Такое уверение Усова, что церковь Христова сделалась новоблагодатной и новозаветной с момента искупления, несправедливо, потому что искуплением только снята с людей клятва ( Гал. 3:13 ) и они посредством креста примирились с Богом ( Еф. 2:14–16 ); а новоблагодатной и новозаветной церковь сделалась только тогда, когда получила благодать в день сошествия Св. Духа и самым делом вступила в завет с Богом через крещение и принятие крови нового завета 137 . Вот что мы об этом читаем в писании. По воскресении Своём из мёртвых Христос дал такое повеление апостолам: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа» ( Мф. 28:19 ). И ещё: «Иже веру иметь и крестится, спасен будет». ( Мр. 16:16 ). А при установлении таин. причащения Он сказал апостолам, а в лице их и всем верующим: «приимите, ядите: сие есть тело Мое... пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» 138 ( Мф 26:26–28 ). Но чтобы люди не сочли сих повелений для себя не обязательными, т. е. такими, которые можно исполнять и не исполнять, Христос угрожает лишить непокорных вечного живота. «Аминь, аминь глаголю тебе, говорит Он: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие». ( Иоан. 3:5 ). Ещё: «Аминь аминь глаголю вам: аще не спеете плоти Сына человеческаго, не пиете крови Его, живота не имате в себе» ( Иоан. 6:53–54 ; снес. Евр. 10:29 ). Но не очень-то наши старообрядцы боятся сих угроз, а потому и не причащаются. Хотя Христос дал апостолам повеление учить и крестить, т. е. совершать тайны, ещё до Своего вознесения, но они это повеление начали исполнять только после сошествия Св. Духа, и тоже по повелению Христа, Который им сказал: «седите во граде Иерусалимсте, дóндеже облечетеся силою свыше» ( Лук. 24:49 ), т. е. пока не получите благодать Св. Духа ( Деян. 1:8 ). И действительно, в тот только день, когда сошёл Св. Дух на апостолов, а не раньше, они начали проповедь о Христе, и когда многие из слушавших уверовали и спросили апостолов: «что сотворим, мужие братие?» то ап. Пётр ответил им: «покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимите дар Св. Духа». ( Деян. 2:37–38 ; снес. 8:12–17; 19:1–7). И это было первое благодатное крещение, совершенное апостолами, так как раньше они крестили без благодати, о чём будет сказано ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

2) Священство Христово, по учению Апостола Павла, отличается от Ааронова во многих отношениях, именно: а) Священство Иисуса Христа утверждено было клятвой; поскольку о Нём сказано: «клятся Господь, и не раскается Ты еси Священник во век, по чину Мелхиседекову» Но сего не было со служением Аароновым ( Евр. 7:20–21 ). Отселе Апостол показывает превосходство священства Христова: ибо клятва употребляется для утверждения верности в делах особенно важных; и дело, утверждённое клятвою, не может быть ни отменено, ни изменено против клятвы. Таким образом, соединение клятвы с возложением священства на Иисуса Христа свидетельствует o неотъёмности и вечности сего служения ; a священство Аароново, как установленное на определённое время, не имело нужды в клятвенном удостоверении. б) Священство по чину Аарона, или Левитское, переходило от отца к детям, а Иисус Христос в Своём священстве никому не преемствовал, и не имеет преемника по Себе; пребывая же вечно, имеет и священство вечное ( Евр. 7:31 ). в) В служении священства Левитского жрец и жертва различались, а в священнодействии Иисуса Христа – Он Сам жертва и жрец, как пишет Апостол: «ни кровию козлею ниже телчею, но Своею кровию, виде единою со Святая, вечное искупление обретый» ( Евр. 9:13 и далее). г) Священники по чину Левитскому многократно приносили жертвы, и кровь жертв их только прообразовала очистительную жертву, а сама собой не очищала грехов «не возможно бо, – как учит Апостол, – крови юнчей и козлей отпущати грехи» ( Евр. 10:1, 4 ), а Иисус Христос однажды принёс в жертву Самого Себя, и «единым приношением и совершил есть во веки