Новосокольники. Церковь Николая Чудотворца (старая). Никольская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь в пристанционном поселке, построенная в 1912. Интересный образец необарокко, крестообразный в плане храм, завершенный бетонным куполом с люкарнами. Закрыта не позже 1930-х. В 1944 взорвана отступающими немцами, руины разобраны. Алексеев Ю.Н. Новосокольническая земля: храмы и религиозные общины. М., 2010. С. 13-15. Кирпичная на каменном фундаменте однопрестольная церковь построена в 1912 году управлением Московско-Виндавской железной дороги с участием железнодорожных служащих и жителей станции и посёлка Новосокольники на земле, отчуждённой для нужд железной дороги. Освящение церкви совершил 19 августа (1 сентября) 1912 года епископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов) в присутствии начальников дороги Святицкого, Харламова, Старицкого и членов строительного комитета. После освящения епископ обратился к собравшимся со словами назидания на слова «Вы - храм Божий есте и Дух Божий живет в вас». Колокольня была временная деревянная, стояла отдельно от церкви, на ней было 9 колоколов. Первый колокол весил 124 п. 13 ф., вес второго колокола - 43 п. 35 ф., третьего - 14 п. 12 ф., четвёртого - 8 п. 30 ф., пятого - 4 п. 3 ф., шестого - 2 п. 4 ф., седьмого - 1 п. 7 ф., восьмого - 22. ф., девятого - 14. ф. Епископ Псковский и Порховский Евсевий вновь посетил Николаевскую церковь 7 июля 1916 года. В приходе находилась двухклассная школа Министерства народного просвещения, которая содержалась управлением железной дороги. В 1915 году в ней обучалось 210 мальчиков и 161 девочка. Кроме министерской, была земская школа, в которой в 1915 году обучалось 55 мальчиков и 45 девочек. В церкви служили священник и псаломщик. Жалование им платило управление железной дороги. Священник Евгений Петрович Троицкий родился в семье священника в 1878 году в погосте Окни Великолукского уезда. После окончания Псковской духовной семинарии служил псаломщиком в погосте Высокое Порховского уезда, где рукоположен в сан священника.

http://sobory.ru/article/?object=41707

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Эстонская Апостольская Православная Церковь (1926–1941) В своем томосе Патриарх Константинопольский Мелетий IV предложил разделить Эстонию на три епархии: Таллинскую, Силламяэскую (Нарвскую) и Печерскую. Таллинская епархия уже существовала с 1920 г., в 1924 г. Нарвское викариатство Санкт-Петербургской епархии, учрежденное в 1887 г., было преобразовано в епархию и заново создано Печерское викариатство Таллинской епархии. Епископом Нарвским и Изборским был поставлен бывший архиепископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов), 3 октября 1937 г. на эту кафедру был хиротонисан епископ Павел (Дмитровский, 1872–1946), окончивший Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Владыка занимал эту кафедру по март 1945 г. На кафедру епископа Печерского викария Таллинской епархии в 1924 г. был хиротонисан также выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрит Иоанн (Булин), посвящение которого совершили митрополит Таллинский и всей Эстонии Александр и епископ Финляндский и Выборгский Серафим. Преосвященный епископ Иоанн находился на Печерской кафедре до 30 декабря 1932 г. В начале 1933 г. на эту кафедру был поставлен еще один выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Николай Лейсман. После июля 1940 г. владыка Николай ушел на покой в сане архиепископа. Занимая Печерскую кафедру, каждый из преосвященных одновременно являлся настоятелем Псково-Печерского монастыря и ректором Печерской духовной семинарии. Других архипастырей на Нарвской и викарной Печерской кафедрах более не было. Обе кафедры по национальному составу паствы были русскими. По состоянию на 1940 г. в Эстонской Апостольской Православной Церкви было 158 приходов: 134 прихода — в Таллинской епархии и 24 прихода — в Нарвской, клир составляли 150 пресвитеров и 30 диаконов.

