Дональд Карсон (баптист) Послание к Евреям Введение С первого взгляда Послание к Евреям представляется одной из самых трудных для понимания и соотнесения с современным миром книг Нового Завета. Это подтверждается многочисленными цитатами и аллюзиями из Нового Завета, наполняющими страницы этого послания, а также множеством деталей, касающихся священства Израиля и системы жертвоприношений. Сравнение Христа с Мелхиседеком в гл. 7 многих приводит в недоумение ввиду кажущейся неуместности такого сопоставления. Добавим к этому, что обескураживают тексты с предостережениями (напр.: 2:1–4; 3:7 – 4:11; 6:4–8; 10:26–31; 12:14–17), вступающие в противоречие с другими отрывками, поскольку такое расхождение грозит привести верующих к «отпадению» от Христа. Приведенные доводы свидетельствуют о сложности Послания к Евреям, однако оно представляет собой неисчерпаемый кладезь для тех, кто захочет испить из него. В нем зарыто сокровище, которое может существенно обогатить наше понимание Бога и Его замыслов. Каждый раздел имеет тщательно разработанную структуру и вносит свой вклад в развитие ключевой темы, раскрывая отдельные стороны личности и деятельности нашего Господа Иисуса Христа и разные аспекты нашего спасения. Хотя в послании используется много ветхозаветных текстов, некоторые разделы сосредоточены на раскрытии одного, другие же играют при этом вспомогательную роль. Такой подход призван показать нам, как толковать Ветхий Завет в свете его исполнения и как понять неразрывную связь, существующую между двумя разделами христианской Библии. Писатель постоянно обращает свой взор к нуждам тех, кому адресовано послание, и это помогает нам соотносить его аргументы с нашей действительностью. Послание к Евреям являет собой образец того, как действенное предостережение и ободрение могут базироваться на хорошо обоснованном богословии. Жанр послания Действительно ли Послание к Евреям по своему стилю и форме относится к разряду «посланий»? Несомненно то, что оно завершается по образцу многих новозаветных посланий (13:18–25) ободрением и наставлением тех, кому адресовано. Более того, некоторые фрагменты с предостережениями или призывами обнаруживают личное знание ситуации тех, к кому они обращены, и неподдельную заинтересованность в их благополучии (напр.: 5:11 – 6:3; 6:9–12; 10:32–39; 12:4–13). Вместе с тем книга начинается формально (1:1–4), во вступлении ни слова не сказано, кто ее автор или кому он пишет, и нет ни малейшего указания на то, какими отношениями они связаны. Автор не предлагает ни молитвы за своих читателей, ни благодарностей (ср.: вступление к большинству посланий Павла).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Глава IV Верующие во Христа ведутся к новому покою, к которому и должны стремиться (1–11). Слово Божие в своих угрозах, обетовании и благодатных действиях – как сильнейшее побуждение к послушание (12–13). При могущественном содействии такого Первосвященника, как Иисус Христос , мы все можем получить (14–16). Евр.4:1 .  Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. «Еще остается обетование войти в покой Его», – обетование и покой другого рода, отличные от обетования и покоя ветхозаветного Израиля, имевших преобразовательное значение и отношение к христианскому покою. Евр.4:2 .  Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. Смысл 2-й половины стиха таков: не принесло им (евреям) пользы слово слышанное, как не соединенное с тою верою, какую они должны бы были усвоить из того, что слышали. Евр.4:3 .  А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира. «Входим» – настоящее вместо будущего, еще ожидаемого – выражение сильнейшей уверенности в его наступлении. Как ветхозаветного покоя не удостоились не уверовавшие, так и мы входим в свой покой только «уверовавшие». – «Покой Мой» Об этом покое Божием и об участии в нем людей апостол повествует в девяти следующих стихах ( Евр.4:3–11 ), смысл которых можно передать яснее так: Бог завершил дела свои и успокоился задолго до произнесения приведенных слов, однако говорит об этом Своем покое как будущем для некоторых людей ( Евр.4:6 ), коим обещал в нем участие. Если бы званные оказались достойны обещания Божия, покой был бы достигнут ими. Но эти званные оказались недостойны. И мысль о покое Божием для них осталась как бы невыполненною. Посему назначен был для осуществления мысли Божией и достижения желающими покоя Божия новый срок ( «еще… субботство», Евр.4:9 ), который и должен быть использован, иначе участь нерадивых повторится в прежней грозности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Уильям Д. Маунс Глава 34. Наст. время среднего/страдат. залога изъяв. наклонения Прикосновение к экзегетике Слово ρχγος встречается в Новом Завете всего лишь 4 раза в качестве титула Иисуса: по 2 раза в Деяниях (3:15; 5:31) и в Послании к Евреям (2:10; 12:2). Хорошо известно, что его трудно перевести. Использование в греческом переводе Ветхого Завета (LXX) и во внебиблейской литературе предполагает три группы значений данного слова: (а) первопроходец, прокладывающий путь, отсюда – «проводник», «герой»; (б) источник или основатель, отсюда – «автор», «начинатель»; (в) руководитель, отсюда – «князь», «царь». Эти идеи не обязательно взаимоисключающие. В действительности они все, возможно, говорят о том, кто открывает новую территорию, прокладывает путь и ведёт туда других. Там он строит город или крепость для последователей и становится во главе защитников. После победы он становится правителем, а городили община носят его имя. Впоследствии он увенчан почестями, как герой–основатель. В Ветхом Завете говорится о нескольких людях, занимавших подобное положение. По отношению как минимум к одному из них употреблено данное слово. В Суд. 11:6 сказано, что Иеффая попросили быть «вождём» жителей Галаада, чтобы избавиться от аммонитян. В одном из греческих переводов употреблено слово ρχγος. Иефай согласился при условии, что его положение останется постоянным. Старейшины согласились, и он стал κεφαλ κα ρχγος ещё перед сражением (ст. 8–11). После сражения «Иефай был судьею Израиля шесть лет» ( Суд. 12:7 ). В Деян. 3:15 Пётр обвиняет иудеев в убийстве «ρχηγς жизни», подразумевая, что Иисус является источником не только биологической жизни, но также и «новой жизни», вождём–защитником–кормильцем–правителем–дарителем имени для тех, кого с Ним отождествляли. Позже Петр говорит об Иисусе: «...ρχηγν и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние» (5:31). Слово «Спаситель» связано с судьями прошлого. Иисус – Тот, Кто сталкивается с опасной ситуацией, вызванной грехом Божьего народа. Он пришёл не только принести избавление, но также и совершить длительное служение ρχηγς. Автор Послания к Евреям говорит о страдающем «ρχηγς спасения» (2:10) и «ρχηγς и Совершителе веры» (12:2). Оба текста подразумевают, что Иисус как ρχηγς не только начинает и обеспечивает новую жизнь для Своих людей, но и остаётся с ними на всём её протяжении; они носят Его имя. Он – наш герой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Евреям надо как-то определяться На глазах идёт реванш нацизма, а евреи молчат, погрязли в собственных противоречиях и ложном понимании еврейской солидарности 26.04.2019 12956 Время на чтение 4 минуты Дело давно не в антисемитизме. Евреи традиционно находятся в центре течения мировой политики, общественных процессов в подавляющем числе государств мира, особенно западных. Об Израиле и не говорю. Единства в их стане не существует, а последние события показывают, что с течением времени поляризация еврейских течений и расхождение их внутренних позиций усиливаются. Не будем абсолютизировать и сводить все вопросы к представителям еврейства, но не стоит и преуменьшать их степень участия и воздействия на выработку решений практически всех мировых и европейских международных институтов. На наших глазах происходит реванш нацизма по всему миру, идеологии, от которой среди первых пострадали именно евреи. Проект «золотого миллиарда», реализуемый по всему миру США и Западом, отличается от фашизма (национал-социализма) 1933-1945 годов только методами, не менее коварными, но более скрытными и закамуфлированными. ООН, Совет Европы, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), ряд других международных организаций принимают русофобские и антироссийские решения против страны (России), победившей ранее фашизм и являющейся на сегодняшний день практически единственным гарантом невозвращения этого мирового зла. Происходит это не без участия евреев в этих организациях. Только один пример. ЕСПЧ в Страсбурге 12 марта этого года признал борьбу против «литовских партизан» и «борцов за свободу» (такие милые названия дают бандитам, «лесным братьям») геноцидом и советскими репрессиями. Всё это может привести к полному идиотизму - обвинению Советского Союза (России) в геноциде над национал-социалистами в 1941-1945 годах. Латвия. Генпрокуратура Латвии в феврале этого года приняла решение закрыть уголовный процесс о причастности латышского летчика, «рижского мясника» Герберта Цукурса к уничтожению еврейского населения (и не только еврейского) во время гитлеровской оккупации. Голос евреев по этому поводу не очень-то слышен. Я уж не говорю об отсутствии их практических действий в международных организациях в целях поставить Латвию на место.