Оказываются пустыми хвастунами также и в за- —320— явлении, что они никому никогда не рабствовали, – этими своими словами они изобличаются как лгуны. Ведь они были в рабстве у Египтян в течении четырёхсот тридцати лет, и только благодаря вышней благодати были выведены из дома рабства и из печи железной, как написано ( Втор.4:20 ), то есть жестоковластия Египтян. Были в рабстве и у Вавилонян и Ассириян, которые, опустошив всю иудейскую страну и сам Иерусалим, переселили в свою страну всего Израиля. Итак, совершенно не здравомысленна речь Иудеев, ибо кроме неведения об истинном рабстве, разумею рабство во грехах, они совершенно отвергают и другое неблагородное рабство (политическое), имея ум, привыкший высоко-мудрствовать по ничтожным поводам. VIII. 34. Отвеща им Спаситель: истинно, истинно глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха 2236 . Как душевных и смотрящих на одно только телесное, отвращает их от присущего им неведения, направляет к более духовному и переводит как бы на непроторённое и совершенно необычное наставление, показывая им сокровенное и в течение долгих времён остававшееся неизвестным рабство. При этом премудро опускает (обличение в том), что они ложно говорят, будто „никому не рабствовали мы никогда“ ( Ин.8:33 ), равно как не указывает и на то, что они напрасно хвастают благородством праотца своего, дабы опять не дать или повода к неподобающим поступкам, так как они (Продолжение следует). Евдоким (Мещерский), еп. Речь перед молебном при начале учебных занятий в Московской Духовной Академии в 1904–1905 г.//Богословский вестник 1904. Т. 3. 12. С. 593–601 (3-я пагин.) —593— Простите, если я, учитель красноречия, скажу вам сегодня некрасноречивое слово. Лично я мало сожалею об этом. Ныне везде и всюду так много говорится красноречивых слов, что, кажется, ими наполнена сплошь вся вселенная. А между тем, несмотря на всё это красноречие, всем живётся почти так же худо, как жилось и тогда, когда нашего слуха не утомляли этими бесконечными громкими речами, этой феерической сменой различных направлений, течений, планов и гаданий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4-й час. Странно, именно странно. Впрочем, я так и думал. Вечер. 9-й час. Завтра я не буду служить утреню. Впрочем посмотрю, как усну. После вечерни гулял с В. Максимовичем. Между прочим он сказал своим обычным тоном: нет, почаще питайте духовною пищею. Говорил, я говорю, таким тоном, как говорит о пище лакомой тот, кому очень хочется покушать. – Впрочем, мне что-то не совсем здоровится, и рука пишет не свободно – дрожит. 19. Понед. Прод. Вечер. 10-й час. Теперь такой час, в который я нередко скучен бываю. А писать хочется. Писание своего рода беседа, беседа как будто не с собою одним. Будет издаваться новый журнал, под названием: русские беседы. – Название обещает хорошее – Русское. Подождем, что будет. Кажется, хорошее будет, должно – быть. Иначе, как же объяснить. – Очень просто. Утро. 7-й час. Недавно встал. Утро вечера умнее. Теперь дело другое. 9-й час. А холодно, хотя самая ясная погода. Ныне, кажется, холоднее вчерашнего. Вечер. 9-й час. Погода стала теше, или я теплее стал. Спать хочется. Ныне часа в два, или во втором К. Андреевна приехала из Ярославля. В Ярославле все обстоит по старому. Старое лучше. 21. Среда. Утро. Утро прекрасное. Вечер. 11 ч. Из Отечест. Записок. Пища наша должна составлять смесь растительного и животного царств, имеющих... И вот в чем удивителен, человеческий инстинкт. Не зная химии, он указывает на лучшие материалы. С мясом быка есть он картофель, Так и должно быть по химии...Мы жарим рыбу и мясо в масле. Для вкуса одного вы думаете? – Нет, это необходимость. Мы пристрастились к чаю, а в нем элемент летучего масла, в кофе тоже. При том же кто много пьет чаю, тому меньше нужно пищи, потому что в чае много азота. Таким образом, вся наша пища служить для возобновления крови, костей, мускулов, волос, фибр и кожи. Чем боле мы употребляем азота, тем более замедляем разрушение и возобновление тела, а чем более спиртуозных жидкостей, тем быстрее совершаем разрушение наконец, доходим до той минуты жизненного процесса, что механизм возобновления ослабевает и наступает одно разрушение.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