http://sedmitza.ru/lib/text/430334/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИТОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ , офиц. издание Литовской епархии, выходило с 15 янв. 1863 г. в Вильне по инициативе Литовского и Виленского митр. Иосифа (Семашко) . «Будучи органом начальственных распоряжений», «Л. е. в.», по мнению редакции, «другими своими статьями» должны были «воскрешать в памяти родное минувшее, делать общеизвестным древнее уцелевшее… служить по возможности полнозвучным отголоском пастырских надежд, радости, скорби о затруднениях, неудачах - общественным полем для обмена мыслей духовенства о долге своего звания» (От редакции//Литовские ЕВ. 1863. 1. С. 1-5). Журнал выходил в 1863-1872 и 1906-1915 гг. 2 раза в месяц, в 1873 г.- 4 раза в месяц 1-48), в 1874-1905 гг.- еженедельно по воскресным дням (по 52-53 номера в год). В 1906-1914 гг. выходило по 24 номера в год. В июле 1915 г. из-за эвакуации издание прервалось на 13/14 и возобновилось 10 апр. 1916 г. в Москве (редакция располагалась в Данилове во имя прп. Даниила Столпника московском монастыре ), последний, 16/17 вышел 31 дек. 1916 г. В каждом номере за 1863-1905 гг. печатались офиц. и неофиц. материалы, но в отличие от большинства епархиальных изданий «Л. е. в.» имели общую годовую пагинацию, без к.-л. маркировки офиц. части, лишь с 1871 (1870?) г. появилась разделительная рубрика «Неофициальный отдел». В 1906 г. выходила только офиц. часть, в 1907-1916 гг. вместо неофиц. части издавался «Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства», причем не он именовался прибавлением к «Л. е. в.», а они с подзаголовком «Официальная часть» выходили как приложение к «Вестнику» (в 1907-1908 этот журнал должны были выписывать также клирики Гродненской епархии вместо не выходившей в эти годы неофиц. части «Гродненских ЕВ»). Редакторы в номерах за 1863-1868 гг. не указывались, но из «Адрес-календаря должностных лиц Литовской епархии на 1863 г.» (Литовские ЕВ. 1863. 3. С. 77-82; 4. С. 104-112) видно, что 1-м редактором был назначен архим. Иосиф (Дроздов), после него журнал редактировал архим. Модест (Стрельбицкий) при участии прот. Виктора Гомолицкого и свящ. Антония Пщолко; в 1869 г. редактором был ректор семинарии архим. Евгений (Шерешилов) , в 1870-1902 гг. свящ. И. А. Котович (назначен 20 дек. 1869 по представлению архиеп. Макария (Булгакова) , в 1873-1902 его имя указывалось на обложке), в 1903 г. ректор семинарии архим. Леонид (Скобеев) (его помощниками и заместителями указывались иером. Евсевий (Гроздов) , инспектор семинарии иером. Антоний (Егоров) и надзиратель И. А. Нещеретов), в 1904 г. ректор архим. Алексий (Дородницын) , в 1905 г. ставший ректором архим. Антоний (Егоров) при помощнике А. И. Шестове.