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/26/ev...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Откуда произошли современные евреи О Хазарском царстве и исследованиях происхождения народа Израиля 24.12.2022 1798 Время на чтение 4 минуты Фото: Сражение Святослава с хазарами. Радзивилловская летопись Толковый словарь Ожегова определяет слово «семиты» как «группу близких по языкам народов юго-западной Азии и северной Африки, к которым относились древние вавилоняне, ассирийцы, финикийцы, иудеи и другие народы, к которым принадлежат современные арабы, евреи, а также некоторые другие народы». Словари Ушакова или Ефремовой дают более развернутый перечень семитских народов: «Семиты – группа народов, обитающих – или обитавших когда-то в Северной Африке и Передней Азии (арабы, сирийцы, евреи, абиссинцы, айсоры, древние ассирийцы, вавилоняне и финикийцы), название происходит от имени Сим, одного из трех сыновей библейского праотца Ноя». Те же словари определяют антисемитизм как одну из форм национальной нетерпимости – враждебное отношение к евреям. Особенность в том, что не к семитам вообще, а только к евреям, и если семитизм – это вопрос географического или расового происхождения, то налицо случайное противоречие или преднамеренная подмена понятий. Однако все ли евреи семиты? Как повествует Библия, десять из двенадцати колен Израиля исчезли, когда ассирийцы завоевали территорию Израильского царства. В независимом на тот момент Иудейском царстве оставались два колена – Иудино и Вениаминово. Иосиф Флавий пишет о том, что ассирийский царь Салманасар переселил израильтян в Мидию и Персию, где они ассимилировались с другими народами. То же самое говорится и в Библии, с указанием Мидии и Ассирии (Цар. 18:11). В замещение на территорию Израиля были переселены месопотамские, персидские и мидийские племена. И здесь, и там происходило смешение народов. Жители Иудеи с презрением относились к новым переселенцам в Израиль – самарянам, которых они обоснованно считали иноплеменниками. Впоследствии Иудея была также покорена, и ее жители находились в Вавилонском плену.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/24/ot...

Глава 4 1–2. Жертва за грех и обряд ее, неодинаковый по различию общественно-теократического положения лица согрешившего, 3–12. первосвященника, 13–21. всего общества, 22–26. князя, 27–35. частного лица. Лев.4:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.4:2 .  скажи сынам Израилевым: если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать; Если жертвы всесожжения и мирные были известны евреям и до закона Моисеева, то жертвы умилостивительные или грехоочистительные, жертвы за грех жертвы повинности, являются собственным установлением закона Моисеева. Постановления о них образуют новый законченный раздел ( Лев.4–7 ). Эти жертвы уже не предоставляются свободе и усердию каждого члена теократического общества: они обязательны при наличности греха, преступления, подлежащего жертвенному очищению. Не всякий, однако, грех допускал такое очищение, а только совершенный по ошибке, «bisdigagah», LXX: κουσως, Акила: ν αγνο, Vulg.: per ignorantiam, слав.: « не хотящи " , т. е. по ошибке вследствие общечеловеческой слабости, а отнюдь не с явным намерением не «дерзкою рукою» (bejad ramah), Чис 15.30 ; за последние грехи безусловно назначалась смерть. Жертвы умилостивительные, по идее, должны были воспитывать совесть евреев в особенной чуткости к разного рода уклонениям от нравственного долга. Лев.4:3 .  если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, – то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе, Лев.4:4 .  