Более подробное изложение об этом таинственном учении умного делания, о непрестанной сердечной Иисусовой молитве не входит в задачи нашего труда. Но именно оно раскрывает загадочный смысл слов Невесты: аз сплю, а сердце мое бдит. Бл. Феодорит разумеет слова Аз сплю, а сердце мое бдит в значении слов Спасителя, сказанных Им Своим засыпающим ученикам в Гефсиманском саду: «дух бодр, плоть же немощна» ( Мк. 14:38 ). «Хотя, говорит, естество и склоняет меня закрыть очи мои и предаться сну: мыслию однако бодрствую, и сна лености убегаю, когда посещения жениха своего ожидаю и толкущаго его слышу». Господь пришел к душе и стучит. 5:2 Глас брата моего ударяет в двери: отверзи ми, сестро моя, ближняя моя, голубице моя, совершенная моя: глава моя наполнися росы, и власи мои капель нощных. 5:2 (Вот), голос моего возлюбленного, который стучится: «отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! потому что голова моя вся покрыта росою, кудри мои – ночною влагою». Подобным образом слышим мы глас Жениха, пришедшего к душе, в Апокалипсисе: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (3:20). Так и в полунощнице, памятуя о своем исходе, всегда вопием: «День он страшный помышляющи душе моя, побди вжигающи свещу твою, елеем просвещающи: не веси бо когда приидет к тебе глас глаголющий, се жених...» Глас Брата моего ударяет в двери... Когда приходит Господь, самый глас Его, Слово Его, ударяет в двери сердца. Звонит колокол церковный – это глас Брата моего стучит в двери. На ночном ложе лежишь без сна, сон бежит от очей, стучит, стучит сердце – не говори, что это пульс твой, прислушайся, не глас ли Брата твоего стучит в двери. Слышишь ли, душа?.. Бдишь ли?.. Или Слово отходит, не будучи услышано? Так Слово наставляло и провозвестников Своих, святых апостолов: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится» ( Лк. 10:5–6 ). Как часто слово, как мяч от стены, отскакивает от дверей сердца нашего. А потом мы, как те неразумные, опоздавши, будем стоять у дверей Брачного Чертога и с ужасом стучать, говоря: Господи! Господи! Отвори нам. Но услышим в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас ( Мф. 25:10–11 ). Не отворившим не отворится!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сколько их? Имже несть числа! Это говорит и буквально о том, что таких весьма много. Но не только об этом. Бл. Феодорит: «Юнот, говорит, несть числа не потому только, что по множеству исчислить их не возможно, но еще и для того, что оне недостойны исчисления: понеже достойных и власы главные у Отца Небесного изочтены суть». Нет числа, ибо они так и не достигают совершенство, исчисленное у Бога. Шестьдесят суть цариц, наложниц – восемьдесят, девиц и вовсе без числа, но единственная – она, голубица моя, чистая моя , едина есть голубица моя, совершенная моя – восклицает Царь-Жених. Это та, которая не ради страха скорбей и наказаний, не ради вознаграждений и Царствия, но ради Его Самого возлюбила Его. Она готова претерпеть любые наказания и скорби, она готова лишиться всяческих вознаграждений и даже самого Царствия, лишь бы иметь Его, лишь бы быть с Ним, лишь бы не лишиться Его любви. Это – душа святая. На вопрос: что изберете – Царство Небесное без Христа или вечные муки со Христом – святые незамедлительно избирали второе. Такая душа – это не рабыня-наложница, не царица-наемница, не сторонняя девица, коих вокруг царя без числа, это дочь возлюбленная, это Невеста единственная , это голубица чистая и совершенная. Едина она у Христа, одна она, ей замены нет. Такая душа готова ради Христа на все – на голод и холод, на скорбь и болезнь, и даже на самую смерть. Такая душа восклицает: «Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8:38–39 ). А, входя в некое исступление любви, такая душа ради того, чтобы возрадовать Возлюбленного Своего, готова отказаться даже и от Него Самого, чтобы вечно страдать, а Ему иметь полноту радости (так восклицал св. Павел: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих...», то есть если бы это возвратило Христу полноту радости о спасении первенца Его – Израиля). Но сам Христос-Жених не соизволяет быть тому, ведь едина есть голубица моя! И даже за весь Израиль Он не отдает сию едину возлюбленную душу Павла, за весь Израиль не отдаст Он едину душу Моисея, за всех архиереев земли русской не отдаст едину душу Серафима преподобного и возлюбленного Своего. Нет, едина она есть голубица Его, и нет другой, и нет ей замены!