Глава 12 1–12. Отступление Ровоама от Иеговы и наказание нашествием египтян; временное раскаяние Ровоана. 13–16. Продолжительность и общий характер царствования Ровоама, его преемник. 2Пар.12:1 .  Когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним. Неверность Ровоама Иегове (ср. стихи 5 и 14) подробнее изображена в ( 3Цар.14:21–24 ), «Толковая Библия», т. II, с. 436. 2Пар.12:2 .  На пятом году царствования Ровоама, Сусаким, царь Египетский, пошел на Иерусалим, – потому что они отступили от Господа, – 2Пар.12:3 .  с тысячью и двумя стами колесниц и шестьюдесятью тысячами всадников; и не было числа народу, который пришел с ним из Египта, Ливиянам, Сукхитам и Ефиоплянам; 2Пар.12:4 .  и взял укрепленные города в Иудее и пришел к Иерусалиму. О нашествии Сусакина, как наказании за беззакония Ровоама, говорится и в ( 3Цар.14:25–26 ) (см. «Толковую Библию», т. II, с. 436–437), но во 2 Паралипоменон рассказ этот является восполненным несколькими частностями. Так показана (ст. 3) численность колесниц (1 200) и всадников (60 000) войска Сусакимова, а также отмечен разноплеменный состав этого войска: кроме собственно египтян, в нем были еще представители других народностей, очевидно африканских, подчиненных Египту: Ливитяне, Сукхиты и Ефиопляне. Ливийцы (евр.: лувим или легавим), ( Быт.10:13 ; Наум.3:9 ; Дан.11:43 ) обитали по северному побережью Африки, вблизи нынешнего Алжира и далее к востоку (ср. «Толковая Библия», т. I, с. 326). Ефиоплянами (евр.: кутим) обычно называются в Библии жители страны, соответствовавшей нынешней Нубии и Абиссинии, хотя иногда это имя означает территорию и народность к северу от Персидского залива. (См. «Толковую Библию», т. I, с. 71; т. II, с. 549). Сукхиты евр.: сухкиим, недостаточно известные (LXX, Vulgata, слав.: «троглодитяне»), обитатели пещер и шатров, по наиболее принятому мнению – кочевое племя на западном берегу Чермного моря (родственное ефиоплянам). 2Пар.12:5 .  Тогда Самей пророк пришел к Ровоаму и князьям Иудеи, которые собрались в Иерусалим, спасаясь от Сусакима, и сказал им: так говорит Господь: вы оставили Меня, за то и Я оставляю вас в руки Сусакиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8 . 9. С Евр.: «Но Господь пребывает во век; Он приготовил для суда престол Свой. И Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте». 10 . И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих. С Евр.: «И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во время скорби». «Показывает же сие слово (во благовремениих), – говорит бл. Феод., – что Господь совершил наше спасение в благопотребное время. Ибо убогим пророк называет человеческое естество по великой нищете беззакония». «Убогому (говорит св. Афан.), т.е. народу нищему духовно. Давид часто называл себя убогим и нищим, хотя и был на царском престоле; ибо знал, что все человеческое бессильнее тени... Благовремением же называет время скорби, ибо хотя и всегда, даже в благоденствии, имеем нужду в помощи, однако же гораздо ощутительнее для нас пособие в скорби». 11 . И да уповают на Тя знающии имя Твое. «Акила и Симмах, – говорит бл. Феод., – перевели: «будут уверены», т.е. когда это спасение (о коем выше сказано) совершится, тогда познают Тебя Творца и Бога, на Тебя будут возлагать надежды свои». Или: «Знающие Тебя, Твое содействие и Твою помощь имеют прочный якорь, сильную защиту и несокрушаемую крепость в надежде на Тебя» (Злат.). С Евр.: «И будут уповать на Тебя знающие имя Твое; потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи». 12 . Пойте Господеви живущему в Сионе, т.е. в Церкви. «Сионом, – говорит св. Злат., – называется Церковь по ее твердости, крепости и непоколебимости». «В Сионе, т.е. в небесном Иерусалиме», – говорит св. Афан.; живущему, т.е. Спасителю, Который Сам о Себе говорит: поставлен Царем над Сионом или Церковию вселенскою (см. Пс. 2:6 ). Возвестите во языцех начинания Его. Начинания, по Злат., «благодеяния Божии», по Феодориту – «великие перемены, которые произошли в Церкви с пришествием Спасителя», напр., бывшие прежде врагами сделались друзьями и т.п., и те премудрые меры, которые употреблены Спасителем мира для спасения людей, напр., смертию дарована жизнь, бесчестием – честь, проклятием – благословение, крестом – спасение (Феод., Иерон., Август.). С Евр.: «Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его». Какие это дела или благодеяния, об этом говорится далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

