Зная, что в Литве находятся многие русские области. Московские князья усваивают мысль, что это их древние вотчины, и продолжают дело объединения уже на Литовской земле, а не только на великорусской. Такой взгляд Московских князей на единство всей русской земли выразился в ответе Ивана III литовскому послу, на жалобу последнего, что Московский государь захватил чужие вотчины, не имея на них никакого права: «короли Владислав и Александр хотят против нас за свою вотчину стоять; но что называют короли своею вотчиной? не те ли города и волости, с которыми князья русские и бояре приехали к нам служить, и которые наши люди взяли у Литвы? Папе, надеемся, хорошо известно, что короли Владислав и Александр отчичи Польского королевства да Литовской земли от своих предков, а русская земля от наших предков из старины наша отчина». Вместе с тем, в грамотах, посылаемых в Литву, московские князья именовали себя: «князь Московский и всея Руси»; литовцы отлично понимали, какая мысль скрывалась за этим титулом, и вот почему они так желали его уничтожения. Вместе с изменением характера внешней политики, изменилась и внутренняя политика, а также правительственное положение Московского князя. Мы видели, как усиливалась власть великого князя Московского на счет удельных князей, как старший сын наследовал после отца большее число городов, как такое материальное превосходство, увеличиваясь все более с течением времени, все больше отличало Московских старших князей от удельных. Но со второй половины XV века этот князь перестает быть только удельным князем, а воплощает в своем лице высокий политический авторитет, как Державный вождь великорусской народности. Иван III берет с своих братьев обязательство не сноситься помимо его с иностранными державами, запрещает им бить монету и чинить суд по важным уголовным делам, оставляя эти права исключительно за Московским великим князем. Он принимает титул «всея Руси», усиливая его перечислением всех подвластных ему областей: «великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский и т. д.» Он зовется самодержцем, то есть властителем политически независимым. С приездом Софьи Фоминичны Московский князь усваивает по преемству от византийского императора герб двуглавого орла, служащий знаком царской власти, и вводит сложный этикет в придворную жизнь. Насколько велико было сознание своего могущества у Московского князя этого времени, видно из ответа Ивана III послу германского императора, Поппелю, посланному, между прочим, за тем, чтобы предложить Ивану королевский титул. Иван отказался от титула и велел сказать послу: «Просим Бога, чтобы нам дал Бог и нашим детям, и до века в том быти, как есмя ныне государи на своей земле; а постановления, как есмя напереде сего не хотели ни от кого, так и ныне не хотим». Такой гордый ответ получил первый по значению европейской государь от дотоле неизвестного Западной Европе Московского князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

85 Первый архиепископ терновский Василий в послании к папе Иннокентию III, писанном в конце 1203 или в начале 1204 года, дает знать, что он состоят архиепископом 18 лет (см. послание в Патрол. Миня т. 215, стр. 288); следовательно, поставлен в архиепископы в 1185 или 1186 году. 86 Изложим эту историю сношений болгар с папою Иннокентием III в ее подробности. Основываясь на позднейших уверениях Калияна Иннокентию, будто он возымел намерение обратиться за благословениями к его св. седалищу тотчас же по вступлении на престол, но будто неоднократно посланные им послы по разным препятствиям ни однажды не могли дойти до Рима, исследователя принимают, что сношения начались по инициативе не папы, а самих болгар, и что они начались не при Иннокентии III, а еще при его предшественнике Целестине II (так принимают не одни исследователи католические, которых легковерие понятно и извинительно, а и наши православные). Но несомненно, что эти уверения Калияна суть не более как дипломатическое лганье, что сношения начались впервые при Иннокентии и что первый завязал их именно он, а не болгары. Первое послание Иннокентия к Калияну, которым он начал свои сношения с ним, не имеет даты. Но как прямо дается в нем знать (hactenus non potuimns) оно писано не тотчас, а то или другое время спустя после восшествия папы на престол, и вообще должно быть относимо к концу 1199 или к 1200 году. Обычный приступ, которым папы начинали свои сношения с православными государями, есть тот, будто дошло до их сведения об их (государей) преданности римскому престолу. Тем же приступом начинает и папа Иннокентий; но кроме этого обычного комплимента, он имел возможность сделать государю болгарскому комплимент еще совсем особого рода. Под властию болгар находилась тогда валашские румыны, которые производят себя и которые на самом деле отчасти происходят от итальянцев или римлян; намеренно или не намеренно приняв Калияна именно за такого римлянина-румына, пана пишет ему, что услышал об его происхождении от одного из благородных римских поколений и о том, что преданность к св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

