Хотя основная тематика данной конференции посвящена творчеству свт. Иоанна Златоуста , полагаю, что не будет совсем неуместным, поговорить сегодня о творчестве свт. Евлогия Александрийского. Между ними, при всем различии и в том числе хронологическом (в 2 столетия), можно найти пусть и далекие, но все же параллели. Все мы прекрасно знаем, что в этом году круглая дата – исполняется 1600 лет со дня кончины свт. Иоанна Златоуста . Совершая память свт. Евлогия мы тоже празднуем круглую дату. В этом и следующем году исполняется 1400 лет со дня кончины свт. Евлогия Александрийского. Он скончался по разным сведениям в 607–608 гг. 13 февраля по старому стилю, 26-го по-новому. Так что праздновать его память мы можем два года. Дальнейшие сходства еще более тесные: свт. Иоанн Златоуст был выходцем из Антиохии и ставленником на другой кафедре – в Константинополе. Свт. Евлогий Александрийский был тоже выходцем из Антиохии и ставленником на другой кафедре – в Александрии, но рукоположен был также, как и Иоанн Златоуст в Константинополе. Если свт. Иоанн Златоуст был кафедральным проповедником в Антиохии до своего рукоположения, то свт. Евлогий Александрийский был игуменом Богородичного «Юстинианова» монастыря в Антиохии и как ревнитель православия, был удостоен должности синкелла Антиохийского патриарха (J. Maspero. P. 259), а также возглавлял странноприимный дом (ξενοδοχεου) (Joan. Eph. Hist. eccl. I, 40). То есть их церковные должности были весьма близки. Каждый из них был, до своего архиерейского рукоположения, «правой рукой» своего епископа. И тот и другой писали на экзегетические темы, писали против еретиков (в частности против новациан и иудеев). Впрочем, на этом сходства заканчиваются. У свт. Евлогия мы не встретим ни такого огромного объема сочинений, как у Иоанна Златоуста (даже то, что дошло от него – сохранилось в отрывках и пересказе свт. Фотия). У свт. Евлогия нет собственно экзегетических творений, как у свт. Иоанна, вся его экзегетика вкраплена в его богословие, у него почти нет сочинений нравственно-назидательного и аскетического характера. Зато у него есть то, что отличает его от Иоанна Златоуста – мощный пласт христологической проблематики – полемики против монофизитов, характеризующейся скрупулезной аналитикой богословских категорий (ипостась, природа, свойство и др.), о чем у свт. Иоанна возможно не было склонности теоретизировать. И конец их жизни был разным – свт. Иоанн скончался в ссылке, а свт. Евлогий – на своей кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlogij-Aleksa...

До восшествия на Александрийскую кафедру Евлогий был игуменом Богородичного «Юстинианова» монастыря в Антиохии. Как видный ревнитель православия, он был удостоен должности синкелла Антиохийского патриарха 8 , а также, по словам церковного историка Иоанна Ефесского, возглавлял странноприимный дом (ξενοδοχεον) 9 . В 580 г. император Тиверий II назначил его православным («мелкитским», «халкидонитским») Александрийским патриархом, сменившим на кафедре Uoahha II . Положение Евлогия на кафедре сразу оказалось сложным, поскольку он – как иностранец, избранный без участия египетского клира и посвященный в Константинополе – встретил большие трудности в совершении своего архиерейского служения. Патриаршество Евлогия пришлось на один из самых сложных периодов острого противостояния как между православными (дифизитами) и монофизитами в Александрийской церкви, так и между различными течениями внутри самого монофизитства. В этих условиях свт. Евлогий проявил себя как его непримиримый и деятельный противник, и напротив, последовательный сторонник IV Вселенского Собора в Халкидоне, полемист против монофизитства и других ересей, как талантливый и решительный администратор и достойный архиерей. Он рассылал по египетским монастырям, многие из которых были заражены монофизитской ересью, свои сочинения, строил в Александрии новые православные храмы. В частности, он восстановил церковь св. мученика Юлиана 10 , построил храм Пресвятой Богородицы «Дорофеи» 11 . В своей борьбе прибегал к помощи императорской власти и вынудил монофизитского Александрийского патриарха Дамиана в 602 г. бежать из Египта. Во время произошедшего в Александрии восстания и возникшей в городе анархии, ему пришлось взять на себя, помимо церковной власти, также гражданскую и военную, сместив с должности императорского префекта Иоанна 12 . Ревностная защита деяний IV Вселенского Собора и Томоса свт. Льва Великого отражена в описании, переданном блаж. Иоанном Мосхом , чудесного троекратного явления синкеллу Евлогия, епископу города Дарны в Ливии Феодору во сне вместе со свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlogij-Aleksa...

