Глава 3 Г) О том, что должно веровать во Христа, как веровали в Моисея, но с тем преимуществом, какое приличествует Богу в сравнении с человеком. И о том, что должно страшиться такого же отпадения (от Бога), в каком виновны были древние. Евр.3:1 . Темже, братия святая, звания небесного причастницы, Ибо с неба зовет вас к Себе Бог и зовет на высоту небесную. разумейте посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Христа. Тщательно уразумейте. Посланником (Апостолом) назвал Христа потому, что Он послан к нам. А «Святителем (Архиереем) исповедания нашего» назвал Его, как виновника совершенной веры в Бога и как приносящего подобно ветхозаветным первосвященникам, жертву Богу Отцу. Евр.3:2 . Верна суща сотворшему Его. Преданного Отцу и единомысленного с Ним, соделавшим Его Посланником и Святителем, т.е. благоизволившим послать Его для научения нас вере и поставить Его Архиереем для принесения за нас жертвы. Якоже и Моисей во всем дому Его. Т.е. как Моисей был верен. Ибо в Книге Числ написано: И рече Господь: «Не тако якоже раб Мой Моисей, во всем дому Моем верен есть» ( Числ.12:7 ). Как церковью называется не только неодушевленный храм, но и собрание верных, так и домом Божиим называется здесь не только скиния, но и собрание народа. Евр.3:3 . Множайшей бо славе Сей паче Моисеа сподобися. «Разумейте», говорит, обратите на это внимание: ибо Он славнее и Моисея. Елико множайшую честь имать паче дому сотворивый его. Ибо Творец имеет большую честь, нежели его творение. Итак, если народ есть дом Божий, а Моисей есть часть народа, то не значит ли, что Моисей есть часть и дома Божия. Создатель же всего этого дома есть Христос, как Бог. Евр.3:4 . Всяк бо дом созидается от некоего. Именно потому, что он созидается. А сотворивый всяческая Бог. Вот страшно великое и ни с чем несравнимое превосходство! «Сотворивый, – говорит, – всяческая», т.е. и дом и все прочия творения, есть Бог, не славный только, но и превосходящий всякую славу. Евр.3:5 . И Моисей убо верен бе во всем дому Его, якоже слуга.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Имя Исайя значит – спасает Господь. По собственному указанию, Исайя был сын Амоса. Кто этот Амос – неизвестно; некоторые думают, что это один из 12-ти малых пророков; но если сравнить имя пророка Амоса с именем отца Исайи, то мы заметим, что имя Амоса пророка пишется по-еврейски через «аин» и «самех», а имя отца Исайи через «алеф» и «цаде», имя первого означает – бремя или народ отверженный, а имя второго –сильный, крепкий. Другие правильнее признают, что Исайя происходил из царского рода и что Амос, отец его, был брат Амасии и сын Иоаса, царей иудейских. Соответственно своему знатному происхождению, Исайя получил блестящее образование. Время его пророческого служения совпадало с царствованием Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. В 6-й главе книги пророка Исайи точнее говорится о призвании Исайи на пророческое служение: это призвание было в последний год царствования Озии; таким образом, Исайя начал пророчествовать в последний год царствования Озии и дожил до Манассии, когда он умер мученической смертью . Последнее доказывается, во-первых, тем, что ему всецело принадлежит история царя Езекии, следовательно, он жил во все время царствования этого царя; во-вторых тем, что он принимал участие в важнейших событиях царствования Езекии, в-третьих, преданием о мученической смерти пророка: Езекия, будучи благочестивым царем и притом близким другом Исайи, конечно, не мог предать его мученической смерти, следовательно, смерть Исайи была при Манассии. Действительно, по преданию, Исайя умер при Манассии, который, не терпя обличений пророка за отступничество, велел перепилить его деревянной пилой. Следы этого предания усматривают у апостола Павла, который в послании к евреям