Сообразно с этим, каждый служилый боярин имел право на «кормление» по заслугам и, вместе с тем, право отъезда и участия в совете князя. До половины XV века интересы боярства были тесно связаны с интересами князя: боярин должен был стараться об усилении своего князя, так как, чем сильнее князь, тем лучше служить боярину и тем безопаснее его вотчина. Князья, в свою очередь, признавали заслуги бояр, что видим из завещания Дмитрия Донского, в котором он советует детям во всем держаться совета бояр. Словом, Московские князья и бояре составляли одну дружную политическую силу. Но с половины XV века изменяется состав Московского боярства и изменяется отношение боярства к государю. С этого времени, в княжение Ивана III и Василия III в эпоху окончательного подчинения и присоединения уделов, замечается прилив новых слуг к Московскому двору: во-первых, это удельные князья, потерявшие или уступившее свои уделы Московскому князю, во-вторых, это удельные князья, которые ранее потеряли свою самостоятельность и служили другим удельным князьям, наконец, это бояре – слуги удельных князей, перешедшие вместе со своими князьями на службу к Московскому князю. Толпа княжеских слуг увеличивалась еще новыми пришельцами из Литвы, это были литовские и русские князья, державшиеся православия под властью литовских владетелей, и после унии 1386 года, стремившиеся перейти со своими уделами под власть православного государя. Все перечисленные пришельцы скоро стали в определенные отношения к старым московским боярам и друг к другу. Эти отношения выразились в обычаях местничества, так называется порядок служебных отношений боярских фамилий, сложившейся в Москве в XV и XVI вв. и основанный на «отечестве», то есть, на унаследованных от предков отношениях служилого лица и рода по службе к другим лицам и родам. Каждый боярин, принимая служебное назначение, справлялся, не станет ли он в равноправные или подчиненные отношения к лицу, менее его родовитому по происхождению, и отказывался от таких назначений, как от бесчестящих не только его, но и весь его род.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Внимая убо сему лестному побуждению, ревнуйте, юноши! о тех успехах, которым предопределяется сия награда. Труды ваши довольное получат возмездие в почестях, обещаемых вам великою монархинею, в пользе вашего отечества, в ободрении со стороны архипастыря вашего и в собственном вашем удовольствии. 2 Nec me animi fallit Graiorum obscura reperta difficile inlustrare Latinis versibus esse, multa novis verbis praesertim cum sit agendum propter egestatem linguae et rerum novitatem. Так говорит об латинском языке Лукреций Liber I, versus 136 et sq. 4 Vide Cicero De natura deorum (liber I, caput 4) et De finibus bonorum et malorum (liber I, caput 3). Лукреций и Виргилий хвалились тем, что первые осмелились писать греческие материи на латинском языке: первого см. liber I, versus 925 et cetera, последнего – Georgica (liber III, versus 8 et 9). – Сенека жил уже в познейшие времена, но и тогда много слов недоставало латинскому языку пред греческим, и он жалуется на бедность своего языка: смотри Seneca Epistula 58, с начала. 5 Iuvenalis Satura VI: Quaedam pauca quidem, sed non toleranda maritis; Nam quid rancidius, quam quod se non putat ulla Formosam, nisi quae de Tusca Graecula facta est? De Sulmonensi mera Cecropis? – Omnia Graece, Cum sit turpe magis nostris nescire Latine; Hoc sermone pauent, hoc iram, gaudia, curas, Hoc cuncta effundunt animi secreta, quid ultra?... et cetera. В другой сатире он еще говорит: Nunc totus Grajas nostrasque habet orbis Athenas (I, 5). 6 По сей-то причине Иустиниан император, издавши свое Уложение, известное под именем Institutiones Justiniani, дабы сделать его известнее всем подчиненным Риму нациям, перевел на греческой язык и разослал сии переводы повсюду. Nostra constitutio, quam pro omni natione Graeca lingua compendioso tractatu habito exposuimus, – говорит сам он в III книге своего Уложения (Titulus VIII. De successione libertorum). 7 Vide Ernesti Opuscula philologica. Lugduni Batavorum, 1776. Pagina 205. Из сего однакож надобно исключить иудеев, у которых в то время употреблялся еврео-сирский язык и которые греческой язык, так как и самых греков, ненавидели.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Позже, вероятно, уже на рубеже II и III столетий, христианские общины появляются и в Паннониии. На время Диоклетиановых гонений приходится мученическая смерть епископов Сирмийского Иринея и Петтавийского Викторина. При том же императоре в паннонские каменоломни был сослан епископ Антиохийский Кирилл, обративший к вере во Христа тамошних искусных каменосечцев, которые отказались изготовить по заказу самого им­ператора статую Эскулапа, за что их предали смерти. В то же гоне­ние за отказ принести жертву Эскулапу в Паннонии были казнены четыре воина, один из которых носил греческое имя Карпофора. Первый известный по имени епископ Томитанский Евгеник под­визался в конце III столетия. На Никейском Соборе представлены были христианские общины Сердики, Том, Гераклеи и Марцианополя, возникшие в этих городах, вероятно, еще в эпоху гонений. Основным занятием во внутренних регионах Балкан было хлебопашество в долинах и предгорьях и отгонное скотоводство в горах. Во Фракии, Нижней Мезии и Паннонии занимались так­же коневодством. На Адриатическом и Черноморском побережье как колонисты из Италии и Эллады, так и романизованные или эллинизированные аборигены выращивали виноград и делали из него вино, которое не только снабжало сами эти провинции, но также вывозилось в Италию и за пределы лимеса – в централь­ную и восточную Европу, населенную свободными германскими и сарматскими племенами. Еще более выгодной хозяйственной отраслью на морском побережье были оливковые плантации. Мас­ло также служило предметом экспорта за восточные и северные границы империи, откуда в свою очередь ввозились зерно, воск, меха, янтарь и рабы. Богатством Дакии был лес и месторождения золота, а Дал­мации – залежи железной руды. Золотоносные прииски и руд­ники принадлежали, как и крупнейшие латифундии и виллы бал­канских провинций, императорскому фиску, и сдавались в аренду средним и мелким предпринимателям, которые использовали при добыче золота и железа как рабский труд, так и наемных рабо­чих, в основном из разорившихся местных крестьян. Ремеслен­ные мастерские в городах Далмации, Мезии и Фракии находились в частных руках. В эргастериях греческих колоний изготавлива­ли ткани, керамику, изделия из черных и цветных металлов – оружие, земледельческую и домашнюю утварь, а также ювелир­ные украшения. Важной хозяйственной отраслью в приморских городах было кораблестроение. В приморье, а также по берегам Дуная и других рек занимались рыболовством, а на Адриатике также и пиратством. Крупная торговля и банковский капитал на Балканах по преимуществу находилась в руках греков, а также сирийцев и евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Год 1980-й. «Снег идет, оставляя весь мир в меньшинстве…». Рождество встречает все тот же «человек в плаще», чуждый миру, чувствующий своего рода «ущербность». И через эту «ущербность» само Рождество воспринимается им «ущербно», «осколочно». Он не в состоянии увидеть, охватить все целиком. Но и частичный отблеск Рождественской звезды для него так ярок, что он боится ослепнуть: Сколько света набилось в осколок звезды, на ночь глядя! Как беженцев в лодку. Не ослепни, смотри! Ты и сам сирота, отщепенец, стервец, вне закона. (III, 8) Душа еще не способна воспринять благовестие Рождества, в ней сумятица и путаница. Замечателен призыв к самому себе помолиться «за бредущих с дарами в обеих/половинках земли самозванных царей/и за всех детей в колыбелях» (III, 8). Здесь призыв совершенно христианский. Молиться нужно и за врагов («самозванных царей») и за ближних, которых эти цари будут избивать. Но странным выглядит сравненье: «Помолись лучше вслух, как другой Назарей». Что значит «другой Назарей»? Очевидно, чувство меры и такта не позволили в рождественском стихотворении напрямую сравнить себя со Христом. Поэтому и сказано «другой». Но в результате получилось (хотя поэт этого, очевидно, не заметил) гораздо ужаснее, нежели если он сравнил бы себя со Спасителем. В силу того, что другого Назорея не может быть, ибо Христос один, то «другой» означает лженазорей, лжехристос, то есть антихрист. А кому молится антихрист? Да, в этом стихотворении язык сыграл с «отщепенцем» злую шутку. Следующее рождественское стихотворение выходит из-под пера И. Бродского через пять лет — в 1985. Стихотворение «Замерзший кисельный берег. Прячущий в молоке…» посвящено Евгению Рейну и написано в виде послания, небольшой весточки другу. Какова же весть — благая? Перед нами снова весть небытия, неумолимо наступающего по велению времени. Рождественской радости нет, скорее, наоборот. Мир и человек стали на год ближе к смерти. И несмотря на то, что в стихотворении смерть заявлена как момент встречи со Христом: «…Данную годовщину/нам, боюсь, отмечать не добавляя…/избавляя следующую морщину/от еённой… в просторечии — вместе с Ним», — эта холодная констатация не несет христианской радости вечной жизни. Это не чаемая встреча, а стоическое принятие неизбежного. Через сердечную боль и скрежет шипящих — звук, мало похожий на звук радостной встречи.

http://azbyka.ru/fiction/biblejskij-teks...