9 . Неси мене затворил в руках вражиих. Т.е. хотя я и был окружен врагами, находился в их сетях, но Ты, Господи, не только не оставил меня в руках врагов, не предал меня им, но еще поставил на пространне нозе мои, т.е. соделал свободным от стеснений, – «освободил от скорби, дал мне покой и простор» (Св. Афан.). Можно разуметь здесь избавление Давида от опасностей во время гонений. В следующих стихах Давид говорит о настоящих новых бедствиях. 10 . Смятеся яростию 206 око мое, душа моя и утроба моя. «Как оком называет, – говорит св. Афанасий, – ум в душе, так утробою – память в душе, в которую, как в утробу, влагаем разумную пищу. С раздражением и великим гневом отвратил я око свое от народа Иудейского». «Утробою, – говорит бл. Феодорит, – пророк назвал здесь таибницу помыслов; потому что в смятение приведены были помыслы, а не утроба». С Евр.: «Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне: иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя». 11 . Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих. «Всю жизнь мою, говорит пророк, расточил я в болезнях и слезах». Изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася. Бл. Феодорит и св. Афанасий видят здесь намек на голод во время гонений, от которого страдали сильно Давид и сопутники его в пустыне, после бегства из Иерусалима ( 2Цар. 17:28–29 ). С Евр.: «Ибо истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; ослабела от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли». 12 . С Евр.: «От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня». 13 . Забвен бых яко мертв от сердца, бых яко сосуд погублен. Т.е. сердца людей забыли меня, как забывают мертвого, самая память о мне истребилась из сердец их; для них я был то же, что сосуд погублен – т.е. как негодный разбитый сосуд, о котором не думают, не обращают на него внимания. С Евр.: «Я забыт в сердцах как мертвый, я как сосуд разбитый». «Все отреклись от меня, говорит пророк, как от погибшего сосуда, как от мертвеца, вселившегося во гроб» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Так говорит премудрый Павел о Христе: «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах...» ( Евр. 8, 1 ) «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его» ( Евр. 10, 12–13 ). И еще говорит святой апостол Павел: «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов... А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Евр. 1, 7–9 ). Желая показать славу Единородного Сына Божьего, пророк Давид говорит: «Престол Твой, Боже, в век века» ( Пс. 44, 7 ) 20 . Истолковывая псалмопевца, апостол Павел говорит: «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов " ( Пс. 103, 4 ) 21 ... «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века» ( Пс. 44, 7 ). Чтобы кто-нибудь не сказал, будто не к Сыну, но к Отцу обращены слова: «Престол Твой, Боже, в век века», немного дальше пророк Давид говорит: «Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс. 44, 8 ). Нигде в Писании не сказано о том, что Отец был помазан, только Сын Божий Единородный по Своей человеческой природе был помазан. Тот же пророк говорит о Единородном Сыне Божьем: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Пс. 109, 4 ). Если Он был Священником, значит, Он был помазан. Как Мелхиседек был священником не по закону Моисея, так и Владыка Христос, о котором апостол Павел говорит: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр. 9, 11–12 ). О Нем же и пророк Давид говорит: «Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой». Ибо Плоть Господа была помазана нашествием