К.Д. Головщиков Давно собирая материал о жизни и ученых трудах вообще всех родившихся и живших в Ярославской губернии, я настолько скопил уже его (более чем о 1000 лицах), что решаюсь выпускать от времени до времени небольшие отделы из своей работы. Выделив ныне из общей массы тех ученых, которые первоначальным своим образованием обязаны Ярославской семинарии, био-библиографические данные я помещаю здесь пока только о тех из них, которые избрали для своей специальности не духовную дорогу, и из этих таких, которые не находятся уже теперь в живых. Список их располагаю в алфавитном порядке. К. Головщиков Аристов Андрей Петрович Аристов Андрей Петрович – Андрей Петрович род. в 1812 г. в с. Новом Молотского уезда, где отец его был священником. После Ярослав, семинарии окончил он курс в Московской духов, академии со степенью магистра и в 1836 г. определен преподавателем семинарии в Тверь. Прослужив там около двух лет, он назначен был (19 мая 1838 г.) профес. философии в Демидовский лицей в Ярославле; но со введением нового устава Лицея оставлен был в 1846 г. за штатом, а в начале 60-х годов умер. Из литературных трудов его известны: 1) «О влиянии народного духа на философию». М. 1889. 2) «Философия составляет существенную потребность человеческого духа». М. 1840. 3) «О философско-религиозных учениях Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля» М. 1846. Лекции своим студентам лицея читал он: Логику по Бахману; Психологию – по Карусу, Вейссу и Шульцу; историю философии – по Риттеру и Теннеманну и нравственную философию – по Шлейермахеру и Зайлеру. Аристов Евмений Филиппович Аристов Евмений Филиппович – Сын дьячка села Полетаева, Мологского уезда; родился он в 1806 г. Окончив после Ярославской семинарии курс в 1830 г. в Московской медико-хирургической академии, он удостоен был звания «лекаря 1-го отделения по медицинской и ветеринарной частям», при чем награжден золотой медалью и тогда же командирован в центральный в Саратове холерный комитет, а в 1831 г. определен ординатором Брест-Литовского военного госпиталя.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Выражение «принадлежит по праву» также характерно для «Теологии процветания», последователи которой буквально требуют у Господа финансовое благополучие. Кеннет Е. Хейгин, например, пришел к выводу, что «самая эффективная молитва – это настаивать на своих правах. Я так и молюсь: Я настаиваю на своих правах!» 73 Чтобы понять ложность тезиса о том, будто между степенью богопочитания и финансовым благополучием существует причинно-следственная связь, достаточно вспомнить о нищите апостола Петра ( Деян. 3:6 ) и последовать призыву апостола Павла относительно людей, чуждых истины, «которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких» ( 1Тим. 6:5 ). Стремление к «избыточной, благословенной, стабильной, защищенной жизни» оценивается преподобным Амвросием Оптинским как пагубное искушение: «Напрасно ты думаешь, что богатство или изобилие или, по крайней мере, достаточество было бы для тебя полезно или успокоительно… Довольство и изобилие портит людей» 74 . Даже желание приобретения денег для раздачи нуждающимся, по мнению святителя Феофана Затворника , сопряжено с грехом любоимания 75 . Дальнейший анализ видеоматериалов показал, что относительно даров Духа и знамений в этой беседе игумен Евмений (Перистый) делает поразительные выводы: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов»… Изгоняешь ли ты бесов? Кто изгнал бесов, покажите? Если изгоняешь, значит, ты уже учеником стал» 76 . Таким образом, лишь обладающие такими дарами, как дар изгнания бесов, с его точки зрения могут считаться полноценными учениками Христа. Это типично неопятидесятническая позиция, согласно которой лишь тот христианин может считаться крещенным Духом Святым, кто в момент «исполнения Духом» стал говорить на иных языках, пророчествовать или получил иной, столь же явный дар Духа. Цитируя обетование Спасителя о знамениях, сопровождающих уверовавших («будут говорить новыми языками»), игумен Евмений (Перистый) уточнил: «Не сказано другими языками: там английским, французским, немецким… Тогда бы все лингвистами стали. Какими-то «новыми». Боже! Боже!» 77 . Это показывает, что указанный руководитель проекта «Альфа и Омега» дар «новых языков» понимает не в согласии со святоотеческой традиции как «новый иностранный язык», а в соответствии с воззрениями харизматического движения, где «иной язык» воспринимается лишь как форма молитвы нечленораздельными звуками.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/mimikrij...