Митрополит Тверской Амвросий освятил храм на территории ИК-1 города Твери 8 мая 2024 г. 15:19 7 мая 2024 года, во вторник Светлой седмицы и праздник Иверской иконы Божией Матери, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил великое освящение построенной на территории ФКУ «Исправительная колония 1» города Твери церкви в честь святителя Спиридона Тримифунтского и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. Архипастырю сослужили председатель епархиального отдела по тюремному служению, помощник начальника УФСИН России по Тверской области по организации работы с верующими протоиерей Михаил Беляев, духовник Тверской епархии протоиерей Николай Дикий, помощник начальника следственного изолятора по Тверской области по организации работы с верующими священник Димитрий Немчанинов, клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве священник Серафим Беляев, иерей Сергий Будков, иерей Максим Луканов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. Пел клиросный хор колонии под управлением Евгения Коровицына. На богослужении молились начальник УФСИН России по Тверской области генерал-майор внутренней службы А.Н. Кузьмин, начальник ФКУ ИК-1 полковник внутренней службы В.А. Лапин, начальник ФКУ ИК-4 подполковник внутренней службы Д.Д. Жуков, сотрудники исправительного учреждения, представители общественности, верующие заключенные. После чтения Евангелия митрополит Амвросий произнес  проповедь . В день освящения тюремной церкви глава Тверской митрополии вручил награды. Во внимание к активному взаимодействию с Тверской епархией в деле попечения о лицах, находящихся в местах лишения свободы, медалями священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, награждены: А.В. Лукьянчук (медаль II степени), С.В. Лапшин (медаль III степени), А.Н. Соколов (медаль III степени), С.А. Колесников (медаль III степени), А.А. Макарский (медаль III степени), В.Н. Макарская (медаль III степени); заместитель начальника ФКУ ИК-1, полковник внутренней службы И.В. Лязин (медаль III степени), заместитель начальника ФКУ ИК-1 г. Твери, полковник внутренней службы А.Ю. Дитковский (медаль III степени), начальник ФКУ ИК-4, подполковник внутренней службы Д.Д. Жуков (медаль III степени), начальник ФКУ ИК-1, полковник внутренней службы В.А. Лапин (медаль III степени), начальник отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-1, майор внутренней службы Ю.И. Белорусов (медаль III степени), В.М. Данилов (медаль III степени), начальник отдела тылового обеспечения ФКУ ИК-1 г. Твери, подполковник внутренней службы Д.В. Ферин (медаль III степени), Е.С. Коровицын (медаль III степени), полковник внутренней службы Д.В. Домин (медаль III степени).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Евгений Боткин Лейб-медик Евгений Боткин прославлен на Архиерейском Соборе 2016 года 3 февраля, 2016 Лейб-медик Евгений Боткин прославлен на Архиерейском Соборе 2016 года Лейб-медик Евгений Боткин прославлен на Архиерейском Соборе 2016 года Евгений Боткин родился 27 мая 1865 г. в Царском Селе, в семье выдающегося русского ученого и врача, основателя экспериментального направления в медицине Сергея Петровича Боткина.  Его отец был придворным медиком императоров Александра II  и Александра III. Евгений Боткин В детстве он получил прекрасное образование и сразу был принят в пятый класс Петербургской классической гимназии. После окончания гимназии поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, однако после первого курса решил стать врачом и поступил на приготовительный курс Военно-медицинской академии. Врачебный путь Евгения Боткина начался в январе 1890 г. с должности врача-ассистента Мариинской больницы для бедных. Через год он уехал за границу с научными целями, учился у ведущих европейский ученых, знакомился с устройством берлинских больниц.  В мае 1892 г. Евгений Сергеевич стал врачом Придворной Капеллы, а с января 1894 г. вернулся в Мариинскую больницу. Вместе с тем он продолжил научную деятельность: занимался иммунологией, изучал сущность процесса лейкоцитоза и защитные свойства форменных элементов крови. В 1893 году он блестяще защитил диссертацию. Официальным оппонентом на защите был физиолог и первый нобелевский лауреат Иван Павлов. С началом Русско-японской войны (1904) Евгений Боткин  убыл в действующую армию добровольцем и стал заведующим медицинской частью Российского общества Красного Креста в Маньчжурской армии. По воспоминаниям очевидцев, несмотря на административную должность, он много времени проводил на передовой. За отличие в работе был награжден многими орденами, в том числе и боевыми офицерскими. Осенью 1905 г. Евгений Сергеевич возвратился в Петербург и приступил к преподавательской работе в академии. В 1907 г. он был назначен главным врачом общины святого Георгия в столице. В 1907 г. после смерти Густава Гирша царская семья осталась без лейб-медика. Кандидатура нового лейб-медика была названа самой императрицей, которая на вопрос, кого бы она хотела видеть на этой должности, ответила: «Боткина». Когда ей сказали о том, что сейчас в Петербурге одинаково известны два Боткина, сказала: «Того, что был на войне!».

http://pravmir.ru/ya-dal-tsaryu-chestnoe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010