Возражение 3. Далее, деятельная жизнь озабочена здешним миром. Но обо всех монашествующих говорят как об отрёкшихся от мира; так, по словам Григория, «отрёкшийся от мира сего и творящий по мере сил своих добро подобен тому, кто, вышедши из Египта, принёс жертву в пустыне». Следовательно, похоже, что никакой монашеский орден не может быть определён к деятельной жизни. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях» ( Иак. 1:27 ). Но это связано с деятельной жизнью. Следовательно, нет ничего несообразного в том, что монашеская жизнь определена к деятельной жизни. Отвечаю: как уже было сказано (1), монашеское состояние определено к совершенству любви, которая простирается на любовь к Богу и ближнему. Затем, созерцательная жизнь, целью которой является посвящение себя одному только Богу, непосредственно связана с любовью к Богу, в то время как деятельная жизнь, целью которой является служение ближнему в его нуждах, непосредственно связана с любовью к ближнему. И подобно тому, как в силу этой любви мы любим ближнего ради Бога, точно так же и наше служение ближнему обращено к Богу, согласно сказанному [в Писании]: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших – то сделали Мне» ( Мф. 25:40 ). Поэтому служение ближнему в той мере, в какой оно обращено к Богу, представляется жертвой, согласно сказанному [апостолом]: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» ( Евр. 13:16 ). И коль скоро, как было показано выше (81, 1), приношение жертвы Богу по преимуществу присуще религии, из этого следует, что некоторые монашеские ордена надлежаще определены к работам деятельной жизни. В связи с этим в «Святоотеческих наставлениях» аббат Несторий, проводя различение целей монашеских орденов, говорит: «Иные стремятся к уединённой жизни в пустыне и чистоте сердца; иные заняты наставлением братий и попечением о монастырях; а иных привлекает служение в странноприимных домах», то есть в приютах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вопрос 125. Если кому вверено дело, и он без спросу сделает что–нибудь не по приказанному, или сверх того, что ему приказано; то должно ли ему оставаться при деле? Ответ. Самому брать что–нибудь на себя вообще не благоугодно Богу; это не прилично и бесполезно для тех, которые стараются соблюдать союз мира. Если же с безрассудством остается кто в своем упорстве, то полезно отнять у него дело, потому что не соблюдает он заповеди сказавшего: «В каком (звании) кто призван, братия, в том каждый и оставайся» (1 Кор.7,24); и еще вразумительнее: «не думайте (о себе) более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Римл.12, 3). Вопрос 155. Поелику мы, которые прислуживаем больным в странноприимном доме, научены прислуживать им с таким расположением, как бы служили братьям Господним, то, если принимающий от нас услуги будет не таков, как должны мы к нему относиться? Ответ. Поелику Господь сказал: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Матф.12, 50); то, если кто не таков, но оказывается грешником, достойным следующего приговора: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан.8, 34), он прежде всего имеет нужду в увещании от настоятеля. А если останется в тех же грехах; то известен о нем суд самого Господа, присовокупившего: «раб не пребывает в доме вечно» (35), и Апостола, заповедавшего: «извергните развращенного из среды вас» (1 Кор.5,13). Ибо таким образом и прислуживающие избавятся от недоумения, и все живущие вместе приведены будут в безопасность. Вопрсо 293 Как должно вести себя с теми, которые важных грехов избегают, а малые делают небоязненно? Ответ. Прежде всего надобно знать, что в Новом Завете нельзя видеть сего различия. Ибо на все грехи простирается один приговор Господа, Который сказал: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34); и еще: «слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12, 48). И Иоанн вопиет: «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Воспитание любви и легко, — ибо душа человека, как отметил Тертуллиан, по природе своей христианка, — и трудно, ибо в мире " по причине умножения беззакония " во многих охладела любовь (см. Мф 24:12). Очень полезно прикреплять подростков, юношей и девушек к одиноким престарелым людям для той или иной помощи. Это часто оказывается не только помощью тем, кто в ней