцев попадали важные крепости. Готовились к эвакуации Киева. Возникал вопрос о перенесении Ставки Главнокомандующего в Калугу. Государь в такое страшное и ответственное время принял на себя водительство воинством. Владыка Варнава памятовал о «Илиотропионе» святителя Иоанна, в котором содержались пророчества по поводу бедствий войны и говорилось о силе молитв для поражения врагов отчизны и святой веры. По преданию, тогдашний Черниговский архипастырь пророчески предсказал Царю Петру победу над шведами под Полтавой в 1709 г. Епископ Варнава решился отправить телеграмму Государю, в которой, выражая веру в молитвенную помощь святителя Иоанна Державному Вождю и его армии, просил разрешения пропеть величание Святителю. По получении на это его согласия, Владыка, посоветовавшись с местным духовенством, решил не медлить в исполнении своего намерения. По звону большого колокола народ наполнил собор. Епископ Варнава огласил телеграмму Царя. Пропето было величание и совершен молебен ангелу Святителя – святому Иоанну Златоусту . Потоки горячих молитв понеслись к раке Угодника, и горячо молились тобольцы за Царя, воинство и переживающую такие испытания Родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

РГИА, ф. 796, оп. 204,1 отд., V ст., д. 132. Имя архиепископа Кирилла назва­ли: епископ Нестор (Анисимов) – л. 42; архиепископ Владимирский и Шуйский Алексий (Дородницын) – л. 44; епископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын) – л. 49; архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий (Георги­евский) – л. 51; епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский) , викарий Волынской епархии – л. 52; епископ Вятский Никандр (Феноменов) – л. 57; епи­скоп вазовский Павел (Поспелов) – л. 58; архиепископ Платон (Рождествен­ский), экзарх Грузии – л. 60; архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич) – л. 64; архиепископ Казанский и Свияжский Иаков (Пятниц­кий) – л. 70; епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) – л. 71; епископ Чебок­сарский Борис (Шипулин) – л. 72; митрополит Владимир (Богоявленский) – л. 7о; епископ Чигиринский Никодим (Кротков) – л. 77; епископ Костромской и Галичский Евгений (Бережков) – л. 80; епископ Кинешемский Севастиан (Вес­ти) – л. 81; епископ Слуцкий, викарий Минской епархии Феофилакг (Клементь­ев) – л. 87; епископ Гомельский Варлаам (Ряшенцев) – л. 89; епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) – л. 92; епископ Можайский Димитрий (Добросердов) – л. 93; епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) – л. 97; архи­епископ Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий) – л. 98; епископ Олонецкий и Петрозаводский Иоанникий (Дьячков) – л. 102; епископ Кустанай­ский Дионисий (Прозоровский) – л. 108; епископ Челябинский Серафим (Алек­сандров) – л. 111; епископ Орловский и Севский Макарий (Гйевушев) – л. 112; епископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский) – л. 116; епископ Со­ликамский Феофан (Ильминский), викарий Пермской епархии – л. 117; архи­епископ Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский) – л. 118 об.; епис­коп Нарвский Геннадий (Туберозов) – л. 120; епископ Полтавский Феофан (Быстров) – л. 127; епископ Прилукский Неофит (Следников), викарий Полтав­ской епархии – л. 129; епископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов) – л. 130; архиепископ Рижский и Итавский Иоанн (Поммер) – л. 131; епископ Самарский и Ставропольский Михаил (Богданов) – л. 134; епископ Уральский и Николаевский Тихон (Оболенский) – л. 135; епископ Вольский Досифей (Про­топопов) – л. 136; епископ Смоленский и Дорогобужский Феодосий (Феодоси­ев) – л. 140; епископ Томский Анатолий (Каменский) – л. 151; архиепископ Туль­ский и Белевский Парфений (Левицкий) – л. 154; епископ Каширский Иувеналий (Масловский) – л. 155; архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский) – л. 158; епископ Сердобольский Серафим (Лукьянов), викарий Финляндской епархии – л. 159; епископ Сумский Митрофан (Абра­мов) – л. 161; архиепископ Херсонский и Одесский Назарий (Кириллов) – л. 162; епископ Бельский Серафим (Остроумов) – л. 165; епископ Новгород-Север­ский Иоанн (Доброславин), викарий Черниговской епархии – л. 167; архиепис­коп Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский) – л. 168.