См. ссылку в источниках. Источники: 1. Бен-Йосеф Сефи и др. Вифлеем и церковь Рождества. (На иврите.) Изд-во «Ариэль», Иерусалим, 1980. 2. 2. Новая энциклопедия археологических раскопок в Святой Земле. Под ред. проф Э. Штерна. (На иврите.) Изд-во «Карта», Иерусалим, 1992. Том I, стр. 186-191. 3. Лисовой Н. Н. Вифлеем. Статья в Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. T.8, с. 597-603. 4. Иоанн Фока. Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также о Сирии, Финикии и о Святых местах Палестины. Пер. И Троицкого. Православный палестинский сборник. Вып. 23. СПб. 1889. 5. Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Пер. СПб., под ред. А. А. Калинина. («Византийская серия»). М., Labarum, 1998. 6. Хронография Феофана Исповедника. (пер. И. С. Чичурова)/Византийские исторические сочинения. М., 1980. 7. Хождение игумена Даниила. Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова. 8. Епископ Мефодий (Кульман). Святая Земля. Журнал " Русский инок " , Джорданвилль, США. 9. Wenzel F., Szaktilla S., Pliett H. The roof of the Church of Nativity in Bethlehem. 10. Скабалланович М. Вифлеем - родина Христа. Очерк начала ХХ века. 11. Муравьев А.Н. Праздник Рождества Христова в Вифлееме. В книге: А Н. Муравьев. Письма с Востока (с 1849 по 1850 г.). Часть II. Союз писателей России, Информационно-издательская продюсерская компания «ИХТИОС», М., 2005 г. 12. Wilkinson J. Jerusalem Pilgrimage. L., 1988. 13. Паломник Антония Новгородца.]/b] ЖМНП. СПб., 1906. 6. С. 249, 252, 261; ЖМНП. СПб., 1908. 11. [в]Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия. С предисл. и примеч. П. Савваитова. СПб., 1872. 14. Бордосский путник. Православный палестинский сборник. Вып. 2. СПб., 1882. Перевод В. Хитрово. 15. Путник Антонина из Плаценции. Православный палестинский сборник. Вып. 39. СПб., 1895. Перевод И. Помяловского. 16. Баландин С. Пятое Евангелие. Иерусалим, 1999. 17. Иустин Мученик. Разговор с Трифоном Иудеем. Сочинения Св. Иустина, Философа и мученика. Москва, «Университетский типограф», 1892. Стр. 132-362. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=14202

Представление том, как изменялось название монастыря дают надписи на вкладах в лаврскую ризницу, приводимые А.В.Горским. Один из первых таких вкладов - кадило преподобного Никона, игумена Радонежского с надписью «сие кадило создано бысть святей Троицы». Царь Феодор Иоаннович и царица Ирина передали драгоценный, шитый шелками покров «в дом Живоначальныя Троицы и Преподобнаго Сергия Чудотворца и Никона». Царь Михаил Феодорович в 1632 году пожертвовал Евангелие «в дом Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и Великих Чудотворцев Сергия и Никона». 1677 годом датируется вклад боярина Богдана Хитрово «в обитель Пресв. и Живоначальныя Троицы». Годом позже крест - дар царевны Ирины Михайловны «в обитель Пр. Живоначальныя Троицы и Пр. Отцев Сергия и Никона Радонежских Чудотворцев». В 1734 году императрица Анна Иоанновна пожаловала панагию своему духовнику - архимандриту «Троицкаго Сергиева монастыря». В письмах святителя Филарета, митрополита Московского можно найти упоминания о Лавре или Троицкой Лавре. В справочнике 1852 года она именовалась Троицкая-Сергиева Лавра. Преподобный Амвросий Оптинский писал о Сергиевой Лавре. Наконец, в уже упоминавшемся справочнике 1910 года она именуется Троице-Сергиева лавра. Выражение Свято-Троицкая Сергиева Лавра вводится в употребление только в XX столетии. Мне могут возразить, что названия монастырей складываются исторически и на этот процесс накладывают отпечаток новые реалии, например, переосвящение главного престола храма или вхождение обители в юрисдикцию Святейшего Патриарха. Действительно, название монастыря уникально, как фамилия, имя и отчество, которое имеет каждый из нас. При обращении можно называть их полностью, но гораздо чаще мы используем только имя. Это облегчает и упрощает общение между людьми, нисколько не умаляя их достоинства. Вспомним, что зачастую в историю входили даже прозвища наших далеких предков, носивших христианские имена. Не каждый сегодня ответит, чем известны схимонахи Троицкой обители XIV столетия Александр и Андриан, но имена героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби у всех на слуху.