на Него Святого Духа, Который и есть «елей радости», а слова «более соучастников Твоих» сказаны о всех людях, ибо всем людям дается отчасти общение Святого Духа. Сойдя на Сына Божьего, Святой Дух «пребывал на Нем» ( Ин. 1, 32 ), как сказал Иоанн, и не отлетал от Него, будучи Единосущным Ему. Кто-либо может сказать, что это сказано о царе или о поставленном по закону архиерее: «Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой», ибо и их называли богами. Но если бы это было сказано о царе или об архиерее, поставленном по закону, то пророк не сказал бы: «Престол Твой, Боже, в век века», ибо их престол не вечен, но вместе с их царством исчез и престол их. Один Единородный Сын Божий и Господь наш Иисус Христос имеет престол во век века, и Ему сказано: «Престол Твой, Боже, в век века».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Евр.7:9 .  И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину. Евр.7:10 .  Ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. «И да сице реку, Авраамом и Левий, приемляй десятины, десятины дал есть»: «еще бо в чреслех отчиих бяше, егда срете его Мелхиседек». Патриарх не был еще отцом Исаака, когда принял благословение от Мелхиседека Посему в себе еще имел начала к деторождению. Но от Исаака произошел Иаков, а от Иакова Левий. Поэтому, говорит Апостол, во Аврааме был Левий, когда Авраам принес десятину и приял благословение. Посему и Левию было необходимо дать десятину и восприять благословение. Потом Апостол излагает опять речь иным способом и, смело положившись на непререкаемость сказуемого им, доказывает, что левитское священство прекращается и вместо него вводится священство по чину Мелхиседекову. А в то же время посевает предварительно и учение о новом завете. Евр.7:11 .  Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, – ибо с ним сопряжен закон народа, – то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? «Аще убо совершенство левитским священством было, людие бо на нем взаконени Быша: кая еще потреба по чину Мелхиседекову иному востати священнику, а не по чину Ааронову глаголатися?» Если священство подзаконное, говорит Апостол, имело совершенство, потому что им исполняемо было все законное, – что значит дарование иного священства? К чему Божие обетование, что дано будет священство не по чину Ааронову, но по чину Мелхиседекову? И тем исполнялось все законное. Оно приносило жертвы, оно очищало от осквернения, им исполняемы были и заповеди о праздниках. Сие-то выразил Апостол: «людие бо на нем взаконени Быша». Так, показав изменение священства, показывает и прекращение закона. Евр.7:12 .  Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. «Прелагаему бо священству, по нужди и закону пременение бывает». Закон сопряжен со священством. Потому, как скоро прекращается священство, необходимо тому же последовать и с законом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

9 . Закон Твой посреде чрева 270 моего. «Выражение: посреде чрева моего взято, – говорит бл. Феод., – с человека к кому-либо благорасположенного, который любимого им как бы желает вмещать внутри себя». – Т.е. я так сильно люблю закон Твой, что он находится в моем сердце, как величайшее сокровище. С Евр.: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. 10 . 11. Благовестих правду в церкви велицей. Свят. Афанасий сии и следующие слова относит к Спасителю; под правдою разумеет проповеданную Господом правду, которая выше закона и сени (т.е. оправдание верою), под истиною – евангельскую проповедь, под спасением – путь к Богом дарованному спасению, к благодати, приемлемой верою, под сонмом (ст. 11) – Церковь из Израильтян и язычников. Т.е. Я благовестил Твою правду в церкви вселенской; сего проповедания, как Ты ведаешь, Я не возбраню устнам моим, т.е. всегда буду проповедовать; не скрыл Я от людей Твоей правды 271 , возвестил Я об истине Твоей и спасении людей; милости и верности Твоих обетований не скрыл от великой Церкви верующих. Бл. Феодорит относит к Давиду, который «дает обещание в вселенской Церкви проповедовать (т.