К счастью, эта коломенская святыня уцелела. После закрытия часовни и Троицкой церкви на Репне в конце 1930-х годов Страстная икона была перенесена в уже упоминавшийся храм Богоявления Господня в Гончарной слободе, где служили дед по матери и родной брат святителя Филарета, и где он и сам родился в декабре 1782 года. Этот храм не закрывался в советские годы, поэтому увидеть резную икону Страстной Божией Матери можно там и сейчас. Село Репенское на р. Репенке, на территории которого была выстроена эта церковь - очень древнее. Оно упоминается в духовной грамоте 1389 г. великого князя Димитрия Донского, который завещал его жене, Евдокии Димитриевне (1353-1407). Она, дочь суздальского князя Димитрия Константиновича, в 1367 г. по благословению митрополита Московского Алексия стала супругой 16-летнего великого князя. Большое влияние на духовную жизнь благочестивой княгини Евдокии оказали митрополит Московский Алексий, игумен Симоновский Феодор (в будущем святитель, архиепископ Ростовский), ее духовник, и Преподобный Сергий Радонежский. Княгиня в 1387 г. основала в Московском Кремле рядом с Чудовым монастырем Вознесенский женский монастырь. В 1395 г., при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. По указанию княгини был написан знаменитый образ архангела Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Московского Кремля. Блаженная Евдокия была щедрой благотворительницей бедных, помогала обителям, втайне вела подвижническую жизнь. Под пышными княжескими одеждами преподобная носила вериги и изнуряла тело строгим постом. Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), она приняла монашеский постриг в Вознесенском монастыре с именем Евфросиния. Когда она шла в обитель, окруженная народом, ей встретился нищий слепец, закричавший: «Боголюбивая княгиня, кормилица нищих! Ты обещала мне во сне даровать зрение; исполни же слово твое». Как будто не обращая внимания на слепого, княгиня опустила ему длинный рукав своей рубашки; отерев им глаза, нищий прозрел. Во время этого шествия исцелилось до 30 человек. В молитве и подвигах свершив земной путь, преподобная Евфросиния мирно скончалась 7 июля 1407 г. Приближение кончины было извещено ей явлением ангела. После видения она онемела и знаками требовала, чтобы ей подали икону; взяв образ Архангела Михаила, она обрела дар речи и сказала: «Он точно в таком виде явился мне». Княгиня погребена в Вознесенском храме основанного ею монастыря, ставшем усыпальницей русских княгинь и представительниц царской семьи.

http://sobory.ru/article/?object=09688

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находится в Москве на ул. Рождественке, д. 20. XIV в.- 1922 г. Московский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2017 г. Московский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2017 г. Согласно источникам XVII-XVIII вв., мон-рь именовался «Рождества Пречистые Богородицы, девичь, что за Пушечным двором» (Писцовые книги Московского у.: Письма и меры Лаврентия Кологривова и подьячего Дружины Сукорина 1632 и 1633 гг.), «Рождества Пречистые Богородицы, девичь, что на Москве, за Неглинною у Трубы» (Писцовые Дмитровские книги письма и меры Андрея Загряжского и подьячего Гаврилы Володимирова 1627 и 1628 гг.), «Рождественский девичь, что на Москве, на Рождественской улице» (Писцовые книги Московского у.: Письма и меры Федора Пушкина и дьяка Строева 1627 и 1628 гг.); с кон. XVIII в.- «Рождественский или Московский 2-го класса девичий монастырь... на Трубе в Белом городе близ Трубы и реки Неглинной на Большой Рождественской улице» (ИРИ. Ч. 5. С. 689). Преставление кнг. Марии (в иночестве Марфа) и погребение в Рождественском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 347 об.) Преставление кнг. Марии (в иночестве Марфа) и погребение в Рождественском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 347 об.) Основан в 1386 г. кнг. Марией Ивановной, дочерью галичского (Галича Мерского) кн. Ивана Федоровича, матерью боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго, супругой серпуховского кн. Андрея Иоанновича. Кнг. Мария, принявшая в М. Р. м. постриг в схиму с именем Марфа, после кончины 2 дек. 1389 г. была погребена в обители, о чем свидетельствуют «Рогожский летописец» и Троицкая летопись: «Тое же зимы в Филиппово говение месяца декабря в 2 день, на память святого пророка Аввакума, преставися раба Божия благовернаа княгини Мария Андреева, мати сущи Владимеру, в черницах и схиме, наречно ей в мнишеском чину Марфа. И положена в церкви святого Рождества в честном монастыре, иже сама создала еще сущи в своем животе» (ПСРЛ. Т. 15. Л. 345. Стб. 157; Присёлков М. Д. Троицкая летопись. СПб., 2002. С. 435). Считается, что созданию обители содействовали вел. кн. Московский св. Димитрий Иоаннович Донской и его супруга вел. кнг. св. Евдокия Димитриевна (в монашестве Евфросиния).