http://pravoslavie.ru/1934.html

В числе похороненных на Бутовском полигоне - люди, оставившие след в рус. истории: председатель 2-й Гос. Думы Ф. А. Головин, бывший московский ген.-губернатор В. Ф. Джунковский, один из первых рус. летчиков Н. Н. Данилевский, член экспедиции О. Ю. Шмидта бортмеханик Я. В. Брезин, правнук М. И. Кутузова проф. церковного пения и композитор М. Н. Хитрово-Крамской, худож. А. Д. Древин, спортсмены, заложившие основы советского альпинизма. В земле Бутова лежат представители рус. дворянских родов: Ростопчиных, Тучковых, Гагариных, Шаховских, Оболенских, Олсуфьевых, Бибиковых, большая группа бывших царских генералов (генерал-лейтенант Е. И. Мартынов, генерал-майор М. Ф. Кригер, обладатель 7 воинских боевых наград ген. Б. И. Столбин и др.). На Бутовском полигоне были замучены 739 священнослужителей РПЦ: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 118 протоиереев, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов (в т. ч. 4 протодиакона и 1 архидиакон), 10 монахов, 58 монахинь (в т. ч. 3 схимонахини), 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана). За веру на Бутовском полигоне были расстреляны 219 мирян (псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа). В числе казненных в Бутове «церковников» - 59 старообрядцев, 9 обновленцев, более 60 баптистов, хлысты, «антивоенники», евангелисты, сектанты (без уточнения, к какой именно секте принадлежали; иногда следователи так называли представителей «катакомбной» церкви или истинно-православных христиан), а также 4 муллы и 1 раввин. Первыми православными священнослужителями, расстрелянными на Бутовском полигоне, были священномученики протоиереи Алексий Воробьёв, Алексий Касимов и сщмч. диак. Елисей Штольдер († 20 авг. 1937). Больше всего священнослужителей пострадало в сент.-дек. 1937 г. и в февр.- марте 1938 г. (17 февр. 1938 г. было расстреляно 502 чел., 75 из них священнослужители и монахи). Почти всем, проходившим по церковным делам, предъявлялось обвинение по 58-й ст. УК РСФСР, поводы для обвинения могли быть разные: «сохранение церкви и насаждение тайного монашества», «богослужения на дому», «недоносительство», «помощь ссыльному духовенству», приют бездомных священнослужителей или, напр., такое абсурдное обвинение: «клеветал, что церкви закрываются, священники арестовываются». Большинство подследственных, замученных или обманутых следователями, в конце концов признавали себя полностью или частично виновными в «антисоветской агитации», «контрреволюционной деятельности», но в вопросах веры церковный народ показал себя неустрашимым. Ни пытки, ни угрозы смерти не могли заставить верующих отречься от Бога, возвести хулу на Церковь; не редкостью является «отсутствие в деле скомпрометированных лиц», т. е. отсутствие новых имен, необходимых следователям для новых арестов.