(См. у Преосвящ. Саввы в его издании, стр. III, примеч. I). На основании всего вышеизложенного полагаем, что Совет Академии найдет справедливым ходатайствовать в надлежащем порядке пред высшим начальством о возведении Высокопреосвященнейшего архиепископа Саввы на степень доктора церковной истории. Подписали : Ординарный профессор Евгений Голубинский , экстра-ординарный профессор Григорий Воскресенский , экстра-ординарный профессор Иван Корсунский, доцент Александр Голубцов 1 1–2 Т. Lipsiae, 1805. 8°. т. 1 описывает рукописи синодал. библиотеки собственно, а т. 2 – библиотеки синод. типографии. 2 Достаточно сказать, что второе издание Указателя вышло почти втрое больше по объему, нежели первое, именно: в Указателе ризницы вышло страниц и для Указателя библиотеки 4 Не говоря о других, почивших и доселе здравствующих ученых, достаточно указать для сего в пример на покойного преосвященного Амфилохия, епископа Угличского. 5 См. стр. 15 протоколов Общества в вып. 2; т. I Древностей. Трудов Моск. Археологич. Общества. Москва, 1867. Срав. затем там же… стр. 131; т. III, вып. 2 (М. 1871), стр. 145 и др., в Сборнике древне-русского искусства на 1866 г. в статье Г. Д. Филимонова и др. 6 См., напр., в изданиях: Сборник Общества древне-русского искусства на 1866 г. в статье Г. Д. Филимонова ; Древности. Труды Московского Археологического Общества, т. I, вып. 2 (М. 1867) стр. 131 (в статье гр. А. С. Уварова), т. III, вып. 2 (М. 1871), стр. 145 (в статье И. Д. Мансветова ), стр. 179 (в статье архим. Амфилохия); т. IV, вып. 1, стр. 7, 23, 166 и многих других. В материалах к археологич. словарю, стр. 12, 46, 53 и др. 7 О первом и втором изданиях мы говорили. Третье издание Указателя вышло в 1858 году. Затем и после было не одно издание его. Так 4-е издание Указателя, пересмотренное и дополненное, по сравнению с третьим, в 4-ю долю листа, с XV-ю таблицами фотолитогравированных снимков замечательнейших предметов ризницы, вышло в Москве в 1863 году. И издание 5-е, вышедшее отдельно (также пересмотренное и дополненное), напечатано в Москве же, в 1883 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

( < < back) Но я вникал в ее беседы мало. оо И праздно мыслить было мне отрада. — Здесь и ниже цитируется то же стихотворение (III, 254—255). ( < < back) Далее в первой публикации: «Для нас, нашедших единство в двойственности, это уже не лживые идолы, не призраки умерших богов, а вечно–живые демоны, два идеала героической мудрости, — ибо на Олимпе их также двое». ( < < back) …«сей чудный муж со исчезнувший, как сон, как тень зари»… — Здесь и ниже цитируется стихотворение «Недвижный страж дремал на царственном пороге…» (II, 311). ( < < back) Зажжем огни, нальем бокалы оо Бессмертья, может быть, залог! — Цитируется «Пир во время чумы» (1830) (VII, 180). Далее в первой публикации продолжение цитаты: «И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог. Итак — хвала тебе, чума! Нам не страшна могилы тьма, Нас не смутит твое призванье!». ( < < back) Далее в первой публикации: «Недаром Достоевский, исследователь человеческих глубин и мраков отнюдь не робкий, у которого голова не кружится над самыми страшными безднами, — заглянув в глубину этой поэмы, ужаснулся дерзновению Пушкина». ( < < back) «…свою любовь я продаю оо ценою жизни ночь мою»… — Здесь и ниже цитируются «Египетские ночи» (1835) (VIII, 275). ( < < back) Александрийские чертоги оо Земным готовятся богам. — Цитата из стихотворения «Клеопатра» (1824) (III, 132). ( < < back) Внемли же, мощная Киприда, оо Глава счастливцев отпадет! — Цитируются «Египетские ночи» (VIII, 275). ( < < back) Но тайну прелесть находила/Ив самом ужасе она. — Цитируется «Евгений Онегин» (гл. 5–я, V) (VI, 100). Далее в первой публикации: «Разве могут в одной душе зародиться два таких образа: по выражению Достоевского, идеал Содома рядом с идеалом Мадонны, разве может одно сердце заключить в себе две таких бездны? Да, как в музыке сфер, — бездна отвечает бездне, темное небо отвечает светлому. Сонмы ангелов так же благословляют Единого благословениями, как сонмы демонов — проклятьями, голоса двух бездн сливаются в одну гармонию». Выражение из романа «Братья Карамазовы», слова Мити (кн. 3, гл. III).