К. Итак, особые уделы, а также и города, у других взятые, даны от Бога святым священнодействователям, как награды; но как бы общим для всех определяет один, прославленный Иерусалим. Ибо так сказал во Второзаконии: «И если левит придет из одного из жилищ твоих, из всей земли [сынов] Израилевых, где он жил, и придет по желанию души своей на место, которое изберет Господь, и будет служить во имя Господа Бога своего, как и все братья его левиты, предстоящие там пред Господом, – то пусть они пользуются одинаковою частью, сверх полученного от продажи отцовского имущества " ( Втор.18, 6–8 ). Так как один есть Бог священников повсюду, то надлежит быть соединенными тем, которые возведены в это звание и избраны определением свыше. Это же и ныне сохраняется в церквах, и закон о сем чтится у нас: ибо хотя для каждого из избранных на священство есть свой город и свой удел, однако он соприемлется к священнодействию, если бы по какому-нибудь случаю пришел из одного в другой город ли, или страну, и вкушает вместе со священниками и чтится по законам любви. Но, кажется, закон этот, как я думаю, означает еще и нечто таинственное: ибо бесчисленны по всей вселенной страны и города, в которых святые и боголюбивые души людей служат Богу, живя законно и евангельски жительствуя, и как бы принося Ему жертвы в воню благоухания, очевидно духовного: веру, надежду, любовь, терпение, кротость, милосердие к бедным: «ибо таковые жертвы благоугодны Богу», по Писаниям ( Евр.13, 16 ). Но все они стекаются как бы к одной и общей матери, «к небесному Иерусалиму,... церкви первородных» ( Евр.12, 22–23 ), вышнему прекрасному граду, «скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» ( Евр.8, 2 ). Там более чистое будет совершать служение, так как совсем отъят будет от нас грех, и не будет там льва и змия, василиска и аспида: ибо «И будет там..., – сказано, – путь по ней назовется путем святым.... Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него» ( Ис.35, 8–9 ). Там будем вкушать отделенную нам часть; ибо написано: плоды трудов «твоих снеси» ( Пс.127, 2 ). Разве не соответственное трудам каждого будет воздаяние благ, хотя и в большей мере, по щедротам Владыки? Ибо «мерою доброю, – сказано, – утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше» ( Лк. 6, 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