http://pravicon.com/info-1883

Долго прождавши обеда, пообедали мы часа в два с половиной. Архиепископ, между прочим, выложив из кармана письма, из коих одно оказалось мне от Преосвященного Николая из Сан-Франциско, удостоверительное, что это – не ложно Архиепископ Занте, что он служил в Сан-Франциско и прочее. После обеда я повел Высокопреосвященного Дионисия посмотреть наши школы. Но в Катехизаторской школе застали только одного ученика; в Семинарию, опасаясь того же, не повел; в Женскую школу пошли; там, хотя тоже, по случаю каникул, не все было в порядке, но нашли немало народу. Архиепископ благословил всех; были в иконописной, где ему предложена была, по его желанию, икона Спасителя; поднесены также вышивальные работы учениц, из которых он выбрал себе несколько. Тут же я предложил ему отслужить в нашем Соборе. Он пожелал отслужить литургию в Крещенье и обещал привезти свое облачение. 5/17 января 1894. Среда. Пред всенощной был князь Сергей Михайлович Волконский (с посланником Михаилом Александровичем Хитрово), сын вице-министра Народного Просвещения, возвращающийся из Америки домой. Он говорил lectures на выставке в Чикаго, потом в разных университетах, по приглашению; собственно три лекции: «О женском образовании в России», «о религиозном Парламенте в Чикаго» и «впечатления его в Америке». Лекции эти сделали его известным в Америке. Я настаивал, чтобы он лекцировал и здесь. – В течение разговора зазвонили ко всенощной – звал в Церковь , – «Нельзя», – говорит, – «нужно на бал (кажется) в Американское Посольство». Ну и Господь с тобой! Во время всенощной прибыл Архиепископ Дионисий. Но на литию и на Евангелие не выходил. После всенощной мы ему, у о. Сергия в комнате, предложили ужин. После он, между прочим, пропел тропарь Крещения, – как хорошо! Особенно не могу я забыть „?????????!“» 6/18 января 1894. Четверг. Богоявление. Утром Архиепископ Дионисий смотрел вместе со мною совершавшееся крещенье в соборной крещальне. Потом продиктовал свою проповедь мне и Мии, диакону; диктовал по-английски, Мии записал по-японски.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Алеко идет к цыганам, где встречает цыганку Земфиру – по мысли автора, существо, еще не испорченное цивилизацией. Они влюбляются друг в друга, и все должно быть хорошо у них с точки зрения учения, которое считает, что люди рождаются с совершенными чувствами. Но Земфира вдруг влюбляется в цыгана и изменяет главному герою. Алеко убивает ее, а потом понимает, что причина даже не в ней и не в городе, и не в том, что она влюбилась в цыгана, а в том, что он сам подлец, зло – в нем. Так Пушкин, не читая учебники по догматике, сам пришел к учению Церкви о первородном грехе, путем поэтического исследования, через свое творчество. Подобную ситуацию Пушкин позже описывает и в «Евгении Онегине». В середине романа была глава «Путешествие Онегина» – главный герой там размышляет о страстях, действующих в человеке. Смотрите сами: вот Татьяна Ларина, девочка, девушка, живет в православном быту. Пушкин описывает этот быт: у них Масленицу отмечают, и понятно, что это православный праздник, предшествующий Великому посту. Вероятно, семья и в храм ходила, и говела три раза в год, причащалась. Онегин убивает Ленского… и дальше Пушкин не описывает, что с ним происходит, так же, как и Гоголь, который сжег второй том «Мертвых душ». Они оба как авторы, как творцы, понимают, что все уже сказано в Святом Евангелии. И не могут заниматься пересказом, изображая духовное возрождение души в Церкви. Но вот Онегин приезжает в Петербург, видит Татьяну, видит, как себя ведет в этом «блестящем упоении света» православная женщина. У нее муж – высокопоставленный вельможа, все внимание на нее – а у нее нет никаких ужимок, никакой гордости, она очень простая, и он в нее влюбляется. Прототипом православной христианки Татьяны послужила Елизавета Михайловна Хитрово, дочь Михаила Илларионовича Кутузова. Она была духовным чадом святителя Филарета Московского, с Пушкиным она была лично знакома, и Пушкин восхищался ей как женщиной с каким-то особенным духовным внутренним состоянием. Она была замужем за голландским посланником и узнавала все европейские новости раньше всех, сообщала их митрополиту Филарету, а митрополит Филарет сообщал царю. Такая почта существовала в то время… Вот так, если говорить немножко о Пушкине.