Однако мне хорошо, как ни в чем не бывало. Будем молиться о ком, будет и хорошо нам от того. Будем о всех и за вся молиться, будет и мир везде, будет хорошо от всех и во всем. И худой начальник будет хорош для нас, если будем молиться за него. – Вот что – или похожее на это мне хотелось сказать в поучении, ныне сказанном. Мысль эта обширное имеет значение, слишком общее, многообразное приложение; и потому она не годится, неудобна для краткого поучения. Краткое поучение должно быть как можно короче, частные. Или мне так бы надо было сделать: выбрать из многих случаев один, и его яснее раскрыть, определить и к прочим приложить. –Впрочем, всего лучше, всего полезнее избирать для поучения частные, частнейшие случаи. Видите, в чем дело. Из моего нынешнего поучения ни один слушатель не получил назидания, поучения. Спаситель, в притче, оставив девяносто девять овец, пошел искать одну заблудшую. Да, хоть бы одного кого-нибудь да научить, хоть бы одному чему-нибудь да поучить, – что-нибудь поучительное и для кого-нибудь назидательное. Иначе поучение – медь звенящая, кимвал звянаяй. 21. Вторник. Обедня. Вчера я вечером закусил рыбы соленой часть с тройною порцией хрена. – Не знаю, не от хрену ли я хорош теперь; впрочем, и погода лучше вчерашней. – По утру ныне принял я 13 кусочков хрену. Помнится мне, что употребление хрену было полезно мне – ради геморроя моего. – Впрочем, пора к обедни. 24. Пятница. Масленица. 9. Утро. Вчера вечером в11 ч. возвратился я от II. М. Чистагава. Служил там обедню, говорил поучение, там написанное, дорогою туда придуманное. Поучение, поучение... Трудно написать поучение простое, краткое и поучительное. Все берусь я за такое, чего ни у кого нет, и берусь говорить так, как никто не говорил. Все хочется мне того, чтобы и предмет был свой, и изложение свое. Гласное, впрочем, изложение чтобы было свое. Да, видно так надобно, хотя успеху не вижу, потому что не успеваю, потому что поздно берусь. Осип Сем. Ольшевский советует употреблять ревеню – дня три, четыре сряду, именно так: с орех его взять, размельчить и ложкещей или другого чего скушать. С пользою большою доселе пользуюсь. Марта 6 дня, 1857 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

И опять-таки скажу о молитве. Молитва оживляет дух, не дает духу падать. Особенно в уединении, одному, одинокому беда без молитвенного обращения духом к Богу. 10. Пятница. Прод. Делать ничего не хочется. Не люблю я быть без дела. Третьего дня продано 200 экз. 16 кратких поучений. Удивляюсь, как они расходятся. – Покупают у меня второе издание этих поучений. – Надобно снестись с Салаевым. Если он откажется, то можно продать другому. Но я уверен, что он согласится. 4 й час. Л. – 9-й час. Записал было в 4-м часу, да и не дописал. А теперь нечего писать. Погода ветрена, тяжела. 11. 2-й час. По совету одного человека, буду писать все, что придумаю. Пиши все, а после увидишь, что хорошо. Вечер. 9 й час. Чередной проповеди завтра не будет. Самому мне писать не хочется, потому что устал, потому что всенощную служил, да и весь день в трудах был. Константин 3. Тепловский умер при мне. Впрочем, думаю подумать о поучении на завтра. Мысль для него есть. Не умственные только силы нужны для поучения, но и физические. Почему бы не писать так поучения, как я пишу теперь околесную эту? – Почему? – Потому что это легко писать; не нужно углубляться в писание. Глаз правый свербит. Это, говорят, к слезам. 10. Утро. 8 часов. Поучения не писал по выписанным причинам. Спал много. В четырех местах мне надобно быть – то петь, то есть. 13. Понед. 1-й час. Было погребение Теляковского. Говорил я поучение – кое-что. 1858. Это поучение послано в цензуру. Пора отправить копии свидетельств. Вчера, особенно к вечеру я был не совсем здоров. Мне непременно надобно приневоливать себя, чтобы написать поучение. И странно, чем больше поневолишься, тем лучше выйдет. Погода ныне ясная, светлая, а вчера была бурная. Поневолишь себя, выжмешь из себя. Хорошо бы составить книжку для чтения – из проповедей, в роде хрестоматии, – чтобы чтение и для ума, и для сердца было полезно. Но при составлении надобно иметь в виду простой народ. 14. Утро. 8-й ч. Вчера мне к вечеру нездоровилось. Теперь здоров, но подожду вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