освящаемых» ( Евр. 9:28 слич. Евр. 9:13–14 , Евр. 10:12–14 ). д) Священники из Левитов были только человеки, подверженные грехам, a Христос – Сын Божий, чуждый всякого греха ( Евр. 7:26–28 . слич. Евр. 5:2, 8 ). е) Те приносили жертвы вместе за народ и за свои грехи, а Иисус Христос только за грехи мира ( Евр. 7:26–27 ). Жертвоприношение Иисуса Христа В обширном смысле рассматривая условия спасения рода человеческого, видим, что вся земная жизнь Иисуса Христа была умилостивительной жертвой за грехи мира: ибо вся жизнь Христова от начала до конца была посвящена на то, чтобы совершить примирение человека с Богом; Его бессемянное от Приснодевы рождение было предопределённым приготовлением к исходу из сей жизни путём искупительной, крестной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Олам (евр.)  — вечность. Термин означает целокупный мир, устремленный в своем движении к Царству Божию. Руах (евр.) — дыхание, ветер, дух. Септуагинта (греч.)  — древнейший перевод Библии на греческий язык, сделанный в Египте в III b. до н, э. По преданию осуществлен семьюдесятью толковниками. Отсюда обозначение LXX. Сэдэк, или Цэдэк (евр.) — праведность. Теодицея (греч.)  — Богооправдание. Часть богословия, трактующая об отношении Бога ко злу. Этот термин (от греч. ……-Бог и …..-справедливость) впервые употребил Лейбниц в своем трактате «Essais de Theodicee sur la bonte de Dieu, la liberte de 1 " homme et 1 " origine du mal» (Amsterdam, 1710). Современное значение: религиозно-философская система, в основе которой лежит познание Бога, управляющего миром, поскольку это доступно разуму, еще не просвещенному лучами Бож. Откровения. Теофания (греч.)  — Богоявления. Тора (евр.)  — буквально «учение», «наставление». Общее название для заповедей Божиих. В узком смысле слова — Книги Закона Господня. С V b. до н. э. — наименование Пятикнижия Моисеева. Шеар (евр.)  — «Остаток». Термин, которым пророки обозначали ту часть избранного народа, которая осталась верной Богу. Шекина (евр. от шакан «обитать»)  — видимое присутствие Бога среди народа. Шеол (евр.)  — Преисподняя. Место, где согласно Ветхому Завету обитают души умерших. Хэсэд (евр.)  — милосердие, сострадание, любовь. Эбионим (евр.) — бедняки, нищие (множ. от эбион—«бедняк»). Слово, близкое по смыслу к термину Анавим. Экзегеза (греч.)  — толкование текста (Библии). Эмет (евр.)  — правда, справедливость. Эсхатология (греч.)  — учение о конце мира, а также и о посмертной участи человека. Хронологическая таблица гг. до н. э. Израиль гг. до н. э. Внебиблейский мир   858-824 в Ассирии Салманасар III Смерть Ахава, воцарение Иотама Пророк ЕЛИСЕЙ Смерть Иосафата, воцарение Иегорама «Гомеровская» Греция Переворот Иегу Разрушение храма Мелькарта в Самарии Смерть Иегорама, воцарение Ахазии, Ахазия убит Иегу, Воцарение Аталии Иегу — данник Ассура

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

б) Церковь почитает св. иконы, и выражает это почитание различными образами. Так точно, по повелению Самого Бога, почитала и Церковь ветхозаветная бывшие в ней свящ. изображения. И именно: Мы покланяемся св. иконам или образам: и иудеи покланялись кивоту завета, служившему образом присутствия Божия. Возносите Господа Бога вашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть, – говорил Богодухновенный Пророк Давид ( Пс. 93:5 ), а под подножием ног Божиих он разумел кивот завета Господня ( 1Пар. 28:2 ). Покланялись иудеи и вообще храму Господню, образу и сени небесных ( Евр. 8:5 ; Исх. 33:10 ), в котором и на завесе и на всех стенах находились изображения херувимов: воста царь израильский от земли, – говорится о св. Давиде, – и умыся и помазася, и измени ризы своя, и вниде в дом Божий и поклонися ему ( 2Цар. 12:20 ). Вниду в дом Твой, – взывает сам Давид, – поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем ( Пс. 5:8 ). Мы чествуем св. иконы каждением пред ними фимиама. И из Св. Писания известно, что Сам Бог заповедал