http://pravenc.ru/text/2110581.html

По благословению митр. Вениамина уехал из Петрограда и, нелегально перейдя границу, прибыл в Эстонию. 1 апр. 1919 г. Псковский архиеп. Евсевий (Гроздов) назначил И. временным священником к Пятницкой ц. погоста Зачеренье (ныне Саатсе). 30 июля того же года решением Совета правосл. епископов Эстонии стал благочинным Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (в 1919-1945 на отошедшей Эстонии территории). Занимался устроением в монастыре свечного завода. 5 янв. 1920 г. назначен благочинным церквей Печорского края. 4 сент. того же года на Соборе автономной Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ) избран кандидатом в викарные епископы для рус. приходов Эстонии. Однако Патриарх Московский и всея России св. Тихон в письме Синоду ЭПЦ от 25 окт. того же года написал, что «избрание иеромонаха Иоанна, как далеко не достигшего возраста, необходимого, по церковным канонам, для принятия епископского сана, не может быть утверждено». 20 окт. 1920 г. И. был назначен управляющим Печерским монастырем с определением в число братии. З дек. по назначению Синода ЭПЦ принимал участие в постриге в рясофор прот. Александра Паулуса , определенного кандидатом в архиепископа Таллинского и всей Эстонии. 9 дек. возведен архиеп. Александром (Паулусом) в сан архимандрита, назначен настоятелем Печерского мон-ря с оставлением в должности благочинного церквей Печорского края (до янв. 1924). И. активно начал восстанавливать в обители полноценную церковную жизнь. Малочисленная братия состояла из неск. престарелых насельников, диаконов и послушников, в числе к-рых были бывш. чины армии генерала Н. Н. Юденича. Хозяйство обители было в запустении, трапезная использовалась в качестве казармы эст. войск, верхний этаж настоятельского дома занимал мировой судья, нижний - землеустроительная комиссия. И. предоставили комнату в Лазаревском корпусе. Он вставал вместе с братией, шел на молитву, не гнушался никакой работой, был трудолюбив. На отдыхе писал иконы. Был известен аскетическим образом жизни и проповедями, к-рые произносил по-русски и по-эстонски. Любил церковное пение, пел сам, организовал любительский хор из местной интеллигенции. Устраивал многодневные крестные ходы до Тарту, Нарвы, Таллина.

http://pravenc.ru/text/469460.html

Великие Луки. Собор Воскресения Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1692 году внутри крепости на месте ветхого главного собора был построен новый каменный на каменном фундаменте собор. По преданию, в его закладке мальчиком принимал участие будущий первый император Российский Пётр I Алексеевич. Считалось, что на этом месте некогда стоял шатёр Великой княгини Российской Ольги. В соборе было три престола. Кроме главного, как и в старом соборе, в 1816 году был построен престол Рождества Пресвятой Богородицы, в 1826 году построен северный престол Владимирской иконы Божией Матери. Престолы построены на пожертвованные доброхотами деньги протоиереем Кириллом Беляевым с братией. В приделах были скульптурные изображения ангелов и апостолов. В документах середины XIX века указывалось, что во Владимирском приделе в стене появились трещины. В клировой ведомости 1915 года о церкви сказано «крепка». Колокольня была также каменная, пристроенная к собору. 7 июля 1916 года в соборе с пастырским визитом был епископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов). В ведомости 1857 года указана приписанная к собору кладбищенская церковь Казанской иконы Божией Матери. В ведомости 1910 года приписанной указана церковь Двенадцати Апостолов в городской тюрьме. Издавна причт собора был следующим: протоиерей, два священника, дьякон, четыре причетника. По указу Псковской духовной консистории от 26 сентября 1830 года предписано сократить одного священника и двух причетников. По указу от 24 ноября 1855 года установлено, что в соборе нужно быть двум причетникам, а третьему необходимо служить в приписной Казанской кладбищенской церкви. По штатам 1876 года в соборе служили протоиерей, священник, дьякон и два псаломщика. В ведомости 1915 года указаны два священника и два псаломщика. Кроме горожан приход собора составляли населённые пункты в деревнях Аленкино, Антоново, Ариглодово, Асатово, Астратово, Батолиха, Боровицы, Василенита, Возгрино, Волково, Городовицы, Гречухино, Ерохино, Каменка, Клепиково, Козлово, Курьяниха, Лопастино, Лукьянцево, Лычево, Милово, Монино, Мыленки, Новоселье, Плетеньково, Подберезье, Понелыгино,Пошивалово, Ретково, Решетково, Рогово, Романцево, Смольяниново, Собакино, Цевилево, Шедяково, Шутово. Находились они от церкви на расстоянии от 3 до 6 вёрст. В 1915 году было 1856 прихожан-мужчин и 1817 женщин.