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Так «сии облеченные в белые одежды кто? и откуда пришли?» В начале книги мы видели Невесту, опаленную пустынным солнцем, черную, как шатры Кидарские (1:4), она потеряла возлюбленного души своей и безуспешно искала его возле стад товарищей его. Теперь же обрела она Его и, опираясь на своего Возлюбленного, восходит от пустыни убелена! Так каждая душа проходит свое скорбное странствование по пустыни этой жизни, подобно сорокалетнему странствованию народа Божия. И, найдя утверждение о Брате своем 61 , опираясь в жизни и подвигах на своего Возлюбленного , совершенно убелена от грехов своих. А будучи убелена, она восходит от пустыни, от порочной жизни, где опаляет и чернит солнце этого мира, к жизни праведной, неземной, духовной. Возможно это сделать, только опираясь на Христа, всякая иная опора рухнет, подведёт. Как невеста восходит в брачные чертоги, опираясь на руку своего жениха, так Христос: – выводит возлюбившую Его душу из пустыни греха в чертоги благочестия и богомыслия, соделывает её сотаинницей Своей благодати; – выводит из пустыни земной жизни и вводит в Небесные обители. Ангелы, удивленно восклицая, вопрошают: Кто сия восходящая от пустыни убелена и утверждаема о Брате своем? Как жених вводит невесту в отцовский дом и знакомит с нею всё родство свое, так Христос вводит душу, искупленную Им, в дом Отца Небесного, знакомит небожителей ангелов с имеющей почить в опустевшей после падения денницы, и последовавших за ним, обители блаженства. Отцы считали, что столько праведников и войдет в небесные обители, сколько обителей этих освободилось после падения ангелов денницы; – выводит из пустыни мировой истории Церковь -Невесту, искупленную, чистую, и вводит её через второе пришествие в Царство, уготованное ей от создания мира ( Мф. 25:34 ). Господь грядет со многими ангелами-жнецами судить мир ( Мф. 13:39 ), они готовы пустить серп свой ( Откр. 14:18 ) и вдруг изумленно видят облаченную в белое одеяние, не подлежащую осуждению и вопрошают: Кто сия?.. В последние времена, когда антихрист устроит лютое гонение на святых, тогда Церковь – «Жена убежит в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там 1260 дней» ( Откр. 12:6 ). И вот из этой пустыни, после последнего гонения, выведет Господь Невесту – Свою Церковь святую. Эти облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? – «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» ( Откр. 7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Теперь изображается и сам Царь, которого так долго в нощех искала Невеста. Изображается Его славное царство и брак с Невестой. Это картина славного царства Соломона, периода высшего расцвета Израильского царства. Но царь Соломон и его царство являются здесь прообразом Мессии и его грядущего Царства, на что указывает даже Мидраш. Соломон – последний из трех царей единого Израильского царства (Саул, Давид, Соломон). При нем Израиль достиг мира и величия и наивысшего расцвета. На это указывает и само имя Соломон, что значит «мирный». Кончились брани царя Давида, воцарились мир и благоденствие. Одр Соломона , который он сделал себе из дерев Ливанских , означает его царский дворец, построенный за тринадцать лет из дерев Ливанских на горе Сион, и в особенности «притвор с престолом, с которого он судил, притвор для судилища сделал он и покрыл все полы кедром» ( 3Цар. 7:7 ). Сам дворец так и назывался «дом из Ливанского дерева». Вот описание его тронного зала: «И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом; к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников; и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве» ( 3Цар. 10:18–20 ). Поскольку описание носильного одра Соломона несколько отличается от описания его престола, то можно предположить, что здесь действительно речь идет о носильном одре , на котором могли Соломона носить в его загородную резиденцию. Шестьдесят сильных ... дружина воинов, охрана царя Соломона. Все они держат по мечу, опытны в бою – мощь израильского войска, которая была обретена в бранях Давидовых. Ради страха ночного – указание на всегдашнюю готовность войска защитить своего царя и его царство. А поскольку под ночью в этой главе мы уже подразумевали рабство и плен, то можно и здесь указать на готовность сильных Соломоновых воинов защитить царя и народ его от нового порабощения или пленения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И с рук..., и с перстов мирра капала на ручки замка . От этого прикосновения Христа-Жениха девственная душа начинает духовно благоухать. Руки творят важные и тяжелые дела, а персты – малые и утонченные. С них обоих от прикосновения Жениха капает мирра , то есть и те, и другие дела начинают теперь соделываться в Духе Святом. Капает на ручки замка – через эти дела, в Духе Святом соделанные, благоуханием духовным исполняется клеть сердца и отверзаются ручки замка – душа совершенно открывается Христу, желая Его всего принять во внутренняя своя. Об этом в иной раз премудрый Соломон так говорил: «Храни заповеди... Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего» ( Притч. 7:2–3 ). Об этом прикосновении к девственной душе так размышляет св. Амвросий: «Хорошо, что в виду пришествия Господа волнуются внутренности. Если от пришествия ангела смутилась Мария ( Лк. 1:29 ), то тем более мы должны смутиться от пришествия Христа! Это потому, что с пришествием Божественного плотское чувство удаляется, и навыки внешнего человека исчезают. И ты приди в трепет и поспеши... С рук моих , говорит, капала мирра, и персты мои полные (мирры) на ручках замка (5:5). Какая же мирра капала с духовных рук, как не та, которую принес тот праведный Никодим, учитель во Израиле ( Ин. 3:1 ), ...который принес около ста фунтов смеси мирра с алоем и вылил (ее) на тело Христа ( Ин. 19:39 ): принес, во всяком случае, совершенный аромат веры? Этим ароматом благоухает душа, начавшая открываться Христу, чтобы восприять сначала аромат Господнего погребения и уверовать, что плоть Его не видела истления и не разложилась, издавая зловоние смерти, но воскресла с благоухающим ароматом вечного и никогда не увядающего цветка... Всегда было это мирро, но было у Отца, было в Отце. Оно благоухало только для ангелов и архангелов, только как бы внутри небесного сосуда. Раскрыв уста, Отец сказал: «Се дах тя в завет рода, во свет языкам, еже быти тебе во спасение даже до последних земли» ( Ис. 49:6 ). (И вот) нисходит Сын, и все наполнилось новым благоуханием Слова. Сердце Отца изрыгнуло Слово благое ( Пс. 44:2 ), возблагоухал Сын, повеял Святый Дух и наполнил сердца всех: ибо «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» ( Рим. 5:5 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В храмовом символе здесь можно под черным волосом усмотреть указание на тот всегдашний мрак, который был во Святом Святых. Златая глава (Святое Святых) обрамлена черными кудрями (погружена в священный Мрак). Сей мрак означает непостижимость и таинственность Ягве – Бога Израиля. 4 . Глаза его – голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве. Очи его яко голубицы, купающиеся в молоке или белые, что означает чистый, светлый взор всевидящего Бога. Очи Его, как голуби при потоках вод . Такое же еврейское выражение в 2Цар. 22:16 переводится «источники моря». В храмовом символе это указывает на медное море находившееся во дворе священников. 5 . Щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений. Это означает красоту Божию, сияние славы лица Его, которое видел Моисей на Синае (раввин Раши). Нижняя часть щек , на которой растет борода, сравнивается с грядой благовонных растений . «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову...» ( Пс. 132:1–2 ). Первосвященник (храмовый символ) есть прообраз Самого Ягве. Елей помазания, стекающий на браду – образ мира Божия, исходящего от Ягве к братиям. 