говорит, что некоторые из пророков «претрени быша» (перепилены). Итак, Исайя пророчествовал с последнего года царства Озии до первых лет Манассии, т. е. около 60-ти лет (царств. Иоафама 16 лет, Ахаза 16 лет, Езекии 25 лет и предшествующие и последующие годы) от 757–699 г. до Р. Христова. Из жизни пророка Исайи видно, что он не раз употреблял символические действия. Однажды он начертал на свитке слова: «спешат на добычу, бегут на грабеж», и точно также (по Евр.) назвал своего сына. Он ходил нагим и босым три года, чтобы яснее изобразить поражение египтян и воспрепятствовать через это союзу с ними иудеев. Кроме того, Исайя совершал чудеса, из которых известны: 1) чудесное истребление войска Сеннахеримова при Езекии на 14-м году его царствования, 2) возвращение солнца на 10 ступеней при Езекии, 3) его молитвой, по преданию, был изведен Силоамский источник, это произошло, по преданию, таким образом: когда Исайя был мучим при Манассии, он обратился к Богу с молитвой, чтобы Он утолил его жажду,– в это время и явился источник. О других обстоятельствах жизни пророка неизвестно, кроме разве того, что он был женат и имел 4-х детей. Об исторических событиях во время служения пророка Исайи

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Разделы портала «Азбука веры» О каноне библейских книг. Но в особенности тебе надлежит знать и то, что не всякая книга заслуживает доверия, даже если она носит достоуважаемое имя Писания. Ведь бывают, бывают иногда лжеименные книги: одни из них, можно сказать, средние и они близки к слову истины, а другие – подложны и весьма опасны, как поддельные и фальшивые монеты, которые хотя имеют царскую надпись, но по составу своему подделаны. Поэтому назову тебе каждую из богодухновенных книг, а чтобы ты узнал все ясно, сначала назову книги Ветхого Завета. Пятикнижие включает в себя Творение, затем Исход, в середине книгу Левит, за ней Числа и потом Второзаконие. К ним прибавь книги Иисуса и Судей, затем Руфь, 4 книги Царств и 2 книги Паралипоменон, за ними Ездры 1ю и 2ю. Далее назову 5 книг стихотворных: книгу Иова, увенчанного за подвиги в многообразных страданиях, книгу Псалмов, благозвучное врачевство для души, 3 книги премудрого Соломона – Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней. К ним прибавь 12 пророков: 1го – Осию, потом 2го – Амоса, Михея, Иоиля, Авдия и Иону, прообраз самого 3дневного Страдания; за ними Наума, Аввакума, потом 9го – Софонию, Аггея и Захарию, а также славного вестника Малахию. После них познавай 4х пророков: дерзновенно глаголавшего великого Исаию, сострадательного Иеремию и таинственного Иезекииля, последнего же – Даниила, мудрейшего и в слове и в деле. К этим книгам некоторые причисляют Есфирь. Пришло мне время назвать книги Нового Завета. Евангелистов принимай только 4х: Матфея, потом Марка, к ним причислив 3м Луку, Иоанна считай по времени 4м, но по высоте догматов 1м, ибо по достоинству называю его сыном грома: он больше всех восхвалил Бога Слово. Принимай и 2ю книгу Луки – книгу соборных Деяний апостолов. Еще приложи сосуд избранный, проповедника и апостола язычников – Павла, премудро написавшего Церквам 14 Посланий: 1римлянам, к которому надлежит прибавить 2 коринфянам, галатам, ефесянам, за ним к живущим в Филиппах, потом написанное колоссянам, фессалоникийцам 2 и Тимофею 2, а Титу и Филимону по 1му и евреям 1 (некоторые называют его подложным, но говорят неправильно, ибо в нем подлинная благодать). Что осталось? Одни говорят, что соборных Посланий следует принимать 7, другие – только 3: Иакова 1 , 1Петра и 1Иоанна, а некоторые принимают 3 Послания Иоанновых, сверх того 2 Петровых, а 7е – Иуды. Подобным образом и Апокалипсис Иоанна некоторые признают, но большинство называет подложным. Таков да будет неложнейший канон богодухновенных Писаний.