нуждается, но и позволяет молодым знакомиться с интересными людьми, которым есть что рассказать о прошлом, которые могут поделиться своим духовным опытом. Иногда между молодежью и такими одинокими стариками возникают нежные, родственные отношения. Церкви и монастыри всегда имели богадельни, странноприимные и сиротские дома. Апостол Иаков в своем Соборном послании пишет: " Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? " (Иак 2:19–20). " Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: " идите с миром, грейтесь и питайтесь " , но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе " (Иак 2:15–17). В 1917 г. в связи с гонениями на христианскую веру и в первую очередь на православие всякая церковная благотворительность была запрещена, соответствующие учреждения и средства были национализированы. Да и любое сострадание, милосердие и благотворительность стали считаться оскорблением и унижением личности. Была отвергнута даже попытка святителя Тихона оказания церковной помощи голодающим; члены общественного независимого от церкви " Комитета помощи голодающим " были арестованы. Во время Ашхабадского землетрясения 1947 г. епископу Ташкентскому и Среднеазиатскому Гурию категорически запретили оказывать помощь пострадавшим в Туркмении, когда он проявил такую инициативу в своей епархии. Разрешались и делались обязательными сборы на строительство гигантских по тем временам самолетов типа " Максим Горький " , в фонд МОПР; позже обязательным для Церкви был сбор в " Фонд мира " , но никаких сборов для конкретных организаций, больных и т. д. делать не дозволялось.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вот что рассказывал почитаемый многими авва Кассиан: – Некогда мы пришли из Палестины в Египет к одному из отцов. Он принял нас с любовью, и мы спросили его: «Почему, когда кто-нибудь гостит у вас, вы не соблюдаете правило поста вашего, как принято это у нас в Палестине?» И старец в ответ сказал: «Пост всегда со мною; а вас я не могу иметь всегда при себе. Пост хотя дело полезное и необходимое, однако же он в нашей воле, а заповедь любви мы исполняем по воле Господа. Итак, принимая одного из вас, – Христа принимаю, и буду служить со всяким усердием. Когда же отпущу вас, могу восстановить правило поста. Ибо могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 19—20). Жил некогда в сирийской пустыне великий подвижник. Через пустыню ту был проложен торговый путь, и немало странников останавливалось у христолюбивого старца передохнуть. В какой бы час ни приходили к нему, он угощал путников всем, что только было в его скромном жилище. Однажды к старцу заглянул отшельник, и подвижник по обыкновению предложил ему поесть. Тот отказался: – Благодарю тебя, отче, мне не нужно пищи, ибо я пощусь. Такой ответ сильно опечалил пустынника. – Не пройди мимо раба твоего (Быт. 18: 3). Взгляни на это древо. Прошу тебя, преклоним колена перед Господом. Кому из молящихся древо поклонится, того обычай исполним. Отшельник согласился, первым встал на молитву – и ничего не произошло. Воздел руки к Небу старец – и тотчас дерево поклонилось ему. Видя такое, гостю ничего не оставалось, как вместе со странноприимцем возблагодарить Бога, творящего чудесное. Пришли два брата к некоему старцу. Они просили о мудром совете, но прежде, чем дать духовное наставление, авва предложил гостям разделить с ним его трапезу Зная, что подвижник несет строгий пост и не принимает пищу каждый день, иноки смутились: не стало ли их посещение для старца соблазном? Прозорливый авва разрешил их сомнения:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

«Все это, дети мои, я рассказал вам, чтобы вы, прежде всего, упражнялись в смиренномудрии, независимо от того, среди малых или великих вы окажетесь. Ибо смирение – это первая заповедь Спасителя: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф.5:3 ). Смотрите, как бы не соблазнили вас бесы, которые напускают на вас пустые видения. Но если кто-нибудь придет к вам: брат, друг, сестра, жена, отец, учитель, мать, дитя, слуга, – прежде всего в молитве прострите руки, и, если это призрак, он убежит от вас. Когда вас обманывают бесы или люди льстят вам и восхваляют вас, не верьте им и не возноситесь разумом [τ διανο]. И меня часто по ночам искушали бесы, ни давая мне ни молиться, ни отдыхать, и являли мне