http://pravenc.ru/text/2564212.html

Лу Евангел. Служил с епископом Симеоном (Ду) в Шанхае. В октябре 1956 г. участвовал вместе с владыкой в переосвящении храма в Тяньцзине. К 2000 г. еще был жив. Проживал в Шанхае. Диакон Михаил Стрельников Михаил Димитриевич. Сын священника. Служил в Трехречье. Возможно еще жив. Монахиня Евдокия В миру – Тамара Макаровна Черникова, в девичестве – Чипизубова. Возможно, родилась уже в эмиграции в Маньчжурии (отец из Забайкалья). Жила в Харбине. Была замужем, имеет детей. В конце 1950-х гг. эмигрировала в Австралию. Здесь приняла монашеский постриг. В настоящее время – насельница женского монастыря в Кембелтауне. Фото у Жилевич с. 104. Р. Б. Александр Кириллов Александр. Родился в Харбине. Жил в Шанхае, Тяньцзине и Пекине. Иподиакон при начальнике Пекинской духовной миссии архиепископе Викторе (Святине) с 1948 г. Был свидетелем чудесного возвращения старинных икон, изъятых коммунистическими властями из храма миссии. В 1953 г. эмигрировал в Бразилию. Живет в Рио де Жанейро. В 2001 г. прислал в газету «Русские в Китае» (Екатеринбург) статьи о Китайской автономной Православной Церкви. Возможно, является регентом в местном православном приходе. Р. Б. Валентина Киклович Валентина Васильевна. В девичестве – Швецова. Эмигрировала из Харбина в Австралию в конце 1950-х гг. Живет в Сиднее. Певчая Свято-Покровского храма в Кабраматта. Занимается благотворительной деятельностью. Р. Б. Вера Апанаскевич Вера Степановна. Родилась в 1906 г. Окончила гимназию на станции Бухэду КВЖД и Харбинский педагогический институт (1930 г.) Преподавала с 1939 г. русский язык и литературу в Харбинской духовной семинарии. Выехала в Австралию в 1958 г. С 1959 г. преподавала в прицерковной школе собора г. Мельбурна, а с 1977 г. – инспектор прицерковной школы им. св. Александра Невского в Сиднее. Член епархиальной учебной комиссии прицерковных школ. По свидетельству В. И. Иванова , Вера Степановна еще недавно была жива, находилась в старческом доме в Австралии и готовилась встретить свой столетний юбилей. Р. Б. Вера

