ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря ИГНАТИЙ Троицкий, Радонежский († не ранее 50-х гг. XV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), ученик прп. Никона Радонежского ИЛИЯ († 1384), Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128893.html

Санкт-Петербург. Домовая церковь Казанской иконы Божией Матери при бывшем Александро-Мариинском Доме призрения заштатного и сиротствующего духовенства. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Еще в 1880 столичное духовенство собрало 30 тыс. руб. на собственную богадельню, но она была выстроена по проекту Н. Н. Никонова лишь в 1898–1899 на территории епархиального свечного завода. Богадельня имела четыре этажа и флигели, где проживали 75 человек с семьями. На устройство в богадельне храма (он в первоначальном проекте отсутствовал) в верхнем этаже и на его содержание вдова пот. поч. гражд. Евдокия Ивановна Кожевникова пожертвовала около 60 тыс. руб. Работы начались весной 1899 под руководством арх. Л. В. Хренова. Мраморный престол и жертвенник были сделаны в мастерской А. И. Баринова, иконостас из ореха вырезал мастер Д. В. Дудаков; образа написал П. И. Брусников. Серебряная золоченая утварь, бронзовые подсвечники и плащаница, подаренная жертвовательницей, были куплены у И. Е. Морозова, облачения – в магазине И. А. Жевержеева. 6 февраля 1900, через неделю после открытия богадельни, митрополит Антоний (Вадковский) при участии о. Иоанна Кронштадтского освятил храм, на фасаде которого возвышались крест и звонница. Его священником перед революцией был прот. Иоанн Димитриевич Дмитриевский. Подаренная Кожевниковой храмовая икона Казанской Божией Матери в богатой ризе, украшенная бриллиантами и жемчугами, почиталась не только в богадельне, но и окружающим населением. В день Ангела благотворительницы служилась литургия, в дни кончины ее близких – панихиды. Летом служб не было. В 1901 интерьер украсили лепкой, а через пять лет А. И. Садиков, Н. Д. Благовещенский, Н. М. Лепилов написали на холстах религиозные картины, развешанные по стенам. Церковь, сделанная в 1919 приходской, закрыта в июле 1923; здание приспособлено под жилье. Сейчас занято конторами различных фирм. http://encspb.ru/object/2855725104?lc=ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=11221

В ранний период истории М. е. традиции благотворительности преимущественно поддерживались монастырями. Прп. Сергия Радонежского называли попечителем о нищих и убогих, заступником за вдов и посетителем болящих. Прославилась благотворительной деятельностью его современница блгв. вел. кнг. Евдокия Димитриевна (в монашестве Евфросиния). Княгиня была защитницей вдов, сирот и погорельцев, раздавала пищу и одежду, предоставляла кров бездомным. Она основала одну из древнейших жен. обителей в России - Вознесенский мон-рь в Кремле. Основание мон-рей, в к-рые могли вступать овдовевшие и незамужние женщины всех социальных слоев, можно рассматривать как специфическую форму благотворительности. В кон. XV в. важным центром благотворительности стал Волоколамский Успенский мон-рь, в котором по указанию его основателя прп. Иосифа Волоцкого кормили и давали кров всем нуждавшимся. В постановлениях Стоглавого Собора (1551) говорилось о необходимости составить перечень людей, нуждавшихся в попечении, и устроить для них богадельни на пожертвования верующих. Патриарх Московский и всея Руси Филарет в 1626 г. основал на свои средства в Москве у Никитских ворот Феодоровский больничный мон-рь на 20 коек для увечных воинов. По указу царя Феодора Алексеевича от 1682 г. в Москве было построено 2 богадельни - при Никитском мон-ре и на Гранатном дворе. К 1710 г. в Москве имелись богадельни: Николаевская на Болвановке за Яузой, Троицкая на Грязех у Покровских ворот, Введенская на Сретенке, Троицкая на Мещанской, Троицкая в Сыромятниках, Смоленская и Адриано-Наталиинская. В 1718 г. в Москве насчитывалось 90 таких заведений с общим числом призреваемых до 4 тыс. чел. В «Духовном регламенте» (1721), утвержденном Петром I, предписывалось при всех мон-рях открыть госпитали, дома трудолюбия, богадельни, приюты. Гос-во брало на себя решение проблемы искоренения профессионального нищенства, борьбу с эпидемиями и голодом, последствиями стихийных бедствий и др. Настоятелям мон-рей и приходским священникам предписывалось не разрешать нищим просить милостыню при церквах.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями ДЬЯКИ архиерейских приказов, светские чиновники в органах высшего церковного и епархиального управления Русской Церкви в XVI-XVII вв. ЕВГЕНИЙ Боткин Евгений Сергеевич (1865-1918), лейб-медик имп. мч. Николая II, св. прав. врач, страстотерпец (4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕЖОВ Николай Иванович (1895 - 1940), советский гос. и партийный деятель, народный комиссар внутренних дел СССР (1936-1938), организатор массовых репрессий ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА (1684 (по др. данным - 1683, 1685 или 1686) - 1727), имп. Всероссийская (с 28 янв. 1725), 2-я жена имп. Петра I ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ ОСТАНКИ обнаруженные под г. Екатеринбургом останки предположительно имп. мч. Николая II Александровича и членов его семьи