е. чрез псалмы свои) правду Божию, истинность пророчества, досточудное спасение и безмерное милосердие». Слова: от сонма многа Симмах перевел: «во множестве», а Акила и Феодотион – «в Церкви великой». С Евр. ст. 10 и 11: «Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: «Ты, Господи, знаешь. Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим». 12 . Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от Мене и проч. По мнению бл. Феодорита, это говорит Церковь верующих, всегда имеющая нужду в милости Божией, «по причине всякого рода людских и демонских восстаний на нее». То же св. Афанасий. С Евр.: «Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно». 18 . Яко одержаша мя злая и проч. Слова сии Св. Афанасий относит к бедствиям, постигшим Иудеев после того, как они не уверовали во Христа: бл. Феод. – к Церкви Божией, которая, «подвергшись треволнениям, воздвигнутым нечестивыми, не высокомудрствует, как подвизающаяся, но приписывает с нею совершающееся грехам и проступкам, и умоляет Спасителя даровать ей помощь, тем более, что в ней есть живущие беспечно и возлюбившие жизнь нерадивую». С Евр.: «Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу; их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«Посеянное при реке», т. е. каждый засеянный клочок земли. Ис.19:8 . И восплачут рыбаки, и воз­рыдают все, броса­ю­щие уду в реку, и ставящие сети в воде впадут в уныние; Ис.19:9 . и будут в смуще­нии обрабатыва­ю­щие лен и ткачи белых по­лотен; Нил был очень богат рыбой (ср. Чис.11:5 ), и оскудение воды в Ниле вело за собою падение рыболовства. «Обрабатывающие лен» – букв. с евр. расчесывающие лен деревянными гребнями; изо льна этого приготовлялась материя для священных одеяний. «Полотна» – точнее: разные материи – и полотняные и даже шелковые (по-евр. harir). Ис.19:10 . и будут сокрушены сети, и все, которые содержат садки для живой рыбы, упадут в духе. «Сети». В евр. тексте здесь поставлено слово schutoth – устои, но Orelli исправляет его на другое – schoteiha ­ ткачи от schota ­ ткать. Поэтому здесь слово сети можно заменить выражением: ткачи – последняя половина стиха у Condamin " a переведена так: «и все работники находятся в отчаянии». Ис.19:11 . Так! обезумели князья Цоанские; совет мудрых советников фараоновых стал бессмыслен­ным. Как скажете вы фараону: «я сын мудрецов, сын царей древних?» «Цоан», по-егип. Таан, ныне Сан (по LXX Танис), расположен был на восточном берегу второго с востока рукава Нила. Он был столицей нижнего Египта в эпоху Гиксоа и оставался таковой же при Исаии (ср. Ис.30:4 ). Египетские мудрецы в древности славились по всему миру, а мудрецы столичного города, конечно, должны были пользоваться особым почетом. Мудрость эта или разные тайные знания передавались обыкновенно в касте жрецов по наследству – от отцов детям. «Сын царей древних». – Цари в Египте избирались, главным образом, из касты жрецов, почему древние писатели иногда называют фараонов священниками. Ис.19:12 . Где они? где твои мудрецы? пусть они теперь скажут тебе; пусть узнáют, чтó Го­с­по­дь Саваоф определил о Египте. «Пусть узнают» – в евр. тексте: пусть внушат, разъяснят. Ис.19:13 . Обезумели князья Цоанские; обманулись князья Мемфисские, и совратил Египет с пути глáвы племен его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ам.4:8 .  И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Го­с­по­дь. Голод, о котором говорит пророк, вызывался отсутствием позднего дождя, бывающего за три месяца до жатвы. Это отсутствие дождя создавало и второе бедствие – недостаток воды для питья. Так как это отсутствие дождя не было повсеместным, то в нем, по мысли пророка, израильтяне должны были узнать карающую десницу Божью. Но они не вразумлялись. Ам.4:9 .  