кадить фимиамом над кивотом: да кадит над ним Аарон фимиамом сложеным благовонным рано рано..., фимиам всегдашний присно пред Господем в роды их ( Исх. 30:7, 8 ; снес. 40:5 ); заповедал также кадить фимиамом над алтарем кадильным, находившимся против завесы, на которой, как уже сказано, были свящ. изображения херувимов ( Исх. 40:26, 29 ; снес. 2Пар. 26:16–19 ; Лк. 1:9 ). Мы чествуем св. иконы возжением пред ними свечей. И в той же самой заповеди, которою повелел Господь первосвященнику Иудейскому кадить над кивотом, говорится о возжении пред ним светильников: егда устрояет светила, да кадит над ним: и егда вжигает Аарон светила с вечера, да кадит над ним ( Исх. 30:7, 8 ). Кроме того, Господь повелел Моисею поставить светильник с семью светилами пред завесою к южной стороне ее, который возжигали священники иудейские непрестанно от вечера до заутра ( Исх. 27:21 ; Лев. 24:2–4 ). в) Церковь , однако же, употребляя и почитая св. иконы , воздает честь не самим иконам безотносительно, не древу и краскам, а относя ее к первообразам, на иконах изображенным, и вместе осуждает тех, которые чествуют иконы безотносительно, покланяются им, как кумирам, боготворят их.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1, 11–19: призвание ап. Павла; Лк. 7, 11–16: воскрешение сына Наинской вдовы. 21 _Гал. 2, 16–20: бессилие закона; Лк. 8, 5–15: притча о сеятеле. Нед. 22 по 50-це _Гал. 6, 11–18: бессилие обрезания; Лк. 16, 19–31: притча о богатом и Лазаре. 23 _Еф. 2, 4–10: спасение благодатию; Лк. 8, 26–39: исцеление гадаринского бесноватого. 24 _Еф. 2, 14–22: примирение смертию Христовою; Лк. 8, 41–56: воскрешение дочери Иаира. 25 _Еф. 4, 1–6: церковное единение; Лк. 10, 25–37: притча о милосердном самарянине. 26 _Еф. 5, 9–19: дела тьмы и света; Лк. 12, 16–21: притча о любостяжательном богаче. 27 _Еф. 6, 10–17: духовное оружие; Лк. 13, 10–17: исцеление скорченной. 28 _Кол. 1, 12–18: искупление и его Совершитель; Лк. 14, 16–24: притча о званых. 29 _Кол. 3, 4–11: умерщвление грехов; Лк. 17, 12–19: исцеление 10 прокаженных. 30 _Кол. 3, 12–16: добродетели; Лк. 18, 18–27: богатый юноша. 31 _1 Тим. 1, 15–17: спасение грешников; Лк. 18, 35–43: исцеление иерихонского слепца. 32 _1 Тим. 4, 9–15: обязанности пастырей; Лк. 19, 1–10: Закхей. Мытаря _2 Тим. 3, 10–15: гонения верных; Лк. 18, 10–14: притча о мытаре. Блудного _1 Кор. 6, 12–20: блуд; Лк. 15, 11–32: притча о блудном. Мясопуст. _1 Кор. 8, 8–9, 2: ядение идоложертвенного мяса; Мф. 25, 31–46: Страшный Суд. Сыропуст. _Рим. 13, 11–14, 4: воздержание и пост; Мф. 6, 14–21: пост. Нед. 1 поста _Евр. 11:24–26, 32–12:2: вера пророков; Ин. 1, 43–51: призвание апостолов. 2 _Евр. 1, 10–2, 3: превосходство Христа над Ангелами; Мк. 2, 1–12: исцеление капернаумского расслабленного. 3 _Евр. 4, 14–5, 6: первосвященство Христа; Мк. 8, 34— 9, 1: крестоношение. 4 _Евр. 6, 13–20: клятва Божия Аврааму; Мк. 9, 17–31: исцеление бесноватого глухонемого. 5 _Евр. 9, 11–14: очищение Кровию Христовою; Мк. 10, 32–45: просьба Саломии. Нед. ваий _Флп. 4, 4–9: радость о Господе; Ин. 12, 1–18: вифанская вечеря и вход в Иерусалим. Таким образом, на дни Пятидесятницы выбраны самое возвышенное Евангелие и книга Деяний, повествующая о событиях, наиболее близких к воскресению Христову, вознесению и сошествию Святого Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Икону с идолом сравнивать нет никакого основания, ибо кроме выше приведенного доказательства (п. VI), опровержением сектантского лжемудрования служит еще и следующее: Св. икона отличается от идолов и кумиров и по своему происхождению и религиозному значению. Кумиры или идолы возникли вследствие человеческого «неведения о Боге», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла»: Деян. 17:29 , (см. п. VI); Прем. 13:1 – 2 . Все эти обоготворенные твари представляют собою нечто воображаемое, в действительности не существующее, суть именно, как выразился апостол, «ничто»: 1Кор. 