Первая служба в новом храме прошла 25 июля 1902 г. Ровно в 6 часов вечера началось всенощное бдение, службу вел сам архиепископ Тобольский Антоний, а помогали ему настоятель Абалакского монастыря Антонин, строитель скита иеромонах Прокопий, ключарь Софийского собора протоиерей Н. Скосырев и секретарь епископа Н. Богословский. На следующий день, 26 июля, состоялось торжественное освящение храма. Приехали все высшие должностные лица Тобольска — управляющий Казенною палатой Н. А. Ордовский -Танаевский, городской голова С. М. Трусов, епархиальный наблюдатель церковных школ Г. Я. Маляревский, почетные граждане. Кто знает, может, были и фотографы. Вероятно, что именно в этот день сделала свой снимок Михайловской церкви М. М. Уссаковская. Празднества по случаю открытия скита завершились в субботу, 27 июля. Верующие с чудотворными иконами прошли крестным ходом вокруг скита, после чего народ разъехался, и монахи наконец смогли погрузиться в тишину и молитву. За Михайловским скитом было закреплено имущество — 13 десятин земли и 343 десятины леса. Епископ Тобольский Антоний очень любил свое детище, и часто отдыхал там в архиерейском доме. Его даже негласно называли «архиерейской дачей в Михайловке». Постепенно скит расширялся. В 1908–1910 гг. в дополнение к церкви была построена часовня. Если сравнивать фотографии, видно, что на более поздних снимках построек значительно больше. Имелись даже планы преобразовать скит в самостоятельный Михайло-Архангельский монастырь, но в 1910 г. епископа Антония переводят из Сибири в Тверь. Новый епископ, Евсевий (Гроздов) скиту, видимо, особенно не покровительствовал, но и не трогал. Впрочем, служил Евсевий в Тобольске всего два года. А вот следующий архипастырь, Алексий (Молчанов), приказал в 1912 г. перенести летний архиерейский дом из Михайловского скита в архиерейскую рощу в Тобольске. По материалам: Бондарев, Е. Д. Михайловский скит: утраченная святыня Тобольской губернии/Е. Д. Бондарев. — Текст : непосредственный//Молодой ученый. — 2020. — 46 (336). — С. 502-506. http://moluch.ru/archive/336/75064/ 

http://sobory.ru/article/?object=50851

Гавриил Розанов 1848–1857. Филофей Успенский 1857–1876. Еп. до 1861. Алексий Ржаницын 1876–1877. Евсевий Ильинский 1877–1879. Савва Тихомиров 1879–1896. Еп. до 1880. Димитрий Самбикин 1896–1905. Еп. до 1898. Николай Зиоров 1905. Николай Налимов 1905. Алексий Опоцкий 1905–1910. Антоний Каржавин 1910. Старицкое викариатство 54 Епископы (в Твери): Иринарх Полов 1836. Неофит Соснин 1836–1838. Антоний Николаевский 1867–1873. Антонин Державин; 1883–1886. Гавриил Голосов 1886–1897. Павел Поспелов 1897–1899. Василий Царевский 1900–1902. Александр Головин 1903–1908. Алипий Попов 1908. Тобольская, учр. в 1620 г. Кафедра в Тобольске Архиепископы Сибирские и Тобольские: Киприан Старорусенников 1620–1624. Макарий Кучин 1624–1630. Нектарий Теляшин 1636–1640. Герасим Кремлев 1640–1650. Симеон 1651–1664. Митрополтпы Сибирские и Тобольские: Коркнлий 1664–1677. Архп. до 1668. Павел 1678–1602. Игнатий Римский-Корсаков 1692–1701. Св. Димитрий Туптало 1701–1702. Филофей Лещинский (в схиме Феодор) 1702–1711. Иоанн