http://pravenc.ru/rubrics/123030_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находился в Московском Кремле, на Вознесенской пл. у Спасских (Фроловских) ворот. До 1817 г. именовался Стародевичьим. История Прп. Евфросиния Московская на фоне Вознесенского мон-ря. Литография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Прп. Евфросиния Московская на фоне Вознесенского мон-ря. Литография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Согласно агиографической традиции, историки XIX в. полагали, что М. В. м. основан до 1407 г. вел. кнг. Московской св. Евдокией Димитриевной (в монашестве Евфросинией), вдовой вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича Донского. Главными источниками сведений о жизни вел. княгини являются завещание вел. кн. Димитрия и «Въмале сказание о блаженнеи великои княгини Евдокии, во инокинях Ефросинии, супружницы достохвалнаго великаго князя Димитрия Ивановича Донскаго», сохранившееся в составе «Книги степенной» царского родословия (кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в.) (12-я степень, главы 14-20). Составитель «Въмале сказания...» использовал летописные известия и устные монастырские предания о вел. кнг. Евдокии. Считалось, что на месте М. В. м. прежде был дворец вел. кн. Димитрия Иоанновича, т. е. вел. княгиня пожертвовала под обитель собственную землю ( Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных Дворцовых приказов, 1584-1725 гг. М., 1877. Вып. 1. С. 55). Подчеркивалось, что основанный княгиней мон-рь «ныне есть Девический общежительный мон-рь» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 408, 410). Исследователи XX в. не имели единого мнения о времени возникновения М. В. м.: В. П. Выголов и Л. А. Беляев предполагали дату ок. 1407 г. ( Выголов. 1988. С. 43-44; Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы (кон. XIII - нач. XV в.) по данным археологии. М., 1994. С. 195), В. А. Кучкин считал, что мон-рь основан до 1386 г., а вел. кнг. Евдокия Димитриевна «только превратила» мон-рь «в женский и заложила там каменный храм» ( Кучкин В. А. [Рец. на кн.:] Беляев Л. А. Древние мон-ри…//ВИ. 1996. 2. С. 163.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря ИЛИЯ († 1384), Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик

http://pravenc.ru/text/674764.html

М. Александровский А. Перечень существующих церквей в порядке времени их построения I. Время митрополитов Киевских и всей России Спас на Бору, или Преображенский собор. Находится на дворе Большого Кремлевского Дворца. Построен в 1330 году Великим Князем Иоанном I Даниловичем Калитою при митрополите Св. Феогносте. Западный притвор и северозападный верхний придел пристроены в 1350 году В. К. Симеоном Иоановичем Гордым. 3начительные обновления происходили при Димитрии Донском, Иоанне III, Василии III и Иоанне IV Грозном, при чем были пристроены 1) югозападный верхний придел, 2) юговосточный придел Гурия, Самона и Авива, 3) северовосточный придел Трех Святителей, 4) притвор к юговосточному приделу. При обновлении 1863 года верхние приделы получили наименования: северный – Мученика Прокопия, южный – Стефана Пермского. Придел Трех Святителей остается не восстановленным и служит палаткой для причта. – В главном иконостасе находятся храмовые иконы 1) Сретенского собора, разобранного в 1801 году, и 2) церкви Похвалы Богородицы, находившейся в Потешном Дворце и упраздненной в 1809 г. 2. Всех Святых, что на Кулишках. Находится на Варварской площади при начале Солянки. Построена при В. К. Дмитрии Иоанновиче Донском в память православных воинов, павших 8 сентября 1380 года в битве на Куликовом поле. Колокольня XVII века. Некоторая перестройка церкви была в 1687 году, а последнее значительное обновление в 1845. Приделы: 1) Пророка Наума, 2) Николая Чудотворца. 3. Марии Египетской, в Сретенском монастыре. Построена в 1385 году. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII веке фабрикантом А. Милютиным. В 1784 году церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 года богослужения в церкви не бывает, за ее ветхостью. В 1883 году стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени Александра I. 4. Воскрешения Лазаря. Во Дворце, на северозападе от Спаса на Бору. В 1393 году Бывшая Княгиня Евдокия Димитриевна построила здесь каменный храм Рождества Богородицы. Над этим храмом в 1514 году зодчим Алевизом надстроен другой, который стал называться церковью «Рождества Богородицы, что на Сенях», причем нижняя церковь была переименована в Воскрешения Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

—415— году Владимирским князем Андреем Александровичем на месте Кучкова села. По несомненному же сказанию истерии, основание храма было положено великим князем Московским Василием Димитриевичем, который, как моя; но предполагать, начал иостройку нового храма, уже каменного, около 1393 года». Столь важное утверждение, которое касается самого начала построения Благовещенского собора, автор не подкрепляет никакими аргументами. Конечно, вполне естественно является вопрос о степени доверия к авторитету о. Извекова. Откуда он знает о таком предании и о несомненном сказании истории? И если мы обратимся к описанию собора 1906 года, то там найдем то же утверждение, но с ссылкой на И. Е. Забелина „Историю г. Москвы“. Действительно, покойный И. Е. Забелин говорит (только не на указанной автором 108, а на 107 странице) о построении Благовещенской церкви в 1393 году, но в таких словах: „вероятно, около того же времени, как вел. княг. Евдокия строила храм Рождества Бог. у своих хором (в 1393 г.), с западной стороны дворца, ее сын, вел. кн. Василий Дмитриевич, с восточной стороны дворца построил каменную церковь Благовещения“. Итак, „вероятно“ покойного И. Е. Забелина у о. Извекова превратилось в „несомненное сказание истории“. Само собою разумеется, что такое легкое обращение с датами археологического памятника совершенно недопустимо. Что же „касается собственно „предания“ о построении в 1291 году Владим. кн. Андреем Александровичем Благовещенской и., то автор так и не указывает, откуда взято оно им. Отсюда можно видеть, что самая начальная история храма остается без освещения, хотя у автора и были под руками данные на этот счет. При изучении того или другого храма, особенно – древнего, исследователь обычно уделяет преимущественное внимание истории иконного письма в этом памятнике старины. И, конечно, такой интерес повышается, если мы имеем дело с храмом, в росписи которого принимал участие какой-нибудь знаменитый иконописец. Определение степени такого участия и выяснение характера его письма будет иметь значение не только для данного храма, но и для современных ему памятников, относительно которых неизвестно, кто их расписывал. Достаточно бывает в таких случаях