http://bogoslov.ru/article/6191886

«Соверших же, говорит о себе переводчик, ту книгу в злейшее всех злых времён, тогда егда во гневе Божии Христиане Западных стран бяху, и подвиже Деспот Углеша все Сербское и Греческое войско, и брата своего Волконина Краля, и иные Вельможи многие, негде до 60,000 избранного войска и пойдоша в Македонии на изгнание Турок, не судивше, яко гневу Божию никтоже мощен противу стати. Тех убо не изгнавше, но сами от них убиени быша, и тамо кости их падоша, и непогребены пребыша, и многое многое множество ови убо в острии меча умроша, овоже в запленении ведено бысть. Нецый их и гонзнувше приидоша, и толико нужда и зло люто облия вся грады и страны Западные, елико ниже уши слышаста, ниже очи видеста, по убиении бо мужа сего храброго Деспота Углеши, просыпашася Измаильтяне и полетеша по всей земли якоже птицы по воздуху, и овех убо от Христиан мечем закалаху, овех же в запленение отваждаху, а оставших смерть безгодно пожже, от смерти же оставшия, гладом погублена быша. Таковый убо глад бысть во всех странах, яков же не бысть от сложения мира, ниже потом таковый, Христе милостивый, да не будет; а ихже глад не погуби, сих попущением Божиим волци нощию и дню нападающе снедаху, увы умилен позор бо видети: оста земля всех добрых пуста, и людей и скотных населий, не бе Князя, ни вожа, ни наставника в людех, ни избавляющего, ни спасающего, но вся исполнишася страха Измаилитского и сердца храбрая доблественных мужей в жен слабейшая сердца преложишася, в то бо время и племя Сербских Господей седми мню рад конец прият, и воистину тогда ублажаху живыи прежде умерших, и веруйте ми не аз иже невежда, но всему есмь, но он премудрый в Еллинех Ливаний, не бы могл писанием представити нужду, иже постиже Христиан Западных страны.» Надпись внизу по листам: «лета 7187/1679 марта в 12 день сия книга Боярина и Дворецкого и Оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово, а быть ей в Перемышльском уезде Живоначальныя Троицы в Лютикове монастыре.» б) Вторую половину этого Сборника составляет книга называемая Цветослов. В предисловии к благочестивому читателю неизвестный составитель этой книги смиренно поведает, что он собрал её из многих Божественных Писаний: от Евангелия Иисус Христова, от Святых Богословцев вселенских учителей, наипаче же от бесед Евангельских и Апостольских, якоже трудолюбная пчела, с цветов разумного раю, собирах духовную сладость, и составих книгу сию учительскую далее говорит: «многие болезни на души и труды на теле подъях книги ради сия, но аз, заключает он, много потрудихся, вы же в трудех моих почивайте и теми услаждайте души ваша....»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Далее старинная деревянная лестница ведет на второй этаж. Она выходит в коридор с комнатами для священнослужителей, библиотекой и архивом. С третьего этажа лестница выводит на крышу, оставляя над собой стеклянный фонарь перекрытия. Удивительным является в этом здании маленький, квадратный в плане, внутренний дворик, в который «выглядывают» помещения как подвального, так и первого и второго этажей, всегда остающийся в тени. На террасе, примыкающей к храму с юго-запада, находятся палаты для паломников. Пять из них предназначались для духовенства, а две большие, в пять окон каждая, для богомольцев. Кровля центральной базилики двускатная и покрыта черепицей. Над боковыми пристройками (над музеем и ризницей, с одной стороны, и над жилыми помещениями Подворья, с противоположной стороны) крыши плоские, в виде террас, откуда открываются незабываемые виды на Старый Город. Более стильного и нарядного здания, пожалуй, в Старом Городе нет. А если говорить об археологическом собрании древностей, начиная со святыни Православия – Порога Судных Врат, древних городских стен I в. до P. X. и Константиновой арки, если вспомнить о живописи И. Е. Репина и Н. А. Кошелева, об иконах малоизвестного, но талантливого художника В. Ф. Пасхина и вообще о редком собрании икон, мемориальных досок, музейных экспонатов, – то