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Папа Евгений III в 1148 г. после неудачного Крестового похода Конрада III и Людовика VII, вернулся из Франции в Италию и первым делом объявил Арнольда еретиком без всякого формального суда, лишь на основании его проповедей. Республиканский Сенат Рима, вдохновляемый Арнольдом, попытался заключить союз с Конрадом III против папы. Торжественное послание сената Конраду кончилось восторженным панегириком ему: «...B Риме он должен царить, Править, как властелин, земным шаром, подобно Юстиниану. Что принадлежит Императору, то его, что Папе – то пусть будет Папы, Таково было повеление Христа, и Петр платил подать Кесарю». (А. Гаусрат, с. 342). Император не откликнулся на призыв Сената, и последний был вынужден примириться с папой. Однако даже переезд папы в Латеранскую базилику не ослабил влияния Арнольда на население и в Сенате Рима. Исход борьбы решил договор нового императора Фридриха Барбароссы с папой, оставивший арнольдистов в полном одиночестве. Новый папа Адриан IV (1154−1159 гг.) принял решительные меры и на предпасхальной неделе наложил интердикт на церкви Рима. Такая мера была впервые в истории применена к священному городу и произвела на римлян потрясающее впечатление. Не прошло и трех дней, как верующие Рима потребовали от Сената покаяния перед папой и клятвы в верности Римскому Престолу. Арнольд вынужден был бежать из Рима, но вскоре был схвачен по приказанию императора Фридриха, желавшего таким образом убедить папу в своих дружеских отношениях к нему. Мятеж в Риме был окончательно подавлен войсками Фридриха, прибывшего в Рим для коронования, а сам Арнольд повешен. Труп его был сожжен, и пепел выброшен в Тибр, чтобы предотвратить народное поклонение его останкам. После гибели Арнольда центр сектантского движения переместился во Францию, где в 1170 или 1173 году возникла секта вальденсов, широко распространившаяся по Европе. Основатель секты Петр Вальдес был богатым лионским купцом, который, несмотря на отсутствие образования, пожелал ознакомиться с евангельскими истинами по первоисточникам. С этой целью он поручил ученым перевести для него на романский язык Библию и выдержки из сочинений Отцов Церкви, а затем с большим рвением принялся изучать их.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

(Что в 1542 году, это видно из слов Максима в послании, что он беспричастен пребывает лет уже 17: 1525†17­1542). 1672 Что Иоасаф не принадлежал к числу сторонников иосифлянства, об этом см. выше стр. 742 начало, (электронная версия – абзац сноски прим. корр.). Что он принадлежал к числу почитателей преподобного Максима, об этом, после сказанного нами о нём выше, можно ещё заключать из того, что сохранился принадлежавший ему сборник сочинений Максима, – рукопись. МДА фундаментальной 1675 Казанское издание I, 23. Это Исповедание Максим называет в последующих своих писаниях и посланиях «ливелью» (libellum). 1677 Это послание, из которого узнаём и предшествующее, напечатано преосвященным Филаретом в приложении к статье: « Максим Грек », помещённой в Москвитянине, 1842г. стр. 91. Издатель полагает, что оно адресовано митрополиту Иоасафу, но в нём говорится о преподобном иноке Алексее, протосингеле и сосудохранителе митрополита, а это казначей митрополита Макария, – см. Известий Археологического Общества т. III стр. 49 fin.. Вместе с самим митрополитом Максим писал и к этому его казначею (принимаемому учёными за Адашева, хотя в самом послании: «преподобне отче»), – Казанское издание II, 382. В опровержение клевет Данииловых на себя Макарию, Максим приложил к посланию, которое адресовал последнему, оправдательное списание: «Словцо отвещательно о книжном исправлении», – Казанское издание III, 79. 1678 В 1544 году, о чём сейчас ниже, Максим просится на Афон и не просит о допущении к причастию, следовательно – был уже допущен. 1680 Просительное послание к государю (который ещё не называется царём) – Казанское издание II, 376. Просьбу к боярской думе представляет собой «Слово отвещательно о исправлении книг русских», – ibid. III, 60 (Указывая время написания Слова, Максим говорит, сколько лет он одержим постигшими его в 1525г. «лютыми»; но в разных списках цифра лет различная: в одних 19 лет, в других 18, в иных – 15; подлинной цифрой нужно считать первую, так что 1525†19­1544).