Потом священник говорит: 5 . Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Федора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц,– и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда. Затем священник говорит: 6 . Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго , Антония и Феодосия Печерских , Сергия Радонежскаго, Варлаама Хутынскаго, Серафима Саровскаго и всех преподобных отец; и преподобных мáтерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египтяныни и всех святых преподобных мáтерей,– и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд. Продолжая, священник произносит: 7 . Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая и всех святых бессребреников,– и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд. Далее священник говорит: 8 . Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже,– и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда. 20 Затем священник говорит: 9 . Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго (или: «Иже во святых отца нашего Василия Великаго , архиепископа Кесарии Каппадокийския»,– если совершается его литургия),– и, отделив девятую частицу, полагает ее в конце третьего ряда, заканчивая ею этот ряд. Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит: Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшаго Патриарха Алексия, митрополиты, архиепископы, епископы (поминается и епархиальный архиерей: Господина нашего Преосвященнейшаго имя рек), честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего имя рек), братию и сослужéбники наша священники, диаконы и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лев, помогая им, осаждал Краков: не взял его от измены Вельмож Болеславовых, но возвратился с великою добычею, разорив область Генрикову и заключив тесный союз с Королем Богемским. Одним словом, Галиция и Волыния отдохнули, славя мудрость и знаменитость своих Государей. Еще род Святополка-Михаила господствовал в Пинске: последний Князь его, нам известный, был Георгий Владимирович, добрый и правдивый (от того же, вероятно, колена произошли Князья Степанские, упоминаемые в летописи Волынской). – Теперь обратимся к северной России. Во время Димитрия Александровича возвысилось могуществом новое Княжение Тверское, которое, быв частию Суздальского, или Владимирского, сделалось особенным при Ярославе Ярославиче, учредившем там Епископию. Первый Святитель Тверской, Симеон, имел уже многие, богатые волости, Олешну и другие, данные ему Князем; а преемник Симеонов, Игумен Андрей, был сын Литовского Князя Герденя и Христианки Евпраксии, тетки Довмонта Псковского. Сего второго Епископа Тверского ставил уже новый Митрополит Максим: ибо Кирилл (в 1280 году) скончался в Переславле Залесском, быв Главою нашей Церкви 31 год; тело его отвезли для погребения в Киев. Едва ли кто-нибудь из древних Митрополитов Российских превосходил Кирилла в добродетелях истинно Пастырских. Он мирил Князей с народом, просвещал Духовенство, искоренял заблуждения, одушевленный ревностию к Вере и к чистоте Евангельского учения. Расскажем один любопытный случай, который ясно представляет благоразумие сего Митрополита. Услышав, что Епископ Ростовский, Игнатий, вздумал судить давно умершего доброго Князя Глеба Васильковича и как недостойного велел ночью перенести в гробе из Соборной церкви в монастырь Спасский, Кирилл, оскорбленный таким злоупотреблением Духовной власти, отлучил Епископа от службы и, наконец, простив его из уважения к ревностному предстательству Князя Димитрия Борисовича Ростовского, сказал ему: «Игнатий! Оплакивай во всю жизнь свое безумие, дерзнув осудить мертвеца прежде суда Божия! Когда Глеб был жив и властвовал, ты искал в нем милости, брал от него дары, вкусно ел и пил за столом Княжеским, и в благодарность за то обругал тело покойника! Кайся во глубине сердца, да простит Бог твое согрешение!» – Кирилл посылал Епископа Сарского, Феогноста, к Патриарху Константинопольскому, Иоанну Векку, славному ученостию и красноречием, но изменнику православия: ибо Иоанн хотел подчинить Церковь Восточную Западной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Видя монастырь свой украшенным и всего благого восполненным, Евфросиния умыслила создать вторую каменную церковь в честь святой Богородицы. И совершив её и иконами украсив, «предасть мнихом и бысть монастырь велий». Т. е. после