http://azbyka.ru/pravo/amfilohiya-ikonij...

Только что выслушали мы сына Громова Иоанна 3 , вернее же – Святого Духа, который рыбаря и ремесленника сделал бытописателем и повествователем истинно божественных и возвышенных предметов. Они (Святой Дух и Иоанн Богослов) поведали нам великую и продолжительную беседу Господа, которой Он непокорный и непослушный народ наставлял богопознанию Отца и Сына, отклоняя умы евреев от мысли о единоначалии 4 , отверзая им дверь благодати (для выхода) из предания подзаконного и мало-помалу приводя (их) к Новому Завету из Ветхого, как прежде из пустыни в землю богатую и плодородную. Но между тем как Он многообразно научал их тому, что Его собственное существование превечно и всегда соединено с Отцом, и громко и ясно говорил глухим: «прежде даже Авраам не бысть, аз есмь» ( Ин.8:58 ), они, не поняв смысл этого изречения и недоказав его неудобоприемлемость никаким разумным возражением, обращались вместо слов к камням и задолго до креста приготовляли к кровопролитию свои смертоубийственные руки. Он же, решив относиться со всяким великодушием к народу дерзкому и богохульному, отклонил гнев их и смятение, удаляясь не униженно как-либо, но по-божески: Тот, Который стоял среди них и был в руках у них 5 , (вдруг) сделался невидим, и Споривший с воспламененными от гнева (иудеями) скрылся из глаз. Стояли они в изумлении, намереваясь совершить убийство и не находя средства удовлетворить гнев свой, подобно неопытным охотникам, которые, прежде времени спугнув добычу, если лань скроется в какой-либо чаще и незаметно уйдет (из нее), тщетно блуждают по ущелью, нося сети как излишнюю тяжесть и всуе таская при себе ошейники. Я же, хотя впрочем и худой слуга, не забываю однакож того, что раб есмь и что лежит долг на мне восстать за Владыку против оскорбителей. Посему и вопию к евреям, как бы присутствующим сегодня (здесь) и одержимых неистовством: «Преступные! Вы бросаете камни в своего Благодетеля? 6 Бросаете в «камень испытанный, краеугольный, драгоценный», о Коем вам пророчествовал Исаия? ( Ис.28:16 ) Бросаете в Камень духовный, отторженный от крутой скалы без руки человеческой, как научил вас божественный Даниил? ( Дан.2:34 ) бросаете камнями в «Краеугольный Камень» ( 1Пет.2:6 ), соединяющий две стены Ветхого и Нового Завета? Ибо если вы и не уверуете, то «может Бог из камней сих воздвигнуть чад Аврааму» ( Мф.3:9 ), то есть собрать Христу «народ особенный» ( Тит.2:14 ) 7 , из язычников и необрезанный, о коем и принял Авраам обетование, когда Бог сказал ему, что «благословятся в тебе все племена» ( Быт.12:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Дональд Карсон (баптист) Послание к Евреям Введение С первого взгляда Послание к Евреям представляется одной из самых трудных для понимания и соотнесения с современным миром книг Нового Завета. Это подтверждается многочисленными цитатами и аллюзиями из Нового Завета, наполняющими страницы этого послания, а также множеством деталей, касающихся священства Израиля и системы жертвоприношений. Сравнение Христа с Мелхиседеком в гл. 7 многих приводит в недоумение ввиду кажущейся неуместности такого сопоставления. Добавим к этому, что обескураживают тексты с предостережениями (напр.: 2:1–4; 3:7 – 4:11; 6:4–8; 10:26–31; 12:14–17), вступающие в противоречие с другими отрывками, поскольку такое расхождение грозит привести верующих к «отпадению» от Христа. Приведенные доводы свидетельствуют о сложности Послания к Евреям, однако оно представляет собой неисчерпаемый кладезь для тех, кто захочет испить из него. В нем зарыто сокровище, которое может существенно обогатить наше понимание Бога и Его замыслов. Каждый раздел имеет тщательно разработанную структуру и вносит свой вклад в развитие ключевой темы, раскрывая отдельные стороны личности и деятельности нашего Господа Иисуса Христа и разные аспекты нашего спасения. Хотя в послании используется много ветхозаветных текстов, некоторые разделы сосредоточены на раскрытии одного, другие же играют при этом вспомогательную роль. Такой подход призван показать нам, как толковать Ветхий Завет в свете его