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. Федосья Михайловна Филимонова 7 . Евдокия Ефремовна Коровякова 8 . Надежда Кузьминична Пажитнова 9 . Анна Ивановна Пажитнова. 10 . Анна Герасимовна Митюкова. 11. Маремьяна Михайловна Чистякова. 12 . Екатерина Яковлевна Фроликова. 13 . Дионисий Федорович Решетилло, доктор Русского госпиталя. Примечание: обозначает лиц, имеющих знаки Общества и взносом необязанных. Из членов, обязанных ежегодным взносом, Соболева уплатила за 1887 г., Устинов за 1888 г., Коровякова давно не платит, обе Пажитновы уплатили за 1887, 1888 и 1889 годы 11 и 14 июня 1887 г., Митюкова взнесла 9 октября с. г. за 1888 и 1889 годы, Фроликова за текущий год 1888 взнесла 5 марта с. г. Лица, сделавшие взносы на звание членов Общества, но ещё не получившие дипломов: 1. Александра Пименовна Ищенкова взнесла 10 ноября 1887 г. 10 руб., 23 декабря 100 руб. и 21 мая 1888 г. 100 руб., всего 210 рублей на звание члена сотрудника со знаком. 2. Агриппина Евстафьевна Малинина взнесла за 1888 г. 10 руб. 13 июня с. г. 3. Прасковья Фёдоровна Петухова взнесла 13 июня с. г. 20 руб. за 1888 и 1889 годы. 4. Прасковья Михайловна Нетужилова взнесла 3 мая с. г. за 1888 г. 10 руб. 5. Марфа Даниловна Давыдова взнесла 11 октября с. г. за 1888 г. 10 руб. 6. Марья Викторовна Гладкая: взнесла за неё мать, монахиня Мария, геронтисса Митрополита Никифора, 23 октября 10 рублей за 1888 г. Диплом следует выслать в Одессу, адрес узнать от матери. Примечание: Присланные два диплома на звание членов-сотрудников Линенковой и Халеби мною не выданы им: первой, потому что она за дурное поведение выслана в Россию, а второму, потому что он сказал, что взносить более на звание члена денег не будет. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 23, л. 73–74. 83. Письмо секретаря ИППО В. Н. Хитрово уполномоченному Общества в Иерусалиме Д. Д. Смышляеву С.-Петербург, 25 марта 1889 г. Подлинник. Сегодня, дорогой друг Димитрий Димитриевич, по получении от В. К. 213 известия об окончательном решении нашего дела, послал я Вам депешу, а теперь пишу и подробности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Другая церковь – во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, с приделом во имя преп. Антония Сийского, построена по благословляющей грамоте митрополита Новгородского Иова от 1708 г. на имя Фомы Хомутова, освящена 6.9.1709. Церкви и колокольня много раз ремонтировались, главным образом на средства Семена Михайлова, затем его сына Григория Семеновича, служившего несколько лет старостой. Часовни: в д. Шестовской, Ильинская; на месте, где построил церковь преп. Антоний Сийский, в его имя. Кроме того, в приходе было 5 крестов. Жертвователи: крестьянская вдова Иустина Михайлова пожертвовала в 1887 г. 100 руб. на постройку двух печей и полов в приходской церкви и государственный 5%-ный билет в 100 руб. в пользу причта на вечное поминовение ее рода; крестьянская вдова Евдокия Яковлева Михайлова тогда же – 100 руб. на ремонт и окраску Шелековской церкви; обеим было преподано архипастырское благословение. Священники: Петр Никифоров; Кодрат Петров; Никита Кодратов 1744-1770 г.г.; входящий из Ямецкого прихода Матвей Иванов до 1778 г.; Димитрий Марков Кораблев до 1797 г.; Иоанн Димитриев Марков до 1830 г.; входящий из Ямецкого прихода Димитрий Вальнев до 1834 г.; Гавриил Иванов до 1840 г.; Климент Попов до 1846 г.; Димитрий Вальнев вторично до 1850 г.; Феодор Новиков до 1877 г.; Феодор Петров Павлов 1878-1885 г.г.; Григорий Иванов Ручьев до 1887 г.; Маркелл Михайлов Томихин до 6.4.1893 г. Первые упоминания о жителях села Савинское приводит Н.А Макаров кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ПГУ им. М.В. Ломоносова г. Архангельска в статье «Антоний Сийский и Шелековский приход Онежского уезда Архангельской губернии в 16 – начале 20 века». Предлагаю выдержки из нее: В «Сотной каргопольских книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова с товарищи» 1562 года мы находим упоминание о деревне «на Шестове озере»… Волостка Шелекса на реке на Емце упоминается и в сошном письме «Платёжница Якова Сабурова и Ивана Кутузова с товарищи, лета 7164”, т.е. 1556 года. Из Платёжного письма мы узнаём, что волостка Шелекса уже тогда насчитывала 10 деревень. Шелековские крестьяне упоминаются и в «Писцовой книге» Ивана Воейкова 1621-1622 годов, где речь шла о их борьбе за угодья с монахами Ямецкой пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=37345