женского монастыря она создала мужской, который по всей вероятности был поставлен в более или менее близком соседстве с первым 1075 . Когда окончено было строение монастырей, преподобная Евфросиния,– рассказывает её житие,– возгорелась желанием видеть в своей церкви Богородицы Её икону (называемую) Одигитрию,– одну из трёх икон, которые написаны были евангелистом Лукой ещё при жизни Божией Матери и которые находились – одна в Царьграде, другая в Иерусалиме и третья в Ефесе 1076 . Послав с дарами многоценными к императору Мануилу (1143–1181) и патриарху Луке Хризовергу (1156–1169), она с прилежанием просила себе Ефесские иконы. Царь, видя любовь Евфросинии, послал в Ефес 700 оружников своих и, взяв икону, послал к ней. Преподобная же, получив икону, внесла её в церковь Богородицы (т. е. мужского монастыря) и «уставила по вся вторники носити её по святым церквам». Как понимать этот рассказ, не совсем ясно, но по всей вероятности так, что Евфросиния, желая приобрести хорошую храмовую икону для своей церкви Богородицы и именно копию со знаменитой Константинопольской иконы Божией Матери, называвшейся Одигитрией, приобрела её через посылку нарочных послов в Константинополь (подобно тому как там приобретены были иконы Пирогощая и Владимирская) 1077 . Под конец жизни своей преподобная Евфросиния возжелала дойти святого града Иерусалима и поклониться гробу Господню и всем святым местам. Устроив монастыри и вручив начальство над обоими 1078 сестре своей Евдокии, прежде путешествия постригши в монахини двух племянниц своих, дочерей своего любимого брата Вячеслава – Кираанну и Ольгу (с именами Агафьи и Евфимии, руками епископа Дионисия) и простившись со всеми родными, она отправилась в путь в сопровождении брата Давида и двоюродной сестры Евпраксии. Встретившись на дороге с императором Мануилом, который шёл войной на Угров 1079 , и по его приказанию с великой честью провоженная до Константинополя, поклонившись здесь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Фашисты, осматривая девушек, угнанных на работы в Германию были поражены тем, что у русских все девушки девственны! Еще не так давно сквернословие считалось преступлением. Еще совсем недавно, лет 20-30 назад можно было увидеть эти звезды, услышать эту тишину, этот природный ритм в простых советских колхозах... Сейчас все это кажется фантастикой... Валентин 28 ноября 2012, 01:37 Браво, Светлана ! Византию, колыбель нашей веры, жаль и над Константинополем сейчас тоже мог бы плыть колокольный звон, но увы... А наш мир таков, каков он есть и он прекрасен, и люди все мы хорошие, " вот только квартирный вопрос нас испортил " . Нина 27 ноября 2012, 16:03 Может быть, много суеты еще и потому, что совсем не уделяется внимания греху против вещи..? Евгений 26 ноября 2012, 21:22 Все верно, в больших городах-мегаполисах жить стало очень трудно, странно, что не все это понимают, будто на другой планете живут. И в миру возможно жить " без суеты житейской " , более того, не просто возможно, а необходимо именно к этому стремиться. Алена 26 ноября 2012, 20:16 Суету разводят люди... А разве в окружении святых людей не было? Разве монахи - не люди? У них нет искушений? Просто святые жили с любовью в душе, они знали, что главное в жизни. Носили бремя друг друга на себе, помогая этим другим. Вот бы нам этому научиться... Может, и мы тогда не заметим нашей суеты???... Светлана 26 ноября 2012, 18:55 Жизнь святого Иоанна Златоуста нас учит, что можно быть святым в любом мире. Последняя Пасха святителя на Константинопольском престоле была кровавой - ворвавшиеся солдаты стали убивать тех, кого святой собирался крестить. Он вел огласительные беседы с людьми, которых теперь убивали, он весь Великий пост встречался с ними! Это можно назвать спокойной жизнью? Да, не было интернета. Но сколько клеветы вынес святой! Вплоть до того, что некотоые фразы в его проповедях сейчас считаются вставками с цель опорочить его! И о какой тишине идет речь? Интриги двора и клира. Постоянные труды. Увещевание императора, императрицы. Он крестил детей Аркадия и Евпраксии - будущего императора Феодосия младшего и Галлу, которая прославлена своим мавзолеем в Равенне. Он увещевал раскольников и соединял церковь в раздорах. Он разбирался с делом " долгих братьев " - монахов, ввыгнанных из Египта - и с интригами Феофила Александрийского.