8:4 , т. е. не представляют собою решительно ничего божественного и священного. Иконы же суть изображение или истинного Бога в том виде, в каком Он являлся миру, или святых Ангелов – небесных вестников, посылаемых Богом для тех, которые имеют наследовать спасение: Евр. 1:14 ,– или св. угодников, предстательствующих за нас пред Богом своими молитвами ( Откр. 5:8 ). Значит, христианские св. иконы вообще представляют нам действительные явления истинного Бога и святых лиц, тогда как кумиры или идолы сами по себе признавались язычниками за настоящих богов: Пс. 95:5 . Ис. 44:17 . При чествовании идолов, честь прямо относилась к самой вещи или фигуре идола или кумира ( Прем. 14:15 . Ис. 44:17 ). Иконы же отнюдь не признаются богами и суть только как бы портреты св. личностей: Исх. 37:7. 3Цар. 6:29 . Отсюда при правильном христианском чествовании св.икон, честь и поклонение относится не к вещи, но чрез изображение относится к самому лицу изображенному: Исх. 30:6 . (Догмат. 7 Всел. Соб.). А потому все приведенные сектантами места нисколько не относятся к изображениям истинного Бога и Его служителей на св. иконах. Прем. 13:1 . Подлинно суетны все люди, у которых не было ведения о Боге, кото рые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника. 2 . А почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила (.и далее до ст. 10). 1Кор. 8:4 . Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме истинного Бога. Евр. 1:14 . Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Пс. 95:5 . Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил. Ис. 44:17 . А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним, и молится ему и говорит: спаси меня, ибо ты бог мой. Исх. 37:7 . И сделал двух херувимов из золота; чеканной работы сделал их на обоих концах крышки. 3Цар. 6:29 . И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев, и распускающихся цветов, внутри и вне. Исх. 30:6 . И постав его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

О законе ветхозаветном О заповедях Евр.7:18 . Этими словами поясняется, в чем состоит побудительная причина к перемене закона или заповеди: заповедь является немощною и бесполезною и, как сказано далее в ст.9, ничего не доводит до совершенства, по немощи человеческой, следовательно, в той части, которая есть временная и как бы человеческая, стоящая в связи с условиями и обстоятельствами жизни: Евр.8:3 . Сама по себе заповедь свята: Рим.7:12 , а потому и бесполезность должна быть понимаема здесь относительно, в смысле меньшей её пользы сравнительно с тою заповедью, которая заменяет; напр., замена заповеди о ветхозаветных жертвах – новозаветною: Евр.10:3–7 , сравн. Мф.26:28 ; Евр.10:9 . О священстве Евр.7:23–28 . Эти слова приложимы только к ветхозаветному первосвященнику, который в каждое отдельное время был один и сменялся другим только за смертью; напротив, священников было постоянно во множестве и разделялись на двадцать четыре чреды... И Апостол далее в ст.27 и 28 называет «тех священников» – первосвященниками. Сам Иисус Христос называется и первосвященником: Евр.6:20; 7:26; 8:19:11, и священником: Евр.7:3, 11, 15 . Значит, здесь речь у Апостола о ветхозаветном священстве. О священстве О ходатайстве святых угодн. Божиих О причащении Евр.7:27 . Повсеместное, ежедневное приношение в жертву Тела и Крови Христовой не противоречит учению Апостола о единстве жертвы Христовой. Хлеб Евхаристии всегда и везде пребывает единым, ибо существо его составляет одна и та же неизменная плоть Христова: 1Кор.10:17; 11:25–27 . О священстве Евр.8:1, 2, 5, 6, 10 . В послании к евреям Апостол Павел раскрывает превосходство нового завета пред ветхим и Божественное величие первосвященнического служения Иисуса Христа пред служением ветхозаветных первосвященников, которые приносили в жертву Богу животных, птиц и неодушевленные предметы и, умирая, передавали свое достоинство детям. Христос же, первосвященник, принес в жертву за