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ДИОНИСИЙ Щепа († после 1463), прп., иером. (пам. 3 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ празд. 11 июня, чудотворный образ на Св. Горе Афон, перед к-рым, по преданию, в X в. явился арх. Гавриил ДУБОВИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 13 сент.), чудотворный образ, обретенный во 2-й пол. XVI в.; чтимая святыня Конотопской и Глуховской епархии УПЦ ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_8.html

(когда сгорела настоятельская келья) старая трапезная палата с Алексиевской ц. были заменены новыми, заложенными в 1483 г. архим. Геннадием (Гонзовым) (ПСРЛ. Т. 25. С. 304, 309, 330). При возведении в 1680-1686 гг., при архим. Адриане, 2-этажной трапезной палаты примыкавшую к ней Алексиевскую ц. объединили с располагавшейся к северу ц. Благовещения, мощи свт. Алексия поместили под аркой, находившейся между храмами. В состав единого комплекса вошла также ц. ап. Андрея Первозванного. Помимо этих строений в XVII-XIX вв. в мон-ре существовали и др. храмы. По периметру монастырской территории были расположены колокольня, братские кельи, архиерейские покои, больничные палаты и хозяйственные службы. Чудов мон-рь являлся крупным духовным центром. Со времен Иоанна Грозного здесь крестили царских детей. На монастырском кладбище были погребены не только насельники обители, но и миряне - мн. представители старинных боярских родов ( Забелин. 1905. С. 283-308; Воронов. 2009. С. 27-55). Постриг вел. кнг. Евдокии в Вознесенском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 628 об.) Постриг вел. кнг. Евдокии в Вознесенском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 628 об.) Возникновение Вознесенского мон-ря (см. ст.: Московский в честь Вознесения Господня женский монастырь ) датируют в пределах посл. десятилетий XIV - нач. XV в. Монастырский комплекс располагался к востоку от Чудова мон-ря близ Фроловских (ныне Спасских) ворот Кремля. Основательницей кремлевской жен. обители традиционно считается вел. кнг. Евдокия Димитриевна (в иночестве Евфросиния), вдова вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского, к-рая весной 1407 г. заложила «церковь камену святого Bъзhecehia внутри города»; 7 июня (июля) того же года княгиня скончалась и «положена бысть в монастыри въ церкви Bъзhecehia, юже сама заложи» (ПСРЛ. Т. 8. С. 81; Т. 11. С. 198; Т. 18. С. 154; Т. 20. Ч. 1. С. 223; Т. 23. С. 141; Т. 24. С. 173; Т. 25. С. 236; Т.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви 10 августа. ПРАВМИР. Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября). В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-den-...

