История сохранила некоторые черты высокого образа великой княгини. Она принадлежала к ученикам преподобного Сергия, вела подвижническую семейную жизнь. Евдокия Димитриевна построила ряд монастырей и храмов как в Москве, так и в Переяславле Залес­ском, городе-резиденции великого князя. В Москве, в Кремле, в память Куликовской битвы она заложила церковь Рождества Богородицы. После кончины Димитрия Иоанновича великая княгиня Евдокия при­няла монашество с именем Евфросинии в основанном ею монастыре Вознесения Господня в Москве; остаток ее жизни (год преставления 1407) был ознаменован аскетическими подвигами и чудесами. Княгиня была причислена к лику святых. Автор «Слова о житии...» Димитрия Донского находит точные и глубокие слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких но­сят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божествен­ного духа распалялись и слезами покаяния очищались». В качестве же основной личной черты великого князя древний книжник называет необыкновенную любовь к Богу. Одно из имен, которым наделяет он Димитрия Иоанновича в похвале ему – «С Богом все творящий и за Не­го борющийся». «Царским саном облененный, жил он по-ангельски, по­стился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных». «Землею Русскою управляя и на престоле сидя, он в душе об отшельничестве помыш­лял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресение Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой перед Богом хотел он предстать; поистине земной явился Ангел и небесный человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Обоих, Дионисия и Варлаама, свели с престола (кажется, без суда): первого заточили в монастырь Хутынский, второго в Антониев Новогородский, посвятив в Митрополиты ростовского Архиепископа Иова. Опасаясь людей, но уже не страшась Бога, Правитель – так уверяют Летописцы – велел удавить двух главных Шуйских в заточении: Боярина Андрея Ивановича, отличного умом, и знаменитого Князя Ивана Петровича... Спаситель Пскова и нашей чести воинской, муж бессмертный в Истории, коего великий подвиг описан современниками на разных языках Европейских ко славе Русского имени, лаврами увенчанную главу свою предал срамной петле в душной темнице или в яме! Тело его погребли в обители Св. Кирилла... Так начались злодейства; так обнаружилось сердце Годунова, упоенное прелестями владычества, раздраженное кознями врагов, ожесточенное местию! – Надеясь страхом обуздывать недоброжелательство, милостями умножать число приверженников и мудростию в делах государственных сомкнуть уста злословию, Борис дерзнул тогда же на обман вероломный и новую лютость. Мнимый, единственный в Истории Король Ливонский, бедный Магнус, еще в Иоанново время кончил жизнь в Нильтене, где вдовствующая супруга его, Мария Владимировна, и двулетняя дочь Евдокия оставались без имения, без отечества, без друзей: Годунов призвал их в Москву, обещая богатый Удел и знаменитого жениха юной вдове, Марии; но предвидя будущее – опасаясь, чтобы, в случае Феодоровой и Димитриевой кончины, сия правнука Иоанна Великого не вздумала, хотя и беспримерно, хотя и несогласно с нашими государственными уставами, объявить себя наследницею трона (коим он уже располагал в мыслях) – Борис, вместо удела и жениха, представил ей на выбор монастырь или темницу! Инокиня неволею, Мария требовала одного утешения: не быть разлученною с дочерью; но скоро оплакала ее смерть неестественную, как думали, и еще жила лет восемь в глубокой печали, с горькими слезами воспоминая судьбу родителей, мужа и дочери. Сии две жертвы подозрительного беззакония, Мария и Евдокия, лежат в Троицкой Сергиевой Лавре, близ того места, где, вне храма, видим и смиренную, как бы опальную могилу их гонителя, ни величием, ни славою не спасенного от праведной мести Небесной!