(21.11) Говорит ему Антоний: «Знаю, зачем пришел. Но скажи всем братьям, чтобы и они слышали». Говорит ему Евлогий: «Этого увечного нашел я на площади. И обет дал Богу, чтобы о нем заботиться и мне спастись через него, а ему через меня. Поскольку же он после стольких лет чрезмерно меня удручает и я помышлял бросить его, сего ради пришел к твоей святости, чтобы ты мне посоветовал, что я должен делать, и помолился обо мне. Ибо я в ужасном смятении». (21.12) Говорит ему Антоний твердым и суровым голосом: «Бросаешь его? Но создавший его не бросает его. Бросаешь его? Воздвигнет Бог лучшего, чем ты, и он подберет его». Замолчал Евлогий и оробел. И снова, оставив Евлогия, начинает словом бичевать увечного и взывать: (21.13) «Увечный, калечный, недостойный земли и неба, не прекращаешь враждовать на Бога? Не знаешь, что это Христос служит тебе? Как дерзаешь Христу это произносить? Не ради ли Христа себя поработил он в служение тебе?» И строго выговорив и ему, отпустил. И поговорив со всеми остальными об их нуждах, опять обращается к Евлогию и увечному и говорит им: (21.14) «Нигде не задерживайтесь, ступайте, не разлучайтесь друг от друга, разве только в вашей келье, где проводили вы это время. Ибо уже послал Бог за вами. Ибо это искушение пришло вам, поскольку оба вы близки к цели и должны удостоиться венцов. Итак, не сделайте чего другого, а «иначе», пришед, ангел не застанет вас на месте». И они скорее отправились в путь и пришли в свою келью. И в течение сорока дней скончался Евлогий, а в течение еще трех дней скончался увечный». (21.15) Кроний же, задержавшись в окрестностях Фиваиды, зашел в александрийские монастыри. И случилось, что одному братия совершала сороковой день, другому же – третий. Узнал Кроний и изумился. И взяв Евангелие и встав в середину братии, поклялся, рассказав этот случай, что: «Я был переводчиком всех этих слов, ибо блаженный Антоний не знает греческого. А я изучил оба языка и переводил им – по-гречески, ему – по-египетски». (21.16) И следующее говорил Кроний, что: «Той ночью расказывал нам блаженный Антоний, что: «Целый год молился я, чтобы мне открылось место праведных и грешных. И увидел я огромного некоего великана до облак, черного, протягивающего руки до небес, и под ним озеро величиною с море. И видел души, летающие, как птицы. (21.17) И те, которые перелетали через его руки и голову, спасались. Те же, которых он ударял руками, падали в озеро. И был мне глас, глаголющий: «Те души, которые видишь перелетающими, – души праведных, они спасаются в рай. Другие же, которых тащат в ад, – следовавшие плотским пожеланиям и памятозлобию " ». 92 Евлогий прп. Фиваидский, странноприимный; пам. в сырную субботу, см. канон, песнь 3: «…Ефрем… со Евлогием зеленем, делы и чудесы облиставшии концы». В греч. Минеях пам. 27 апреля. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Господи, во имя Твое принимаю калеку этого и покою его даже до смерти, дабы через него и мне спастись; ниспошли мне терпение служить ему. Затем, подойдя к калеке, говорит он ему: – Желаешь ли, почтеннейший, я приму тебя в дом и буду тебя ублажать? А тот отвечает: – И весьма! – Итак, я привожу осла и забираю тебя! Тот согласился; и Евлогий привел осла, поднял калеку, отвез его в странноприимную комнату келейки своей и стал о нем печься. И был терпелив калека пятнадцать лет, живя у него как во врачебнице, омываемый и прибираемый руками Евлогиевыми и питаемый от него так, как должно при недуге его. Когда же прошло пятнадцать лет, вселился в калеку бес и принялся возмущать его противу Евлогия; и начал калека изрыгать на благодетеля своего всякие слова хульные и бранные, говоря: – У, захребетник, раб неверный, чужие денежки утаил, а через меня спастись хочешь? Тащи меня на площадь! Мяса хочу! Принес ему Евлогий мяса, а