http://pravoslavie.ru/46438.html

И, взяв четвертую частицу, помещает ее рядом с первой, начиная второй ряд. И продолжает: Святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора (Тирона, Феодора Стратилата,) и всех святых мучеников и (мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии, Параскевы, Екатерины и всех святых) мучениц. И, взяв пятую частицу, помещает ее ниже первой во втором ряду. И продолжает: Преподобных и богоносных отцов наших: Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского , (Антония и Феодосия Печерских , Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского) и всех преподобных отцов и (преподобных матерей: Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской, и всех преподобных) матерей. И, взяв шестую частицу, помещает ее ниже второй, завершая второй ряд. После этого произносит: Святых чудотворцев и бессребреников: Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, и всех святых бессребреников. И, взяв седьмую частицу, помещает ее вверху, начиная третий ряд. И продолжает: Святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны, и святых (храма и дня – имена их) , (святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских, святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги,) и всех святых, по молитвам которых посети нас, Боже. И помещает восьмую частицу ниже предыдущей, по порядку. И продолжет: Святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста Если поется литургия его. Если же поется литургия Василия Великого , его поминает: [ Святого отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской. ] И так, взяв девятую частицу, помещает ее последней, в конец третьего ряда. Затем, взяв четвертую просфору, говорит: Помяни, Владыка Человеколюбец, (святейших православных патриархов и великаго господина и отца нашего Святейшего Патриарха (имя) , и) все епископство православных, господина нашего преосвященнейшего (имя и титул местного епископа) , почтенное пресвитерство, во Христе диаконство и весь иной священный чин; (в монастырях: архимандрита или игумена – имя) , братьев и сослужителей наших: священников, диаконов, и всех братьев наших, которых Ты призвал во Твое общение по Своему милосердию, всеблагой Владыка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Яко апостолом единонравных учителей Суждальския страны, и целителей душ и телес премудрых, и служителей Богу благоприятных, к ракам честных мощей ваших притекающе, ублажаем вас, святителие Богоблаженнии, Феодоре и Иоанне, в песнех же и пениих, радующеся, славим Христа, даровавшаго вам благодать исцелений и граду нашему Суждалю великое в вас утверждение. 6718 Изложено на основании жития, составленного во второй четверти XVII века иноком Спасского Евфимиева монастыря Григорием, который пользовался местными преданиями и письменными источниками. 6720 Церковь сия построена в первые времена христианства в Суздале и перестраивалась несколько раз. Каменная церковь была заложена в 1221 году великим князем Георгием Всеволодовичем, обновлена в 1528 году. В церкви находятся раки с нетленными мощами святителей и чудотворцев Иоанна и Феодора, епископов суздальских. В алтаре церкви, за жертвенником, стоит крест, в подножии коего в серебряном ковчеге имеется часть животворящего древа Креста Господня. В церкви находится чудотворный образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, именуемой Смоленскою. Образ сей был перенесен сюда во время епископства святого Иоанна из Городца. 6722 Есть известия, что святой Иоанн усердно сеял семя слова Божия между мордвою, которая частью была покорена отцом великого князя Бориса, Константином. 6723 Святой Дионисий Суздальский – основатель Печерского монастыря, в 5 верстах от Нижнего Новгорода. Святой Алексий митрополит поставил его во епископа Суздаля (первый или второй епископ после святого Иоанна). От патриарха Константинопольского святой Дионисий был посвящен во архиепископа и чрез два года в митрополита Киевского. Скончался в 1384 году; память его празднуется 26 июня. 6724 Святой Григорий, епископ города Агригента в Сицилии, прославился таким обилием даров духовных, что одним прикосновением руки исцелял болезни. Память его празднуется 23 ноября 6725 На покрове, положенном на гроб святого Иоанна, в 1578 году княгинею Евпраксиею, супругою удельного князя Владимира Андреевича, вышит тропарь, в коем сказано: «Злоумышленным церковником молитвою скоро прозрети повеле и научи, яко же прежде св. Леонтий, – связа и паки благослови».