и приведет тельца к дверям скинии собрания пред Господа, и возложит руки свои на голову тельца, и заколет тельца пред Господом; В постановлениях о жертве за грех (и жертве повинности) не делается различия по материальному состоянию ответственных лиц, но по роду и степени их вины и по общественно-теократическому положению их. Первым в этого рода градации стоит «священник помазанный», hakohen hammaschiach, LXX: ρχιερες, слав.: " архиерей помазанный», т. е. первосвященник (ср. Лев.16:32, 21:10 ). За первосвященником следовали: общество израильское, как коллективное юридическое лицо, князь народа, наконец, какое-либо частное лицо. Грех первосвященника делал виновным весь народ, представителем которого являлся первосвященник.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 12 Евр.12:1 .  Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще. «Темже убо и мы, толик имуще облежащь нас облак свидетелей, бремя всяко отложше и удобь обстоятелный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг». Повсюду, говорит Апостол, предстоят нам образцы благочестия, и такое множество, густотою уподобляющееся облаку, свидетельствует о силе веры. Посему, взирая на них, облегчим себя для течения, свергнем с себя бремя лишних забот. Таким образом возможем избежать и удобно совершаемого греха. Но прежде всего другого имеем мы нужду в терпении, чтобы победить в предстоящем подвиге. «Удобь» же «обстоятелным» Апостол назвал «грех», как легко совершаемый и пребывающий, потому что и око обольщается приманкой, и слух услаждается, и осязание приводится в щекотание, и язык весьма поползновенен, и помысл стремителен к худшему. Но Апостол представляет и важнейший Первообраз. Евр.12:2 .  взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. «Взирающе на началника веры и совершителя Иисуса». То и другое сказал Апостол о Христе по Его человечеству. «Иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе». Он мог и не страдать, говорит Апостол, если бы пожелал сего, но потерпел страдание и по страдании восседит с родшим Его Отцом. Евр.12:3 .  Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. «Помыслите убо таковое Пострадавшаго от грешник на них» 4 «прекословие, да не стужесте, душами своими ослабляеми». Сие: «на них» ( εζ ατοζ), сказано вместо: на себе самих ( εζ ατοζ). «Помыслите», говорит Апостол, в себе самих, коликое «прекословие» претерпел «от грешник» Владыка всех. Из сего получите достаточное утешение. Потом Апостол предлагает им и более сильное врачевство.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 6 Освящение храма (продолжение) (Ср. 3Цар.8:12–53 ) 1–11. Речь Соломона к народу. 12–42. Молитва Соломона пред жертвенником. 2Пар.6:1 .  Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле, 2Пар.6:2 .  а я построил дом в жилище Тебе, [Святый,] место для вечного Твоего пребывания. Ср. ( 3Цар.8:12–13 ) комментарии в «Толковой Библии», II, 401. 2Пар.6:3 .  И обратился царь лицем своим и благословил все собрание Израильтян, – все собрание Израильтян стояло, – 2Пар.6:4 .  и сказал: благословен Господь Бог Израилев, Который, что сказал устами Своими Давиду, отцу моему, исполнил ныне рукою Своею! Он говорил: 2Пар.6:5 .  «с того дня, как Я вывел народ Мой из земли Египетской, Я не избрал города ни в одном из колен Израилевых для построения дома, в котором пребывало бы имя Мое, и не избрал человека, который был бы правителем народа Моего Израиля, 2Пар.6:6 .  но избрал Иерусалим, чтобы там пребывало имя Мое, и избрал Давида, чтоб он был над народом Моим Израилем». 2Пар.6:7 .  И было на сердце у Давида, отца моего, построить дом имени Господа, Бога Израилева. 2Пар.6:8 .  Но Господь сказал Давиду, отцу моему: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это на сердце у тебя. 2Пар.6:9 .  Однако не ты построишь храм, а сын твой, который произойдет из чресл твоих, – он построит храм имени Моему». 2Пар.6:10 .  И исполнил Господь слово Свое, которое изрек: я вступил на место Давида, отца моего, и воссел на престоле Израилевом, как сказал Господь, и построил дом имени Господа Бога Израилева. 2Пар.6:11 .  И я поставил там ковчег, в котором завет Господа, заключенный Им с сынами Израилевыми. Ср. комментарии к стихам 14–21 в «Толковой Библии», II, 401–402. В стихах 5 и 6 слова Иеговы: «и не избрал человека, который был бы правителем народа Моего Израиля, но избрал Иерусалим» не читаются в 3 Царств по евр. тексту; только по тексту LXX, славянскому и русскому имя Иерусалим стоит и там. По-видимому, первоначальность в данном случае на стороне 3 Царств. Несомненно отношение данного места к обетованию и закону Иеговы о единстве места богослужения ( Втор.12:13–14 ), и там место это, тогда еще не известное евреям, не названо по имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Земля (Earth; land) «Кто... вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?.. Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним» ( Ис.40:12, 22 ). «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь» ( Ис.66:1–2 ). В показанных Исаией образах земли как подножия Бога и взвешивания Богом праха земли выражается мысль о величии Бога, возвышающегося над творением. В отличие от богов плодородия в языческих религиях и от рукотворных идолов, Он превосходит все созданное Им. В псалмах Богу возносится хвала не только как Творцу, но и как Вседержителю. Это составляет тему Пс.103 . Он сотворил небо и «поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки» ( Пс.103:5 ). Он дает воду, пищу и приют разного рода земным созданиям и чередует времена года ( Пс.103:10–23 ). Бог заботится о Своем творении и поддерживает в нем порядок: «Пошлешь дух Твой – созидаются [творения], и Ты обновляешь лицо земли» ( Пс.103:30 ). Вместе с тем, когда Он совершает суд, «призирает на землю, и она трясется» ( Пс.103:32 ; см. также Пс.147 ). Для понимания образа земли в Библии первостепенное значение имеет взаимосвязь человека с землей. «И создал Господь Бог человека [adam] из праха земного [ a dama]» ( Быт.2:7 ). Будущее человечества и земли тесно связаны. После акта неповиновения Адама и Евы в Едемском саду Бог вынес приговор: «Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» ( Быт.3:17–19 ). Человеческие дела оскверняют и растлевают землю: «И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» ( Ис.24:5–6 ). Осия, Иеремия и Амос пользуются образом плача земли из-за злых дел человека ( Ос.4:1–3 ; Иер.12:4; 23:10 ; Ам.1:2 ). Осия сетует, что «нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» ( Ос.4:1 ). В результате «восплачет [иссохнет] земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут» ( Ос.4:3 ). Как мы знаем, земля испорчена и ожидает обновления. В своих пророчествах о будущем земли некоторые библейские авторы пользуются образом одежды для выражения мысли о быстротечности ( Пс.101:26–28 ; Ис.51:6 ). Автор Послания к евреям цитирует Пс.101 :

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава XII Увещание к перенесению страданий по примеру Начальника веры (1–3). Польза Божественных наказаний (4–11). Увещание к бодрости, миру со всеми и святости (12–17). Новый Завет вместо Ветхого (18–24). Увещание к послушанию Божию (25–29). Евр.12:1 .  Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, Как облако своею тенью защищает того, кого палят жгучие лучи, так и воспоминание о святых восстановляет и укрепляет душу, удрученную бедствиями. Не сказал: висящий над нами, но: «облежащ нас», что означает более и показывает, что, облегая кругом, это облако свидетелей делает нас более безопасными… (Злат.). – «Всякое бремя». Какое – «всякое»? Т. е. сон, нерадение, низкие помыслы, все человеческое (Злат.). – «Запинаюший нас грех» τηνευπερστατον αμαρταν, точнее слав.: «удобь обстоятельный грех», т. е. или удобно овладевающий нами, или удобно побеждаемый; лучше последнее, так как мы можем, если захотим, легко победить грех (3лат.). – «Терпением да течем» ( «с терпением будем проходить»). Не сказал: будем бороться… но что всего легче на поприще, то и поставляет на вид. Не сказал также: усилим течение, но: будем терпеливы в том же самом течении, не будем ослабевать (Злат.). Евр.12:2 .  взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Потом представляет главное утешение, которое он предлагает и прежде, и после – Христа… " взирающе», говорит, т. е. чтобы нам научиться подвигам, будем взирать на Христа (Злат.). – «Вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест…», т. е. Он мог бы и не страдать, если бы захотел, потому что Он «беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его» ( Ис 53:9 ; Ин.14:30, 10:18 ). Если же Он, не имея никакой нужды быть распятым, распялся для нас, то не тем ли более справедливо нам переносить все мужественно? (Злат.). – «Пренебрегши посрамление…» «Пусть Он умер: но для чего поносной смертью? Не для чего иного, как для того, чтобы научить нас ставить ни во что славу человеческую» (Злат.). – «Возсел одесную Престола Божия…» Замечаешь победную награду? То же говорит Павел и в другом послании ( Флп.2:9–10 ). Это говорит он о Христе по плоти» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010