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Над гробницею Димитрия в Архангельском соборе неоднократно зажигались свечи, и в рукописных святцах он вписан в число святых. Вместе с благоверным великим князем Дмитрием Иоанновичем Донским светила народу московскому его благочестивая княгиня. Дочь князя суздальского, Евдокия Димитриевна провела детство отчасти в Суздале, отчасти в Переяславле, и 18 января 1367 г. в Коломне обвенчана с весьма юным великим князем Димитрием. В молодой жизни своей супруги, казалось, соперничают в добродетелях: милосердии, чистоте, ночной молитве. Это настроение их поддерживал считавшийся как бы отцом их святитель Алексий и духовник их, св. Феодор Симоновский; великий Сергий преподобный был крестным отцом их детей. Когда настала борьба с Мамаем, великая княгиня поддерживала супруга в его намерениях, с твердостью проводила его на страшный бой и денно-ночными молитвами помогала общему делу. В память победы воздвигла она в Кремле каменную церковь Рождества Богородицы; много построила и других храмов. Умирая, Димитрий наказывал детям слушать во всем мать, и из завещания его видно, как он чтил свою супругу. В раннем вдовстве своем она усилила подвиг благочестия. Но, насколько любила она добродетель, настолько же ненавидела ее личину и искусно скрывала высокую свою жизнь. Изнуряя тело постами, она хотела казаться тучною; носила на себе сколько одежд, украшала себя драгоценными каменьями, везде являлась с лицом веселым и радовалась, слыша, что злословие представляет ее добродетель сомнительною: говорили, что она желает еще нравиться и ведет жизнь нечестную. Эта молва оскорбила ее детей, которые не могли скрыть своего беспокойства от матери. Евдокия тогда собрала их к себе, спустила с себя часть одежды, и ужаснулись сыновья, видя худобу ее тела и кожу, иссохшую от постоянного воздержания. «Верьте, — сказала княгиня детям, — что мать ваша чиста. И соблюдите мою тайну. Кто любит Христа, должен сносить клевету и благодарить за нее Бога». Явление ангела возвестило ее кончину. После видения она онемела и знаками потребовала икону. Когда ей подали образ св. архангела Михаила, она обрадовалась и стала говорить. «Таким явился он мне!» — произнесла она.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Можно бы предположить, что Евдокия при основании монастыря вместе заложила и новую церковь и под замечанием летописцев о построении монастыря разуметь вместе и построение повой церкви; по в таком случае было бы непонятно, за чем пред своею смертию она закладывает новую церковь и притом так же во имя Вознесения. 58 Почему о возобновлении сей церкви не упоминают летописцы? Не потому ли, что во время нашествия Тохтамыша она пострадала очень немного? Может быть, она была только разграблена, самое же здание осталось в целости. Известно, что кремлевские стены и башни уцелели от пожара. Но своему положению недалеко от Флоровской башни и кремлевских стен могла сохраниться и церковь . В таком случае и возобновление ее, конечно, требовало незначительных поправок, снабжения иконами, сосудами, возобновления иконостаса и проч 62 Шестого сына Димитрия Иоанновича и Евдокии, Иоанна в это время не было на свете. Он скончался через два года после смерти отца в 1393 г. Ник. лет. IV. стр. 191. 63 Жит. Евдокии в Ст. кн. 1. 510. Пол. Соб. т. VI. стр. 123, 124. Ник. лет. 4. 254. Кар. V. пр. 254. Прол. под 7-м Июля. Также Сип. Хр. 151. стр. 823. При Феодоре Ивановиче над сим, сооруженным Евдокиею храмом, воздвигнут был новый в честь Рождества Богородицы, а прежний деревянный переименован во имя Воскресения Лазаря. Наконец после многих бедствий от пожаров, разорений и опустошений храм Рождества Богородицы в недавнее время был восстановлен в первобытном стиле по повелению блаженной памяти Императора Николая 1-го. Теперь, он находится в нижнем этаже теремного дворца. Пам. Моск. Древ. стр. 222. 68 «Прочая ж святыя церкви от благого ее произволения инде поставлены быша во славу Божию». Ст. кн. 1. 510. 72 По известию повести на Сретение Влад. иконы. (Ст. кн. гл. 24 стр. 534–537) мысль о перенесении из Владимира в Москву иконы Богоматери, пришла в одно и тоже время великому князю, бывшему тогда в стане, и митрополиту Киприану, остававшемуся в Москве (Ст.кн. 1. 517) Софийский Временник (1.409) и другие летописи представляют дело иначе, именно, что Василии Димитриевич прислал из стана к митрополиту Киприану повеление, чтобы перенесена была икона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

