Глава 12 Евр.12:1 .  Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще. «Темже убо и мы, толик имуще облежащь нас облак свидетелей, бремя всяко отложше и удобь обстоятелный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг». Повсюду, говорит Апостол, предстоят нам образцы благочестия, и такое множество, густотою уподобляющееся облаку, свидетельствует о силе веры. Посему, взирая на них, облегчим себя для течения, свергнем с себя бремя лишних забот. Таким образом возможем избежать и удобно совершаемого греха. Но прежде всего другого имеем мы нужду в терпении, чтобы победить в предстоящем подвиге. «Удобь» же «обстоятелным» Апостол назвал «грех», как легко совершаемый и пребывающий, потому что и око обольщается приманкой, и слух услаждается, и осязание приводится в щекотание, и язык весьма поползновенен, и помысл стремителен к худшему. Но Апостол представляет и важнейший Первообраз. Евр.12:2 .  взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. «Взирающе на началника веры и совершителя Иисуса». То и другое сказал Апостол о Христе по Его человечеству. «Иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе». Он мог и не страдать, говорит Апостол, если бы пожелал сего, но потерпел страдание и по страдании восседит с родшим Его Отцом. Евр.12:3 .  Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. «Помыслите убо таковое Пострадавшаго от грешник на них» 4 «прекословие, да не стужесте, душами своими ослабляеми». Сие: «на них» ( εζ ατοζ), сказано вместо: на себе самих ( εζ ατοζ). «Помыслите», говорит Апостол, в себе самих, коликое «прекословие» претерпел «от грешник» Владыка всех. Из сего получите достаточное утешение. Потом Апостол предлагает им и более сильное врачевство.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 6 Освящение храма (продолжение) (Ср. 3Цар.8:12–53 ) 1–11. Речь Соломона к народу. 12–42. Молитва Соломона пред жертвенником. 2Пар.6:1 .  Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле, 2Пар.6:2 .  а я построил дом в жилище Тебе, [Святый,] место для вечного Твоего пребывания. Ср. ( 3Цар.8:12–13 ) комментарии в «Толковой Библии», II, 401. 2Пар.6:3 .  И обратился царь лицем своим и благословил все собрание Израильтян, – все собрание Израильтян стояло, – 2Пар.6:4 .  и сказал: благословен Господь Бог Израилев, Который, что сказал устами Своими Давиду, отцу моему, исполнил ныне рукою Своею! Он говорил: 2Пар.6:5 .  «с того дня, как Я вывел народ Мой из земли Египетской, Я не избрал города ни в одном из колен Израилевых для построения дома, в котором пребывало бы имя Мое, и не избрал человека, который был бы правителем народа Моего Израиля, 2Пар.6:6 .  но избрал Иерусалим, чтобы там пребывало имя Мое, и избрал Давида, чтоб он был над народом Моим Израилем». 2Пар.6:7 .  И было на сердце у Давида, отца моего, построить дом имени Господа, Бога Израилева. 2Пар.6:8 .  Но Господь сказал Давиду, отцу моему: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это на сердце у тебя. 2Пар.6:9 .  Однако не ты построишь храм, а сын твой, который произойдет из чресл твоих, – он построит храм имени Моему». 2Пар.6:10 .  И исполнил Господь слово Свое, которое изрек: я вступил на место Давида, отца моего, и воссел на престоле Израилевом, как сказал Господь, и построил дом имени Господа Бога Израилева. 2Пар.6:11 .  И я поставил там ковчег, в котором завет Господа, заключенный Им с сынами Израилевыми. Ср. комментарии к стихам 14–21 в «Толковой Библии», II, 401–402. В стихах 5 и 6 слова Иеговы: «и не избрал человека, который был бы правителем народа Моего Израиля, но избрал Иерусалим» не читаются в 3 Царств по евр. тексту; только по тексту LXX, славянскому и русскому имя Иерусалим стоит и там. По-видимому, первоначальность в данном случае на стороне 3 Царств. Несомненно отношение данного места к обетованию и закону Иеговы о единстве места богослужения ( Втор.12:13–14 ), и там место это, тогда еще не известное евреям, не названо по имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XII Увещание к перенесению страданий по примеру Начальника веры (1–3). Польза Божественных наказаний (4–11). Увещание к бодрости, миру со всеми и святости (12–17). Новый Завет вместо Ветхого (18–24). Увещание к послушанию Божию (25–29). Евр.12:1 .  Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, Как облако своею тенью защищает того, кого палят жгучие лучи, так и воспоминание о святых восстановляет и укрепляет душу, удрученную бедствиями. Не сказал: висящий над нами, но: «облежащ нас», что означает более и показывает, что, облегая кругом, это облако свидетелей делает нас более безопасными… (Злат.). – «Всякое бремя». Какое – «всякое»? Т. е. сон, нерадение, низкие помыслы, все человеческое (Злат.). – «Запинаюший нас грех» τηνευπερστατον αμαρταν, точнее слав.: «удобь обстоятельный грех», т. е. или удобно овладевающий нами, или удобно побеждаемый; лучше последнее, так как мы можем, если захотим, легко победить грех (3лат.). – «Терпением да течем» ( «с терпением будем проходить»). Не сказал: будем бороться… но что всего легче на поприще, то и поставляет на вид. Не сказал также: усилим течение, но: будем терпеливы в том же самом течении, не будем ослабевать (Злат.). Евр.12:2 .  взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Потом представляет главное утешение, которое он предлагает и прежде, и после – Христа… «взирающе», говорит, т. е. чтобы нам научиться подвигам, будем взирать на Христа (Злат.). – «Вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест…», т. е. Он мог бы и не страдать, если бы захотел, потому что Он «беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его» ( Ис 53:9 ; Ин.14:30, 10:18 ). Если же Он, не имея никакой нужды быть распятым, распялся для нас, то не тем ли более справедливо нам переносить все мужественно? (Злат.). – «Пренебрегши посрамление…» «Пусть Он умер: но для чего поносной смертью? Не для чего иного, как для того, чтобы научить нас ставить ни во что славу человеческую» (Злат.). – «Возсел одесную Престола Божия…» Замечаешь победную награду? То же говорит Павел и в другом послании ( Флп.2:9–10 ). Это говорит он о Христе по плоти» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Предварительные сведения о сей книге 1) Исаия проходил пророческое служение в дни Иудейских царей Озии († 758), Иоафама († 742), Ахаза († 729) и Езекии († 699), как сказано в надписании первой главы его книги. Памятником его пророческой деятельности при Озии и Иоафаме почитаются начальные главы II-VI-я, из которых в последней описывается призвание Исаии к пророческому служению в год смерти Озии. Все прочие главы книги Исаии относятся ко временам Ахаза и Езекии. При Ахазе Исаия испытал пренебрежение от этого нечестивого царя, во время войны с царями Израильским и Сирийским (VII). Преемник Ахаза, благочестивый Езекия относился дружественно к Исаии и получил от него чудесное исцеление от болезни, а во время нашествия Сеннахирима утешен был тем, что по предсказанию Исаии войско Сеннахиримово было истреблено в одну ночь под стенами Иерусалима Ангелом. – Исаия жил в Иерусалиме (VII, 5; XXXVII, 5; XXXVIII, 39), имел жену и двух сыновей, носивших символические имена (VII, 3; VIII, 3). Предсказывая опустошение Египта, Исаия ходил три года наг и бос (XX, 3). По преданию, принятому от Иудеев мучеником Иустином и другими, Исаия скончался мученической смертью , по приговору преемника Езекии, нечестивого Манассии, которого пророк обличал в нечестии. Исаия скрылся было от исполнителей казни в дупле большого дерева, но они нашли его и, перепиливши дерево, перепилили и пророка, в нем укрывавшегося. К этому обстоятельству, по мнению древних, относится выражение Ап. Павла в послании к Евреям о ветхозаветных праведниках: претрени быша ( Ebp. XI. 37 ). – Кроме книги Пророчеств Исаия, по свидетельству 2 книги Паралипоменон (XXVI, 22), писал историю царствования Озии, до нас не дошедшую. 2) Дело каждого пророка состояло в том, чтобы, по внушению Божию, наставлять народ в истинах веры и правилах нравственности, но главным образом предсказывать будущие события. а) Как богопросвещенный учитель народа, Исаия не только утверждает современников в истинном Богопочтении, но и обличает их в суеверии и идолопоклонстве (VIII, 19–22; II, 6–9; V, 7), кощунстве (V, 18–19), суетной надежде на свою силу (XII, 1–4) и на помощь соседних народов в трудных обстоятельствах государства (XXX; XXXI, 1–3), в неблагодарности к Богу благодетелю (I, 2–4); восстает против тех, которые думали угодить Богу соблюдением закона о праздниках и жертвах, суровыми пощениями, не заботясь об очищении сердца и притесняя ближних (I, 11–20; LVIII, 1–11); беспощадно порицает роскошь (III, 16–25; XXII, 12–13), негодует против тщеславия и нескромности женщин (III, 16–25), на любостяжание и злодейство вельмож (III, 12–15) и на другие пороки. Обличения Исаии столь дерзновенны, что он позволяет себе называть беззаконных вельмож князьями Содомскими, и народ – Гоморрским (VII, 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Глава тринадцатая Евр.13:1 .  