всю ночь разные призраки. Рано утром, глумясь надо мной, они припадали ко мне, говоря: «Прости нас, авва, что мы целую ночь беспокоили тебя». А я отвечал им: «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие ( Пс.6:9 ; Мф.7:23 ). Не искушайте раба Божия!» Так и вы, чада мои, стремитесь к безмолвию [τν συχαν], всегда приучайте себя к созерцанию, чтобы на молитве помыслы ваши были чисты. Нет сомнения, прекрасен тот подвижник, который постоянно подвизается в миру, совершает добрые дела, являет братскую любовь и упражняется в подвигах странноприимства, любви, милосердия, оказывает благодеяния ближним, поддерживает изнемогающих и ведет жизнь, чуждую соблазнов. Хорош такой человек и даже прекрасен, ибо он на деле исполняет заповеди, однако он заботится о земном и скоропреходящем. Воистину лучше него и более велик человек созерцательный, который от практических дел поднялся к умозрению [π τν νησιν], предоставив другим думать о насущном, а сам, отвергшись себя и забыв о себе, печется о небесном; он, свободный от всего, предстоит перед Богом, не отягощаясь никакой другой заботой. Достигнув такого состояния, человек проводит всю свою жизнь с Богом, по Божией воле живет и непрестанно воспевает Бога». Это и многое другое рассказывая нам, блаженный Иоанн беседовал с нами три дня подряд до девятого часа 28 , врачуя наши души.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

второе его частное послание «избранной госпоже». Разуметь в настоящем месте первое соборное послание Иоанна невозможно потому, что оно назначалось многим церквам (см. предисл. к 1 соб. посл.), а это одной определенной церкви, где жил Гай (τ κκλησα). При том, в первом послании ничего не говорится о странствующих проповедниках истины и о странноприимстве. Указывать на второе послание Иоанна еще менее основательно; кроме того, что этому нисколько не соответствует «содержание второго послания, оно имеет назначением своим не церковь какую-либо (см. предисл. ко 2 и 3 посл.), а одну частную личность, хорошо известную Апостолу. – Но любящий первенствовать у них, Диотреф, не принимает нас: в древнем схолии у Маттея (schol. 1) выражение Апостола любящий первенствовать (φιλοπρωτυειν) объясняется словами: «похищающий или тайно отнимающий первенство» ( φαρπζωυ τ πρωτεα). Следовательно, честолюбивый Диотреф не был первым лицом в церкви или епископом. Был ли он пресвитером или диаконом – неизвестно. Всего вероятное, он потому имел особенные притязания в церкви, что в доме его собирались христиане для отправления Богослужений – см. 10 ст. (Ср. Huther, Lange). – Не принимает нас: т. е. Апостола и преданных ему учеников. Быть может держался он какого либо ложного учения, опровергаемого Апостолом и учениками его (ср. Grot.): быть может, не имея священного сана, как неспособный и недостойный, сие недоволен был Иоанном Богословом, имевшим влияние на дела церквей Малоазийских. Сег ради аще воспомн ег дла, же творитъ, словесы лкавыми укор насъ: и не доволенъ быва схъ, ни самъ и хотщымъ возбранетъ, и цркве изгонитъ. (ст. 5, Мтф. 23, 13). 10. Посему, если я приду, то напомню о делах, который он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. 10 . Посему, если я приду: а придти к Гайю Иоанн Богослов надеялся скоро – 14 ст., то напомню о делах, которые они делает: не Диотрефу напомнит, а церкви, или: обличит дела его пред всем обществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Глава первая     О ТРЕТЬЕМ СОБОРНОМ ПОСЛАНИИ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА Вопрос о подлинности и каноничности третьего послания Апостола и евангелиста Иоанна вполне аналогичен и неразрывно связан с подобным вопросом о подлинности второго послания того же Апостола. И по внешней, исторической засвидетельствованности 3-го послания Иоанна церковным преданием, и по внутреннему сходству мыслей и выражений этого послания с 1-м посланием Иоанновым и Евангелием Иоанна подлинность его не может подлежать сомнению. Кто был Гаий, к которому было написано это послание, с точностью неизвестно В апостольских писаниях известно несколько лиц с этим именем ( Деян. 19:29, 20:4 ; Рим. 16:23 ; 1Кор 1:14 ), и один из них, именно коринфянин Гаий ( Рим 16:23 ), отличался странноприимством, как и тот Гаий, которому адресовано 3-е послание Иоанна. Все же тожество этих двух лиц сомнительно: первоначальные читатели как первых двух посланий св Иоанна, так и 3-го, по всей видимости, принадлежали к христианам малоазийских церквей. О каком-либо иерархическом положении Гаия в 3 Иоанна не говорится; вероятно, это был просто благочестивый истинный христианин мирского звания. Третье послание написано, вероятно, одновременно со вторым и, конечно, также из Ефеса. Глава I Приветствие Гаию и похвала ему (1–4). О добродетели странноприимства (5–8). Обличение Диотрефа и похвала Димитрию (9–12). Известия и приветствия (13–15). 