тот снова как закричит: – Мало мне! Хочу народа! Хочу на площадь! Насилие! Брось меня туда где нашел! Будь в него руки, недолго бы ему и придушить Евлогия, так ожесточал его бес. Идет Евлогий к ближним подвижникам и жалуется им: – Что мне делать? Привел меня этот калека в отчаяние. Выброшу ли его? Страшусь, ибо давал обет Богу. Не выброшу его? Злые дни и злые ночи доставляет он мне. Что делать, не ведаю. Они же говорят ему: – Коль скоро Великий еще жив, – а «Великим» именовали они Антония, – ступай к нему, а калеку положи в челн и так отвези в монастырь, а там дожидайся, покуда святой муж выйдет из пещеры своей, и представь все на суд ему; что он тебе ни скажет, смотри, держись решения его, потому что Бог глаголет к тебе через него. И послушался он их, и взвалил калеку на лодочку пастушью, и оставил в ночи город, и привез калеку в монастырь учеников святого Антония. А случилось так, что пришел Великий на другой день, поздним вечером, и была на нем, как сказывал Кроний, хламида кожаная. А когда приходил он в монастырь, был у него вот какой обычай: он подзывал к себе Макария и спрашивал его:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Сейчас постепенно восстанавливаются из руин монастырские постройки. При постоянной заботе правящего архиерея - архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, сестры монастыря во главе с настоятельницей монахиней Елисаветой постепенно возрождают святую обитель. Входят в монашескую жизнь, стремятся найти в своей обители спасение души, быть полезными для страждущего мира. В настоящее время в монастыре проживают 20 насельниц, несущих повседневные монастырские послушания - чтение Псалтири, клиросное, швейное, трапезное и различные хозяйственные. ...Празднование памятных дат в жизни монастырей Владимирской епархии в 2003 г. имело важное значение. Таковыми явились: 1. 650 лет Стефано-Махрищенскому монастырю. В торжествах принимал участие архиепископ Оренбургский и Бузулукский Валентин и епископ Сергиево-Посадский, викарий Московской Епархии, Феогност... В Стефано-Махрищенском монастыре существует детский приют для девочек... В 2004 г. один из женских монастырей Владимирской епархии – Стефано-Махрищенский был переведен в статус ставропигиального, находящегося под управлением Святейшего Патриарха Алексия II " . Из книги Минин С.Н. священник. Очерки по истории Владимирской епархии. (X-XX вв.). – Владимир: 2004, стр.  102-103 Махрищский Свято-Троицкий монастырь, в 30 верстах от Троице-Сергиевой лавры, на берегу реки Махры, в 12 верстах от города Александрова, в 5 верстах от железнодорожной станции Коробаново; состоит в ведении Троице-Сергиевой лавры. Основан около 1370 года пр. Стефаном (см. 14 июля). Над мощами его в храме его имени устроена в 1779 году серебряная рака. В монастыре находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. При монастыре школа с общежитием, странноприимный дом и больница для братии. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Архимандритский корпус В самом конце XIX века напротив храма преподобного Стефана с северной стороны возводится двухэтажный настоятельский корпус. Предположительно, на этом месте находился дом, выстроенный еще в конце XVIII века для временного пребывания митрополита Платона. К 1896 году дом этот, представлявший собой двухэтажное здание с каменным нижним этажом и деревянным верхом, сильно обветшал так, что ремонт его представлялся уже невозможным. Однако по желанию строителя иеромонаха Гавриила новый настоятельский корпус при перестройке должен был сохранить прежний вид митрополичьего дома. Первый этаж здания, в котором помещались братские кельи, а также переплетная мастерская и кладовые, был каменный со сводами, верхний, как и прежде, деревянный. На втором этаже разместились настоятельские кельи.