Максимович 1712–1715. Филофей Лещинский (вторично) 1715–1721. Тобольские и всея Сибири: Антоний Стаховский 1721–1740. Никодим Скребницкий 1740. Арсений Мациевич 1741–1742. Антоний Нарожницкий 1742–1748. Сильвестр Гловатский 1749–1755. Павел Конюскевич 1758–1768. Архиепископы Тобольские и Сибирские: Варлаам Петров 1768–1802. Еп. до 1792. Антоний Знаменский 1803–1806. Амвросий Келембет 1806–1822. Амвросий Рождественский 1822–1825. Евгений Казанцев 1825–1831. Павел Павлов (Морев) 1831. Афанасий Протопопов 1832–1842. Владимир Алаувдин 1842–1845. Еп. Георгий Ящуржинский 1845–1852. Евлампий Пятницкий 1852–1856. Феогност Лебедев 1 1856–1862. Еп. до 1862. Варлаам Успенский 1862–1872. Епископы: Ефрем Рязанов 1874–1880. Василий Левитов 1880–1885. Авраамий Летницкий 1S85–1889. Иустин Полянский 1889–1893. Агафангел Преображенский 1893–1897. Антоний Каржавин 1897–1910. Евсевий Гроздов 1910. Березовское викариатство, учр. в 1871 г. Епископы: Ефрем Рязанов 1871–1874. (Вакантно с 25 мая 1874 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Новосокольники. Церковь Николая Чудотворца (старая). Никольская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь в пристанционном поселке, построенная в 1912. Интересный образец необарокко, крестообразный в плане храм, завершенный бетонным куполом с люкарнами. Закрыта не позже 1930-х. В 1944 взорвана отступающими немцами, руины разобраны. Алексеев Ю.Н. Новосокольническая земля: храмы и религиозные общины. М., 2010. С. 13-15. Кирпичная на каменном фундаменте однопрестольная церковь построена в 1912 году управлением Московско-Виндавской железной дороги с участием железнодорожных служащих и жителей станции и посёлка Новосокольники на земле, отчуждённой для нужд железной дороги. Освящение церкви совершил 19 августа (1 сентября) 1912 года епископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов) в присутствии начальников дороги Святицкого, Харламова, Старицкого и членов строительного комитета. После освящения епископ обратился к собравшимся со словами назидания на слова «Вы - храм Божий есте и Дух Божий живет в вас». Колокольня была временная деревянная, стояла отдельно от церкви, на ней было 9 колоколов. Первый колокол весил 124 п. 13 ф., вес второго колокола - 43 п. 35 ф., третьего - 14 п. 12 ф., четвёртого - 8 п. 30 ф., пятого - 4 п. 3 ф., шестого - 2 п. 4 ф., седьмого - 1 п. 7 ф., восьмого - 22. ф., девятого - 14. ф. Епископ Псковский и Порховский Евсевий вновь посетил Николаевскую церковь 7 июля 1916 года. В приходе находилась двухклассная школа Министерства народного просвещения, которая содержалась управлением железной дороги. В 1915 году в ней обучалось 210 мальчиков и 161 девочка. Кроме министерской, была земская школа, в которой в 1915 году обучалось 55 мальчиков и 45 девочек. В церкви служили священник и псаломщик. Жалование им платило управление железной дороги. Священник Евгений Петрович Троицкий родился в семье священника в 1878 году в погосте Окни Великолукского уезда. После окончания Псковской духовной семинарии служил псаломщиком в погосте Высокое Порховского уезда, где рукоположен в сан священника.