Вполне по-обновленчески все эти видимые формы воплощения христианского опыта игумен Евмений (Перистый) именует «культурной оболочкой и обрамлением», заявляя, что все эти внешние фантики могут меняться. Но суть послания о том, что Бог пришел на землю, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом… Она остается неизменной… И наша ответственность и задача – научиться об этом послании говорить в совершенно «новой упаковке», не перечеркивая и не выбрасывая «старой», если для кого-то это является ценным и важным 58 . Необходимо признать, что это важное в миссионерском плане понимание соотношения внутреннего и внешнего, смысла и обряда, «единого на потребу» и второстепенного, на протяжении курса «Альфы и Омеги» не сохраняет равновесия, уклоняясь в стремление реформировать «упаковку» христианства, причем без оглядки опыт Церкви и без Ее рецепции. Ожидание чудес и откровений присуще всем руководителям данного семинара. «С Иисусом скучно не будет, – говорит молодой лидер «Альфы и Омеги», – с Ним постоянно: «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит… Там воскресение, там чудеса, там «по воде». И все это реально может быть в жизни здесь и сейчас…» 59 . В другой беседе игумен Евмений свидетельствует, о том, как, прочитав обетование Воскресшего Христа о том, что уверовавшие в Него «возложат руки на больных и они будут здоровы», они [вместе с иеромонахом Павлом (Малковым) – с. А. У.] в это поверили: «Если с верой во Христа положить руку и помолиться… Зачем-то Бог предписал это делать. Когда мы стали… у нас много случаев таких …. на порядочный сборник… Ты повелел возлагать руки, и мы возлагаем» 60 . Указанный принцип предлагается применять всем участникам семинара: возлагать руки на больных и молить Бога Отца во имя Иисуса Христа об исцелении страждущего. Именно так предлагает поступать и неохаризматический проповедник Осборн Т. Л.: «Каждый верующий может возлагать руки на больных и обетование гласит: они (больные) будут здоровы» 61 . При этом учение игумена Евмения (Перистого) об исцелении больных заслуживает особого внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/mimikrij...

Как говорится, не ждали... откуда придет очередной " подарок " . Божией помощи! Благодарю за ответ о. Димитрия. Внимательно прочитал комментарии. Беда, друзья! И беда в самом главном - в дефиците Любви. Прямо я - вражина какой-то. Смешно... и печально... Я высказал свое мнение, как врач, имеющий десятилетние наблюдения эффективного лечения нарко- и алкогольной зависимости. И мои комментарии - это не только прямые, в отношении статьи, но ситуации в целом. Причем, с указанием своего имени, а ссылку на свою статью оставил для того, чтобы было четко ясно, каково мое видение пути решения этой проблемы. Еще раз повторю, очень радостно, что есть люди, которые мужественно решаются противостоять этому злу. Просто мне самому приходилось оказывать помощь коллегам, которые " сгорели " , работая с этой категорией пациентов. Причем, много трагических случаев среди медиков. Победить это зло можно только с Божией помощью, вместе, объединяя наши возможности и ресурсы, в том числе, слыша коллег и занимаясь этим служением не только эмоционально - интуитивно, но и профессионально. И прежде всего, молитвенно. И не стесняться учиться у других! Честное слово, в этом ничего зазорного нет! А о. Анатолия Берестова знаю лично, несколько раз встречались. Могу сказать только одно - есть агитаторы и пропагандисты, даже очень хорошие, но есть и свидетели. По моему мнению, о. Анатолий - типичный представитель первых, игумен Евмений - свидетель. Я знаю, как окормлял наркозависимых игумен Евмений. И видел сам, как Любовь исцеляет. Это не плохо и не хорошо, что все люди разные. И каждый понимает и несет свою миссию по своему. Это просто есть. Так, видимо, угодно Господу. Единственное, что хочется отметить, что у о. Анатолия - мания какая-то (и я не осуждаю его, но обличаю - открыто и честно) искать виноватых вокруг - КГБ, ЦРУ, секты, массоны и т. п. И многим людям " приятно это слышать " - потому что очень выгодно снять с себя личную ответственность за происходящее вокруг и за происходящее в своей собственной жизни. Кстати, Вы можете встретится с и. Евмением, он сейчас в Москве, уверен, что он с радостью поделится с Вами своим опытом. Еще раз призываю всех к деятельной Любви, а не к поиску " врагов " . А главным и, пожалуй, единственным критерием исцеления-освобождения от наркозависимости считаю глубину тех ЛИЧНЫХ отношений, которые человеку удается выстроить со Христом. Все остальное - демагогия и от лукавого. И наша с вами (мирян и священнослужителей) ответственность, если мы осмысленно и осознанно взяли на себя этот труд, каждый на том месте, куда его поставил Господь, быть воинами Христовыми и помогать страждущим эти отношения построить. И прежде всего, своим собственным примером. Божиего всем благословения, вразумления и любви!

http://pravoslavie.ru/31158.html

Нет побуждений думать, что до видения знамения Константин был язычник, а после него сделался христианином. Евмений достаточно дает понять это, придавая «богознамению» неопределенную окраску: «какой-то бог». Сенат видел, что Константин в религиозном настроении стоит на особой почве, а не строго языческой. Сенат редактировал надпись на арке Константину (315 г.) в форме довольно неопределенного свойства: «Константин освободил Рим по внушению божества (instinctu divinitatis)». Для сената естественно было написать: «повелением Юпитера», но он чувствовал, что это было бы смело и неугодно Константину. Очевидно, что настроение Константина не было строго языческое. Но не было оно и строго христианское. Если бы сенат и мог скрыть его под указанной формулой, будучи большой силой (как он и сделал, например, усвоив ему имя pontifex maximus, или провозгласив Константина после его смерти, т. е. после принятия им христианства, – богом), то этого никак не мог сделать Евмений. Этот простой галльский ритор вряд ли решился бы на такое толкование, если бы знал, что всем известно христианство Константина. Сама монограмма могла быть простой аббревиатурой, составленной из греческих букв ХР или РХ, – как угодно. Ее носили все, имеющие имена, начинающиеся этими буквами. Монограмма эта сама по себе ничего не говорила, и только христиане понимали ее как указание на благоприятный поворот в их положении; для язычников же она была неясна. Эта монограмма и потом часто встречается на многих других предметах, так что один ученый считает ее знаком расположения носившего ее к войску. В жизни Константина она была только начальным шагом к христианству. Только одно вероятно, что монограмма эта была употреблена в походе против Ликиния. Итак, сверхъестественное событие, в чем бы Константин ни полагал в нем центр тяжести, не могло иметь для него решающего значения. Каковы же были мотивы к тому, что Константин дал христианству господствующее положение? – Если он стал на сторону христианства без глубокого религиозного убеждения, то мотивов для этого, очевидно, должно искать в политике.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

С самой юности всей душой пошел за Христом, сбросив с себя два тяжких бремени: бремя богатства и бремя плоти. От первой ноши освободился он, раздав всё свое имущество нищим и убогим, а от второй – усиленным постом. Таким образом, сперва он [самого] себя уврачевал, а затем и другим начал подавать исцеление. Бесстрастный и исполненный благодатью Духа Святого, Евмений воссиял светом, который не мог остаться незамеченным. И как написано: Не может укрыться город, стоящий на верху горы ( Мф. 5:14 ), – так и святой Евмений не смог утаиться от Увидев его, люди избрали его епископом города Гортины. В епископстве управлял он Христовым стадом как добрый пастырь. Был отец сиротам, щедродатель нищим, утешение скорбящим, целитель недужным и предивный чудотворец. Своей молитвой творил он многие чудеса: умертвил коварного змея, изгнал бесов, уврачевал многих больных, – и причем не только в своем городе, но и в Риме, и в Фиваиде. В Фиваиде своей молитвой испросил он у Бога дождь во время засухи. Там и скончал он свою земную жизнь и преставился в вечные обители Господа своего. Жил он и трудился в VII столетии. 