http://sobory.ru/article/?object=00207

И мы видим бесчисленное множество примеров, как несчастья, нужды и скорби обращали к Богу великих неверов и грешников. Блудный сын был богат и счастлив, забыл Бога, отдался весь греху, но лишь коснулась его бедность и нужда – явилась у него мысль и об отце и о возвращении к нему с раскаянием. «Я недостоин быть твоим сыном, прими меня хотя в работники», – сказал он отцу, когда возвратился к нему с раскаянием ( Лк. 15:19 ). С другой стороны, когда Господь видит, что иному из нас бедность, нужда, болезнь во вред, во вред его душе, что бедность и нужда, например, могут увлечь его ко грехам притеснения других, воровства и т. п., болезнь может развить в нем страшный ропот на Господа Творца и Промыслителя, отчаянию и даже расположить к самоубийству – такому человеку Господь дает земное счастье: богатство и довольство, здоровье. Чтобы разительнее видеть, как Господь устроивает все в жизни каждого из нас к лучшему, к вечному спасению душ наших, расскажем многим из вас, братие, уже известное следующее повествование об Евлогии каменосечце, или просто каменщике. Евлогий заработанную свою сумму всякий день делил на две части: и одну употреблял на себя, на свое содержание, а другую – на нищих и особенно странников. Однажды некто из странников, благочестивый старец, подумал об Евлогии: «Если он, не имея почти ничего, делает много добра, то сколько делал бы он добра, если бы быть богат?» И стал просить у Бога богатства ему. Бог послал к старцу Ангела спросить, уверен ли он в том, что Евлогий не испортится от богатства. Старец ручался за Евлогия больше, чем за самого себя, и самим собою поручился за него. Тогда Бог послал Евлогию богатство – он нашел в горе много золота. Но что же? Евлогий после того не захотел жить в своем месте, а отправился в город, купил себе дом и сделался придворным вельможею, а о бедных людях и о добрых делах для них он совсем позабыл. Сделался, кроме того, горд и скуп. Узнав о разбогатении Евлогия и о переселении его в город старец, порадовался, что Бог исполнил его молитву об Евлогии, и отправился в город посмотреть на благотворительные заведения: странноприимницы, больницы и богадельни, которых так много, думал он, построил Евлогий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

46 Об Исидоре, пресвитере и странноприимце Александрийской Церкви, Палладий пишет, что он «до самой кончины своей не носил льняной одежды, не ходил в ба-ню, не касался мяса, никогда не вкушал пищи до сытости». Юность он провел в Нитрийской пустыне. Исидор Странноприимец был хорошо известен всему Сенату в Риме, куда ходил с Афанасием Великим . Он обладал глубоким знанием Священного Писания и догматов, имел дар умной молитвы и слез. Богатство употребил для Бога, сестер-девиц отдал в обитель. – Прим. ред. 48 Упомянутый Макарий затем стал настоятелем этого монастыря. Не следует его путать с Макариями Великим и Александрийским. 49 Тот же переводчик Кроний (Кронид) рассказывал еще, что Антоний Великий имел в ту ночь, когда отпустил Евлогия с увечным, видение о душах умерших в виде птиц, которых старался не пропустить на небеса великан (см.: Палладий, гл. 24). 50 Имеются в виду гонения при императоре Декии (250 г.– эдикт против христиан) и Валериане (в 257/258 гг.); священномученики епископ Римский Корнелий и епископ Карфагенский Киприан, отказавшиеся принести жертву языческим богам. Священномученик Киприан был в 258 году, после гонения и заточения, усечен мечом. Сочинения и послания этого ревнителя веры полны духа кротости и любви. Блаженный Иероним сравнивал их с «тихим ручьем, с водою, самою чистою и приятною». Память его 31 августа/13 сентября. – Прим. ред. 51 Пещера Павла Фивейского находилась недалеко от Чермного (Красного моря), в ущелье горы Холзим, расположенной на другой стороне той же горной гряды, среди которой возвышается «внутренняя гора» Антония Великого . 