Евдоким (Мещерский) Евдоким (Мещерский Василий), архп. б. Нижегородский. Родился 1 апреля 1869 года в семье псаломщика Владимирской епархии. В 1894 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, пострижен в монашество ректором академии архимандритом Антонием (Храповицким) . 21 июля – рукоположен в иеромонаха и 1 авг. назначен преподавателем Новгородской духовной семинарии по Истории и обличению раскола и по обличительному богословию. С 1896 г. – инспектор Новгородской духовной семинарии. В 1896 году получил степень магистра богословия за свой труд «Св. Ап. и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования». В этом же году определён инспектором Московской духовной академии в сане архимандрита и сверхштатным экстраординарным профессором. В 1902 году утверждён штатным экстраординарным профессором той же академии. С 1903 г. – ректор Московской духовной академии. 4 янв. – 1904 года хиротонисан во епископа Волоколамского четвёртого викария Московской епархии. В 1905 г., будучи ректором Московской духовной академии, посетил Афон. С 1907 г. издавал ежемесячный журнал «Христианин». С 1 авг. 1909 года – епископ Каширский, вик. Тульской епархии. 29 июля 1914 года возведён в сан архиепископа и назначен на кафедру Алеутскую и Сев. Американскую. В 1917–1918 г. – участник Всерос. Помести. Церковного Собора. С 1919 года – архиепископ Нижегородский. С 16 июля 1922 года уклонился в обновленчество, подписав воззвание трёх: митр. Сергий (Страгородский) , Владимирский и Суздальский, Серафим (Мещеряков), архп. Костромской и Галичский и сам архп. Евдоким о том, что они целиком разделяют мероприятия В.Ц.У. и считают его единственной канонической законности верховной церковной властью. Явился одним из основоположников обновленческого раскола. В этом же году возведён в сан митрополита. С 2 ноября 1922 года – митрополит Одесский. 13 апреля 1923 года назначен председателем Высш. Церк. Совета вместо митрополита Антонина.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

архиеп. Евдоким (Мещерский) Ноябрь 11. – О «вере. Вера есть уверенность в чем-нибудь невидимом, непостижимом. Как ни ясно это понятие веры, но простой – неученый все не поймет, что это такое вера – уверенность. Ему нужно указать на что-нибудь такое видимое, в чем бы он веру видел. Скажи и докажи – это такое требование, без удовлетворения которому никого ни в чем не уверишь. Скажи и докажи или покажи, укажи. 12. Иоанна Милостиваго. Он учил: Братия и чада моя не скоры бывайте ко осуждению: многажды бо грех согрешающаго видим, покаяния же его, отай творимаго не вемы. Божественная литургия, за умершия совершаемая, зело душам помогает. Бысть в Персиде пленник и проч. Жена, в тяжек грех впадши и сего не могущи исповедати Отцу Духовному студа ради, како молитвами Его получи прощение. 13. Иоанна Златоуста . Таковыя болезни приходят человеком грехов ради их, говорил Зл. больному, и маловерия ко Христу. Аще убо всею душею веруеши, яко мощен есть Христос исцелити тя, и отступиши от первых злых дел твоих, то узриши славу Божию. Вечер 9 час. С чего начать? – От кого мне узнать, чему я должен веровать, как я должен жить, что я должен делать, на что должен надеяться? Как нам должно и надобно жить в этой жизни? 14. А. Филиппа. – Нафанаил под смоковницею молился Богу. Иисус Христос , как Бог, видел это. Опять литургия, литургия, Божественная литургия. Как получить от Бога благословение? – Благослови Его, и Он благословит тебя. 15. Благословение Божие – помощь, вразумление, подкрепление от Бога. Если, начиная дело с благословения Божия, и не сделаешь и не кончишь своего дела, или не хорошо кончишь, то уже и это хорошее дело сделаешь, что Бога восхвалишь, благословишь. Хорошее дело славить Бога. За это Он рано ли поздно ли прославит тебя; в стыде не останешься, не в этом, так в другом деле тебе поможет, подкрепит, ободрит, вразумит. 16. Один грешник долго мучился, скорбел о том, что он грешен, – мучился, скорбел и никак не мог успокоить себя. Что ты мрачен, печален? спросил его некто, пришедший к нему. – Так что-то не весело, отвечал он сначала, а потом прибавил: грехов ради моих скорблю.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