во имя вмц. Екатерины. Предположительно Е. Д. (в княжеских одеждах) присутствует в группе избранных рус. святых, молящихся Богородице, на прориси с иконы XVII в. (ГРМ). Среди Московских чудотворцев Е. Д. изображена в левой группе на прориси ок. 1902 г. В. П. Гурьянова с иконы «Спас Смоленский с Московскими святыми» 2-й пол. XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве (местонахождение неизв.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341); на иконе 2-й пол. XIX в. на вост. грани юго-вост. столпа Успенского собора ТСЛ (справа, в необычном клобуке прямоугольной формы); на 2 аналогичных по иконографии иконах-пядницах кон. XIX - нач. XX в. (ЦМиАР; на обороте одной из них - чернильный штамп мастерской: «1-я Московская Артель художественно-иконописная»); на образе того же времени возле раки с мощами св. Василия Блаженного в соборе Покрова Пресв. Богородицы на Рву (ГИМ), где святые предстоят Владимирской иконе Божией Матери. Ранним образцом иконографии Е. Д. в гравюре является лист 1-й пол. XVIII в. с видом Успенского собора Московского Кремля и Московских святых в нижнем регистре, надпись: «пре[подобная] княгиня Евдокия» (РНБ. Собр. А. В. Олсуфьева; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 289-293. 602). В 1853 г. В. Фёдоров по рис. Д. Смирнова (ГЛМ) создал эстамп - Е. Д. с крестом в деснице на фоне обители. На форзаце сказания о Е. Д., изданного Гурьяновым, помещен рисунок 1907 г. с фигурой Е. Д. в молении Спасителю в сегменте на фоне 5-главого собора (Сказание о блж. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1907; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 384-385). Как представительница княжеской династии Е. Д. включена в композиции с изображениями рус. князей, напр. в клеймо нижнего ряда на иконе «Образ всех святых российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) - вместе с блгв. кн. Романом Угличским и кнг. Вассой Нижегородской, названа Евдокией; в верхний ряд на иконе Божией Матери «Знамение» с собором блгв.

http://pravenc.ru/text/187095.html

В соборе погребены: 1) отец св. Михаила, в. к. Ярослав III; 2) супруга его, первоначальная храмоздательница, княгиня Ксения Юрьевна; 3) сын св. Михаила, в. к. Александр II; 4) сын Александра II, князь Феодор; 5) другой его сын, храмоздатель, князь Михаил Александрович Микулинский; 6) внук Александра II, князь Иоанн Всеволодович Холмский; 7) Княгиня Евдокия, супруга Михаила Микулинского; 8) ее невестка, княжна литовская, Мария, в иноч. Марфа, первая супруга кн. Иоанна Михаиловича Тверского; 9) невестка ж ее, княгиня Евдокия Димитриевна, вторая супруга кн. Иоанна; 10) сын Михаила Микулинского, князь Борис; 11) Княгиня Анастасия, супруга Василия Михаиловича Кашинского, и 12) Митрополит Киевский Иоасаф (Кроковский), скончавшийся здесь на пути в С.-Петербург. СВ. ФЕОДОРА, церковь , в Твери, сооружена каменная и богато была украшена Цареградским игуменом Иоанном, в 1323 году. ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, приходская церковь , в уездном городе Ржеве. В ней находится, явившаяся в 1539 году, чудотворная икона Божией Матери, известная под названием Оковицкая, празднество коей совершается 8 июля. Вероятно, церковь эта с тех пор и существует. ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, собор, в уездном городе Кашине. С которого времени он существует, неизвестно. Тут почивают мощи св. княгини Анны, супруги св. в. к. Михаила III, перенесенные сюда при царе Алексие Михайловиче, митрополитом Ростовским Варлаамом, из ветхой Успенской церкви, где они с 1338 года находились. Здесь же погребен князь Василий Михайлович Кашинский, внук в. к. Александра II. ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, собор, в уездном городе Торжке; построен в 1364 году Новгородскими торговыми людьми и освящен архиепископом Алексием. – Здесь с XIV века почивают под спудом мощи праведной Княгини Иулиании Вяземской, и погребен убиенный супруг ее, князь Симеон Андреевич Вяземский. РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ, приходская церковь в селе Городне, на первой станции от Твери к Москве, на берегу Волги, в 28 верстах от Твери. Церковь эта есть одна из весьма древних в России; под сводами ее, в нижнем ярусе по стенам, уцелела еще старинная Корсунская, или Византийская живопись. – На сем месте был некогда Вертязин городок, составлявший особое удельное княжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XVII — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. Отличительной чертой  17-го тома «Православной   энциклопедии», изданного в 2008 г.,  является наличие больших богословских, философских, исторических, страноведческих и церковно-искусствоведческих статей, связанных с историей Христианства, Русской Православной  Церкви, других Поместных Церквей и конфессий. Центральное место в  томе занимает статья «Евхаристия». Со всей полнотой  излагаются каноническая основа и историческое бытие с момента возникновения Христианства и по наши дни  главного таинства Христианской Церкви  —  Евхаристии, во время которой происходит  преложение приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь  Христовы  для причащения  верующих.  Значительна статья «Еврейский язык»,  на котором написана большая часть Священного Писания Ветхого Завета. Подробно освещено одно из сочинений св. апостола Павла в статье  «Евреям послание», которое наряду с другими Посланиями «Апостола языков» входит в канон Нового Завета. В томе  большое количество агиографических статей, посвященных отцам Церкви, а также материалов о церковных историках и богословах:  «Евдокия, прмц.», «Евсевий (Памфил), еп. Кесарии Палестинской», «Евстафий, еп. Антиохийский», «Евстафий Плакида, вмч.», «Евфимий Великий, прп.» и др.Среди них и целый сонм российских святых: «Евдокия Димитриевна, прп.», «Евфимий, прп., Суздальский», «Евфимий II, свт., архиеп. Новгородский», « Евфросиния прп., Полоцкая», «Евфросиния, прп., Суздальская» и др. Большое место в  томе  занимают статьи о новомученниках Русской  Православной  Церкви ХХ века. Подробно изложена история двух прославленных в российской истории  монастырей г.Суздаля — статьи: «Евфимиев Суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь» и  «Ефросиниев Суздальский в честь положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне женский монастырь». В  том  вошла статья «Египет», в которой, наряду с энциклопедической информацией об этом государстве излагается история распространения Христианства, включающая специально составленную карту христианских памятников Египта. Особое место в  томе   заняла историко-философская статья «Евразийство», обобщившая  разнообразные аспекты актуальной проблемы современности. Статьи, посвященные отечественным и зарубежным духовным и светским деятелям, хронологически  доходят до наших дней.

http://pravenc.ru/shop/657820/

Прадед Н. Н. Глубоковского – Никон Димитриев (ок. 1739–1816/17), уроженец села Глубокое, сын священника Димитрия Мужевской Преображенской церкви Кадниковского уезда 52 . По исповедальным распискам Спасо-Преображенской церкви села Глубокое он впервые упоминается в 1784 г 53 . В клировой ведомости 1797 г. о нем имеется следующая запись: «дьячек Никон Димитриев 58 лет, посвящен в 1764 г. и грамоту имеет, двоежен, в графе какого состояния: не худого, в семинарии не обучался, штрафован не был. У него дети: Иван 19 лет, Петр 15 лет, первый – читать и писать обучен и второй обучается в семинарии» 54 . В 1807 г. «за старостью» был уволен на покой 55 . Его вторая жена, Евдокия Васильевна (ок. 1754 – после 1830), «природою того же уезда Ямской Николаевской церкви крестьянская дочь» 56 . Их сын Петр Никонов (ок. 1783 – 19 мая 1856) 57 , дед Η. Н. Глубоковского , носил уже фамилию Проворов 58 , которую получил по тогдашней традиции при поступлении в духовное училище. После окончания низшего отделения («грамматики») Вологодской духовной семинарии он 21 февраля 1805 г. был «посвящен в стихарь» епископом Вологодским Феофилактом (Слонецким) и поставлен на место отца; в течение почти 50 лет также состоял дьячком Глубоковской Спасо-Преображенской церкви 59 . Был трижды женат, имел шестерых, по