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Англ. завоевание и основание колонии повлияли на положение католич. Церкви в И. Со времен кор. Генриха II англ. власти стремились контролировать епископат и настаивали на признании ирл. епископами тех прав в отношении Церкви, которыми король пользовался в Англии: утверждать избранных капитулами кандидатов на епископские кафедры (1-м ирл. прелатом, получившим утверждение от короля, стал еп. Уотерфорда Августин в 1175) и осуществлять попечение над имуществом вакантных кафедр и мон-рей. Считая необходимым контролировать Дублинскую кафедру, Генрих II назначил на нее придворного чиновника англичанина Джона Комина (1181-1212). Бароны способствовали замещению кафедр англичанами (к 1216 англичане занимали 9 епископских кафедр в И.). Как пример использования церковной иерархии для решения светских вопросов можно рассматривать дело о присоединении еп-ства Глендалох к Дублинской кафедре (утверждено Римским папой Иннокентием III в 1215). Территория еп-ства Глендалох охватывала гористую местность в совр. графстве Уиклоу и находилась под контролем ирл. вождей, совершавших набеги на англ. поселения. Включение этих земель в юрисдикцию Дублинского архиепископа, который избирался из среды, лояльной англ. короне, должно было способствовать подавлению мятежников. Цистерцианское аббатство Данброди. 1-я пол. XIII в. Цистерцианское аббатство Данброди. 1-я пол. XIII в. При кор. Иоанне I Безземельном попытки англ. властей повлиять на избрание угодных им кандидатов нередко оказывались безуспешными. Так, в Арма избранный капитулом вопреки королевской воле архиеп. Евгений (Эхдонн мак Гилла Удир, 1202-1216) был утвержден Папским престолом. В 1215 г. была достигнута договоренность между королем и папой Римским Иннокентием III о королевских прерогативах в управлении католической Церковью в И.: после кончины епископа владения кафедры переходили под опеку короны; капитул должен был получить королевское разрешение («лицензию») на избрание нового епископа, к-рый затем утверждался королем, приносил присягу и получал в свое распоряжение владения кафедры; высший надзор над соблюдением канонического права во время избрания епископов принадлежал Папскому престолу. Эти постановления, включенные в «Великую хартию вольностей» и утвержденные в 1219 г. папой Римским Гонорием III , были впервые применены в И. во время избрания Люка де Неттервиля архиепископом Арма (1217-1227) и действовали до эпохи Реформации в И. Тем не менее кафедральные капитулы многих епископств стремились избежать длительной и требующей издержек процедуры получения королевских «лицензий». В таких случаях от имени короля накладывался штраф, а выдача «лицензий» и возвращение церковных владений производились при условии, что подобные нарушения не повторятся в будущем.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Н.И. Полетаев Глава III. Описание Киево-Софийского собора и История киевской иерархии Киев, 1825 г. Процесс их составления, Прежние занятия м. Евгения иоториею церкви юго-западной России. Н. П. Румянцев. Краткий анализ Описания Киево-Софийского собора и подробный – Истории киевокой иерархии с содержащеюся в ней историею унии. Прибавления к описанию Киево-Софийского собора. Место этого труда в отечественной церковной историографии. – Синопсис (изд. 1823 и 1836 гг.). – Киевский месяцеслов с присовокуплением разных статей к Российской истории и киевской иерархии относящихся. Киев, 1832 г. – Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. Киев, 1826, 1831 и 1847 г. г. Источники, пособия, характер и современное значение Описания Киево-Печерской лавры. «На классической сей земле древностей наших какую богатую пользу Вы принесете любителям отечественной истории!» (Из письма Н. П. Румянцева к Евгению по поводу назначения его в Киев на митрополичью кафедру. Переписка, стр. 55). Сочинение, заглавие которого мы выписали первее других заглавий, и сам высокопреосв. историк в своей автобиографии (Словарь светских писателей, стр. 11) всецело приписывает себе, и все его биографы единогласно усвояют ему же. Тем не менее нашелся ученый, который более чем на половину отнимает у м. Евгения право называться самостоятельным автором «Описания». Это был покойный Закревский, который на 908 стр. своего «Описания Киева» (т. II, М. 1868 г., изд. 2) говорит о занимающем нас труде: «Труд достойный великого уважения. В этом издании киевского митрополита Евгения Болховитинова заключается очень много сведений исторических, для собирания коих потребны были огромная ученая подготовка, необыкновенное трудолюбие и редкая любовь к антикварным занятиям. Все это, кажется, подготовлено миоголетними трудами ученейшего Иринея Фальковского». Не будь таких трудов, Евгению, «много» обязанному Фальковскому, и невозможно было бы сочинить такое (курсив) сочинение», особенно если иметь в виду его «обширные иерархические занятия» и то еще обстоятельство, что он «занял киевскую кафедру в апреле 1822 г., a описание Софийского собора подписано уже цензурою 5 июля 1824 