Когда на святых апостолов в день Пятидесятницы сошли огненные языки Духа Святого и, воспламененные им, апостолы стали на разных языках возвещать великие дела Божии, то «изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» ( Деян. 2:13 ). Да! Напились «сладкого вина», но не от иудейских виноградников, а от истинной Виноградной Лозы, напоившей их сладким вином Духа Святого. И впредь апостолы не иначе отверзали уста для проповеди , как сначала «исполнившись Духа Святаго» ( Деян. 2:4; 4:8; 4:31; 4:33; 5:3; 5:32; 6:10 и т.д.). Вот ветви, напоенные Истинной Лозой! Книга Деяний святых апостолов свидетельствует, как святой апостол Петр пришел в исступленное состояние (божественное упоение) и получил откровение от Бога о причастности всех народов ко спасению. «На другой день... Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем как приготовляли, он пришел в изступление и видит отверстое небо...» (10:9–11). Когда апостол Павел защищался перед правителем Иудеи Фестом, тот «громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия. Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла» ( Деян. 26:24–25 ). Безумием и сумасшествием показалось холодному выдержанному римлянину состояние, в котором он увидел перед собой святого Павла. А коринфянам святой апостол писал: «Аще бо изумихомся, Богови» (потому что для Бога было его исступление) ( 2Кор. 5:13 ). В синодальном переводе: «Если мы выходим из себя, то для Бога». Вот он – выход из себя в божественные состояния! Своеобразным проявлением этого духовного исступления и упоения в первых веках христианства была молитва на иных языках, когда молящийся сам порою не разумел произносимых им слов, но дух его, соединяясь с Духом Святым, тайны изрекал Господу. Это – молитва духом, в отличие от молитвы умной и сердечной, хотя и ум и сердце также могут соучаствовать в этой молитве. Свт. Феофан Затворник также различает сердечную молитву от молитвы Духом Святым [«Умное делание»].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

8:11–14 Виноград бысти Соломону во Вееламоне: даде виноград свой стрегущым: муж принесет в плоде его тысящу сребреник. Виноград мой предо мною: тысяща Соломону и двести стрегущым плод его. Седяй в вертоградех, и друзие внемлющии гласу твоему: глас твой внуши мне. Бежи, брате мой, и уподобися серне или юнцу еленей, на горы ароматов. 8:11–14 Виноградник был у Соломона в Ваал-Гамоне; он отдал этот виноградник сторожам; каждый должен был доставлять за плоды его тысячу сребреников. А мой виноградник у меня при себе. Тысяча пусть тебе, Соломон, а двести – стерегущим плоды его. Жительница садов! Товарищи внимают голосу твоему, дай и мне послушать его. Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических! Виноградник был у Соломона в Ваал-Гамоне – древний Израиль был избранным виноградником , народом Божиим, взятым в удел. Ваал-Гамон означает «Господь множества». Ягве – Господь того множества, которое Он обещал в потомство праотцу Аврааму. Во времена царя Соломона «Иуда и Израиль, многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились» ( 3Цар. 4:20 ). Он , Ягве, отдал этот виноградник (Израиль) сторожам – царям, пророкам и священникам. Каждый из них должен был доставлять Богу за плоды его тысячу сребреников. Плоды Израиля, как земные, в виде десятины от всего, что произрастало, так и духовные – в виде молитв, жертвоприношений, всяких дарований и благодеяний, должны были быть возвращены их Господину и Владетелю – Богу Ягве. Тысяча – полнота возвращаемого Богу, сребро – высокое достоинство. А мой виноградник у меня при себе – вторит Соломону Суламифь. Виноградник принадлежит и Ему, и ей. Богу Ягве виноградник принадлежит по существу: как Владыке и Господину. А ей он принадлежит как охранительнице и жительнице (ст. 13), ибо вверен Господом. Но она должна от плодов виноградника давать Ему как Господину. И она дает, не присваивая себе надлежащего Ему – тысяча пусть тебе, Соломон . Израиль приносит Богу положенные жертвы, десятину и приношения. А двести , то есть меньшая часть, стерегущим плоды его – царям и левитам как служителям, стерегущим плоды виноградника Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В отношении души эти два возраста Невесты означают состояния новоначальной в вере и достигшей полноты и совершенства, или даже лучше разуметь состояние души человека, оглашенного в