3Ин.1:1 .  Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. 3Ин.1:2 .  Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. 3Ин.1:3 .  Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. 3Ин.1:4 .  Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. Как ни обычны приветствия любви и обращения любви в писаниях великого Апостола любви, но, по-видимому, Гаия был особенно любимым учеником его, на что может указывать усиленное выражение (ст. 1): «которого я люблю по истине» и неоднократное повторение обращения «возлюбленный» (ст. 1, 2, 5, 11) к Гаию, которому Апостол прежде всего посылает молитвенные благожелания (2), указывая затем (ст. 3–4) основание или причину своего апостольского благожелания Гаию и расположения своего к нему – в том, что он ходит в истине (ст. 3), а это для пастырской любви Апостола к духовным чадам своим – высшая радость (ст. 4; см. 2Ин.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее апостол говорит: «…утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы»; терпение – очень важное качество христианина и каждого человека. Господь разделил с нами терпение и скорбь нашей жизни. «Ревнуйте о странноприимстве… » – конечно, мы должны, чем можем, помогать людям, находящимся в пути, которые приходят к нам, хотя сейчас трудная ситуация, но какую-то помощь оказывать нужно всегда. Необходимо об этом помнить. «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте», – этими словами апостол заканчивает послание. У нас сейчас нет очевидного гонения, власть стала, скорее, благосклонна к вере христианской, к православию в том числе. Но мы знаем, что есть разногласия внутри самой Православной Церкви. Люди по-разному смотрят на какие-то вещи. Поэтому, когда наши взгляды расходятся, нам следует помнить, что это – тема для нашей молитвы об этом человеке или о том или ином направлении внутри Церкви. Здесь необходимо терпение, чтобы мы, встречаясь с осуждением, недоброжелательством, ни в коем случае не платили той же монетой, помня слова Господа: «Да будете сынами Отца вашего Небесного». В чём это сыновство? Иисус поясняет: «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Так и вы будьте благожелательны не только к тем, кто разделяет ваши взгляды, но и к тем, кто проявляет к вам враждебность. Конечно, это всегда трудно, но Господь именно этого от нас ждёт. Так что давайте примем это как наставление всем нам. Аминь. (26 июля 1992 года) Отношение к народу Божию – вопрос судьбы нашего собственного народа Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В апостольских чтениях часто звучит одна и та же тема – тема отношения апостола Павла к Израилю, к своему собственному народу, народу избранному, народу, усыновлённому Богом, и в этом своём качестве избавленному из египетского рабства и получившему от Бога, своего Отца, и славу, и заветы, и обетования… Эта тема трагедии израильского народа, не узнавшего и не принявшего обещанного ему Мессии, развивается апостолом Павлом на протяжении трёх больших глав. Что важно нам здесь понять? Прежде всего: необходимость хорошего знания посланий апостолов, потому что послания – часть Нового Завета. Это как бы проповедь апостола Павла. Тема, о которой говорит апостол Павел в послании к Римлянам (гл. 9 – 11), как никакая другая, приготовляет сердце христианина к правильному пониманию Евангелия. Сейчас, к сожалению, для нашей страны тема отношения к еврейскому народу становится чуть ли не ключевой. По этому поводу много споров и разногласий. И нередко очень многие православные христиане, к сожалению, занимают в этом вопросе позицию, не соответствующую Священному Писанию. Это часто выражается в какой-то ненависти, враждебности, распространении клеветнических мифов и т.п.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-bozhie-...