2. Св. мученица Ариадна . В городе Промисе (Примнисы) во Фригии в правление царя Адриана был некий правитель Тертил, язычник. Девица Ариадна, христианка, была у него рабой. В день рождения своего сына Тертил устроил обильное жертвоприношение идолам, на которое благочестивая Ариадна не пошла, но осталась дома, молясь истинному Богу. [За это] господин прогневался на нее и начал принуждать ее к отречению от Христа и к поклонению идолам. Но так как Ариадна отказалась это сделать, то он подверг ее бичеванию и другим жестоким мукам, а затем бросил в темницу. Вскоре после того выпустил он ее из темницы и прогнал [прочь] от дома, однако быстро в этом раскаялся и послал рабов, чтобы схватили они ее и вернули. К тому времени Ариадна уже вышла за пределы города. Увидев преследователей, она помолилась Богу у высокой скалы – и скала разверзлась и сокрыла в себе Ариадну. Это вызвало в рабах замешательство, так что, поссорившись, схватились они между собою и умертвили друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В иных случаях Диоклетиан наглядно и впечатляюще демон­стрировал своим соправителям разницу в своем и их положении внутри тетрархии. «Однажды в Сирии облеченный в пурпур Галерий целую тысячу шагов (милю) пешком шел впереди колес­ницы гневавшегося на него Августа» (Аммиан Марцеллин, цит. изд., с. 35). Причиной гнева Диоклетиана стало поражение от персов, которое потерпели римские легионы под командовани­ем Галерия. И все же льстивые панегиристы всем четырем императорам воздавали хвалу, а некоторые из них имели предпочтения, не со­впадавшие с действительной иерархией внутри тетрархии. Так, пафосный литературный льстец Мамертин в речи, произнесен­ной в Августе Треверов, в порыве вдохновенной лести, поставил Максимиана, к особе которого он был приближен, выше самого Диоклетиана: «Приняв должность соправителя, ты дал Диокле­тиану больше, чем получил... Ты соперничаешь со Сципионом Африканским; Диоклетиан соперничает с тобой» (цит. по: Буркхард, цит. изд., с. 52). Ничтожность персоны панегириста и уда­ленность Трира от Никомидии уберегли краснобая от обвинения в оскорблении величества римского народа, воплощенного в обо­жествленном августе Диоклетиане. Знаменитый ритор эпохи Евмений, обращаясь к юношам Гал­лии, призывал их взглянуть на карту мира, представленную на стене здания в Августодуне (Отене), расположенного между хра­мами Аполлона и Минервы на местном Капитолии: «Пусть они представляют себе то Египет, очнувшийся от своего безумия под твоим милостивым правлением, Диоклетиан Август, то мавров, сраженных твоими молниями, о непобедимый Максимиан, то Батавию и Бретань, под твоей десницей снова возносящих свою главу из лесных дебрей и топей, о владыка Констанций, то тебя, цезарь Максимиан (имеется в виду Галерий – В. Ц.), попираю­щего ногами персидские луки и колчаны. Теперь мы можем с ра­достью созерцать картину мира, именно теперь, когда мы не ви­дим на ней ни одной земли, принадлежащей чужестранцам» (цит. по: Буркхард, цит. изд., с. 53). В своем слове Евмений прославил важнейшие победы, одер­жанные тетрархами. Диоклетиан в 296 г. успешно подавил вос­стание, вспыхнувшее в Египте, и отразил нападения на Египет ливийского племени блемиев. Галерий разбил форсировавших Дунай языгов и карпов, а затем вел войну с персами в Армении и Месопотамии, и хотя вначале потерпел поражение, чем и вы­звал гнев Диоклетиана, но затем, получив подкрепление, одержал