52 В некоторых кодексах читается: онокентавр, в иных – кентавр. Плиний свидетельствует, что иппокентавры неоднократно были приводимы в Рим и служили предметом зрелища. 54 Святитель Епифаний, епископ Кипрский, – иудеянин из Палестины, долгое время подвизавшийсчя в Египетской пустыне. В течение нескольких лет был учеником Илариона Великого, предсказавшего ему епископство, если он оставит пустыню. Около 367 года избран, по указанию Божию, на епископскую кафедру г. Саламина. Имел дар чудотворений и пророчества. Скончался в 403 г. на 96-м году своей жизни, погребен на острове Кипр. Память его 12/25 мая. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Антиной, где они обратили многих ко Христу своим учением и чудесами. Со смертью Валента, когда вступил на престол Феодосий Великий, то он возвратил всех сосланных арианами в ссылку. Тогда он поставил Евлогия епископом Едессы, а Протоген был рукоположен в епископа г. Карии, в Месопотамии. Св. Мина был патриархом Царяграда, жил к VI столетии. Сначала он был пресвитером и надзирателем над странноприимным домом св. Сампсона (память его 27-го июня). В сане патриарха Мина перенес немало скорбей от папы Василия по случаю споров по поводу монофизитской ереси, против которой был 3 Вселенский Собор. При Мине был освящен знаменитый храм св. Софии, созданный императором Иустинианом. При нем же было следующее, весьма поразительное чудо в Константинополе. Один еврейский мальчик, зашел в храм с христианскими детьми, причастился св. Таин вместе с ними. Отец, узнав об этом, страшно рассердился на сына и бросил его в раскаленную печь, в которой делалось стекло. Мать не знала этого и 3 дня искала сына. На 4-й день она услышала голос сына из печи и вынула его оттуда живым. Отрок рассказывал, что он не сгорел потому, что одна пресветлая Жена часто приходила к нему, остужала огонь и приносила пищу и воду. Весть об этом чуде разнеслась по всему городу, дошла до патриарха и царя. Мать и отрок приняли крещение, а упорный отец был казнен, как человекоубийца. 26-е число Мученики Адриан и Наталия были супруги и соединены супружеством только один год. Жили при императоре Максимиане, в Никомидии Вифинийской. Этот император, воздвигнув гонение на христиан, обещал награды тем, которые будут указывать скрывающихся христиан или сами станут приводить их. Явилось множество доносов. В это время, по доносу, было взято 23 христианина в пещере близ Никомидии. Их мучили, заставляя поклониться идолам. Затем привели в судебную палату, чтобы записать их имена и ответы. Начальник палаты Адриан, видя страдания святых мучеников, спросил: «Какой награды ожидаете вы от своего Бога на свои мучения?» Они отвечали: «Такой, какой уста наши не могут рассказать, а уши твои не могут слышать, и ум постигнуть».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Мучеников Исаакия, Аполлоса и Кодрата (303). Святителя Максимиана, патриарха Константинопольскаго (434). 22. Преподобнаго Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольскаго (613). Благовернаго князя Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковскаго (перенесение мощей, 1834). Апостолов Нафанаила, Луки и Климента (I). Преподобнаго Виталия (VI–VII). 23. Святаго славнаго великомученика, победоносца и чудотворца Георгия (303). Мученицы царицы Александры (303). Мучеников Анатолия и Протолеона (303). 24. Святаго мученика Саввы Стратилата и с ним 70 воинов (272). Преподобнаго Саввы Печерскаго, в Ближних пещерах (XIII). Преподобнаго Алексия, затворника Печерскаго, в Ближних пещерах (XIII). Мучеников Пасикрата и Валентина (228). Мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303). Преподобнаго Фомы юродиваго (VI). Преподобныя Елисаветы чудотворицы (VI–VIII). Иконы Божия Матери Молченския (1405). 