6 . Губы его – лилии, источают текучую мирру. Уста Господни изрекают Божественное Слово, которое через своих пророков слышал Израиль. Уста Ягве источают слова в Духе Святом, означенном текучей миррой . Мирра текучая , Слово Ягве распространяется повсюду. После вавилонского плена Слово Божие действительно истекло повсюду. В храмовом символе лилии явно указывают на два столпа Иахин и Воаз в притворе Соломонова храма ( 3Цар. 7:19–22 ), имеющие наверху венцы наподобие лилии. Они означают «исправление» (Иахин) и «крепость» (Воаз), которые подаются Израилю от Ягве. 7 . Руки его – золотые кругляки, усаженные топазами. Рука Господня указывает на крепость и силу, на Его действование в этом мире. Например: «Рукою крепкою вывел вас Господь» ( Исх. 13:3 ); «Я покрою тебя рукою Моею» ( Исх. 33:22 ), «Рука Господня была на них» ( Втор. 2:15 ); «О делах рук Его вещает твердь» и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Как брак начинается с таинства венчания, так и девство с некоего таинственного сочетания Христу. Мы имеем в житиях святых много чудных образов этого события. Вот как сочеталась Христу и стала девой Христовой святая великомученица Екатерина. Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимана Максимина (305–313 гг.). Еще будучи в язычестве, «Екатерина, как мудрая девица, твердо решила в своем сердце сохранить во всю жизнь чистоту девства и крайне не хотела замужества. Когда же родные начали усиленно уговаривать Екатерину вступить в брак, она сказала им: – Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги. И так, поищите повсюду, не найдете ли такого юношу, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя бы одного из сих дарований, недостоин меня. После многих тщетных попыток выдать Екатерину замуж мать повела ее к своему духовному отцу, жившему в сокровенном месте за городом. – Знаю я, – сказал он ей, – одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но, по мере раздаяния, все более и более увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему. Внимая сим словам старца, Екатерина подумала, что он говорит ей о каком-нибудь земном князе, – она смутилась, изменилась в лице и спросила старца: правда ли все то, что он ей говорит? Он ответил, что все это правда, и прибавил, что тот Юноша обладает еще другими большими дарованиями, которых невозможно и перечислить. Отроковица спросила его: – Чей же сын восхваляемый тобою Юноша?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В этих словах усматривается готовность Израиля идти вслед Господа. Влеки меня – этим означается призывающая благодать Божия, влекущая людей к Богу, но не принуждающая их. Мы побежим за тобою – свободный отклик Израиля на зов Ягве. Царь – например, в сирийских песнях, жених и невеста часто именуются царем и царицей. В христианском таинстве венчания на жениха и невесту возлагаются золотые венцы, напоминающие царские. Ягве часто именуется Царем Израиля. «Господь Бог Ваш – Царь ваш» ( 1Цар. 12:12 ; Ис. 6:1.5 ; Иер. 23:2 ; Иез. 34:11–16 ). Но еще чаще Господь именуется Царем после вавилонского плена ( Авд. 1:21 ; Зах. 14:9 ; Мал. 1:14 и др.). Ложница, или чертоги – это святой Иерусалим, или лучше сам Иерусалимский храм – место пребывания и покоя Ягве. Место – где Он являлся Своей Невесте – святому Израилю в лице его первосвященника. Туда устремлялись и девицы , ибо там был и двор язычников. Тех язычников, которые, оставляя своих идолов, устремлялись к Единому и Истинному Богу. Увлекаемый Господом, Израиль говорит: «Ты, Ягве, повлек меня за собою, когда я был в Египте, и я поспешил вслед Тебя, так что не успел заготовить в путь хлеба, и за это послушание Ты ввел меня в свой чертог, в город Иерусалим» Эти слова можно отнести и к плененным в Вавилоне иудеям, сердца которых тосковали по чертогам Господним, по храму святого Иерусалима. «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе...» ( Пс. 136:1 ). Царь ввел меня в чертоги свои – «так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим» ( Зах. 1:17 ). Иудеи ждали, когда они вновь будут позваны в Иерусалим, теперь уже из Вавилона, как некогда из Египта. Возрадуемся и возвеселимся о Тебе и возлюбим сосца твоя паче вина – радость иудеев при возвещении им вести о спасении. «Возвеселится сердце их, как от вина; и увидят это сыны их и возрадуются; в восторге будет сердце их о Господе» ( Зах. 10:7 ). 1:4 Черна есмь и добра, дщери Иерусалимския, якоже селения кидарска, якоже завесы Соломоновы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