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тело матушки, облаченное в монашеское одеяние, привезли в обитель накануне престольного праздника монастыря – дня празднования Казанской иконе Божией Матери. На отпевание и похороны игумении Евпраксии прибыли девять священнослужителей во главе с Архиепископом Сиднейским, Австралийским и Ново-Зеландским Иларионом. Трогательно совершалась заупокойная служба. Крест, который несли во главе погребальной процессии, казался невесомым и знаменовал победу. Многие люди признавались позже, что в тот момент они чувствовали не скорбь, а скорее Пасхальную радость. Сороковой день со дня кончины матушки выпал на Успение Пресвятой Богородицы. В этот день также празднуется память пророка Михея. Это особенно знаменательно, ведь именно иконой пророка Михея благословили матушку в день ее возведения в сан игумении, и потому она всегда считала пророка Михея своим защитником и покровителем. Матушка предчувствовала свою скорую кончину. Незадолго до смерти она сказала одному из прихожан, что не доживет до следующего праздника (приближалась летняя «Казанская»), и положила в Евангелие новую красивую – белую с золотой отделкой – закладку, отметив как свое завещание сестрам и Церкви 4-ю главу из Послания к Ефесянам святого Апостола Павла: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Ефес. 4, 1–6 ).                Сразу по кончине игумении Евпраксии небесное ее предстательство было явлено и осиротевшим сестрам обители, и людям, живущим далеко от монастыря, но глубоко почитающим матушку. Еще до похорон матушки одна из сестер, делая прощальный земной поклон, совсем забыла о сильно болевшем опухшем сломанном пальце и… получила исцеление у гроба почившей игумении. Опухоль прошла, и боль уже не повторяется. Еще одна сестра получила исцеление правой руки, которая целый год сильно болела от артрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вопрос: «Так ли ты все это принимаешь в надежде на силу Божию и обещаешься ли по благодати Христовой пребывать до самой смерти в данных обетах?». Ответ: «Принимаю и обещаюсь с Божией помощью, святой отец.» Настоятель, обращаясь к постригающемуся, произносит: «Всещедрый и Многомилостивый Бог, открывающий пречистые недра Своей непостижимой любви всякому приходящему к Нему с горячей любовью и желанием, и сказавший: «Если и мать забыла бы свое дитя, то Я не забуду тебя» ( Ис. 49:15 ), Он Сам, видя твое желание и прилагая к твоему намерению Свою Божественную силу для исполнения Своих заповедей, да примет, обнимет и защитит тебя и да будет тебе несокрушимой стеной от врагов, камнем терпения, виновником утешения, подате лем силы, приобретением благодушия, соучастником в подвигах, пребывая вместе с тобою, когда ты ложишься и когда встаешь, услаждая и радуя твое сердце утешением Святого Своего Духа, удостаивая тебя наследия святых и преподобных отцов наших: Антония, Евфимия, Саввы, Антония и Феодосия Печерских , Сергия Радонежского, Серафима Саровского и всех преподобных отцев (Женскому же полу: святой первомученицы Феклы, Евпраксии, Олимпиады и всех преподобных матерей), в монашестве Христу угодивших, с которыми и ты да унаследуешь Царство Небесное во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому с Отцом и Святым Духом принадлежит царство, и сила, и слава, и власть, ныне и всегда и во веки веков» и трижды благословляет его. Братия: " Аминь». Диакон: «Господу помолимся». Братия: «Господи, помилуй». Постригающийся наклоняет голову, а настоятель, возложив на нее книгу и руки, молится: «Господи Боже наш, направляющий к совершенству всех, последовавших за Тобою и оставивших родных, друзей и все житейское! Прийми и этого раба Твоего (имя), по Твоему святому слову отказавшегося от всего этого и с твердым намерением кающегося пред Тобою, и наставь его в Твоей истине, и силою Святого Твоего Духа огради его от действия всякой диавольской силы и даруй ему терпение, чтобы всегда угождать Тебе по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех от начала мира святых, Тебе угодивших, ибо благословенно и прославлено