Полночь, а я не сплю, потому что не спится. Не спится, да и только, а кажется совершенно здоров. Пробую чернила. Хороши. Буду же писать благочиннические отчеты, которые давно бы надобно послать. 15. Воскресение. Вечер. Доселе был нездоров. Давно бы мне принять слабительное. – Как принял, так стало лучше. Слабительное оригинальное, своего сочинения: франц. чернослив, часть александр. листу и тысящелистник, все это вместе вскипяченное. Выпил я этого сокровища чашки две; разумеется с сахаром; вкус – вкус кофея. 16. Служил обедню. А слабость очень меня ослабила. Впрочем спал самым крепким сном. В П. формул, груб, дерзок, непочтителен. Вечер. 10-й час. – Дело о мире идет настоящим образом. – Водвори, Господи, мир в мире. С вечерни я спал лучше, т. е. крепче, здоровее. А все, впрочем, я чувствую что-то неприятное. 17. После обедни. Я здоров, но зол – сердит. – На что я в покойном состоянии духа смотрю покойно, равнодушно, хотя оно нехорошо, – за то я в непокойном состоянии злюсь, серчаю. Прежде смотрю сквозь пальцы; теперь – во век глаза. Вот в чем злость моя. Спустя час. – Нет, я еще несовсем здоров, оттого и сердит. О. Ив. Ореш. – осталось 9 р. 20 к. сер. взяты. Перед вечернею К. Андр. поехала в Ярославль Д. Г. Б. 17. Вторник. Продолж. Вечер. 10-й час. Надобно бы чем-нибудь заняться, да не знаю чем. После обедни. Слава Богу, я опять здоров. И опять готовь приняться за беседы К. – Что всего нежнее знать христианину? – Сум. Купить бумаги фабрики Троицкой Говарда. Вечер. 7-й час. Жду ехать в село Климентово на погребение, но не знаю, поеду ли. Поутру ныне лучше я был. 21.Суб. После обедни. Вечером вчера возвратился. Хорошо съездил. И хорошо, что ездил. Довольны очень остались. Одного недостало для довольства полного-поучения, которого желали и ждали. – Мне надобно положить за непременное правило – говорить поучение при погребении. Гораздо лучше мне, но все еще чувствую маленькую слабость. – Ужели погода виновата? – А других причин не вижу, не знаю. 22. Вечер. 8-й час. Нашло облако и закрыло солнце. – Прошло облако, и солнце по – прежнему светит. И как будто еще светлее стало.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

6. Утро. И ныне три раза с предварительною болью, в третий раз очень мало и то почти одною с – ю. Кажется, больше не будет. По обедни. Обедню отслужил без особенных приключений, хотя сначала трусил. 7. Утро. И ныне тоже и так же, но гораздо снисходительнее. ПВ. С 8 Августа и доселе погода стоит почти одинаковая, т. е. худая, ненастная. 8. Утро. Месяц, как я сделался болен. Иной год скорее проходит, чем этот месяц. Хотел было дописать начатое поучение, но боюсь изнурить себя. От болезни я освободился, а от страху еще не совсем. Погода все плоха. Впрочем утро – час или два была она очень хороша. Точно боится она показывать себя хорошею. Нет, пора, пора возвеселить лице земли. 9. Утро. Все было немного. – Этим днем кончилось. 10. После обедни. Все благополучно обстоит. У Владыки быть непременно мне надобно – по многим причинам. Поручить другому нельзя никак. 12. Вечер. Перед всенощною. Почти весь день было ведро. Будет ли завтра хороший день, немножко сомневаюсь. 15. Ведро все стоит. 16. Ныне со мною было тоже, что 14, а 14 было тоже, что и 1 Ав. Ныне даже гораздо больше, чем прежде. Но все обстоит благополучно. Погода опять плохая. 17. Погода хорошая. Вчерашняго не было. Странно, опять за обеднею ныне пришло желание заняться обеднею. Надо подумать побольше. ПВ. Нет, трудно. Лучше при изложении и объяснении иметь непрестанно обедню в виду, не спускать глаз с нея. Да, ее надо помнить, потому что она так часто приходит на память. 21. Удивительно, как я неосторожен на пищу. В 11-м часу позавтракал, и не знаю, не сделаюсь ли болен. N6. Не сделался болен, потому что брал осторожности. 23. Шиллер. Я теперь не читаю ничего, кроме Гомера; древние писатели доставляют мне истинное наслаждение. Они же нужны мне для очищения вкуса, который умозрениями, изысканностию и манерностию начинал сильно удаляться от простоты. 28. Понедельник. На прошлой неделе один урок был по музыке. – А погода все сумрачная. Тяготило меня что-то доселе. Начинаю чувствовать лучше. Две бутылки простого вина закупорены.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