http://sobory.ru/article/?object=27716

Тюмень. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь была построена на этом месте ещё в 1616 г. Затем на её месте в 1789 г. возвели каменную. При ней в 1892 г. открыли первую в Тюмени смешанную церковно-приходскую школу. 10 декабря 1929 г. храм был закрыт. В 1934 г. разобрали колокольню, сняли купола. Сейчас восстанавливается. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Первое упоминание о храме во имя Архангела Михаила относится к 1616 г. Храм был деревянным, в 1697 г. он был уничтожен огнем. В 1781 г. на месте деревянной церкви Михаила Архангела по благословению епископа Тобольского и Сибирского Варлаама I была заложена каменная двухъярусная церковь. Первоначально предполагалось, что вновь возводимая церковь будет одноэтажной с приделом во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, однако в процессе строительства было решено возвести двухэтажное здание, с размещением на 1-ом этаже теплой церкви во имя Архистратига Божия Михаила (освящена в 1791 г.), а на втором – холодной церкви во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (освящена в 1824 г.). В 1898-1899 гг. был выстроен одноэтажный северный придел, освященный во имя святого праведного Симеона Верхотурского, чудотворца и покровителя Сибири. В 1911 г. церковь дважды посещал епископ Тобольский и Сибирский Евсевий (Гроздов). В 1920 г. храм был закрыт для службы. В 1922 г. по декрету ВЦИК из храма было конфисковано более 5 пудов серебряной утвари и ценных камней. С 1930-х гг. помещения храма реконструировались под клуб, контору, гараж, склады. В 1934 г. сняты купола, разобрана колокольня. В 1940-60-х гг. были разобраны портик главного входа и лестница на 2-ой этаж. В 1941 г. храм преобразован под гарнизонную прачечную, в 1945 г. - под столовую и общежитие. Позднее в нем располагались завод административные помещения различных организаций. С 1976 г. церковь взята под охрану государства как памятник истории и культуры регионального значения. В 1991 г. в храме начались ремонтно-реставрационные работы, началось поэтапное возвращение храма Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00958

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ Евсевий (Гроздов), еп. Тобольский. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в. (РГИА) Евсевий (Гроздов), еп. Тобольский. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в. (РГИА) (Гроздов Евстафий Сергеевич; 17.03.1866, с. Шарковщизна (Шарковщина) Дисненского у. Виленской губ.- 12.08.1929, Нарва-Йыэсуу (Усть-Нарва), Эстония), архиеп. Нарвский и Изборский. Из семьи диакона. Окончил Виленское ДУ и Виленскую ДС, СПбДА (1890). Удостоен степени кандидата богословия за работу «Пьер Бииле и его богословские сочинения». 6 авг. 1890 г. Литовским и Виленским архиеп. Алексием (Лавровым-Платоновым) рукоположен во иерея к виленскому кафедральному собору. Одновременно назначен законоучителем образцовой школы при Виленской ДС. Сверхштатный член Литовской духовной консистории (с 1895). В 1895-1899 гг. также исполнял обязанности редактора «Виленских ЕВ». Овдовел. 12 нояб. 1899 г. назначен инспектором Виленской ДС. 6 апр. 1902 г. Литовским и Виленским архиеп. Ювеналием (Половцевым) пострижен в монашество с именем Евсевий. В 1903 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Ярославской ДС. 28 мая 1906 г. хиротонисан во епископа Угличского. Назначен викарием Ярославской епархии. Хиротонию в Ростове в храме во имя св. блгв. князей Феодора, Давида и Константина, Ростовских чудотворцев, возглавил Ярославский и Ростовский архиеп. Иаков (Пятницкий) . 27 февр. 1909 г. переведен на Рыбинскую кафедру, викарием той же епархии. 18 марта 1910 г. назначен епископом Тобольским и Сибирским. С 17 апр. 1912 г. епископ Псковский и Порховский. Был вызван к присутствию в Святейшем Синоде в июне-окт. 1914 г. Участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 25 апр. 1918 г. возведен в сан архиепископа, удостоен права ношения креста на клобуке. В авг. 1919 г. при наступлении Красной Армии покинул Псков, прибыл в Эстонию вместе с клиром псковского Троицкого собора и др. церквей. С сент. проживал в Нарве, на подворье Иверского Николаевского девичьего мон-ря. Исполнял обязанности епископа Северо-Западной Армии ген. Н. Н. Юденича, временно управлял приходами сев.-зап. областей России, занятых белыми войсками; рукополагал полковых священников Северо-Западной Армии в нарвской Знаменской ц., служившей кафедральным армейским собором. После окончательного поражения и интернирования армии Юденича в Эстонии в дек. 1919 г. ушел на покой, пребывал на Иверском подворье (с 1923 Нарвская Иверская Богородицкая жен. трудовая община).