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По благословению Святейшего Патриарха Тихона в октябре 1920 г 52 . епископом Ревельским и Эстонским автономной православной Церкви в Эстонии (АПЦЭ) избрали священника Преображенского храма Пярну (Пернов) Александра Паулуса. Это избрание было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном 12/25 октября 1920 г. 5 декабря того же года в Таллинне хиротонисали архимандрита Александра во епископа Ревельского и Эстонского архиепископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов) и епископ Финляндский и Выборгский Серафим (Лукьянов). Святейший Патриарх Тихон возвел новопоставленного епископа Александра в сан архиепископа. Епископ Александр (в миру Александр Карлович Паулус) родился 2 февраля 1872 г. в эстонской православной крестьянской семье. Учился в саалемской вспомогательной школе (1881/82), фенцериской приходской школе (1883/84). Как лучший ученик был направлен в рижское духовное училище (1884–1888), продолжал обучение в Рижской духовной семинарии (1888–1894). По окончании семинарии зачислен в клир Рижской епархии и определен на должность псаломщика-учителя на приход в Лсэзи, в 1897 г. переведен в Колга-Яани, в 1900 г. – в Феллин (Вильянди). В 1901 г. вступил в брак с Зинаидой Ахтманн, в 1909 г. овдовел. 29 августа 1901 г. еп. Рижским и Митавским Агафангелом рукоположен во священника и служил на эстонских приходах Рижской епархии – в Кыргессааре на острове Даго (Хийумаа) (1901–1903), в Каркси (1903–1908), в Лайузе (1908–1916) и в Пярну (1916–1920). 21 марта 1919 г. на первом Соборе Эстонской православной Церкви в Таллинне протоиерей Александр Паулус был избран кандидатом на замещение должности викарного епископа Эстонской Православной Церкви. Вскоре после избрания протоиерей Александр отказался от предложенной ему хиротонии в связи с полным отсутствием поддержки со стороны представителей русских приходов, воздержавшихся при голосовании. На том же Соборе при единодушном одобрении собравшихся клириков и мирян кандидатом на кафедру правящего архиерея заочно был избран другой эстонец – профессор Московского университета Александр Каэлас. После внезапной смерти в Иркутске профессора Каэласа в апреле 1920 г. и ввиду того, что Эстонская Церковь , находившаяся в пределах новообразованного Эстонского государства, получила согласно своему желанию статус автономной Церкви, настоятель Преображенского эстонского храма в Пярну протоиерей Александр Паулус в сент. 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь был избран тайным голосованием (единогласно) архиепископом Таллиннским и всей Эстонии, что было утверждено Святейшим Патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 февраля 1911 года, во время обозревательной поездки по югу епархии, епископ Тобольский и Сибирский Евсевий (Гроздов) по приезду в Тюмень посетил Ильинскую и Всехсвятскую церкви. Тогда представители прихода обратились к архипастырю с ходатайством о разрешении расширить церковь с тем, чтобы образовать еще один самостоятельный приход при храме Всех Святых, т.к. Пророко-Ильинский приход был слишком велик. Последующие десятилетия истории Ильинской церкви не ознаменовались какими-либо событиями и лишь с приходом советской власти судьба храма и его прихода, как и по всей многострадальной стране, кардинально изменяется. Трудно и для историка, и для верующего описывать эпоху красного террора, где человеческие ценности в одночасье превратились в попранную свободу совести, миф о мнимом коммунистическом братстве, где все равны и счастливы, без веры идеалам христианской морали и её оплота - Церкви, чем жили наши предки. Обескровливание веры народной велось на протяжении нескольких десятилетий после Октябрьской революции и прошло разные этапы. Наиболее масштабными из них были: лишение Церкви юридических прав и запрещение духовенству с 1918 года просветительской деятельности; национализация церковного имущества; вскрытие в 1920-х годах святых мощей; изъятие в 1922 году церковных ценностей; закрытие и разрушение в 1920-1930-х годах храмов и монастырей и, наконец, физическое уничтожение иерархов, священнослужителей и монахов. Достаточно вспомнить, что в 1924 году по сравнению с 1913 - м число молитвенных зданий, а попросту церквей, только в Тобольском округе уменьшилось на 28,7 процента, а священнослужителей на 41 процент. В Тюмени же в 30-х годах были уничтожены: Благовещенский собор, Успенская и Единоверческая церкви, а остальные храмы, кроме Всехсвятской, использовались под иные цели. Итак, 23 февраля 1922 года, постановлением ВЦИК была объявлена фактически война против Церкви, предусматривающая поголовное изъятие всех её ценностей и имущества (кресты, оклады, ризы, кадила, парчовые одежды, книги и т.д.), что по церковным канонам рассматривается как святотатство (73-е апостольское правило). Особо удивляет спешность уездных и городских чиновников в исполнении этого постановления - только в Тюмени эта акция была проведена за 26 дней (с 8.04 по 2.05). Что касается изъятия ценностей в Ильинской (Покровской) церкви, то в ней было экспроприировано разной серебряной утвари весом 6 пудов 48 золотников и жемчуга 1 золотник 84 доли.

http://sobory.ru/article/?object=03057

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010