25. Святаго апостола и евангелиста Марка (I). Преподобнаго Сильвестра Обнорскаго (1379). Иконы Божия Матери Цареградския (1071). 26. Священномученика Василия, епископа Амасийскаго (ок. 322). Святителя Стефана Великопермскаго (1396). Праведныя Глафиры девы (322). Преподобнаго Иоанникия Девиченскаго (XIII) (серб.). 27. Святаго апостола и священномученика Симеона, сродника Господня (107). Преподобнаго Стефана, игумена Печерскаго, епископа Владимиро-Волынскаго (1094). Праведнаго Евлогия странноприимца (IV). 28. Святых апостолов Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных с ними пострадавших (I). Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана (286). Святителя Кирилла, епископа Туровскаго (1183). Мучеников Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (I). 29. Святых 9-ти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (III). Преподобнаго Мемнона чудотворца. Мучеников Диодора и Родопиана диакона (III–IV). Святителя Василия, епископа Захолмскаго (XVI) (серб.). Мученика Иоанна Валаха (румын.). 30.Святаго апостола Иакова Зеведеева, брата святаго Иоанна Богослова (44).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поучительным является рассказ из жития аввы Даниила (IV–V) о внезапном богатстве каменосечца Евлогия, жившего прежде бедно и внезапно разбогатевшего. Живя в бедности, Евлогий каждый вечер приходил на площадь города и приглашал к себе в дом всякого не нашедшего ночлег. Каждый странник получал бесплатно простую пищу и постель. Монах Даниил, увидев столь добродетельное жительство простого бедного человека, обратился с молитвами к Господу с просьбой подать каменосечцу «значительное имущество на дело странноприимства». Спустя три недели поста и молитв в откровении получил ответ авва Даниил о полезности и достаточности для Евлогия того, что он уже имеет ныне. Но монах продолжал в молитвах свою просьбу, и вот в видении было взято с него поручительство за душу каменосечца, «что он спасет ее при умножении имения его». И монах, веря в крепость доброты сердца каменосечца, такое ручательство дал. На следующий день Евлогий обнаружил «случайно» во время работы много золота в пустотелом камне. Внезапно разбогатев, оставил он «доброе дело странноприимства» и уехал в другой город, где купил за золото должность и палаты роскошные. Спустя два года монах, узнав о решении каменосечца, испугался за душу сгубленную и пытался вразумить его. Бывший каменосечец не только не внял монаху, но и велел рабам своим бить его. И пока лежал монах в беспамятстве от побоев, было вновь видение: «Вижу себя в храме Святого Воскресения, вижу опять священнолепного Отрока, который сидел на камне честного гроба. Отрок воззрел на меня гневно: от этого как бы окаменело сердце мое, и я не мог отворить уст моих. И сказал мне Отрок: что же ты не действуешь по поручительству твоему? Он повелел двум из предстоявших Ему повесить меня, и били они меня довольно, приговаривая: не начинай дела, превышающего твои меры, не препирайся с Богом, не стужай 241 Божеству. Когда я еще висел, услышался голос: Царица идет! Увидев ее, я несколько ободрился и сказал ей тихим голосом: Владычица мира, помилуй меня. Она спросила… чего ты хочешь? Я сказал: я повешен здесь за поручительство мое за Евлогия. Она сказала мне: Я умолю за тебя. И видел я, что Она подошла к Отроку и начала целовать ноги Его. Отрок сказал мне: впредь не будешь ли делать этого? Не буду, Владыко! – отвечал я. – Молился я о Евлогии, желая лучшего. Владыко! я согрешил: прости меня и повели разрешить. Он сказал мне: иди в келью твою и уже не заботься о Евлогии, которого Я возвращу к его прежнему добродетельному жительству способом Мне известным».

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010