вере, и души человека, возрожденного в святом крещении («день сватовства»), верной дщери святой Церкви. А далее, сказанное о несовершенствах Церкви ветхозаветной и совершенствах Церкви новозаветной вполне можно отнести к этим двум духовным возрастам человеческой души. Отметим еще одну мысль. Душа святая будет в глазах Его как достигшая полноты. Как часто человек велик не в глазах Его , а в своих собственных, и этим вполне удовлетворяется, нисколько не интересуясь, каков он в очах Господних! В конце Песни перед нами вновь образ виноградника: 8:11–12 Виноград бысть Соломону во Вееламоне, даде виноград свой стрегущым: муж принесет в плоде его тысящу сребреник. Виноград мой предо мною: тысяща Соломону, и двести стрегущим плод его. 8:11–12 Виноградник был у Соломона в Ваал-Гамоне; он отдал этот виноградник сторожам; каждый должен был доставлять за плоды его тысячу сребреников. А мой виноградник у меня при себе. Тысяча пусть тебе, Соломон, а двести – стерегущим плоды его. Виноград – народ Божий, Церковь бысть Соломону, то есть Христу. Соломон означает «мирный», а Христос «есть мир наш» ( Еф. 2:14 ). Сей виноградник был у Соломона в Вееламоне ( Ваал-Гамоне ), что означает «Господь множества». По обетованию, данному еще Аврааму («отцу множества»), потомство его, то есть сыны веры, будет многочисленно, как звезды на небе. Бл. Феодорит: «Сей убо виноград некогда предал Бог израильскому народу. Но когда он не токмо рабов, для собрания плодов посланных, каменем побил и умертвил, но и самого наследника ко кресту пригвоздил: то виноград сей от него, как говорил Господь во Евангелии, был взят и отдан языку, творящему плоды его». Господь даде виноград свой стрегущим. Бл. Феодорит: «Виноградом нарицает всех, состоящих в благочестии христианском, а стрегущими, возделывающими и хранящими тех, кои звание священства на себе носят, коим именно повелено оный виноград духовным учением напоять и соблюдать».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пророки названы «сожительницами» Христу, ибо с ними сожительствовало уже в те времена превечное Слово и зачинало в них пророческое ведение. Вкусив сладость Слова, они ожидали Его воплощения. 3 . Далее дева Прокилла говорит и о прочих девицах : «Затем девицами, которым нет числа, называется множество тех, которые жили праведно под руководством высших и юношески и усердно боролись со грехом». Эти люди жили под руководством цариц -праотцев до потопа и наложниц -пророков после потопа. 4 . Однако никто из них не достиг славы девственников Нового Завета, славы Церкви Христовой. Об этом так говорит Прокилла: «Но из них ни царицы, ни сожительницы, ни девицы не сравниваются с Церковию. Ибо она, совершенная и избранная преимущественно пред всеми ими, состоящая и соединенная из всех апостолов, есть невеста, превосходящая всех красотою цветущей юности и девства. Посему она и ублажается и восхваляется другими, так как она обильно видела и слышала то, чего те желали хотя бы на короткое время видеть, но не видели, и слышать, но не слышали. «Блаженны, сказал Господь ученикам, очи ваши, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф. 13:16–17 ). (Сравни: Увидели ее девицы, и – превознесли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили её: Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами? – Г.Ф.). Потому пророки и ублажают Церковь и удивляются ей, что, чего они сами не сподобились слышать и видеть, того она удостоилась и сделалась причастницей. Ибо шестьдесят цариц, и восемьдесят наложниц, и девиц без числа: но единственная она, голубка моя, чистая моя » Ореховый сад 6:11 Тамо дам сосца моя Тебе. 6:11 Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? В райском саду были первые люди – Адам и Ева . И в нетленной, еще не оскверненной чистоте добродетели их душ были подобны чудным растениям этого сада. Но, преступившие заповедь Божию, утратившие целомудрие прародители были изгнаны из сада.