Я по­ражал вас ржою и блекло­стью хлеба; множе­с­т­во садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших по­жирала гусе­ница, – и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Го­с­по­дь. Пророк указывает другие бедствия, постигавшие Израиля: гибель посевов от болезней и садов от гусеницы. Ржа – с евр. schiddaphon, собств. чернота, почернение колоса от восточного ветра (слав. «побих вы раждежением); блеклость – с евр. irakon желтизна, пожелтение хлеба ( Втор 28.22 ; 3Цар 8.32 ), бывающее от дующего в ноябре ветра (слав. «и златеницею»). Ам.4:10 .  Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской, убивал мечом юношей ваших, отводя коней в плен, так что смрад от станов ваших поднимал­ся в ноздри ваши; и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Го­с­по­дь. После того как названные бедствия не достигали своей цели, Господь поражал Израиля новыми, более тяжкими, постигавшими непосредственно людей. – «Язву, подобную египетской», т. е. подобную той, которая постигла Египет при исходе евреев ( Исх. 9:3–5, 12:29–31 ) или в общем смысле – подобную эпидемическим язвам, бывающим в Египте. LXX евр. bedderech miziraim (подобную Египетской) перевели буквально; отсюда в слав. «послах на вы смерть на пути египетстем». – «Смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши»: причиною смрада являлось множество трупов. LXX евр. beasch (смрад) читали как baesch ( ν πυρ) «в огне», а beapechem («в ноздри ваши») как beapi ( εν τη οργη μου) «во гневе Моем»; отсюда в слав. «и изведох во огни полки ваша во гневе Моем». Перевод LXX дает мысль более соответствующую контексту речи. Вероятно, в ст. 11 пророк имеет в виду несчастные войны с сирийцами ( 4Цар 8:12, 13:3, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Не могут переходить»; евр. авар, переходить, должно быть стало тогда и юридическим термином. – «Начатки земли», стоящее после «переходить», относится к всем трем глаголам, под «начатками» разумеется самая земля, а не ее произведение; LXX προτογεννηματα, слав. неточно: «первая жита». – «Святыня» не «святыня из святынь» как в 12 ст., потому что речь и о левитском участке, представлявшем меньшую святыню, чем священнический. Иез.48:15 .  А остальные пять тысяч в ширину с двадцатью пятью тысячами в длину назначаются для города в общее употребление, на заселение и на предместья; город будет в средине. Хотя священным участком считаются уделы только священников и левитов, но и весь прямоугольник, часть которого составляют эти уделы, уже от этого одного становится не заурядным. Притом остальная часть этого прямоугольника, именно юг его и восточная с западной окраины принадлежат владетелям, наиболее приближающимся, по святости или, по крайней мере, по значение своему, к священно- и церковнослужителям – именно столице св. земли и князю ее. Отсюда понятно, почему в представлении пророка последних два владения составляют с первым (священным участком) нечто одно. Тем не менее, то и другое – участок городской и княжеский – не составляют в собственном смысле чего-либо священного. – «Остальные» в прямоугольнике между Иудиным и Вениаминовым уделом. – «На общее употребление», евр. гу хол. Вульг. profana erunt, – не священное, см. объяснение Ueз.42.20; LXX свободно: προτειχιμα, предградие, Ак. βεβηλον, Сим. и Феод. λαικον. «Предместья», евр. миграш, – или выгон, пастбище; LXX – διαστημα, расстояние (чтобы было расстояние между городом и храмом). Иез.48:16 .  И вот размеры его: северная сторона четыре тысячи пятьсот и южная сторона четыре тысячи пятьсот, восточная сторона четыре тысячи пятьсот и западная сторона четыре тысячи пятьсот тростей. Город, как и храм, представлял из себя правильный квадрат в 10 раз больший храма (ср. объяснение ст. 17 и Иез.42.20 ). Если единица меры здесь, как думают нов., локоть, то город имеет в окружности около 9 километров (8 1 2 вер.); по И. Флавию Иерусалим его времени имел в окружности 33 стадии ­­ 6 километров. Если единица меры, что вероятнее, трость, то окружность около 50 километров (громадная: Иер 31.38–39 ; Откр 21.16 ). – «Пятьсот», дважды в евр., посему второе в кери опускается и в пунктиров. тексте ставится без знаков: «прекрасный пример диттографии» (Берт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010