мы, несомненно, должны признать Апександровское подворье одним из значительнейших памятников русской духовной культуры XIX в. Мемориал Императорского Православного Палестинского Общества Камни Священного Порога (две плиты размером 50 х 100 см с углублением для затвора) с частью древней мостовой закрыты стеклянной витриной и обнесены с трех сторон чугунной ажурной решеткой. За святыней, на высоком иерусалимском камне, специально приобретенном у греческого духовенства и символизирующем Голгофу, возвышается деревянное Распятие. Над Порогом висят семь лампад, две из них – «Царская» и Палестинского Общества – являются неугасимыми. Справа от Порога, заглубленный в восточную стену основной базилики и выделенный сверху карнизом с семью консолями, чернеет лабрадоровыми поминальными досками мемориал ИППО. Особо выделены два памятных знака: справа от Порога Судных Врат – икона преп. Сергия Радонежского, в память о носившем его имя Председателе Палестинского Общества великом князе Сергии Александровиче. Слева, над т. н. «игольным ушком», через которое трудно пройти, по евангельской притче, богатому, – мемориальная доска Василия Николаевича Хитрово , организатора и вдохновителя всего русского дела в Святой Земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Прошло в ожидании три дня, показавшихся для чувства слишком долгими; не дождавшись гостя и в четверг, начинали уже полагать, не переменилось ли почему-либо благое намерение великого князя, как вдруг в пятницу рано поутру (в 6 часу утра) показался из-за мыса Дафна пароход «Великая княгиня Ольга» (Русского общества пароходства и торговли), на котором находился жданный и желанный гость 1 . После соблюдения неизбежных и на Афоне формальностей относительно карантина, отчалила от берега шлюпка, в которой находились: русский консул А. Е. Лаговский и второй духовник русского монастыря иеросхимонах Макарий, которые были немедленно представлены Его Высочеству и услышали от него самого, что вскоре после чая, он съедет на берег. При сем его высочество изволил знаменательно выразиться Макарию: «исполняю мое искреннее желание видеть Афон». Кроме собственной свиты его высочества состоявшей из 6 человек, его сопровождали из Константинополя: секретарь посольства Хитрово и архимандрит посольской церкви Леонид, последние для ознакомления гостя с церковными древностями Афона и историей его святых обителей. У выхода на берег (в 7 часу утра) на монастырской пристани Русика была устроена арка и павильон из лавровых дерев, перевитых олеандрами, украшенная вверху вензелевым из неувядаемых цветов именем его высочества. Здесь встретил его иеросхимонах Макарий в облачении с Евангелием в руках, с приветствием в устах: благословен грядый во имя Господне, 5 иеромонахов и 2 иеродиакона с кадилами и ковчегами, в предшествии коих его высочество, при пении певчими тропарей: «Спаси, Господи, люди Твоя...», направился вверх к монастырским святым вратам, по пути устланному красным полотном и осыпанному лавровыми листьями. При движении этой процессии весело гудели монастырские колокола красным звоном, звуки которых гармонически переливались по заоблачным высотам Афона, который как бы сочувствуя нашему торжеству, тоже, псаломски, радостью препоясались. Между тем вся братия, расположившаяся рядами от самой пристани до святых врат, приветствовала его высочество молчаливо, низко почтительным поклоном; многие при этом в душевной радости проливали теплые, сладостные слезы, и молились, полагая на себе крестное знамение.