Братолюбие между вами да пребывает.:(ср. Рим.12:10 ) Евр.13:2 .  Страннолюбия не забывайте, Не сказал, что вы приобрели братолюбие и страннолюбие: ибо они имели их, как казалось; но так как находились в опасности от беспрерывных скорбей оставить заботу об этих добродетелях, то говорит: «братолюбие... да пребывает», да будет твердым, и вы не позволяйте себе избегать его. И страннолюбия, говорит, «не забывайте». Ибо, потерпев похищение имуществ, они, быть может, вели себя скупо. Или ограждает их и на будущее время. ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Настолько важно страннолюбие, принятие всех вообще и неосуждение братьев, что Авраму и Лоту представился случай к принятию ангелов ( Быт.18–19 ). «Не зная», то есть не знали, что странники были ангелы, впрочем, приняли их с честью. Это и делает их великими, ибо если бы они знали, то в таком случае они не совершили бы ничего великого. Евр.13:3 .  Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, Ибо тот, кто связан с кем-нибудь, хотя бы и желал забыть, не может. и страждущих, как и сами находитесь в теле. «Страждущие» – или в темницах, или в голоде, или в другом каком бедствии. Ибо кто размышляет, что и он облечен подобным телом, будет защищать их, с одной стороны, по сочувствию, а с другой, из боязни, как бы и самому за свое нечеловеколюбие не пришлось подпасть подобным бедствиям. Евр.13:4 .  Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; Смотри, как часто он ведет речь о целомудрии. Выше, упоминая о святости брака ( Евр.12:14 ), говорил об этом целомудрии, и опять после этого говорит о прелюбодеях и блудниках. Или: и во всех случаях и во всякое время. Не в бедствии только и не в спокойное время: не в этой только части «честен», а в другой – нет, но всецело да будет честен. Здесь же посрамляются еретики, клевещущие на брак. Ибо вот, потому он и называется честным, что сохраняется в целомудрии. блудников же и прелюбодеев судит Бог. И здесь с угрозой наказания соединяется запрещение блуда, ибо судит Бог, то есть осудит. И естественно. Ибо если допускается брак, то блудник и прелюбодей по справедливости подвергается наказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава IX Преобразовательное значение устройства скинии и ветхозаветного Богослужения (1–10). Исполнение прообразов в первосвященническом служении Иисуса Христа (11–15). Необходимость смерти жертв в Ветхом Завете (16–22). Раз и навсегда принесенная Христом Жертва за всех людей (24–28). В IX-й главе апостол продолжает (к Евр.8:5 ) показывать, как ветхозаветное святилище с его священными принадлежностями и служением бледнеет пред многомилостивым и величественным служением Новозаветного Первосвященника и Его Святилища. При этом он мудро обращает свой взор к скинии и Богослужебным установлениям более давнего времени, как потому, что многих подробностей скинии и Богослужения уже не было в современном иерусалимском храме, так и потому, что таким указанием на старобогослужебную обстановку сильнее всего можно было заинтересовать евреев ввиду беспредельного уважения их ко всему, идущему от времен Моисея. Евр.9:1 .  И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: Постановление о Богослужении и святилище земное – в противоположность «нерукотворному небесному» святилищу Христову ( Евр.9:11 и Евр.9:24 ). Евр.9:2 .  ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». Евр.9:3 .  За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых», Евр.9:4 .  имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, Евр.9:5 .  а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. Описание обстановки скинии, согласно с Библейскими данными о ней, ср. Исх 25:37, 9:4 ; Лев.24:6 ; Чис 4:12 ; о Завесе Исх 26:33 ; о прочих предметах скинии – Исх 30:1–3, 25:10–11 ; Чис 17:10 ; Втор 10:1 ; 1Цар 4:22 ; Иез 9:3 ; Исх.40:26 и Исх.40:34 ; Лев.16:14–15 . Обо всем этом, по выражению апостола, «не нужно теперь говорить подробно», потому что все это предполагается само собою хорошо известным читателю, как дорогое и близкое его сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Н.