людей Самого Себя: 1Пет.3:18 ; Еф.5:2 . Христос совместил в Своем лице первосвященническое, царское и пророческое служение, но первосвященство Его вечно и царство Его не от мира сего: Ин.18:36 . Но эта раскрытая истина не отрицает необходимости и важности служения рукоположенных апостолами и их преемниками пастырей и учителей в земной Церкви: 1Кор.12:14–18, 21, 28–29 ; Еф.4:11–14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Но наиболее ясно выражено ученее о бессмертии души в учительных и пророческих книгах ветхого завета. Так, Псалмопевец исповедует: Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня (48:16; сн. 15:9–10; 29:4). Екклесиаст говорит: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (12:7; сн. Пс.145:4 ). В этих же книгах можно находить в довольно подробных чертах изображения шеола ( Пс.62:10 ; Иез.26:20 ; Иов.10:20–22; 26:6 ), общего для душ всех умерших места ( Пс.88:48–49 ; Иов.30:23 ; Притч.21:16 ), загробного их состояния ( Иов.3:17–19 ; Ис.38:18–19 ), как состояние сознательного ( Ис.14:9 ; Иез.31:3–18 ), мысль о неодинаковом, воздаянии праведным и грешным ( Прем.4:7, 10–11, 14 ; Иез.32:18–32 ; Пс.48:11–16 ), об освобождении праведных от уз ада ( Ос.13:14 ; Пс.16:15 ), о будущем суде ( Дан.12:2–4 ; ср. Прем.4:20; 5:1–7 ; Еккл.11:9; 12:14 ) и, по заслугам Искупителя, воскресение мертвых, когда души снова соединятся с телами ( Ис.25:8; 26:19 ; Пс.16:15 ; Иез.37 гл.; 2Мак.7:9; 12:43–45 ) 222 . В новом завете мыслью о бессмертии души проникнуто все учение. Основная истина христианства есть истина о том – что Бог есть Бог жизни: саддукеям, отвергавшим бессмертие души и воскресение, Господь говорил: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:29–32 ). Спаситель побуждал к мужеству в борьбе с грехом тем, что убивающие тело не могут убить души ( Мф.10:28 ). В притче о богатом и Лазаре Он дает видеть, что по смерти как душа праведного Лазаря наслаждается покоем, так несчастная душа богача – жива, но волнуется скорбями ( Лк.16:19–31 ). Наградою за подвиги самоотречения, по Его же обетованию, будет блаженная вечность: ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ; Мф.19:29 ). Победа Его – Царя нашего над смертью есть победа всех верующих: Я живу, и вы будете жить, говорить Он ( Ин.14:19 ). Сообразно с таким обетованием Спасителя апостолы выражали убеждение: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ; сн. Евр.13:14 ; Флп.3:20 ). Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:21–23 ; сн. 2Кор.5:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

(Исаии 52:11) И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (сл. 2Сам. 7:14 ; Иер. 3:19; 31:33  и дал., Осии 2:1  и др.» ( 2Кор. 6:14–18 ). Или, как в том же типологическом смысле, св. Апостол Павел в другом месте своих посланий определяет это существенное различие семени и семени в церкви Христовой в согласии с помянутым толкованием св. Иуды (история Корея); твердое основание Божие состоит (στηκεν – установилось и пребывает в этом устойчивом положении), имея печать (σφραγδα в типологическом значении) сию: познал Господь сущих своих; и: да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господне ( Числ. 16:5,26 ; 2Тим. 2:19 ). б) Что было в общем состоянии ветхозаветного народа Божия, тоже самое выражалось и на частных представителях по новозаветному толкованию. И здесь постоянная взаимная встреча порождений семени погибели с отраслями семени праведного. Саул и Давид ( Деян. 13:21–22 ) во время Самуила (там же ст. 20; сл. 7:45–46 и Евр. 11:32 ) и после смерти последнего Давид и Авессалом с другими врагами первого ( Псал. 21 , сл. Мф. 27:35,43,46; Map. 15:34; Ин. 19:24 ; Евр. 2:12 ; срав. также Псал. 17:49,57 сл. Рим. 15:9 ; Псал. 33:13  и дал. в 1Петр. 2:3; 3:10–12 , Псал. 40 , сн. Ин. 13:18  и Деян. 1:16 ; Псал. 68 , сл. Ин. 15:25; 2:17; 19:28 ; Рим. 11:9–10; 15, 3 ; Мф. 23:38 ; Луки 13:35 ; Деян. 1:20 ; Псал. 108 ; Деян. 1:20  срав. еще к тому и Псал. 139:4  в Рим. 3:13  и Псал. 142:2  в Гал. 2:16 ) Соломон ( Евр. 1:5  сн. 2 Самуил. 