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Приведем примеры такого упоения вином Господним святых угодников Божиих. Иисус Навин в Гаваоне сражается с аморреями ( Нав. 10:8–15 ). Господь предает их в руки его. Не столько их оружием, сколько большими камнями града побил Господь аморреев перед лицом сынов Израилевых. Израильтяне пили радость победы и лицезрения чуда Господня перед ними. И казалось бы, весьма довольно и этого. Но происходит вдруг неожиданное и непостижимое! – Пивший радость победы и лицезрения чуда Господня, Иисус Навин не может остановиться и, упиваясь чрезвычайным дерзновением перед Господом, восклицает: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» И почти на целый день они остановились, пока израильтяне, упиваясь совершившимся, до конца отомстили врагам своим. Об этом длинном дне свидетельствуют древние хроники 47 . «И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь так слушал бы гласа человеческого». Другой пример – царя Давида. О нем пишет св. Григорий Нисский : «Как упился однажды и великий Давид, когда, вышедши из себя самого и быв в изступлении, видел незримую красоту, и возгласил это пресловутое слово: «Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми; чашу спасения прииму, и имя Господне призову» ( Пс. 115:2–4 ). Этот псалом вошел в последование ко святому Причащению готовящимся приступить ко святой Чаше. Еще пример, когда вносили ковчег Господень в Иерусалим, в град Давидов, то видели царя Давида, «скачущего и пляшущего пред Господом». А уничижившей его за это жене царь Давид дерзновенно ответил: «Пред Господом плясать буду. И благословен Господь... пред Господом играть и плясать буду!» ( 2Цар. 6:16.21 ). А Мелхола за уничижение «упивающегося» радостью о Господе Давида была поражена бесплодием. Давиду же, уже от иной, а не от нее, был дан преславный Сын Давидов. И не к такому ли же упоению он и других призывает: «Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости!» ( Пс. 46:2 ). Знаю человека, который, читая книги, раскрывающие тайны православной веры и ее догматов 48 , не мог удержаться и хлопал руками. Мне доводилось быть свидетелем тому, как при вдохновенном произнесении богослужебных возгласов один ныне здравствующий православный епископ приходил в заметное трепетное движение. В общении с ним чувствовался дух любви, что отмечали и другие сослуживавшие епископу священники.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Обратися, обратися, Суламитино! – призыв к возвращению из плена. Оглянись – не забывай в плену своего отечества, вспомни его, оглянись, обратись и вернись в него. Господь повелел пророку Иеремии: «Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь, Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив» ( Иер. 3:12 ). «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием» ( Ис. 35:10 ). Но это не просто возвращение из Вавилона в Иерусалим, это – обращение отпавших от чистой веры иудеев к Богу. «После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего» ( Ос. 3:5 ). Оглянулась, обратилась Суламита, вспомнила Жениха своего Соломона, вернуться решила. Иудеи, возвращаясь из плена в свою землю, возвращаются и к своему Богу, к Ягве, возобновляют законное и чистое богослужение (Зоровавель, Ездра, Неемия). Суламита или Суламифь – имя производное от имени Жениха ее «Соломона». Мирный и Мирная. Царь мира водворяет божественный мир и в своем народе. Суламифь нашла мир, даруемый Царем мира, «Тем, кто больше Соломона» ( Мф. 12:42 ). Дщери Иерусалимские хотят увидеть вернувшийся Израиль: И мы посмотрим на тебя . Она же отвечает: Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский? или: приходящая яко лики полков. Возвращение иудеев из вавилонского плена уподобляется возвращению бежавшего некогда от братнего гнева праотца Иакова из страны вавилонской – из Харрана во Святую Землю. Тогда еще на восточной стороне Иордана у города, названного Иаковом Манаим (или Маханаим), что означает «два полка», или «два лагеря», его встретило «ополчение Божие ополчившееся», полки ангелов Божиих ( Быт. 32:1–2 ). В память этого события в Маханаиме совершались торжественные хороводы, с которыми и сравнивается здесь оглянувшаяся, возвращающаяся Суламифь. Это означает ту ангельскую радость, которая была на небесах, когда возвращался Израиль (и праотец, и через полторы тысячи лет его народ). И то, что, столь претерпев от полков вражьих, ныне израильтяне хранимы полками ангельскими. Когда пророк Даниил молился о возвращении своего народа, то в ангельском мире была брань «князя царства Персидского» и царей персидских с архангелом Михаилом, «одним из первых князей» ( Дан. 10:12–13.20–21 ). Ополчение же «князя Михаила» будет содействовать Израилю, когда «придет князь Греции».