«Се человек!» Се образ того, чем должен быть человек. В Его страдании нет деланного презрения к смерти, нет ожесточенной ненависти к мучителям, нет холодной, застывшей гордыни стоика, нет и слабости, отрекающейся от долга, нет экзальтации, восторженных порывов и самозабвения, похожих на фанатизм... Все такое было бы или неестественно или недостойно Его. «Бесчувствие всегда ниже самоотвержения» (Августин). Иисус, напротив, является нам в образе истинно страждущего человека: Он видит, что чаша Его горька, и прямо говорить об этом; Он всецело чувствует весь ужас ее, но в молитве и единении с Отцом почерпает мужество и твердую решимость испить до дна эту чашу, исполнить до конца высшую волю. Его страдания были беспримерными и невиданными в мире, как великое, таинственное священнодействие, как чудо безмерной любви Божией и сострадания к человечеству; они более и не повторятся; но всем другим страдальцам Он служит поддержкою, утешением и образцом верности долгу, своей задаче и Богу, образцом самоотречения и любви. Слабости Своих учеников Он не осуждает, и в ней не укоряет их, сострадательно относится к этой немощи плоти, но тем настойчивее напоминает им и нам, что бодрствование духа, молитва и преданность Богу и воле Его никогда не должны оставлять человека. Все это Он, как Начальник и Вождь, прежде всего показал на Себе Самом. Гефсиманские страдания – это апогей нравственного величия человечества в Иисусе, это и вершина Его личной заслуги и совершенства, и основание Его права спасать грешников ( Евр. 2:17–18 ). В нем мы имеем Ходатая к Богу и Первосвященника, Который может сострадать нам в немощах наших ( Евр. 4:15 ). Восшедши чрез страдания к славе ( Ин. 17:1–5 ), Он показал путь к ней Своим последователям ( Римл. 8:11, 34, 37 ). Апостол Павел, особенно разумевший силу креста, т.е. смысл страдания Спасителя, так говорит о Нем: «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако, страданиями навык послушанию, и совершившись, сделался для всех, послушных Ему, виновником спасения вечного» ( Евр. 5:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Величие Иисуса Христа как человека явилось плодом Его самоумаляющего, самоистощающего, самоопустошающего и самоуничижающего смирения. Подлинное, божественное величие – это способность сделаться наименьшим для наименьших с абсолютной уверенностью, что это – подражание Самому Богу. Послушание Говоря о смирении Христовом, апостол Павел писал, что Он был послушен Богу Отцу «до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. ( Ин.6:38 ) Всё, что Он имеет, и всё, чем Он является, Он получил от Бога Отца. От века Сын слушает Отца, чтобы делать Его дело и исполнять Его волю, которая заключается в том, что Сын должен был стать человеком, принять на Себя грехи мира и умереть во плоти, и воскреснуть из мертвых, дабы «ничего Не было потеряно». Всё это и было исполнено Сыном в божественном послушании, как образец и пример для всех. Отче мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. ( Мф.26:42 ) В послушании Богу нет ничего унизительного, напротив, исполнение Его воли – это высочайшая честь для человека, слава и жизнь, величайшая радость и наслаждение ( Пс.119 ). Таков путь к совершенству для всех, даже и для Самого Богочеловека Иисуса. Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию; и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного… ( Евр.5:8–9 ) Непокорность же Богу и Его Сыну становится источником всех напастей. Те, кто слышат Благую весть и всё-таки не могут войти в вечный покой Бога, оказываются вне его только из-за своей непокорности. Таким образом, послушание – это одна из самых главных добродетелей. Послушание Господу, Евангелию, Церкви ( Мф.18:17 ), начальникам Церкви ( Евр.13:7 ), родителям и старшим, «всякому человеческому установлению» ( 1Пет.2:13 ) и «друг другу в страхе Христовом» ( Еф.5:21 ). Без послушания невозможна никакая духовная жизнь, никакое освобождение от греховных страстей и вожделений. Господь, по Своей великой любви к нам, воспитывает нас как Своих детей, Он наказывает нас для нашей «пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» ( Евр.12:3–11 ). Поэтому наше послушание заповедям Божьим и есть единственное выражение нашей любви к Нему и Его Сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