http://sobory.ru/article/?object=41707

30 .08(12.09).1943–02(15).05.1944: Сергий Страгородский 02(15).05.1944–22.01(04.02).1945: Алексий Симанский в. у. 22 .01(04.02).1945–04(17).04.1970: Алексий Симанский Московский и всея России Патриархат (обн.) 21 .11 (04.12).1941–12.1941: Александр Введенский 1 Мотовилихинская (обн.) 09(22).05.1924–: Феофан Брюханов Мстерская 1918(?)–1926(?): Амвросий Сосновцев 1927–: Иов Рогожин Мстиславская 13(26).01.1913–1922: Варлаам Ряшенцев Мукачевская и Ужгородская 09(22).10.1945–11(24).10.1945: Нестор Сидорук, в. у. 11(24).10.1945–21.05 (03.06).1948: Нестор Сидориук Муромская 15(28).07.1912–01.1919: Митрофан Загорский 05 .1919–10.1922: Серафим Руженцев 17(30).09.1923–03(16).01.1924: Григорий Козырев 1924–1926: 14(27).03.1926–02(15).09.1927: Евгений Кобранов 02(15) .09.1927–02.1933: Макарий Звездов 29 .04(12.05).1933–20.04(03.05).1934: Николай Муравьёв-Уральский 20 .04(03.05).1934–01(14).05.1934: Иоанн Широков 01(14).05.1934–12(25).11.1935: Амвросий Смирнов 12(25).11.1935–10(23).10.1937: Симеон Михайлов Муромская (обн.) 24 .04(07.05).1924–17(30).09.1924: Алексий Покровский 23 .11(06.12).1924–02.1925: Рафаил Прозоровский 1925–1934: 1934–: Александр Гладышев Мюнхенская (заруб.) 1929–1938: Серафим Лядэ Александр Ловчий Ηарвская 20 .03(02.04).1914–1919: Геннадий Туберозов 1919–1924: 10 .1924–1926: Сергий Дружинин 1924–12(25)(?).08.1929: Евсевий Гроздов 1929–1933: 1933–1933: Иоанн Булин 1933–1937: 20 .09(03.10).1937–03.1945: Павел Дмитриевский Нарвская (нос.) 1927–1930: Сергий Дружинин Нежинская 22 .03(02.04).1944–04.1945: Борис Вик Неженская (обн.) 05 .1928–10.1928: Павел Циприанович Нежинская (укр.) Николай Шарай Нерехтская 17(30).09.1917–1919: Севастиан Вести Нерехтская (обн.) 16(29).06.1924–02(15).10.1925: Андрей Смирнов Нерчинская 1922–1923: Софроний Старков, в. у. Нерчинская (обн.) 01(14).10.1923–02(15).09.1926: Александр Спасский Нижегородская см. Горьковская Нижегородской Слободы Пётр Нижне-Камская (обн.) 1935–1936: Михаил Вяткин, в. у. Нижне-Ломовская 29 .11(12.12).1923–1927: Филипп Перов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Патриарх Тихон направил в Ревель (с 1919 г. Таллин) епископа Порховского Александра (Паулуса) с возведением его в сан архиепископа. Эстонской Церкви была предоставлена широкая автономия. Однако правительство, желавшее дистанцироваться от Москвы, стремилось обособить от Российской Церкви и местное православное население. В 1923 г. архиепископ Александр обратился к Константинопольскому Патриарху Мелетию с просьбой о принятии в ведение Вселенского Престола. Просьба была удовлетворена 7 июля 1923 г., когда Эстонская Церковь получила автономию в рамках Константинопольской юрисдикции. Гонениям православие в Эстонии не подвергалось, если не считать закрытия в 1936 г. Александро-Невского кафедрального собора. С другой стороны, в Таллине в 1938 г. удалось открыть пастырские курсы на русском языке. На протяжении довоенного периода в стране проводилась эстонизация церковной жизни, которая, однако, не принималась русскими приходами, а их было большинство. Правами автономии в рамках Эстонской Церкви пользовалась Нарвская епархия, включавшая в себя русские приходы на северо-востоке страны. До своей смерти в 1929 г. эту епархию возглавлял архиепископ Евсевий (Гроздов). Центром русской традиции и старого календаря в Эстонии являлся Псково-Печерский монастырь, настоятелем которого был архимандрит, с 1926 г. епископ Иоанн (Булин). В 1932 г. епископ Иоанн был переведен на Нарвскую кафедру, что означало его уход из Псково-Печерского монастыря. Архипастырь назначения не принял, был уволен на покой, в 1933 г. покинул Эстонию, жил на Святой Горе Афон и в Югославии. Русская Зарубежная Церковь , с архипастырями которой епископ Иоанн сослужил, предлагала ему отправиться на одну из американских кафедр, но в 1938 г. иерарх предпочел вернуться в Эстонию. § 4. Церковная жизнь в Латвии Сложным было и положение в Латвии. Несмотря на значительное число русских эмигрантов, а также православных латышей, Православная Церковь в стране всячески притеснялась. Около половины объектов церковной недвижимости, принадлежавших православной епархии, было передано римо-католикам. После заключения конкордата с Ватиканом в Риге появился и римо-католический архиерей. Была закрыта местная семинария с сильным русским влиянием. Вместо нее был открыт Богословский институт, дух которого, как вспоминают современники, был уже другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григорий IV (Хаддад; 1859–1928), Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий (Чуков), митрополит – см.: Чуков Николай Кириллович. Гурий (Буртасовский Сергей; 1845–1907), епископ Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович; 1891–1965), митрополит Гурович Яков Семенович (1869 или 1870–1936) Д Дав Петр Кириллович (1872–1903), священник Даманский Петр Степанович (1859–1916) Дамиан (Красоти Димитрий; 1848–1931), Патриарх Иерусалимский в 1897– 1931 Данилов Иван Тимофеевич Девлеканов Фатихуддин Хасанов, имам Деркаченко Иван Осипович (1876 – расстрелян 1921) Дернов Александр Александрович (1857–1923), протопресвитер Дмитриев Петр, диакон Добровольский Николай Васильевич (1865–1908), врач Доброхотов Николай Семенович – смотритель Каргопольского ДУ в 1885–1890 Добрынин Евфим Федорович – преподаватель Каргопольского ДУ, впоследствии священник Докучаев-Басков Карп Андреевич (1849–1916) – каргопольский краевед 5 Дометий (расстрелян 1918), игумен Дубакин Дмитрий Николаевич (1852-?) Дубровский Александр Александрович (1866 – расстрелян 1918), священник Дыбенко Павел Ефимович (1889 – расстрелян 1938) Дягилев Василий Валентинович (1913–2004) Евгений (Мерцалов Евгений Александрович; 1857–1920), епископ Евлогий ( Георгиевский Василий Семенович; 1868–1946), митрополит Е Евсевий (Гроздов Евстафий Сергеевич; 1866–1929), архиепископ Евсеев Иван Евсеевич (1868–1921), профессор Евфросиния (Арсеньева Мария Константиновна; 1881– расстреляна 1937), игумения Егор, извозчик Егоров Иоанн Федорович (1872–1921), протоиерей Егоров Николай Михайлович Ежов Олег Викторович, протоиерей Екатерина II Алексеевна (1729 – 1796), императрица Всероссийская в 1762–1796 Елачич Николай Александрович (1872 – расстрелян 1937) Елевферий (Богоявленский Димитрий Яковлевич; 1870–1940); митрополит Елпидинский Яков Семенович – преподаватель Олонецкой ДС в 1883–1918 Енукидзе Авель Сафронович (1877–расстрелян 1937) Ермоген [Гермоген], св. (около 1530–1612), Патриарх Московский и всея Руси Ж Желобовский Александр Алексеевич (1834–1910), протопресвитер военного и морского духовенства в 1890–1910

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В С.-Петербургскую Академию мы поступили в сентябре 1886 года. Курс наш был очень многолюдный (свыше 70 человек). Ректором нашим (а сначала инспектором) был незабвенный Митрополит С.-Петербургский Антоний (Вадковский) . Четыре года, проведенные нами в Академии, благодаря заботам и личному влиянию Преосвященного ректора были временем ее расцвета. Своими помощниками в деле воспитания студентов Преосвященный ректор ставил людей церковных, высоких по жизни и глубоко образованных. Благодаря личному влиянию Преосвященного ректора и его помощников в жизни студентов, помимо обычного посещения лекций и писания сочинений, появилось новое стремление: непосредственно участвовать в проповеднической работе петербургских священников. Студенты (по своему желанию) начали проводить внебогослужебные беседы в церквах, на заводах, на фабриках и других местах, обучали