г.», (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 69-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить (в алфавитном порядке) материалы об основоположнике русского стиля в архитектуре Константине Тона, римском императора Марке Ульпии Траяне, армянском царе Трдате III, первом из правителей провозгласившем христианство государственной религией, авторе стихотворного переложения Псалтыри Василии Тредьяковском, композиторе Александре Третьякове, церковном историке Сергее Троицком , композиторе Сергее Трубачеве, религиозном философе Евгении Трубецком , авторе замечательных произведений о русской иконе, а также его брате, религиозном философе Сергее Трубецком, политическом авантюристе монахе Илиодоре (Сергее Труфанове), нашем современнике, замечательном ученом Анатолии Турилове, ученике преподобного Максима Грека Василии Тучкове, координаторе антицерковных действий организаторе репрессий против православной церкви Евгении Тучкове, мастере позднего классицизма в архитектуре Евграфе Тюрине, супругах Алексее и Прасковье Уваровых, много сделавших для развития российской археологии. В 69-й том вошли также биографические статьи о деятелях Церкви, в частности (в алфавитном порядке) о священномученике, пострадавшем при Диоклетиане Транквиллине, новомученике Триандафилле, казненном в Константинополе в 17 в. за исповедание христианской веры, о тридцати отцах Киево-Печерских в Дальних пещерах почивающих, о мученице Трифене Кизической, епископе Трифиллии Лефкосийском, константинопольском патриархе Трифоне, святом ростовском архиепископе Трифоне, преподобном Трифоне Печенгском, преподобном Трифоне Вятском (Подвизаеве), Трифоне, мученике Апамейском, епископе Суздальском Трифоне (Ступишине), митрополите Трифоне (Туркестанове) , апостоле от 70 Трофиме, юродивом Христа ради Трофиме Суздальском, мучениках Трофиме, Доримедонте и Савватии, почитаемом на Руси египетском мученике Уаре, убитом в Карлаге священномученике Уаре (Шмарине). Том содержит ряд страноведческих статей. В него вошли материалы о государствах Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, Тунис, Туркменистан, Турция и Уганда. Из статьи о Турции читатель сможет получить подробную информацию о географии, государственном устройстве, религии и религиозном законодательстве, истории страны с момента распада Османского государства. Статья содержит данные о религиозных и этнических меньшинствах в Турции. Статьи о других странах обладают схожей структурой.

http://azbyka.ru/news/v-prodazhu-postupa...

Вернее, пытался устроить. Евгений Никифоров: - А что, Сорос настолько влиятелен? Р.В. Ищенко: - Не надо быть особенно влиятельным. Например. Петр Алексеевич Порошенко, который сейчас работает президентом Украины, не был влиятельным человеком. Он был мелким подхалимом, который бегал за Кучмой, за Ющенко, за Януковичем, выпрашивал себе должности. А видите, работает президентом сейчас и вершит судьбы почти 40 миллионов населения. Если считать тех, кто остался на Украине  - 30-ти, но в принципе, повлиял на судьбы и тех, которые уехали. Т.е. не надо быть особо влиятельным, надо иметь определённые возможности для того, чтобы доставить определенные неприятности. Владимир Ильич Ленин накануне Октябрьского переворота не был влиятельным политиком в России. О нем большинство вообще не знало. А видите, устроил переворот и определил судьбы страны не только на 70 с лишним лет советской власти. Мы и сейчас, в общем-то, живем в стране, построенной Лениным - не Петром I, не Иваном III, а Владимиром Ильичом Лениным. Несмотря на то, что государство изменилось, изменился общественно-политический строй, но мы живем в стране, которую построил Владимир Ильич. Он совсем не был влиятельным. Евгений Никифоров: - Разъясните, что вы имеете в виду. Р.В. Ищенко: - Я имею в виду, что наши государственные структуры, причем не только в России, но и во всем советском пространстве, наша ментальность, наша экономика  - всё это родом из Советского союза. Когда мы празднуем день Победы, проходят войска парадом, несмотря на то, что Президентский полк пытаются одеть в гвардейскую форму второй половины XIX века. Тем не менее, мы же видим: это проходит Советская армия. Несмотря на то, что при Иосифе Виссарионовиче вернули погоны. Несмотря на то, что при Владимире Ильиче появились аксельбанты. И вроде, казалось бы, форма не особенно отличается от императорской. А мы видим: проходит Советская армия, не императорская, российская, а Советская. Так во всем. Мы реально продолжаем жить в Советском союзе без коммунистической партии, с изменившимся социально-общественным строем.

http://radonezh.ru/analytics/otsenka-seg...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010