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к Св.Писанию. Вспомним известное место Библии, в котором говорится о суде Божием над Содомом и Гоморрой (Быт.18,17-33; 19,1-29). Очевидно, что здесь есть нечто неудобопонимаемое. Так там написано: «Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от малого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» (Быт.19,4-5). Обычно под Содомом и содомлянинами понимаются люди, зараженные страстью противоестественного блуда. Но странно то, что все без исключения жители (и Библия особо это подчеркивает: «весь народ, от малого до старого, со всех концов города») вдруг одновременно стали одержимы этой страстью. Думаю, объяснение этого странного явления имеется также в Библии, но на церковно-славянском. Там 4 ст. этой же 19 главы Бытия звучит так: «Пред спанием же мужие града содомляне обидоша дом, от юноши даже до старца, весь народ вкупе». Но «мужие града» - это в точном переводе на русский суть «граждане», таким образом, выходит, что содомляне собрались на свое беззаконие не столько потому, что были одержимы страстью, а потому, что, так сказать, выполняли свой «гражданский долг». Это же видно и из следующего. Когда Лот просил их не причинять вреда пришедшим к нему, то они ответили ему: «Вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними» (Быт.19,9). Отсюда следует, что, по-видимому, у содомлян был весьма беззаконный и, вероятно, переданный им их отцами обычай «познавать» всех попадающих в их город пришельцев. Исполнение этого древнего обычая они считали своим «гражданским долгом», вот почему все как один, а не только по причине своих похотей, собрались к дому Лота. Поэтому когда тот пытался даже в самой мягкой форме осудить этот дикий обычай содомлян и отвратить их от его исполнения (Лот, наоборот, отличался добродетелью странноприимства), то они совершенно неадекватно реагировали на это: «вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою»!

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/21/...

Для Хомякова смысл Евхаристии состоит в том, что в ней «всех своих членов Церковь приобщает к своему Спасителю телесным с Ним объединением» 272 . Евхаристия, по сути, является церквеобразующим Таинством: через приобщение Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа осуществляется видимое, реальное единение верующих в Тело Христово, а также всей Церкви со Христом. А что же тогда является тем особым связующим, скрепляющим началом, под действием которого множество разумных творений удерживается в постоянном живом единстве Тела Христова? Любовь , вера и надежда – дары Духа Святого, но любовь из них больше ( 1Кор.13:13 ). Любовь, совершенная и Божественная, «движущая Солнце и светила», выражающая норму иного порядка бытия, даруется благодатью Святого Духа. Все, кто ею связуются, – это и есть Церковь . «Истина эта краеугольна для Хомякова, – пишет С.С. Хоружий, – он повторяет, варьирует её множество раз: „ Церковь , тело Христово, органическое основание которого есть любовь“; „Церковь, признающая себя единством органическим, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви“; „учение о взаимной любви, на которой единственно зиждется вся жизнь Церкви“ и т. д.; и, наконец, в литургике он также находит свидетельство того, что любовь – основание единства Церкви; „возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святого Духа“... слова древней Литургии, слова высокой догматической важности» 273 . Хомяков пишет: «Бог, Христос, Церковь живут в нём (в христианине. – Авт.) жизнью более действительною, чем сердце, бьющееся в груди его, или кровь, текущая в его жилах; но живут, поколику он сам живёт Вселенской жизнью любви и единства, то есть жизнью Церкви» 274 . Именно ввиду взаимной любви членов, составляющих единое тело, не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют [в том] нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор.12:21–26 ). Так и члены Церкви – Тела Христова, по завещанию апостола Павла, должны быть с нежностью братолюбивы друг к другу, в почтительности предупреждать друг друга, принимать участие в нуждах святых, ревновать о странноприимстве, благословлять гонителей, а не проклинать их, радоваться с радующимися и плакать с плачущими, быть единомысленными между собой, никому не воздавать злом за зло, но печься о добром перед всеми человеками (см.: Рим.12:10, 13–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010