терпя недостатки, Например, тот же самый Илия и Елисей. Ибо женщины питали их. скорби, озлобления; Не мало скорбей доставляла Илии Иезавель, преследовавшая его. Евр.11:38 .   те, которых весь мир не был достоин, Не можете, говорит, сказать, что они, будучи грешниками, претерпели это, но такими, кои ценнее и самого мира.  " Миром "  Писание называет и множество людей, и самое творение. Здесь можно разуметь и то, и другое. Посему, говорит, если противопоставить им все творение вместе с людьми, которые заключаются в нем, то не найдешь ничего равного им по достоинству. Здесь возбуждает сердца их, чтобы они не заботились ни о чем мирском, если мир не достоин святых. Позор ( для тебя, если ты здесь получишь награду. Ибо ты показал, что сам ты ничего не стоишь. Если весь мир не достоин одного святого, то зачем ты заботишься иметь в нем свою долю? скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. Например, Илия, а также пророки, которых тайно питал Авдий в пещере ( 3Цар.18:9). Даже пустыню, говорит, не решались населять безбоязненно, но и оттуда были изгоняемы страхом, и они переходили из одного места в другое. Однако они веровали, что получат от Бога вечное утешение, и потому переносили это. Евр.11:39 .   И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного. Что, говорит, вы малодушествуете от того, что, находясь в подвиге, не получили еще наград? Все указанные святые, хотя уже и были засвидетельствованы, что благоугодили верой, однако еще не получили небесных обетований. Впрочем, некоторые удостоились земных обетований, как Давид. Но не этого они искали. То, что на небе, – вот действительные обетования. Евр.11:40 .   потому что  Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Лучшим называет то, что относится к нашей чести. Чтобы не казалось, что они имеют преимущество пред нами в том, что увенчиваются первыми,  Бог определил для всех одно время для увенчания. И не сказал: дабы – они не без нас были увенчаны, но:  «дабы не без нас достигли совершенства». Посему тогда они и окажутся совершенными. Ныне же вообще имеют залог к чести. Иначе откуда у них сила – являться на помощь призывающим их? Откуда у них дерзновение на ходатайство пред Богом? Совершенство они приимут тогда. Итак, справедлив ли  Бог к ним, если они предварили нас в подвигах, а в получении венцов ожидают нас? Напротив, это и для них вожделенно, именно, достигнуть совершенства вместе с братьями. Все мы – единое тело; больше удовольствия телу, когда оно увенчается всецело. Ибо Бог – чадолюбивый Отец, у Которого много сыновей: одни из них, скорее окончив дела свои, возвратились с полей, другие же еще остаются там, занятые трудами. Тем, которые потрудились прежде, Он даровал некоторое предвкушение, заповедав им дожидаться братьев на окончательный пир: они же, будучи человеколюбивы, с радостью ожидают, чтобы им насладиться общим торжеством.

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

Увещание к перенесению страданий по примеру Начальника веры (Евр.12:1–3). Евр.12:1 .   Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас  грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, Как облако своею тенью защищает того, кого палят жгучие лучи, так и воспоминание о святых восстановляет и укрепляет душу, удрученную бедствиями. Не сказал: висящий над нами, но:  «облежащ нас», что означает более и показывает, что, облегая кругом, это облако свидетелей делает нас более безопасными… (Злат.). –  «Всякое бремя». Какое –  " всякое " ? Т. е. сон, нерадение, низкие помыслы, все человеческое (Злат.). –  «Запинаюший нас грех»  τηνευπερστατον αμαρταν, точнее слав.:  «удобь обстоятельный грех», т. е. или удобно овладевающий нами, или удобно побеждаемый; лучше последнее, так как мы можем, если захотим, легко победить грех (3лат.). –  «Терпением да течем» ( «с терпением будем проходить»). Не сказал: будем бороться… но что всего легче на поприще, то и поставляет на вид. Не сказал также: усилим течение, но: будем терпеливы в том же самом течении, не будем ослабевать (Злат.). Евр.12:2 .   взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел  одесную  престола Божия. Потом представляет главное утешение, которое он предлагает и прежде, и после – Христа…  " взирающе " , говорит, т. е. чтобы нам научиться подвигам, будем взирать на Христа (Злат.). –  «Вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест…», т. е. Он мог бы и не страдать, если бы захотел, потому что Он  «беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его» ( Ис 53:9;  Ин.14:30, 10:18). Если же Он, не имея никакой нужды быть распятым, распялся для нас, то не тем ли более справедливо нам переносить все мужественно? (Злат.). –  «Пренебрегши посрамление…» «Пусть Он умер: но для чего поносной  смертью? Не для чего иного, как для того, чтобы научить нас ставить ни во что славу человеческую» (Злат.). –  «Возсел  одесную  Престола Божия…» Замечаешь победную награду? То же говорит Павел и в другом послании ( Флп.2:9–10). Это говорит он о Христе по плоти» (Злат.).