7:14 и Евр. 1:8–9 сл. Псал. 45:7–8 ) и его враги и вообще «пророки и праведники» со своими гонителями и даже убийцами (срав. Мф. 5:12; 23:30–31,35,37 и пар., Деян. 7:51–52 , Рим. 11:2–4 ), как напр. Исаия и Ахав с Иезавелью ( Рим. 11:2–4 ), Исаия и нечестивый (хотя после и раскаявшийся) сын благочестивого Езекии Манасия (срав. Евр. 11:37  и бл. Феодорита на это место, именно на выражение «перепиливаемы»; св. наша Церковь в память этого пророка также соединяет с его именем имя и Манассии), 3ахария сын Варахии и Иоас, повелевший убить его (Мф. 23:25 и пар. срав. Евр. 11:37 349 ), Даниил с тремя отроками и Навуходоносор (сл. Евр. 11:34 350 ) и другие многие, о которых всех, по словам Апостола, недостало бы и времени повествовать ( Евр. 11:32 ), – все это были частные представители, следовательно, вместе и типы новозаветного семени погибели, то предсказывая собой определенные лица церкви новозаветной, то вообще отнесясь к уверовавшим и неуверовавшим во Христа в смысле новозаветного толкования. Более определенными из этих прообразов в отношении к новозаветным их первообразам поставляются в новозаветном толковании цари: Давид и Соломон – и пророки–Илия и Иона, на которых, как увидим, вместе с тем завершается и постепенно раскрывавшееся в раннейшие периоды развитие ветхозаветных прообразов – Христа – Истинного семени, как семени Авраамова, а теперь и Давидова (Мф. 1 глава) по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

5) Христиане могут научать и наставлять друг друга ( Евр.3:13 ; 71 Кол.3:16 72 ). а) В Послан. к Евреям ( Евр.3:13 ) слово «наставляйте» читается по-славян. «утешайте» (παρακαλετε от παρακαλω – призывайте, приглашайте, поощряйте, ободряйте, «утешайте»). Речь идет, очевидно, не об учительстве, а о взаимном братском утешении и ободрении христианина в борьбе с грехом («чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго» – ср. Евр.3:7–8 и 12). б) В Послан. к Колоссянам ( Кол.3:16 ) апостол говорит не о том, кому принадлежит право проповеди, а о том, какими последствиями должно сопровождаться воспринимаемое христианином слово Божие (ср. Мф.13:19–23 ). В сердце колоссян вселяли слово Божие: Епафрас, «возлюбленный сотрудник» апостола ( Кол.1:7 ), Архипп, поставленный апостолом на «служение» ( Кол.4:17 ) и сам апостол (ср. Кол.1:28–29 ), написавший послание. «Да вселяется в вас обильно» (по слав. «да вселяется в вас богатно» – νοικετω ν μν πλουσως), «со всякою премудростью», т.е. словом Божиим нужно премудро обогащать себя, чтобы оно воздействовало на духовно-нравственное состояние человека, и он, уразумевая «слово», жил по нему (ср. Рим.2:13, 18–23 ); тогда как извращение «слова Божия» сектантами не обогащает их во спасение, а ведет к погибели ( 2Пет.3:16 ). Во второй половине стиха 16-го ( Кол 3 73 ) апостол увещевает христиан научать и вразумлять друг друга духовными песнопениями (очевидно, в богослужебных христианских собраниях – ср. Еф.5:19 ), а не хулениями Святой Церкви и ее священноначалия, что обычно бывает среди сектантов. 6) У нас один священник – Христос, в других священниках не нуждаемся ( Евр.4:14, 5:6, 7:26–27, 8:1, 10:21 ). Апостол, называя Господа «великим Священником» ( Евр.10:21 ), «Первосвященником», восседающим «одесную престола величия на небесах» ( Евр.8:1 ) и имеющим «священство непреходящее» ( Евр.7:24 ), т.е. постоянное, вечное, указывает на превосходство Иисуса Христа, принесшего Самого Себя в жертву, над священством Аароновым (ср. – Евр.7:23, 27, 8:3–5 ), но этими наименованиями не устраняет новозаветного священства. В Посл. к Ефес ( Еф.4:11 ) тот же апостол говорит, что Иисус Христос в земной Церкви «поставил одних апостолами... иных – пастырями и учителями», которые от имени Христова и под Его невидимым руководством совершают дело служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010