исполнения и как понять неразрывную связь, существующую между двумя разделами христианской Библии. Писатель постоянно обращает свой взор к нуждам тех, кому адресовано послание, и это помогает нам соотносить его аргументы с нашей действительностью. Послание к Евреям являет собой образец того, как действенное предостережение и ободрение могут базироваться на хорошо обоснованном богословии. Жанр послания Действительно ли Послание к Евреям по своему стилю и форме относится к разряду «посланий»? Несомненно то, что оно завершается по образцу многих новозаветных посланий (13:18–25) ободрением и наставлением тех, кому адресовано. Более того, некоторые фрагменты с предостережениями или призывами обнаруживают личное знание ситуации тех, к кому они обращены, и неподдельную заинтересованность в их благополучии (напр.: 5:11 – 6:3; 6:9–12; 10:32–39; 12:4–13). Вместе с тем книга начинается формально (1:1–4), во вступлении ни слова не сказано, кто ее автор или кому он пишет, и нет ни малейшего указания на то, какими отношениями они связаны. Автор не предлагает ни молитвы за своих читателей, ни благодарностей (ср.: вступление к большинству посланий Павла).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Глава IV Верующие во Христа ведутся к новому покою, к которому и должны стремиться (1–11). Слово Божие в своих угрозах, обетовании и благодатных действиях – как сильнейшее побуждение к послушание (12–13). При могущественном содействии такого Первосвященника, как Иисус Христос , мы все можем получить (14–16). Евр.4:1 .  Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. «Еще остается обетование войти в покой Его», – обетование и покой другого рода, отличные от обетования и покоя ветхозаветного Израиля, имевших преобразовательное значение и отношение к христианскому покою. Евр.4:2 .  Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. Смысл 2-й половины стиха таков: не принесло им (евреям) пользы слово слышанное, как не соединенное с тою верою, какую они должны бы были усвоить из того, что слышали. Евр.4:3 .  А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира. «Входим» – настоящее вместо будущего, еще ожидаемого – выражение сильнейшей уверенности в его наступлении. Как ветхозаветного покоя не удостоились не уверовавшие, так и мы входим в свой покой только «уверовавшие». – «Покой Мой» Об этом покое Божием и об участии в нем людей апостол повествует в девяти следующих стихах ( Евр.4:3–11 ), смысл которых можно передать яснее так: Бог завершил дела свои и успокоился задолго до произнесения приведенных слов, однако говорит об этом Своем покое как будущем для некоторых людей ( Евр.4:6 ), коим обещал в нем участие. Если бы званные оказались достойны обещания Божия, покой был бы достигнут ими. Но эти званные оказались недостойны. И мысль о покое Божием для них осталась как бы невыполненною. Посему назначен был для осуществления мысли Божией и достижения желающими покоя Божия новый срок ( «еще… субботство», Евр.4:9 ), который и должен быть использован, иначе участь нерадивых повторится в прежней грозности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Уильям Д. Маунс Глава 34. Наст. время среднего/страдат. залога изъяв. наклонения Прикосновение к экзегетике Слово ρχγος встречается в Новом Завете всего лишь 4 раза в качестве титула Иисуса: по 2 раза в Деяниях (3:15; 5:31) и в Послании к Евреям (2:10; 12:2). Хорошо известно, что его трудно перевести. Использование в греческом переводе Ветхого Завета (LXX) и во внебиблейской литературе предполагает три группы значений данного слова: (а) первопроходец, прокладывающий путь, отсюда – «проводник», «герой»; (б) источник или основатель, отсюда – «автор», «начинатель»; (в) руководитель, отсюда – «князь», «царь». Эти идеи не обязательно взаимоисключающие. В действительности они все, возможно, говорят о том, кто открывает новую территорию, прокладывает путь и ведёт туда других. Там он строит город или крепость для последователей и становится во главе защитников. После победы он становится правителем, а городили община носят его имя. Впоследствии он увенчан почестями, как