1. Весь день болела голова. Теперь 7-й час. Становится лучше. Погода сырая. Утро. Франклин. Человек далее с посредственными способностями может производить значительные перевороты и совершать великие подвиги для человечества, если только он составит предварительно план и, удалясь от всех наслаждений или других предприятий, которыя могли бы развлечь его внимание, сделает исполнение своего плана своим единственным исключительным занятием. Настойка: 1. Сальсетарельняго корня ½ фунта 2. Сассафрасова дерева ¼ фунта 13 коп. сер. 3. Алтейнаго корня      12 золот. 4. Александрийск. листа 1 ф. ст. 6 золот. Рюмку натощак, после обеда или перед и на сон. Был у меня Чиновник Министер. внутренних дел, который ныне уехал – Иван Максимович Синицын. – Раскол – зло и политическое. 17. Вечер. Сейчас пришел из гостей. 18. Утро. Во сне видел брата Егора, в церкви, иду я, за мною он в новой камилавке и бархатном подряснике. 20. Утро. Перед обеднею. Нет, если я все так буду продолжать, то не только ничего не кончу, но и не начну. Потому всего лучше переводить – переводить, как многие переводили и переводят. После обедни. Веровать, вера – уверенность, уверен я, хотя не вижу, не постигаю. – Не вижу Бога, но уверен, что Он есть. Непостижно, как хлеб – Тело, но уве­рен... Надежда... успокоение сердца с уверенностию... Я на счет своего спасения покоен, потому что уверен, что Господь меня спасет, хотя я недостоин спасения. 21. Он... сосредоточивал все свое внимание на одном предмете, убежденный, что лучший способ подвигаться вперед состоит в том, чтобы иметь в голове только одну мысль; оттуда происходила способность и работа, ко­торая в практике давала ему превосходство над людьми, б.м. более его даровитыми в не разных специальностях. Веллингтон. Отвращение к синонимам заметно на каждой странице: генерал хочет, чтобы его поняли, повторяет до пресыщения настоящее выражение, и ни за что не прибегает к однознаменательному слову, зная, сколько ошибок может породить один неправильный оттенок в истолковании мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

6-й час. Получено письмо из Путятина страховое, по которому надо послать денег. После всенощной. Дождь маленький идет. Народу в церкви было много. Часа два, не более, шла служба. К большой досаде и перо не хорошо. Проповеди не готовлю. Давно я не говорил слова в церкви. 4. Воскресенье. Утро. Видел во сне себя в новой белой шляпе. Она очень мне пристала. – Пред пробуждением, во время благовеста к ранней, готовился обедню служить, налил в потир очень много красного вина, и беспокоился, чтобы не пролить. После обедни. Да, беспокоился и очень, всю почти службу. Теперь успокоился. Но ведь опять может быть придти подобное. Впрочем, я очень утомился, сам не знаю отчего. А при утомлении мудрено себя успокоить. Когда я здоров, все нипочем. Правду сказал поэт: Как здоров, да молод, без веселья весел. Вечер. 5. Понедельник. Послано в Путятино родным 50 р. сереб. 2-й час. Скучная погода. Дождя впрочем нет. О. В-ка изумляет меня. Впрочем... да многое в нем непонятно, необъяснимо. Спустя немного. И еще один изумляет меня. Тоже в нем есть кое-что не понятное, необъяснимое. Думаю завтра служить обедню, хотя и не моя череда. Странно, как я вчера за обеднею тревожен был. А это редкость. За обеднею я почти всегда бываю покоен и беспокойный скоро успокаиваюсь. Вечер. 10-й час. Слух прошел, будто наши прогнали врагов из Севастополя. Дай Господи! О. После вечерни служили мы молебен у Константина Захарьевича Теляковскаго. Обстоятельный он человек. 6. Утро. После обедни. Служил не так, как третьего дня. Погода ветреная, но без дождя. Скоро 4. И завтра буду, впрочем завтра и череда моя служить. Вечер. 9-й час. Вот и девятый час. У меня были посетители. Время шло неприметно. Нет, ни чинов, ни отличий не желаю я. Что мне в них? – На что мне они? Нет, решительно не желаю. Не желаю. Чего же? Спокойствия, которым я большеючастию наслаждаюсь. Сейчас спать. 7. Среда. Ясная погода. 2-й час. Надобно из Пролога читать за всенощными. 8. Утро. Десять лет, как протоиереем я в Рыбинске. Благодарение Господу! И сыт, и доволен был. Лучшего я ничего не желал. Всего было много, но больше хорошего. Да, жить так, как жил доселе, – большего и лучшего я не желаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