8:9–10 Если бы она была стена, то мы построили бы на ней палаты из серебра... Я – стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты. Песнь Песней показывает нам путь и высоту восхождения девства. Рабская и далекая от совершенства скиталица, ищущая своего пастыря и жениха, предстает перед нами в конце Песни как достигшая полноты и совершенства, как стена и башня . В начале Песни она еще только ищет Его, в конце же входит в полноту обладания Им. Сначала она сестра, которая еще мала, и сосцов нет у неё , – и подруги в переживании – что нам будет делать с сестрою нашею, когда будут свататься за неё? В конце же она величественна и в полноте красы: Я – стена, и сосцы у меня, как башни, потому я буду в глазах его, как достигшая полноты (8:8.10). Св. Амвросий: «Начав с поцелуя, (песнь) доходит до (упоминания) о ложнице... Та, которая забавлялась поцелуями, уже воздвигает башни; дабы огражденная драгоценными подвигами святых, как башнями, она (могла) не только сделать тщетными вражеския нападения, но и устроить безопасное место убежища для добрых заслуг» [«О девственницах», кн. II, гл. 6]. Это путь духовного совершенствования девственной души. От первого желания прикосновения ко Христу до совершенного возрастания и обладания Им. Таковые становятся башнями или столпами в Церкви Христовой. Их нетленная красота, обретенная во Христе, есть краса Церкви. Ими красуется, ликует и радуется Новый Иерусалим, Царя Христа узрев из гроба, яко Жениха, происходяща (2-я стихира Пасхи)! 3. Эпилог к духовно-аскетическому прочтению книги Песнь Песней Соломона Песнь Песней – гимн девству, брачная песнь души, сочетающейся Христу. На земных браках воспевают песни. А девственно сочетающаяся Христу душа – воспевает Песнь Песней. Девство – жизнь будущего века «Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах» ( Мф. 22:30 ). Потому девственники «земные ангелы» и «небесные человеки», что уже здесь живут жизнью будущего века, презрев век сей преходящий. Монашество – ангельский чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

На ложе моем ночью , поверженная в плен, искала я Того, которого любит душа моя . Еще в начале плена говорил народу пророк Иеремия: «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» ( Иер. 29:13 ). Но не сразу нашла дочь Сиона Ягве, искала его и не нашла его . Сначала надо было пройти всю глубину ночи и богооставленности, очиститься для общения с Женихом. Встану же я – народ Израиля встрепенулся и приготовился к возвращению на Святую Землю после указа Кира. Пойду по городу, по улицам и площадям – вернувшиеся вошли в Иерусалим, святой город. Но и там искала я его и не нашла его . Город разорен, храм разрушен, вернувшиеся повержены в состояние уныния. Встретили меня стражи, обходящие город , – те иноземные державы, которые захватили Иерусалим. Не видали ли вы того, которого любит душа моя? Нет, от них помощи и сочувствия не было! Но едва я отошла от них , – Израиль наконец-то через тысячу лет после Моисея, отошел от языческого идолопоклонства – как нашла Того, которого любит душа моя – теперь Израиль прочно связал себя с Ягве. Не только обрела Его, но ухватилась за Него, и не отпустила Его . Именно таким и было состояние вернувшихся из плена иудеев. Обретши Ягве, дочь Сиона не успокоилась доколе не привела Его в дом матери моей , то есть в Иерусалимский храм, который вновь был отстроен Зоровавелем. Древний Израиль является матерью иудеев, которые восстановили дом матери – храм Иерусалимский и, освятив его, вновь ввели туда Ягве, ввели Его во внутренние комнаты (в чертог) родительницы моей , то есть во Святая Святых храма. Ковчег туда уже не вернулся, но незримо в пустом давире пребывал Ягве, ожидая вхождения туда уже Ковчега одушевленного – Пречистой Богородицы. 3:5 Заклях вас, дщери Иерусалимские, в силах и крепостех села; аще возставите и возбудите любовь, Дóндеже восхощет. 3:5 Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно. Особенно при пророке Иеремии лжепророки призывали к противлению Вавилону. А Иеремия призывал не верить им, не будить и не тревожить любовь и возлюбленную, дондеже восхощет. Должна была пройти долгая семидесятилетняя ночь пленения, прежде чем проснулась любовь Израиля к Ягве и захотел народ вновь пребывать во дворах Господних.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010