герой–основатель. В Ветхом Завете говорится о нескольких людях, занимавших подобное положение. По отношению как минимум к одному из них употреблено данное слово. В Суд. 11:6 сказано, что Иеффая попросили быть «вождём» жителей Галаада, чтобы избавиться от аммонитян. В одном из греческих переводов употреблено слово ρχγος. Иефай согласился при условии, что его положение останется постоянным. Старейшины согласились, и он стал κεφαλ κα ρχγος ещё перед сражением (ст. 8–11). После сражения «Иефай был судьею Израиля шесть лет» ( Суд. 12:7 ). В Деян. 3:15 Пётр обвиняет иудеев в убийстве «ρχηγς жизни», подразумевая, что Иисус является источником не только биологической жизни, но также и «новой жизни», вождём–защитником–кормильцем–правителем–дарителем имени для тех, кого с Ним отождествляли. Позже Петр говорит об Иисусе: «...ρχηγν и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние» (5:31). Слово «Спаситель» связано с судьями прошлого. Иисус – Тот, Кто сталкивается с опасной ситуацией, вызванной грехом Божьего народа. Он пришёл не только принести избавление, но также и совершить длительное служение ρχηγς. Автор Послания к Евреям говорит о страдающем «ρχηγς спасения» (2:10) и «ρχηγς и Совершителе веры» (12:2). Оба текста подразумевают, что Иисус как ρχηγς не только начинает и обеспечивает новую жизнь для Своих людей, но и остаётся с ними на всём её протяжении; они носят Его имя. Он – наш герой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Закрыть itemscope itemtype="" > Евреям надо как-то определяться На глазах идёт реванш нацизма, а евреи молчат, погрязли в собственных противоречиях и ложном понимании еврейской солидарности 26.04.2019 12958 Время на чтение 4 минуты Дело давно не в антисемитизме. Евреи традиционно находятся в центре течения мировой политики, общественных процессов в подавляющем числе государств мира, особенно западных. Об Израиле и не говорю. Единства в их стане не существует, а последние события показывают, что с течением времени поляризация еврейских течений и расхождение их внутренних позиций усиливаются. Не будем абсолютизировать и сводить все вопросы к представителям еврейства, но не стоит и преуменьшать их степень участия и воздействия на выработку решений практически всех мировых и европейских международных институтов. На наших глазах происходит реванш нацизма по всему миру, идеологии, от которой среди первых пострадали именно евреи. Проект «золотого миллиарда», реализуемый по всему миру США и Западом, отличается от фашизма (национал-социализма) 1933-1945 годов только методами, не менее коварными, но более скрытными и закамуфлированными. ООН, Совет Европы, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), ряд других международных организаций принимают русофобские и антироссийские решения против страны (России), победившей ранее фашизм и являющейся на сегодняшний день практически единственным гарантом невозвращения этого мирового зла. Происходит это не без участия евреев в этих организациях. Только один пример. ЕСПЧ в Страсбурге 12 марта этого года признал борьбу против «литовских партизан» и «борцов за свободу» (такие милые названия дают бандитам, «лесным братьям») геноцидом и советскими репрессиями. Всё это может привести к полному идиотизму - обвинению Советского Союза (России) в геноциде над национал-социалистами в 1941-1945 годах. Латвия. Генпрокуратура Латвии в феврале этого года приняла решение закрыть уголовный процесс о причастности латышского летчика, «рижского мясника» Герберта Цукурса к уничтожению еврейского населения (и не только еврейского) во время гитлеровской оккупации. Голос евреев по этому поводу не очень-то слышен. Я уж не говорю об отсутствии их практических действий в международных организациях в целях поставить Латвию на место.