архиепископ Евдоким (Мещерский) Глава II. Жизнь Иоанна до призвания к апостольскому служению Родители Иоанна: Зеведей и Саломия. – Зажиточность их и знатность – Были ли они родственниками Спасителя – Время рождения Иоанна. – Воспитание Иоанна. – Посещение им синагоги. – Обучение ремеслу. – Двенадцатилетний возраст Иоанна. – Первый раз в Иерусалиме на празднике Пасхи. – Товарищи Иоанна. – Всеобщее напряженное ожидание Мессии. – Характеристика Иоанна. – Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне. – Глубокое влияние её на всех жителей Палестины – „Не Христос ли он“? – Иоанн идет на Иордан. – Иоанн ученик Крестителя. – Долго ли и постоянно ли он находился здесь? – „Се Агнец Божий“. – Первая встреча со Спасителем. – „Равви! Где живешь“? – „Пойдите и увидите“. – Первое призвание Иоанна Спасителем. – „Они пробыли у Него день тот“. – С какими думами возвращался Иоанн после этой беседы. – Первые ученики Спасителя. – Возвращение Иоанна с Христом в Галилею. – Брак в Кане Галилейской. – „Первое чудо“ Спасителя. – Возвращение Иоанна к прежним своим занятиям. – Был ли Иоанн женат до окончательного избрания в число учеников Спасителя? – Что говорят относительно этого апокрифы и древнее предание. Иоанн был сыном Завдия или Зеведея и Саломии 205 . Отец Иоанна был одним из галилейских рыбарей 206 . Это был довольно состоятельный человек. Занимаясь рыбною ловлею, он не довольствовался помощью двоих сыновей своих, а еще нанимал работников ( τος μισθωτος). Из всех упоминаемых в Св. Писании рыбарей только один Зеведей имел „работников“. Никифор и другие называют его „независимым рыболовом со своей собственной лодкой ( ιδιονακληρον)“ 207 . Геннисаретское озеро щедро вознаграждало их труды 208 . Так как Евреи издавна ели и очень любили рыбу 209 , то она всегда находила хороший сбыт. В Капернауме, Тарихее, Тивериаде шла самая оживленная торговля ею. С Геннисаретского озера она рассылалась по всей Палестине, преимущественно по большим торговым городам. Особенно большими партиями она отправлялась в Иерусалим. Сюда приезжали за рыбой даже Тиряне. В Иерусалиме был особый рыбный рынок; он находился около одних ворот; благодаря чему они стали постоянно называться „рыбными воротами“ 210 . Зеведей, ловивший рыбу со своими сыновьями и нанимавший еще „работников“, естественно мог быть зажиточным человеком. Как богатый человек, вероятно, он не довольствовался ближайшими рыбными рынками, а отправлял свою рыбу и в Иерусалим 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

архиепископ Евдоким (Мещерский) Глава IV. Апостольское служение Иоанна в Палестине Пятидесятница – Сошествие Св. Духа на Апостолов. – Первая их проповедь – Петр и Иоанн у красных ворот храма. – Первое чудо св. Апостолов. – Новая проповедь. – Влияние их на народ. – Негодование Саддукеев – Петр и Иоанн под стражей. – Пред Синедрионом – Угрозы – Освобождение. – Радость верующих. – Попечение Апостолов о столах. – Второй раз под стражей и второй раз пред Синедрионом. – Новые угрозы и бичевание. – Великое гонение на Церковь в Иерусалиме. – Рассеяние христиан из Иерусалима. – Иоанн неотлучно пребывает среди гонимых. – Братья в Самарии – Посольство Петра и Иоанна в Самарию. – Проповедь их в селениях – Различение Иоанна с Ап. Петром. – Где жил после этого Иоанн? – Дальнейшая его благовестническая деятельность. – Отзыв Апостола языков об Иоанне. – „ Στλος, δοκν ενα τι, κατ i δαv δκν ενα τι“. – Годы созерцания. – Иоанн и Богоматерь. – Был ли Иоанн с Богоматерью в Ефесе? – Успение Девы Марии – Рассеяние Апостолов. – Проповедовал ли Иоанн в Парфии и Индии? – Не был ли он с проповедью Евангелия в Антиохии? – Был ли Ап. Иоанн в Малой Азии – Причины отрицания некоторыми учеными пребывания его в Малой Азии. – В каком году и почему Ап. Иоанн оставил Палестину? – Прощание с братьями. – Спутник Иоанна. – От Иерусалима до Ефеса. – Иоппия. – Попутный корабль – Буря на море. – Кораблекрушение около Селевкии. – Чудесное спасение. – Святые благовестники у Ефеса. Наступил великий праздник еврейский Пятидесятница. Св. Апостолы находились в это время все вместе, в той самой горнице, в которой они собрались по возвращении с горы Елеонской. Здесь был и Ап. Иоанн, и его брат Иаков, и мать их Саломия, и Богоматерь, и многие другие числом 120 788 .Это была, вероятно, та самая комната, в которой Спаситель совершил Тайную Вечерю и в которой собирались Апостолы в первый день недели 789 . Святым единодушием отличалось это великое и знаменательное собрание, как говорит свящ. Дееписатель. Трудно более просто и глубоко определить настроение собравшихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

архиепископ Евдоким (Мещерский) Глава I. Родина св. Ап. Иоанна Родина Иоанна – Галилея. – Богатство, разнообразие и красота её природы. – Геннисаретское озеро. – Обилие городов. – Народонаселение Галилеи. – Влияние греко-римской культуры. – День в Галилее – Знаменательные исторические места Галилеи. – Характеристика Галилеянина. – Страна, богатая в прошлом великими людьми. – Вифсаида родной город Иоанна. Родиной св. Ап. Иоанна была Галилея. Так назывался один из четырех округов, на которые разделялась Палестина еще до времени пришествия Спасителя на землю 55 . Это – дорогая страна для каждого христианина, благодаря тем великим событиям, какие некогда совершились в ней. Здесь прошло все время святого детства Того, Который пришел спасти грешное человечество 56 . Здесь в безмятежной тиши, сокрытый от взоров людей, жаждавших видеть своего Избавителя, Христос „преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков“ 57 . Отсюда, будучи 12-летним Отроком, вместе со своими родителями, Он ходил в Иерусалим на праздник Пасхи 58 . Здесь Он прожил до самого выступления на открытое служение делу спасения людей. Галилея была главным и любимым местом Его жительства и общественного служения. Сколько здесь было произнесено возвышенных бесед, сколько совершено чудес! По слову Спасителя, слепые прозревали, хромые ходили, больные исцелялись, злые духи оставляли людей, прекращалось волнение моря. Какие громадные толпы народа слушали Спасителя, оставляя свои дома и забывая даже о пище! В Галилее и из Галилеян избрал Он своих Апостолов. Отсюда ходил с ними в Иерусалим на праздник. Сюда возвратились Апостолы после воскресения Спасителя 59 . Здесь Он не раз являлся им по Своем воскресении 60 , продолжая говорить им о Царствии Божием 61 . Эта святая земля занимала северную часть Палестины и находилась на западной стороне Иордана 62 . От Иерусалима, сердца всех иудеев, она отделялась Самарией. Если галилейский паломник шел в священный город через Самарию, то ему нужно было для этого не более трех дней, или от 30 до 40 часов пути 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