http://pravenc.ru/text/187362.html

Церковь Архангела Михаила (Тюмень) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Михаила Архангела (Храм во имя Архистратига Божиего Михаила) — один из старейших православных храмов Тюмени, памятник архитектуры федерального значения. Содержание История [ править править код ] Первое упоминание о храме святого Архангела Михаила г. Тюмени относится к 1616 г. Храм был деревянным и в 1697 г. сгорел. В 1781 году на месте деревянной церкви Михаила Архангела по благословению епископа Тобольского и Сибирского Варлаама I была заложена каменная двухъярусная церковь. Первоначально предполагалось, что вновь возводимая церковь будет одноэтажной с приделом во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, однако в процессе строительства было решено возвести двухэтажное здание с размещением на 1-ом этаже теплой церкви во имя Архистратига Божия Михаила (освящена в 1791 году), а на втором — холодной церкви во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (освящена в 1824 году). В 1898-1899 гг. был выстроен одноэтажный северный придел, освященный во имя святого праведного Симеона Верхотурского, чудотворца и покровителя Сибири. В 1911 г. церковь дважды посещал епископ Тобольский и Сибирский Евсевий (Гроздов). В 1920 г. храм был закрыт для службы. В 1922 г. по декрету ВЦИК из храма было конфисковано более 5 пудов серебряной утвари и ценных камней. С 1930-х годов помещения храма были реконструированы под клуб, контору, гараж, склады. В 1941 г. храм преобразован под гарнизонную прачечную. С 1976 г. церковь взята под охрану государства как памятник истории и культуры регионального значения. В 1991 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви. В 1999 г., в престольный праздник, 21 ноября, в приделе святого Архангела Михаила была проведена первая служба. В 2000 г. настоятелем храма был назначен иерей Николай Егоров. Силами прихода произведена полная реставрация храма. Современное состояние [ править править код ] С 2002 г. на добровольные пожертвования прихожан при храме строится гимназия для детей, открылась православная библиотека. С 2002 г. работает детская Воскресная школа, которую посещают более 60 детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Арханг...