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/26/ev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Откуда произошли современные евреи О Хазарском царстве и исследованиях происхождения народа Израиля 24.12.2022 1799 Время на чтение 4 минуты Фото: Сражение Святослава с хазарами. Радзивилловская летопись Толковый словарь Ожегова определяет слово «семиты» как «группу близких по языкам народов юго-западной Азии и северной Африки, к которым относились древние вавилоняне, ассирийцы, финикийцы, иудеи и другие народы, к которым принадлежат современные арабы, евреи, а также некоторые другие народы». Словари Ушакова или Ефремовой дают более развернутый перечень семитских народов: «Семиты – группа народов, обитающих – или обитавших когда-то в Северной Африке и Передней Азии (арабы, сирийцы, евреи, абиссинцы, айсоры, древние ассирийцы, вавилоняне и финикийцы), название происходит от имени Сим, одного из трех сыновей библейского праотца Ноя». Те же словари определяют антисемитизм как одну из форм национальной нетерпимости – враждебное отношение к евреям. Особенность в том, что не к семитам вообще, а только к евреям, и если семитизм – это вопрос географического или расового происхождения, то налицо случайное противоречие или преднамеренная подмена понятий. Однако все ли евреи семиты? Как повествует Библия, десять из двенадцати колен Израиля исчезли, когда ассирийцы завоевали территорию Израильского царства. В независимом на тот момент Иудейском царстве оставались два колена – Иудино и Вениаминово. Иосиф Флавий пишет о том, что ассирийский царь Салманасар переселил израильтян в Мидию и Персию, где они ассимилировались с другими народами. То же самое говорится и в Библии, с указанием Мидии и Ассирии (Цар. 18:11). В замещение на территорию Израиля были переселены месопотамские, персидские и мидийские племена. И здесь, и там происходило смешение народов. Жители Иудеи с презрением относились к новым переселенцам в Израиль – самарянам, которых они обоснованно считали иноплеменниками. Впоследствии Иудея была также покорена, и ее жители находились в Вавилонском плену.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/24/ot...

Глава 4 1–2. Жертва за грех и обряд ее, неодинаковый по различию общественно-теократического положения лица согрешившего, 3–12. первосвященника, 13–21. всего общества, 22–26. князя, 27–35. частного лица. Лев.4:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.4:2 .  скажи сынам Израилевым: если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать; Если жертвы всесожжения и мирные были известны евреям и до закона Моисеева, то жертвы умилостивительные или грехоочистительные, жертвы за грех жертвы повинности, являются собственным установлением закона Моисеева. Постановления о них образуют новый законченный раздел ( Лев.4–7 ). Эти жертвы уже не предоставляются свободе и усердию каждого члена теократического общества: они обязательны при наличности греха, преступления, подлежащего жертвенному очищению. Не всякий, однако, грех допускал такое очищение, а только совершенный по ошибке, «bisdigagah», LXX: κουσως, Акила: ν αγνο, Vulg.: per ignorantiam, слав.: « не хотящи " , т. е. по ошибке вследствие общечеловеческой слабости, а отнюдь не с явным намерением не «дерзкою рукою» (bejad ramah), Чис 15.30 ; за последние грехи безусловно назначалась смерть. Жертвы умилостивительные, по идее, должны были воспитывать совесть евреев в особенной чуткости к разного рода уклонениям от нравственного долга. Лев.4:3 .  если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, – то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе, Лев.4:4 .  и приведет тельца к дверям скинии собрания пред Господа, и возложит руки свои на голову тельца, и заколет тельца пред Господом; В постановлениях о жертве за грех (и жертве повинности) не делается различия по материальному состоянию ответственных лиц, но по роду и степени их вины и по общественно-теократическому положению их. Первым в этого рода градации стоит «священник помазанный», hakohen hammaschiach, LXX: ρχιερες, слав.: " архиерей помазанный», т. е. первосвященник (ср. Лев.16:32, 21:10 ). За первосвященником следовали: общество израильское, как коллективное юридическое лицо, князь народа, наконец, какое-либо частное лицо. Грех первосвященника делал виновным весь народ, представителем которого являлся первосвященник.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010