народ молитвам, вводили общенародное пение. В Академии на общестуденческих собраниях читались рефераты на темы преимущественно пастырского характера, рефераты служили поводом для больших, как теперь говорят, дискуссий. Наш Преосвященный ректор и другие наши воспитатели, преимущественно иноческого звания, посещали наши студенческие собрания, слушали наши рефераты и принимали в них деятельное участие. Сам ректор не раз выступал на этих собраниях с большими речами. Интересовались и посещали наши собрания и некоторые петербургские священники, а иногда и светские лица (С.А. Рачинский, Вл. С. Соловьев и др.). Результатом хорошо поставленного академического образования и особого влияния Преосвященного ректора и его помощников и вот этих проповеднических собраний было то, что из нашего курса вышло восемь лиц, дослужившихся до епископского сана: 1) Святейший Патриарх Сергий (Страгородский) , 2) архиепископ Феодосий (Федосьев), 3) архиепископ Евсевий (Гроздов); епископы: 4) Герман (Иванов), 5) Климент (Берниковский), 6) Арсений (Тимофеев), 7) Димитрий (Сперовский) и 8) Варфоломей (Городцев); а всего принявших священный сан с нашего курса было свыше 2/3 наличного состава, и все они впоследствии с честью и усердно работали на славу Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

25 апр. 1926 г. хиротонисан во епископа Печерского. Хиротонию в таллинском соборе во имя св. кн. Александра Невского совершили Таллинский митр. Александр (Паулус), архиеп. Нарвский Евсевий (Гроздов). И. возражал против требований Синода ЭАПЦ по модернизации богослужения в соответствии с зап. традициями, выступал против перехода Церкви на григорианский календарь, при И. в Печерском мон-ре вопреки предписаниям Синода службы шли по юлианскому стилю. В февр. 1928 г. воспротивился решению высших церковных властей зарегистрировать все монастырское имущество как синодальное. Согласно законодательству Эстонии, такое решение снимало угрозу отчуждения монастырской собственности эст. гос-вом в связи с реализацией закона об упразднении сословных имуществ от 12 нояб. 1925 г. И. вынужден был согласиться с решением Синода при условии получения доверенности на управление монастырским имуществом. Для урегулирования вопроса в обитель была направлена инвентаризационная комиссия Синода. Положение И. осложнялось тем, что комиссию возглавлял П. Я. Пятс, брат Президента Эстонской республики, в прошлом один из школьных наставников И., рекомендовавший его для поступления в ДС. Пятс взял хозяйственную жизнь обители под свой контроль. В авг. 1928 г. И. участвовал во II съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД), к-рый прошел в Печерском мон-ре. И. активно боролся за сохранение в Таллине правосл. Александро-Невского храма, к-рый пыталась уничтожить группа депутатов-лютеран. В нояб.-дек. 1928 г. составил «Чин молебствия о сохранении соборного храма св. благоверного великого князя Александра Невского в городе Ревеле от насильственного разрушения». В июле 1929 г. был делегатом на III съезде РСХД в Пюхтицком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В 1930 г. избран членом центрального совета движения в Париже. В 1931 г. в Пюхтицком монастыре прошел общепастырский съезд духовенства. В 1929 г. И. стал депутатом Парламента Эстонии, где защищал интересы правосл. Церкви и рус. меньшинства. В дек. того же года направил на рассмотрение парламента запрос о городском самоуправлении г. Петсери. В нач. 1930 г. И. вместе с депутатом свящ. В. Смирновым представил в парламент проект облегчения долгового бремени и внедрения долгосрочных кредитов для крестьян Печорского края. В 1931 г. неоднократно выступал в Государственном собрании Эстонской республики при обсуждении законопроекта об упорядочении недвижимого имущества ЭАПЦ.