победу, результатом которой стал заключенный в 297 г. мирный договор с Саппором II, по которому Рим получил значительную часть Месопотамии. Максимиан подавил восстания, охватившие Африку и Мавританию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   Нет побуждений думать, что до видения знамения Константин был язычник, а после него сделался христианином. Евмений достаточно дает понять это, придавая «богознаме-нию» неопределенную окраску: «какой-то бог». Сенат видел, что Константин в религиозном настроении стоит на особой почве, а не строго языческой. Сенат редактировал надпись на арке Константину (315 г.) в форме довольно неопределенного свойства: «Константин освободил Рим по внушению божества (instinctu divinitatis»). Для сената естественно было написать: «повелением Юпитера», но он чувствовал, что это было бы смело и неугодно Константину. Очевидно, что настроение Константина не было строго языческое. Но не было оно и строго христианское. Если бы сенат и мог скрыть его под указанной формулой, будучи большой силой (как он и сделал, например, усвоив ему имя pontifex maximus, или провозгласив Константина после его смерти, т. е. после принятия им христианства,— богом), то этого никак не мог сделать Евмений. Этот простой галльский ритор вряд ли решился бы на такое толкование, если бы знал, что всем известно христианство Константина.    Сама монограмма могла быть простой аббревиатурой, составленной из греческих букв ХР или РХ,— как угодно. Ее носили все, имеющие имена, начинающиеся этими буквами. Монограмма эта сама по себе ничего не говорила, и только христиане понимали ее как указание на благоприятный поворот в их положении; для язычников же она была неясна. Эта монограмма и потом часто встречается на многих других предметах, так что один ученый считает ее знаком расположения носившего ее к войску. В жизни Константина она была только начальным шагом к христианству. Только одно вероятно, что монограмма эта была употреблена в походе против Ликиния.    Итак, сверхъестественное событие, в чем бы Константин ни полагал в нем центр тяжести, не могло иметь для него решающего значения. Каковы же были мотивы к тому, что Константин дал христианству господствующее положение? — Если он стал на сторону христианства без глубокого религиозного убеждения, то мотивов для этого, очевидно, должно искать в политике.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Наполнение любой инородной для Православия «формы» православным содержанием, ее «воцерковление» есть дело творческое и обусловленное особенностями склада личности составителя. Однако в данном случае возникает множество вопросов к самой методологии наполнения данной «структуры» цитатами из православных и далеко не православных авторов, а также к содержанию этих цитат. Анализ приведенных текстов показывает, что многие из них содержатся в подборке цитат Официального сайта Просветительского центра и издательства «Свет Православия» 114 , возглавляемого игуменом Евмением (Перистым). Как сказано в разделе сайта «Из записной книжки православного миссионера», в этой рубрике составители предполагают «размещать цитаты разных авторов, которые так или иначе [их] зацепили». Подбором цитат занимался игумен Евмений (Перистый) 115 , а также упомянутый выше Андрей Горяйнов. «Записную книжку» (Приложение 3) 116 последнего автора можно называть «программой неообновленца», так как здесь в имплицитной форме содержатся призывы по-новому смотреть на основы иерархического устройства Православной Церкви, на литургические особенности, принцип почитания святых и мощей святых угодников, и многие иные стороны жизни современного Православия. Одним из признаков восприятия авторами православного «Альфа-Курса» постпротестантских воззрений является их особое словоупотребление. Уже первые читатели сборника «Рабочие материалы…» были обеспокоены тем, что «вопросы «Альфа-Курса» составлены так, что они имеют для обывателя чисто протестантское звучание: «Кто такой Иисус?», «Как я могу быть исполнен Духом Святым?». Достаточно вспомнить классические сектантские призывы а-ля «Иисус любит тебя!». Как же быть тогда с качеством восприятия «Альфа-Курса» как миссионерской проповеди Православной Церкви?». В ответ на этот вопрос игумен Евмений (Перистый) согласился, что протестантское мышление чаще называет Господа «Иисусом». Мы же чаще называем Господа «Христос»… Между тем, – продолжил он, – «Иисус» – это человеческое имя Господа, и мы об этом часто забываем. Иисус – краеугольный камень нашей веры и здесь ничего стыдиться не надо. Если мы называем Господа «Иисус», то с православной точки зрения мы ничем не погрешаем. Так говорят все Евангелия: «и сказал Иисус», а не «сказал Господь Иисус» 117 . Ведь изложение этой темы каждый человек все равно пропускает через себя, на том языке, на котором он привык творить молитву. Каждый из нас из глубины сердца говорит ровно на том языке, на котором говорят православные христиане. Просто потому что мы другого не знаем. В этом смысле «Альфа-Курс» застрахован от инославной экспансии, потому что мы можем читать их книги, но мы не пересказываем протестантские учебники, а говорим от своей веры, от своего сердца 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/mimikrij...

Часто такие люди лгут совершенно бессмысленно и бескорыстно с. 140]. «С точки зрения аскетики, – замечает игумен Евмений, – патологическая лживость является определенной формой одержимости человека» с. 140]. В психиатрии тщеславных именуют истериками, говорит психиатр Н.Д. Гурьев [см.: 3, с. 164]. Православный психиатр С. А. Белорусов попытался установить взаимосвязи между клиническим понятием «психопатия» и аскетической категорией «страсть» [см.: 2]. Он увидел соответствие истерической психопатии, основной особенностью которой является жажда признания, страсти тщеславия. Он ссылается также на К. Ясперса, который отмечает у истериков стремление казаться больше, чем они есть на самом деле, и переживать больше, чем в состоянии пережить. Если С.А. Белорусов напоминает, что психопатия – это патологическое состояние, которое проявляется дисгармонией личностной структуры, то А.Е. Личко говорит об акцентуациях характера как крайних вариантах нормы [см.: 14, с. 6]. В психологической литературе встречается описание демонстративной личности, которое сходно с описанием истерической акцентуации: где норма, где пограничное состояние, а где патология – этот вопрос никем однозначно не решен. Демонстративность, характерная для истероида, использует множество возможностей, чтобы привлечь к себе внимание: претензию на оригинальность, непохожесть на других, экстравагантность, восторженность или напускное безразличие. Истероиды, считает С.А. Белорусов, безусловно, эгоцентричны, что проявляется в инфантильном самолюбовании, непостоянны, ориентированы на немедленный успех, довольно легко переживают поражение, с легкостью меняют амплуа, их чувства поверхностны, эмоциональная жизнь капризно неустойчива, воля не способна к длительному напряжению. Им часто отказывает чувство меры, и они сами проникаются верой в собственные вымыслы, ими легко манипулировать, так как они легко внушаемы. Другом для них становится тот, кто им верит и подыгрывает, врагом – тот, кто разоблачает или насмешливо не обращает на них внимания [см.: 2]. Истероидную акцентуацию характера А.Е. Личко описывает как беспредельный эгоцентризм, ненасытную жажду постоянного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания. Пусть будет даже негодование или ненависть к нему, но только не безразличие и равнодушие. Даже алкоголизация и употребление наркотиков у подростков, побеги из дома могут носить у них демонстративный характер [см.: 14, с. 144].

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010