Вчера же уехали Клеопатра А. с своими. Погода хорошая. Вчера поутру мне нездоровилось. Вечер. 5 час. Хочется сказать поучение завтра. У нас две дружины. 20. Утро. Сейчас проводили их, совершив литию, окропив водою. Я говорил поучение, которое и отдал им. Человек иногда не доволен, сердится так повидимому основательно, что думается это не приятное не пройдет у него. Никакими основаниями не может себя успокоить, да и не хочет он слушаться этих оснований – оправданий; напротив он вспоминает, отъискивает только то, что подтверждает его недовольство. И что же? Чрез несколько времени само собою проходит недовольство. Тогда ничтожный случай его успокоивает, как прежде не важное сомнение возмущало его душу. Хорошее одно верно, постоянно, а худое приходит и уходит. 21. После обеда. Что делать в таком случае, когда человек на нас злится, злобно против нас говорит, язвительно насмехается? Было погребение иногороднаго купца. Я говорил поучение о неосуждении других. Ответ на вопрос. Терпеливо переносить, и успокоиться, и я теперь совершенно успокоился. Впрочем надобно же прибавить хоть что нибудь, и прибавляю: злиться, злостно говорить, язвительно насмехаться многие могут, но незлобиво переносить не многие. Впрочем мне, может быть, представилось. Перед всенощною. А не сердиться то не могу, хоть дал себе недавно слово. 22. Утро. Со вчерашняго дня погода стала иная. Вчера шел дождь, и ныне идет. 23. Наши собираются в Ярославль. Теперь 10 часов. Надобно написать план. Уехали в начале 12. Да сопутствует Господь! 23. Продолжение. Вот в чем план. В одном поучении продолжить вопросы, с объяснением важности, необходимости. В другом, следующем за тем, разрешать эти вопросы. Я уже начинал этак писать, да не знаю, почему то бросил. Люди гордые подобны тем, которые, идя по дороге, вовсе не смотрят вниз, а все глядят вверх. И на обыкновенной дороге нередко попадаются преткновения, а на пути к спасению тьма их. 24. План тот потому был мною оставлен, что он неудобен – нехорош. Не всякий предмет можно так излагать, да притом и однообразие будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

И о чем нельзя беседовать на основании Литургии? Все почти учение веры и нравственности можно изложить так. 18. Продол. 7 й час. Владыки нет. И не думается, что приедет. 8 час. Нт знаю, чем заняться. А надобно чем нибудь. Чем бы? – Аа, вспомнил сейчас. Завтра почта. 19. Утро. Потеплее, но не много сумрачно, туманно. Теперь 5 час. Кажется, Владыка ныне приедет – судя по моему сну. Хлопоты будут, но они кончатся ничем. В исходе 5-го стало ясно. Думаю, погода будет ясная весь день, потому что я чувствую себя хорошо. После ранней, которую я служил. Погода действительно сделалась ясною, хотя долго лучи солнечные тягались с туманом. Надобно когда нибудь написать вот о чем: мы часто боимся, тревожимся, безпокоимся, чтобы не случилось того, другаго, третьяго. Как же себя успокоить? и. Может быть, не случится не будет того, чего мы боимся. Прежде много раз многаго боялись, безпокоились; но проходило все, не случалось, не сбывалось, может быть, и ныне пройдет так. Мы любим все увеличивать. У страха глаза велики. Но есть признаки, есть предвестники, есть много такого, почему можем – имеем основание бояться, ждать, безпокоиться? 2) Чтоже пользы, что ты безпокоишься? Безпокойством не отклонишь опасности. Как ни тревожься, как ни мучься, – ничего не сделаешь. Если чему быть, то будет. Что же мне делать, когда не могу не безпокоиться? 3) Бери все осторожности против опасности, проси Бога, чтобы Он отклонил опасность, и – успокоишься, не думай больше, скажи: да будет воля Твоя. Не могу не думать, невольно приходит на мысль, не успею успокоиться, как тотчас опять начинаю? Припомни, что сказано: и) может быть, не будет того, чего боишься. 2) Безпокойством не поможешь ни себе, ни другим, – и вспоминая это, проси Бога об отклонении. А если опасность очевидна, неизбежна, несомненна, если избежать ее невозможно? – Проси, молись Богу, которому все возможно. С молитвою к Богу не страшна опасность, и умирать хорошо тому, кто умирая не престает молиться, непрестанно ограждать себя крестным знамением. Тому некогда много тревожиться, у кого молитва на уме, кто часто молится.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010