всечтимое и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Восход его багрян: потому и облекли Его в багряницу, делая сие в поругание, однакоже пророчески; потому что Христос был Царь. Хотя в посмеяние наипаче сделали сие, однакоже сделали на этот раз, и сделанное стало знамением царского сана. Венец был терновый, но все же венец 29 , притом соплетенный воинами; потому что цари провозглашаются воинами. Восход его багрян, внутрь его камение постлано (Λιθστρωτον). Внимательные ученики Церкви знают «Лифостротон, глаголемый Гаввафа», в доме Пилатовом ( Ин. 19:13 )». А далее приведем последовательное изъяснение картины дня обручения Соломона на основании толкований св. Григория Нисского и бл. Феодорита. Кто есть царь Соломон? Символ Христа – страждущего Царя славы. По многим причинам Соломон прообразует Христа. 1 . Во-первых, по значению имени, ибо «Соломон» означает «мирный». Бл. Феодорит: «Соломон мирный означает, что видеть можно в книгах Паралипоменон, где Бог Давиду, когда он хотел соорудить храм, тако вещал: «Се сын родится тебе, сей будет муж покоя (мира), и упокою его от всех врагов его окрест, зане Соломон имя ему, и мир и покой дам ему над Израилем во дни его. Той созиждет дом имени моему, и той будет мне в сына, а аз буду ему во отца; и исправлю престол царства его во Израили до века» ( 1Пар. 22:9–10 ). Известно, что Соломон, не столь много пожив, умер, и престол царства его прекратился 30 : то и явствует, что Соломоном нарицается здесь миролюбивый Господь наш, о коем блаженный вопиет Павел: «Той бо есть мир наш, сотворивый обоя (иудеев и язычников. – Г.Ф.) едино, и средостение ограды разоривый» ( Еф. 2:14 )». Далее св. Григорий Нисский называет еще целый ряд причин, позволяющих в Соломоне увидеть прообраз Христа. 2 . Св. Григорий: «Мудростию своею Соломон означает истинную Премудрость». Бог дал Соломону «сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе» ( 3Цар. 3:12 ). Соломон – мудрейший из людей, прообраз Господа, Ипостасной Премудрости, превечного Логоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Дева Маркелла говорит далее: «Что же Господь, истина и свет, сделал пришедши (в мир)? Он, приняв плоть, сохранил ее нерастленною – в девстве. Так и мы, если хотим быть подобными Богу и Христу, должны стараться соблюдать девство. Ибо подобие Божие состоит в воздержании от растления. (Выше св. Мефодий говорил о том, что сотворенный по образу Божию еще имел нужду в том, чтобы быть по подобию Его. То есть, если человеческая природа уже по устройству своему несет в себе образ Божий, – в первую очередь речь идет о разумной душе, то подобие Божие в первую очередь состоит в стяжании девства и нерастления. – Г.Ф.) А что вочеловечившееся Слово стало перводевственником, и первопастырем, и первопророком Церкви, это объяснил нам вдохновенный Христом Иоанн в книге Откровения, сказав: «И взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сион, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написано на челах... Это суть те, которые не осквернились с женами: ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» ( Откр. 14:1–4 ). Притом заметьте, как велико достоинство девства перед Богом: «они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны, и следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» ( Откр. 14:4.5 ). Этим он хочет ясно внушить нам, что таким числом, то есть ста сорока четырьмя тысячами, издревле определено количество девственников, между тем, как других святых неопределенное множество. Ибо замечательно, что он прибавляет, говоря о прочих: «И взглянул я, и вот из всех языков и племен и всех народов великое множество, которого никто не мог перечислить ( Откр. 7:9 )» р. I, гл. 5]. О происхождении девства от Христа и о невозможности его до Него и без Него размышляет также св. Амвросий Медиоланский в своем творении «О девственницах в трех книгах» Девства не было у язычников. Об этом так пишет св. Амвросий: «Во всяком случае девство у меня не имеет ничего общего с язычниками, оно не распространено у варваров и не в обычае у прочих живых существ... хотя к девству стремятся все язычники, но посвященная (дева) у них оскверняется; варвары даже преследуют девство, а прочие (народы) совсем не знают его».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010