архиепископ Евдоким (Мещерский) Глава VII. Последние годы земной жизни Апостола Встреча Апостола Ефесянами. – Благовестническое служение его на закате жизни. – Писания Иоанна. – Евангелие. – Обстоятельства его написания. – Цель. – Мнение о нем христианских и языческих писателей, – Первое послание. – Второе. – Третье. – Последние годы жизни Иоанна. – Рассказ Климента Александрийского о юноше-разбойнике. – Рассказ св. Поликарпа о встрече Апостола с Коринфом. – Рассказ Касиана. – Рассказ Иеронима. – Ученики Иоанна. – Какою смертью умер Иоанн? – Сколько ему было тогда лет. – Свидетельство апокрифов о последних днях его жизни. – Последнее преломление хлеба – Прощание. – Молитва у могилы – Смерть. – Христиане у могилы Апостола. С великою радостью христиане ефесские 1943 встретили своего великого и любвеобильного наставника и постоянного „соучастника в их скорби“. Весь народ вышел навстречу ему. Видя св. Апостола, многие плакали от радости, другие приветствовали его, третьи падали на землю, иные целовали одежды его 1944 . Домн, известный богатый, христианин города Ефеса, воскрешенный некогда Апостолом, ввел св. благовестников в дом свой. Отца его Диоскорида в это время уже не было в живых. Здесь была приготовлена для них трапеза. Многие дни в доме Домна оставались св. Апостол и его ученик. Сюда ежедневно 1945 приходили христиане 1946 , слушая благовествование Иоанна. Много прошло времени со дня удаления его на Патмос, но христиане ефесские не утратили своей веры: и теперь не было ни одного из них, кто бы не веровал словам св. учителя 1947 . Не менее девяноста лет было Иоанну по возвращении из ссылки 1948 . Но и в эти старческие годы благовестническая ревность не оставляла его. Не смотря на свою глубокую старость, он не переставал еще благовествовать о Распятом. Зорко следил великий старец за жизнью христиан, предостерегал их от лжеучителей и лжеучений, разрешал сомнения христиан, возникавшие среди них под влиянием языческой проповеди. Он находил время, для попечения не только о целых христианских общинах, но и об отдельных душах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

архиепископ Евдоким (Мещерский) Глава VI. На Патмосе „Кто не от Бога, тот не слушает нас“. – Враги Иоанна. – „Я Иоанн брат ваш и соучастник в скорби“. – Гонение Домициана. – Донос императору на Иоанна. – Письмо Домициана проконсулу Азии, – Увещание. – Вызов Иоанна в Рим на суд. – Во дворце императора. – Чаша с ядом. – Спасение. – Бичевание. – Котел с кипящим маслом. – Возвращение в Ефес. – Новый донос. – Осуждение на остров Патмос. – От Ефеса до Патмоса. – Воскрешение юноши. – Укрощение бури на море. – Встреча с Маргоном. – Исцеление протектора. – Новое чудо. – Иоанну предлагают свободу. – Отказ св. Апостола. – У Патмоса. – Патмос. – Благовестническое служение на острове Патмосе. – Город Фора. – Изгнание „духа пытливого“ из Аполлониада. – Крещение дома Мирона. – Трибун Василий и жена его Харись. – Исцеление сына Хруса и Селении. – Столкновение с жрецами Аполлона. – Бичевание и заключение в темницу. – Освобождение. – Увещание не проповедовать более. – Новые благовестнические подвиги. – Исцеление расслабленного. – Изгнание духа нечистого. – Беседа Иоанна с евреем Каром о Спасителе. – Волхв Кинопс. – Прение с Иудеем Филоном. – Исцеление хромого, страдавшего „водным недугом“, жены игемона. – Благовестнические труды Апостола в городе Меринузе. – Ликос. – Воскрешение сына жреца Дия. – Изгнание духа лукавого из юноши. – Новое бичевание. – Разрушение храма Диониса. – Волхв Нукиан. – Благовествование Иоанна в городе Карове. – Встреча с евреем Фавстом. – Проклиания и Сосипатр. – Плоды благовествования на Патмосе. – Смерть Домициана. – Новый император Нерва. – Повеление возвратиться Иоанну из ссылки. – Просьба жителей Патмоса не оставлять их острова. – Обстоятельства написания Евангелия. – Последнее путешествие по острову Патмосу. – Исцеление слепого сына жреца Диева. – Крещение всего этого дома. – Обстоятельства написания Апокалипсиса. – Прощание Иоанна с христианами Патмоса. – Последнее слово – На корабле. – Снова в Малой Азии. – Значение апокрифов. В Прощальной беседе Спаситель говорил Своим ученикам: „если бы вы были от мира; то мир любил бы свое: а как вы не от мира, но я избрал вас от мира; потому ненавидит вас мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