Евсевий (Гроздов) Евсевий (Гроздов Евстафий), архп. Нарвский и Изборский. Родился 17 марта 1866 года. В 1890 году окончил С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 6 авг. 1890 года рукоположен во священника к Виленскому кафедральному собору и назначен законоучителем образцовой при духовной семинарии школы. 1895 г. – сверхштатный член Литовской духовной консистории. 1899 г. – инспектор Литовской духовной семинарии. 6 апр. 1902 г. пострижен в монашество. В 1903 году возведён в сан архимандрита и назначен ректором Ярославской духовной семинарии. 28 мая 1906 года хиротонисан во епископа Угличского, вик. Ярославской епархии. С 27 февраля 1909 года – епископ Рыбинский, вик. Ярославской епархии. С 18 марта 1910 года – епископ Тобольский и Сибирский. Участвовал в прославлении св. Иоанна митрополита Тобольского. С 17 апр. 1912 года – епископ Псковский и Порховский. 12/25 апр. 1918 года возведён в сан архиепископа. Упоминается, как проживавший в Гугенбурге и Таллине до 1928 года. По прибытии в Эстонию возглавлял автономную Нарвскую русскую епархию в Эстонии с 1924 года. Скончался после 1930 года, по другим сведениям скончался в 1929 году. Погребён в Нарве. Жил около 70 лет. Литература «Церк. Вед.» 1899, 47, стр. 349. 1906, 21, стр. 303. 1909, 11, стр. 78. 1910, 14, стр. 77. 1912, 17, стр. 101. 1918, 17–18, стр. 104 «Русск. Паломн.» 1916, 31, стр. 441. 1916, 37, стр. 515 «Прав. Собес.» 1913, февр., стр. 105–106. 1914, июль-август. Алфавитно-предметный указатель, стр. 22 «Изв. Каз. Еп.» 1912, 17, стр. 558. 1914, 46, стр. 1464 «Мисс. Календарь» 1907, стр. 132 «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.» стр. 238–239 Булгаков стр. 1415, 1418 т. II, стр. 1936, 2168 ФИС III W. Kahle Die Orthodoxie im baltischen Raum, Ein Oberblick, in: KiO 21/22 (1978/1979) 92 Irénikon 14 (1936) 438 Nach M. Poskij Materialy po istorii Russkoj Zarubenoj Cerkvi, ist er am 12.08.1929 gestorben Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Постепенно скит расширялся. В 1908–1910 гг. в дополнение к церкви была построена часовня. Если сравнивать фотографии, видно, что на более поздних снимках построек значительно больше. Имелись даже планы преобразовать скит в самостоятельный Михайло-Архангельский монастырь, но в 1910 г. епископа Антония переводят из Сибири в Тверь. Новый епископ, Евсевий (Гроздов) скиту, видимо, особенно не покровительствовал, но и не трогал. Впрочем, служил Евсевий в Тобольске всего два года. А вот следующий архипастырь, Алексий (Молчанов), приказал в 1912 г. перенести летний архиерейский дом из Михайловского скита в архиерейскую рощу в Тобольске. Между тем, даже из Твери Антоний продолжал отправлять большую часть своего жалования на постройку в Михайловке каменного архиерейского дома. В 1914 г. двухэтажный дом из красного кирпича был построен, шла внутренняя отделка. Высокопреосвященный Антоний имел намерение выйти на покой и навсегда поселиться в скиту, но скончался в марте 1914 г. Последующие владыки скитом не интересовались, и постепенно он стал приходить в упадок. С началом Первой Мировой войны в Тобольск стали отправлять пленных. Часть из них решили разместить в Михайловском скиту. Осенью 1914 г. пленные, в основном, австрийцы, прибыли на пароходе в Тобольск. В первой партии было около 4000 человек, огромное количество для города численностью в 20 000 жителей. В скиту, в том числе в пустующем архиерейском особняке, поселили тысячу пленных. Постепенно все они вернулись на родину, а кельи вновь опустели. Известно, что ночью 13 апреля 1918 г. член Тобольского исполкома, большевик П. Д. Хохряков с товарищами устроили в Михайловском скиту обыск, думая, что там скрывается епископ Тобольский Гермоген. Владыки там не было, но «красные» обнаружили и убили его позднее. С революцией деятельность скита прекратилась окончательно. К концу 1920-х годов на его месте открыли Дом отдыха. Церковь, конечно, уничтожили. В 1929 г. корреспондент журнала «Безбожник» А. Полярный (скорее всего, это псевдоним) описывает «бывший Михайловский скит, где ныне оборудован Дом отдыха, каждое лето пропускающий до 300 тружеников Тобольского округа». В 1937 году Дом отдыха принадлежал Совнаркому образования, среди отдыхающих было много детей. Затем его перепрофилировали в дом отдыха «для людей умственного труда» — учителей, писателей, библиотекарей.

http://sobory.ru/article/?object=50851

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010