И. Оловяшников Часть 1. История колоколов О колоколах в древние времена Изготовление колоколов относится к глубокой древности: они были известны евреям, египтянам, употреблявшим их при священнодействиях на празднике Озириса 1 , и римлянам, у которых употреблялись маленькие звонки (tintinnabulum) для призыва прислуги и для многих целей, как например, для военных сигналов, для сбора народа на общественные собрания, для принесения жертв, и, наконец, такие звонки прикреплялись к колесницам победителей при триумфальных шествиях. Позднее, в IX веке, под именем tintinnabulum были известны музыкальные инструменты, которые состояли из ряда маленьких колокольчиков, висевших на перекладине 2 , 3 . Грекам также были известны колокола: у афинян при храмах Прозерпины 4 и Цибелы 5 существовали колокола с тою же целью, как и у нас, – ими народ призывался к богослужению. Об них говорится по случаю древнейшего в Греции оракула в Додоне 6 и при описании гробницы Порсены 7 . Звонили в колокола в Дельфах 8 , при таинствах Вакха, Корибантов и пр. Греки привешивали колокола на городских стенах; звонили при похоронах и звоном прогоняли злых духов и тени умерших из домов. В Древнем Риме колокольный звон служил знаком поливания улиц от пыли. Тибул Страбон и Полибий, жившие за двести лет до Р.Х., говорят о колоколах, а позднее Иосиф Флавий 9 подробно описывает их своих еврейских антиквариях 10 . У древних евреев такие небольшие звонки или бубенчики, называемые χωδνεζ 11 , служили для одежды первосвященника – «при пуговице злат звонец» ( Исх.28:33–35 ), вероятно, такие же, какие делают ныне на архиерейских саккосах 12 . На это указывает особенно 2Пар.4:13 , где слова «шипок златый и звонец» соединяются в одно, в еврейском слове: Беамен – Рамен 13 . На одежде первосвященника, как известно, шипок златый и звонец следовали попеременно, как на архиерейском саккосе чередуются простые пуговицы и бубенчики. «Окружи их, – говорит Сирах, – шипки златыми и звонцы многими окрест глашати глас в ступаниих его, слышан творити глас в церкви в память сыном людей своих» ( Сир.45:11 ) 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Предисловие Название книги Содержание книги Время написания Автор книги Место написания Цель написания книги Текст книги Достоинство книги Литература Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16     Предисловие Название книги Последняя ветхозаветная книга в славянской и русской Библии носит имя великого священника Ездры. В латинской Библии она названа 4-ою книгою Ездры 1 , так как в этой Библии книга Неемии также приписана Ездре и названа второю книгою Ездры. Но понятно, что это название дано книге не потому, что Ездра был ее автором, а, главным образом, потому, что он является тем лицом, какое через Ангела здесь получает откровения о судьбах еврейского народа. Содержание книги Первые две главы представляют собою пролог или предисловие, в котором Бог повелевает Ездре указать евреям на их грехи и скорби и утешить предсказанием о будущих радостях. С III-eй главы по XIV-yю идут семь видений. В первых трех из этих видений (гл. III-IX:25) автор выводит беседующих между собою – Ангела Уриила и Ездру. В этой беседе решается вопрос о том, почему избранный народ страдает, тогда как угнетатели его язычники пользуются безмятежным благополучием. Выясняется, что здесь, как и в основе всякого страдания, причина заключается в виновности самого человека, и подается утешение предсказанием близкого наступления торжества Израиля и гибели нарушителей закона. В следующих трех видениях апокалиптического характера символически рисуется будущая судьба Сиона под образом жены (IX:26-X:60), суд над языческой монархией, владычествующей над избранным народом (XI:1-XI:51) и деятельность Мессии, освобождающего рассеянные десять колен Израильских из плена и являющегося в образе мужа, выходящего из моря (XIII:1–58); изображаются также здесь мировые – физические и политические катастрофы. Седьмое видение содержит легенду о чудесном восстановлении Ездрою текста утраченных книг Ветхого Завета (XIV:1–48). В последних двух главах – XV-й и XVI-й (эпилог) содержится пророчество о бедствиях, угрожающих грешникам, в частности, о погибели угрожающей Египту, Вавилону, Азии и Сирии, а также увещание избранным – хранить истину среди предстоящих испытаний. Время написания