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими. Шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных; шея твоя – как столп из слоновой кости. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда. Два сосца твоих – как два козленка, как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Живот твой – круглая чаша, (в которой) не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями. Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника. О, как прекрасны ноги твои в сандалиях! Этот стан твой похож на пальму... Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее. Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! Таков образ Невесты Слова – пречистой плоти Его, которую Он восприял от святой Девы Марии Богородицы. Пусть не смущает, что тело или плоть Христа, «Мужа, засвидетельствованного... от Бога» ( Деян. 2:22 ), описано под женственным образом Невесты. Образ Невесты в данном случае является обычным для библейского языка антропоморфизмом, употребляемым для описания Бога и тайн Царства Его, в котором «ни женятся, ни выходят замуж» ( Мф. 22:30 ). Эти образы не могут быть в буквальном смысле приписываемы своему первообразу. К тому же все творение Божие является в некоем смысле Невестой Божией. Так же и человеческая плоть, воспринятая божественным Словом, уневещена Ему. Отметим еще немалое сходство в описании образов Жениха и Невесты. Так, описываются кудри жениха и невесты, глаза и его и ее уподобляются голубям. Живот уподобляется сосуду из слоновой кости, или круглой чаше. Сладость уст жениха, и источающие отличное вино уста невесты. Это сходство образов отражает отмечаемое в догматическом богословии общение в Иисусе Христе свойств обоих Его естеств. Свойственное человеку усвояется Богу, свойственное Богу усвояется человеку. При этом оба естества остаются неслитны и неизменны. Одно естество не изменяется в другое, но одно участвует в другом – Слово воплощено, плоть обожена. 81

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Слыша весенний зов Жениха, отвечает Ему Невеста: 2:16–17 Брат (сестричищ) мой мне, и аз ему. Пасый в кринах, Дóндеже дхнет день, и двигнутся сени. Обратися, уподобися ты брате мой серне, или младу еленю на горах юдолий. 2:16–17 Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему: он пасет между лилиями. Доколе день дышит (прохладою), и убегают тени, возвратись, будь подобен серне или молодому оленю на расселинах гор. Брат (возлюбленный) мой мне, и аз ему – это формула любви, взаимоотдача друг другу. Это – тайна брака: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» ( 1Кор. 7:4 ). Сия же тайна о Христе и Церкви. Христос – Глава Церкви, а она – Его тело, которым Он владеет, как хочет, в божественной любви Своей. Церковь состоит из тех, которые следуют за Ним, куда бы Он ни пошел ( Откр. 14:4 ), ибо принадлежат Ему. Его овцы знают голос Его и следуют за Ним, за Добрым Пастырем своим ( Ин. 10:4–5 ). Однако, о чудо! – не только они принадлежат Ему, но и Он, и Тело Его принадлежит им! Свободное и Ему одному принадлежавшее Тело было пригвождено на Крест – теперь оно не Его, оно отдано и принадлежит Церкви! Оно навеки соединено со Крестом, оно навсегда распято, всегда ломимо и преломляемо, но в любви никогда не истощаемо (вот они, слова священника при раздроблении евхаристического Агнца: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждеваемый, но причащающиеся освящаяй...»). Теперь каждый священник хранит это Тело как залог спасения – своего и пасомых им. Воистину: «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» ( Откр. 19:3 ). Это то состояние, когда говорят: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ), когда «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:56 ). Душа говорит о Возлюбленном: «Как Он меня всем прочим предпочел, так и я Его всему предпочитаю, и с другим кем-либо соединения убегаю: тех, кои лисиц и коварных имя на себе носят, гнушаюся» (бл. Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сын Человеческий, с плотью Которого, как с прекраснейшей из женщин , сочеталось превечное Слово, будучи оставлен на кресте без ответа и без утешения (о чем свидетельствуют слова: Если ты не знаешь этого ), становится посему Пастырем роду людскому. Не став «отверженным Агнцем», Он не смог бы стать Пастырем заблудших овец, возвращающим их во двор овчий. Теперь же сказано Ему: Иди себе по следам овец ... Пастырь добрый, иди, ищи заблудших овец , ищи их по следам их. Души заблудились, ушли от Бога, но остались еще следы добрых дел их, следы веры и благочестия, по которым их можно найти и вернуть Отцу. И паси козлят твоих подле шатров пастушеских. Козлятами означаются противящиеся Богу, которые будут поставлены по левую сторону Судии и повержены в муку вечную ( Мф. 25:33.4 ). Эти так и остаются на чужбине подле шатров пастушеских , не возвращаясь домой. Но добрый Пастырь, ищущий поставляемых одесную овец , имеет промыслительное попечение и о противящихся козлятах . Он и их пасет , хотя они не ведают или не приемлют Его промыслительного о себе попечения. Сын Человеческий посылается к овцам и козлятам – об этом сказано, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ). 1:8 Конем моим в колесницех фараоновых уподобил тя, ближняя моя. 1:8 Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя. Под образом фараона изображено Божеское начало во Христе, а под образом кобылицы – плоть Его. Царственно-величественно Божество Его, нежна, грациозна, прекрасна – плоть Его. Она – возлюбленная Его. Творец любит Свое творение, превечное Слово любит Свою пречистую плоть, она – прекрасна! Стремительность и воинственность колесницы фараоновой изображает, как через плоть Свою превечное Слово оглашает вселенную, приводя ее к Царствию Божию. Подобно иезекиилевой колеснице (Иез. гл. 1), и эта колесница означает Четвероевангелие, через которое благая весть о воплотившемся ( кобылица ) Боге ( фараон ) проносится по вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И тогда образ Христа-Жениха пленяет и сердца дщерей Иерусалимских. Теперь они готовы вместе с Суламифью искать Его: 5:17 Камо отиде брат (сестричищ) твой, добрая в женах, камо уклонися брат твой? и взыщем его с тобою, – восклицают они. 6:1 «Куда пошел возлюбленный твой, прекраснейшая из женщин? куда обратился возлюбленный твой? мы поищем его с тобою». И душа дочерей Иерусалимских осознала, что Церковь прекраснейшая из женщин , что ничто в этом мире не сравнимо с ней. Они готовы соединиться с Церковью и искать Жениха-Христа. Римские воины, мучившие первых христиан, часто бывали покорены красотой и величием их подвига и веры и, присоединившись к ним, искали вместе с ними мученического венца, чтобы «увенчаться со Христом» и обрести Его. В последние времена, когда уже будет воцаряться антихрист, через проповедь пророков Илии и Еноха, дщери Иерусалимские – сыны и дочери земного Израиля, осознают, наконец, что добрая в женах и прекраснейшая из женщин – Церковь Христова, и вместе в нею взойдут ко Христу. Св. Григорий Нисский видит в дщерях Иерусалимских души несовершенные, а в невесте – душу совершенную во Христе, которая ведет их ко Христу-Жениху. «Как Андрей гласом Иоанна путеводится к Агнцу, а Нафанаил, просвещаемый Филиппом, изшедши из объемлющей его тени закона, вступает в свет истинный; так и отроковицы к приобретению указанного им блага употребляют в руководство душу совершенную по красоте, говоря ей: камо отыде брат твой, добрая в женах? Камо уклонися брат твой? И взыщем его с тобою». Глава 6 Невеста отвечает на вопрос дщерей Иерусалимских о месте пребывания Жениха и на их желание участвовать в поисках Его: 6:1–2 Брат (сестричищ) мой сниде в вертоград свой, в места аромат, паствити в вертоградех, и собирати крины. Аз брату (сестричищу) моему, и брат (сестричищ) мой мне, пасый в кринех. 6:2–3 Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии. Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мне; он пасет между лилиями. Невеста, искавшая Жениха, сама теперь указывает на место, где Он находится: Брат мой сниде в вертоград ( в сад ) свой, в места аромат ( в цветники ароматные ), паствити в вертоградех, и собирати крины. В цветущих садах пасет Пастырь добрый и собирает лилии. Обычно пасут на полях и пастбищах, но не в садах. Пастух ищет злачные пастбища, а не ароматные цветники. В обычной картине пастуха на пастбище все несколько заземлено, вещественно. В картине же Песни Песней, где пастух пасет в цветущем саду и питает пасомых не травами, а ароматами цветников и собирает не сено, а лилии, – все возвышенно, утонченно и одухотворено. Все таинственно и, если можно так выразиться, сказочно. Насыщение и покой обычных пажитей заменены красотой и ароматами цветочных садов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010