архиепископ Евдоким (Мещерский) «Я Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» ( Anok. I, 9 ). Содержание Предисловие Глава I. Родина св. Ап. Иоанна Глава II. Жизнь Иоанна до призвания к апостольскому служению Глава III. Иоанн – Апостол и возлюбленный ученик Глава IV. Апостольское служение Иоанна в Палестине Глава V. В Малой Азии Глава VI. На Патмосе Глава VII. Последние годы земной жизни Апостола Глава VIII. Память об Ап. Иоанне     Предисловие Важность и значение изучения жизни и деятельности Ап. Иоанна.– Задача и характер предлагаемого опыта. Среди священных воспоминаний христиан всех веков и народов рядом с Божественным образом Искупителя стоит другой образ ученика, „которого любил Иисус“, Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. На первый раз он не производит такого сильного и неотразимого впечатления, как образ других Апостолов. Он не изображается с ключами от царствия Божия, как св. Апостол Петр. Он во многом уступает и великому Апостолу языков. Иоанн не испытал столько внешних скорбей и страданий, как этот Апостол. Он не проходил с словом благовестия от Иерусалима до Иллирии и от Иллирии до Рима. Не он первый насадил христианство в таких многолюдных языческих центрах, блиставших поразительною роскошью, как Антиохия, Ефес, Афины, Коринф и Рим. Может быть, он не основал даже ни одной Церкви и ни один народ не считает его таким благовестником, который бы первым пришел к ним с проповедью Евангелия. Ап. Иоанн не блещет внешней деятельностью. В этом отношении он уступает не только своим собратьям Апостолам, но даже простым дьяконам первохристианской Церкви. Изучая его жизнь, мы не найдем в ней ни одного бурного периода, ни одного неожиданного и быстрого перелома, не найдем глубоких и продолжительных падений, как это находим в жизни других великих людей. Вот, например, страшный, ожесточенный и не по разуму ревностный гонитель Церкви Савл, который вдруг совершенно неожиданно для самого себя становится христианином. Сразу забыта в нем вся прежняя ненависть к христианам; прекращены гонения и преследования их. Теперь он начинает с таким же самоотвержением проповедовать христианство, с каким раньше старался в корне уничтожить и погасить его. Во всей жизни св. Ап. Иоанна мы не найдем подобных крайностей. Он всегда жил ровно, тихо и покойно, постепенно восходя с одной ступени совершенства на другую. Как свет от восходящего солнца не сразу рассеивает обычную тьму; так и великие природные духовные силы Иоанна раскрывались постепенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИМ (Мещерский Василий Иванович; 1.04.1869, Владимирская губ.- 10.05.1935, Москва), бывш. архиеп. Нижегородский РПЦ, один из руководителей обновленчества . Из семьи псаломщика. В 1894 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. 21 июля того же года принял монашество с именем Евдоким. 31 июля рукоположен во диакона, 1 авг.- во иерея. Назначен преподавателем по истории и обличению раскола и по обличительному богословию в Новгородскую ДС. Со 2 окт. 1895 г. инспектор Нижегородской ДС. 16 июля 1898 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов». Работа была посвящена не решению к.-л. богословских вопросов, а описанию биографии ап. Иоанна и представляла собой по существу историко-художественное произведение. 