http://pravenc.ru/text/469460.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Эстонская Апостольская Православная Церковь (1926–1941) В своем томосе Патриарх Константинопольский Мелетий IV предложил разделить Эстонию на три епархии: Таллинскую, Силламяэскую (Нарвскую) и Печерскую. Таллинская епархия уже существовала с 1920 г., в 1924 г. Нарвское викариатство Санкт-Петербургской епархии, учрежденное в 1887 г., было преобразовано в епархию и заново создано Печерское викариатство Таллинской епархии. Епископом Нарвским и Изборским был поставлен бывший архиепископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов), 3 октября 1937 г. на эту кафедру был хиротонисан епископ Павел (Дмитровский, 1872–1946), окончивший Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Владыка занимал эту кафедру по март 1945 г. На кафедру епископа Печерского викария Таллинской епархии в 1924 г. был хиротонисан также выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрит Иоанн (Булин), посвящение которого совершили митрополит Таллинский и всей Эстонии Александр и епископ Финляндский и Выборгский Серафим. Преосвященный епископ Иоанн находился на Печерской кафедре до 30 декабря 1932 г. В начале 1933 г. на эту кафедру был поставлен еще один выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Николай Лейсман. После июля 1940 г. владыка Николай ушел на покой в сане архиепископа. Занимая Печерскую кафедру, каждый из преосвященных одновременно являлся настоятелем Псково-Печерского монастыря и ректором Печерской духовной семинарии. Других архипастырей на Нарвской и викарной Печерской кафедрах более не было. Обе кафедры по национальному составу паствы были русскими. По состоянию на 1940 г. в Эстонской Апостольской Православной Церкви было 158 приходов: 134 прихода — в Таллинской епархии и 24 прихода — в Нарвской, клир составляли 150 пресвитеров и 30 диаконов.

http://sedmitza.ru/lib/text/430334/

А затем уже прибыл сюда Преосвященный Евсевий (Гроздов), епископ Угличский. Как только прибывший поезд остановился, духовенство во главе с Преосвященным Евсевием направилось в вагон 1-го класса, чтобы получить благословение от святителя Тихона. Толпа народу жадно устремила свои взоры на дверь вагона и ловила момент выхода из него святителя Божия. Вот он показался, благодушный, улыбающийся, и весь народ, встречавший владыку, обнажил свои головы и отдал святителю общий поклон. Архиепископ Тихон проследовал в директорское отделение вокзала, где и состоялось представление высших административных лиц, представителей духовно-учебных заведений и города. Под торжественный звон всех ярославских колоколов, которые возвещали о прибытии владыки Тихона горожанам, спешившим к кафедральному собору и Спасскому монастырю, архиепископ Тихон направился к собору. В кафедральном соборе владыку встретило с подобающей честью старейшее городское духовенство. Архиепископ Тихон обратился с первым святительским назиданием к новым своим пасомым: «Мой приезд совпал с днями, когда Церковь готовится к торжественному входу Иисуса Христа в Иерусалим, где множество народу встретило Его. Среди них были и враги, и друзья Христа, были исцеленные Им и любопытные, желавшие взглянуть на Галилейского Пророка. Множество народу встретило и меня. Не думаю, чтобы здесь были враги у незнакомого для всех собравшихся человека. Сюда стеклись посмотреть на нового владыку, прибывшего из далекой Америки. Но не любопытство одно привело сюда вас, а любовь к Церкви, к ее служителям. Еще до приезда я слышал много отрадного о вас, о любви ярославцев к благолепию храмов, о внимании к пастырям, и нынешнее стечение народу отрадно для меня. Храните эту любовь к вере и Церкви Православной, к посещению храмов!» с. 37]. Из собора архиепископ по галерее, благословляя усердный народ, проследовал в свои покои. Владыка начал знакомиться со своими сотрудниками. Сколько задушевности и доброты светилось в глазах архипастыря, когда ему начальники учебных заведений представляли господ преподавателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010