другим сведениям восьмерых детей 60 . Никанор (1819–23.02.1866), отец Η. Н. Глубоковского , родился во втором браке: от Ксении Иоанновны, дочери крестьянина из деревни Онофриево Ротковской волости Кирилловского уезда Новгородской губернии 61 . Фамилия Глубоковский (от прозвания Глубоковской Спасо-Преображенской церкви) была дана Никанору «по внушению со стороны» при поступлении в Вельское духовное училище 62 . Впоследствии этой фамилией стал подписываться и Петр Никонов Проворов; в клировых ведомостях Спасо-Преображенской церкви фамилия Глубоковский впервые упоминается в 1829 г. 63 В автобиографии Николай Никанорович писал: «Родовая фамилия была «Проворов» (от слова «проворный»), а «Глубоковскими» (по селу Глубокому) были записаны отец Никанор и его брат Павел» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Сын старшего брата Бориса Димитриевича Максимова Анатолия, Виталий , перед войной проживал в городе Мытищи (часть 30) Мытищинского района Московской области, женился на Лидии Никифоровне Максимовой (02.03.1918 – после 2005 г.). В 1941 г. Виталий призван на фронт Мытищинским Райвоенкоматом (РВК), служил рядовым в 263-м стрелковом полку 51-й стрелковой дивизии (1-го Формирования) 9-й Армии Юго-Западного фронта (полевая почтовая станция 1495), в июле–августе 1942 г. пропал без вести во время тяжелых боев на берегах Северского Донца и Верхнего Дона: нет известий с 4 июля 1942 г. Покровская церковь в г. Батайске Ростовской области. 2020 г. Заключением Прокуратуры Ростовской области от 12.02.1998 г. Борис Димитриевич Максимов, его шурин Влас Андреевич Великов, как и 56 других расстрелянных вместе с ними граждан, признаны необоснованно привлеченными к уголовной ответственности и в соответствии с подпунктами «а», «б» статьи 3 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированы . Дополнительного решения об их реабилитации не требуется. В 1998 г. Борис Димитриевич и 57 других расстрелянных вместе с ним граждан признаны необоснованно привлеченными к уголовной ответственности В 2005 г. Прокуратурой города Москвы полностью реабилитирована супруга Бориса Димитриевича Максимова, Евдокия Андреевна Максимова (Великова), на основании статьи 3, пунктов «а» и «д», и статьи 5 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 г., а также реабилитированы проходившие с ней по одному делу отец, Андрей Егорович Великов, и брат, Михаил Андреевич Великов. P. S. У вдовы Бориса Димитриевича Максимова, Евдокии Андреевны, во втором браке рождались только дочери, а вот первый же ее внук был крещен Борисом… Рейтинг: 9.9 Голосов: 132 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Впервые статья памяти Бориса Димитриевича Максимова была опубликована в 5 и 6 номерах журнала «Посев» за 2023 год. ГАРО. Ф. 352. Оп. 1. Д. 1770. Свидетельства учащихся от А до Я (россыпь). Свидетельство воспитанника VI класса Донской духовной семинарии Бориса Димитриевича Максимова; ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 9838. Клировые ведомости церквей Кагальницкого благочиния за 1894 г. Л. 54 об.

http://pravoslavie.ru/158426.html

На рельефе постамента памятника равноап. кнг. Ольги в Пскове (скульптор В. М. Клыков, 2003) М. Д. изображена фронтально, в рост, руки на уровне груди, правая приложена к сердцу, ладонь левой - раскрыта. На М. Д. богато украшенная далматика, плащ с рукавами, застегнутый на круглую фибулу, голова покрыта платом, поверх к-рого венец в виде диадемы. Лит.: Дмитриев И. Д. Псковский Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь: (Ист.-археол. очерк). Псков, 1913; переизд.: Храмы и монастыри губернского Пскова: Сб. дореволюц. публ./Сост., вступ. ст.: Н. Ф. Левин. Псков, 2005. С. 100; Родникова И. С. Псковская икона XIII-XVI вв. Л., 1990. Кат. 10, 148; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 163-164; Иконы Пскова. М., 2006. Кат. 112, 153; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси XI - нач. XVI в. М., 2010. C. 242-248. Е. В. О. Рубрики: Ключевые слова: ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2562134.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010