23 дек. 1898 г. назначен инспектором МДА с возложением обязанностей доцента кафедры гомилетики и истории проповедничества. 1 янв. 1899 г. возведен в сан архимандрита. В том же году определен инспектором и экстраординарным профессором МДА. В 1902 г. утвержден штатным ординарным профессором МДА. Получил известность как писатель и публицист, автор исторических и богословских статей, очерков и стихов. Участвовал в полемике о служении иноков миру в академическом ж. «Богословский вестник» в 1902-1903 гг. В ходе дискуссии Е. было указано на «шаткость» его позиции по обсуждаемому вопросу. 9 дек. 1903 г. утвержден ректором МДА. 4 янв. 1904 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, назначен викарием Московской епархии. В 1907 г. стал редактором основанного им ежемесячного ж. «Христианин», рассчитанного, по мысли Е., на более широкий круг читателей, чем издаваемый при МДА «Богословский вестник». С ректорством Е. связывали удаление из академии преподавателей, заподозренных в оппозиционных настроениях. Среди прочих вынуждены были покинуть МДА историки В. О. Ключевский и Н. Ф. Каптерев . Личные качества Е. охарактеризовал хорошо его знавший Новгородский архиеп. Арсений (Стадницкий) в дневниковых записях: «Человек, несомненно, способный; но, по природе своей, лживый и неустойчивый в своих воззрениях. На первых порах он может подкупить своей обходительностью, но при более близком знакомстве лживость его натуры скоро обнаруживается» (ГАРФ. Ф. 550. Д. 518. Л. 25 об.).

http://pravenc.ru/text/Евдокиму ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской и Арзамасской епархии , существовало в 1920-1929 гг. Именовалось по уездному городу Нижегородской губ. Павлово (до 1918 - село Горбатовского у., город с 1919, ныне адм. центр Павловского р-на Нижегородской области ). С 1816 г. в Павлове действовал крупный единоверческий (см. ст. Единоверие ) приход при Богоявленской ц. К 1918 г. в Павлове имелось 8 приходов, 11 храмов и 10 часовен. П. в. предполагалось учредить как единоверческую епископию на основании пункта 19 определения Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , касающегося единоверия (принято 7 марта 1918), и во исполнение указа патриарха свт. Тихона (Беллавина), Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов. Однако при учреждении П. в. оно не получило статус единоверческого. Указом от 11 дек. 1919 г. патриарх свт. Тихон известил Нижегородского архиеп. Евдокима (Мещерского) о принятом постановлении назначить епископом Павловским, викарием Нижегородской епархии, прот. Александра Надежина (Надеждина; впосл. епископ); архиерейскую хиротонию последнего по пострижении его в монашество предполагалось совершить в Петрограде. Указ патриарха и Синода об учреждении П. в. (наряду с др. викарными кафедрами Нижегородской епархии) последовал 12 дек. 1919 г. ( Бовкало. 1996. С. 340). 20 дек. копия указа была направлена архиеп. Евдокиму. В 1919 г. Павловскому викарию вверялось духовное окормление Павловского и Ардатовского уездов Нижегородской губ.; впосл. к П. в. был присоединен Выксунский у. Епископия включала ок. 90 приходов, мужской и 5 жен. мон-рей. 31 дек. 1919 г. архиеп. Евдоким направил настоятелю Троицкого Островоезерского мужского монастыря игум. Сергию (Теплову) уведомление о том, что в скором времени на Павловскую кафедру будет «назначен особый Епископ, как управляющий полусамостоятельной епархией». Архиеп. Евдоким поручил игум. Сергию «приготовить в своем монастыре помещение для будущего архиерея, настоятеля монастыря». Однако еп. Александр не заместил П. в.

http://pravenc.ru/text/2578624.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010