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Было кому поддерживать такие расположения молодых супругов. Святитель Алексий был отцом и хранителем их во всем. Св. Феодор, игумен симоновский и племянник преп. Сергия, был духовником их. Княгиня и рождала, и воспитывала детей в страхе Божием. Восприемником одного из сыновей был препод. Сергий. Княгиня поддерживала супруга своего в его борьбе с различными скорбями, поддерживала своею молитвою и своею любовию. Когда в. князь Димитрий решился идти против грозных полчищ Мамая, князь–супруг, со всем готовый в поход, молился в храме архистратига Михаила, призывая на себя молитвы небожителей; – с ним здесь молилась и супруга: здесь же в горьких слезах она и простилась с ним. 640 В продолжение всего грозного времени войны «великая княгиня Евдокия, говорит летопись, раздала много милостыни бедным, и сама постоянно ходила в церковь , молилась днем и ночью». 641 Надежды христианские не остались в стыде. Князь Димитрий 8 сентября одержал такую победу над татарами, что с того времена уже не Россия трепетала орды, а орда стала бояться сил России. Димитрий благодарил Господа, Москва с торжеством встречала победителя куликовского; – княгиня встретила супруга у спасских ворот и молилась с ним в соборах. Благочестивый князь увековечил память Куликовой битвы установлением поминальной субботы Димитриевой. В. княгиня положила при первой возможности запечатлеть памятником благодарность свою Богоматери за великое дело 8 сент. 642 «Была радость на Руси, говорит летопись, но была и жалость: оскудела земля воеводами и войском». Истощение России доставило татарам легкую возможность удержать временный успех над Россией». Спустя два года после куликовской битвы Тахтамыш, усилившийся уничтожением Мамая, быстро подошел к Москве с огромным числом войск; Димитрий уехал в Кострому собирать полки, тогда как князья рязанский, суздальский и тверской спешили искать милости у Тахтамыша безмолвною покорностью. – В испуганном кремле началось волнение, поднялись споры и от споров дошли до драк; одни хотели сражаться, другие спешили грабить или малодушно бежать, но никто – повиноваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не без хлопот с моей стороны обошлось обновление и украшение Покровской церкви, конченное в 1882 году, 24 марта. Я кланялся Стриженову и Самойлову и писал им просительные письма. Вот они. Июня 16. 1881 г. «Верному сыну святой православной церкви Феодору Никитичу (Самойлову). Благодать, милость и мир от всемилостивого Спаса и Господа нашего Иисуса Христа. От меня же, смиренного епископа, покорнейшее прошение. В Новоспасском монастыре, в котором покоится усопшая во Господе супруга ваша Евдокия вечным покоем до дня воскресения мертвых, возобновляется теплая церковь , чествуемая в память Покрова Пресвятой Богородицы. На возобновление ее пожертвованы двумя боголюбцами шесть тысяч рублей. Но этих денег недостаточно. Надобно иметь еще несколько тысяч рублей на сооружение двух новых иконостасов в двух приделах оной церкви, Димитриевском и Варваринском, на постановку бронзовой решетки перед средним главным иконостасом, на посеребрение паникадил и подсвечников и  настилку нового пола. А Новоспасский монастырь без помощи постороннего благотворителя не может даже приступить ко всем этим работам. Посему я, во имя надежды, доброй пророчицы, обращаюсь к вам, возлюбленный о Господе Феодор Никитич, с покорнейшей просьбой: ради возлюбившего вас Спаса Христа и ради Пречистой и Всесвятой Матери Его, осеняющей всех нас и вас честным покровом своим, пожалуйте Новоспасскому монастырю, которому вы уже начали благотворить щедро, дайте пять тысяч рублей на окончательное и полное возобновление находящейся в нем Покровской церкви. За сие доброе и святое дело вознаградит вас всемилостивый Спас и в сей жизни и в будущей, простив вам все согрешения ваши вольные и невольные. Эти строки я пишу вам, потому что только на вас и надеюсь после Бога. Итак, порадейте, помогите, пособите монастырю, в котором возносятся и будут возноситься к Богу теплые молитвы о супруге вашей и о вас самих. Повторяю, что у меня и у монастыря моего одна надежда на вас, и призываю на вас благословение Божье. Уважающий вас усердный богомолец ваш,

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010