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

Евр 12:1–3. Увещание к перенесению страданий по примеру Начальника веры. Евр 12:1. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, Как облако своею тенью защищает того, кого палят жгучие лучи, так и воспоминание о святых восстановляет и укрепляет душу, удрученную бедствиями. Не сказал: висящий над нами, но: « облежащ нас», что означает более и показывает, что, облегая кругом, это облако свидетелей делает нас более безопасными… (Злат.). — « Всякое бремя». Какое — « всякое»? Т. е. сон, нерадение, низкие помыслы, все человеческое (Злат.). — « Запинаюший нас грех»  τηνευπερστατον αμαρταν, точнее слав.: « удобь обстоятельный грех», т. е. или удобно овладевающий нами, или удобно побеждаемый; лучше последнее, так как мы можем, если захотим, легко победить грех (3лат.). — «Терпением да течем» («с терпением будем проходить»). Не сказал: будем бороться… но что всего легче на поприще, то и поставляет на вид. Не сказал также: усилим течение, но: будем терпеливы в том же самом течении, не будем ослабевать (Злат.). Евр 12:2. взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Потом представляет главное утешение, которое он предлагает и прежде, и после — Христа… « взирающе», говорит, т. е. чтобы нам научиться подвигам, будем взирать на Христа (Злат.). — « Вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест…», т. е. Он мог бы и не страдать, если бы захотел, потому что Он « беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его»  (Ис 53:9; Ин 14:30, 10:18). Если же Он, не имея никакой нужды быть распятым, распялся для нас, то не тем ли более справедливо нам переносить все мужественно? (Злат.). — « Пренебрегши посрамление…» «Пусть Он умер: но для чего поносной смертью? Не для чего иного, как для того, чтобы научить нас ставить ни во что славу человеческую» (Злат.). — « Возсел одесную Престола Божия…»  Замечаешь победную награду? То же говорит Павел и в другом послании (Флп 2:9–10). Это говорит он о Христе по плоти» (Злат.).

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

Во-вторых: Преемники и ученики Святых Апостолов – Святые Отцы и Учители Церкви постепенно заносили в письмена и св. Предание, почему оно и содержится ныне: в творениях Отцев и Учителей Церкви, в определениях и постановлениях Соборов, в символах веры и в православных Богослужебных книгах. 3. Св. Писание Отвергая св. Предание, сектанты с большим уважением и благоговением относятся к св. Писанию, считая его, как мы уже говорили, единственным источником христианского вероучения. Но сходясь с православными в общем взгляде на св. Писание, как на учение Самого Господа, записанное Его учениками и посланниками, сектанты не сходятся с Церковью в некоторых частных вопросах относительно св. Писания. Первый из этих вопросов касается того: как смотреть на Ветхозаветные книги св. Писания? Дело в том, что обращаясь сами, когда нужно, к св. Писанию Ветхого Завета, сектанты в то же время доказывают, будто с наступлением Нового Завета Ветхозаветное Писание утратило свое значение, потому что заповедь « прежде бывшая » теперь отменена « по причине ее немощи и бесполезности » ( Евр.7:18 ), что « с переменой священства необходимо быть перемене и закона » и т. д. Действительно, Ветхий Завет был сенью и прообразом Завета Нового и, как таковой, с пришествием Мессии был заменен последним; однако заменен не весь целиком, а лишь в тех своих отправлениях, которые в собственном смысле являлись сенью и прообразом Завета Нового, Так для христианина в ветхозаветных книгах св. Писания не имеют значения предписания о жертвах, так как последние были только прообразом Великой Голгофской жертвы, почему с наступлением Нового Завета и должны были прекратиться. Об этой замене ветхозаветных жертв великой жертвой Новозаветной предсказывал еще пророк Давид, когда говорил: « Жертвы и приношения Ты не восхотел, но Тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех не угодны Тебе. Тогда Я сказал: вот иду, как в начале книги написано о Мне исполнить волю Твою, Боже » ( Ис.39:7–9 ) ( Евр.10:5–7 ). Изъясняя это пророчество, апостол Павел пишет: « сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжении, ни жертвы за грех , которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил, потом прибавил: вот иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением Тела Иисуса Христа.... Он, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога » ( Евр.10:8–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010