С самого начала монастырь формировался из числа прихожан православных общин Елабужского уезда. Так, в 1869 г. из 21 рясофорной послушницы 17 чел., или 81% были из сёл и городов Вятской губернии (Елабуги, Сарапула, Слободского, Еранска), а из 80 белиц послушниц - 67 чел., или 84%. Но были монашествующие и издалека: Перми, Рыбинска, Орловской, Смоленской, Оренбургской, Тобольской губерний. Основная часть монашествующих в 1914 году прибыла из Вятской губернии (77 чел., 76%), из Казанской губернии (7 чел., 7%), остальные из Уфимской, Самарской губерний, Перми, Рыбинска. Для обучения послушниц, не знавших грамоты, уже в сентябре 1869 г. в монастыре была открыта школа. В 1870 г. в ней обучались 31 насельница. Сестры работали на пасеке, в саду, а также в иконописной и златошвейной мастерских. С 1870-х г.г. при монастырях, в том числе женских, стали создаваться иконописные школы академической ориентации. Эта тема недостаточно ещё изучена и освещена в современной исторической литературе. Даже в «Православной энциклопедии», изданной к 2000-летию Рождества Христова в обширной статье «Живопись» И. Л. Бусевой-Давыдовой имеется лишь беглое упоминание о женщинах-иконописцах. Иконописная деятельность монахинь Елабужского монастыря насчитывает более 40 лет. В отчете игуменьи обители матушки Анфии за 1877 г. отмечалось, что послушание в живописных кельях несла монахиня Феофания Титова. Судя по всему, она и была одной из первых, кто начинал в монастыре иконописную деятельность. Анализируя архивные данные, нами установлено, что за период с 1877 по 1918 год несли послушание в живописной мастерской одиннадцать монахинь и рясофорных послушниц. Старшими в мастерской были - в 80-е г.г. XIX в. - монахиня Евпраксия (Анастасия Иванова Фирсова); в 90-е г.г. XIX в. - монахиня Аполлинария (Анна Димитриева Иконникова), а последние пятнадцать предреволюционных лет - монахиня Аглаида (Александра Петрова Тютикова). Примечательно, что церковной живописью занималась целая семья Иконниковых выходцев из починка Удалово Елабужского уезда: сестры Анна и Евдокия, а также их племянница Ольга. Отметим, что ещё две их сестры Стефанида и Мария были тоже монахинями обители.

http://sobory.ru/article/?object=10275

Вероятно, после этого, Евдокия решилась удалиться от мира и устроить себе в монастыре место покоя в сей жизни и по смерти. Самый переход ее из Великокняжеских теремов в иноческую обитель ознаменован был исцелением слепого и 30 недужных. 767 Новое устроение монастыря начато, как увидим далее, сооружением каменной церкви Вознесение Господня; оно продолжалось супругою Великого Князя Василия Димитриевича Софиею и не прежде окончено, как в 1467 году; здание сия стояло несовершенным шестьдесят лет. 768 Тогда же, вероятно, вокруг церкви поставлены келлии для Игумении и монашествующих. После пожара в 1483 году, обитель сия возобновлена в 1519 году Великим Князем Василием Иоанновичем. Вместе с Кремлем 1547 года сгорела и она; в ней погибло тогда 10 стариц; из церкви вынесен Протопопом только образ Богоматери, вероятно Одигитрии. 769 В нашествие Крымского Хана Девлет Гирея 1571 года, когда вся Москва сгорела: тогда и обитель сия испытала одинакую с нею участь. В Синодике монастырском записано, что тогда сгорела Игуменья Вознесенская Венедикта с сестрами. Хотя о возобновлении сего монастыря не говорят нам летописи; но вероятно, Иоанн IV, как ревнитель иноческого жития, и набожный сын его Феодор не оставили этой обители в запустении. Девятнадцатимесячное пребывание в Москве Поляков и Литовцев запечатлело следы свои разрушением, поруганием Святыни, грабительствами в Вознесенском монастыре. В 1612 году ему отдано во владение место Петра Головина с старыми палатами и погребами, где поставлена была трапеза монастырская. 770 Хотя в царствование Михаила Феодоровича сия Государская усыпальница была устроена и украшена новыми приделами и св. иконами, обогащена вотчинами и вкладами Государя и Бояр; но в Кремлевский пожар 1626 года вся выгорела и опять возобновлена щедротами Царскими. В Архивских документах нам не открылось, в каком состоянии находился сей монастырь до конца XVII века. Рядом с ним стояло подворье Новоспасское; от случившегося на нем пожара 1701 года потерпел и монастырь; потом земля сего подворья, по указу Петра I, присоединена была к Вознесенскому монастырю. 771 Ученый путешественник, Ганноверский резидент Вебер в 1716 году сообщает нам описание сего монастыря, который он называет Чудовым (Nonnen=Kloster Tschude monastere): 772 упомянув о чудесах от св. мощей Евфросинии, он говорит о рукодельях монахинь, о замужних женах и девицах, заключенных сюда своими мужьями и родителями, или добровольно удалившихся по неудовольствию, о многих юных прекрасных и знатных черницах. 773

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010