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Послание Апостола Павла к Евреям Глава 1 1 Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках, 2 в эти дни последние говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и сотворил миры. 3 Сын, будучи излучением славы и отпечатком сущности Его, и держа всё словом силы Своей, совершив очищение грехов, воссел по правую сторону Величества в небесах, 4 сделавшись настолько превосходнейшим ангелов, насколько отличнейшее пред ними унаследовал Имя. 5 Ибо кому когда Бог сказал из ангелов: Ты Сын Мой, Я сегодня родил Тебя? и еще: Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном? 6 А еще, когда Он вводит Первородного во вселенную, Он говорит: И да поклонятся Ему все ангелы Божии. 7 И, если об ангелах Он говорит: Делающий ангелов Своих ветрами и служителей Своих пламенем огня, – 8 то о Сыне: Престол Твой, Боже, во век века, и: скипетр правоты есть скипетр Царства Его. 9 Ты возлюбил праведность и возненавидел беззаконие; поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости преимущественно перед общниками Твоими. 10 и: Ты в начале, Господи, основал землю, и дела рук Твоих – небеса: 11 они погибнут, а Ты пребываешь, и все, как одежда, обветшают, 12 и, подобно одеянию, Ты свернешь их; как одежду, и будут изменены; но Ты – один и тот же, и лета Твои не кончатся. 13 Кому когда из ангелов Бог сказал: Сядь по правую Мою сторону, доколе Я не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 14 Не все ли они служебные духи, посылаемые на служение для имеющих наследовать спасение? Глава 2 1 Поэтому мы должны быть особенно внимательными к слышанному, чтобы не унесло нас течением. 2 Ибо если сказанное чрез ангелов слово оказалось твердым, и всякое преступление и непослушание получало справедливое воздаяние, 3 как мы избежим, вознерадев о столь великом спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, было в нас утверждено слышавшими от Него, 4 что Бог и засвидетельствовал знамениями и чудесами и различными силами и раздаяниями Духа Святого по Своей воле?

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

2. Прежде чем приступить к этим вопросам, особо волнующим нас сегодня, следует еще внимательнее прислушаться к свидетельству Библии о надежде. " Надежда " – фактически центральное слово библейской веры, причем в некоторых стихах слова " вера " и " надежда " представляются взаимозаменяемыми. Так, Послание к Евреям тесно связывает " полную веру " (10, 22) с " неуклонным исповеданием упования (надежды) " (10, 23). Подобным образом и в Первом Послании Петра, в обращенном к христианам призыве быть всегда готовыми дать ответ о логосе – о смысле и основании – их надежды (ср. 3, 15), слово " упование " ( " надежда " ) служит эквивалентом слова " вера " . О том, насколько определяющим для сознания первых христиан был факт получения в дар достоверной надежды, свидетельствует сравнение христианского бытия с жизнью до принятия веры или с положением приверженцев других религий. Павел напоминает ефесянам, что до их встречи со Христом они " не имели надежды и были безбожники в мире " (Еф 2, 12). Естественно, он знает, что у них была религия, " боги " , но они оказались сомнительными, а противоречивые мифы не внушали никакой надежды. Поклоняясь " богам " , ефесяне оставались " безбожниками " и потому пребывали в темном мире с неясным будущим. " In nihil ab nihilo quam cito recidimus " ( " Как скоро из небытия мы возвращаемся в небытие " )1, – гласит эпитафия той эпохи, и за этими словами, несомненно, стоит то, на что указывает Павел. В этом же смысле он говорит фессалоникийцам: вы не должны " скорбеть, как прочие, не имеющие надежды " (1 Фес 4, 13). И здесь тот факт, что у христиан есть будущее, подчеркивается как их отличие от прочих людей: они не знают, что именно их ожидает, но знают, что их жизнь в целом не растворится в пустоте. Лишь когда будущее определённо, будучи позитивной реальностью, тогда и настоящее становится достойным, чтобы жить им. Таким образом, теперь можно сказать: христианство было не только " благой вестью " , передачей неизвестных до того времени сведений. Говоря современным языком, христианская весть не просто " информативна " , но и " перформативна " . То есть Евангелие – не только сообщение того, что следует знать, но весть, порождающая события и меняющая жизнь. Мрачные врата времени, врата в будущее были распахнуты. Имеющий надежду живет иначе; ему дарована новая жизнь.

http://religare.ru/2_52075.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010