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Например, мы очень хорошо знаем, что существовал выдающийся художник по имени Прохор с Городца, который, по свидетельству летописи,  вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублёвым расписывал Благовещенский собор Московского Кремля. Причем в летописной записи устанавливается очень ясная иерархия по последовательности имен. Первым идет Феофан Грек, как уже выдающийся прославленный византийский художник, работавший на Руси. Чернец Андрей Рублев стоит третьим. Видимо, он был в этой команде младшим, но раз он стоит под своим именем, значит, обладал  определенным авторитетом. И, наконец, Прохор с Городца, имя которого написано вторым, но мы о нем  не знаем ровным счетом ничего. Но, совершенно очевидно, что в начале XV века он был  крупным мастером, иначе ему бы не поручили такой важный заказ, как роспись княжеского собора. И не поставили бы его имя между именами Феофана Грека и Андрея Рублева. Но пока ни одной иконы  этого художника, ни одной фрески, которая коль сколько-нибудь ему приписывалась,  обнаружить не удалось. Похожая история с Даниилом Черным — художником, который вместе с Андреем Рублевым расписывал Успенский собор во Владимире. Об этом тоже сообщают летописи. Росписи сохранились лишь фрагментарно, большая их часть погибла в пожаре, который случился практически сразу после завершения работы. Причем, имя Даниила Черного стоит на первом месте. Скорее всего, он был старшим товарищем Андрея Рублева, уже более авторитетным иконописцем того времени. Много лет искусствоведы и реставраторы пытаются отличить руки Андрея Рублева и Даниила Черного в сохранившихся фресках Успенского собора во Владимире. Кстати, интересно, почему этот Даниил назван Черным? Кто-то говорит о том, что, скорее всего, Даниил был не русским, а либо греком, либо болгарином. Но, опять-таки, сведений у нас настолько мало, что утверждать что-либо хоть с малейшей доли конкретики мы не можем. Выдающиеся художники той же эпохи написали лучшие в древнерусском искусстве миниатюры в Евангелии Хитрово. Некоторые исследователи считают,  что одним из авторов миниатюр мог быть и одним из авторов Звенигородского чина. Но, это — предмет дальнейших очень внимательных научных исследований.

http://pravmir.ru/menya-ne-ubedili-issle...

Светлым лучем, озарившим печальную картину мрачной действительности и оживившим погребенные было уже лучшие мечты, явилось в эти скорбные дни трогательное паломничество великих князей Сергея и Павла Александровичей, после перенесенных тяжелых нравственных потрясений 1 марта, пожелавших у Живоносного Гроба найти для себя утешение в молитве за дорогих виновников их бытия, благочестивых родителей Государя Александра Николаевича и Государыни Марии Александровны, живо интересовавшихся Палестиной и много помогавших ей от Своих царских щедрот. Спутником великих князей был и великий князь Константин Константинович. Пребывание в Иерусалиме Их Высочеств продолжалось 10 дней, с 21 по 30 мая, прошло в непрерывных молениях у Гроба Господня и на Голгофе и в посещении достопримечательных мест Иерусалима и его окрестностей и произвело глубокое впечатление как на Августейших путешественников, так и на всех, кто имел счастье видеть их. После «беседы с Их Высочествами наедине в их комнате, обращенной на обсуждение разных пунктов евангельской истории, арх. Антонин знаменательно замечает в своем дневнике: «Чистые, благие и святые души Царевичей пленили меня. Это несомненно, Она, высокая Боголюбица и смиренная Христианка, возрастила и сохранила их такими в усладу и похваление всем ревнующим о духе, небе, Боге. Мир духу Ее». «От высоких гостей майских, – писал арх. Антонин к В. Н. уже 3 юля 1881 г., – тут все в восторге. Независимо от своего царского рода и положения, это наилучшие люди, каких только я видал на свете. Да пребудет с ними и в них вовек неотступно благодать Божия! Меня они очаровали своею чистотой, искренностью, приветливостью и глубоким благочестием в духе православной Церкви. Пробыли здесь 10 дней, от 21 до 31 мая, и половину ночей этого периода провели у Гроба Господня в молитве. От щедрот их и мне на мои постройки выпала не скудная лепта. Благодать возблагодать, по слову Евангелия». Поездка великих князей Сергея и Павла Александровичей сильно заинтересовала Василия Николаевича Хитрово , который желал извлечь из нее пользу для того дела, которому он отдался и прилепился всею своей горячей душей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010